Реферат по предмету "Государство и право"


Римское государство в период республики. Органы государственного управления

Министерство
образования Российской Федерации



Челябинский
государственный университет





              



           Кафедра Истории
государства и права зарубежных стран



















                   
                  Контрольная работа



Римское
государство в период республики



   
Органы государственного управления


                                                
 
Выполнил



                                                                          
Студент группы ЮЗ-101



                                  
               
Колодяжный П. С.



                                                                  
Проверил



                                                                  
Харланов В. Л.



                                     



                          
           



                                 
       Челябинск                                                                                           
      



                                 
2003



Содержание



     
Введение
…………………………………………………………...1



1.1.  
Республиканский Рим………………………………………..5



1.2.  
Общественные отношения……………………………….....5



1.3.  
Государственный строй. Органы гос.
управления………10



1.4.  
Государственные должности и
замещения………………13



1.5.  
Падение республики и переход к
империи……………….16



 Заключение………………………………………………………...20



     
Литература…………………………………………………………..21



                                                    



        



 



             



















































      
                          



Введение



Изучение истории римского общества -
прослеживание основных закономерностей его правового, социального,
политического и культурного развития и выявление специфических, присущих только
древнему Риму черт -  имеет особый интерес. Ведущие проблемы курса  истории
государства ,  получили наиболее четкое оформление и завершенность в римское
время. Если ранней республике были свойственны первоначальные формы рабства, то
для периода поздней республики, гражданских войн, историческим содержанием
которых был переход от системы античного демократического полиса к
тоталитарному  инвелирующему режиму, характерно значительное увеличении
численности рабов, проникновение рабского труда в различные сферы 
экономической жизни государства.



В письмах Цицерона  раскрывается 
подоплека политической борьбы. Политические должности достигаются с помощью
подкупов, широких обещаний, раздаваемых различным слоям населения, вплоть до
самых низших.



Расцвет классических рабовладельческих
отношений продолжался в начале ранней Римской республики. В последние века ее
существования наблюдалось разложение рабовладельческого строя. Рабство стало
тормозом дальнейшего развития. К концу III в  до н.э. 
после образования сильнейшей Римской средиземноморской рабовладельческой
державы , сложилось римское общество, отличавшееся большим многообразием и
многозначностью классово-сословной структуры. Основные общественные классы  не
были  едины и монолитны. Например , класс рабовладельцев распадался на два
сословия : сенаторы и всадничество. Класс рабов также делился на отдельные
группы: рабы, занятые в сельском хозяйстве, в ремесле, рабы - “служащие”
государственного аппарата и др. Следует отметить, что понятия “класс” и
“сословие” не всегда совпадали. В римском обществе , разделенном на враждующие
классы и сословия, классовые и социальные противоречия достигали такой остроты,
которая не наблюдалась ранее. Они  привели в конце II в до е.э. к
мощному подъему аграрного движения. (гракханское движение), в котором приняло
участие разорившееся римское крестьянство, а в начале I в до н.э. в
годы Союзнической войны, крестьянство всей Италии. Во II в до н.э. 
произошли восстания рабов в Сицилии и в I в до н.э.
грандиозное восстание рабов под руководством Спартака в Италии.



Римское    право всегда будет являться
предметом для изучения .  Все правовое развитие Западной Европы идет под знаком
римского права вплоть до настоящего времени: лишь со времени вступления в
действие нового общегерманского гражданского уложения — лишь с 1 января 1900 г.
исчезло формальное действие Юстиниановского Свода в тех частях Германии, в
которых оно еще сохранялось. Но материальное действие его не исчезло и теперь:
все самое ценное из него перелито в параграфы и статьи современных кодексов и
действует под именем этих последних.Римское право определило не только
практику, но и теорию. Непрерывное многовековое изучение римского права, в
особенности остатков римской юридической литературы, формировало юридическое
мышление Западной Европы и создавало сильный класс юристов, руководителей и
деятельных помощников во всякой законодательной работе. Объединяя Европу на
практике, римское право объединяло теоретические изыскания и в юрипурденции .
Явившись базисом, на котором веками формировалась юридическая мысль, оно
изучается и теперь, как теория гражданского права, как правовая система, в
которой основные юридические институты и понятия нашли себе наиболее чистое от
всяких случайных и национальных окрасок выражение. Недаром в прежнее время оно
считалось за самый писаный разум, за ratio scripta.



Римское право складывалось в обстановке
острой социальной борьбы, в которой приходилось от многого отказываться,
сохраняя самое лучшее. Это и сформировало такие его черты, как строгость,
жесткость правовой регламентации, рационализм и житейскую мудрость. Подобные
качества предопределили становление строгой юридической системы, связанной
широкими принципами, объединяющими правовые нормы .Если рассматривать период
Республики в свете юриспруденции, то основным законом, который был издан в
данный отрезок времени являются Законы XII таблиц . В
течении многих веков они считались в Риме главным источником права, публичного
и частного .





Содержание 12 таблиц:



Гражданское судопроизводство.



1  О вызове в суд



2  О суде.



3  Об исполнении судебных решений и о взыскании долга
с должника.



О семейном праве.



4  О семейном праве.



5  Наследственное право – иерархия наследования.



6  О праве собственности и владения.



7  О тех законах и ограничениях которым подвергаются
владельцы недвижимости



Публично-правовые.



8  О преступлениях уголовных.



9  О структуре власти.



10        Религиозное право



Поздние изменения



11        Поздние изменения в частном праве.



12        Поздние изменения в публичном праве.



  Гражданским   центром   республиканского    Рима    был  
Форум,  где       римляне        занимались        важной       политической      и   
общественной    деятельностью,    а   также   торговлей,  посещали   храмы. 
Здесь    под    открытым    небом    созывались    народные   собрания,   на   
которых     решали    принципиальные   вопросы  и  слушали выступления  ведущих
политиков.   Беседы,   заключение   сделок и  судебные  заседания  устраивались  
в   храмах   Порция   и      Эмилия,    имевших      вытянутую    форму,   с    деревянными  
крышами   и   боковыми   приделами.   Оба    здания     освещались    через   
окна    верхнего    яруса.    На Форуме   находились    также    издавна     почитаемые  
храмы     Весты,   богини - хранительницы домашнего очага и семьи, и   Диоскуров,
божественных близнецов, спасших Рим во время войны.







                            



Республиканский Рим



Общественные отношения



В 509
году до н.э. в Риме после изгна­ния последнего (седьмого) рекса Тарквиния
Гордого установился республиканский строй. Период республики - период интенсив­ного
восходящего развития производства, приведшего к значитель­ным социальным
сдвигам, нашедшим отражение в изменении пра­вового положения отдельных групп
населения. Значительную роль в этом процессе сыграли и успешные завоевательные
войны, неук­лонно расширявшие границы Римского государства, превращав­шие его в
могущественную мировую державу.



Основным
социальным делением в Риме стало деление на сво­бодных и рабов. Единство
свободных граждан Рима (квиритов) не­которое время поддерживалось
существованием их коллективной собственности на землю и рабов, принадлежавших
государству. Однако со временем коллективная собственность на землю стано­вилась
фиктивной, общественный земельный фонд переходил к отдельным собственникам,
пока, наконец, аграрный закон 3 года до н.э. не ликвидировал его, окончательно
утвердив частную собствен­ность.



Свободные
в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку
рабовладельцев (землевладельцев, тор­говцев) и мелких производителей (земледельцев
и ремесленни­ков), составлявших большинство общества. К последним примыка­ла
городская беднота - люмпен-пролетарии. В силу того, что раб­ство поначалу имело
патриархальный характер, борьба между крупными рабовладельцами и мелкими
производителями, кото­рые чаще всего сами обрабатывали землю и работали в
мастер­ских, долгое время составляла основное содержание истории Рим­ской республики.
Только со временем противоречие между раба­ми и рабовладельцами выступает на
первый план.



Правовое положение личности в Риме
характеризовалось тремя статусами - свободы, гражданства и семьи. Только лицо,
обладав­шее всеми этими статусами, имело полную правоспособность. В публичном
праве она означала право участвовать в народном соб­рании и занимать
государственные должности. В частном праве она давала право вступать в римский
брак и участвовать в иму­щественных правоотношениях.



Рабы в период республики превращаются в
основной угне­тенный и эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был
военный плен. Так, после разгрома Карфагена в рабство было обращено 55 000
человек, а всего во II-I вв. до н.э. - более полу­миллиона (число римских
граждан, имевших имущественный ценз, в это время не достигало 400 000). Большое
значение как источник рабства имела широко развившаяся работорговля - покупка
ра­бов за границей. В силу тяжелого положения рабов меньшее зна­чение имело их
естественное воспроизводство. Можно отметить и то обстоятельство, что несмотря
на отмену Законом Петелия дол­говой кабалы, фактически она, правда в
ограниченных размерах, продолжала существовать. К концу периода республики
получает распространение и самопродажа в рабство.



Рабы были государственные и частновладельческие.
Первыми становилась большая часть военнопленных. Они эксплуатирова­лись в
рудниках и государственных мастерских. Положение част­новладельческих рабов
непрерывно ухудшалось. Если в начале римской истории, в период патриархального
рабства, они входили в состав семей римских граждан и, целиком подчиняясь
домовладыке, все же пользовались некоторой защитой сакрального (свя­щенного,
основанного на религиозных верованиях) права, то в пе­риод расцвета республики
эксплуатация труда рабов резко интен­сифицировалась. Античное рабство
становится такой же основой римской экономики, как и труд мелких свободных
производителей. Особенно тяжелым было положение рабов в крупных рабовла­дельческих
латифундиях. Положение рабов, занятых в городских ремесленных мастерских и
домашнем хозяйстве, было несколько лучше. Значительно лучше было положение
талантливых работ­ников, учителей, актеров, скульпторов из числа рабов, многим
из которых удавалось получить свободу и стать вольноотпущенниками.



Независимо от того, какое место занимал
раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался
как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была практически
неограниченной. Все произведенное рабом поступало хозяину: "что
приобретается через посредство раба - приобретается для госпо­дина".
Хозяин же выделял рабу то, что считал необходимым для поддержания его
существования и работоспособности.



Рабовладельческие отношения определяли
общую незаинте­ресованность рабов в результатах своего труда, что в свою оче­редь
заставляло рабовладельцев искать более эффективные фор­мы эксплуатации. Такой
формой стал пекулий - часть имущест­ва хозяина (земельный участок, ремесленная
мастерская и др.), ко­торую он предоставлял рабу для самостоятельного ведения
хозяй­ства и получения части дохода от него. Пекулий позволял хозяину более
эффективно использовать свое имущество для получения дохода и заинтересовывал
раба в результатах своего труда. Дру­гой формой, зародившейся в период
республики, был колонат. Ко­лоны были не рабами, а арендаторами земли,
попадавшими в эко­номическую зависимость от землевладельцев и в конечном счете
прикреплявшимися к земле. Ими становились обедневшие свобод­ные,
вольноотпущенники и рабы. У колонов было личное имущест­во, они могли заключать
договоры и вступать в брак. Со временем положение колона становится
наследственным. Однако в рассмат­риваемый период колонат, как и пекулий, еще не
получил боль­шого распространения.



По статусу гражданства свободное население
Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную правоспособность
могли иметь только свободнорожденные римские граждане. Поми­мо них к гражданам
относились вольноотпущенники, но они оста­вались клиентами бывших хозяев и были
ограничены в правах.



По мере развития имущественной
дифференциации возрас­тает роль богатства в определении положения римского
гражда­нина. В среде рабовладельцев в конце III-II в. до н.э. возникают
привилегированные сословия нобилей и всадников.



В высшее сословие (нобили) входили самые
знатные патрици­анские и богатые плебейские роды. Экономической базой нобилей
было крупное землевладение и громадные денежные средства. Толь­ко они стали
пополнять сенат и избираться на высшие государст­венные должности. Нобилитет
превращается в замкнутое сосло­вие, доступ в которое новому человеку был
практически невозмо­жен и которое ревниво охраняло свои привилегии. Только в
ред­ких случаях люди, не принадлежавшие к нобилитету по рожде­нию, становились
высшими должностными лицами.



Второе сословие (всадники) образовалось из
торгово-финансовой знати и землевладельцев средней руки. В I в. до н.э.
развивает­ся процесс слияния нобилей с верхушкой всадников, получивших доступ в
сенат и на важные судебные должности. Между отдель­ными их представителями
возникают родственные отношения.



По мере расширения пределов Римского
государства число свободных пополнялось за счет жителей Апеннинского полуостро­ва
(полностью завоеванного к середине III в. до н.э.) и других стран. Они
отличались от римских граждан по своему правовому поло­жению. Жители Италии, не
входившие в римскую общину (латины), вначале не пользовались всеми правами
римских граждан. Они делились на две группы - древние латины и латины колоний.
За первыми признавались имущественные права, право высту­пать в суде и вступать
в брак с римскими гражданами. Но они были лишены права участвовать в народных
собраниях. Латины, жители колоний, основанных Римом в Италии, и некоторых ее
городов и областей, заключивших с Римом договоры о союзе, поль­зовались теми же
правами, что и древние латины, за исключением права вступать в брак с римскими
гражданами. В дальнейшем в результате союзнических войн (I в. до н.э.) всем
латинам были пре­доставлены права римских граждан.



Второй категорией свободных, не имевших
прав римских гра­ждан, были перегрины. К ним относились свободные жители про­винций
- стран, находящихся вне Италии и завоеванных Римом. Они должны были нести
налоговые повинности. К перегринам от­носились также свободные жители
иностранных государств. Пере­грины не имели прав латинов, но получили
имущественную пра­воспособность. Для защиты своих прав они должны были избирать
себе покровителей - патронов, в отношении которых находились в положении,  мало
 отличавшемся  от  положения  клиентов.



         Военная     организация    Рима    сыграла    очень     большую 
роль    в    его   истории.    Уже    само      создание      центуриатных
собраний,    состоявших    из    вооруженных      воинов,     означало  
признание     роли   во­енной     силы   в   возникшем     государстве.  
Громадное   расширение   его   пределов,   достигнутое   вооружен.  путем,  свидетельствовало
 как   о  роли  армии,  так   и  о росте  ее   политического     значения.      Да   
и    сама    судьба     республики   оказалась  во многом    в руках     армии. 
Первоначальная военная  организация  Рима  была проста. По­стоянной армии не   было.
 Все    граждане    с    18   до    60   лет,     обладавшие      имущественным  
 цензом,    были     обязаны      участвовать  в  военных     дей­ствиях    (  причем
  клиенты    могли     выполнять     военные    обязанности   вместо    патронов
).   Воины   в   поход   должны   были являтьсясо своим      оружием,     соответствовавшим    
их      имущественному     цензу,   и     продо­вольствием.     Как    отмечалось 
   выше,        каждый     разряд     имущих      граж­дан  выставлял   определенное
число    центурий,    объединявшихся    в    легионы.  Командование  армией   сенат     
вручал    одному     из    консулов,      который мог     передать   командование
   претору.  Во    главе    легионов   стояли  военные трибуны, центуриями  командовали 
центурионы,   отряды     конницы    ( декурии )     возглавлялись      декурионами.  
В   случае   если      военные      действия      продолжались       больше      года, 
консул   или  претор  сохранял  свое  право командовать армией.



         Длительность    и     частота     войн     превращает  
армию   в  постоян­ную       организацию.     Они     же      вызвали       растущее  
недовольство    основного   контингента   воинов   —  крестьянства,
отвлекаемого  от  своих  хо­зяйств,  приходящих     из - за    этого    в   
упадок.   Назрела     необходимость    реорганизации     армии. Она  была  проведена
 Марием  в  107  году  до  н.э.   Военная  реформа  Мария,    сохранив     воинскую  
 повинность     рим­ских     граждан,    допустила    набор    добровольцев,     получавших
воору­жжение   и   жалованье     от     государства.   Кроме    того,   легионерам 
 пола­галась  часть  военной   добычи,  а  с  I  в.  до  н. э.  ветераны могли  полу­чать  
 земли    в    Африке,     Галлии    и     в  Италии  (за  счет 
конфискованных  и свободных земель).        Реформа  существенно  изменила     социальный
  состав    армии —   большую    ее    часть  теперь  составляли     выходцы   из
малоимущих и неимущих слоев населения,    чье    недовольство    соб­ственным     положением   
и    существующими                порядками             нарастало.         
Армия профессионализировалась,     прератилась       в      постоянную    и
становилась   самостоятельной   деклассирован  ной  политической     си­лой,   
а     полководец ,     от       успехов      которого      зависило   
благосостояние    легионеров , - крупной    политической   фигурой .



       Первые последствия сказались скоро. Уже в 88 году до
н.э. при   Сулле   армия    впервые   в    римской    истории выступила против   
 существующей     власти    и    свергла    ее.    Впервые        римская    армии 
  во­шла    в     Рим,    хотя   по   древней   традиции ношение  оружия   и  появле­ние
войска в городе запрещалось.


Государственный строй.Органы государственного
управления.



В период республики организация власти
была достаточно проста и некоторое время отвечала усло­виям, какие были в Риме
ко времени возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков
существования респуб­лики размеры государства значительно увеличились. Но это
почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-преж­нему
находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными
территориями. Естественно, что такое по­ложение снижало эффективность
управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.



В отличие от рабовладельческой демократии
в Афинах, в Рим­ской республике сочетались аристократические и демократиче­ские
черты, при существенном преобладании первых, обеспечи­вавших привилегированное
положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях
и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные
собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания счита­лись органами
власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не
они преимущественно управ­ляли государством. Это делали сенат и магистраты -
органы ре­альной власти нобилитета.



В Римской республике существовали три вида
народных со­браний - центуриатные, трибутные и куриатные.



Главную роль играли центуриатные собрания,
обеспечивав­шие благодаря своей структуре и порядку принятие решений пре­обладающих
аристократических и богатых кругов рабовладельцев. Правда, их структура с
середины III в. до н.э. с расширением Пре­делов государства и увеличением числа
свободных изменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал
вы­ставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было
доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатства все же сохранилось,
так как в центуриях высших разря­дов было гораздо меньше граждан, чем в
центуриях низших разря­дов, а неимущие пролетарии, чья численность значительно
возрос­ла, по-прежнему составляли только одну центурию.



В компетенцию центуриатного собрания
входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консу­лов,
преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к
смертной казни.



Второй вид народных собраний представляли
трибутные со­брания, которые в зависимости от состава жителей триб, участво­вавших
в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их
компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов,
эдилов и др.) и рассматрива­ли жалобы на приговоры о взыскании штрафа.
Плебейские собра­ния, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до
н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их зна­чения в
политической жизни Рима. Но вместе с тем в результате увеличения к этому
времени числа сельских триб до 31 (с сохра­нившимися 4 городскими трибами всего
стало 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в
собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собра­ниях.



Куриатные собрания после реформ Сервия
Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц,
избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати
представителей курии - ликторов.



Народные
собрания в Риме созывались по усмотрению выс­ших должностных лиц, которые могли
и прервать собрание, и пе­ренести его на другой день. Они же
председательствовали в собра­нии и объявляли вопросы, подлежащие решению.
Участники со­брания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним
было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное
голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для
голосования). Важную, чаще всего определяющую роль играло то обстоятельство,
что решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных
лиц в первый век существования республики подлежали утвер­ждению сенатом, но и
затем, когда в III в. до н.э. это правило было отменено, сенат получил право
предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему
фактически направлять деятельность собрания.



Важную
роль в государственном механизме Римской респуб­лики играл сенат. Сенаторы
(вначале их было 300, по числу патри­цианских родов, а в I в. до н.э. число
сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались.
Специальные долж­ностные лица - цензоры, распределявшие граждан по центуриям и
трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из предста­вителей знатных и
богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности.
Это делало сенат органом вер­хушки рабовладельцев, фактически независимым от
воли боль­шинства свободных граждан.



Формально
сенат был совещательным органом, и его поста­новления назывались сенатус-консульты.
Но компетенция сената была обширной. Он, как указывалось, контролировал
законодатель­ную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний,
утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассмат­ривая (и отвергая)
законопроекты. Точно таким же образом кон­тролировалось избрание народными
собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, а впоследствии -
кандидатур). Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении се­ната
находилась казна государства. Он устанавливал налоги и оп­ределял необходимые
финансовые расходы. К компетенции сената относились постановления по
общественной безопасности, благоус­тройству и религиозному культу. Важное
значение имели внешне­политические полномочия сената. Если войну объявляло
центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе ут­верждал
сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими
армиями. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное
восстание рабов и т.п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры.



Государственные должности и замещения



Магистратурами в Риме именовались государственные
долж­ности. Как и в Древних Афинах, в Риме сложились определенные принципы
замещения магистратур. Такими принципами были вы­борность, срочность,
коллегиальность, безвозмездность и ответст­венность.



Все
магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями
на один год. Это правило не рас­пространялось на диктаторов, срок полномочий
которых не мог превышать шести месяцев. Кроме того, полномочия консула, ко­мандовавшего
армией, в случае незакончившейся военной кампа­нии могли быть продлены сенатом.
Как и в Афинах, все магистра­туры были коллегиальными - на одну должность
избиралось несколько человек (диктатор назначался один). Но специфика кол­легиальности
в Риме заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоятельно
принимать решение. Это решение мог­ло быть отменено его коллегой (право
интерцессии). Вознагражде­ния магистраты не получали, что, естественно,
закрывало путь к магистратурам (а затем и в сенат) малоимущим и неимущим. В то
же время магистратуры, особенно в конце республиканского пе­риода, стали
источником значительных доходов. Магистраты (за исключением диктатора, цензора
и плебейского трибуна) по исте­чении срока их полномочий могли быть привлечены
к ответствен­ности народным собранием, избравшим их.



Необходимо
отметить и еще одно существенное отличие рим­ской магистратуры - иерархию
должностей (право вышестоящего магистрата отменить решение нижестоящего).



Власть
магистратов подразделялась на высшую (imperium) и общую (potestas).
В imperium включались высшая военная власть и
право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и
председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их
исполнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала
диктатору, консулам и преторам. Дик­татор имел "высочайший империум" (summum imperium), вклю­чавший право приговаривать к смертной казни, не
подлежащее обжалованию. Консулу принадлежал большой империум (majus imperium) - право выносить смертный приговор, который мог быть
обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не
подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. У претора был
ограниченный империум (impe­rium minus) - без права приговаривать к смертной казни.



Власть potestas принадлежала всем магистратам и
включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их
невыполнение.



Магистратуры
делились на ординарные (обычные) и экстра­ординарные, (чрезвычайные). К
ординарным магистратурам отно­сились должности консулов, преторов, цензоров,
квесторов, эдилов и др.



Консулы
(в Риме избирались два консула) были высшими ма­гистратами и возглавляли всю
систему магистратур. Особенно су­щественными были военные полномочия консулов:
набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать
перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в.
до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что последние, командуя
армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и,
что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу
имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым
создавать новые нормы права. Вначале избирался один пре­тор, затем два, один из
которых рассматривал дела римских граж­дан (городской претор), а другой - дела
с участием иностранцев (претор перегринов). Постепенно число преторов увеличилось
до восьми.



Два цензора избирались раз в пять лет для
составления спи­сков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и
для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось
наблюдение за нравственностью и издание соответст­вующих эдиктов. Квесторы,
бывшие сначала помощниками консу­лов без специальной компетенции, со временем
стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием не­которых
уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу республики достигло
двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе,
торговлей на рынке, организо­вывали празднества и зрелища.



Коллегии "двадцати шести мужей"
состояли из двадцати шести человек, входивших в пять коллегий, ведавших
надзором за тюрь­мами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными
делами.



Особое место среди магистров занимали
плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы
плебеев за равноправие. Затем, по мере увеличения роли сената, активность
плебейских трибунов пошла на убыль, а попытка Гая Гракха во II в. до н.э.
усилить ее окончилась крахом.



Экстраординарные магистратуры создавались
только в чрез­вычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству об­стоятельствах
- тяжелая война, большое восстание рабов, серьез­ные внутренние беспорядки.
Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал
неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto
плебейского три­буна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежа­ли
обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности. Правда, в первые
века существования республики диктатуры вво­дились не только в чрезвычайных
обстоятельствах, а для решения конкретных задач и полномочия диктатора
ограничивались рамка­ми этой задачи. За ее пределами действовали ординарные
магист­ратуры. В период расцвета республики к диктатуре почти не  при­бегали.



Срок диктатуры не должен был превышать
шести месяцев. Вместе с тем в период кризиса республики это правило было
нарушено и появились даже пожизненные диктатуры (диктатура Суллы "для
издания законов и устройства государства").



К экстраординарным магистратурам могут
быть отнесены и комиссии децемвиров, образованные в период одного из подъемов
борьбы плебеев за свои права для подготовки Законов XII таблиц, созданных в
450-451 гг. до н.э.



      Падение республики и переход к
империи

Во II—I вв. до н.э. развитие   рабовладельческого
 общества     в   Риме      приводит     к     обострению     всех     его      классовых
   и социальных  противоречий. Успешная   завоевательная    политика ,пре­вратившая
    Средиземное      море     во     внутреннее     море  Римского    госу­дарства, 
подчинившая   ему почти    всю  Западную Европу   до   Рейна,   поставила   перед
  Римом    новые    сложные военные   и   политические    проблемы    
подавления завоеванных  народов,  обеспечения   управле­ния   ими.                                                   
В этих условиях    становится   все   более   очевидным , что старое
политическое устройство уже бессильно справиться  с  возникшими  и
обострившимися противоречиями.



   При   завоевании   Италии  в  V—IV
вв. до н.э.  Рим  стремился прежде всего   к   конфискации   земель,  так    как  
рост населения тре­бовал   расширения    земельных  владений. Рабство   приобре­тает 
"классический",   античный    характер.   Значительная   масса   ра­бов  
эксплуатируется   в    государственыных  и крупных частных      земле­владельческих
латифундиях с крайне  тяжелыми   условиями   труда  и   существования  и  жестоким
террористическим  режимом. Естест­венный    протест    рабов   выливается   в   ряд
  все    более   широких  и мощ­ных восстаний.



Параллельно с восстаниями рабов и 
вслед  за  ними  вспыхива­ют    гражданские  и  союзнические    войны,
вызванные борьбой  за  власть       между      группировками       господствующего
     класса, противоречиями  между    низкими  производителями и   возросшей    
(  до  300 000 )     массой      люмпен  -  пролетариев,     получавших     незначительную
      мате­риальную       помощь  государства.    Рост числа люмпенов
становится  убедительным свидетельством общей деградации свободных.



Экономическое    и политическое    засилье 
    нобилей вызвало  во   II в.    До     н.э.    широкое      движение     протеста
  неимущего населения, возглавляемое братьями  Тиберием  и Гаем   Гракхами.   Гракхи
   стреми­лись    ограничить  крупное  землевладение    знати   и  за  счет   этого
со­здать земельный фонд для  наделения  землей   мелких землевла­дельцев, а  также
ослабить власть  оплота    знати  —  сената   и   восста­новить  потерявшую  былое
 значение  власть народного  соб -рания  и  народного трибуна.



    Получив   должность   трибуна,   Тиберий
  Гракх, опираясь на на­родное движение,  сумел,  несмотря  на   сопротивление 
сената,    про­вести  в  133  году  до н. э.  через народное собрание  Аграрный
 закон. Закон ограничил максимальный размер земли    получаемый    от     го­сударства. 
 За    счет    изымаемых   излишков    создавался земельный    фонд, 
распределяемый между   безземельными   или малоземельными      гра­жданами.    
Получаемые      ими      участки   становились неотчуждаемыми, что должно   
было    предотвратить       обезземеливание  крестьянства.  Несмотря    на 
то,   что   Тиберий  Гракх  в  том  же  году был  убит,  его  земельная   реформа
начала   осуществляться,  и   несколько   десятков   тысяч граждан получили
землю.



Реформаторскую     деятельность   
Тиберия      продолжил    его    брат  Гай  Гракх,    избранный     трибуном. 
Им    были    проведены    законы, ослаблявшие    политическое     влияние 
знати, - введение тайного    голосования   в   народном   собрании, право    народного
   трибуна     избираться     на      следующий      срок.     Осуществляя   аграрную 
 реформу  своего   брата,  Гай вместе   с   тем   в   123 — 122  гг.  до  н. э.
провел  законы  о  создании в провинциях  колоний   римских     граждан   с   наделением
   их    землей    и  о     продаже  зерна  из  государственных складов  гражданам 
 по   очень  низким   ценам.    Последний     закон   ограничил  важное    
право     сената —  распоряжаться     государственными       расходами,    так      как   
финансиро­вание    продажи     зерна      переходило   к    народному  собранию,  
роль   ко­торого значительно возросла.



    Гай   провел  и  военную  реформу. 
Было  ограничено    число   обязательных      для      римских       граждан    военных
    походов,  отменялась     во­енная    обязанность    для     граждан,  
достигших    46-летнего     возраста,    воины     стали     получать   жалованье 
и вооружение    от    государства    и   могли    обжаловать приговор о
смертной казни в народное собрание.



   Наряду  с  этими  мероприятиями  в  интересах 
 низших слоев римских граждан  Гай  Гракх  провел  и  мероприятия  в   интересах
  всадников.  В  их  пользу   был  изменен   порядок откупа налогов  с
провинций.



Наконец,  поскольку  Гай  Гракх  был 
трибуном,  возросла  роль   этой     магистратуры,    оттеснившей    на     второй
    план     даже консулов. Однако, удовлетворив интересы  большинст-ва   римских
граждан,  Гай потерял их поддержку   в    попытке    распространить  права    римского 
  гражданства    на   свободных  жителей Италии. Сенатской  аристокра­тии  удалось
  провалить  этот  непопулярный   среди    римских   граж­дан    законопроект,
популярность Гая упала,   он был  вынужден  сло­жить  с  себя  полномочия  трибуна 
 и   в 122 году до н.э. был убит.



    Провал   законопроекта   о   предоставлении
   прав    римских  граж­дан  свободным   жителям Италии,  считавшимся   союзниками 
  Рима,  вызвал   крайнее   недовольство    союзников ,   вылившееся в I в. До
н.э. в  союзнические   войны,   существенно   осложнившие   положение   Рима    в 
 условиях    массовых   восстаний   рабов    и    длившихся    десятилетиями  завоевательных 
 войн  в провинциях.



В  результате   Союзнической   войны
91—88 гг. до н.э.  жителям   Италии   удалось   уравняться   в  правах с римскими  
гражданами.  Но   это    не    ослабил    политическое     напряжение     в  Риме
—   обострились    противоречия      между      возникшими     в     среде   
свободных     граждан    группировками     оптиматов,  опиравшихся  на сенат, и
популяров, боров­шихся  против сенатской     олигархии.   И   те и  другие    использовали
подкупаемых   люмпенов.     Борьба  между  ними  привела   в  I в. до н.э. к
гражданским войнам.



   Крайнее     обострение  
  политической    ситуации    в     Риме,  вызван­ное      восстаниями       рабов,
    недовольством        мелких   землевладельцев,   чьи     хозяйства     приходили 
   в   упадок,   не выдерживая      конкуренции      с     крупными      латифундиями
    в  результате    участия     хозяев     в  бесконеч­ных  военных походах, 
союзнических   и   гражданских   войнах,    потре­бовали     усиления   центральной
    государственной   власти.    Все   более   очевидной становится
неспособность      старых       политических  учреж­дений      справиться    с  
 осложнившейся     ситуацией.    Предпринимаются   попытки    приспособить   их
   к   новым    историческим   условиям.   Наибо­лее  важная  из  них  была предпринята 
в период  диктатуры Суллы (82—79 гг. до н.э.). Опираясь на верные ему легионы,
Сулла заста­вил  сенат  назначить   его   диктатором    на  неопределенное   время. 
 Он  приказал    составить     проскрипции  -  списки     своих    противников,
   которые    подлежали   смерти,    а    их    имущество  — конфискации.   Уве­личив
  число   сенаторов,   упразднив   долж-ность    цензора,  он   попол­нил   сенат
   своими    сторонниками   и расширил   его  компетенцию. Огра­ничена    была   власть 
трибуна — его    предложения       должны    предва­рительно     обсуждаться 
сенатом, —  а  также     и     компетенция     народ­ного   собрания — из  нее 
были     изъяты     судебные    полномочия   и     кон­троль за финансами,
возвращенный сенату.



     Установление  пожизненной  диктатуры
выявило  стремление    нобилей и верхушки  всадников    выйти   из кризисной     
 ситуации       пу­тем     установления    сильной единоличной    власти.   
Оно    же    показало,  что     попытки приспособить    старую   государственную
  форму  к  но­вым  историческим  условиям   обречены   на   неудачу   (реформы
    Сул­лы    был    и    отменены    Помпеем   и   Крассом).  После Союзнической
  вой­ны  91 — 88  гг.   до н.э. жители    Италии  получили  права  римских 
гра­ждан.    Если   до  нее этими правами   пользовались    около   400  000 
человек,  то   теперь     их     число    возросло  до  двух  миллионов.  Включе­ние
союзников   в   римские трибуны привело  к тому, что комиции перестали  быть     
органами        римского        народа.      Их       законодательная         деятельность 
 приостанавливается,     право      избрания       должностных      лиц     утрачивается.  
Успешные     завоевательные     войны  превратили    Рим    из  небольшого 
государства - города   в   столицу  огромного  государст­ва,   к   управлению    которым 
  старая   государственная форма полиса была совершенно
неприспособлена.                                                                          
      Необходимость  выйти  из      острого      политического       кризиса,   неприспособленность
     старой       государственной      формы     к   новым   историческим    условиям
  и   переход   к  наемной    армии    были    основными  причинами падения
полисно- республиканского   строя   в   Риме   и установления  военно  - диктаторского 
 режима.



        Через   короткий   промежуток  времени после диктатуры
 Сул­лы   власть  захватывает   первый      триумвират   (Помпеи,  Красе,  Це­зарь). 
  После      него     устанавливается      диктатура  Цезаря,  получившего   в  
 45   году    до н. э.  титул   императора  (до   этого   дававшийся   иногда 
как  награда  полководцу).  Затем  образуется  второй триумвират Анто­ний,
Лепид,Октавиан с     неограниченными       полномочиями   "  для      уст­роения 
государства".  После   распада   триумвирата и победы над Антонием  Октавиан
 получает     звание     императора   и    пожизненные   права   народного  трибуна,
 а  в 27 году   до  н .э. —  полномочия    на    управление    государством    и
   почетное     наименование      Август ,     ранее      употреблявшееся     как  
обращение   к  богам.  Эта  дата  и считается  началом  нового  периода 
истории  Римского  государства  -  периода империи.













 





Заключение



В Риме на возникновение классов и государства
большое влияние оказала дли­тельная борьба двух группировок свободных членов
родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В ре­зультате побед последних в
нем утвердились демокра­тические порядки: равноправие всех свободных граж­дан,
возможность каждого быть одновременно земле­владельцем и воином и др. Однако к
концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоре­чия,
повлекшие создание мощной государственной ма­шины и переход от республики к
империи.









                                                                       


Литература



1.  История государства и права
зарубежных стран. Часть1.Под ред. Проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова
О.А. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М,1998.





2.  История государства и права
зарубежных стран. Часть2.Под ред. Проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А.
– М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М,1998.





3.  Всеобщая история государства и права.
Под. Ред. К.И. Батыра. – М.: «Былина»,1995.





4.  История древнего мира. Античность.
М.: - «Владос», 2000.





5.  Сизиков М.И. «История государства и
права». М.: - «Юридическая литература», 1997.





6.  Поляк Г.Б., Маркова А.Н. «Всемирная
история». М.: - «ЮНИТИ»,1995.





7.  Черниловский З.М. «Всеобщая история
государства и права», М.: - «Юристъ», 1996




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Выхухоль
Реферат Индийская глубинка Луни
Реферат Проектирование приточной и вытяжной механической вентиляции
Реферат Переработка вторичного сырья - инструментальных сталей, осколков и пыли на основе твердых сплавов карбида вольфрама
Реферат Особенности русского языка эпохи 1917г.
Реферат 1992 physics and technics of semiconductors vol. 26. N 6 Вольт-амперные характеристики диодов шоттки со слоем слабо легированного полупроводника в области пространственного заряда
Реферат Сегментация рынка понятие и структура
Реферат Graduation Essay Research Paper Graduation 2002I remember
Реферат Методика використання лекційно-семінарської системи в аграрних технікумах і коледжах при вивченні дисциплін економічного профілю
Реферат Э.Ю.Соловьев, И.Кант. ЗНАНИЕ, ВЕРА, И НРАВСТВЕННОСТЬ // Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии в культуре
Реферат Іраторним захворюванням, який за 7 днів до цього знаходився в тісному контакті з людиною з підтвердженим діагнозом інфекції, що викликана вірусом грипу а (H1N1)
Реферат Мастер функций в Excel
Реферат Разработка проекта компьютерной сети для офиса компании "Спичка"
Реферат Особо охраняемые природные территории как фактор регионального развития
Реферат Актуальном вопросе в наше время, как налоговая система Российской Федерации и ее отличие от налоговой системы бывшего СССР