ВВЕДЕНИЕ Что такое профессия? В самом общем виде: Профессия («официально указанное занятие, специальность») - это возникший в условиях разделения труда особый род трудовой деятельности, требующий владения комплексом общих и специальных знаний и практических навыков, закрепленных в опыте. В рамках профессии выделяется целый ряд специальностей. При этом по мере развития форм массово - информационной деятельности количество специальностей и тем
более специализаций в рамках единой журналистской профессии увеличивается. Но как бы далеко ни отстояли одна от другой специфические области труда репортера и ответственного секретаря, комментатора и режиссера, заведующего отделом писем и собственного корреспондента, сохраняется, и более того, становится все более значимой совокупность обще профессиональных свойств, которые в особых проявлениях и своеобразных взаимодействиях составляют основу «структуры» личности каждого журналиста-
профессионала. Мир личности журналиста-профессионала складывается в соответствии с объективными требованиями его профессии. И эта совокупность профессиональных черт всегда привлекала к себе пристальное внимание. Не случайно уже на заре российской журналистики первую сводку черт личности и поведения журналиста сделал М.В. Ломоносов в знаменитом своем «рассуждении», известном как «Диссертация о должности журналиста». И в дальнейшем многие крупные журналисты писали о своеобразных чертах, особенностях труда, радостях
и трудностях своей профессии. В данной курсовой работе я попыталась рассмотреть «структуру» личности журналиста, какими профессиональными качествами должен обладать журналист, чтобы быть востребован на своем поприще. Мир личности целостен, связи между его составляющими неразрывны, поэтому трудно характеризовать каждую из них. Понять личность - значит установить, как взаимодействуют друг с другом ее компоненты, обусловленные биологически, психологически, социально.
В первой части курсовой раскрываются профессиональные особенности личности журналиста. В журналистской деятельности особую и немаловажную роль играет технологический фактор. В зависимости от техники, используемой для сбора и распространения информации, изменяются стиль, характер и эффективность работы журналиста. Конечно, изменяются и условия труда. Данная тема раскрыта во второй части курсовой. А третья часть посвящена раскрытию основополагающих
элементов, которые составляют имидж ведущего информационно-аналитической программы на примере Николая Сванидзе. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ЖУРНАЛИСТА Многое в работе журналиста зависит от того, в какой неповторимый узор сложатся элементы его личности - особого, формирующегося в социокультурной среде качества человека. Понять личность - значит установить, как взаимодействуют друг с другом ее компоненты, обусловленные
биологически, психологически, социально. Среди биологически запрограммированных свойств личности немаловажную роль играет возраст. Вряд ли можно забыть гамму ощущений, которая возникает после появления в газете первой заметки или первого выхода в эфир. Очеркистка «Известий» Т. Тэсс вспоминала: «Волшебная строка на последней странице журнала превратила дилетанта в профессионального литератора. Дверь распахнулась, я вошла в новый огромный мир».
Тэсс восприняла эту публикацию как огромный аванс: «Это был не чек в бухгалтерию, не виза на рукописи, которая вела к заветному окошечку издательской кассы. Это был душевный аванс, куда более ценный и важный». Эйфория молодости часто сменяется разочарованиями, и порой только время приносит мудрость мастерства. Взросление человека отражает его движение во времени, поиск самого себя.
Специалист с дипломом инженера, экскурсовод, журналист, сотрудник ленинградского «Телекурьера», «600 секунд», РТР и НТВ - таков послужной список С. Сорокиной. На первый взгляд, простая «охота к перемене мест». На самом же деле здесь прочерчен сложный, идущий через преодоление кризисов путь к мастерству, который по сути своей бесконечен. В журналистике необходимо учитывать и гендерные характеристики личности (гендер
- термин, применяемый в психологии при анализе различий между полами). Сегодня вряд ли кто-то усомнится, что женщины вносят особенный и неоценимый вклад в социокультурное развитие. В то же время вызывают полемику рассуждения о том, существует ли женская поэзия и женская проза, женские и мужские профессии. Наконец, нельзя однозначно утверждать, что мы имеем полное представление о феномене «женской журналистики». Тем не менее, анализ трудовых ресурсов
СМИ свидетельствует о расширении участия женщин в масс медиа. Изменит ли эта ситуация лицо прессы? Некоторые психологи полагают, что полушария головного мозга лучше координируются у женщин, чем у мужчин. Поэтому решения, принятые женщинами, более адекватны эмоционально-рациональному многообразию мира. Журналистки с большим опытом работы утверждают: «Нельзя сбрасывать со счетов утверждение науки о том, что у женщин зона в правом полушарии, отвечающая за эмоции, в восемь
раз больше, чем у мужчин. В результате специфический “компонент” в разных пропорциях с “левополушарным” (логическим) восприятием, так или иначе, дает себя знать в нашем ремесле». Вхождению в профессию помогают или мешают генетически обусловлененные факторы (эмоциональная устойчивость, экстраверсия - ориентированность человека на внешний мир, альтруизм - бескорыстная забота о благе других, застенчивость, робость, отчужденность, агрессивность, стремление к лидерству).
Где бы ни работал журналист, ему понадобятся физическая выносливость, чтобы справиться с перегрузками, стрессами и с честью пройти испытания в экстремальных ситуациях Для сотрудников СМИ особую значимость приобретает темперамент (соотношение индивидуальных свойств личности, связанных с динамикой психической деятельности). Ученые исследовали проблему типичного для журналиста темперамента. Среди журналистов есть и холерики - активные, сильные, но не уравновешенные люди, меланхолики
- ранимые, глубоко переживающие, но вяло воспринимающие окружающее, флегматики - невозмутимые, уравновешенные, обладающие завидным постоянством. Предпочтительнее, на взгляд специалистов, сангвиники. Они обладают хорошей реакцией, легко откликаются на то, что происходит вокруг, быстрее справляются с неприятностями, которыми изобилует напряженная репортерская профессия. Психофизиологические свойства автора по-разному проявляются в газетном материале, теле- и радиопередаче.
На газетной или журнальной полосе темперамент отражается в системе языковых образно-выразительных средств, придающих тексту эмоционально-экспрессивную окраску. В свою очередь на радио тембр голоса, интонация, темп речи дают нам дополнительную информацию о говорящем. Наконец, на телевидении наше восприятие диктора, комментатора, ведущего зависит от первого впечатления о человеке, его внешности, эстетической привлекательности, экспрессии.
Здесь на сообщение, выраженное словом, накладывается невербальная информация, передаваемая на языке мимики, жестов, движений. Значимость всех этих аспектов, а также манеры поведения возрастает в ходе непосредственного общения журналиста с будущими героями его произведений, с теми, у кого он получает информацию, с коллегами Типы личности В масс медиа встречаются различные типы личности: обращенные «в себя» интроверты и распахнутые навстречу окружающей реальности экстраверты.
Но и тут ощутимо тяготение к «золотой середине», к гармонизации крайностей: статистика свидетельствует, что журналистами чаще становятся амбаверты, сочетающие в себе открытость и сосредоточенность. Многокрасочна классификация характеров журналистов. Несмотря на то, что ученые давно стремились выявить составные элементы характера, унифицированного подхода к этой проблеме так, и не выработано. К тому же социально-исторические условия способны менять
характерологический портрет личности. Особенно это ощутимо в переломные моменты общественного развития. Российские исследователи считают, что нашему соотечественнику и современнику присуще переходное состояние. Оно неустойчиво, в нем заметны старое и новое, зато нет четкого преобладающего стремления. Это не может не сказаться на динамике формирования характера. Сегодня в России приобретает новое звучание классическая типология социальных характеров
Э. Фромма (США), различающего плодотворную ориентацию - деятельностную, любящую, разумную и неплодотворную - рецептивную, стяжательскую, рыночную, базирующуюся на «сохранении спроса на себя». Несомненно, в условиях постперестроечной России разговор о рыночном характере в журналистике актуален. Когда идет монополизация СМИ, накопление «информационного» капитала, резко снижается жизненный уровень сотрудников СМИ. Растет безработица, углубляется социальное расслоение, утрачивается самоидентификации
личности. На первый план выдвигается проблема выживания, что равнозначно приспособлению к условиям рынка и обретению рыночного характера. Как показывает мировой опыт, рыночный характер - явление распространенное в прессе. Оно послужило отправной точкой формирования стереотипа продажного, беспринципного писаки, торгующего своей совестью (этот образ закреплен и в художественной литературе, достаточно вспомнить Жоржа Дюруа в «Милом друге» Ги де Мопассана). Но не менее важной исторической тенденцией всегда оставалось
социальное служение, реализация которого связана с плодотворной ориентацией характера: она дает человеку преимущество видеть мир таким, каков он есть, и одновременно обогащать его созданием материальных и духовных ценностей. Плодотворность - это еще и воспитание своего «я», расширение собственных возможностей под руководством разума. Можно найти множество примеров «преодоления» рыночного характера у отечественных и зарубежных журналистов. Так, в 70-е - 80-е гг. нашего столетия широкое признание мировой журналистской
общественности получил феномен Гюнтера Вальрафа. Своей главной профессиональной целью этот германский репортер считал изменение status quo. Он стремился к достижению цели с помощью социальной критики. Известность пришла к Вальрафу как закономерный результат углубленного проникновения в жизнь, создания своего, особого метода ее постижения - в частности, с помощью смены имени и облика. Вальраф считал своим творческим кредо «проживание» чужих судеб, страстей, страданий.
Он руководствовался не жаждой приключений - им двигала любовь к людям, чья жизнь оказалась несовершенной, а подчас и искалеченной. Приверженность принципам гуманизма позволила американскому репортеру Сеймуру М. Хершу написать обличительный материал о жестокости американских военных во Вьетнаме. По словам журналиста, он ненавидел войну во Вьетнаме и стремился рассказать о ней всю известную на тот момент правду.
В целом «критическая школа» в изучении и обучении журналистике давно признана в странах Запада. Мнение о том, будто там рыночный характер возобладал окончательно и бесповоротно, является поверхностным и ошибочным. Способности Успех в любой работе, в том числе журналистской, зависит от способностей - индивидуально-психологических особенностей личности, которые определяют качественный уровень продукции. Они обусловливают легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности и не сводятся
только к знаниям, умениям и навыкам. Основными для журналиста издавна считались литературные способности. Недавние социологические опросы подтвердили, что они по-прежнему входят в перечень основных критериев журналистского мастерства. Действительно, отношение аудитории к тексту, а, следовательно к газете и журналу, на чьих страницах он появится, или к программе радио и телевидения, которые передали его в эфир, во многом обусловлено речевой культурой корреспондента.
Язык и стиль автора, умение изложить свою мысль и раскрыть позицию другого, способность точно и ярко рассказать о событии, передать факт, оценить и объяснить его - важнейшие составляющие профессионализма. Совершенное владение, словом для журналиста обязательно. Особенно сегодня, когда в нашу речь вторгается поток иноязычной лексики, когда она засоряется сленговыми и инвективными элементами, что вынуждает лингвистов говорить о феномене «антиграмотности».
Закономерно предположение о том, что для современного журналиста могут стать обязательными обще- и частно-риторический оптимум и минимум, иначе говоря, программа овладения навыками речевой культуры. Специалисты предлагают ввести строгую процедуру тестирования журналистов, чтобы оценить уровень их языковой подготовленности. Немаловажно и изучение работниками СМИ основ неориторики, расширяющей возможности «горизонтального», диалогического общения.
Все это, с одной стороны, свидетельствует о преемственности в информационно-коммуникационных процессах, с другой подчеркивает «открытость» системы способностей, их неотделимость от обучения, от нацеленности личности на достижение высот в избранной сфере деятельности. Несмотря на то, что в глазах журналистов дар слова остается одним из самых необходимых для профессионала ни у теоретиков, ни у практиков нет единого мнения о том, что же все-таки самое главное в системе способностей.
Во всем их многообразном комплексе выделяются базисные характеристики (интеллект, эмоциональность, воля), социальные (способность к труду, творчеству, личностному развитию), профессиональные (познавательные, проективные и коммуникативные). Помимо того современному работнику СМИ присущи исследовательские, актерские, режиссерские, коммуникативные, организаторские и коммерческие задатки. Основой способностей служит интеллект, обусловливающий усвоение журналистом знаний и опыта,
их сохранение, использование в практике. В кризисных ситуациях, когда в обществе обостряется столкновение экономических и политических сил, особая надежда возлагается на активность интеллектуальных возможностей, поскольку они внутренне не ограничены. Интеллект включает в себя внимание - своеобразную настройку человека на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач, воображение - способность создавать новые образы в ходе отражения действительности, память - вид психического отражения действительности,
предполагающий закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, мышление - высшую форму творческого проявления личности. Посмотрим, как раскрываются в журналистике ведущие компоненты интеллекта. В воспоминаниях военных корреспондентов мы часто встречаем строки о том, что им приходилось работать под бомбежкой и обстрелом, в короткие промежутки привалов, когда остальные пытались хоть на минуту забыться сном. Труд в экстремальных условиях, конечно, требует исключительной сосредоточенности
внимания. Но и в обычной, повседневной жизни удача или неудача журналиста зависит от объема, распределяемости и переключаемости его внимания. Современники говорили, что особый профессионализм выдающегося публициста А. Аграновского заключался в том, что он легко входил в любую новую тему (буквально, как рыба в воду), вживался в неизведанный сюжет и досконально разбирался в нем. «Я обратил внимание» - эта фраза часто встречается в мемуарах тех, кто рассказывает о своем журналистском труде.
Иногда невнимание к незначительной детали может подорвать доверие и к выступлению корреспондента, и к нему самому. Несмотря на то, что современная техника все больше и больше освобождает нас от необходимости запоминать, память остается для журналиста уникальным механизмом, фиксирующим факты, события, явления. Писатель К. Паустовский считал, что память не только хранит материал, но и просеивает его, задерживая и отбирая в нем самое ценное. У каждого из нас по преимуществу развит какой-то отдельный вид памяти
- зрительной, слуховой, логической или образной. Эта дифференциация существенна при рассмотрении вопроса о специализации сотрудников СМИ - газетчиков, работников теле- и радиостудий, фотомастеров, дизайнеров, репортеров, аналитиков, публицистов. Так, в репортажах В. Пескова, совместившего в себе талант писателя и фотографа, в повествование часто вплетаются удивительно яркие в своей конкретности зрительные образы, не просто воспроизводящие то, что журналист видел когда-
то, но и создающие атмосферу достоверности и доверительности. А в работах М. Шагинян мы становимся свидетелями воскрешения логики поиска, исследования проблемы или ситуации. Таким образом, память - важнейшая частица творческой индивидуальности. Очевидно, что журналист не может полностью оторваться от фактов реальной жизни, уйдя в мир абстрактных формул или художественных образов. Воображение и интуиция так же необходимы ему, как, скажем, писателю
или математику. Воображение, позволяющее увидеть результат действия, его идеальную цель, не только помогает включить «мыслительные механизмы», но и создать образ, который отразит реальные черты действительности. Например, смысловым стержнем одного из очерков А. Аграновского стал образ растущего леса - той силы, которая меняет жизнь к лучшему, несмотря на все неурядицы, мелкие дрязги, склоки, раздоры и зависть. Воображение способно дорисовать то, что скрыто от поверхностного
взгляда. В. Песков в публикациях о природе не просто пытается проникнуть в мир ощущений крылатых и четвероногих героев его очерков, репортажей и зарисовок. Он хочет заставить человека взглянуть на себя глазами других живых существ и, может быть, поучиться у них благородству. Для журналиста характерен такой феномен, как социологическое воображение, состоящее «в умении переключать внимание с одной перспективы на другую, строить адекватный подход к пониманию общества в целом и его
компонентов». Его сущность заключается в комбинации идей, о которых вряд ли кто-то может подумать, что их можно соединить. Кроме того, социологическое воображение не позволит авторской фантазии перейти ту черту, где от трагического до смешного один шаг и правду уже нельзя отличить от откровенной лжи. Тесно связана с информационными процессами интуиция (этимологически это слово восходит к латинскому глаголу intueri, означающему «пристально, внимательно смотреть»), которая помогает решить задачу, максимально
сократив (или вообще минуя) необходимые логические операции. У интуиции есть очень интересное свойство: она обостряется, когда мы сталкиваемся с чем-то непонятным, и дает возможность компенсировать недостающую информацию. Петербургская журналистка Н. Корконосенко рассказывала, как ей довелось готовить материал о научном коллективе. Она встретилась со многими сотрудниками института, и ее чисто интуитивно покоробила вроде
бы ничего не значащая фраза одного из них. За случайно брошенными словами журналистка почувствовала самоуверенность и наглую развязность. И она оказалась права. После публикации статьи ученые благодарили автора за точность диагноза, поставленного их слишком самонадеянному коллеге. Но даже очень сильной интуиции недостаточно, чтобы журналист ощутил себя профессионалом. Он должен обладать знаниями, расширять и обогащать их.
Это становится возможным, если его мышление будет направленно на разрешение противоречий, объективно присущих действительности. Исследователь СМИ И.М. Дзялошинский считает, что с помощью такого критерия, как отношение к противоречию, можно рассмотреть несколько стилей журналистского мышления: мифологическое (игнорирующее противоречия), формально логическое (стремящееся к уничтожению или примирению противоречий) и диалектическое (ориентированное на выявление реальных противоречий как движущей силы любых явлений).
Миф стал в глубокой древности выражением первой попытки человека осознать причинную связь явлений. Он оказался исключительно живучим, и «изгнать» его из нашего мышления так и не удалось. Сегодня миф возрождается во многом благодаря средствам массовой информации. Есть более 500 определений мифа. Некоторые ученые истолковывают его как состояние сознания, при котором растворяются грани между всеми так называемыми «бинарными оппозициями».
Так обозначается универсальное, по мнению культурологов, средство познания мира. Оно отражает двоичность реальности и лежит в основе любой картины действительности: хорошее - дурное, прошлое - будущее и т.д. Это не значит, что бинарные оппозиции делают мир черно-белым. В нем остается множество оттенков и промежуточных структур (неведомое - полагаемое - известное). Мышление не догматизируется, а приобретает большую четкость; окружающее воспринимаются человеком более
ясно и не кажется ему хаотичным и туманным скоплением непонятного. Когда разница между бинарными оппозициями перестает ощущаться, сознание регрессирует в мифологическое. Журналист способен осознанно включиться в мифотворчество (если понимать миф как сказку, вымысел, иллюзорное представление о явлениях и событиях), но он может превратиться в его жертву (например, когда оппозиция добро - зло вытесняется другой: свой - чужой, вождь - враг вождя и т.п.), репродуцируя мифы неосознанно.
Исключительно стабильные способы «прочтения мифа» - ритуал, магическое действие. Их участниками и создателями часто становятся журналисты, «священнодействуя» в телешоу, воспроизводя в своей деятельности модель мифологического сознания, символизирующую замкнутость, повторяемость, цикличность жизни. Человечество пока еще не обрело панацеи от мифа. Даже научное знание как антитеза ему тоже способно мифологизироваться. «Мифоустойчивость» журналиста
зависит от многих элементов личности. Очевидно, что без определенных качеств мышления эту сопротивляемость выработать невозможно. Конечно, журналисту необходимо владеть основами логики -науки о правильном мышлении, применять в своем творчестве общелогические методы познания (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование). Не менее существенна для него и способность рассматривать явления в многообразии их связей, взаимодействий, противоположных сил, тенденций, в изменении и развитии,
иначе говоря, диалектически. Искусство диалектического мышления требует серьезной теоретической подготовки, большой дисциплины ума. Подняться до способности осмысления того, как взаимоотносятся единичное и общее, явление и сущность, случайное и необходимое, возможное и действительное, могут не все журналисты. Умение системно воспринимать мир, осознавать противоречивость бытия и придерживаться историзма в исследовании развивающихся объектов, конечно, достигается большим трудом.
В прессе мы чаще всего сталкиваемся с так называемым повседневным мышлением, отражающим мир не в форме абстракций, а в богатстве конкретных событий и отношений, оценок и настроений, мыслей и образов. Поэтому для журналиста важно гармоничное соотношение между пониманием этого мира в его конкретности и научным постижением истины, объективным, обобщенным воспроизведением действительности. В последние годы отечественные специалисты, занимающиеся проблемами массмедиа, обратили внимание на
необходимость развития социологического мышления журналиста. Подчеркивая, что недопустимо противопоставлять обыденное сознание социологическому, исследователи, тем не менее, выявляют черты, их различающие. Социологическая культура мышления журналиста позволяет ему подняться над собственным повседневным опытом, преодолеть ограничения, связанные со спецификой определенной ситуации, воспитать уважение не только к факту, но и к точному теоретическому знанию, раскрывающему
глубинное содержание этого факта. Мысль, сознание, разум многими поколениями журналистов рассматривались как величайшая ценность. В «Письмах из Казанского университета», увидевших свет в конце 1960-х гг А. Аграновский рассказал о поучительном эпизоде. К ректору вуза пришли ученые просить деньги на оборудование для лаборатории. Руководитель ответил: «Дайте мысль. Под мысль дам лабораторию». Поиск мысли стал лейтмотивом творчества самого
Аграновского. Критики писали, что он как бы возвращал понятиям их истинный смысл. Он заставлял читателя думать, вовлекал его в процесс сомышления. Хорошо пишет тот, кто хорошо думает. Эти слова Аграновского могли бы принадлежать многим газетчикам - и живущим сегодня, и давно ушедшим от нас. Но в деятельности, тем более творческой, человек представлен целостно, в единстве его интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств.
Сложная гамма эмоций и не менее сложный комплекс чувств не просто сопровождают все этапы журналистской работы, но и сохраняются в ткани его произведений и таким образом передаются читателям, слушателям, зрителям. Конечно, эмоциональный спектр журналиста индивидуален, однако и здесь можно выявить черты определенных профессиональных групп. Социологические исследования, проведенные в первой половине 1990-х гг выявили, что среди опрошенных сотрудников СМИ было больше тех, кто обладает радостным ощущением жизни,
затем следовали люди эмоционально уравновешенные. На третьем месте оказались их раздражительно-тревожные коллеги. Как считают психологи, познавательные процессы не оказывают существенного воздействия на биологические свойства человека, а вот эмоции как раз и служат тем механизмом, который способствует изменению внутренней среды организма под влиянием внешних воздействий. Поэтому одна из необходимых черт:
Эмоциональная устойчивость и самоконтроль принципиально значимы для тех, кто постоянно имеет дело с событиями быстро меняющейся реальности личности журналиста - зрелость его эмоционального мира. Настроения, определяющие границы положительных и отрицательных переживаний, сильно, бурно протекающие аффекты, страсти, подчиняющие себе мысли и действия журналиста, могут оказать существенное влияние и на то, как исполняет он свои профессиональные обязанности, и на психофизиологическое состояние его аудитории.
Журналистике противопоказаны в равной степени и эмоциональная бедность, и «эмоциональный перехлест». Однажды зрители увидели на экранах своих телевизоров расстроенную С. Сорокину (тогда она работала в программе «600 секунд»). Перед выходом в эфир ее оскорбили. Эмоциональная открытость, женская незащищенность в сочетании с очевидной твердостью характера вызвали симпатию аудитории. А вот излишняя экспрессия и сильный эмоциональный напор
музыкального комментатора - журналистки, популярной несколько десятилетий назад получили совсем иную оценку. Современники не без иронии замечали: во время выступления этой, несомненно, талантливой ведущей хочется отодвинуться подальше от телевизора. Чрезвычайно значимы в журналистской профессии чувства - высший продукт развития эмоциональных процессов. В чувствах, связывающих между собой познавательные процессы, переживания, эмоциональные реакции, выражается социальная сущность человека.
Богатство эмоциональной палитры всегда отличало лучших российских журналистов. До сих пор остается непревзойденной способность В.Г. Белинского проникать в мир чувств героев литературных произведений. В его знаменитой статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» мы читаем о людях, которым свойственны чувство деликатности и приличия, нервическая чувствительность, болезненная раздражительность, мрачное
отчаяние, холодное уныние. Они испытывают уважение, удивление, благоговение, любят, дружат, страдают. А с какой болью звучат слова Белинского, обращенные к Гоголю, изменившему, по мнению критика, идеалам борьбы за справедливость. Наивысший подъем гражданских чувств сохранили репортажи В. Пескова, посвященные освоению космоса. Когда наша ракета достигла
Луны, он писал: «Сегодня такая ночь! Сегодня нельзя уснуть. Надо записать все, что слышу и чувствую, чтобы не истерлась в памяти эта ночь. Посчастливилось бы прочитать этот листок лет через двадцать, чтобы снова почувствовать волнение, каким жила Земля в эту замечательную ночь». О полете Ю. Гагарина он скажет так: «Мы помним день нашей первой любви», выразив настроение тысяч людей, которые высыпали тогда на улицы, охваченные единым порывом радости.
Для журналиста принципиально значимы этические чувства. Они программируют его поведение, отражают его гармонию или дисгармонию с обществом. Именно они обусловливают выбор человеком любимого дела. Большую регуляторную нагрузку несет на себе совесть (психологи соотносят этимологию этого слова с требованием вести себя в соответствии с определенными нормами - «со-вести»).
Столь же актуальны для журналистской профессии познавательные чувства - любознательность, любовь к истине, жажда знаний, радость открытия. От силы интеллектуальных чувств зависит работоспособность человека. Различать прекрасное и безобразное помогают эстетические чувства, вкус (восприимчивость к эстетическим явлениям), эстетические переживания как сложная система, объединяющая различные эмоции в ходе образного восприятия действительности. Эстетические чувства особенно ярко проявляются при создании художественно-
публицистических произведений, радио- и телевизионных программ. Так, ощущение меры, сдержанного достоинства присуще телепередачам А. Белинского о мастерах искусств. Без развитого чувства прекрасного невозможна деятельность мастеров фоторепортажа. Отсутствие вкуса болезненно сказывается на содержании и форме журналистских текстов, на всем облике газетно-журнальной продукции, на манере речи радиокорреспондентов и стиле поведения телеведущих.
Видимо, вкус наравне с эстетическими чувствами иммунизирует человека от пошлости. Как уже отмечалось, одной из составляющих базисных способностей служит воля - механизм, с помощью которого человек достигает поставленной цели, даже если при этом ему приходится преодолевать внутренние препятствия. По данным социологических опросов, в последнее десятилетие на первый план выдвинулись такие волевые свойства журналиста, как организованность, исполнительность, аккуратность, несколько потеснив выносливость
и упорство. Вместе с тем опыт показывает, что настойчивость, последовательность, надежность продолжают оставаться вечными профессиональными качествами, без которых в СМИ трудно добиться успеха. Профессиональное сознание журналиста прекрасно характеризуется понятием эмоциональный мозг, которое отражает нераздельность художественного и мыслительного видов высшей нервной деятельности. Возможно, эмоциональный мозг станет не исключением, а правилом для эпохи экранной, послеписьменной
культуры, в которую человечество уже вступило. Этот новый этап развития цивилизации приведет и к социокультурным изменениям, и к трансформации мышления: для него станет характерным «сращивание» логического и образного, понятийного и наглядного. Мыслительные процессы начнут включать в себя «интеллектуальную образность» и «чувственное моделирование», открывая неизведанные горизонты творческого потенциала Homo sapiens. Если эти прогнозы оправдаются, то не явится ли именно журналист провозвестником появления
нового типа личности? Пока на данный вопрос ответить сложно. Не может быть какой-то одной модели способностей для всех профессиональных специализаций. Для репортеров приоритетны качества, соотносимые с мобильностью и оперативностью, обеспечивающими успех в условиях жесткого ритма сбора информации. У аналитиков доминируют исследовательские задатки, логика, глубина и нестандартность мышления, у публицистов - образное восприятие, идейность, у телерадиоведущих
- коммуникабельность, личное обаяние, артистизм. Динамизм журналистских способностей проявляется в том, что они подлежат развитию, оттачиванию, совершенствованию. Это может быть достигнуто практически, в ходе повседневной работы, которая носит, как правило, напряженный характер. В середине 1990-х гг. журналисты газеты «Монд» (Франция) трудились примерно девять часов в день. Их рабочая неделя состояла из шести, а не из пяти дней, как обычно принято.
Перегрузки компенсировались увеличением отпуска. Корреспонденты «Монд» ежедневно выезжали на место события, просматривали источники и ппрослушивали радио. Все это непреложно вменялось им в служебные обязанности. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА В журналистской деятельности особую и немаловажную роль играет технологический фактор. В зависимости от техники, используемой для сбора и распространения
информации, изменяются стиль, характер и эффективность работы журналиста. Конечно, изменяются и условия труда. Различия между средствами массовой информации зафиксированы и в российских законах. Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Под радио, теле, видео, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио аудиовизуальных
сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящее в свет (в эфир) не реже одного раза в год. Уровень технической оснащенности неизбежно определяет различия в организации труда журналистов. Особенности работы в печатных СМИ Печатные издания имеют ясно выраженную специфику как элементы системы СМИ. Оно определяется тем, что основной рабочий материал прессы - это слово и изображение, составленные на бумаге или другом «твердом» носителе информации.
Отставая от радио и телевидения в оперативности, печатные СМИ превосходят их в аналитичности. Существует нечто общее между печатными СМИ, а именно -необходимость тщательной работы над словом, четкостью выводов и обобщений. В любом печатном издании журналист обязан самым тщательным образом сверять имена, фамилии, цифры, даты, цитаты. Короче, все то, что в случае ошибки может ввести читателя в заблуждение.
Вот почему опытные журналисты важные детали записывают печатными буквами в обычный блокнот и не забывают перепроверить. И еще одна особенность: работник газеты или журнала должен быть обучен умелому использованию средств оформления - ведь чаще всего у читателя единственным органом, дающим ему представление о том или ином материале, да и издания в целом, являются глаза. Текст и иллюстрации, заголовочные комплексы, анонсы, врезки, выделения - все это и многое другое делают
газету, журнал, альманах не только «собранием слов и картинок», а единым организмом, живущим мыслями и чувствами авторов. Старая истина - форма содержательна, а содержание должно быть оформлено - предопределяет особые требования к подбору шрифтов заголовочных комплексов. Вот почему имеет смысл заранее представить себе место материала на полосе и подобрать к нему заголовочный шрифт, соответствующий размеру и содержанию. Особенности труда на радио
Радиовещание давно стало атрибутом жизни современного человека. Миллионы слушателей в разных уголках планеты ежедневно приобщаются к мировой культуре, узнают последние новости, просто отдыхают, включив свои приемники. Аудитория радио поистине безгранична. Это, естественно, налагает особую ответственность на работников редакций. Специфика журналистского труда здесь связана и с тем, что рабочий материал радио отличается от материала
прессы. Необходимость использовать кроме устного слова шумы, музыку и другие звуковые эффекты сопряжена с невозможностью показать какой либо объект. Итак, специфика радио состоит, прежде всего, в гигантской и разнообразной по составу аудитории слушателей и еще в том, что передача воспринимается только на слух. Особенность работы на радио предопределила и специфику используемых жанров. Короткие информации чаще всего группируются по темам и читаются диктором; в интервью нередко принимают
участие корреспондент, диктор и интервьюируемое лицо; радиорепортаж обычно ведет журналист, который рассказывает об обстановке, используя шумы и музыку, иной раз декламирует стихи. Радиорепортаж будет убедительным только тогда, когда корреспондент побывает на месте события. Довольно часто радиорепортаж идет в прямом эфире, поэтому для него характерна живая речь, без заранее написанного текста. Весьма серьезные требования предъявляются к языку журналиста.
Поскольку звучащее слово является основным выразительным средством, необходимо внимательнейшим образом следить за своей речью. И не только за лексическим составом, но и за фонетикой. Косноязычный радиожурналист - это нонсенс. Особенности работы на телевидении Революция в технологии массовых коммуникаций особенно большие горизонты открыла перед телевидением. Компьютеризация дала в руки телевизионщиков такие неожиданные и недоступные ранее возможности, как
мультимедиа, компьютерную анимацию, стереотелевидение, и уже освободила подступы к голографическому телевидению. Техника предоставила журналисту безграничные возможности. Но и требования она предъявляет жесткий: нужно поспевать за внедрением технических новинок и, в частности, умело использовать их для работы в прямом эфире. Конечно, необходимо тонко чувствовать и родовую, исходную специфику телевизионной журналистики. В рабочий материал тележурналиста входят устное и письменное слово,
изображения, шумы, музыка. Все это предопределяет и особенности телевизионных жанров. Телевидение позволяет аудитории воочию наблюдать событие, дополнить изображение звуками, прочитать текст, услышать живой голос героя и реальное звуковой сопровождение события. Это предопределяет наличие у журналиста способностей режиссера и оператора, навыков и умений работы с аппаратурой. Особые требования предъявляются к телеведущему, выполняющему комплекс функций.
Телевидение обладает значительно большей эффективностью воздействия, чем радио и печать. Особенности работы для информационных СМИ Любое информационное агентство будет дееспособным и уважаемым лишь в случае оперативной и бесперебойной работы всех его сотрудников, каким бы большим ни был коллектив. Существует несколько важных особенностей работы журналиста в информационном агентстве: постоянная готовность к срочному выполнению оперативного задания вторая особенность - «чутье на новость».
Нужно иметь самые тесные связи с источниками информации и заблаговременно знать планы объектов, деятельность которых поручено освещать репортеру. Высокая ответственность за каждое передаваемое слово. Особенности построения материалов для информационных агентств. Практически любое сообщение готовится по принципу «перевернутой пирамиды», обязателен лидер - абзац. Высокие требования предъявляются к надежности информации.
Каждое сообщение должно быть интересно как газетам и журналам, так и радио и телевидению. Корреспонденту нужно учитывать особенности различных СМИ. Поскольку информационные агентства продают свою продукцию, журналисту приходится ее рекламировать. При подготовке материала к распространению в России журналист обязан проверить достоверность полученных данных. Особенности труда в компьютерных сетях и базах данных
Появление всемирной сети Интернет внесло качественно новый элемент во всю мировую экранную цивилизацию. Прежде всего, деловые новости из газет, радио и телевидения перекочевали в компьютерные сети. Затем Интернет стал использоваться и как почта, и как универсальная рекламная система. Интернет стал одним из средств массовой информации. Журналист, работающий в сети, должен знать и уметь значительно больше, чем сотрудник газеты, журнала,
радио и телевидения. С одной стороны, необходимо мастерски владеть письменным словом - ведь при помощи сети можно даже выпустить книгу. С другой - хороший компьютер не только не уступает телевизору, но в некоторых своих качествах даже значительно превосходит его. Это значит, что нужно уметь все, что умеют на телевидении плюс специфические знания компьютера. Резко возрастает возможность получения в сети недостоверной информации или вообще откровенной дезинформации.
Вот почему перепроверка фактов, цифр, имен и других данных здесь обязательна. Но этим не ограничивается особенности работы журналиста в сети. Он может сам направить произведение в известный ему адрес или воспользоваться услугами «электронной конференции», а то и завести собственный сайт. То есть появляется избирательность адресата. Можно полученную из другого источника информацию переработать и распространить в измененном виде, каждый
пользователь в той или иной степени становится «сам себе журналист». Все диктуется теми задачами, который он ставит. Любая электронная версия имеет ряд особенностей в подготовке. Прежде всего, она, как правило, отличается от той, которая выпускается на бумаге. Кроме того, существует возможность каталогизировать информацию, снабдить ее научным аппаратом, перекрестными ссылками. И еще одна особенность: электронную версию любого издания можно обогатить цветом, звуком,
движущимся изображением и т.п. Естественно, журналист должен не только теоретически знать все это, но и иметь квалификацию журналиста. Универсальная подготовка к работе в системе СМИ Существует настоятельная потребность в универсальной подготовке к работе в системе СМИ. Есть немало примеров, когда газетчик уходил работать на радио или телевидение, сотрудник телевидения - на радио или в газету и т.д. Более того, быстрое развитие технических средств ведет к тому, что навыки
работы, допустим, телевизионного режиссера могут понадобиться в газете или журнале при подготовке электронной версии издания или его рекламы. Появление новых средств массовых коммуникаций выдвигает пред практической журналистикой новые задачи, требующие универсальной подготовки. При работе с мультимедиа нужны знания и умения, приобретаемые как в печатных, так и в аудиовизуальных СМИ. Сотрудник газеты сейчас зачастую пользуется компьютерными сетями, ведет мониторинг радио- и телепередач.
Довольно часто мы можем увидеть в газете иллюстрацию, которая взята с телеэкрана. Появились печатные приложения к телевизионным и радиопередачам и программам, которые на «твердом носителе» дополняют и разъясняют то, что было или будет передано в эфир. Факсимальные газеты по своему характеру напоминают традиционные издания, но передаются и принимаются с помощью радио. За всеми этими новшествами стоит человек, журналист, который и делает возможным любое
нововведение. Конечно, разные средства массовой информации по-прежнему требуют разной организации труда, разных качеств журналиста. Если вы работаете исключительно в Интернете, то личное общение с коллегами для вас необязательно. Телевидение наоборот требует слаженных действий многочисленного коллектива. Газета или журнал как целостный организм также немыслимы без коллективной работы редакции, но подготовка
конкретного произведения может вестись индивидуально. Радиожурналист может в одиночку вести, скажем, эфирный репортаж, но он теснейшим образом зависит от людей, обслуживающих технику. НИКОЛАЙ СВАНИДЗЕ - ВЕДУЩИЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ Один из основополагающих элементов имиджа ведущего информационно-аналитической программы - это артистизм. Анри Вартанов в статье «А вдруг временная любовь понравится
власти?» обращается к проблеме артистизма телеведущих: «Зритель интуитивно, не ведая о теоретических спорах, четко выбирает для себя новостные программы еще и по принципу «театра одного актера». И каждый из нас, в меру своих представлений о драматургическом действии, вольно или невольно разводит телеведущих информационных программ по разным, именно актерским амплуа». Анри Вартанов сравнивает Н. Сванидзе с героем социальной драмы.
Однако, несмотря на данную классификацию, главным остается неповторимость и индивидуальность каждого. Существует мнение, что ведущим информационно-аналитической программы должен быть мужчина. Только мужчине зритель станет доверять. Только мужчина, занимаясь анализом политических и экономических проблем, будет выглядеть в кадре уверенно и солидно. Словно подтверждая эту точку зрения, все ведущие информационно-аналитических программ - мужчины (Николай
Сванидзе, Евгений Киселев, Станислав Кучер) Профессиональному ведущему необходимо знание жизни, социальная и гражданская зрелость. Аналитическая публицистика предполагает опытных журналистов, имеющих свое сформировавшееся отношение к реальным событиям. Отношение, как правило, взвешенное и мудрое. Истинная мудрость характеризуется не только способностью человека осмысливать происходящие события, но и умением переходить из сферы опыта в сферу теории и обратно, умением совмещать теорию с практикой,
а также высоким уровнем «этической ответственности разума перед природой и обществом за продукты своей деятельности» На мой взгляд, данным критериям соответствует Николай Сванидзе. О его мудрости свидетельствует его взвешенное отношение к событиям, минимум оценочных суждений, высокая языковая культура, эрудированность, умение предсказать, предвидеть ситуацию. Сванидзе никогда не опускается до нервозного тона, угроз в адрес правительства.
Сванидзе создал себе образ серьезного и рассудительного журналиста. Образование. Уровень образования имеет огромное значение для продуктивной профессиональной деятельности. Для аналитика важна не просто фиксация факта, но и дар «видеть невидимое -связи, существующие между различными явлениями, определять их причины, оценивать их значимость, прогнозировать их развитие. Кроме «общемыслительных» способностей, журналист- аналитик должен обладать и специальными знаниями
в той области, к которой относится предмет его журналистского выступления. Поэтому ему желательно иметь не только журналистское, но и специальное образование. Николай Сванидзе имеет образование историка (отсюда его умение анализировать, стремление к более углубленному изучению той или иной проблемы). Накопленные за долгие годы работы знания в сфере аналитической публицистики в совокупности со специальным образованием, которое во многом помогает журналисту в процессе его деятельности,
дают возможность политическому обозревателю быть профессионалом. Психологические качества журналиста. Для аналитика очень важна сосредоточенность внимания и логическая память. Николай Сванидзе обладает исследовательскими способностями, что позволяет ему рассмотреть факты в их взаимодействии, проанализировать их в соответствии со своей авторской позицией, а также вскрыть на первый взгляд невидимые, но существующие между фактами связи.
Гражданские качества. К гражданским качествам относятся ответственность перед обществом и зрительской аудиторией, чувство социальной справедливости, объективность. Для политического обозревателя особенно важны независимость и политическая культура. Что касается независимости, то сегодня в полной мере ею никто не обладает. Современный политический обозреватель зависим в первую очередь от идеологии телеканала, на котором
выходит его программа. Существует зависимость от владельца телевизионного канала, от правящей политической элиты, от осознания себя представителем «четвертой Власти». Журналист свободен, пока он не власть, пока не осознает себя ею. Однако, сами ведущие информационно-аналитических программ, несмотря на очевидную связь между работой политического обозревателя и политико-идеологической направленностью телеканала, свою зависимость прямо
не признают. Н. Сванидзе: «Государственное телевидение проявляет себя как наиболее независимое. Оно не участвует в политических интригах… У меня нет хозяина, который мог бы мне сказать: извольте сегодня дать такой - то материал, извольте раздолбать такого - то, или поддержать такого - то. Я таких указаний не получаю. Мы не дергаемся вместе с линией партии. Мы ни в кого не плевали, не кидались грязью. Никогда!»
Многие журналисты воспринимают ведущего «Зеркала» как политического обозревателя, слишком тесно общающегося с властью: «Это меня, кстати, абсолютно устраивает. Я сам себя так же воспринимаю. А «слишком» получается только тогда, когда теряешь независимость. А для меня это исключено». Создается впечатление, что Николай Сванидзе чувствует себя с представителями власти на равных.
Это видно из того, как он общается с государственными чиновниками и высокопоставленными лицами. Нравственные качества. Безусловно, и такие нравственные качества, как человеколюбие, доброта, порядочность в значительной степени должны являться для журналиста профессиональными. Так как ложь, необъективность в изложении фактов способны привести к искаженным представлениям о социальных явлениях, и, самое главное, к падению доверия со стороны зрительской аудитории.
Профессиональные качества. Для политического обозревателя важны такие качества, как: глубокая компетентность в своей сфере, глубина постижения действительности, нестандартность мышления, независимость суждений, политическая культура, объективность, способность понять и представить точку зрения собеседника, культура ведения дискуссии, прогностические и исследовательские способности. Обозреватель становится профессионалом, когда его индивидуальная манера ведения программы проявляется
не только во внешних деталях, но и в более существенных чертах. В первую очередь, стиль профессионального политического обозревателя проявляется в его социальной позиции, в коренных личных убеждениях ведущего, которые лейтмотивом проходят через его творчество. Эти черты выражаются в некой постоянно о себе заявляющей «сверхидее», которая озаряет каждое выступление автора информационно-аналитической программы. Такой творческий «лейтмотив» находит свое проявление в
информационно-аналитических программах . Для Николая Сванидзе характерна поступающая сквозь «оболочку» его выступлений уверенность в несовершенстве форм государственного правления России. Эта уверенность в известной мере объясняет его снисходительное отношение к просчетам в деятельности действующего правительства и ироничное отношение - к его политическим оппонентам. Сванидзе открыто придерживается антикоммунистической позиции, о чем свидетельствуют его оценочные суждения
в адрес представителей КПРФ (например, «коммунисты вновь готовы козырять друг перед другом крутизной по отношению к власти»). Высказывания Сванидзе отличает логика и точность мысли, выстроенность речи. Фразы четкие, понятные, все лишнее убрано. О нестандартности мышления ведущего «Зеркала» можно судить, в первую очередь, по его манере подачи информации, изложения фактов: «На днях в Якутии был найден алмаз весом более 60-ти каратов, и назван именем
Николая Озерова. Речь, однако, пойдет совсем не о том. Наша съемочная группа побывала в Якутии». Сванидзе заинтриговал зрителя сообщением о сенсационной находке алмаза, и таким образом подготовил аудиторию к сюжету о социальных проблемах в Якутии. Практически к каждому материалу Н. Сванидзе дает свой, авторский комментарий. Однако не всегда эти комментарии бывают чисто оценочными.
Случается, что Сванидзе не дает своей оценки, предлагая зрителю самому поразмыслить над поставленной проблемой. Свою точку зрения ведущий «Зеркала» никогда открыто не высказывает. Его позиция по отношению ко многим вопросам проявляется через его интонацию, тон, подбор слов. Как любой профессионал своего дела, Н. Сванидзе имеет свою позицию: «Я не считаю нужным скрывать свое мнение, но никому его не навязываю…Есть журналисты честные, имеющие свою позицию, которые пишут острые
материалы о власти потому, что они так думают. Таких журналистов я уважаю, потому, что вообще уважаю людей с убеждениями…» ПРАВОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Основные права и обязанности журналиста, регулируемые правом, зафиксированы в Законе РФ о средствах массовой информации и других актах. Они касаются всех сторон и этапов деятельности журналиста - и внутриредакционных отношений, и сбора, подготовки и публикации материала, и последствий публикации.
Как сотрудник редакции журналист обязан соблюдать нормы поведения должностного лица, в соответствии с которыми наказуемы нарушения установленного порядка деятельности и взаимоотношений, безответственное отношение к своим обязанностям, волокита, халатность, ущемление прав и интересов граждан, отказ выполнять законные просьбы и требования лиц, с которыми он вступает в деловые отношения, злоупотребление служебным положением или превышение своих полномочий. Использование служебного положения в личных целях, взяточничество,
должностной подлог и другие деяния журналиста, нарушающие нормы поведения должностного лица, преследуются по закону. -В своей профессиональной деятельности журналист обязан соблюдать «устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях». - При сборе информации, прежде всего, действует право журналиста «искать, запрашивать, получать и распространять информацию». - Особо в законе оговорено право «посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф,
массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях». - Важный запрет содержится на сбор информации «в пользу постороннего лица или организации», т.е. на выход за рамки служебных обязанностей перед уполномочившим журналиста СМИ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Журналистика, будучи одной из специализированных областей социальной практики, порождает
постоянные потребности в профессиональных кадрах. Причем по мере развития журналистики, в связи с повышением образовательного уровня аудитории, роста ее политической активности, расширением и углублением интересов и запросов в самых разных областях массовой информации неуклонно растут требования к уровню профессиональной подготовки. Об этом свидетельствует такое реальное противоречие: в условиях, когда штатные должности в редакциях изданий и программ, пользующихся популярностью, обычно вакантными не бывают, каждое
СМИ остро нуждается в профессионалах высокого качества. В условиях же конкуренции и борьбы за выживание эта нужда особенно обостряется. Талант в сочетании с необходимым «набором» профессиональных данных, образованностью и ответственностью вообще встречается нечасто, тем более в гармоническом единстве. А ведь надо еще иметь в виду, что кроме общепрофессиональных качеств журналист ценится за уникальные,
присущие только ему особенности. Поэтому чрезвычайно остро стоит вопрос о профессиональном самоусовершенствовании журналиста, о самокритичном анализе его деятельности в условиях постоянного и возрастающего дефицита времени и изменяющихся требований к журналистике. Развертывание потенциала журналиста осуществляется в ходе профессионального обучения. В настоящее время система журналистской подготовки предоставляет широкие возможности для формирования творческой индивидуальности.
Она включает в себя университеты (факультеты и отделения журналистики), институты, школы, колледжи, а также многочисленные курсы, в том числе международные. Журналистское образование сегодня могут получить и те, кто уже окончил высшую школу по любой другой специальности. Широкий спектр образовательных возможностей помогает будущему работнику СМИ найти свой «интерес», отвечающий его склонностям, задаткам, характерологическим особенностям и позволяющий
приобрести знания, без которых подлинного профессионализма достичь сложно. Но даже синтез знания и способностей еще не дает нам целостного представления о журналистской профессии: неповторимость человека раскрывается в его взаимодействии с внешним миром. Современная практическая журналистика предоставляет широчайший простор для творческого самовыражения личности, но она выдвигает и высочайшие критерии профессионализма каждого, кто решил связать с ней свою
жизнь и судьбу СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. СПб 1995. Свитич Л.Г. Профессия: журналист. М 1991. Смирнов С.В. Формирование творческой личности журналиста// Логос. Общество. Знак/ Отв. ред. Б.Я. Мисонжников. СПб 1997. Журналист: личность, должность и долг/Ред-сост.
С.Г. Корконосенко. СПб 1998. http://tv zone.city.ru Основы творческой деятельности журналиста.// Ред-сост. Корконосенко С.Г. СПб 1997. Закон РФ «О средствах массовой информации». М 1992. Кузин В.И. Психологическая культура журналиста. СПб 1995. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход.
М 1988. Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. М 1996. Корконосенко Н.Ф. О женском пере в мужской журналистике//Женщина в массовой коммуникации:/Ред-сост. С.М. Виноградова. СПб 1998. Век информации: тезисы, научно-практические семинары/сост. С.М. Виноградова. СПб 1995.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |