Реферат по предмету "Культура и искусство"


Место науки и религии в развитии общества

Контрольная работа

Оглавление
1. Буддизм………………………………………………………………………….3
2. Наука эпохи Просвещения……………………………....……………………..8
3. Возникновения книгопечатания……………………………………………...12
Литература…………………………………………………..……………………15

1. Буддизм
Буддизм – древнейшая из мировых религий, сыгравшая важнуюроль в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации. До настоящеговремени он оказывает огромное влияние на культурный облик и образ жизнизначительной части населения стран Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Вмире насчитывается от 300 до 600 млн. буддистов. По существу, буддизм – этограндиозный социо-культурный комплекс, мощная культурная традиция.
Время жизни основателя этой религии Будды Гаутамыотносится к 6 в. до н.э. Самые ранние из дошедших до нас письменных источников,повествующих о нем, датируются 1 в. до н.э. Поэтому неудивительно, что описаниежизни Будды дополнено легендами и мифами, и отделить фактическое отлегендарного сложно. За многие сотни лет своего существования буддизмразделился на множество школ, течений и направлений. Одни из них делают упор напрактические аспекты учения, другие – на психологические, метафизические,этические и т.д. но всегда остается нечто, присущее всем направлениям, чтопозволяет говорить о буддизме вообще, реконструировать его в качестве единогосоцио-культурного комплекса.
Жизнь Будды – исходный пункт вероучения буддизма
Не следует видеть истоки мировой религии в одной толькодеятельности выдающейся личности. Однако большинство ученых не сомневаются втом, что проповеди и личный пример Будды сыграли здесь значительную роль.
Будда родился в семье индийского царя (раджи) в СевернойИндии. Он получил имя Сиддхартха (выполнивший свое предназначение). Детство,юность и молодость Гаутама провел в имении отца во дворцах и садах. Не имея нив чем отказа, он не задумывался о трудностях и печальных сторонах человеческойжизни. Женился на прекрасной девушке, у них родился сын. Но счастливое стечениеего жизни однажды было нарушено. Оказавшись за пределами дворца, Гаутамаповстречал похоронную процессию, а затем убеленного сединами, покрытого язвамибольного старца. Это буквально перевернуло его внутренний мир, заставилозадуматься об иллюзорности и недолговечности счастья, о всепроникающей силезла, царящего в мире, и подвигло к действиям, повлекшим за собой, как считаютбуддисты, кардинальное изменение судеб мира. Следуя широко распространенному вИндии обычаю, оставив дом и семью, Гаутама становится аскетом, надеясьизнурением плоти достичь духовного совершенства и найти выход из той суровой инепривлекательной ситуации, в которой, как оказалось, находится мир. Но семьдолгих лет следования монашеским обетам не привели его к желаемому результату.Отвергнув как аскетизм, так и бездумное подчинение чувственным желаниям,Гаутама пытается идти срединным путем, который приводит его к событию, котороебуддисты считают ключевым в нашей кальпе, равной 8640000000 годам. Находясь всостоянии медитации под священным деревом бодхи, Гаутама был осенен истиной. Вэтот момент он и стал Буддой («просветленным», дословно – «пробужденным»).
Демон Мара подвергает его искушениям, предлагает всеблага мира – золото, власть, славу и пр. но Будда усилием воли заставил демонаотступить, после чего произнес в лесу у города Бенарес свою первую проповедь.Его слушателями были пять монахов и две газели. Прежде всего, Будда сказал о«четырех благородных истинах», с постижением которых начинаются для человекаспасение и освобождение.
В течение 40 лет Будда Шакья-Муни проповедовал своеучение. Множество людей благодаря этому освободились от страданий, органическиприсущих миру смертей-рождений. Затем пришел его срок и Будда умер, чтобыникогда больше не рождаться. По существу, это была смерть не в обычном смыслеслова, а великий переход в нирвану (высшее состояние духа). Но семена учениябыли брошены на благодатную почву. Оно широко распространилось в Индии и вышлоза ее пределы.
В 3 в. до н.э. индийский царь Ашока объявил буддизмгосударственной религией Индии. При нем состоялся 3 Буддийский Собор: двапервых – легендарны, один был собран, по преданию, сразу после смерти Будды, адругой – 100 лет после этого события. 4 Собор прошел при царе Канишка (78-123гг.). На нем было закреплено деление буддизма на два больших направления:хинаяну («малая колесница» — узкий путь спасения) и махаяну («великаяколесница» — широкий путь спасения).
Распространившись на Цейлоне, в Индокитае, Индонезии,Тибете, Средней Азии, Китае, а оттуда – В Корее, Японии, буддизм постепенноутратил влияние на своей родине, в Индии, где был вытеснен родственной религией– необрахманизмом (индуизмом).
Нравственные воззрения буддизма
Согласно Палийскому канону, движение по пути спасенияначинается с соблюдения моральных заповедей. Затем следует сосредоточение, вкотором достигается спасительное знание, неразрывно связанное с освобождением. Длядостижения состояния сосредоточения необходимо обуздание органов чувств,бодрствование духа и постоянный самоконтроль. Без этого невозможно дажевступить на путь, ведущий к бесконечной цели – нирване.
Пять начальных заповедей: не убивай никакого живогосущества, не бери тебе не принадлежащего, не говори неправды, непрелюбодействуй, не употребляй опьяняющих напитков. Заповеди обязательны какдля монахов, так и для принявших буддизм мирян. Сверх того для послушника и монахаобязательны еще пять заповедей: не посещай зрелищ; не используй мазей,благовоний, украшений; не спи на широкой и высокой постели; не имей золота исеребра; не ешь после полудня.
Позднее в число моральных требований были включеныдоброжелательность, скромность, помощь, уважение, преодоление зависти и т.д. Вкруг добродетелей, улучшающих карму, вошли слушание и проповедь учения Будды,практика медитации, а к числу пороков дополнительно отнесены невежество, жадность,легкомыслие, оскорбление и пр. Как видим, нравственный кодекс буддизма близок кморальным заповедям других религий, в нем отражается глубокая общность исходныхэтических взглядов разных народов.
Мифология и вероучение буддизма
Буддийская мифология имеет целый ряд оригинальных исвоеобразных черт. От мифологии других мировых религий ее отличаетполитеистичность – в ней присутствует огромное количество богов и небожителейразных рангов. Вместе с тем человек занимает исключительное место среди всехсуществ, населяющих нашу Вселенную, так как только он может вырваться из цепейбезначальной и бесконечной сансары и стать буддой, т.е. достичь нирваны. Всемдругим существам, даже богам, чтобы достичь нирваны, необходимо родитьсячеловеком.
Своеобразно и весьма противоречиво здесь представление оместе и роли Будды, точнее будд. По определению, как уже сказано, будда –существо, достигшее нирваны – наивысшего состояния, противоположного сансаре,когда отсутствует перерождение.
В буддийский пантеон вошли боги брахманизма и индуизма,мифологические существа из религий тех стран, где буддизм распространилсявпоследствии, а также некоторые реальные исторические деятели: Шакья-Муни, егоученик Шарипутра, знаменитые учителя и реформаторы буддизма Падмасамбхава,Бодхидхарма, Цзонкава и даже настоятели крупных монастырей.
Подробно в буддийских мифах дается устройство мироздания.В Космосе находится неисчислимое количество миров. Центр мира и Земли – гораМеру (Сумеру). Вокруг нее вращаются Солнце, Луна и звезды. Меру окружена семьюгорными хребтами, за которыми расположены четыре континента (по числу сторонсвета), населенные людьми и животными. Континенты омываются Мировым океаном иокружены островами.
Основные направления буддизма
Из главных направлений буддизма обычно выделяют хинаяну(«малая колесница»), махаяну («великая колесница»), и ваджраяну («алмазнаяколесница»). Немалую роль в современном буддизме играют ламаизм, а такжедзэн-буддизм. Хинаяна, вероятно, наиболее близка к первоначальному учениюШакья-Муни, а махаяна – это дальнейшее развитие и усложнение вероучения икульта. Однако не исключено, что все основные направления буддизма развивалисьодновременно. Буддизму внутренне присущи толерантность, веротерпимость иплюрализм. Ему неведомы конфликты из-за расхождений в вероучении, а тем болеерелигиозные войны, столь нередкие в истории христианской Европы имусульманского мира.
Для хинаяны характерен особенно строгий, не каждомудоступный монашеский образ жизни, довольно сложный и пышный культ,паломничества к святым местам и т.п. Гаутама считается здесь великой личностью,Учителем, примером достижения нирваны.
Махаяна исходит из того, что спастись может не толькомонах, но и мирянин, следующий заповедям Будды, совершающий молитвы и иныеобряды, одаривающий монахов и прибегающий к их помощи. Махаяна содержит неведомоеиным течениям буддизма течение об аде и рае.
Ваджраяна, или буддийский тантризм, сложилась к середине1 в. до н.э. Здесь признаются основные принципы буддизма и считается, чтосостояния Будды можно достичь уже при жизни. Для этого применяются йогическиеупражнения, медитация, магические заклинания (мантры). Важное место принадлежитдуховным наставникам (гуру). Сложные и запутанные тантрийские обряды обильно окрашеныэротическими символами и восходят к древней магической практике, направленнойна повышение урожайности. По учению ваджраяны, Будда достигает просветления,сливаясь со своей шакти (женское божество). В пантеон входят многочисленныеженские божества, жены бодхисатв. Правда, сексуальная практика находилась врезком противоречии с моральными принципами буддизма, поэтому первоначальноеритуальное общение полов с целью приобретения энергии постепенно заменялосьимитациями, символическими действиями, заклинаниями, магическими графическимиизображениями.
Особое направление буддизма, распространенное в Тибете,Монголии, Бурятии, называется ламаизмом. Считают, что основу этого направлениязаложил Падмасамбхава в 8 в. до н.э., а окончательно оформил его религиозныйреформатор Цзонкава (15 в. до н.э.). Он основал несколько монастырей, ввелбезбрачие духовенства и жестокую монастырскую дисциплину, ограничил практикумагическо-эротических обрядов, используя вместо них имитационно-символическиеприемы. Цзонкава высоко поднял авторитет буддийского монаха – ламы. Лама –духовный наставник мирян.
Одна из разновидностей дальневосточного буддизма –дзэн-буддизм – в последние десятилетия приобрела популярность средиобразованных слоев западного общества. Японскому дзэн соответствует китайскоечань и санскритское дхьяна, т.е. медитация (созерцание). Это одно из звеньеввосьмеричного пути спасения. По преданию, история дзэн-буддизма началась сприходом в Китай с Запада в 520 г. до н.э. индийского монаха Бодхидхармы.Именно ему приписываются основные принципы вероучения дзэн.
В потоке новых религий, проникающих в Россию в настоящеевремя, особое место занимают так называемые «восточные культы». В том числетечения традиционного и модернизированного буддизма. По большей части онипредставляют собой самодеятельные общины, имеющие мало общего с аутентичнымбуддизмом. Нередко они эксплуатируют буддийскую терминологию, символику иобрядность в нерелигиозных целях, используя естественный интерес интеллигенциии молодежи к ориентальным феноменам.
2. Наука эпохи Просвещения
Понятие и функции науки
В числе различных видов человеческой деятельности особуюсферу составляет наука, которая является формой общественного сознания. Ееосновная функция – познавательная – состоит в том, чтобы вырабатывать итеоретически систематизировать объективные знания о действительности. Наукавключает деятельность по получению нового знания, а также накоплению научныхзнаний, приобретенных прежде. Другие функции науки – хранение и распространениезнаний. Полученные в предшествующие эпохи и новые знания и образуют в совокупностинаучную картину мира.
В отличие от научной может быть вненаучная и донаучнаякартина мира. Научная картина мира формируется на основе достижений отдельныхнаук, например физики, астрономии, биологии, философии и др. можетформироваться и общенаучная картина мира. В этом случае определяющим элементомдля представления картины мира будет та область познания, которая занимаетлидирующее положение.
В современном естественно — научном познании лидирующееположение занимает физическая картина мира. Непосредственные цели науки состоятв описании и предугадывании, прогнозировании процессов и явлений окружающегомира. В широком понимании наука – теоретическое отражение действительности.
Являясь одной из сфер человеческой деятельности, наука –способ освоения мира. Но это специфическая, особая форма деятельности иотличается от других видов деятельности, как в сфере материальногопроизводства, так и в духовной сфере.
Познавательные функции науки тесно связаны своспитательной. Она включает формирование определенной ценностной ориентации инравственных качеств. Для науки как системы знаний высшей ценностью являетсядостижение истины, а истина в морально-этическом плане нейтральна. Поэтомунравственные оценки не могут быть применимы в самой истине, они могут относитьсятолько к способу, методу получения знаний или к деятельности по применениюрезультатов исследования. Здесь возникает проблема соотношения науки инравственности, суждение о которой можно вынести в зависимости от целейприменения открытий. Ученый должен нести моральную ответственность засоциальные последствия антигуманистического применения его открытия.
Своеобразие науки как особой сферы человеческойдеятельности можно показать ее сопоставлением с другими видами деятельности.Так, сравнивая науку с искусством, мы видим, что научное творчество отличаетсяот художественного. Если искусство направлено на закрепление субъективногоначала в восприятии мира, то в науке содержание знания объективно, и чем вышестепень объективности, тем лучше наука выполняет свою познавательную функцию.
Если сравнить науку и религию, то обнаружится, что воснове религии лежит вера в сверхъестественные начала, она обращается ксверхразумным доводам, опирается на душевные откровения. Наука изучаетокружающий мир, исходя из него самого, аргументируя и практически подтверждаяполучаемые ею знания.
Наука входит в более широкое понятие культуры, котораяподразделяется на духовную и материальную. Наука является элементом культуры,одной из ее подсистем и одновременно феноменом культуры.
Эпоха Просвещения
В ранних человеческих обществах познавательные ипроизводственные моменты были неразделимы, первоначальные знания носилипрактический характер, выполняя роль как бы руководства определенными видамидеятельности человека. Накопление таких знаний составило важную предпосылкубудущей науки.
Для возникновения собственно науки нужны были соответствующиеусловия: определенный уровень развития производства и общественных отношений,разделение умственного и физического труда и наличие культурных традиций,обеспечивающих восприятие достижений других народов и культур.
Восемнадцатое столетие имеет немало метаморфическихобозначений – «фарфоровый век», «галантный век», «философский век», но наиболееизвестно определение этой эпохи как века разума и просвещения. Облик этогопериода складывался под мощным воздействием идеологического общеевропейскогодвижения просветителей, которые видели главную причину человеческих бедствий иобщественных зол в предрассудках, невежестве, суевериях. Образование, свободамысли – вот, с их точки зрения, путь культурного и социального прогресса.Главное – навести порядок в головах людей, и тогда они преобразуют свою жизньна разумных, рациональных началах.
В эпоху Просвещения произошло немало научных открытий.
В 18 в. революционные открытия были совершены вастрономии И.Кантом и П. Лапласом, а также в химии – ее начало связано с именемА.Л.Лавуазье. К этому периоду относится и деятельность М.В. Ломоносова,предвосхитившего многое из последующего развития естествознания.
Несмотря на научную революцию 17 в., наука в 18 в. имеларепутацию «служанки производства». Открытия Э.Торричелли, Р.А Реомюра, Д.Бернулли, Э. Мариотта и др. во многом способствовали этому.
Предшествующее научно-техническое творчество математиков,механиков, физиков, изобретателей-умельцев подготовило почву для созданиямашинного производства. Изобретение Дж. Уаттом паровой машины явилось не толькоконструкторстко-технической деятельности, но «плодом науки».
Достойное место в истории мировой науки занимают ученые иизобретатели России. В числе технических достижений 18 в. должна быть названапостройка под руководством изобретателя К.Д. Фролова уникальногогидротехнического сооружения для откачки воды, подъема руды из шахт и привода вдействие лесопилки на серебряных рудниках Алтая.
Конструктором и создателем первого универсальногодвигателя, не нашедшего применения в оРррррррРоссии, был изобретатель И.И.Ползунов. Если бы машина, предложенная Ползуновым в виде проекта, былапостроена, она могла бы производить работу непрерывно. Кроме того, Ползуновразработал специальное автоматическое устройство для распределения пара и воды.
В современном мире наука приобретает все большее значениеи развивается все более быстрыми темпами. Особенно усиливается роль фундаментальной,теоретической науки, и этот процесс характерен для всех областей знаний.
3. Возникновение книгопечатания
По словам Ключевского, типография и книжная лавка – этоеще не само просвещение, но его действенные и могущественные орудия. И в самомделе – книгоиздательство в огромной мере способствует распространениюграмотности и культуры. Поэтому справедливо мнение тех, кто смотрит наиздателей как на просветителей народа и считает их благое дело достойным самойвысокой оценки. Среди русских «мастеров книг» особой известностью пользуютсятрое: первопечатник Иван Федоров, знаменитый книгоиздатель 18 в. НиколайНовиков и один из крупнейших отечественных книгоиздателей рубежа 19 и 20 вв.Иван Сытин. С каждым из них связана целая эпоха в истории просвещения.
Иван Федоров
Сведения о раннем периоде жизни русского первопечатникаИвана Федорова очень скудны. Родился он, по всей вероятности, в начале 20-х гг.16 в. в Москве и происходил из среды посадских людей – ремесленников. Еще вдетстве Федоров обучился грамоте, а впоследствии стал очень образованнымчеловеком. В молодости он числился диаконом кремлевской Гостунской церкви.Впоследствии, овдовев, он должен был для сохранения сана постричься в монахи,но вместо того женился вторично, поэтому церковный сан с него был снят.
Известно, что начало книгопечатанию на Руси было положенов царствование Ивана Грозного, который в первые годы своего правления оченьзаботился о заведении в Москве типографии и для этого решил вызвать знающихмастеров-печатников из Германии и Дании. Когда это не удалось, он начал«изыскивати мастеров печатных книг» в собственном государстве.
Имя Ивана Федорова впервые упомянуто под 1564 г., когда он выпустил свой «Апостол». Но едва ли это была его первая печатная книга, посколькукачество этого издания стоит на очень высоком уровне. Из послесловия ИванаФедорова к «Апостолу» известно, что типография в Москве была создана по приказуИвана Грозного, с одобрения митрополита Макария. В день открытия типографии 19апреля 1563 г. царь лично посетил ее. В тот же день Федоров и его помощник ПетрМстиславец приступили к набору. Первый тираж «Апостола» был закончен в мартеследующего года. Рукописный текст предварительно был выверен и отредактирован.Устаревшие старославянские слова были заменены более понятными, что приблизилоязык федоровского «Апостола» к живому московскому языку 16 в. За основупечатного шрифта был взят крупный полуустав с небольшим наклоном влево, которыйшироко применялся тогда в рукописных книгах. Он отличается четкостью, простотойи изящным начертанием букв, но в тоже время был стилизован под рукописный.Изготовление литер и печатание происходило с большой тщательностью. Строговыдержано одинаковое расстояние между буквами. Начальные буквы всех главвыполнены в виде больших красочных инициалов. Оглавление книги напечатанонарядной вязью. Книга была богато украшена. «Апостол» по своему совершенствунисколько не уступал лучшим зарубежным образцам печатной продукции.
Вслед за «Апостолом» Федоров взялся печатать «Часовник»,представлявший собой в то время не только богослужебную книгу, но и учебник, покоторому учились читать. Книга была закончена в сентябре 1565 г., а в конце октября было выпущено второе ее издание.
Но в следующем году положение Федорова ухудшилось. УмерМакарий, а последующие митрополиты не оказывали никакой поддержки. Сам Грозный,увлеченный опричниной, тоже перестал интересоваться делом, которому положилначало. В 1566 г. Федоров вместе со своим помощник отправился в Литву, гденашел приют у покровительствующего гетмана Григория Ходкевича. В июле 1568 г. в имении Ходкевича Заблудове Федоров и Мстиславец приступили к печатанию «Евангелие»; онобыло закончено в марте следующего года. После этого Федоров печатает вторуюкнигу – «Псалтырь» с «Часословцем» (закончена в марте 1570 г.).
В 1572 г. из Белоруссии через охваченные чумным поветриемземли Федоров отправился во Львов. С большим трудом ему удалось здесь собратьсумму на устройство новой типографии. В феврале 1574 г. вышло второе издание «Апостола», но коммерческих надежд эта книга не оправдала. Федоров влезв долги и был вынужден заложить типографию. Однако ему оказал помощь местныйкнязь Константин Острожский – предложил устроить типографию в одном из своихимений. Федоров стал готовиться к изданию православной Библии. В 1580 вышли изпечати две первые части Библии – «Новый завет» и «Псалтырь». А в 1581 г. была напечатана собственно Библия.
По окончании работы Федоров покинул Острог и вернулся воЛьвов. Снова его преследовали долги.
В 1583 г. Федоров тяжело заболел. Его последние дни былиомрачены притязаниями ростовщиков. На его имущество был наложен арест. УмерФедоров в декабре 1583 г. и был погребен во Львове.

Литература
1. Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие для вузов/А. Н.Маркова, Л.А. Никитич и др.; Под ред. проф. А.Н. Марковой. — М.: Культура испорт. ЮНИТИ. 1995.
2. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов/Под ред. проф. М.Г.Писманика.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
3. Рыжов К.В. 100 великих россиян. — М.: Вече, 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.