Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Омский Государственный Технический Университет Кафедра «Философии и социальной коммуникации» КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: «Работа журналиста в прямом эфире на примере программ «Город сегодня» и «Как жить будем» По дисциплине «Теория и практика массовой информации»
Шифр работы СО -17 - 05 Студент Цеценко Е.В. Руководитель канд. филос. наук Федотова М.Г. Омск - 2008 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Прямой эфир как актуальный инструмент журналистского творчества 1.1 Особенности работы журналиста на телевидении 1.2 Специфика прямого эфира 1.3 Жанры телевизионной информации в прямом эфире Глава 2.
Сопоставительный анализ работы журналиста в выпуске новостей «Город сегодня» и программе «Как жить будем» 2.1 Особенности работы журналиста в выпуске новостей «Город сегодня» 2.2 Особенности работы журналиста в программе «Как жить будем» 2.3 Особенности работы журналиста в передаче «Город сегодня» и программе «Как жить будем»: сравнение и обобщение ЗАКЛЮЧЕНИЕ Библиографический список ВВЕДЕНИЕ Прямой эфир - это доходчиво и живо поданная картина происходящего
(звуковая и зрительная), донесение ситуации до аудитории. Работа в прямом эфире, позволяющая, использовать все возможности телевидения, очень трудна и многогранна. Она предполагает специфические особенности работы журналиста в различных жанрах телевизионной журналистики. Актуальность данной темы заключается в рассмотрении особенностей работы журналиста в прямом эфире на примере омской новостной передачи «Город сегодня» (Антенна-7) и программы «Как жить будем» (ГТРК «Иртыш»).
Цель данной работы: выявление особенностей журналистского творчества в области прямого телевизионного вещания на примере омской новостной передачи «Город сегодня» (Антенна-7) и программы «Как жить будем» (ГТРК «Иртыш»). Для достижения данной цели ставятся следующие задачи: 1) Дать определение и раскрыть содержание понятий: «прямой эфир» > «жанры телевизионной информации» > «работа журналиста в прямом эфире в различных жанрах телевизионной информации»;
2) Выяснить особенности работы журналиста в прямом эфире в теории и практике современной журналистики; 3) Выявить критерии, по которым будет рассматриваться работа журналистов. 4) Проанализировать выпуски региональных программ «Город сегодня» (Антенна-7) и «Как жить будем» (ГТРК «Иртыш») на выявление особенностей работы журналиста в прямом эфире, обобщить результат; 5) Сделать сопоставительный анализ работы тележурналиста в прямом эфире в программах «Город сегодня»
(Антенна-7) и «Как жить будем» (ГТРК «Иртыш») для выявления особенностей работы журналиста в разных жанрах прямого эфира. Объектом данного исследования является работа телевизионного журналиста в прямом эфире. Предмет исследования: является особенности работы телевизионного журналиста в среде прямого эфира на примере омских СМИ («Город сегодня» (Антенна-7) и «Как жить будем» (ГТРК «Иртыш»)). Методами исследования послужили изучение и анализ учебной и специальной литературы по журналистике;
изучение и обобщение разработанности данной темы; наблюдение; сопоставительный анализ работы тележурналиста в прямом эфире в программах «Город сегодня» (Антенна-7) и «Как жить будем» (ГТРК «Иртыш»). Степень разработанности темы: При работе над материалом были использованы труды российских авторов - исследователей тележурналистики: А.Я. Юровского о природе телевидения и прямого эфира, Зверевой Н.Е. о особенностях работы регионального тележурналиста,
Муратова С Багирова Э.Г. и труды др. авторов. Глава 1. Прямой эфир как актуальный инструмент журналистского творчества 1.1 Особенности работы журналиста на телевидении О светлом будущем заботятся политики, О светлом прошлом - историки, О светлом настоящем - журналисты. Жарко Петан Телевидение обладает значительно большей эффективностью воздействия, чем пресса и радио.
Важная особенность телевидения - личностный, доверительно - интимный характер телевизионного общения. Телевидение выступает в качестве мощного коммуникационного фактора, воздействующего на психологию людей разного возраста, формирующего их мировоззрение. В рабочий материал тележурналиста входят устное и письменное слово, изображение, шумы, музыка. Все это предопределяет и особенности телевизионных жанров. Телевидение позволяет аудитории воочию наблюдать событие, дополнить изображение звуками (музыкой, шумами,
дикторским текстом и т.п.), прочитать текст (специально выведенный на экран или демонстрируемый в виде документа), услышать живой голос героя и реальное звуковое сопровождение события. Это предполагает наличие у журналиста способностей режиссера и оператора, навыков и умений работы с аппаратурой. Особые требования предъявляются к телеведущему, выполняющему сложный комплекс функций. Телевизионное общение с массовой аудиторией, потенциальными телезрителями и потребителями информации,
строится на основе имиджа телеведущего. На телеведущего возлагается большая ответственность перед той аудиторией, которая его смотрит и слушает. Все сказанные им слова оказывают большое воздействие на ум и сознание телезрителей. На сегодняшний день большое внимание на телевидении уделяется образу телеведущего, его харизме и узнаваемости. При всех составляющих успешной телевизионной программы (жанровое разнообразие, возможность творческого воплощения самых невероятных проектов, наличие большого количества выразительных
средств, нестандартный подход к оформлению студии), основополагающим фактором, способным вызвать интерес у аудитории, является личность тележурналиста. Многие современные телеведущие при съемках той или иной программы выступают в кадре не только как журналисты, но и используют свои артистические данные, стараются «играть» в кадре, сделать общение с гостем и со зрителем более интересным и занимательным. Конечно, это удается далеко не всем. [3, с.56] Журналист (от фр. journal - дневник, jour - день; восходит
к лат. diurna - ежедневный) - сотрудник СМИ, обязанности которого состоят в том, чтобы оперативно собрать, обработать, грамотно и доступно изложить актуальную информацию. Связь между журналистом и аудиторией осуществляется посредством информационного канала (печатные СМИ, телевидение, радио, Интернет), в зависимости от которого выделяют журналистские специализации: · сотрудники печатных изданий (газет, журналов, справочников); · журналисты электронных
СМИ (телевидение, радио, Интернет); · фотокорреспонденты. Специальной литературой выделяются следующие профессии на телевидении: [13, с.150] 1. Телерепортер (корреспондент). 2. Комментатор. 3. Обозреватель. 4. Интервьюер (мастер больших интервью, аналитик или «портретист»). 5. Ведущий (дискуссии или иной диалогической передачи; за рубежом именуется модератор).
6. Ведущий ток-шоу. 7. Ведущий информационной программы. Квалификационные данные тележурналиста: 1. Внешняя привлекательность. Среди важных факторов внешней привлекательности специалисты выделяют следующие: * Здоровый вид. Это первое по значимости качество внешне привлекательного образа телеведущего. Его внешний вид должен излучать здоровье и оптимизм.
Здоровые люди наиболее работоспособны, предрасположены к творчеству, им свойственны общительность и чувство юмора. * Гармония черт лица. Это качество имеет особое значение для всех телеведущих, но особенно для работающих в информационных программах, выпусках новостей, где поза статична и неподвижна и основное внимание телезрителей приковано к лицу. Что касается ведущих авторских, шоу и других программ, то здесь обязательное условие - отсутствие явно выраженных недостатков на лице. *
Стройная и пропорциональная фигура. Наличие стройной и пропорциональной фигуры желательное, но не категоричное требование к работе телеведущего. * Белые, ровные зубы. Если у телеведущего больные дёсны, а зубы не здоровы, это обязательно будет видно на экране, особенно если передача идёт крупным планом. Белые ровные зубы дают возможность телеведущему красиво улыбаться. * Приятно звучащий голос. Вокал - это главнейшее вербальное средство телеведущего.
Голос телеведущего должен обладать приятным тембром, быть гибким, пластичным, нагруженным эмоциональной теплотой. Следует всегда помнить, что люди воспринимают весьма чувствительно его тембровые оттенки, индивидуальность того лица, которое произносит речь. Выразительная речь телеведущего предполагает основательную отработку дикции и специально поставленное дыхание. * Выразительность жестов. Жесты - это необходимый коммуникативный инструмент телеведущего,
а потому владеть техникой жеста - обязательное требование к работе таких профессионалов. Специфика телевидения требует особой технологичности использования жестов в работе телеведущих. Главное в использовании жестов - это безгласное подчёркивание и образное подкрепление речи, поэтому надо остерегаться отвлекать внимание зрителей от того, что говорится с телеэкрана, чрезмерным жестикулированием. * Доверительность. Это качество бесценно для телевизионного общения.
Ведущий призван демонстрировать своё искреннее отношение к тому, о чём он рассказывает с экрана. Важно, чтобы он был уважительным по отношению к своему собеседнику по телепередаче, тактично воспринимал его мнения и переживания. 2. Особые качества личности. Профессия тележурналиста, а особенно телеведущего требует от человека соблюдения соответствия многим факторам и критериям. Зверева Н.В. выделяет [5, с.100] следующие качества личности тележурналиста:
1. Интерес к людям и природная любознательность. 2. Умение слушать. 3. Умение общаться. 4. Эрудиция. 5. Уверенность в себе. 6. Амбиции. 7. Фанатизм. 8. Искренность. 9. Умение удивлять и удивляться. Ведущий прямого эфира должен иметь приятный голос, интересную внешность и умение общаться «сквозь» камеру. Необходимо быть коммуникабельным и открытым человеком, сохранять
самообладание при большом количестве людей, уметь держать на себе внимание большинства, всегда оставаться в хорошем настроении и расположении духа. 3. Определенная подача материала. 4. Психологическая стойкость. Работу тележурналиста можно рассматривать с нескольких аспектов: 1.Творческий (виды, формы и жанры вещания); 2. Профессионально - личностный (ведущий, режиссер, оператор, интервьюируемый и др.); 3. Психологический (стресс) 4.
Творческо-технологический (приемы, методики, планирование, программирование); 5. Социологический (интерактивность, исследование аудитории); 6. Технический (работа со специализированным студийным и внестудийным оборудованием, мобильными и спутниковыми средствами связи для передачи звуковых и видеосигналов) [1, с.78] В данной курсовой работе будут рассмотрены два аспекта в работе тележурналиста в прямом эфире - это
творческий (репортаж в прямом эфире и программа в прямом эфире) и профессионально - личностный (репортер прямого эфира и ведущий прямого эфира). 1.2 Специфика прямого эфира В научной и специальной литературе, касающейся телевизионной журналистики, чаще встречается употребление термина «прямой эфир», как заблаговременно спланированное и реализованное распространение (показ, трансляция) для сведения аудитории социально-значимой информации в виде изображения, а также звукового сопровождения,
осуществленное одновременно с реально происходящим событием или действием, включая специально организованную структуру (передача, программа) и коммуникативную деятельность ведущего. [12, с.100] Прямой эфир можно рассматривать в трех аспектах: 1. Средство повышения оперативности в доставке аудитории актуальной телевизионной информации; 2. Технологическая составляющая телевизионных проектов, рассчитанных на интерактивность;
3. Специфические особенности работы журналиста в различных жанрах телевизионной журналистики. Прямой эфир на телевидении, показ (трансляция) осуществляется исключительно специальными съемочными и вещательными телевизионными комплексами, находящимися в собственности средств массовой информации (или арендованными), которые обладают действующими государственными лицензиями установленного образца, а также необходимым творческим и техническим персоналом.
В рамках телевизионных проектов разных жанров во время прямого эфира могут быть протранслированы изображение и звуковое сопровождение не одного, а нескольких событий, происходящих одновременно на разных площадках, являющихся элементами единой сценарной структуры (в том числе и с участием ведущих или гостей), а также заранее заснятые и смонтированные материалы (хроника, видеосюжеты и т.д.), так или иначе связанные с транслируемым событием (предметом, темой эфира). В связи с этим характер содержания прямого эфира можно
определять не только как репортажный (ретранслирующий), но и документально, публицистически или художественно постановочный (многокомпонентно и тематически организованный). Можно выделить четыре основных составляющих прямого эфира: 1. Способ передачи информации; 2. Емкость и оперативность информации; 3. Использование прямого эфира делает зрителей прямыми участниками программ;
4. Внешняя привлекательность и профессионализм телеведущего; Работа в прямом эфире, позволяющая, действительно, использовать все возможности телевидения, должна предусматривать некое равенство между ведущим и аудиторией. Успех передачи определяется не только емкостью и оперативностью информации, ее оценкой зрителями, признанием правоты журналиста или, по крайней мере, попыткой понять его точку зрения, прислушаться к ней, но и
умением ведущего найти форму искреннего разговора и желанием выслушать оппонента. Этот настрой на общение - решающее качество, которое вырабатывает в себе ведущий прямого эфира, Прямой эфир - это доходчиво и живо поданная картина происходящего (звуковая и зрительная), донесение ситуации до аудитории. Зритель вместе с ведущим еще не знает, что произойдет в следующую минуту. Поэтому и особое обостренное внимание аудитории, которая как бы «входит» в атмосферу происходящего
в реальном времени и становится его непосредственным свидетелем, более того, участником, думающим и решающим самостоятельно. [10, с.154] Таким образом, прямой эфир - это всегда фиксация мгновения, описание ситуации ведущим - журналистом. 1.3 Жанры телевизионной информации в прямом эфире Выделяют следующие жанры телевизионной информации в прямом эфире: 1. Жанры информационной публицистики. 2. Жанры аналитической публицистики.
3. Жанры художественной публицистики. В нашей курсовой работе в первой главе мы рассмотрим два жанра телевизионной информации в прямом эфире (жанры телевизионной публицистики и жанры аналитической публицистики). [13, с.130] · Жанры информационной публицистики. Жанры телевизионной публицистики, в которых основным изобразительно-выразительным средством выступает слово, живая человеческая речь, а формой существования - диалог (общение), имеют особое значение для телевидения, поскольку коммуникативный процесс, выраженный
преимущественно речью с дополнением мимики и пантомимики, представляет собой одну из основ телевидения как социальной системы, впрямую соответствуя природе экрана. Среди жанров телевизионной информации можно выделить следующие, наиболее часто использующиеся в прямом эфире: 1. Информационное сообщение (видеосюжет). Заметка - информационный жанр журналистики, краткое сообщение, в котором излагается какой-либо факт. На телевидении в этом жанре выступают устное сообщение
и видеозаметка. 2. Отчет. Тематическая основа отчета, как правило, официальное событие значительного социального, нередко государственного значения. Этим и объясняется необходимость «протокольной» фиксации, детального и длительного показа. Отчет может выйти в эфир и без журналистских комментариев. Так поступают в тех случаях, когда необходимо продемонстрировать непредвзятость в освещении события. Скажем, то или иное мероприятие полностью записывают на видеомагнитофон, затем показывают его в удобное
для зрителей время в сокращенном виде. 3. Выступление (монолог в кадре). Любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, когда сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре. Выступление может сопровождаться показом кинокадров, фотографий, графических материалов, документов; если выступление происходит за пределами студии, может быть использован показ окружающей обстановки,
ландшафта, однако основным содержанием выступления всегда служит монолог человека, который стремится донести до телезрителей не только конкретную информацию, но и свое отношение к ней. 4. Интервью. Интервью для журналиста - это, с одной стороны, способ получения информации путем непосредственного общения с человеком, владеющим этой информацией; а с другой - публицистический жанр в форме беседы, диалога, в котором журналист на экране с помощью системы вопросов помогает интервьюируемому (источнику
информации) как можно полнее, логически последовательно раскрыть заданную тему в процессе телевизионной передачи. Интервью как жанр занимает особое место на телеэкране. Фактически нет ни одного выпуска новостей, где бы журналисты ни задавали вопросов компетентным людям, ни обращались к участникам различных событий, ни интересовались мнением окружающих о тех или иных важных событиях. Интервью - непременный элемент многих сложных телевизионных форм.
Реже оно используется для создания самостоятельной передачи. В зависимости от задачи, поставленной журналистом, различают интервью-мнение (высказывание по какому-либо поводу) и интервью-факт (сообщение о чем-либо известном данному лицу). Используют жанр интервью лишь тогда, когда интервьюируемый может сказать больше, чем журналист, или когда интервьюируемый своим выступлением поддерживает некую общественную кампанию, если данный вопрос
стоит в центре внимания множества людей и требуется выяснить их взгляды. Интервьюируемые традиционно делятся на три категории: 1) политические и государственные деятели, специалисты и другие люди, обладающие специфическими знаниями в какой-то конкретной области; их интервьюируют, чтобы узнать о чем-нибудь; 2) знаменитости, которых интервьюируют для того, чтобы подробности их жизни и деятельности стали достоянием
широкой публики; 3) обыкновенные люди, с которыми мы встречаемся дома, на улице, на службе; у них берут интервью, чтобы выяснить общественное мнение о том или ином событии. 5. Репортаж - наиболее распространенный, действенный, ведущий жанр тележурналистики. Термин «репортаж» происходит от фр. reportage и англ. report, что означает сообщать. Репортаж - жанр журналистики, оперативно сообщающий для телевидения о каком-либо событии, очевидцем
или участником которого является корреспондент. В репортаже на первый план выходит личностное восприятие события, явления, отбор фактов автором репортажа. Описательная функция - главная в творческой работе репортера. Репортер смотрит на событие глазами телезрителя (точнее, телезрители видят события глазами оператора и репортера). А поскольку описательная функция осуществляется камерами, репортеру остаются закадровые пояснения, рассказ о неочевидных обстоятельствах происходящего.
Нет никакого противоречия в том, что, с одной стороны, телерепортаж отражает жизнь в формах самой жизни, т.е. максимально приближен к реальной действительности, объективен по сути своей, а с другой стороны, сущностным свойством жанра становится то, что субъективное восприятие события репортером выходит на первый план, журналист в большинстве случаев выступает свидетелем, а иногда и участником отражаемого действия. По способу трансляции различают прямой репортаж и фиксированный.
Прямой репортаж транслируется в эфир в момент совершения действия и осуществляется при помощи передвижной телевизионной станции (ПТС). Невозможность показать событие в момент его свершения или в его реальном временном объеме требует его фиксации. К типологическим особенностям репортажей относится и деление их на событийные, тематические и постановочные. В первом случае речь идет о показе реального события, протекающего независимо от репортера, задача которого - по возможности точно и достаточно подробно
проинформировать об этом. В тематическом репортаже автор-журналист подбирает объект показа и происходящие на нем события в соответствии с избранной темой, заданной идеей телевизионного произведения. Наконец, в условно называемом постановочном репортаже журналист откровенно выступает организатором события. Подобная организация может быть интересной и полезной, а может - вредной и непрофессиональной. Некомментированный репортаж (или трансляция) используется в прямом эфире при показе важнейших общественно-
политических или культурных событий, где интерес для зрителей представляет все происходящее, без каких бы то ни было исключений. [7, с.55] В комментированном репортаже активно действующей фигурой наряду с операторами, режиссером, звуковиками становится репортер. И хотя, как правило, на протяжении всей передачи он остается за кадром, а само событие нередко предстает перед ним на экране монитора как результат режиссерско-операторского отбора, для зрителя именно репортер
как очевидец события наиболее осведомлен в том, что происходит по ту сторону экрана. Репортер - это «гид» телезрителя, своим живым, образным словом, всесторонним знанием материала, своим эмоциональным отношением к событию помогающий понять суть экранного действия. В событийном репортаже определяющим является само событие, последовательность его развития. Слово репортера не организует, не ведет действие, но следует за ним.
Работа репортера, ведущего закадровый комментарий, сложна и ответственна. Он не имеет возможности, подобно газетчику, размышлять над каждым словом, каждой фразой, затем перечитать свой материал, отредактировать, «выправить» его. Ведя передачу «по живому», он часто сталкивается с неожиданными ситуациями, находясь нередко в том же положении, что и зритель: так же изумляясь, так же «болея», как и сидящие у телевизора. Подготовка к репортажу сводится к сбору предварительных сведений
о предстоящем событии, к написанию «заготовок», где были бы и яркий, запоминающийся образ, и остроумная фраза. Событие неприкосновенно. На него можно смотреть, в него можно вглядываться, но изменить, адресуя его зрителю, нельзя. Подчиняясь лишь своей логике, в реальном времени и пространстве, оно течет перед объективами и микрофонами телевизионной техники. Но за кадром идет напряженная, четко слаженная работа, мало зависящая от того, идут ли кадры в эфир непосредственно или фиксируются на магнитную пленку.
Оператор у камеры, режиссер, ведущий монтаж, выделяют какие-то детали, убирают «лишнее» - с тем, чтобы зритель, в конечном счете увидел своеобразную зрелищно-звуковую интерпретацию события. Тематический (его называют также «обозренческий», в других случаях «проблемный») репортаж связан чаще всего с показом интересного для зрителей регулярно происходящего действия. Событием можно считать сам приезд телегруппы на объект, сам факт показа будничной жизни широкому зрителю.
Такой репортаж требует основательной сценарной подготовки, определения ключевых моментов действия и последовательности показа. Слово репортера здесь ведет за собой режиссуру (в случае прямого эфира); репортер становится участником действия. Роль репортера - облечь всю информацию в популярную, увлекательную форму. Репортаж не должен быть казенным. Хорошего репортера отличает нестандартный взгляд на происходящее, умение подметить в нем интересные для всех подробности.
Тележурналист может сам смоделировать событие. Этот метод получил название «спровоцированная ситуация». Поскольку событийный репортаж выполняет информационную функцию, а тематический (проблемный) - чаще всего культурно-просветительскую и социально-педагогическую, исследуя жизнь в различных ее проявлениях, жанр репортажа является переходным и может решать задачи, свойственные аналитической публицистике. Работа репортера - это проникновение телевидения в реальную жизнь.
Репортер - беспристрастный и точный посредник между зрителем и реальностью. Суть профессионального мастерства репортера сводится к трем компонентам: 1) оказаться вместе со съемочной техникой там и тогда, где и когда происходит нечто общеинтересное, общезначимое. 2) вместе с оператором выбрать, зафиксировать, выстроить ряд кадров, который бы дал яркое представление о происходящем. 3) сопроводить кадры лаконичным рассказом, вскрывающим суть видимых событий.
Выезжая на съемку, репортер уже представляет экранный материал, поскольку съемка и монтаж всегда подчинены определенным закономерностям, оставляющим, впрочем, достаточный простор для репортерской изобретательности и операторского творчества. Для сложных форм репортажного телевидения (прямой эфир, двусторонняя связь с ведущим) необходима не только специальная подготовка, но и профессиональный уровень. Свое понимание, видение будущих событий и желаемого их отображения репортер должен еще до съемок передать
оператору. С одного и того же объекта два оператора могут привезти совершенно разные кадры. Поэтому так важны для репортера знание возможностей камеры и полное взаимопонимание с оператором, владеющим средствами экранной выразительности. Репортаж в прямом эфире включает несколько этапов: 1. Интервью. 2. Комментарий. 3. Репортаж с места события. Репортерство - наиболее универсальная работа на экране, включающая в себя умение произнести краткий
монолог, сценарно выстроить сюжет, взять краткое информационное интервью, не нарушающее этой выстроенности. Теперь всякий раз репортер должен решать для себя: действительно ли интервью необходимо, может ли собеседник дополнить сообщаемое репортером? Зритель видит в репортере подобного себе человека, имеющего свое суждение обо всем на свете. [6, с. 64] Особенности репортажа: Ш эффект присутствия Ш стопроцентная достоверность
Ш детали должны быть точны, правдивы. Ш фактографичность Ш элемент расследования Ш оценка журналиста Ш фото с места события Ш мнение экспертов Ш данные документов Ш сведения очевидцев Ш вывод, подведение итогов, анализ информации. Репортаж по следам события близок журналистскому расследованию, тут уже следует упомянуть о целом направлении теледокументалистики, именуемом «репортерский фильм»,
где в непринужденном общении журналиста с собеседниками, в показе сегодняшней жизни переплетаются прошлое и настоящее. Репортер переходит от драматургии эпизода к драматургии протяженного во времени, разнообразного по приемам, но единого по стилю экранного произведения, где сам он, репортер, выступает как связующее звено; как человек, добывающий интересные свидетельства и факты, но не слишком претендующий на их обобщение. · Жанры аналитической публицистики. 1. Комментарий
Телевизионный комментарий - это чаще всего разновидность выступления в кадре. Впрочем, все шире используется закадровый комментарий, иллюстрируемый специально подобранными видеокадрами. Комментарий относится к аналитической публицистике потому, что при достаточно широком охвате событий комментатор, следуя своей главной цели, освещает, прежде всего, причинно-следственные связи между событиями, говорит о возможных последствиях происходящего. Основу комментария как жанра составляет открытая авторская
оценка, анализ. 2. Обозрение Во-первых, оно строго фактологично, причем факты отбираются и группируются в соответствии с определенной авторской целью; во-вторых, обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, вскрывает существующие между ними причинные связи, отыскивает в единичном общее; в-третьих, обозрение отличается широтой исследования материала в отличие от комментария, в центре которого может быть единичный факт или событие; в-четвертых, материал обозрения ограничен нередко хронологическими рамками.
Предмет данного жанра - общественные события, а цель - предъявление зрителям причинно-следственных связей. 3. Беседа Беседа, пресс-конференция и дискуссия носят диалогический характер и ведут свою родословную от интервью беседа - это специфический телевизионный жанр аналитической публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения. Широко представлен в программах. Посвящен темам, представляющим общественный интерес: политическим, экономическим, социальным, морально-
этическим, научным и т. д. Нередко перерастает в дискуссию. Наличие конфликта, столкновения различных точек зрения, развитие мысли, движущейся, однако, по заранее намеченному сценарию (сценарному плану), а в результате - разрешение конфликта путем выбора наиболее убедительных аргументов, значительность проблематики, занимательность - все эти качества обусловливают действенность и популярность таких передач, а вместе с тем и сложность их осуществления.
4. Дискуссия Дискуссия (от лат. discussio - исследование, рассмотрение, обсуждение) - жанр, притягательный для телеэкрана, ибо демонстрирует процесс живой мысли, ее рождение, развитие и движение к цели, происходящее на глазах у зрителей. Столкновение различных мнений включает телеаудиторию в процесс исследования, активизируя интеллектуальную деятельность, преодолевая пассивность, характерную для восприятия готовых истин. Отсюда высокий познавательный потенциал жанра. 5.
Ток-шоу В переводе с английского дословно - разговорное зрелище, разговорное представление. Ток-шоу, сочетая сущностные признаки интервью, дискуссии, игры концентрируются вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма. Такому взаимовлиянию, взаимодействию формы и ее создателя в первую очередь способствуют необходимые личностные качества: ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать, пластично двигаться
и прочее. Существенны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, т. е. регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «нетерпеливого ожидания встречи». 6. Пресс-конференция Пресс-конференция - разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам.
Краткий инструктаж для журналистов, ориентирующий их в программе того или иного важного (официального) события и желаемых аспектах его освещения, называется брифингом. Однако не следует понимать брифинг только как попытку представителей правительственного учреждения (например, отдела печати МИД) повлиять на ход освещения той или иной кампании, акции или встречи глав государств. 7. Корреспонденция («передача») Подобно другим жанрам аналитической публицистики, корреспонденция
пришла на телевидение из газеты и радиовещания. Но этот термин не прижился на ТВ. Вместо «корреспонденция» принято говорить просто: «передача»» Не будем спорить с профессиональным жаргоном. Важнее понять специфику этого едва ли не самого распространенного жанра. Не претендуя на художественную образность, присущую очерку, простая «передача», подобно газетной корреспонденции, сообщает факты, причем факты проанализированные, обобщенные.
Это жанр аналитический, разрабатывающий на конкретном материале ту или иную актуальную проблему, взятую в достаточно ограниченном масштабе. Тематика корреспонденции практически безгранична: сельское хозяйство, искусство, бизнес, изобретательство, события международной жизни и т.д. [3, с.75] Таким образом, прямая передача может широко использовать как элементы жанров информационной публицистики, так и аналитической публицистики, и вбирает в себя их эмоциональную ценность, становится более живой,
интересной и яркой. Глава 2. Сопоставительный анализ работы журналиста в новостной передаче «Город сегодня» и программе «Как жить будем» 2.1 Особенности работы журналиста в передаче «Город сегодня» В первом параграфе нашего исследовании будет рассмотрен репортаж в прямом эфире и особенности работы репортера в прямом эфире в новостной передаче «Город сегодня», выходящем на канале «Антенна-7». Для анализа были взяты 2 выпуска новостей «Город сегодня», вышедшие 10.04.08 и 9.05.08.
Будут рассмотрены два ситуативных репортажа в прямом эфире. Телекомпания «Антенна - 7» является самым молодым телеканалом г. Омска. Она создана в 1995 году. Это информационно - развлекательный канал. «Город сегодня» - это служба новостей. В последнее время прямые включения становятся неотъемлемой частью выпусков новостей многих телекомпаний. Главную роль в творческой работе репортера играет описательная функция.
Репортер смотрит на событие глазами телезрителя. А поскольку описательная функция осуществляется камерами, репортеру остаются закадровые пояснения, рассказ об обстоятельствах происходящего. Прямой эфир в форме прямого репортажа это доходчиво и живо поданная звуковая картина происходящего, донесение существа ситуации до аудитории. Репортаж Алексея Шанева в прямом эфире от 9.05.08 г посвященный параду победы, который состоялся на главной площади
Омска - Соборной. «Собравшиеся на площади омичи могут оценить не только строевую подготовку действующих войск омского гарнизона, но и услышать в их исполнении строевые песни…». Исходя из приведенных в первой главе разновидностях репортажа можно сказать, что данный репортаж является комментированным и ситуативным. В соответствии с этим мы можем выделить некоторые особенности репортажа и особенности работы журналиста в кадре. Следует выделить информационный повод репортажа в прямом эфире
- это первый парад победы в г. Омске. Особенности репортажа от 9.05.08: ь Прямое включение с элементами записанного заранее интервью. ь Эффект присутствия репортера в кадре. ь Достоверность информации. ь Образность. ь Репортер четко передавал детали происходящего события. ь В репортаже использовалось интервью очевидцев ВОВ, присутствующих на параде. ь
Эмоциональность пропитывала весь комментарий события. К особенностям работы журналиста Алексея Шанева можно отнести следующее: На основе наблюдения за работой журналиста были выявлены следующие личностные и профессиональные характеристики: · Внешняя привлекательность (приятно звучащий голос, хорошая дикция) · Особые качества личности. Личностные характеристики:
1. Уверенность в себе. 2. Эрудиция. 3. Эмоциональность. · Определенная подача материала. Профессиональные характеристики: · Четкое изложение материала. · Подаваемая информация является актуальной и интересной. · Комментарий по ходу события освещает, прежде всего, причинно-следственные связи между событиями. · Психологическая сторона. 1. Субъективное восприятие события.
Репортер - это «гид» телезрителя, своим живым, образным словом, всесторонним знанием материала, своим эмоциональным отношением к событию помогающий понять суть экранного действия. Субъективное восприятие события репортером выходит на первый план, журналист в большинстве случаев выступает свидетелем, а иногда и участником отражаемого действия. Прямой репортаж транслируется в эфир в момент совершения действия и осуществляется при помощи передвижной
телевизионной станции. Обычно на прямой эфир с места события информационная программа выделяет не более 2-3 минут и это рождает стремление к точности, выразительности, а главное - к емкости речи. Работа репортера, ведущего закадровый комментарий, сложна и ответственна. Он не имеет возможности размышлять над каждым словом, каждой фразой, затем перечитать свой материал, отредактировать, «выправить» его. Ведя передачу в прямом эфире, он часто сталкивается с неожиданными
ситуациями, находясь нередко в том же положении, что и зритель: так же изумляясь, так же «болея», как и сидящие у телевизора. Репортаж Ольги Кочкуровой в прямом эфире от 10.04.08 основан на интервью начальника УВД Омской области В. Камерцеля о похищении в Советском административном округе города Омска одиннадцатилетней девочки Даши Некрасовой. Данный репортаж является ситуативным, прямым и Интервью предполагает определенный подход в построении репортажа.
Особенности репортажа от 10.04.08: ь Четко и логично прозвучали вопросы. ь Информация получена от должностного лица, который компетентен в данной области. ь Краткое описание ситуации. ь Закадровый комментарий. ь Анализ полученной информации. К особенностям работы журналиста Ольги Кочкуровой можно отнести следующее: На основе наблюдения за эфиром журналистки были выявлены следующие
личностные и профессиональные характеристики: · Внешняя привлекательность (стройная фигура, приятно звучащий голос, хорошая дикция) · Особые качества личности. Личностные характеристики: 1. Умение слушать. 2. Умение общаться. 3. Эрудиция. 4. Уверенность в себе. · Определенная подача материала. Профессиональные характеристики: 1. Четкое построение задаваемых вопросов.
2. Емкость речи (наличие эмоционально - окрашенной лексики). 3. Подаваемая информация является актуальной и интересной. 4. Благодаря беседе журналист помогает с помощью системы вопросов интервьюируемому как можно полнее, логически последовательно раскрыть заданную тему в процессе репортажа. · Психологическая сторона. 1. Субъективное восприятие ситуации.
2. Анализ ситуации журналистом. Подготовка к репортажу сводится к сбору предварительных сведений о предстоящем событии, к написанию «заготовок», где были бы и яркий, запоминающийся образ, и остроумная фраза. Событие неприкосновенно. На него можно смотреть, в него можно вглядываться, но изменить, адресуя его зрителю, нельзя. Подчиняясь лишь своей логике, в реальном времени и пространстве, оно течет перед объективами и микрофонами телевизионной техники. Но за кадром идет напряженная, четко слаженная работа,
мало зависящая от того, идут ли кадры в эфир непосредственно или фиксируются на магнитную пленку. Слово репортера здесь ведет за собой режиссуру. Он является одновременно пытливым экскурсантом (на объекте) и отчасти экскурсоводом (для зрителей), не подменяя, однако, тех, кто работает здесь постоянно и может дать более глубокие и интересные сведения. Рассмотренные репортажи включают следующие параметры:
1) Содержат информацию, имеющую для зрителя прикладной, утилитарный смысл, т. е. зритель, скорректирует свои дальнейшие действия в зависимости от полученных сведений; 2) Содержат информацию, удовлетворяющую любознательность зрительность; 3) Вызывают сопереживание зрителя; 4) Вызывают соучастие в ситуации; 5) Имеют эстетическую ценность. На основе предложенных параметров репортажа можно выделить особенности
работы репортера: 1) Репортер на месте события делает какие-то оценки и выводы, которые в дальнейшем каким - либо образом повлияют на действия зрителей. 2) Огромную роль в репортаже играет журналист, который обличает информацию в популярную, увлекательную форму. 3) Репортер в прямом эфире является участником события. От его эмоционального состояния, от его подачи материала зависит то, как зритель погрузится в освещаемую
ситуацию. Можно сделать следующие выводы: 1. Ведение репортажа в прямом эфире несет описательную функцию. Задача журналиста здесь не только описывать происходящее, но и предусматривать возможную реакцию слушателя, мгновенно реагировать на ход его мыслей. 2. Благодаря личностным и профессиональным характеристикам журналиста информация получает популярную, увлекательную форму. 3. Особенностью работы в прямом эфире с психологической точки зрения является личностный характер воздействия
на аудиторию. 4. Репортер в закадровом тексте рассказывает о подробностях события - причинах и последствиях, проводит аналогии, ищет связь с другими событиями. От закадрового слова репортера зависит построение репортажа в прямом эфире. 5. Репортер - участник действия. 6. Репортер, ведущий прямой эфир должен иметь высокую степень информированности, умение быстро ориентироваться на месте события, добывать информацию и выражать ее четко.
2.2 Особенности работы журналиста в программе «Как жить будем» Во втором параграфе данной курсовой работы будет рассмотрена программа «Как жить будем», выходящая в прямом эфире на ГТРК «Иртыш» и особенности работы ведущего программы Сергея Корабельникова. Каждую последнюю субботу месяца на ГТРК «Иртыш» выходит программа «Как жить будем» - программа в прямом эфире с телефонами обратной связи
по самым актуальным социальным проблемам, в которой на вопросы телезрителей отвечают руководители областных и городских ведомств и организаций. «Как жить будем» - это совместный проект ГТРК «Иртыш» и городской администрации. Прямой эфир говорит о тесном сотрудничестве телекомпании со своей аудиторией. Для участия в прямом эфире приглашаются люди, занимающие определённые посты, известные, интересные рядовым гражданам. Постоянными участниками проекта также являются ведущие журналисты региона.
Тема эфира устанавливается и сообщается заранее через СМИ. Изучение специальной литературы и наблюдение за программой «Как жить будем» позволило выделить некоторые критерии прямого эфира: · Прямой эфир в программе предполагает: 1. Живое общение героя программы со зрителями. 2. Обсуждение актуальных и злободневных вопросов руководителями областных и городских ведомств со зрителями.
3. Наличие обратной связи. 4. Особенности в работе ведущего прямого эфира. К особенностям работы ведущего прямой эфир можно отнести: 1) На ведущем программы лежит огромная ответственность за происходящее в студии во время прямого эфира, т.к. проходит живое общение. 2) Для ведущего прямого эфира очень важны харизма и внешняя привлекательность. 3) Ведущий прямого эфира должен иметь высокую степень информированности, умение быстро ориентироваться
на месте события. Знание проблем - важнейшее условие работы ведущего. 4) На тележурналисте, работающем в прямом эфире, также лежит обязанность не только интервьюировать собеседника, но и смотреть на ситуацию с точки зрения режиссёра. 5) Ведущий следит за временем выступления. На основе наблюдения за эфиром Сергея Корабельникова были выявлены следующие личностные и профессиональные характеристики: ·
Внешняя привлекательность (хорошая внешность, приятно звучащий голос, хорошая дикция) · Особые качества личности. Личностные характеристики: 1. Умение слушать. 2. Умение общаться. 3. Эрудиция. 4. Уверенность в себе. 5. Определенная подача материала. Профессиональные характеристики: 1. Четкость и емкость речи.
2. Подаваемая информация является актуальной и интересной. 3. Благодаря беседе с руководителем и зрителем, журналист помогает как можно полнее, логически последовательно раскрыть заданную тему в процессе эфира. 4. Психологическая сторона. 3. Является участником происходящего в студии. 4. Умеет снимать всплески психологического дискомфорта, что говорит о его профессиональных качествах.
Можно сделать следующие выводы: 1) Ведущий эфира - участник действия, беседы. 2) На ведущем программы лежит огромная ответственность за происходящее в студии во время прямого эфира, т.к. проходит живое общение. 3) Благодаря личностным и профессиональным характеристикам ведущего атмосфера в студии в большинстве случаев сохраняется дружелюбная. 4) Ведущий прямого эфира должен иметь высокую степень информированности, умение быстро ориентироваться
на месте события. 5) Ведущий прямого эфира должен смотреть на ситуацию с точки зрения режиссера. 2.3 Особенности работы журналиста в новостной передаче «Город сегодня» и программе «Как жить будем»: сравнение и обобщение Для данного исследования были взяты новостная передача «Город сегодня» и программа «Как жить будем», выбор на которые пал не случайно. Выпуск новостей «Город сегодня» относится к информационным жанрам, а программу «Как жить будем» можно
отнести к аналитическим. Из новостной программы были взяты для анализа два прямых репортажа на основе которых выявлялись особенности работы репортера. А в передаче «Как жить будем» анализу подверглось поведение ведущего в прямом эфире, его личностные и профессиональные характеристики, на основе которых можно выделить особенности работы ведущего в прямом эфире. Сравнивая две специализации в журналистике, работающих в прямом эфире - ведущий и репортер, можно выделить общие моменты:
1) Обе профессии предполагают журналистам быть участниками событий, происходящих в реальном времени. 2) Прямой эфир предполагает высококвалифицированную подготовку журналистов. 3) От журналиста зависит эмоциональная составляющая эфира. Сравнивая личностные и профессиональные характеристики Алексея Шанева, Ольги Кочкуровой и Сергея Корабельникова можно составить общую характеристику тележурналиста,
работающего в прямом эфире: · Внешняя привлекательность (хорошая внешность, приятно звучащий голос, хорошая дикция) · Особые качества личности. Личностные характеристики: 1. Умение слушать. 2. Умение общаться. 3. Эрудиция. 4. Уверенность в себе. · Определенная подача материала. Профессиональные характеристики: 1. Четкость и емкость речи.
2. Подаваемая информация должна быть актуальной и интересной. · Психологическая сторона. 1. Является участником происходящего события. 2. Оказывает личностный характер воздействия на аудиторию. В параграфе первом второй главы нашего исследования, основанного на анализе репортажей новостной передачи «Город сегодня» были сделаны следующие выводы: 1) Ведение репортажа в прямом эфире несет описательную
функцию. Задача журналиста здесь не только описывать происходящее, но и предусматривать возможную реакцию слушателя, мгновенно реагировать на ход его мыслей. 2) Благодаря личностным и профессиональным характеристикам журналиста информация получает популярную, увлекательную форму. 3) Особенностью работы в прямом эфире с психологической точки зрения является личностный характер воздействия на аудиторию. 4) Репортер в закадровом тексте рассказывает о подробностях
события - причинах и последствиях, проводит аналогии, ищет связь с другими событиями. От закадрового слова репортера зависит построение репортажа в прямом эфире. 5) Репортер - участник действия. 6) Репортер, ведущий прямой эфир должен иметь высокую степень информированности, умение быстро ориентироваться на месте события, добывать информацию и выражать ее четко. В параграфе втором второй главы нашего исследования, основанного на анализе личности ведущего прямого
эфира программы «Как жить будем» были сделаны следующие выводы: 1) Ведущий эфира - участник действия, беседы. 2) На ведущем программы лежит огромная ответственность за происходящее в студии во время прямого эфира, т.к. проходит живое общение. 3) Благодаря личностным и профессиональным характеристикам ведущего атмосфера в студии в большинстве случаев сохраняется дружелюбная. 4) Ведущий прямого эфира должен иметь высокую степень информированности,
умение быстро ориентироваться на месте события. 5) Ведущий прямого эфира должен смотреть на ситуацию с точки зрения режиссера. Исходя из всего выше изложенного в обобщении выводов по главкам можно выявить особенности работы в прямом эфире: 1) Тележурналист является непосредственным участником действия и от этого зависит личностный характер воздействия на аудиторию. 2) Работа в прямом эфире предполагает ответственность за происходящее
в студии - для ведущего программ, и за подачу информации - для репортера. 3) Личностные и профессиональные характеристики тележурналиста являются основополагающим в работе в прямом эфире (определенная подача информации, психологический дискомфорт в студии). 4) Ведущий прямого эфира должен иметь высокую степень информированности, умение быстро ориентироваться на месте события. 5) Тележурналист, работающий как репортер и как, ведущий прямого эфира должен смотреть
на ситуацию с точки зрения режиссера. Заключение Сделав общий обзор прямого эфира, выяснив особенности работы журналиста в прямом эфире в теории и практике современной журналистики, проанализировав различную литературу, проанализировав выпуски региональных программ «Город сегодня» (Антенна-7) и «Как жить будем» (ГТРК «Иртыш») на выявление особенностей работы журналиста в прямом эфире мы сделали следующие выводы: 1) Тележурналист является непосредственным участником действия и от этого зависит личностный характер
воздействия на аудиторию. 2) Работа в прямом эфире предполагает ответственность за происходящее в студии - для ведущего программ, и за подачу информации - для репортера. 3) Личностные и профессиональные характеристики тележурналиста являются основополагающим в работе в прямом эфире (определенная подача информации, психологический дискомфорт в студии). 4) Ведущий прямого эфира должен иметь высокую степень информированности, умение быстро ориентироваться
на месте события. 5) Тележурналист, работающий как репортер и как, ведущий прямого эфира должен смотреть на ситуацию с точки зрения режиссера. Библиографический список 1. Багиров Э.Г. «Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды» М 1976. 2. Бережная М.А. Телевизионный ведущий в контактной передаче. СПб 1989. 3. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства
М 1984. 4. Зверева Н. Школа регионального тележурналиста. М 2004. 5. Кузнецов Г.В. Журналист на экране М 1985. 6. Копылова Р.Д. Диалогическая природа телевидения (От театра к телевизионному зрелищу): Автореф. дис д-ра.филол. наук Л 1988. 7. Мельник Г.С. Психология профессионального общения в журналистике, ч.1
СПб 2001. 8. Муратов С. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М 2003. 9. Поберезникова Е. Телевидение взаимодействия. Интерактивное поле общения; М 2004. 10. Свитич Л.Г. Профессия: журналист М 2003. 11. Телевизионная журналистика, М 2005, Уханов А. Новая волна. Владимир, 2003. 12.
Телевизионная журналистика: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное /Редколлегия: Г.В. Кузнецов, ВЛ. Цвик. А.Я. Юровский М: Изд-во МГУ; Высшая школа, 2002.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |