Реферат по предмету "Право"


Правовые и религиозные нормы: вопросы взаимодействия

«Правовые и религиозные нормы: вопросы взаимодействия». Содержание Введение 1. Право и его признаки 2. Религиозные нормы: понятие и признаки 3. Проблемы взаимодействия права и религиозных норм. 15 Заключение 25 Приложение 27 Список литературы 30 Введение На протяжении многих веков лучшие умы человечества стремились найти рациональное объяснение


причин возникновения специфической, иллюзорно-мистической, иррациональной формы мышления человека и понять религию как форму общественного сознания, как социальный феномен. Также на протяжении весьма длительного времени человечество не отде-ляло религию и право друг от друга, тем самым, вырабатывая религиозные нормы. Сейчас, в век высоких информационных технологий, большинству насе-ления планеты кажется, что право стоит по другую сторону от религии.


Но так кажется только на первый взгляд. Так как актуальность этой темы подтвержда-ют различные нормативно-правовые акты. Это не только нормативно правовые акты так называемых стран третьего мира, но экономически развитых стран За-падной Европы. Так правовая система Германии отражает некоторые нормы Канонического права, а в такой стране как Судан религиозные нормы нераз-рывно связаны с правовыми нормами.


Это касается не только вышеназванного Судана, но и других стран, в основе права которых лежит мусульманское право. Актуальность этой темы подтверждает и то, что последователи мусульманского права составляют 1/6 часть населения современного мира. Также, например, практически каждый год, президент РФ в своем послании Федеральному Соб-ранию говорит о проблемах религии. Отсюда следует, что, затрагивая религию, он одновременно касается и религиозных норм.


Лично меня эта тема заинтересовала потому, что у меня появилась воз-можность не только лучше исследовать некоторые религиозные нормы, но и таким образом прикоснуться к нерушимым основам некоторых правовых сис-тем, которые являются основами некоторых современных государств. Цель исследования: рассмотреть правовые и религиозные нормы, а также вопросы их взаимодействия. Задачи данной курсовой работы состоят в том, чтобы изучить право и его признаки, исследовать религиозные


нормы, их понятие и признаки (то есть, во-первых, понять, что такое религиозные нормы и, во-вторых, определить по ка-ким признакам их можно выявить), а также отметить проблемы взаимодействия правовых и религиозных норм. Эта тема не достаточно исследована в настоящее время. Вернее отметить, что подробно исследованы лишь некоторые аспекты данного вопроса. 1. Право и его признаки Весьма странным является такое утверждение, что не существует полно-го, единого,


универсального для всех стран мира понятия права. Труды многих ученых-юристов, философов посвящены, в ходе исторического развития, ис-следованию этого явления. И.Кант говорил, что вопрос о том, что такое право, может «смутить пра-воведа – если только он не хочет впасть в тавтологию или вместо общего реше-ния сослаться на то, что утверждали когда-либо законы какой-нибудь страны». Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важ-ных,


но и наиболее сложных общественных явлений. Пытаясь выяснить, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается од-ним каким-либо смыслом. Право, писал один из них (Павел), употребляется, по меньшей мере, в двух смыслах. Во-первых, право – это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право». Во-вторых, оно означает то, что «всегда является справедливым и добрым».


Но, если сейчас, в настоящее время, постараться ответить на этот вопрос, то для начала нужно открыть толковый словарь русского языка. Здесь можно заметить различные толкования этого термина. Право - это 1) Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы. 2) Охраняемая государством, узаконенная возможность что–либо делать, осу-ществлять.


3) Возможность действовать, поступать каким–либо образом. 4) Основание, причина. То есть в филологии так определяют данную вариацию этого термина - например, он не имеет права говорить со мной таким тоном. С полным правом могу так сказать. По какому праву? (на каких основаниях?). 5) Документ, удостоверяющий официальное разрешение на вождение автомо-биля, мотоцикла или другого транспортного средства.


Определений права существует множество. И это вполне закономерно, по-скольку никакое определение не может охватить всех признаков понятия. Тем более такого понятия, как «право», к характеристике которого существу¬ют са-мые разнообразные подходы. В то же время в какой-то мере такое мно¬гообразие определений права полезно, так как оно позволяет рассмотреть право с разных позиций, под разными углами зрения и на этой основе соста¬вить о нем многомерное, объемное представление.


Обыденные представления о праве чаще всего связаны с опре¬делением права в субъективном смысле - право как нечто при¬надлежащее индивиду, как то, чем он может свободно распоря¬диться под защитой государства без чьего-либо вмешательства (право на труд, на отдых и т.д.). Профессиональное понимание права практикующими юриста¬ми обыкно-венно базируется на определении права в качестве со¬вокупности правил пове-дения (право в объективном смысле), ис¬ходящих от государства или


поддержи-ваемых им в качестве масштаба (средства) решения юридических дел. Доктринальное (научное) понимание права требует синтети¬ческого (ин-тегративного) определения. Таким образом, право - это совокупность признаваемых в данном обще-стве и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедли-вости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотно-шении друг с другом. Но самое интересное состоит в том, что в основном законе нашего госу-


дарства, а именно в Конституции РФ, не декларируется определение термина Право. К признакам права можно отнести следующие: 1. Право - это явление общественное. Оно возникает как продукт общест¬ва на определенной ступени его развития. 2. Право есть регулятор социально значимого поведения человека, разно¬видность социальных норм. Оно имеет дело с социальной сферой, которая включает в себя: а) людей; б) отношения между людьми (общественные


отношения); в) поведение субъектов общественных отношений. 3. Содержание права определяется потребностями общественного разви¬тия, интересами участников общественного процесса, отраженными в обще¬ственном сознании. 4. Право по своей природе (сущности) есть средство (инструмент, форма) социального компромисса в масштабе общества, установления баланса соци¬альных интересов, справедливого распределения благ, мера социальной


сво¬боды индивида. 5. Через механизмы общественного сознания и коллективной воли реаль¬ный баланс интересов в зависимости от расстановки политических сил более или менее адекватно отражается в формальных источниках права, что оз¬начает приближение права к своему идеалу или отступление от него, от сво¬ей сущно-сти. 6. Право как разновидность социальных норм обладает качеством нор¬мативности; оно действует как типовой регулятор, адресаты которого опре¬делены не конкретно, поименно, а общими признаками (возраст, вменяе¬мость,


общие признаки юридического лица и т. п.). Нормативность права проявляется и в неоднократности действия юридических норм: они вступа¬ют в процесс ре-гулирования всякий раз, когда возникают типовые ситуации, установленные как условия их действия. Нормативность формируется как результат обобще-ния и фиксации устойчивых, повторяющихся социально по¬лезных отношений и поступков людей. 7. Действие права основано на принципе применения равных мер к участни¬кам общественных отношений независимо


от их индивидуальных особенностей (физической силы, умственных способностей, социального положения и т. п.), то есть к фактически неравным субъектам (принцип формального равенства). 8. Нормы права должны быть объективированы вовне, закреплены в опре¬деленных официальных формах (источниках права в формальном смысле): нор¬мативно-правовых актах, правовых обычаях, юридических прецедентах и др. Посредством этого право приобретает точность, четкость, общеизвестность.


9. С точки зрения внутренней организации право есть система (целост¬ность), состоящая из элементов, связанных целесообразными отношениями (структурой) и взаимодействующих друг с другом. Т.е. право внутренне согла-совано. 10. Право общеобязательно. В отличие от других социальных норм, оно представляет собой единую (и единственную) общегосударственную норматив¬ную систему, которая распространяет свое действие на всех членов общества.


11. Праву присуща процедурность. Процедуру как детально регламентиро¬ванный порядок, последовательность в осуществлении тех или иных дейст¬вий в какой-то мере используют все социальные регуляторы. Но в праве процедур-ность (как и нормативность) выражена наиболее глубоко: в системе права су-ществуют целые процедурные отрасли (гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и др.). Процедура касается как реализации, так и издания юри-дических норм.


12. Право действует как интеллектуально-волевой регулятор поведения. Право имеет не только специально-юридический, сугубо правовой механизм действия, но и психологический механизм: оно не может регулировать пове¬дения иначе как через сознание и волю людей. В определенном аспекте пра¬во можно рассматривать как информационную систему, содержащую инфор¬мацию властного характера, которая, будучи осознана, детерминирует волю и поведение субъектов.


Иными словами, нормы права создаются по воле людей и являются результатом интеллектуальной деятельности. 13. Право тесно связано с государством. Государство выявляет правовые притязания общества и оформляет их в процессе издания нормативно-право¬вых актов (а также путем делегирования полномочий на издание норматив¬но-правовых актов, санкционирования устоявшихся обычаев, создания юри¬дических прецедентов), то есть «возводит в закон». Оно также осуществляет контроль за осуществлением юридических предписаний


и в необходимых слу-чаях обеспечивает их властную реализацию. 14. Право охраняется государственным принуждением. Никакие другие со-циальные нормы не обеспечены возможностью государственно-принуди¬тельной реализации (речь может идти лишь об их поддержке со стороны го¬сударства). 15. Признанием необходимости государственной охраны права в понятие права вводится понятие правонарушения:


право для того и нужно, чтобы пре¬секать отклонения от наиболее важных с общественной точки зрения вариан¬тов поведения. То есть в качестве признака права можно назвать то, что оно всегда имеет дело с отклоняющимся от нормы поведением. Для наглядности можно привести такую схему: Рис. 1. Признаки права С учетом названных признаков можно сказать, что право есть оформлен¬ная в официальных источниках и гарантированная государством единая в масштабе общества нормативная система, призванная


регулировать социаль¬но значимое поведение участников общественного процесса на основе балан¬са интересов, согласования воль и правовых притязаний всех слоев общества. А вообще более плодотворным в этом направлении является не формули¬рование каких-либо определений, а совершенствование правопонимания на ос-нове углубленного изучения свойств права. 2. Религиозные нормы: понятие и признаки Религиозные нормы – это разновидность социальных норм, которые


ус-танавливаются различными вероисповеданиями на основе религиозных пред-ставлений и имеют обязательное значение для исповедующих определенную веру. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности рели-гиозных объединений, регламентируется порядок отправления обрядов, а также церковные службы. Схематично виды норм, а также место религиозных норм в этой системе можно изобразить так: Однако, другие источники, а именно Лебедев В.А. предлагает такую классификацию социальных норм:


Еще один автор, Хропанюк В.Н. так показывает классификацию социаль-ных норм: Признаки религиозных норм: 1. Это разновидность социальных норм. Т.е. социальность. Они регулируют социальные сферы, которые включают в себя: А) Людей; Б) Общественные отношения, то есть отношения между людьми и коллектива-ми; В) Поведение людей. Таким образом, религиозные нормы формируют социаль-ные структуры и регулируют социально


значимое поведение человека. 2. Объективность. Общество как сложный социальный организм (система) объективно нуждается в регулировании. Религиозные нормы складываются ис-торически, закономерно, под давлением социальной необходимости. Они воз-никают как результат нормативного обобщения, нормативной фиксации устой-чивых повторяющихся общественных связей и актов взаимодействия между людьми. В то же время следует учитывать значение субъективного фактора в ста-новлении религиозных норм.


Они не могут возникнуть, не пройдя, не прело-мившись через общественное сознание: необходимость тех или иных религиоз-ных норм должна быть осознана обществом. 3. Нормативность. Она проявляется в неоднократности действия религиоз-ных норм: религиозная норма вступает в действия всякий раз, когда возникает типовая ситуация, предусмотренная как условие ее вступления в процесс регу-лирования. 4. Обязательность. Религиозные нормы как нормативное выражение соци-альной необходимости


всегда в той или иной мере обязательны, имеют предпи-сывающий характер. 5. Санкционированность. Каждый нормативный регулятор имеет механиз-мы обеспечения реализации своих предписаний. 6. Системность присуща как отдельным нормам, так и их массиву в мас-штабе общества. Во всяком случае, общество должно стремиться к формирова-нию такой системы, совершенствованию ее системных качеств, налаживанию взаимодействия между видами религиозных норм.


7. Устанавливаются различными вероисповеданиями. Т.е. представляют собой результат деятельности не какой-либо одной конфессии. 8. Определяют порядок проведения церковных обрядов, ритуалов и т.п т.е. содержат внутренний распорядок религиозной общины. 9. Живут в общественном сознании (а именно – в общественной психоло-гии). 10. Имеют, как правило, локальную (по кругу субъектов, по местности) сферу действия.


Таким образом, можно добавить, что в обществе действуют политические, правовые, моральные, религиозные, корпоративные, нормы обычаев и другие социальные нормы. Все эти разновидности в рамках нормативной системы об-щества, сохраняя при этом качества особых социальных регуляторов. 3. Проблемы взаимодействия права и религиозных норм. Назначением религии является выработка «смыслов», позволяющих че-ловеку так или иначе ос¬воиться и


определить свое место в том мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает мерилом «хорошего» по¬ведения. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установ-ленных различными вероисповеданиями и имею¬щих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы


и содержатель¬но определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же оп-ределенным образом институционализированы и документально зафиксирова-ны в Библии (Ветхом и Новом завете), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др.; выступают, в некоторых случаях в качестве источников права (в качестве ил¬люстрации таковых являются не только страны мусульман-ской правовой системы, но и некоторые страны континентальной Ев¬ропы).


В России до 1917 г. источниками права признавались Устав духовных консисто-рий, Книга Правил Священного Правительствующего Синода, Кормчая Книга и др. В Германии каноническое право и ныне является частью национальной пра-вовой системы . Применительно к области религиозных норм, проблема взаимосвязей ме-жду нормами права и нормами религии оказывается более сложной, чем в том, что касается сфер морали и


социальных соглашений. Это, несомненно, объяс-няется тем, что религии в состоянии формировать общественные и иногда по-литические силы значительного масштаба, в ряде случаев балансирующие на грани слепого убежденного фанатизма. Отсюда — наличие правовых систем, полностью отделенных от религи-озных норм и, даже враждебно настроенных в отношении любого религиозного влияния. Таковы, в частности, марксистские атеистические коллективистские общества, в которых одной из задач


права является воспрещение любых рели-гиозных проявлений и рассуждений. Наряду с этим, существуют правовые системы, полностью построенные на той или иной религиозной концепции. Речь идет об особом случае так назы-ваемых теократических обществ, в которых принципы и правила общественно-го поведения одновременно имеют характер божественных установлений и юридических норм. Со времен средневековья до наших дней наиболее яркими примерами теократической организации общества


являются исламские страны. Во многих обществах сформировались более уравновешенные правовые системы, где право, не отождествляясь с религией, учитывает в то же время ре-лигиозные правила, придавая некоторым из них качество юридических норм. Например, правовые системы различных государств Западной Европы восприняли значительное количество норм религиозного происхождения. Это количество скромнее в странах с сильным светским фактором, таких, как


Франция, Германия, и намного внушительнее в странах, где сильно влияние ка-толической церкви — в Италии и, особенно, в Испании. Даже в странах с сильным светским фактором ряд писаных норм права и судебных решений носят на себе специфический отпечаток религиозных пра-вил. Это находит свое выражение в применении некоторых особых принципов в личных, профессиональных, дисциплинарных, бюджетных, налоговых и иных областях. Так, например, во


Франции священник, преподающий в частном коллеже или состоящий при государственной больнице, подчиняется не директору кол-лежа или больницы, а непосредственно епископу, который в любой момент может отозвать его из учреждения; в ходе судебного процесса допускается принесение мусульманином клятвы на Коране. В Германии налогоплательщики сами, в зависимости от их религиозных убеждений — католических или про-тестантских, — распределяют часть своих налогов на прибыль.


В странах с более сильным религиозным влиянием религиозный фактор в праве может выступать активнее, идет ли речь об установлении особых обязан-ностей тех или иных индивидов или групп или о предоставлении им особых привилегий, некоторые из которых многим нашим современникам могут пока-заться излишними. В частности, в Испании вплоть до 1976 года священник, об-винявшийся в совершении уголовного преступления, представал перед госу-дарственным судебным органом только при наличии предварительного согла-сия на


то местного епископа; при этом процесс проходил при закрытых дверях, и в случае осуждения обвиняемого срок заключения отбывался им не в тюрьме, а в монастыре. В той же Испании, в порядке отступления от общих принципов законодательства на основании Кодекса канонического права, до 1979 года все католические священники были освобождены от военной службы; до сих пор, во исполнение соглашений 1979 года, прохождение священниками военной службы обставлено


многочисленными условиями. В то же время между правом и религией существуют прин¬ципиальные различия. Секуляризация общественной жизни, ут¬верждение свободы совести одновременно означает, что сфера дей¬ствия религиозных норм значительно уже права . Влияние права на религию, в известной мере, достаточно спе¬цифично. Конституция РФ (ст. 14), Федеральный закон «О свободе совести и религиоз-ных объединениях» гарантируют свободу со¬вести и вероисповеданий, равно-правие конфессий, возможность для верующих замены военной


службы аль-тернативной граждан¬ской службой. В то же время право не должно быть безу-частно к «причудливым» формам пользования свободой совести и, в част¬ности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавля¬ющим личность и пу-тем зомбирования превращающим ее в сле¬пого исполнителя воли «гуру», «мас-тера», «учителя» и стоящих за ними темных сил. Право в этой ситуации должно быть правом. Светский характер определения права (правил), — казалось бы, четко различает регулятивные свойства


права и религии. Но дело усложняет то об-стоятельство, что на определенных этапах истории и в ряде стран право полу-чало выражение именно в религиозных догмах. Яркий пример переплетения права и религии заключается не только в са-крализации многих правовых правил в раннеклассовых обществах, но и в появ-лении на рубеже XI-ХIII веков такого феномена, как каноническое право.


Более того, в XIII веке в Европе вообще была предпринята кодификация каноническо-го права — был создан «Corpus Juris Canonica». Семейно-брачные отношения, наследование, так называемая «десятина» (отчуждение в пользу церкви 1/10 от наследственной массы), иные правила имели религиозно-мирские формы в том смысле, что некоторые декреты вселенских соборов, декреталии пап регулиро-вали вполне светские отношения, а иные — получали даже государственную поддержку. Все же развитие права пошло в двух направлениях: светское


начало все более уходило под «крышу» государства, а церковное право сосредоточивалось на регулирование тонких внутрицерковных отношений. Закрепление светского характера государства во многих конституциях, отделение церкви от государ-ства, школы от церкви, иные положения — все в большей степени превращают общественные церковно-государственные отношения в объект регулирования светским правом. И предложенное выше определение права учитывает эту ос-новную тенденцию.


Иные тенденции, например, предложение некоторых религиозных деяте-лей в России превратить православие в единую государственную идеологию и на этой основе строить государственно-правовую систему, а в ряде других му-сульманских стран усилить начала шариата, в том числе ввести своеобразные наказания, идущие из глубины веков и обычаев (удары палкой, отсечение руки у вора) заслуживают, разумеется, обсуждения, но все же лежат в стороне от процесса, который в


XX веке может быть обозначен как «этатизация» права. Словом, определение правовых норм и определение религиозных норм позволяют провести между ними четкую грань и также свидетельствуют о пра-вильной формулировке определения права. Целый ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди). В истории права выделяются эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, так как


регулировали государственные, гражданско-правовые, брачно-семейные и иные отношения. Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими уста-новлениями : в известной степени формализованы и содержательно определе-ны; определенным образом институционализированы, хотя и в значительно меньшей степени, и документально зафиксированы в таких источниках, как Библия (Ветхий и Новый Завет), Коран, Сунн, Талмуд, религиозные книги буд-дистов и др.


Правовые и религиозные нормы могут совпадать по морально-нравственному содержанию. Две из заповедей Нагорной проповеди Христа звучат, как «не убий» и «не укради». При этом также нужно учитывать, что с точки зрения механизма действия религиозные нормы – мощный внутренний регулятор поведения, поэтому они являются необходимыми инструментами поддержания и сохранения нравственного и правового порядка в обществе. В то же время между правом и религией существуют принципиальные различия.


1. Сфера действия религиозных норм значительно уже сферы действия права. Так предписания Торы распространяются исключительно на лиц, испо-ведующих иудаизм, Корана – на исповедующих ислам и т.д. 2. Различны механизмы действия права и религии. В частности, нормы религии обосновывают в своих Священных текстах абсолютную непрелож-ность предписываемого ими кодекса поведения ссылкой на высший авторитет или, как сказали бы философы и богословы, «трансцендентное


миру начало». На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. Харак-тер взаимодействия правовых и религиозных норм в системе социальной регу-ляции общества определяется их связью с моралью, а также связью с государ-ством. Государство, используя правовую форму, может определять свои отно-шения с религиозным организациями и их правовой статус в данном конкрет-ном обществе.


Хотя государство, будучи светским, отделено от церкви, это не означает, что политика и религия тоже должны быть отделены друг от друга. Религиоз-ные конфессии – различные направления христианства, ислам, буддизм, иуда-изм – их церковные институции на начальном этапе формирования Российской Федерации не смогли избежать искуса и стремились весьма активно участво-вать в политической жизни общества. Особенно заметно это проявлялось на ре-гиональном уровне и по национально-этническим


признакам. В то же время религиозные иерархи нередко высказывают свое отноше-ние к вопросам организации светской жизни. Например, бывший глава римской католической церкви Папа Иоанн Павел II в своих трудах (12 энцикликах) так определял свою политическую позицию: «Я могу сказать, что испытываю поч-ти политическое неприятие коммунизма, однако когда я вижу, что представляет собой общество цивилизации на Западе, невольно задаюсь вопросом: какой из двух режимов лучше?».


В построении государственно-религиозных отношений всегда домини-руют взаимные интересы обеих сторон. Все народы и государства имеют свои исторические особенности и правовые традиции в выстраивании этих отноше-ний, привнося в них характерные черты ментальности наций. Одно из важней-ших обязанностей государства является его обязанность по созданию реальных условий реализации гражданами их религиозных убеждений. Так, в ряде государств, несмотря на их светский характер, действуют


от-дельные законы, а чаще всего это выражается в статьях (например, в России) уголовных или административных кодексов, предусматривающих жесткую юридическую ответственность (прежде всего гражданско-правовую) за свято-татство. Они предназначены защищать государством религиозные догмы с це-лью сохранения стабильности и устоявшегося баланса интересов в обществе. Диалектика развития общественных отношений выявила в этом вопросе существенные


недостатки. Например, в современных европейских государствах национальное законодательство отдает предпочтение в применении защитных мер только в отношении отдельных религий. В Англии, существующий более 300 лет вопрос от святотатстве предусматривает защиту только христианских догм, а с 1938 г. и вовсе только догматы англиканской церкви. Ранее наказание должен понести каждый, кто публично позволит себе усомниться в устоявших-ся догматах


христианской веры. Теперь возможно применение денежного штрафа или лишение свободы лишь в отношении лиц, выставляющих «Бога, святых или евангелие в непристойном свете». Во Франции закон, регулирующий отношения государства с религией был принят достаточно давно – в 1905 г. Однако специального закона о бого-хульстве, понятие которого весьма расплывчато, там нет. В царской России православие являлось государственной религией.


Не-редко в отношении лиц, публично сомневавшихся или не различавших догматы российской православной церкви, применялась такая мера, как отлучение от церкви. Наиболее известным случаем является действующее до сих пор опре-деление Святейшего Синода в феврале 1901 г. Об отлучении от церкви знаме-нитого русского писателя Льва Николаевича Толстого. До сих пор на его моги-ле запрещено ставить крест.


В современной России действующий Уголовный Кодекс Российской Фе-дерации (1997 г.) в ряде статей предусматривает возможность применения уго-ловной ответственности за следующие признаваемые преступными деяния, имеющие отношение к религии: 1. Нарушение равноправия граждан в зависимости от пола, расы, нацио-нальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положе-ния, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности


к общественным объединениям…(ст. 136 УК РФ «Нарушения равноправия граж-дан»); 2. Создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправ-ных деяний…(ст. 239 УК РФ «Организация объединения, посягающего на лич-ность и права граждан»);


3. Действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, уничтожение национального достоинства, а равно пропа-ганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации… (ст. 282 УК РФ «Возбуждение национальной, расовой или рели-гиозной вражды»).


4. Действия, направленные на полное или частичное уничтожение нацио-нальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятст-вования деторождению принудительной передачи детей, насильственного пе-реселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физиче-ское уничтожение членов этой группы… (ст. 357 УК РФ «Геноцид»). К сожалению, в странах с неустойчивой демократией моральное и идео-логическое


влияние религии нередко пытаются использовать политические партии и официальные власти. Россия в этом вопросе не исключение, хотя со-гласно Конституции «российская Федерация – светское государство» и «рели-гиозные объединения отделены от государства». Таким образом, из религиозных норм формируется так называемое рели-гиозное право. Религиозное право – одна из основных исторических форм права, при котором в качестве первоисточника


рассматривается не светская государствен-ная власть, а воля божества, выраженная в священных писаниях или преданиях. В формальном смысле источниками религиозного права могут быть непосред-ственно тексты священных писаний, их толкование Богословской доктриной, церковные акты, религиозно-правовые обычаи, а также государственные зако-нодательные акты, в которых закрепляются и систематизируются государст-венно-правовые нормы. Характерной особенностью религиозного права явля-ются его персональный, а не территориальный


характер. Предписания религи-озного права в большинстве случаев распространяются только на представите-лей данной религиозной общины в стране: иноверцы изъяты из-под их дейст-вия. А.В. Поляков отмечает специфику проявления религиозных норм, что среди методов правового регулирования в определенном сочетании им исполь-зуется Акривия и Икономия. Такой подход вытекает из самого духа Евангель-ского


Богословия. Акривия представляет собой способ решения вопросов с позиции строгой определенности, не терпящей отступления от основных начал христианского учения, и применяется в тех случаях, когда речь идет об основополагающих догматических началах церковной жизни, о самой сущности и целях существо-вания Церкви и христианства. Икономия означает метод правового регулирования допускающий «снис-хождение к человеческим немощам и слабостям» в церковно-практических и пастырских вопросах, не носящий догматического


характера. Подводя итог всему вышесказанному, нужно отметить, что ныне в боль-шинстве цивилизованных стран люди имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, не связанные с насилием над личностью, на-рушение общественной морали (вступление в брак, погребение усопших), од-нако, однако правового значения такого рода акты не имеют. Религиозные запреты и дозволения, представляя собой, элементарные нормы человеческих взаимоотношений, концентрируют в себе выработанный тысячелетиями опыт социального


общежития людей. Этот источник божест-венной и человеческой мудрости, путеводный компас благоденствия, мораль-ного существования человечества. Заключение В данной работе были рассмотрены основные черты правовых и религи-озных норм, а также вопросы их взаимодействия. Подводя итог всему вышеска-занному нужно отметить, что религиозные нормы, как модели, правила поведе-ния субъектов права, имеют, в некоторых странах (Судан), всеобщий и обяза-тельный характер, охраняются


государством, устанавливают определенные ме-тоды, способы правового регулирования, составляя тем самым основу меха-низма правового регулирования общественных отношений. Они имеют свою внутреннюю структуру. В других странах (Россия, Германия) религиозные нормы признаются го-сударством как важная составляющая часть человеческого мироздания. Неко-торые религиозные нормы санкционируются государством, но не являются ос-новоположением государственного


строя. Вообще, анализируя право, религиозные нормы, правовые нормы, как общественный институты, исследователи неизбежно сталкиваются не с от-дельной, монолитной и самодостаточной системой. Все это - это обобщен-ное понятие, так сказать, формула, обозначающая ни что иное, как четко структурированную систему юридических норм, и созданную для верного определения соотношения этой системы с прочими социальными явле-ниями. В связи с раскрытием этой темы можно сказать, реализация норм права играет большую роль


в развитии государства и права, и общества в целом. Но также, необходимо отметить, что на протяжении многих веков чело-вечество вырабатывало религиозные нормы, одновременно синтезируя их с правовыми нормами, не отделяя, их друг от друга. И сейчас, очень трудно отве-тить какие нормы появились ранее. Потому что, если посмотреть на то, как го-сударство (любое) развивалось в историческом аспекте, то


можно заметить, что первые правила (теократические) древнейших людей звучат как некоторые со-временные нормы права. Однако вопрос о взаимодействии правовых и религиозных норм остается открытым, потому что население планеты увеличивается (см. Приложение, таб-лица 1), а значит и увеличивается число верующих (см. Таблица 2), тем самым, ставя церковь на более высокий уровень в сфере общественных отношений. Приложение О роли и значении религии свидетельствует эта таблица:


Таблица 1 ХХ век: религии и люди (млн. чел.) 1900 г. 2000 г. Все население мира 1,630 6,044 Христиане 558 1,995 Католики 270 1,046 Православные 109,6 151,5 Ислам 215 1,180 Сунниты 198 993 Шииты 18 187 Индуисты 223 888 Буддисты 127 354 Иудеи 10,6 14,3 Традиционные вероис-поведания 158 132


Неверующие 5 1,208 Самые религиозные европейские страны (без стран – членов СНГ) Таблица 2 Место в рейтинге Страна Процент верующих 1 Нидерланды 97 2 - 3 Мальта 95 2 - 3 Турция 95 4 - 5 Кипр 90 4 - 5 Румыния 90 6 - 7 Греция 81 6 - 7 Португалия 81 8 Польша 80 9 Италия 74 10 Ирландия 73 11 Хорватия 67


Светские и религиозные праздники: Таблица 3 Место в рейтинге Название праздника Число стран и террито-рий, в которых праздник отмечается на государст-венном уровне Число празд-ную-щих, млрд. чел 1 Новый год (31 декабря – 1 января) 200 6,00 2 Рождество Христово 168 1,50 3 1 Мая (День весны, День труда) 139 4,02 4 Пасха 128 1,08 5 Ид аль-Фитр (праздник разговения,


Ураза-байрам, конец Рамадана) 63 1,96 6 Ид аль-адха (праздник жертвоприношения, Кур-бан-байрам) 58 1,33 7 Успение Богородицы 46 0,35 8 День всех святых 45 0,44 9 День рождение пророка Мухаммеда (Мавлид) 41 0,35 10 Вознесение Богородицы 37 0,25 Список литературы 1. В.В. Аванесян/ Большая юридическая энциклопедия/ М.:


2005 2. С.С. Алексеев/ Государство и право/ М.: 1994 3. М.О. Буянова/ Юридический энциклопедический словарь/ М.: 2007. 4. А.Б. Венгеров/ Теория государства и права/ М.: 2004 5. А.Н. Головистикова/ Теория государства и права/ М.: 2007. – 589 с. 6. А.А. Гришанов/ Религия/Минск.:


2007. – 958 с. 7. О. Дмитриева, Н. Паклин, Г. Брынцева. Святотатство «в законе» (Европа пытается оградить различные конфессии от дискриминации)// Российская газе-та. 2006. 14 февр. 8. В.Н. Дмитрук Теория государства и права. Учебное пособие, Минск, 1999. 9.Е.В. Ереклинцева/ Теория государства и права/


Магнитогорск: 2007 10. И. Кант/Метафизика нравов/ История политических и правовых учений: Хрестоматия./ Под ред. О.Э. Лейста. М 2000. С.251. 11. В.А. Лебедев/ Теория государства и права/ Челябинск: 2007 12. Лихолетова С.В. // Конспект лекций от 25.10.08. 13. М.Н. Марченко/ Общая теория государства и права/ М.:


2002 14. М.Н. Марченко/ Теория государства и права: учеб. – 2-е изд перераб. и доп. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. 15. А.В. Мелехин/ Теория государства и права/ М.: 2007. – 633 с. 16. В.В. Оксамытный/ Теория государства и права/М.: 2004 17. А.В. Попова / Теория государства и права. Завтра экзамен. –


СПб.: Пи-тер, 2008. – 208с. 18. А.В. Поляков/ Общая теория права: проблемы интерпретации в контек-сте коммуникативного подхода/ СПб.: 2004 19. В.Н. Протасов/ Теория права и государства. Проблемы тео¬рии права и государства: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 1999. —240с 20. А. Сабов/ Папская обитель (Папа Иоанн Павел II мечтал о церкви без се-ми грехов)//


Российская газета. 2005. 5 апр. 21. Е.Н. Салыгин/ Теократическое государство/ М.: 1999 22. В.В. Сорокин/ Право и православие/ Барнаул: 2007 23. Л.И. Спиридонов/ Теория государства и права/ М.: 1995 24. А. Я. Сухарев, В.Е. Крутских/ Большой юридический словарь/ М.: 2000 25. В.М. Сырых/ Теория государства и права/


М.: 2002 26. В.М. Сырых/ Теория государства и права/ М.: 2007. – 703 с. 27. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (Элек-тронная версия). 28. В.Н. Хропанюк/ Теория государства и права/ М.: 2008 29. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.


5ballov. ru 30. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изменениями и дополнениями) Система ГАРАНТ – Профессионал. ПРАЙМ 31. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосова-нии 12 декабря 1993 г.) – Система ГАРАНТ – Профессионал. ПРАЙМ 32. Уголовный кодекс


РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ) (с измене-ниями и дополнениями) - Система ГАРАНТ – Профессионал. ПРАЙМ



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Контроль програм, які запускаються на даному комп'ютері
Реферат Медь и её природные соединения, синтез малахита
Реферат Агентство Республики Казахстан по статистике Департамент статистики труда и уровня жизни
Реферат Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возра
Реферат The Impact Of A Car Essay Research
Реферат Образование Московского государства 3
Реферат Ошибки проектирования стен с вентилируемыми фасадами
Реферат О способах обучения младших подростков математике в форме квази-исследовательской деятельности
Реферат Психофизиология стресса
Реферат Macbeth A Character Analysis Of Lady Macbeth
Реферат Gullivers Travels Essay Research Paper Jonathan Swifts
Реферат История часов и часы в истории
Реферат Творческая деятельность школьников как условие формирования нравственно-эстетического отношения к
Реферат Расчет участка сборки
Реферат Основы химии