Реферат по предмету "География"


Приморье в структуре международных связей России

ЛАРИН Виктор Лаврентьевич, доктор исторических наук, профессор, директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока


Для Китая Приморье - это территория, прикрывающая кратчайший доступ к незамерзающему Японскому морю, что жизненно важно для провинций Хэйлунцзян и Цзилинь, заинтересованных в расширении связей с Японией. Для Японии (особенно ее западных префектур) Приморье - это начало удобной транспортной артерии к богатым ресурсами Сибири и Дальнему Востоку и северной части Евразийского материка. Для Южной Кореи Приморье - возможная сфера приложения капиталов.


Учитывая характер российский реформ и глобальные изменения в мире, можно прогнозировать ту роль, которую Приморский край будет играть в мировой экономике и политике - не только как форпост России на Дальнем Востоке и главные ворота в Сибирь, но и как крупный международный торгово-финансовый центр, ориентированный на Восточную Азию и страны Тихоокеанского бассейна.


Удаленность от промышленно развитых регионов страны, ограниченные возможности самообеспечения, узкая хозяйственная специализация - все эти факторы делают Приморье зависимым от внешней политики и внешнеэкономической стратегии России, экономических и политических интересов соседних государств. Уникальное географическое положение предопределяет особую роль края в реализации стратегических и экономических интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.


Политические связи и гуманитарное сотрудничество.


Политика открытости, одним из ярких проявлений которой стало объявление с 1 января 1992 г. Владивостока открытым городом, изменила статус Приморского края, превратив его в активного участника международных отношений. Если к 1991 г. в крае (в г. Находке) находилось 3 иностранных консульства (Вьетнама, КНДР и Японии), то после открытия Владивостока к ним прибавились также генеральные консульства Австралии, Индии, Республики Корея, США, Филиппин.


Приморский край подписал соглашения о дружбе и сотрудничестве с японскими префектурами Осака и Тояма, китайскими провинциями Хэйлунцзян и Цзилинь, с южнокорейскими провинциями Кангвон и Южный Кенсан.


В 1997 г. во Владивостоке, Находке и Уссурийске было аккредитировано более 76 представительств иностранных фирм, компаний и объеденений, в том числе таких известных, как “Мицубиси”, “Марубени”, “Сони” (Япония), “Хендэ”, “Самсунг” (Республика Корея), “Рэнк Ксерокс” (Великобритания) и др.


Прямые авиалинии связали Владивосток с Ниигатой, Тоямой (Япония), Сеулом (Республика Корея), Сиетлом (США), Харбином (КНР). На границе с Китаем были открыты автопереходы.


Продолжала развиваться народная дипломатия. Приморский край стал побратимом префектуры Тояма (Япония), Владивосток заключил аналогичные соглашения с городами Ниигата, Акита, Хакодате (Япония), Сан-Диего и Такома (США), Далянь (КНР), Пусан (Республика Корея), Хайфон (Вьетнам). Находка установила побратимские связи с городами Окленд и Биллингхем (США), Уссурийск - с Муданьцзянем (КНР).


Значительно увеличился приток иностранных граждан в край: в 1989 г. - около 3,2 тыс. чел., в 1993-1996 гг. - около 250 тыс. чел. С официальными и неофициальными визитами Приморский край посещали президент Республики Корея Кин Ен Сам, госсекретарь США У. Кристофер, губернаторы японских префектур Ниигата, Тояма, Симанэ, Тоттори, мэры городов Акита, Хакодате, Сихаиминато, высокопоставленные политики, дипломаты и общественные деятели многих стран. Делегации бизнесменов, журналистов, ученых, преподавателей знакомились с Приморьем, участвовали в семинарах, симпозиумах, конференциях.


1 января 1992 г. в порт Владивосток зашло первое за многие годы судно под иностранным флагом. С официальными визитами порт Владивосток начали систематически посещать отряды боевых кораблей ВМС Канады, США, Франции, КНР, Республики Корея, Великобритании, Японии, КНДР.


Интенсивно развивались внешние связи края в сфере науки, культуры, образования. Кроме обмена делегациями ученых, деятелей культуры, студентов и школьников стали реализовываться сложные и долговременные проекты, совместные научные исследования, образовательные программы.


Но открытие границ и расширение международных связей края породили и ряд проблем. Введение безвизового обмена с Китаем в 1992 г. вызвало наплыв в край китайского населения, в основном мелких торговцев, а также строительных и сельскохозяйственных рабочих, значительная часть которых стремилась остаться здесь на длительное время без законных оснований. Власти вынуждены были проводить специальные мероприятия для выявления нарушителей визового режима и депортации их.


Внешнеэкономические связи и их структура.


Всплеск внешнеэкономической деятельности в крае начался с 1988 г., когда предприятия получили право самостоятельно устанавливать связи с зарубежными партнерами. Особенно высокими темпами рос товарооборот с Китаем.


Максимальный подъем внешнеэкономических связей края пришелся на начало 1992 г. Этому способствовали решения правительства о либерализации внешней торговли России, а также вынужденная переориентация экономики края на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, вызванная возросшими тарифами на железнодорожные и авиаперевозки внутри страны. Количество внешнеторговых партнеров края увеличилось с 17 в 1990 г. до 84 в 1996 г. Активно развивалась бартерная и “челночная” торговля. Край занимал первое место на Дальнем Востоке по объему внешней торговли. В 1993 г. около 3000 предприятий и организаций вели внешнеэкономическую деятельность (в 1991 г. - менее 350).


Начали внедряться новые формы экономического сотрудничества: производственная кооперация, совместные предприятия. На 1 марта 1994 г. в крае было зарегистрировано 647 предприятий с иностраннми инвестициями. Наибольшее число таких предприятий было создано с Китаем (271), Японией (52) и США (39). Основная часть их была связана с торговлей и сферой услуг.


В 1996 г. предприятия с иностранными инвестициями призвели продукции и услуг на сумму более 1 трлн руб. и создали свыше 10 тыс. рабочих мест. Внешнеэкономические связи Приморья развивались неравномерно. Это было связано с дальнейшим углублением экономического и финансового кризиса, существующей таможенной политикой.


Структура внешней торговли Приморья полностью отражала сырьевую направленность его экономики и ее зависимость от поставок извне. В “дореформенной” период 70-75% необходимых краю продуктов поступало из-за Байкала, в основном из европейской части России и Средней Азии. Со снижением объема поставок из этих районов усиливалась зависимость края от импорта из соседних стран. В 1994 г. среди ввезенных в край товаров народного потребления товары из других регионов России составили 43,1%, из государств СНГ - 1,4%, в то время как из зарубежья - 55,5%.


Наиболее активно в первой половине 90-х годов развивались экономические, политические и гуманитарные связи с ближайшими соседями: Китаем, Японией, Республикой Корея, а также с США, Австралией и странами Юго-Восточной Азии.


Однако нестабильная экономическая и политическая обстановка в стране и отсутствие гарантий для инвестиций удерживают иностранных предпринимателей от развертывания бизнеса с Россией.


В экспорте края по-прежнему более 1/3 объема составляло сырье. Вывозились за рубеж рыба и рыбопродукция, лесоматериалы, черные и цветные металлы, удобрения и пр. В импорте преобладали товары народного потребления и продукты питания (около 50%), машины, оборудование, транспортные средства и вычислительная техника.


Приморье в проектах регионального сотрудничества: потенциал и перспективы


ПРЕДПОСЫЛКИ РАСШИРЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА. Политическая разрядка, рост экономической взаимозависимости стран Восточной Азии, их общие интересы и осознание необходимости сотрудничества ради собственного процветания усилили в конце 80-х - начале 90-х годов интеграционные прцессы. Для этого существуют объективные предпосылки:


географические - относительная целостность и компактность бассейна Японского моря и природно-климатическое сходство его районов;


геополитические - взаимосвязанные интересы стран, прилегающих к Японскому морю;


экономические - эффективность совместного использования природных и трудовых ресурсов;


экологические - необходимость объеденения усилий для решения экологических проблем Японского моря.


Быстрый экономический рост и усиление разносторонних связей стран Восточной и Центральной Азии требуют создания здесь единого торгового, финансового и информационного центра. Приморье по сравнению с другими территориями имеет для этого ряд преимуществ:


1) стратегическое положение (восточные ворота России);


2) доступ к богатым сырьевым ресурсам Сибири и Дальнего Востока;


3) относительно развитая промышленность;


4) наличие удобно расположенных портов свободной экономической зоны (Находка);


5) высокий образовательный уровень населения, концентрация учебных заведений и научно-исследовательских институтов;


6) близость к странам ускоренного экономического роста (Китай, Республика Корея и др.).


Эти объективные обстоятельства в условиях изменившегося политического климата в регионе повлекли за собой появление в Японии, Республике Корея, КНР и России проектов кооперации и сотрудничества в Восточной Азии.


Своеобразное географическое положение Приморского края предопределяет выбор механизма и средств для ускорения темпов его экономического развития и вовлечения в систему международной кооперации. Как зарубежные разработчики, так и местные ученые отдают приоритет созданию здесь свободной экономической зоны (СЭЗ).


Благодаря зонам экономического сотрудничества Дальний Восток России сможет быстрее перейти на рыночные рельсы и интегрироваться в мировое хозяйство.


Свободная экономическая зона "Находка".


Свободная экономическая зона “Находка” была создана в 1990 г. вместе с 12 другими СЭЗ на территории России. Главное направление ее развития - превращение Находки в центр транконтинентальной торговли.К январю 1995 г. на ее территории было зарегистрировано 469 предприятий с иностранным капиталом, а общий объем иностранных инвестиций в зону достиг 220 млн долларов. Самыми крупными проектами являются: создание российско-американского промышленного парка и российско-корейского промышленного комплекса, а также строительство и реконструкция портово-причальных комплексов и сооружений. Их реализация поддерживается специаьным Законом Приморского края "Об индустриальных промышленных комплексах на территории СЭЗ "Находка" Приморского края".


В июне 1997 г. в Сеуле было парафировано соглашение по российско-корейскому комплексу.


Однако развитие СЭЗ “Находка” сдерживается отсутствием реальных налоговых льгот и привилегий для привлечения иностранных инвестиций. Закон о свободных экономических зонах так и не был принят.


ПРОЕКТ “БОЛЬШОЙ ВЛАДИВОСТОК”.


В октябре 1990 г. Комитет промышленного развития ООН (ЮНИДО) выступил инициатором превращения Владивостока в открытый для иностранного капитала город. Идеей проекта являлось создание свободной экономической зоны на территории Южного Приморья.


Выполняя заказ ЮНИДО, группа японских ученых уже к осени 1991 г. разработала концепцию будущей СЭЗ.


Хотя концепция, получившая название “Большой Владивосток”, отражала прежде всего экономические интересы Японии (особенно западных, менее развитых префектур - Ниигата, Исикава, Тояма), предусматривалось интенсивное развитие Южного Приморья, включая 4 города (Владивосток, Находка, Артем и Партизанск) и 6 районов (Партизанский, Хасанский, Шкотовский, Надежденский, Уссурийский, Октябрьский). Эта территория должна была превратиться в один из мощных транспортных и деловых центров Восточной Азии, открывающих доступ к природным богатствам Сибири и Дальнего Востока. В то же время предполагалось более широкое вовлечение Дальнего Востока России в международную кооперацию, развитие существующих и создание новых отраслей производства, деловой инфраструктуры и транспортной системы на основе собственных средств и иностранных инвестиций.


Группой российских ученых была разработана концепция, отражающая в первую очередь интересы экономического и социального развития Приморского края. Приморью отводилась роль соединительного звена двух экономических пространств: России и АТР. Край должен был принимать участие в формировании япономорского экономического кольца и активно развивать агропромышленную кооперацию с соседними провинциями Китая.


ПРОЕКТ “ТУМАНГАН”. В том же 1990 г. на конференции в городе Чанчунь китайские ученые выступили с идеей создания международной производственно-транспортной зоны на стыке КНР, КНДР и России - в бассейне реки Туманная (Туманган). Инициаторы также получили поддержку в ЮНИДО, которая привлекла к разработке пректа зоны “Туманган” ученых разных стран. Активным проводником этой идеи стали власти китайской провинции Цзилинь, более всего нуждающейся в выходе к морю.


В октябре 1991 г. представители 5 стран - Республики Корея, КНДР, КНР, России и Монголии - подписали соглашение о разработке программы развития зоны реки Туманная.


Однако интересы и взгляды потенциальных участников проекта существенно расходились по таким ключевым вопросам, как территориальные рамки зоны, ее правовой статус, специализация. Администрация Приморского края выступила против проекта, видя в нем угрозу транспортным артериям Приморья и экологии заповедных морских территорий.


С 1991 по 1996 г. концепция претерпела существенные изменения и трансформировалась в новую версию - проект “Туманган”. Географически район включает провинцию Северный Хамген (КНДР), Яньбяньский автономный округ провинции Цзилинь (КНР) и южную часть Приморья с Уссурийском и Находкой. Главная цель проекта - ускорение темпов экономического развития территории и повышение уровня благосостояния населения путем привлечения и развития внутренней и транзитной торговли.


Появление международных проектов, в каждом из которых Приморскому краю отводится заметное место, свидетельствует о новом качестве межгосударственного сотрудничества. На рубеже XXI века все более явственно обозначается роль Приморья как своеобразного моста, связывающего Россию со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат What Is Buddhism Essay Research Paper What
Реферат Н. Я. Данилевский: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому
Реферат Катулл
Реферат Контрольная по теории вероятности
Реферат «Путешествие древнего человека по современному городу»
Реферат «Путешествие по регионам Большого Алтая !»
Реферат Автоматизированная система управления компрессорной установки
Реферат Виды придаточных предложение
Реферат Финитно-инфинитивная конструкция в разноструктурных языках
Реферат Концепції маркетингу
Реферат Комплексный анализ товарооборота торговой организации на примере алтайского предприятия Торговый
Реферат Форфейтинг как инструмент рефинансирования коммерческого кредита
Реферат Анализ бухгалтерской отчетности ООО РоСАзия
Реферат «Пенсионный плюс»
Реферат Экономико-географическое положение Новосибирской области