Оглавление: Введение. 2 Глава 1. Специфика жанра – журналистское расследование 4 История становления жанра – журналистского расследования в зарубежных и российских СМИ. 4 Становление журналистского расследование в зарубежных СМИ 5 Журналистское расследование в Европе 5 Журналистское расследование в Америке 7 Становление журналистского расследование в российских
СМИ 11 Характеристика особенностей жанра журналистского расследования. 17 История возникновения программ, работающих в жанре расследования. 18 Первый канал 18 Россия 18 НТВ 18 Глава 2. Жанр журналистского расследования на современном телевидении в девятом, десятом годах на примере трех программ. 19 Характеристика и анализ программы первого канала 19
Общая характеристика 19 Обзор выпусков программы «Человек и закон» 20 Эфир от 16.12.10, расследование дела по факту убийства фаната «Спартака» Егора Свиридова. 20 Эфир от 21.10.10, расследование по факту ошибочного сноса дачного поселка в Балашихе 20 Эфир от 02.09.10, о пожарах и человеческом факторе 20 Эфир от 17.06.10, расследование по факту лжецелительства
Надежды Антоненко 21 Мастерство журналистских расследований 21 Краткий анализ 23 Характеристика и анализ на программе и канале Россия 23 Общая характеристика 23 Обзор выпуском программы «Честный детектив» 24 Эфир от 20.12.10, «Клоуны на дорогах» 24 Эфир от 09.07.09, «Главный подозреваемый» 25 Эфир от 13.05.10, «Молчание судьи» 25 Эфир от 15.02.10, «Их было семеро» 26
Мастерство журналистских расследований 26 Краткий анализ 27 Характеристика и анализ программы НТВ. 27 Общая характеристика 27 Обзор выпуском программы «Честный детектив» 28 Обзор выпусков программы «Человек и закон» 28 Эфир от 14.03.09 «Безмолвные мишени». 28 Эфир от 21.03.09 «Возможность острова». 28 Эфир от 31.01.09 «Проверено на себе». 28 Эфир от 28.02.09 «Комната страха».
28 Мастерство журналистских расследований 29 Краткий анализ 30 Сравнительный анализ программ в жанре журналистского расследования в программах трех каналов. 30 Заключение. 33 Введение. Важнейшие события жизни всегда интересовали мировую общественность. Любое расследование помогает нам не только знать о происходящем в окружении, но и чувствовать себя частью его. В журналистском расследовании зрители следуют за ведущим.
У них есть возможность увидеть проанализированное событие и составить свое мнение. Телевидение занимает большое место в жизни современного человека, поэтому передачи, содержащие в себе жанр журналистского расследования, пользуются успехом В современном мире, несмотря на многочисленные передачи, только некоторые программы можно приравнять к жанру журналистского расследования. Необходимо всегда учитывать актуальность проблемы и возможность
реального сопоставления фактов. Актуальность данной проблемы состоит в том, что журналистское расследование теряет изначально заложенный в него смысл, поэтому основной целью данной работы является изучение теории и особенностей жанра журналистского расследования. Задачи, которые стояли при написании данной работы: Анализ литературы, посвященной жанру журналистского расследования.
Описание и анализ использования жанра в телепрограммах. Сопоставление трех программ федеральных каналов с точки зрения мастерства ведущего. Предметом исследования являются проблемы современного мира, озвученные в репортажах журналистского расследования на телевидении (Первый канал, Россия и НТВ). Проблемы исследования: В теоретической части изложены основные моменты становления жанра журналистского
расследования и методы его применения. В эмпирической части мы проанализировали и сравнили несколько телепрограмм с федеральных каналов. Жанр журналистского расследования на современном телевидении в 2009 – 2010 годах. Глава 1. Специфика жанра – журналистское расследование История становления жанра – журналистского расследования в зарубежных и российских СМИ. За последнее десятилетие журналистское расследование прочно укрепилось в деятельности журналистов.
Этот метод выясняет факты и этапы познания действительности. Причиной подобных расследований являются события, которые имеют негативный характер. Это трагедии, уголовные преступления, коррупция, махинации и другое. Во время советского периода, подобного жанра не было, потому что существовала пропаганда советской жизни. Журналисты освещали социалистические соревнования, культурные вопросы и другое.
Все это несло в себе позитивную информацию, которая помогала нравственному становлению советских личностей. В 1990 году А. Рубинов выступил в Швеции с докладом о методах независимого расследования на собрании общества «Раскапывающая журналистика». Он рассматривал негативные стороны перестройки, которые происходили на тот момент в Советском Союзе. Современные журналисты являются энтузиастами своего дела, привлекающие внимание к социально-значимым событиям. Западные журналистские расследования привлекают внимание общественности
своими скандальными репортажами. Предшественниками журналистики была подготовлена почва восприятия общественностью проблемных вопросов. Это известные люди – Марк Твен, Александр Пушкин и многие другие. Становление журналистского расследование в зарубежных СМИ Журналистское расследование в Европе В Европе специфика журналистского расследования различается. В Англии ведущие СМИ считаются неотъемлемой частью политического ландшафта уже на протяжении нескольких
веков, в Швеции – уже долгое время существует режим свободы прессы, а, допустим, в Испании газеты лишь в последние десятилетия начали оказывать заметное влияние на формирование общественного мнения. Во Франции или Бельгии журналисты, в случае оспаривания кем-либо распространенной ими информации, не обязаны раскрывать суду свои источники, – достаточно только доказать, что при работе над материалом было сделано все возможное для проверки полученных сведений.
В Германии журналисты должны доказать неопровержимость материалов. «К примеру, в конце 1980-х годов, когда одной из наиболее «горячих» тем в германских СМИ стала тема компьютерного хакинга, установилась даже формальная шкала оплаты между представителями прессы и юными компьютерными взломщиками: как правило, в обмен на интервью и показательное проникновение в чужой компьютер, хакер получал несколько сот марок, обед в хорошем ресторане и, если требовалось,
компенсацию дорожных расходов» . Уже после создания Единого Европейского союза вводится единый стиль проведения журналистского расследования. После распада Советского союза появляются журналисты-расследователи. К примеру, Сабина Слонкова опубликовала материалы генерального секретаря министерства иностранных дел Чехии Карела Срба. Он возглавлял компанию по борьбе с коррупцией, но
Слонкова раскрыла материалы его собственности и многочисленных махинаций. В Швеции еще в 18 веке вышел закон о свободе печати, но свое бурное развитие независимая печать получила только в 19 веке. В это время выходит в свет газета «Aftonbladet», где журналисты защищали интересы простого народа. Сильное влияние на журналистику Швеции оказал ее знаменитый писатель Август Стриндберг. Именно он раскрыл швы социальных проблем
Швеции. Он отрицал общественные устои, требовал введение всеобщего избирательного права, подверг критике Шведскую академию и Нобелевский комитет. В конце 20 века Вильгельм Моберг осветил коррупцию в правоохранительных органах и засекреченную внутри самой страны разведывательную организацию. Об этом писали так же Ян Гийо и Питер Брэтт. Информационное бюро, под личиной которого и скрывалась разведка, занималась слежкой
за общественными партиями и деятелями. Так же они раскрыли попытки внешнего шпионажа, за соседними странами. Их осудили, что послужило толчку к дискуссиям на тему свободы слова. «Ян Гийо стал самым выдающимся шведским журналистом-расследователем и в настоящее время является председателем Стокгольмского клуба журналистов. Среди его наиболее интересных работ – расследование убийства Улофа Пальме. Ему удалось доказать, что следствие необоснованно обвинило в убийстве хулигана, и после
публикации Гийо этот человек был освобожден» . С этого момента тайные государственные операции старались освещать многие журналисты, среди которых Бу Андерссон и Кристоф Андерссон. Именно в Швеции появилась крупнейшая организация журналистов в мире «Gravande journalister». Сегодня в Италии журналисты пытаются раскрыть действия премьера-министра Сильвио Берлускони, который владеет почти половиной телеканалов, газет и журналов страны.
Против него выдвигаются обвинения в коррупции, экономических преступлениях и политических идеологиях. В конце 20-го века, в эпоху терроризма и высокого уровня преступности, создается Международный консорциум журналистов-расследователей. В нем состоят журналисты более чем сорока стран для расследований международного масштаба. Ярким примером подобного расследования, является «дело “Эшелона”».
Журналист Дункан Кэмпбелл начал расследование электронного шпионажа, впоследствии, у него появились последователи из разных стран. В Европейских газетах стали появляться материалы о прослушивании телефонных переговоров чиновников и деятелей общественных организаций. Именно в 1998-м году Европейский парламент поручил Дункану Кэмпбеллу подготовить доклад об «Эшелоне» для проведения специальных слушаний по этому вопросу,
которые состоялись 25 апреля 1999-го и собрали огромное количество политиков, общественных деятелей и журналистов из разных стран мира . Некоторые официальные документы были рассекречены и обнародованы. Результатом работы стало то, что Франция, Швеция и другие страны признали существование «Эшелона». Журналистское расследование в Америке В 19 веке в 20-е года в Америке началась промышленная революция, которая открыла новые пути создания денежных империй.
После войны 60-х годов было уничтожено рабство. Экономика получает новый толчок для своего развития и по Америке проносится волна коррупции и жажды «легких денег». В этих годах С. Клеменс приходит на должность репортера в «Territorial enterprise», более известный под псевдонимом Марка Твена. Он начинает проводить собственные расследования коррупции, которые нашли отражения в его статьях. Его репортажи становятся все более и более влиятельными и его приглашают сотрудничать
с «Morning Call», «которая издавалась в Сан-Франциско, и становится чем-то вроде генерального цензора в этом городе, где, по его словам, «самый воздух был отравлен распутством и слухами о распутстве» . В конце 19 века выходит книга «Позолоченный век», которая произвела эффект разорвавшейся бомбы. Она затронула финансовые сделки, жажду наживы, коррупцию в политических кругах. Американская общественность впервые ощутила социальные проблемы, творившиеся в стране.
Критики по-разному восприняли материал, изложенный в издании, но необходимость коренных перемен остро ощутила общественность. Стали появляться статьи, борющиеся с мелкой буржуазией, монополией рынка. К примеру, в конце 90-х годов выходят статьи Э. Кросби, Д. Флинта, Э. Лефевра, которые анализировали увеличение монополистического капитала. К. Ридпет выпускает статью разоблачающую республиканское правительство и вводит термин «Невидемая империя»,
означающую коррупцию в высших кругах власти. В большей степени ежемесячный журнал «The McClure's» просвещал читателей о проблемах современности, который быстро стал популярным и приобрел общественную значимость. В нем выходят статьи Киплинга, Конан Дойля, Т. Гарди и многих других журналистов. Особое значение принесли Э. Лефевра и Ф. Вилларда.
Они определили развитие журнала своими статьями о муниципальной коррупции. В начале 20 века выход в свет статья Л. Стеффенса и К. Уитмора «Времена Твида в Сен-Луи». Твид Уильям Марси в конце 19 века контролировал аппарат демократической партии Нью-Йорка. Его изобличили в ряде уголовных дел и осудили. Журналу удалось собрать способных журналистов, которые смогли предать гласности факты коррупции, шантажа,
махинаций и многое другое. Они раскрыли целый пласт проблем, существовавших в Америке, и дали отсчет журналистскому расследованию. Многие журналы подхватили новое направление, так «Cosmopoliten» раскрывал тайны политических деятелей, а «Кольерс» рассказывал о шарлатанстве в медицине. Именно в это время выходит книга книга Джорджа Линкольна
Стеффенса «The Shame of Cities», которая состояла из статей, посвященных журналистским расследованиям. Именно он вынес связь между криминальным миром и миром бизнеса на всеобщее обсуждение. Он расследовал вопросы разворовывания казны и других проблем мучавших современность. Его имя становится известным, и люди уже целенаправленно присылают ему письма с просьбами разоблачения. Стеффенс сопоставлял факты и детали материалов, что и помогло ему заполучить авторитет даже среди деловых
людей. Он вводит новое значению термину «система» и понимает, что в возникновении проблем виноваты не только люди, но и «система». К 10-м годам движение «разгребателей грязи» ушло на спад и, впоследствии, было задавленно монополистическими кругами. Но новое общественное мнение уже сформировалось и требовало новых реформ. С приходом к власти Франклина Рузвельта появляются массовые движения, требовавших социальной защищенности. На политической арене появляется Хьюи
Лонг, который предлагает увеличить прожиточный минимум и предоставлять автомобиль, жилища и другое. Растет количество его сторонников и влияния. Однако методы он использовал незаконные. По его приказам похищали, убивали. Правительство и газеты пытаются парализовать его движение и, вскоре, его убивают. С. Льюис, Д. Пассос и А. Лэнгли проводят собственные расследования. В 1946 году появляется произведение «Вся королевская рать»
Р.П. Уоррена. Повествование ведется от лица Джека Бёрдена, который до того, как стать помощником губернатора, был репортером газеты «Кроникл». Он ведет собственное расследование жизни судьи, что приводит к трагическому завершению произведения. Вскоре выходит фильм «Вся президентская рать», в основе которого лежат материалы Вудворта и Бернстайна. Именно эти журналисты собрали разоблачительные факты, касающиеся проникновения агентов Белого дома в предвыборный штаб демократической партии.
Все награды, полученные фильмом, были заслуженны. Именно в этом фильме изображены подробности Уотергейтского скандала, отставки президента Никсона. «Немалая роль в расследовании Уотергейтского скандала принадлежит источнику Вудворта, известному под кодовым именем Глубокая Глотка (Deep Throat). Лицо этого таинственного человека, с которым журналист встречается в фильме в подземном гараже,
все время находится в тени» . На основе полученных материалов было проведенно официальное расследование, которое обнаружило 11 «явных и возможных нарушений» закона о предвыборных кампаниях со стороны комитета. После этого дела Ричард Никсон добровольно ушел в отставку, а американская пресса стала претендовать на роль «четвертой власти». Именно «Уотергейтское дело» назвали величайшим триумфом журналистики XX века. Мэтт Драдж основал сетевое издание - «Доклад
Драджа», где он обнародовал информацию о любовной связи между президентом США Биллом Клинтоном и стажеркой Белого дома Моникой Левински. Эта сенсационная новость вызвала масштабную критику. В начале 21 века Боб Вудворд опубликовывает книгу «Буш на войне». Он освещает детали «подготовки военной операции США и их союзников против афганского движения «Талибан».
Согласно полученным им данным успех коалиции был во многом предопределен крупными взятками, которые агенты ЦРУ вовремя вручили ряду влиятельных полевых командиров» . «Сегодня в США действуют несколько крупных организаций журналистов-расследователей, задача которых — всемерно содействовать работе «разгребателей грязи», организовывать их обучение, обеспечивать гранты для начинающих и финансировать крупные проекты, создавать различные базы данных. Крупнейшая – «Союз репортеров и редакторов-расследователей»,
основанный в 1975 году» . Становление журналистского расследование в российских СМИ В 19 веке первым журналистским расследованием можно считать произведения Михаила Салтыкова-Щедрина. Он исследовал и сопоставлял общественную жизнь. В очерках из цикла «Признаки времени», которые печатались в «Современнике» и «Отечественных записках», встречается понятие «торжествующее бесстыжие». Острие его сатир направлено против русской действительности,
которая «делала ее не совсем удобной». К таким чертам он относил, в частности, «благодушие, доведенное до рыхлости», и «легкомыслие, доведенное до способности не краснея лгать самым бессовестным образом». Сама специфика русской жизни была такова, что журналистам и писателям вольно или невольно приходилось подчас выступать в роли расследователей. Александр Сергеевич Пушкин первый в российской истории провел историческое расследование и осветил его в «Истории
Пугачевского бунта». Пушкин внимательно изучил в архиве следственное дело Пугачева. После в «Капитанской дочке» он раскроет свою позицию: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Александр Сергеевич ознакомился со статьями П.И. Рычкова, «Обозрение уральских казаков» А.И. Левшинова, записки А.И. Бибикова. В начале 19 века
Пушкин закончил свое расследование, но он хотел посетить места восстания. «История Пугачевского бунта» вышла с разрешения правительства, минуя цензуру. «История Пугачевского бунта» была воспринята современниками прохладно. Однако, вторая часть книги, состоящая из документов и мемуаров, была воспринята критиками более тепло. В России 19-го века для проведения журналистского расследования необходим был небольшой слух о злоупотреблениях.
Именно Владимир Алексеевич Гиляровский умел не только добывать ценные материалы, но и имел гражданскую нравственную позицию. В конце 19 века его статьи выходят в «Московском листке», а через год в «Русских ведомостях». Он был известен обитателям рынков и ночлежек. Он расследовал пожар на фабрике Морозовых. Гиляровский проник на фабрику под видом рабочего и собирал материал на основе рассказов внутри самого завода.
Позже он расследовал причину Кукуевской катастрофы. Он был в самом центре Ходынской катастрофы. Его репортажи вызывали общественный резонанс своим анализом происшествий. В советские времена актуальность журналистского расследования идет на спад. Средства массовой информации подчинялись правительству и материалы печатались с их разрешения. Расследования велись в строгих пределах. Более интересные журналистские расследования публиковались
отдельными статьями в киножурнале «Фитиль». Его сюжеты были не только придуманы правительством, но и обычными гражданами. Выпуски были о конкретных проблемах на фабриках и заводах. В основу каждого репортажа входили происходящая действительность и виновные. «Наибольшую известность получил сюжет «Рыбозагубитель», рассказывающий о низвержении первого секретаря Краснодарского обкома КПСС Медунова. То было время войны во
Вьетнаме, когда вся страна сплотилась в едином стремлении помочь воюющему народу рисом. Краснодарский край преуспел в этом настолько, что превратил в рисовые плантации территорию рыбного завода. Обещанный «миллион кубанского риса» обернулся гибелью 95 процентов мальков ценных рыб» . В 80-х годах 20 века Аркадий Ваксберг и Юрий Щекочихин в создают в «Литературном вестнике» отдел расследований, где публиковали статьи о коррупции, о репрессиях, о злоупотреблениях.
Аркадий Ваксберг отличается от своих современниках четкой нравственной оценкой и профессиональным анализом. Он занимается не только журналистскими расследованиями, но и историческими расследованиями. Первая книга «Царица доказательств. Вышинский и его время» исследует путь достижения Вышинским власти и к чему это привело. Он внимательно изучает архивные материалы и рассказы очевидцев, но он не только на основании этих данных строил представления об историческом прошлом.
Косвенные доказательства должны чем-то подтверждаться, лучше всего документами. И замыкаться в нерасторжимую цепь. Только в этом случае можно судить о большей или меньшей достоверности показаний очевидцев» . Юрий Щекочихин выпускал статьи в «Литературной газете», где он освещал проблемы наркомании. Он встречается с молодыми ребятами, с представителями правоохранительных органов и приходит к выводу, что наркотики – это преступный бизнес. Статьи
Щекочкина выделяется противостояние проблемам и привлечение внимания общественности к ним. В статье «Экстремальная модель» он исследовал войну в Казани между молодежными группировками. Журналист подмечает опасную тенденцию к увеличению контроля группировок над учебными заведениями. Статья вызвала общественный резонанс. Именно после его статей «в редакцию «Литературной газеты» позвонил
Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев и сказал, что об этом давно пора было написать» . С началом перестройки выходит первый выпуск «еженедельной информационно – музыкально – публицистическо – развлекательная программы для молодежи». В последствии она получила название «Взгляд». Ее ведущими были: Дмитрий Захаров, Владислав Листьев, Александр Любимов, Владимир Мукусев, Александр Политковский.
Именно с этой телепередачи можно начать отсчет свободных, оригинальных сюжетов. Их сюжеты были острыми для современников и вызвали трудности для самих журналистов. Ведущих отстраняли от эфира несколько раз, а 10-го января 1991-го года был подписан приказ о приостановлении производства и выхода в эфир программы «Взгляд». Это означало запрет на выпуск программы и ведущие уходят «в подполье». Новые сюжеты распространялись на кассетах.
Распад Советского союза ознаменовал возвращение телепередачи в эфир телеканала, пусть и недолгое. «Взгляд» был «скоропортящимся продуктом» и, на мой взгляд, был хорош только в то время, время информационного дефицита. Наши стремления состояли из значительной доли наивности, ощущения первооткрывательства и уверенности в том, что делаешь благое дело. Это было 70 процентов эйфории и всего 30 – здравого смысла», – говорил позднее Дмитрий Захаров . У многих ведущих судьба сложилась трагически, многие ушли на местные каналы.
Юлиан Семенов создал первое независимое общественно-политическое издание «Совершенно Секретно». Именно с этого издания начинается новая эра журналистского расследования. В нем собрался сильный журналистский состав. Главным редактором являлся Артем Боровик. Он создает издательский дом и телекомпанию на основе журнала. Именно Боровику первому дал интервью Михаил Горбачев после ухода с президентского поста.
Журналисты проекта проводили расследования отставки министра юстиции, убийств вице-президента компании «Лукойл», убийство генерального директора и журналиста ОРТ Листьева. Это первая российская телепрограмма, которая была удостоена премии «ТЭФИ». Своими действиями телепрограмма нажила много врагов и в 1999 году ее закрывают. Одна из журналисток телепрограммы «Совершенно секретно»,
Лариса Кислинская, погрузилась в криминальную журналистику. «Как-то быстро я поняла, что рядом с видимым глазу миром активно действует параллельно преступный мир со своими законами, авторитетами, нравами. В своих публикациях постепенно начала ссылаться на Александра Гурова как специалиста по организованной преступности. Мне интересно было «пытать» тех оперативников Петровки,
38, которые вели борьбу с официально не признанной организованной преступностью. И тогда я впервые услышала о Япончике – Вячеславе Кирилловиче Иванькове. В 1982-м году его приговорили к 14-ти годам тюрьмы за разбой, хранение оружия и наркотиков. И отправили отбывать наказание в Тулун Иркутской области» . Она начинает собственное расследование и узнает, что
Япончик, находясь в тюрьме, совершил еще множество преступлений. Вскоре его выпускают досрочно из тюрьмы. Она выпустила шикарный материал о его бандитской группировке. Особое внимание в статьях Кислинская уделяла Чеченской войне и значением криминальных денег в ней. Она выпускает статьи «Деньги для Басаева», «Аслан Масхадов и его люди», «Чеченские главари. По ком плачет стенка».
Дмитрий Холодов в 1992 году пришел в редакцию «Московского Комсомольца» и вскоре стал корреспондентом отдела политики и права. Он опубликовывал репортажи о политической ситуации в Абхазии, в Азейбарджане, в кавказских республиках России. В преддверии Второй чеченской войны он встречается с президентом и его противниками.
Он освещает армейскую жизнь. Он находился в гуще событий при отставке президента Азейбарждана и во время мятежа полковника Сурета Гуссейнова. Он регулярно выпускал статьи, в которых освещал военные действия на востоке. Последний материал «Чеченской» темы вышел через пару дней после гибели журналиста. В материалах журналиста описываются так же махинации с дачными участками, выделенными для военнослужащих,
об имитации военной реформы, о недостоверности сведений, которые министр сообщает президенту. Многие военные журналисты пришли из армейских «школ», напрмер, Вячеслав Измайлов. Он занимался вызволением из чеченского плена российских солдат. За освещение военных действий в период Чеченской войны, за их достоверность он был удостоен премии «Лучшие перья России». С начала 90-х годов начинают появляться статьи капитана 2-го ранга
Григория Пасько. В своей статье «Кое-что о наших секретах. Почему Владивосток закрытый город», он проанализировал существующую систему государственной тайны и привел веские доводы об ее невозможности. Он расследовал причины пожара на противолодочном корабле «Адмирал Захаров». Пасько первый начинает сотрудничество с зарубежными коллегами по вопросам экологических нарушений на флоте. Однако после совместных материалов с японскими журналистами, его обвинили в шпионаже и арестовали.
После двухлетней тяжбы его признали виновным. За время пребывания в тюрьме он стал членом Международной федерации журналистов, лауреатом премии «Золотая Ника», «Свобода слова» (США) и был удостоен Пушкинской премии А. Тепфера. Именно история России позволяет сказать, что журналистские расследования проводят незаурядные, активные и «живущие своей работой». Именно глубокие корни жанра расследования оставили неповторимый
след на качестве современных расследований. «По-настоящему выдающаяся личность всегда стремится, как говорили современники поэта, «порадеть» отечеству своему, помочь ему быть великим, процветающим. Такие люди, как никто другой, остро ощущают свое предназначение, дело, которое они должны непременно осуществить в определенный момент жизни» . Характеристика особенностей жанра журналистского расследования. Журналистское расследование – это «исследование закрытой или тщательно скрываемой темы, в процессе
работы над которой приходится преодолевать нежелание определенных структур предоставить интересующую вас информацию» . Целью журналистского расследования является огласка скрытых взаимосвязей между властью и организованной преступностью. Журналист проводит собственное исследование и предлагает варианты выводов или сами факты и материалы позволят сделать зрителям верное заключение. По социологическим исследованиям, российское общество в первую очередь интересует вопросы безопасности.
Из этого и вытекаю темы журналистских расследований: социальных, экономических и политических проблем. В первую очередь определяется тема расследования и только после подготовки первичной информации проходит поиск фактов и материалов. Сложность задачи заключается в том, что они малодоступны и доступ к ним закрыт. Те люди, которые защищают информацию, готовы ради сокрытия пойти на тяжкие преступления. Журналисту-расследователю сложно заниматься получением информации, потому что он может получить судебный
иск или быть подозреваемом в уголовном деле. Кроме этого, ему может поступить угроза смерти в случае публикации материала. Есть три жанра, которые раскрывают журналистское расследование: репортаж, очерк и ток-шоу. Репортаж показывает работу журналиста практически в реальном времени, то есть зрителю предлагается возможность ощутить себя участником события. Например, телепрограмма «Криминал» и «Чистосердечное признание» на НТВ, «Дежурная часть» на РТР, «Взгляд» на ОРТ. В очерке или фильме прослеживается судьба героя и
восстанавливается хронология событий. К примеру, программы «Профессия – репортер» и «Совершенно секретно» на НТВ, «Специальный репортаж» на РТР и пр.; из крупных форм – фильм «Криминальная Россия» на НТВ. Ток-шоу можно отнести к журнаоистскому расследованию. К примеру, программы НТВ «Независимое расследование» и «Ищу тебя». Журналистское расследование имеет свои методы освещения событий.
Во-первых, это репортажная съемка, которая отражает событие, придает «картинке» оперативность, темп. Здесь нет постановки света и подготовки баланса. Оператор часто ведет свою работу без штатива, «С плеча». Скачущая картинка на является плохой съемкой, наоборот, она задает темп сюжету и придает словам ведущего реалистичность. Следующий метод является «постановочным», то есть всю сетку эфира расписывают до мельчайших подробностей, а материалы снимаются в более спокойной обстановке, чем можно увидеть в репортажной съемке.
Это реконструкция событий. История возникновения программ, работающих в жанре расследования. Первый канал Россия НТВ Глава 2. Жанр журналистского расследования на современном телевидении в девятом, десятом годах на примере трех программ. Характеристика и анализ программы первого канала Общая характеристика Первый выпуск телепрограммы «Человек и Закон» состоялся в 1974 году, в прошлом на телеканале «ОРТ», а в настоящем на «Первом канале».
Первым ее ведущим стал Александр Карпов. С первого выпуска ведущие программы выбирали актуальные темы: борьба с организованной преступностью, расследования о коррупции в высших эшелонах власти, криминальные истории и многие другие. Общественность всегда интересовалась историями человека, оказавшегося в ситуации несправедливости и беззакония. Они раскрывают зрителям возможность решения ежедневных правовых вопросов. За 35-летие еженедельного выхода в эфир одного из главных федеральных каналов, телепрограмма продолжает
быть востребованной. В телепередачи можно выделить анализ политических, экономических и социальных событий страны. Александр Карпов в своих репортажах освещает социальные события. Александр Сенаторов ведет зарубежную рубрику, в которой раскрывает истории зарубежных политических или других деятелей, событий, а Оксана Свиридова рассматривает криминальную деятельность в России. Рустем Давыдов раскрывает сущность преображения журналиста в своей профессии.
Петр Гуленко ведет аналитическую рубрику. Ведущий Алексей Пиманов в каждой своем репортаже проводит собственное журналистское расследование. Он приглашает на телепередачу грамотных специалистов, среди которых можно выделить представителей силовых и правоохранительных структур, известных журналистов и «богатых мира сего». Они рассматривают проблему с разных сторон и приводят достоверные факты.
Со временем ввели новую рубрику, которая показывает сложность проведения журналистского расследования. Обзор выпусков программы «Человек и закон» Эфир от 16.12.10, расследование дела по факту убийства фаната «Спартака» Егора Свиридова. Достоверно неизвестно, что произошло в ночь убийства Егора Свиридова. В ходе расследования выяснилось, что Головинская прокуратура допустила много грубых нарушений и не выяснила причину нападения.
А потом была Ленинградка, Манежная площадь. Причем, происходящее там уже не имело никакого отношения ни к футболу, ни к вопросу национальностей. [8] Эфир от 21.10.10, расследование по факту ошибочного сноса дачного поселка в Балашихе Бульдозеры сравняли с землей и сами дома, и бытовую технику, и одежду, и документы жителей. Одна многодетная семья теперь вынуждена ютиться в Сергиевом Посаде в дровяном сарае. [8] Жители поселка имеют выигранные судебные иски, но заммэра
Балашихи Михаил Чунихин утверждает, что подобных решений в суде не выносилось, а было постановление снести постройки, захваченные «полукриминальными элементами». Ведь жители дачного поселка устроили приём мусора и наладили торговлю наркотиками. Эфир от 02.09.10, о пожарах и человеческом факторе После летнего смога и пожаров, вышел в эфир сюжет о том, как тушили и кто тушил.
Разработку шатурских торфяников вела частная фирма, которая должна была залить. Компания обанкротилась и не выполнила постановленного требования. В 2002 году местные власти собирались выделить деньги из бюджета, но торфяники перестали гореть. В Саратовской области местные власти в целях экономии сухое сено жгли, не смотря на пожароопасный период. Коломенскому лесничеству были выявлены факты нарушения предписаний.
Ни один из выше перечисленных территориальных округов не оказался готов к многочисленным лесным пожарам. В результате пострадали деревни и поселки, расположенные вблизи лесов. Александр Пиманов расследовал, почему не было оперативного тушения пожаров и почему лесники своевременно не заметили проблему. Российское законодательство очень запутано: заповедники должен тушить Минприроды, простые леса – Россельхоз и местные субъекты; зона ответственности
МЧС – это собственно населенные пункты. Был показан сюжет о дотлевающих торфяниках. Как тушат, показали систему обводнения. Эфир от 17.06.10, расследование по факту лжецелительства Надежды Антоненко Надежда Антоненко снимала рекламный ролик, где показывала как мужчине прокалывали живот и через катетер откачивали лишнюю жидкость. Это должно было показать о ее целительных возможностях. В последствии было выявлено, что мужчина умер через год после этой операции.
И вот – новый врачеватель. Некто Александр Авшалумов. Его имя в медицинских кругах почти никому неизвестно. Но, какой размах. Клиника кибернетической медицины. Современное оборудование, инновационные технологии, заботливый персонал. [8] Ведущий провел собственное расследование и выявил, что у пациентов клиники жизни обрывались трагически
или они теряли свое здоровье. Были расспрошены известные медики, которые лечили последствия лжелечения, пройденного в клинике. Мастерство журналистских расследований Александр Пиманов нестандартно подходит к изложению материала. Он исследует ситуацию, исходя из разнородных источников. Его расследование всегда обусловлены резким изменением общей ситуации в стране.
Его темы посвящены преступности, коррупции, нравственности и остальных важнейших вопросов современности. Его герои всегда «настоящие», а проблемы животрепещущие. Александр Пиманов раскрывает для зрителей путь расследования. Ощущение совместного расследования приводит к повышенной заинтересованности. Хорошо организован и продуман весь сюжет программы.
Возникает впечатление при просмотре, что на подготовку было отведено долгое время. В материалах журналистского расследования ведущего программы видно, что были перепроверены каждое слово и каждый факт. Построчная выверка и график проведения помогают идти сюжету по задуманному плану. Выделяется творческий подход к анонсу нового сюжета своим броским названием и характеристикой. Этапы раскрытия журналистского расследования протекает динамично.
Ведущий постепенно вводит телезрителя в проблему и вместе с ним анализирует полученный материал. Мастерство Александра Пиманова выражается в подаче материала. Он своеобразно систематизирует информацию и в дальнейшем приводит каждый факт, каждое направление мысли к единой логической цели. Просеивание собранных доказательств ведущим программы выводит зрителя на новую стадию расследования. Одни вопросы приобретают большее значение, а важность других уменьшается.
Каждый факт является впечатляющим и самостоятельно развивает повествование сюжета, и, как правило, он точно отражает действительность. Литературные приемы, интонация, изобразительные средства заставляют зрителя прочувствовать всю глубину человеческих чувств героев. В результате динамики уровня напряженности, мы видим все более широкий и глубокий интерес к программе у зрителя. Александр Пиманов для получения полной и достоверной информации использует анализ документов,
интервью с экспертами и другое. Для ведущего нет вопросов о социальном и дипломатическом различии героев его телепрограммы. Он поднимает дерзкие и профессиональные темы, которые не всегда представляют сотрудников нашей власти в выгодном свете. При просмотре очередного сюжета, создается впечатление, что каждое журналистское расследование Александра Пиманова – это новый уровень профессионализма. Краткий анализ 1. Реалистичность сюжета увеличивает заинтересованность в программе, как офисного работника,
так простого рабочего. 2. Ведущий программы занимает нейтральную позицию и предлагает зрителю сформировать свою точку зрения относительно сюжета. 3. Нарастающая напряженность подачи материала побуждает зрителя ждать с нетерпением следующее высказывание или оценку. 4. Эмоциональная вовлеченность зрителя вызывает чувство соучастия в событии. 5. Возможность услышать мнение эксперта, к которому не всегда можно обратиться за помощью, интересно
зрителям для решения их ежедневных вопросов. 6. Ведущий выражает свое мнение, которое может расходится с мнением окружающих. 7. Подход ведущего выделяется ярким, творческим и неповторимым содержанием. Характеристика и анализ на программе и канале Россия Общая характеристика Ведущий телепрограммы Эдуард Петров первый из журналистов, который проводит журналистские расследования по схеме работы следственной группы.
Для начала он собирает информацию: разыскивает и интервьюирует потерпевших и свидетелей. Далее он анализирует полученную информацию и ищет доказательства. Ведущий в каждом репортаже рассказывает об уголовном деле, раскрывая все этапы проведенного расследования. Премьера "Честного детектива" состоялась на телеканале "Россия" 22 февраля 2003 года. Своей спецификой телепрограмма привлекла множество зрителей с первого
эфира. Угрозы, попытки подкупа, погони снимаются скрытой камерой. После выпуска телепередач ведомственные комиссии перепроверяют факты и привлекают виновных к ответственности. Кто начал криминальную войну за передел сфер влияния в Иркутске ("Однажды в Сибири")? Почему Европа наводнена поддельными сигаретами из России ("Дело – табак")? Что такое "серые" мобильные телефоны, сколько россиян ими
пользуются ("Мобила серая")? Откуда берется поддельный хрусталь ("Мутный хрусталь")? Каков истинный размах браконьерства в дельте Волги и Северном Каспии? Сколько истребляется осетровых ради черной икры? Обо всем этом впервые на отечественном телевидении рассказал именно "Честный детектив". Эдуард Петров не защищает невиновных и не выносит обвинений, он докапывается
до причин происходящего преступления и рассматривает проблему с разных сторон. Он ненавязчиво определяет свою позицию. В настоящее время зрители уже привыкли к погоням, задержаниям. Съемки скрытой камерой уже не вызывают резонанс в общественном мнении. Обзор выпуском программы «Честный детектив» Эфир от 20.12.10, «Клоуны на дорогах» Проходимцы с эффектными удостоверениями несуществующих силовых ведомств заполонили
Россию. Прикрываясь фальшивками, мошенники с легкостью совершают экономические преступления и обманывают коммерсантов. Лжегенералы и адмиралы, атаманы виртуальных казачьих войск и несметные помощники депутатов - все эти аферисты катаются по стране, прикрываясь яркими автомобильными пропусками и поддельными корочками. Чтобы узнать масштабы этой эпидемии, на улицы Москвы отправились съемочные группы "Честного детектива" вместе с сотрудниками Управления собственной безопасности
ФСБ. Сколько генералов оказались жуликами? Какими корочками прикрывались аферисты? Можно ли разрушить империю фальшивых удостоверений? Эфир от 09.07.09, «Главный подозреваемый» На федеральной трассе "Дон" в Ростовской области несколько лет орудовали вооруженные преступники. Они нападали на спящих водителей и пассажиров, которые останавливались переночевать на дороге.
8 июля 2009 года на этой трассе была убита семья спецназовца Дмитрия Чудакова. Головорезы расправились с милиционером, его супругой, сыном и дочерью. На поиски преступников был брошен весь личный состав ростовской милиции. Как считают сыщики, им удалось выйти на след убийцы. Однако родственники и адвокаты главного подозреваемого уверены, что он невиновен.
Так кто же орудовал на трассе Дон и стрелял в спящих людей? Эфир от 13.05.10, «Молчание судьи» В 2008 году в Казани был убит Рафаэль Низамов. Предпринимателя задушили бывшие участковые милиционеры по заказу его бизнес-конкурента. Но самое поразительное выяснилось во время расследования: организатором преступления оказался… районный судья Казани Ислам Галиуллин! Следователи считают, что именно он нашел исполнителей убийства и пообещал
заплатить им четыреста тысяч рублей. Несмотря на чистосердечные показания всех участников этой криминальной истории, экс-судья по-прежнему считает себя невиновным. Служитель Фемиды чувствует себя в полной безопасности - он уверен, что бывшие коллеги-судьи не посмеют лишить его спасительного в этой ситуации иммунитета. Как оперативникам МВД Татарстана удалось выйти на след преступников?
Удастся ли следователям привлечь к уголовной ответственности судью Галиуллина? Эфир от 15.02.10, «Их было семеро» В январе 2010 года в бурятском городе Закаменске пропал автобус с предпринимателями. Пять женщин выехали в Иркутск за товаром, но домой не вернулись. Несколько дней родственники пропавших и милиционеры прочесывали местность, пока не нашли микроавтобус в лесу, недалеко от дороги.
Увиденное привело людей в ужас - все женщины-предпринимательницы и два водителя оказались жестоко убиты. Мастерство журналистских расследований Эдуарт Петров не просто проводит расследование, но и анализирует материал. Его темы посвящены преступности, коррупции, нравственности и остальных важнейших вопросов современности. Героями программы становятся простые люди, которые в силу обстоятельств попадают в неприятные ситуации. После просмотра любого выпуска телепередачи, чувствуется хорошая подготовка.
Однако в последнее время ведущий телепередачи все большее и большее внимание уделяет анализу информации. Программа изменяет свое направление и в ней появляется больше элементов аналитической телепрограммы. Названия передач остаются все так же яркими и запоминающимися. А программа из более динамичной становится предсказуемой и похожей на другие телепередачи. Если мы видим мнения экспертов, то это просто интервью и нет животрепещущей дискуссии.
Злободневные вопросы уходят на второй план. Если посетить форум телепередачи, то мы увидим множество запросов о проведении журналистского расследования, которые так и остались неотмеченными. Стоит отметить, что Эдуард Петров продолжает систематизировать информацию и проверять полученные доказательства. Однако выводы делаются на основании некоторых фактов и ведущий упускает из виду многие материалы, которые могли бы привести к еще более значимым итогам. Ведущий в своих выпусках использует специальные эффекты,
которые увеличивают восприимчивость телезрителя к определенным моментам. Динамика телепрограммы позволяет телезрителям отвлекаться от просмотра. В некоторых выпусках Эдуарт Петров отмечает социальный статус героев, однако он продолжает серьезно относиться к качеству работы правоохранительных органов. Краткий анализ 1. Ведущий программы не занимает нейтральную позицию и предлагает зрителю свою точку
зрения. 2. Предсказуемость выпусков не держит телезрителей в постоянной заинтересованности. 3. Экспертное мнение звучит отрывками интервью. 4. Большое внимание уделяется не литературным методам подачи информации, а спецэффектам. Характеристика и анализ программы НТВ. Общая характеристика Телеканал НТВ с самого начала имел сильный журналистский состав и информационную службу, вскоре став
одним из лидеров среди производителей теленовостей. Канал с первого выхода в эфир проявил себя «мужским». Каждая телепередача имеет свой жанр. Их объединяет динамика. Все они яркие, оригинальные и непредсказуемые. Авторская программа «Профессия репортер» раскрывает журналистские расследования на смелые темы. Первый выход телепередачи был в 1999 году.
Непродолжительные сюжеты заинтересовывают сенсационными материалами. Каждый репортаж посвящен определенной теме «О наболевшем». Вадим Такменёв, Александр Зиненко, Илья Зимин, Андрей Лошак, Катерина Гордеева, Елизавета Листова, Ольга Щанкина, Юлия Варенцова независимо друг от друга готовят материал выпуска.
Это сильная команда журналистов, которые задают темп и специфику расследования. Цикл телевизионных репортажей на актуальные темы современного мира интересуют острыми социальными или экстремальными репортажами. В каждом еженедельном репортаже заложен свой конфликт, актуальность и проблематика. Каждый корреспондент программы - уникален и преподносит свою, индивидуальную точку зрения на ту или иную проблему, событие или явление. Обзор выпуском программы «Честный детектив»
Обзор выпусков программы «Человек и закон» Эфир от 14.03.09 «Безмолвные мишени». Фильм Алексея Бахарева о хладнокровном убийце в погонах. Журналистское расследование посвящено бойни майора Евсюкова. Эфир от 21.03.09 «Возможность острова». «В разгар кризиса, когда кругом засада, они предлагают лучшую работу на свете! Жить на райском острове в Австралии, да ещё и получать за это 20 тысяч долларов
в месяц. Об этом мечтает почти 7 млрд. живущих на Земле! Вадим Такменев первым побывал в раю и узнал КТО пытается выдавить русских из конкурса?» Эфир от 31.01.09 «Проверено на себе». Лекарство от смерти или смерть от лекарств. Сколько стоит панацея от рака и на ком ее будут испытывать? Люди-испытатели. Как записаться в добровольцы? Где испытывают то, что потом продают в аптеках?
И откуда ждать спасения, если пока медицина бессильна. «Испытано на себе». Премьера. Фильм Катерины Гордеевой. Эфир от 28.02.09 «Комната страха». В мечтах Татьяны – дом с окнами в сад, в жизни – сырая землянка! А Анатолий встречает рассветы в остывшей «Ниве». Как растить детей в мрачном подвале и бороться за жизнь в железной цистерне? Они не бомжи! Но другого жилья…для них не нашлось!
Так жить нельзя! Но есть ли выбор? «Комнаты страха» - фильм Александра Зиненко. Мастерство журналистских расследований Ведущие программы стараются рассмотреть ситуацию под разными углами. Они привлекают, в первую очередь, очевидцев и свидетелей. Темы ведущих всегда об изменениях в социальной или политической ситуации страны.
Сюжеты выходят вскоре после произошедшей ситуации всероссийского масштаба. Ведущие не высказывают свое мнение о произошедшем происшествии или событии. Они предлагают ознакомится с выводами и фактами очевидцев, выверяют хронологию произошедшего события и задают все новые вопросы. Именно они заставляют долгое время после просмотра выпуска анализировать материал и приходить к собственным выводам. Ведущие помогают сформировать общественное мнение, но не
навязываю свое. Организация сюжетов продумана до мелочей. Телезритель имеет возможность ознакомиться со статистическими данными и отдельными фактами. Каждый факт логически выведен из предыдущего и проверен. Ведущие сопоставляют современные материалы с историческими, они обращаются к ошибкам прошлого и предлагают возможности разрешения современных проблем. В начале каждого сюжета приводится анонс телепередачи.
Он всегда раскрывает тему и задает некоторую «изюминку» репортажа, что позволяет удерживать интерес телезрителя до последних минут телепередачи. Ведущие предлагают логически прийти к социально-желательному ответу и построить свое отношение к событиям. Каждый факт позволяет проследить за ходом журналистского расследования и сделать акцент на самом материале. Ведущие телепрограммы используют как литературные приемы, так и технические средства.
Эти методы помогают вызвать сопереживание у телезрителя. Каждый сюжет раскрывает все новую и новую действительность. Краткий анализ 1. Ведущие телепрограммы ненавязчиво раскрывают материалы проведенного расследования. 2. Экспертное мнение выступает в роли анализа ситуации, что позволяет зрителю сформировать собственное мнение относительно произошедшего события. 3. Каждый сюжет индивидуален, но не меняет основную специфику
телепередачи. 4. Ведущие не делают акценты на социальном статусе или расовой принадлежности. Сравнительный анализ программ в жанре журналистского расследования в программах трех каналов. 1. Специфика работы телеканалов Основываясь на репортажах разных телеканалов федерального уровня можно сказать, что журналистское расследование является уникальным методом классической журналистики. Сравнивая результаты Первого канала, России и НТВ, мы видим различия в специфики работы самого телеканала.
По иронии судьбы, Первый канал является первым, на котором вышла телепрограмма в жанре журналистского расследования. Ведущие программы развивали свою программу с изменением общественного мнения. Телеканал Россия имеет более молодой опыт становления, что и сказывается на развитии ее передачи. Телезритель «растет» вместе с телепрограммой. На данном этапе своего развития ведущий пробует разные методы в проведении журналистского расследования. НТВ с первого эфира заявила о своей заинтересованности
в динамики и борьбе с преступностью, что отразилось на телепередаче. Ведущие оперативно готовят выпуски на более «злободневные» вопросы. 2. Мастерство журналистских расследований Алексей Пиманов, ведущий телепрограммы «Человек и закон», серьезно подходит к материалу каждого выпуска. Он имеет богатый опыт журналистских расследований, что помогает держать зрителя в постоянной заинтересованности.
Эдуард Петров («Честный детектив») с первых выпусков получил хороший процент зрительской аудитории, однако в силу меньшего опыта выпуски менее динамичные. Можно проследить продолжение становления его этапов журналистского расследования. Ведущие телеканала НТВ («Профессия репортер») зарекомендовали достоверность выпусков оперативностью и необходимостью раскрытия каждого преступления. Журналисты всех трех телеканалов стараются сделать
выпуски более эмоциональными и впечатлительными, часто перенимают новые способы проведения журналистского расследования и адаптируют его под менталитет российского человека. 3. Привлечение экспертного мнения В телепрограмме «Человек и закон» зритель имеет возможность участвовать в дискуссии экспертов. Телепрограмма «Честный детектив» предлагает телезрителю быть наблюдателем расследования и выслушивать экспертное мнение. Программа «Профессия репортер» выбирало проведение журналистского расследование
с элементами аналитического жанра. Эти различия можно объяснить особенностями самих ведущих. Если на Первом канале Пиманов основывается на героях программы, то Петров старается сформировать свое мнение, как экспертное. У ведущих НТВ преобладают особенности различных ведущих, что приводит к заинтересованности зрителей более широкой аудитории.совпадение интересов к определенным предметам и последующего выбора профессии.
4. Влияние журналистского расследования на рядового зрителя Все три телеканала оказывают влияние на зрителя. Реалистичность сюжетов увеличивает заинтересованность в программе. Изменение динамики проведения журналистского расследования побуждает зрителя ждать с нетерпением следующее высказывание или оценку. Эмоциональная вовлеченность зрителя вызывает чувство соучастия в событии. Заключение. Исследовав жанр журналистского расследования на трех телеканалах можно сделать
следующие выводы: • Сложился достаточно четко очерченный круг проблем. Это коррупция, мошенничество, происшествия. Журналисты, расследуя каждое событие, формируют правильное социально-ориентированное мнение. Помогают адекватно оценить ситуацию. • Журналисты вывели «на чистую воду» многих преступников. Они раскрыли целые пласты проблем современного человека и возродили надежду на справедливость.
После целых циклов телепередач правоохранительные органы возобновили расследования по самым значительным преступлениям. Журналисты близко подошли в расследованиях в дедуктивному методу. • Ведущие следует этическим принципам. В репортажах они раскрывают всю сложность журналистского расследования. Они не поддаются на провокации и угрозы. Можно уверенно говорить о том, что современные журналисты готовы к обсуждению и осмыслению острейших тем. Они стараются подавать информацию в интересной, доступной
форме. Телепередачи доказывают незыблемый принцип, что в репортажах необходимо освещать жизнь простых людей. На сегодняшний день, телезритель имеет возможность присутствовать в самом центре освещаемых событий. Список используемой литературы: 1. Фонер Ф. Марк Твен – социалист-критик. М 1961. С. 26. 2. Борецкий Р. Телевидение на перепутье. М 1998. 3. Богданов В. Это горькое слово «свобода» //
Журналист. 2001. №5. 4. Войтович Н. Расследовательская журналистика как форма социального контроля //http://www/medialaw.ru/publication. 5. Журналистское расследование/ под общ. Ред. А.Д. Констатинова. Спб, 2001 6. Рэндалл Дэвид. Универсальный журналист. М 1996. 7. Станько А.И. Журналистское расследование // Тезисы научной конференции «Журналистика в 1997 году».
М 1998. Ч. 2. 8. Тертычный А.А. Журналистское расследование // Аналитическая журналистика. М 1998. 9. Тертычный А.А. Журналистские расследования. М 2000. 10. Тертычный А.А. Расследовательская журналистика: Учебное пособие для вузов. М 2002. 11. Чиликина Л. Этические проблемы «расследовательской журналистики» //http://www.relga.rsu.
ru. 12. Шум Ю. Журналистское расследование: методические рекомендации. М 2000. Константинов А.Д. Журналистское расследование: История метода и современная практика. – Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2003 Спасова М.В. Специфика журналистского расследования в американских СМИ: от макрейкеров до импичмента Клинтона. – Автореферат дис. кандидата филологических наук,
Краснодар 2009 Мищенко, Светлана Анатольевна загрузить в подборку Заглавие Журналистское расследование и система жанров современной периодической печати в России : автореферат дис. кандидата филологических наук : 10.01.10 Выходные данные Краснодар 2005 Зубаркина, Елена Станиславовна загрузить в подборку Заглавие
Журналистское расследование: история и практика создания авторских телепрограмм : диссертация кандидата филологических наук : 10.01.10 Выходные данные Москва 2009 Мищенко, Светлана Анатольевна загрузить в подборку Заглавие Журналистское расследование и система жанров современной периодической печати в России : диссертация кандидата филологических наук :
10.01.10 Выходные данные Краснодар 2005 Бергер, Наталья Владимировна загрузить в подборку Заглавие Расследование как метод журналистской деятельности : автореферат дис. доктора филологических наук : 10.01.10 Выходные данные Санкт-Петербург 2006 Зубаркина, Елена Станиславовна загрузить в подборку Заглавие Журналистское расследование: история и практика создания авторских телепрограмм : автореферат
дис. кандидата филологических наук : 10.01.10 Выходные данные Москва 2009 Бергер, Наталья Владимировна загрузить в подборку Заглавие Расследование как метод журналистской деятельности : диссертация доктора филологических наук : 10.01.10 Выходные данные Санкт-Петербург 2006 Константинов, Андрей Дмитриевич (1963-) Журналистское расследование.
История метода и современная практика [Текст] : учебное пособие для профессионалов и начинающих / Андрей Константинов Москва: АСТ Санкт-Петербург Астрель-СПб 2010 Ласточкина, И. ,сост. Расследуют журналисты : девятый ежегодный общероссийский конкурс на премию Артема Боровика "Честь. Мужество. Мастерство" / Благотворительный фонд им. А. Боровика ; [сост. И.
Ласточкина] Москва: Совершенно секретно, 2010 Мамонтов, Аркадий Черные точки на оранжевом поле [Текст] : журналистское расследование / Аркадий Мамонтов, Станислав Сенькин Рязань: Зерна, 2010 В Сазонов, Геннадий Алексеевич Левая, правая - где сторона [Текст] журналистское расследование: "политическое дело" Александра Лукичева / Геннадий
Сазонов Вологда: Литературный фонд России. Вологодское обл. отд-ние, 2010 Бабакин, Александр Битва в ионосфере : журналистское расследование трагедии и триумфа отечественной загоризонтной радиолокационной боевой системы / А. Бабакин Москва: Цейхгауз, 2008 Все экземпляры 13 Городова, Мария Александровна Звезды как люди : журналистское расследование о том, как они стали звездами /
Мария Городова Москва: АСТ: Астрель, 2008 Шум, Юлия Журналистское расследование / Юлия Шум Санкт-Петербург: СПбГУП, 2008 Все экземпляры 17 Константинов, А.Д. Журналистское расследование : микроформа История метода и соврем. практика / А. Константинов; Агентство журн. расследований Оригинал:
СПб. :Изд. Дом "Нева"; М. :ОЛМА-ПРЕСС 2003 476, [3] с [8] л. ил портр факс. ;21 см М. : ПФ Красный пролетарий Шифр:33 03-15/18-0 5-7654-2433-3 5-224-03951-7 Бергер, Наталья Владимировна Теория и практика журналистского расследования / Н. В. Бергер ; С Петерб. гос. ун-т, Фак. журналистики Санкт-Петербург: Изд. дом С Петерб. гос. ун-та, 2006
Станько, Александр Иванович Журналистское расследование в СМИ / А. И. Станько ; Ростовский гос. ун-т Ростов-на-Дону: Литфонд, 2004 Все экземпляры 26 Станько, Александр Иванович Журналистское расследование в СМИ / Станько А. И.; Рост. гос. ун-т Ростов н/Д: Литфонд : Партнер,
2004 Константинов, А.Д. Журналистское расследование : История метода и соврем. практика / А. Константинов; Агентство журн. расследований СПб.: Изд. Дом "Нева"; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003 Шум, Юлия А. Журналистское расследование : от теории к практике / Ю. Шум ; Фонд защиты гласности М.: Галерия, 2002 Все экземпляры 33
Балуев, С. Журналистское расследование : История метода и соврем. практика / [С. Балуев, Е. Вышенков, А. Горшков и др.; Под общ. ред. А.Д. Константинова]; Агентство журналист. расследований Андрея Константинова СПб.: Нева М.: Олма-Пресс, 2001 Все экземпляры 34 Мухин, Алексей Алексеевич (1971-) ,ред.
Медиа-киллеры / Центр полит. информ.; Под ред. А.А. Мухина М.: ЦПИ, 2001 Все экземпляры 35 Скиллен, Дафни ,ред. Выборы и журналистское расследование / / Ин-т развития избир. систем (ИРИС); [Отв. ред Дафни Скиллен] М.: Права человека, 2001 Все экземпляры 36 Шум, Юлия А. ,сост. Журналистское расследование : Метод. рекомендации /
Фонд защиты гласности; [Ю. А. Шум] М.: Барс, 2000 ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ Аникеев В.Е. История Французской прессы (1830–1945) Учебное пособие Егоров В.В. Телевидение: Страницы истории Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917). Учебное пособие; Хрестоматия Жирков Г.В. История цензуры в
России XIX-XX вв. Журналистика русского зарубежья XIX–XX вв. (Под ред. Г.В. Жиркова) Засурский И. Масс-медиа второй республики (1-е издание) История мировой журналистики. Учебное пособие История печати (Антология). Том 1 История печати (Антология). Том 2 История русской журналистики XVII–XIX веков (под ред. А.В. Западова) Козлова М.М.
История отечественных средств массовой информации Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917–2000) Лепилкина О.И. История отечественной журналистики XX века (программа) Лысенко А.В. «Голос Изгнания» Махонина С.Я. История русской журналистики начала XX века Михайлов С.А. Журналистика стран Северной Европы
Михайлов С.А. Журналистика США Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы Молчанов Л.А. Газетная пресса России в годы революции и Гражданской войны Накорякова К.М. Очерки по истории редактирования в России XVI-XIX вв. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики Позывные тревог и надежд. «МАЯК» 40 лет в эфире (под ред.
Г.А. Шевелева) Пресса в обществе (1959–2000). Оценки журналистов и социологов. Документы (Авторы и исполнители проекта: А.И. Волков, М.Г. Пугачева, С.Ф. Ярмолюк.) Прутцков Г.В. Введение в мировую журналистику (2 тома) Соколов В.С Виноградова С.М. Периодическая печать Великобритании (Учебник) Соломонов Ю.Ю. Региональная пресса Франции Хрестоматия по истории отечественной журналистики (1917- 1945)
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЖУРНАЛИСТИКИ Аграновский Валерий. «Вторая Древнейшая». Беседы о журналистике Альманах: Общественно-политический дискуссионный клуб «Молодежная трибуна» (Сборник статей) Бабицкий А. На войне Беззубов А.Н. Введение в литературное редактирование (Учебное пособие) Белановский С.А.Индивидуальное глубокое интервью Валгина
Н.С. Теория текста (учебник) Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества. На телевизионных подмостках. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием Васильева Л.А. «Делаем новости!» Воронов В. Служба
Гласность судопроизводства: результаты исследования (Центр Защиты Прав СМИ) Гринберг П Вагнер Д Маркоф Ш. Творческий телевизионный менеджмент (Учебно-методическое пособие) Гуревич С.М. «Газета: Вчера, сегодня, завтра» Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ Журналистика как поступок (Сборник публикаций победителей и финалистов премии имени Андрея Сахарова за 2004 год)
Так мы живем (Сборник публикаций победителей и финалистов премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок» 2008 года) Журналистское расследование. История метода и современная практика (под общ. ред. А.Д. Константинова) Зарубежная и российская журналистика: трансформация картины мира и ее содержания (Научный редактор А.А. Стриженко) Иваницкий В. Основные направления в проблематике российской прессы:
экономика (статья) Калмыков А.А. Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе отечественных СМИ (научное издание) Калмыков А.А Коханова Л.А. Интернет-журналистика (учебник) Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения Киверин В.И. Экономика редакции газеты Князев Александр. «Журналистика конфликта» Князев Александр. Основы тележурналистики и телерепортажа
Козлова М.М. Редакторская подготовка литературно-художественных изданий Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений Литвинцев
А.Э. Тенденции развития российского телевидения в условиях противостояния и взаимодействия мировых моделей вещания (на примере канала «Культура») Лойко С.Л. Шок и трепет. Война в Ираке Лукина М. М. «Технология интервью» Лукина М.М Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета МакКрэм С Лотт Х. Как интервьюировать детей: руководство для журналистов и других
Мишель А. Картер. «Современный дизайн газет» Муратов С.А. «Пристрастная камера» Муратов С.А. «Телевизионное общение в кадре и за кадром» Муратов С.А. «ТВ – эволюция нетерпимости» Олешко В.Ф. Журналистика как творчество Орлова В.В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке Основы журналистского образования (сборник). Отв. ред.
Ю.П. Буданцев Основы творческой деятельности журналиста. (Под ред. С.Г. Корконосенко) Погорелый Ю.А. Информационное агентство: стиль оперативных сообщений Прикладная конфликтология для журналистов (Сост. – Михаил Мельников) Прикладное религиоведение для журналистов (Сост. и ред. – Марк Григорян) Проблематика периодической печати. Учебное пособие. (Под ред.
Г.С. Вычуба и Т.С. Фроловой) Радиожурналистика. Учебник (под ред. проф. Шереля А.А.) Редакционное руководство «Си-Би-Эй» Рэндалл Д. Универсальный журналист Саппак В. Телевидение и мы Саруханов В.А. Азбука телевидения Система Средств Массовой Информации России. Учебное пособие Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики
Социология журналистики (под ред. Корконосенко С.Г.) Телевизионная журналистика. Учебник Тертычный А.А. Жанры периодической печати Тертычный А.А. Расследовательская журналистика Типология жанров современной экранной продукции Ткачева Н.В. Информационные стратегии стран Восточной Азии в условиях рыночных реформ
Уллмен Дж. Журналистские расследования: современные методы и техника Учебник по информационно-аналитической работе. Информация: сбор, защита, анализ Фортунатов А.Н. Проблемы истории телевидения: философский и культурологический подход. Курс лекций Хачатуров К.А. Три знака времени. Полвека в международной журналистике Чехонин Б.И. Журналистика и разведка Шендерович В. «Здесь было
НТВ» и другие истории Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики Шостак М.И. «Репортёр: профессионализм и этика» Шум Ю. Журналистское расследование. Методические рекомендации Устинова 3.К. Моя профессия – репортер Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования Яковенко И. Журналисты о журналистике (Опрос журналистов 2004 г.)
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |