Техногенно-экологическая ситуация в Украине
Несовершенная структура хозяйства Украины десятилетиями формировалась
без учета объективных потребностей населения и экологических возможностей
ее конкретных территорий. Морально устаревшее и физически изношенное
оборудование обусловило интенсивное использование Энергии, воды, других
ресурсов территорий и практически неконтролируемые выбросы загрязняющих
веществ во все компоненты природы. Таким образом, на сегодняшний день для
страны фактически сложившееся положение производства является главным
фактором, формирующим уровень техногенно-экологической безопасности.
Безопасность жизнедеятельности населения как упорядоченное при
определенных условиях состояние территориальной организации общества в
сочетании с рациональным формированием территории для современных и будущих
поколений жителей Украины и народного хозяйства одна из узловых проблем ее
экономики. Современные тенденции развития народного хозяйства таковы:
использование потенциально опасных технологий и производств, существенное
ухудшение экологических характеристик отдельных регионов, хозяйственное
освоение территорий с повышенной угрозой природных катастроф. Преобладание
центростремительных тенденций в размещении производства и населения, в свою
очередь, приводит к концентрации экономической и социальной жизни в крупных
городах.
В сети населенных пунктов Украины ведущую роль играют крупные города. В
стране насчитывается 24 города с населением свыше 250 тыс. чел. где
проживает 46 % городского населения. Самый высокий уровень урбанизации
характерен для Донецкой области – 90,3%, Луганской – 86,4; Днепропетровской
– 83,6; Харьковской – 78,6 %. Понятно, что с таким уровнем концентрации
населения связано сосредоточение промышленного производства (в том числе и
потенциально опасного), что влечет за собой ухудшение экологической
ситуации.
Следует отметить, что к потенциально опасным производствам принадлежат
те, которые сопровождаются тяжелыми социально-экономическими и
экологическими последствиями посредством влияния на среду, человека и
хозяйственные объекты.
Потенциально опасные производства имеют большой удельный вес в
структуре промышленного производства. В целом по стране на них приходится
42,8 % стоимости основных промышленных фондов, 33,8 % объемов производства
и 21 % работающих. Особенно велика доля потенциально опасных производств в
Луганской, Донецкой, Днепропетровской, Ивано-Франковской, Киевской
областях. По стоимости промышленных производственных фондов на первые три
области приходится 55,3 % от их стоимости в Украине в целом. В среднем по
стране на 1км2 территории приходится 2,6 чел. промышленно-производственного
персонала, занятого на техногенно опасных объектах. По областям этот
показатель распределяется следующим образом: до 0,5 чел. — Тернопольская,
Херсонская; от 0,5 до 1 чел. — Автономная Республика Крым, Винницкая,
Волынская, Житомирская, Закарпатская, Николаевская, Одесская, Полтавская,
Ривненская, Хмельницкая, Черниговская, Черновицкая; от 1,1 до 2,6 чел. —
Запорожская, Ивано-Франковская, Киевская, Кировоградская, Сумская,
Харьковская, Черкасская; 2,7 чел. — Львовская; 6,1чел. — Днепропетровская;
10,8чел. — Луганская; 19,9чел. — Донецкая. Чрезвычайно загрязненные
территории площадью 61 тыс. км2, где загрянение воздуха в 20—250 раз
превышает нормативы, воды — в 5-45, почвы — в 2-10 раз, находятся в районах
Приднепровья, Донбасса, восточной части Причерноморья, Чернобыльской АЭС.
Объемы сбросов загрязненных сточных вод в природные объекты являются одним
из параметров, характеризующих промышленное влияние на окружающую среду.
Так в целом по Украине в 1996 г. по сравнению с 1995 г. ситуация
ухудшилась. Наиболее загрязненными областями являются Донецкая, Луганская,
Днепропетровская, Запорожская, в которых в природные поверхностные водные
объекты сбрасывается загрязняющих веществ, соответственно, 33,34 %; 12,64;
7,99 и 4,31 % от общего объема сбросов (см. табл. 1).
Экономический кризис обусловил спад промышленного производства, что
повлекло за собой сокращение объемов потребления ресурсов и уменьшение
выбросов вредных веществ. Так, в 1996 г. по сравнению с 1995 г. в стране
объемы выбросов стационарными источниками загрязнения атмосферы уменьшились
на 901,6 тыс.т., или на 5,8% (см. табл. 1). Хотя в Запорожской области и
Киеве – возросли, соответственно, на 5,3 тыс. (1,97 %) и 8,8 тыс. (16,51
%). Но темпы снижения потребления ресурсов по сравнению с темпами спада
объемов производства промышленной продукции значительно меньше. Это связано
с эксплуатацией устаревшего оборудования, его износом, с общим
технологическим разрушением производства.
Уровень техногенной нагрузки на регион в 1995 г. иллюстрируют данные
таблицы 2, из которых видно, что наибольшее техногенное напряжение создает
промышленность. Наихудшая ситуация сложилась в электроэнергетике, угольной,
металлургической промышленности, дающих, соответственно, 32,3%, 27, 23,1 %
от общего количества промышленных выбросов.
По показателю объемов выбросов в атмосферу процентное соотношение между
наиболее загрязненными областями (по состоянию на 1996 г.) следующее:
Донецкая – 40,2 %, Днепропетровская – 17,43, Луганская – 11,12, Запорожская
– 5,7, Ивано-Франковская – 3,7 %.
Для оценки загрязнения атмосферы примесями антропогенного происхождения
важное значение имеют количество выбросов и концентрация загрязнителей.
Уровень загрязнения окружающей среды, как правило, характеризуется средними
и максимальными плотностями.
Таблица 2
Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
загрязнения по отраслям экономики в 1996 г.
|Отрасли |Выброш|Уменьше|Выброше|Распре|Удельн|
| |ено |ние |но в |делени|ый вес|
| |вредны|(увелич|среднем|е |газооб|
| |х |ение) |одним |выброс|разных|
| |вещест|выбросо|объекто|ов по |и |
| |в |в по |м (т) |отрасл|жидких|
| |(тыс. |сравнен| |ям (%)|вещест|
| |т) |ию с | | |в в |
| | |1995 г.| | |выброс|
| | |(тыс. | | |ах (%)|
| | |т) | | | |
|Всего |4785,4|901,6 |322,2 |100,0 |83 |
|Электроэнергетика | |355,7 |9037,4 |32,6 |75 |
|Нефтедобывающая, |1545,4| | | | |
|нефтеперерабатывающая и | |5,6 |409,4 |4,7 |99 |
|газовая промышленность | |185.2 |1473,9 |23,1 |00 |
|Угольная |225,6 |138,5 |6776,4 |27,0 |83 |
|Металлургическая |1106,9|22,2 |854,3 |2,1 |92 |
|Химическая и нефтехимическая | |21.5 |64,4 |1,1 |70 |
|Машиностроение |1294,3|59.3 |51,3 |1,7 |57 |
|Промышленность строительных | |37,6 |122,0 |2,3 |94 |
|материалов |99,1 |18,8 |17,7 |1,1 |77 |
|Пищевая |53,6 |6.6 |27,9 |1,1 |70 |
|Сельское хозяйство |79,3 |61.0 |72,3 |1,1 |86 |
|Транспорт |112,2 |50,7 |26.7 |2,4 |80 |
|Жилищно-коммунальное хозяйство|51,4 | | | | |
| |52,8 | | | | |
|Другие отрасли |51,0 | | | | |
| |113,8 | | | | |
По состоянию на 1996 г. воздушный бассейн нашего государства был
наиболее загрязнен выбросами, содержащими: бензапирен (максимальное
превышение ПДК по разовой плотности – в Мариуполе (в 33 раза), а по
среднегодовой плотности – в Донецке (в 11 раз); сероводород (максимальное
превышение ПДК по разовой плотности – в Днепропетровске (в 4,9 раза); фенол
(соответственно, в Донецке (в 4,9 раза) и в Енакиеве (в 4,2 раза); двуокись
азота (соответственно, в Донецке (в 9,5 раза) и в Енакиеве (в 3,2 раза);
аммиак (соответственно, в Донецке (в 4,9 раза) и в Горловке (в 3,4 раза).
Причиной отнесения данных примесей к группе основных выступает их высокая
токсичность, длительные сроки нахождения в атмосфере, что обусловливает их
перенос на большие расстояния или накопление в объектах среды.
Подытоживая короткий анализ техногенно-экологической ситуации регионов
Украины, можно сделать вывод, что современное экологическое положение
критическое. В некоторых регионах (Донбасс, Приднепровский) деградация
носит необратимый характер, и в этом случае правомерно применять термин
«экологическое бедствие». Растущая интенсивность эксплуатации природных
ресурсов и кризис в экономике, которые сопровождаются повышением доли
устаревших технологий и оборудования, снижением уровня модернизации и
обновления основных фондов, увеличивают риск возникновения техногенных
катастроф, требуют разработки оптимальной эколого-экономической стратегии
дальнейшего развития хозяйства, что расширит возможности управления уровнем
техногенно-экологической безопасности.
Государственной задачей становится вопрос экологизации общественной
жизни, сознания людей, промышленного производства и т. д.; эффективная и
последовательно осуществляемая система государственных региональных и
местных мер, направленных на внедрение в практику качественно новых
ресурсосберегающих, эколого-безопасных видов техники, технологий и
организации материального производства, способов и методов функционирования
промышленных, транспортных, хозяйственно-бытовых и других комплексов. Целью
этих мероприятий являются экономное и высокоэффективное использование,
сохранение, воспроизводство разных видов ресурсов; поддержание динамичного
экологического равновесия и благоприятных с точки зрения здоровья человека
условий и качественных характеристик окружающей среды. Конечным результатом
экологизации общественного развития должно быть достижение приемлемого
уровня техногенно-экологической безопасности населения и природной среды.
Для этого необходимо использовать рычаги и направления регулирования
социально-экономического развития регионов. Следует придерживаться
стандартов и нормативов экологобезопасной предпринимательской деятельности;
повышать ответственность ее субъектов; прогнозировать возможности
возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций; проводить необходимую
экспертизу проектов создания производственных и других объектов,
лицензировать деятельность, связанную с их строительством и безопасным
функционированием; совершенствовать конкретные технологические процессы и
повышать их надежность; создавать эффективные системы технологического
контроля и предупреждения аварийных ситуаций; внедрять средства,
направленные на устранение причин и самих опасных явлений.
В этом вопросе важное место занимают правовые механизмы ответственности
предприятий за причиненный ущерб (в первую очередь — при использовании
опасных веществ). Ведь значительная доля нарушений экологического
равновесия связана с несоответствием структуры и хозяйственной
специализации природным условиям и ресурсам отдельных регионов.
В Законе Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25 июня
1991г. отмечено, что охрана окружающей природной среды, обеспечение
экологической безопасности жизнедеятельности человека являются неотъемлемым
условием устойчивого экономического и социального развития Украины.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |