Региональная экономика и региональная политика, содержание и основные направления региональной политики.
Депрессивные территории. Определение депрессивности. «Санация» депрессивных территорий, варианты и ресурсы, условия успешной «санации».
Содержание
Региональная экономика и региональная политика, содержание и основные направления региональной политики.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Региональная политика: понятие, основные элементы,
классификация……………………………………………………………...….5
1.1. Понятие региональной политики и основные элементы……………….5
1.2. Классификация региональной политики………………………………..6
2. . Регион и центр: проблемы взаимоотношений…………………………..….9
3. Современная региональная политика……………………………………..…12
3.1. Элементы региональной политики……………………………………....12
3.2. Методы региональной политики………………………………………....15
3.3. Проблемы региональной политики…………………………………...…16
Вывод…………………………………………………………………………...18
Депрессивные территории. Определение депрессивности. «Санация» депрессивных территорий, варианты и ресурсы, условия успешной «санации».
Введение……………………………………………………………………….19
1.Депрессивные регионы…………………………………………………….…21
1.1. Понятие, признаки и виды депрессивных территорий…………………21
1.2. Виды депрессивных территорий…………………………………………22
2. Решение проблем депрессивных территорий……………………………….24
2.1.. Бюджет депрессивных территорий……………………………………...24
2.2. Методы решения проблем………………………………………………..25
Вывод……………………………………………………………………………28
Список используемых источников ………………………………………..….30
Приложения
Региональная экономика и региональная политика, содержание и основные направления региональной политики.
Введение
Региональная политика – важная составная часть экономической политики государства. Она охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование процессов размещения производительных сил.
Региональная политика государства – это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т. е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой. Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально – экономического развития.
Для России региональная политика имеет исключительно важное значение. Вследствие огромных различий природно–географических, социально–демографических, экономических и других условий на территории России унифицированный подход к регионам невозможен. В современных условиях, в период перехода к рыночным отношениям, роль региональной политики еще более возрастает.
Многочисленность субъектов Российской Федерации всегда порождала у исследователей желание сгруппировать статистические данные по более крупным единицам территориального деления страны.
1. Региональная политика: понятие, основные элементы, классификация.
1.1. Понятие региональной политики и основные элементы.
Указами Президента РФ №849 от 13.05.2000г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе и №1149 от 21.06.2000г. «Вопросы обеспечения деятельности аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах» были созданы новые единицы территориального деления страны, а именно семь федеральных округов: Центральный,
Северо–Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный (Приложение 1).
1.2.Классификация региональной политики.
Классификация региональной политики может проводится по разнообразным критериям, в зависимости от цели анализа (Приложение 2). В силу относительной новизны региональной политики и как отрасли научных знаний и как направления государственного регулирования экономики, используемый ею категориальный аппарат и методология, пока находятся в стадии формирования, что делает актуальными попытки применить в данной сфере новые приемы и методы исследований, в том числе и методы корпоративного управления, институционального хозяйства и т.д. В этой связи, особый интерес представляет анализ исторических аспектов эволюции содержания, целей, объектов и субъектов регионального регулирования и их взаимодействия в процессе реализации региональных программ.
Региональная политика, намечаемая и проводимая самими регионами, - это то, что должно делаться для согласованного и взаимно неразрушающего развития всех элементов пространственно локализованной сферы на конкретной территории и с учетом местных условий. Государственная региональная политика призвана обеспечить дееспособность региональной политики на местах. Объект региональной политики - взаимосвязи и отношения между регионами. Главный региональный интерес России в настоящее время должен быть осознан как минимизация негативных проявлений территориальной дезинтеграции на уровне субъектов Федерации, как поддержка местных преобразований, как создание общероссийских условий для того, чтобы каждый субъект Федерации максимально использовал свой внутренний потенциал и во все меньшей мере претендовал на скудные возможности государственной помощи. Местные интересы определяются обеспечением полнокровного и сбалансированного существования на данной территории человека, общества и природы, гарантирование их согласованного воспроизводства на базе задействования ресурсов и полномочий, государственно признаваемых местными.
Фундаментальными методами региональной политики можно считать разъяснение ее содержания, смысла и практической пользы для всех без исключения сторон, согласительно-договорные процедуры с развернутым закреплением условий, обеспечивающих интересы регионального развития, формирование соответствующей правовой базы.
Только с осознанием общественной необходимости региональной политики, с ее разработкой и реализацией появится возможность решения общероссийских проблем:
- начавшееся хозяйственное обособление регионов; региональная суверенизация и конфронтация в отношениях региональных структур власти и управления с общегосударственными;
- национально-этническое развитие и дополнительное обособление по этому поводу, внутрирегиональные конфликты социального и общественно-политического характера;
- формирование собственной региональной ресурсной базы социально-экономического развития; экологическая стабильность и другие условия устойчивого развития регионов (особенно северных территорий);
- выделение и функционирование регионов со специфическими статусами (свободные экономические зоны, федеральные охраняемые территории, зоны экологического бедствия и т.п.) и др.
2. Регион и центр: проблемы взаимоотношений
Отношения центра и регионов в современной России определяются, прежде всего, Конституцией 1993 г., в которой закреплено федеративное устройство. Территория РФ на сегодняшний день состоит из территорий 89 ее субъектов. Федеративное устройство современной России, система государственной власти и ее организация на всей территории закреплена в Конституции 1993 г. Российский федерализм — смешанный: часть субъектов выделена по национальному признаку, часть — по территориальному. Традиционные федерации формировались посредством передачи полномочий снизу вверх, т.е. субъекты федерации, объединяясь, создавали центр и передавали ему свои полномочия. РФ формировалась на основе совершенно др. принципа. Передача полномочий осуществляется сверху вниз, т.е. от центра к субъектам федерации. Согласно Конституции существуют 6 видов субъектов Федерации, равных по своим конституционным правам. Смешанная национально-государственная и административно-территориальная система государственного устройства, существовавшая ранее, обуславливала правовую асимметрию между субъектами Федерации. В марте 1992 г. был заключен Федеративный Договор, вернее было подписано 3 договора: РФ с республиками, РФ с автономиями округами, РФ с обл. и краями. В состав субъектов были включены области и края, состав субъектов расширился, федерализм распространяется на всю территорию. В Федеративном договоре, подписанным субъектами Федерации (за исключением Татарстана и Чечни) в 1992 г. было зафиксировано, что республики в составе РФ обладают суверенитетом. В феврале 1994 г. был подписан договор с Татарстаном, не подписавшим федеративный договор. По сути, это конфедеративный договор. Конституцией 1993 г. была в основном устранена правовая асимметрия между субъектами федерации, существовавшая до того. Смешанная национально-государственная и административно-территориальная система государственного устройства в значительной степени приближена к единой форме территориального устройства. Закрепление равных прав для субъектов Федерации формально означает, что все они — государственные образования и имеют равные права во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Взаимодействие между центральной властью и субъектами строится на основе разграничения полномочий. Способы разграничения полномочий между центром и регионами могут быть различными —договорное, конституционное разграничение. Принцип равноправия субъектов Федерации, закрепленный в Конституции не исключает различий в предметах ведения, объеме и характере их конкретных полномочий. Вопреки декларированному в Конституции РФ равноправию субъектов, правовое регулирование управления из центра в различных субъектах идет различными путями на договорной основе. Фактически сохраняется неравноправие субъектов Федерации с точки зрения предметов ведения и полномочий. Передача полномочий осуществляется в форме заключения договоров.
Согласно Конституции в РФ существует разграничение предметов ведения и полномочий, существуют 3 сферы компетенции: сфера компетенции федерации, сфера субъектов РФ и сфера совместного ведения. Федеративное устройство предполагает прямое участие субъектов РФ в осуществлении законодательной власти на федеративном уровне через одну из палат представительного органа власти — Совет Федерации.
Конституционное закрепление равноправия субъектов Федерации, устранило правовую асимметрию. А вот возможности реализации этих прав у разных субъектов остаются разными (экономическое положение, наличие природных ресурсов, географическое положение, научный потенциал и другие факторы). В условиях продолжающегося системного кризиса выровнять стартовые условия регионов нереально. В настоящее время фактический разрыв в социально-экономическом и финансовом положении регионов продолжается углубляться. В связи с этим проблема РФ состоит в экономическом кризисе, утрате прежних рычагов управления государством и неотлаженности новой системы. А также концентрации у федеративного Центра непомерной тяжести полномочий по предметам совместного ведения и в отсутствии у субъектов РФ инструментов для решения на своем уровне социально-экономических проблем регионов.
3. Современная региональная политика
3.1. Элементы региональной политики.
Региональная политика федеральных властей в России должна включать такие элементы, как:
- конституционный процесс (правовое определение отношений между субъектами Федерации и центральными структурами, символизирующими Федерацию в целом);
- согласование интересов территорий с различным статусом (национальные республики - области) и различных этнических групп. Экономическая составляющая региональной политики рассматривается президентскими структурами скорее, как средство решения, как они считают, действительных проблем - сохранение целостности государства и поддержание межнациональной стабильности.
Распад Федерации рассматривается как постоянная угроза. Для удержания под контролем центробежных тенденций главные усилия она направляет на соблюдение базовых конституционных принципов (равноправие субъектов Федерации, единство государственного строя, отсутствие внутренних экономических границ). Исключительно силовыми методами обеспечить соблюдение этих принципов не реально, ставка делается на разработку и осуществление новой региональной стратегии российского государства, направленной на преодоление дифференциации регионов по уровню жизни, развитие межрегионального сотрудничества, а также переход от узкоэкономических к более широким - общественным и социальным целям.
Кроме того, существует необходимость реформирования налоговой системы (с разделением налоговых баз бюджетов городов, регионов и Федерации) и окончательно разграничить федеральную и региональную собственность. Актуальна проблема создания Федерального фонда регионального развития, ориентированного на поддержку экономических депрессивных регионов и формируемого за счет территориальной ренты, изымаемой в более благоприятных регионах.
В области экономики ключевым элементом региональной политики является предоставление регионам прав на ускоренное реформирование экономических отношений ради скорейшего преодоления кризиса переходного периода. Важным элементом региональной политики является региональная политика в сфере межнациональных отношений.
Отсутствие скоординированной региональной политики обусловлено не только внутренними противоречиями федеральных властей, но и отсутствием давления со стороны регионов. С одной стороны, федеральным властям удалось уверить региональные элиты в своей готовности к компромиссам по конкретным вопросам (что снизило уровень претензий на общее изменение курса), с другой - произошли существенные изменения в структуре местных элит. Положение отраслевых элит в регионах ослабло в связи с продолжающимся экономическим спадом и приватизацией, меняющими "статусные веса" участников. Отраслевые проблемы фактически становятся проблемами регионов, однако при этом не превращаются в региональные, по крайней мере, в сознании правящих элит. Руководители регионов обеспокоены проблемами локальных рынков труда, неплатежей и кризисом сбыта на местных предприятиях.
В настоящее время обеспечение государственного единство РФ, решение проблем повышения эффективности управления государством, устранение экономической и бюджетной асимметрии видится не в сокращении количества субъектов РФ, а в усилении региональной политики, повышении авторитета федерального Центра и укреплении доверия к нему со стороны регионов и всего населения. Региональная политика должна основываться на идеях:
- национального центризма и демократического федерализма (обеспечение всем национально- и административно-территориальным единицам подлинного равноправия);
- преодоления асимметричности нынешнего федеративного устройства. Особое значение приобретают согласование и разграничение полномочий по линиям: Центр - республики, Центр - регионы (края, области, города),
- освоение специальных механизмов предупреждения конфликтов между нациями. Важно обратить серьезное внимание на массовое ущемление потребностей и нужд этнического характера (как титульные нации, так и национальные меньшинства). Низкая оценка собственного национального статуса русскими, их озабоченность своим будущим в отдельных регионах чреваты возникновением синдрома социальной обиды, расширением масштабов русского национального движения, более жестким противодействием антирусским настроениям и акциям.
- учет специфики региона (Северного Кавказа, и Поволжья, и Сибири, и Дальнего Востока.)
- укрепление самостоятельности регионов, не противопоставляющих себя Центру, но сотрудничающих с ним, ведет к приоритету наднациональных ценностей.
Новая региональная политика России рассчитана на 10 лет. Основные цели (политические):
- обеспечение экономических, социальных и правовых основ федерализма,
- создание единого экономического пространства,
- становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.
Решив эти проблемы, можно решать все остальные задачи (экономические, социальные, экологические, демографические и т.д.).
Социально-экономические задачи региональной политики:
- выравнивание социально-экономических условий, создание условий для экономического роста;
- обеспечение единых минимальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование прав граждан независимо от экономических возможностей региона.
3.2. Методы региональной политики
Методы региональной политики: прямые и косвенные. Прямые методы региональной политики — это когда государство напрямую финансирует регионы. Федеральное Правительство предоставляет регионам трансферты, субвенции — финансовые средства, выделяемые для целевого финансирования бюджетов субъектов РФ. Субвенции бывают текущие и инвестиционные. Этот метод широко применяется в России, реже на Западе. Косвенные методы — это когда государство создает благоприятные условия для развития регионов. Этот метод преобладает на Западе, применяется и в России. Реализуется он через:
- нормативное регулирование путем установления общих правил (например, налогового законодательства),
- путем его оперативной корректировки в соответствие с реальными задачами (например, ставки налогов могут корректироваться путем изменения законов),
- координацию и общее направление деятельности регионов, содействие ее успешному осуществлению,
- определение приоритетов и стимулирование этого направление в регионе.
Развитие регионов во многом зависит от дотаций, трансфертов и региональной политики центра. Но в условиях экономического кризиса финансирование осуществляется неравномерно и не всегда рационально. Широко распространилась практика выдачи отдельным субъектам различных льгот и привилегий на основе "Договоров о разграничении предметов ведения и полномочий", сегодня около 40 субъектов РФ имеют особый статус и в то же время претендуют на его дотации. Эти факты вызывают противостояние регионов и способствуют желанию "тянуть одеяло на себя". Региональная политика не способна пока преодолеть многие трудности отношений центра с регионами.
Хотя в Конституции существует принцип равноправия субъектов РФ, но в реальности этого нет. Важная задача региональной политики — установить это равноправие. Государство может предоставить равные права, но их использование — проблема каждого региона. Создать благоприятные условия во всех регионах невозможно, но возможно их выравнивание. Существует 3 принципа выравнивания регионов:
1. отсталые регионы должны достичь уровня развития самых высокоразвитых регионов;
2. принципы компенсирования, т.е. различия, которые нельзя преодолеть, должны быть компенсированы;
3. комплексное выравнивание социально-экономических уровней развития регионов (улучшение качества жизни человека).
3.3. Проблемы региональной политики.
Региональная политика в настоящее время во много зависит от объективных условий, сложившихся в России. Полиэтничность страны и этнодисперсность населения, значительные размеры государственной территории обуславливают ряд существенных особенностей. Кроме того это обуславливает значительное число проблем. Одна из них —нечеткое распределение российским законодательством компетенции центра и регионов. Конституция и двухсторонние договоры создают столь "широкое" и аморфное правовое поле, что каждая из участвующих в федеративных отношениях сторон имеет возможность трактовать конституционные основы развития российского общества в свою пользу.
Следующей важной проблемой является неравенство субъектов Российской Федерации, обусловленное функционированием института двусторонних договоров и соглашений между Центром и регионами. После заключения названных договоров и соглашений начала углубляться тенденция повышения правового и социально-экономического статуса субъектов Федерации, подписавших подобные договоры и соглашения с Центром, по сравнению со статусом субъектов федерации, не подписавших таких договоров. Договорной процесс затрагивает и сферу бюджетного федерализма, – ряд регионов увеличивают свои полномочия в фискальной сфере, что в условиях централизованной системы финансово-бюджетных отношений приводит к мультипликации регионального неравенства – возникает система узаконенного неравенства федеративных отношений.
Еще одна проблема региональной политики связана с эскалацией потенциала этнической конфликтности под влиянием доставшейся от советской эпохи идеологемы "национальной государственности". Возникает проблема отношений между представителями титульной нации и прочими постоянными жителями "национального" региона. Существует у ряда регионов и определенный уровень конфликтности в отношениях с центральной властью. Большая часть которых разрешается путем переговоров. Не решенные в свое время проблемы Чечни вылились в вооруженное противоборство с федеральным центром. В настоящее время из 128 статистически учетных этносов Российской Федерации лишь 21 имеет свои государственные образования, еще 11 – автономные образования. Остальные этнические группы собственной государственности не имеют. Подобное положение скрывает в себе государство дестабилизирующий и этноконфликтный потенциал, способный при определенных условиях привести к кризису государственности. Решить все эти проблемы можно только с помощью правильной региональной политики.
Вывод
Депрессивные территории. Определение депрессивности. «Санация» депрессивных территорий, варианты и ресурсы, условия успешной «санации».
Введение
Для страны, занимающей первое место в мире по территории, региональный аспект анализа всегда имел большое значение. При централизованном управлении экономикой главной была тенденция к сглаживанию межрегиональных различий, и анализ был подчинен их выявлению. В условиях переходного периода ломка старого хозяйственного механизма по-разному повлияла на экономику и социальное положение в регионах. Различия возросли в результате реформенных преобразований, структурных изменений, отказа от централизма и перехода к федерализму в государственном управлении и других факторов.
Начальным шагом многоэтапного процесса оздоровления экономики регионов и повышения благосостояния населения должна стать работа классификационного характера по ранжированию регионов страны, выделением в их числе депрессивных и регионов с особо низким уровнем развития (Приложение3),определением приоритетных направлений государственных усилий в этих регионах.
В условиях экономического кризиса определить регионы, объективно нуждающиеся в целевой государственной поддержке, очень сложно. Для этого органам власти как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации необходима максимально достоверная информация о социально-экономической ситуации в регионах. Западные специалисты по статистике считают, что в директивной плановой экономике более достоверны микроэкономические и менее достоверны макроэкономические показатели, а в рыночной - наоборот.
Однако российский опыт свидетельствует, что в период реформ как макро-,
так и микроэкономические показатели официальной статистики не полностью отражают реальную ситуацию. Количественные оценки социально-экономического состояния региона оказываются недостаточными, ибо искаженная информация о потенциале территорий, объемах производства в денежном выражении, реальной налоговой базе, доходах предприятий, уровне жизни населения и т.п. не позволяет принимать адекватные решения. Для объективного и полноценного анализа требуются качественные, экспертные, логически осмысленные оценки.
1.Депрессивные регионы
1.1. Понятие и признаки депрессивных территорий.
Становление и развитие рыночной экономики в России привело к глубокой асимметрии развития регионов. В 2002 году только в 22 регионах финансовая обеспеченность на душу населения превышала среднероссийское значение, в 20 регионах финансовая обеспеченность на душу населения была ниже среднероссийского значения не более чем на 25%, в остальных 47 регионах финансовая обеспеченность на душу населения была ниже 75% от среднероссийского значения. Степень дифференциации финансовой обеспеченности на душу населения между регионами в 2004 году составит более 10 раз. Еще более глубокая асимметрия прослеживается в уровне социально-экономического развития регионов. Диапазон разброса между минимальными и максимальными значениями в развитии регионов по основным социально-экономическим показателям в 2002 году составил 1:132.
Проблемы развития регионов России, проявившиеся в многократном спаде промышленного и сельскохозяйственного производства, высоком уровне населения, находящегося за чертой бедности, в безработице и в других показателях, наиболее остро выявились на современном этапе проведения экономических реформ. В результате среди проблемных регионов произошла дифференциация их на слаборазвитые, отсталые и депрессивные.
Депрессивные регионы - это территории, которые в настоящее время отличаются более низкими, чем в среднем по стране, показателями социально-экономического развития, но в прошлом были развитыми, а по некоторым показателям занимали ведущее место в стране.
Отличительными признаками депрессивных регионов являются:
Чаще всего регион переходит в депрессивное состояние под влиянием следующих причин:
1.2. Виды депрессивных территорий.
Выделяются старопромышленные, аграрно-промышленные и добывающие (очаговые) депрессивные регионы.
К категории старопромышленных относятся регионы, структура экономики которых формируется на разных стадиях индустриального развития, с конца 19 века до 60-70-х годов 20 века. В России эти регионы в наибольшей степени пострадали в ходе трансформационных процессов 90-х годов.
Практика показала, что трансформационные процессы в России привели к формированию депрессивных старопромышленных регионов, структура экономики которых существенно отличается от структуры экономики типичных старопромышленных регионов в развитых странах. Регионы, концентрирующие предприятия ВПК, машиностроения, приборостроения, легкой промышленности, оказались в гораздо худшем положении, чем регионы, концентрирующие добывающую промышленность и отрасли первых переделов. Таким образом, в россии ярко проявилось противоречие между научно-технической прогрессивностью отраслевой структуры и ее рыночной эффективностью.
Наибольшая концентрация старопромышленных депрессивных регионов наблюдается в Северо-Западном, центральном, Волго-Вятском, Поволжском, Уральском экономических районах, южном поясе Сибири, на Дальнем Востоке. Особенностью развития депрессивного состояния является его более четкое проявление на локальном (городские агломерации, районы, узлы), а не на общерегиональном уровнях.
Аграрно-промышленные депрессивные регионы в чистом виде выделить сегодня практически невозможно, так как аграрный сектор не занимает ведущего места по объему производства в экономике подавляющего большинства регионов РФ. Однако по показателю доли занятых, к категории аграрно-промышленных в России можно отнести Центрально-Черноземный район, Курганскую область, республики Северного кавказа и южной Сибири (в последней группе регионов наблюдается сочетание отсталости и аграрной специализации).
К категории добывающих депрессивных регионов относятся локализованные горнопромышленные и лесопромышленные узлы, размещенные в малозаселенных районах. Следует отметить, что сюда не включаются крупные угольные старого освоения регионы, которые относятся к группе старопромышленных.
Специфическими проблемами добывающих депрессивных регионов являются:
2. Решение проблем депрессивных территорий
2.1.. Бюджет депрессивных территорий.
Депрессивность территорий проявляется, прежде всего, в отсутствии развития ведущих отраслей региона. При этом число проблемных регионов не уменьшается, а, напротив, увеличивается, причем, к депрессивным регионам уже относятся и те территории, которые до начала экономических реформ развивались нормально, но в результате трансформации экономического базиса России превратились по разным причинам в дотационные регионы, с показателями их социально-экономического развития многократно хуже соответствующих среднероссийских показателей.
В регионах с крайне низким уровнем развития за чертой бедности проживает в 2004 году от 42 до 73% населения при 21,5% в среднем по России, соотношение среднедушевых доходов и среднедушевого прожиточного минимума колеблется от 0,50 до 1,41 при среднероссийском значении 2,36, ВРП (с учетом уровня покупательной способности) на душу населения в 2002 году при среднероссийском значении 66 тыс. руб. составил от 9,73 до 30,86тыс.руб.
Депрессивные и отсталые регионы не в состоянии сформировать свой бюджет на основе собственных финансовых ресурсов, поскольку обеспеченность, собственным налоговым потенциалом (с учетом регулируемых налогов) составляет всего 8-33,5%, поэтому без финансовой государственной поддержки функционировать не могут. Для некоторых депрессивных и отсталых регионов доля государственной финансовой поддержки составляет в общей сумме доходов бюджета свыше 70%. Однако, государственная финансовая поддержка не всегда обеспечивает покрытие даже текущих расходов. И поэтому депрессивные и отсталые регионы, не имея средств на развитие, все более отстают в экономическом развитии от других субъектов Российской Федерации.
Бюджетный процесс в депрессивных регионах имеет свои особенности. Так, принимаемый как закон годовой бюджет депрессивного региона, который на 1/3 состоит из финансовой помощи государства, действует фактически как индикативный план доходов и расходов. При этом федеральное законодательство предписывает казначейское исполнение бюджета, который предполагает наделение казначейства не только учетными функциями, но и функциями осуществления расходных операций от имени и по поручению бюджетных организаций.
В результате организация бюджетного процесса в депрессивных регионах существенно ограничивает возможности управления финансами на региональном уровне, поэтому депрессивные и отсталые регионы слабо заинтересованы в совершенствовании управления финансовыми ресурсами и повышении эффективности их использования.
2.2. Методы решения проблем.
Логика экономических преобразований и реализация принципов территориальной самостоятельности выдвигают на первый план решение проблемы развития депрессивных и отсталых территорий в ракурсе их способности к самообеспечению. При этом совершенствование управления финансами регионов на современном этапе экономического развития России все еще не отличается комплексностью и системностью решения проблемы. Отдельные ее аспекты носят фрагментарный характер, что не способствует достижению финансовой самодостаточности и финансовой стабилизации депрессивных и отсталых регионов.
Сложность решения проблемы управления территориальным развитием в России усугубляется неотработанностью механизмов учета неравенства (асимметрии) регионального развития и территориальной дифференциации в укреплении финансового потенциала депрессивных и отсталых регионов, что требует формирования концептуальных основ внедрения новаций и нахождения оптимальных путей к их практической реализации. Все это предопределяет необходимость переосмысления и выявления новых подходов к исследованию теоретических и практических проблем организации финансов депрессивных и отсталых территорий.
Потребности бюджетной сферы в финансировании, рассчитываемые традиционными нормативными методами, оказываются несопоставимыми с ресурсными возможностями даже самых богатых и успешно развивающихся территорий. Такая ситуация сложилась не только в результате глубокого и продолжительного спада российской экономики в 90-х годах, но и отчасти из-за существования нерационального подхода к управлению государственными финансами.
В этой связи принципиально новыми и приоритетными для России являются реформирование бюджетного сектора и совершенствование механизмов повышения качества и эффективности управления финансами регионов в рамках реализации среднесрочного финансового планирования и бюджетирования, ориентированного на результат, что предполагает создание для депрессивных и отсталых регионов эффективных стимулов для увеличения собственных финансовых ресурсов и более эффективного управления ими. Вместе с тем данные реформы находятся лишь на начальной стадии развития, что вызывает необходимость их дальнейшего изучения, проведения научных исследований и доведения до практической реализации и логического завершения.
Социально-экономическая значимость исследуемой проблемы эффективного управления финансовыми ресурсами депрессивных и отсталых регионов в рыночных условиях, недостаточная проработанность ее теоретических и методологических положений определили основные направления исследований, выбор темы настоящей диссертационной работы и обусловили ее актуальность.
Состояние изученности проблемы. Теоретические основы управления финансовыми ресурсами депрессивных регионов являются достаточно новой областью экономической науки, поскольку само понятие "депрессивный" регион появилось достаточно недавно (в 90-х годах) и первое определение этому понятию было дано в "Программе развития депрессивных и отсталых районов Российской Федерации", принятой в 1995 году.
Вывод
Большое число кризисных территорий в России, беспрецедентная дифференциация региональных показателей, углубившаяся за последние 10 лет, порождены длительным системным кризисом, общей стагнацией экономики. Рыночные механизмы не всегда способны предупреждать и преодолевать серьезные территориальные различия в уровнях жизни населения, эффективности региональной экономики. В этом случае государство оказывается перед необходимостью поддерживать определенную однородность территориального экономического и социального пространства.
Задачи регионального выравнивания стоят не только перед Россией. В Западной Европе региональная политика направлена главным образом на подтягивание относительно отсталых регионов до уровня средних с акцентом на территориях с наихудшими экономическими и социальными показателями. Между тем общеэкономическая и социальная среда, в которой приходится решать задачи регионального выравнивания, в России принципиально иная, чем во многих индустриально развитых странах, где состояние экономики при всех оговорках, связанных, прежде всего с высоким уровнем безработицы и наличием проблем циклического развития, в целом можно признать здоровым. Существование в них отдельных проблемных ареалов является, скорее, исключением из общего правила и может рассматриваться как своего рода трудности роста. Необходимость поддержки отдельных территорий за счет перераспределения ресурсов в их пользу хотя и не вызывает восхищения у населения, но и не приводит к массовым протестам. Общество готово временно смириться с дополнительными издержками ради социального спокойствия в стране.
Что касается России, то возможности межрегионального перераспределения ресурсов с целью поддержки проблемных регионов здесь быстро сужаются. Одновременно готовность в целом бедного общества помогать еще более нищим территориям без каких-либо гарантий на успех в будущем является проблематичной.
Список используемых источников
1. Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики: Учеб. для студ. вузов
/А.Г. Гранберг. – изд. 2-е.- М.: Европейская комиссия, 2001. – 493 с.
2. Социально-экономическое состояние депрессивных регионов –
Режим доступа: http://www.studentport.ru/referat/cardinfo.php?id_card=17548
3. Экономические науки – научно информационный журнал –
Режим доступа: http://ecsn.ru/index.php?task=catalog&catid=16
4. Экономика infо. Региональная политика – Режим доступа:
http://www.economika.info/index.php?action=ref&p=M
...
5. Региональная экономика. Реферат, курсовая работа –
Режим доступа:http://ref.ewreka.ru/r39478/ -
6. Referat. su Гуманитарные курсовые и дипломные работы –
Режим доступа: http://www.referat.su/refs_new/13211/ref_part_5.sh
...
7. Тургель И.Д. Курс лекций "Региональная экономика и управление". Лекция 6 Проблемные регионы – Режим доступа: http://humanities.edu.ru/db/search.html?words=%D2%F3%F0%E3%E5%EB%FC+%C8.%C4.+%CA%F3%F0%F1+%EB%E5%EA%F6%E8%E9+&x=10&y=12
Приложение 1
Состав федеральных округов Российской Федерации
Федеральные округа | Субъекты Федерации |
Центральный | г. Москва; Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области |
Северо–Западный | г. Санкт-Петербург; Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области; республики Карелия, Коми; Ненецкий АО |
Южный | Астраханская, Волгоградская, Ростовская области; Краснодарский, Ставропольский края; республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия-Алания, Чеченская |
Приволжский | Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области; республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, Чувашская; Коми-Пермяцкий АО |
Уральский | Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области; Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий АО |
Сибирский | Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская области; Алтайский, Красноярский края; республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия; Агинский Бурятский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Эвенкийский АО |
Дальневосточный | Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области; Приморский, Хабаровский края; Республика Саха (Якутия); Корякский, Чукотский АО; Еврейская авт. обл. |
Приложение 2
Классификация региональной политики
Критерии | Виды региональной политики |
1. Направленность на определенную составляющую социально-экономической системы региона | |
2. Цель применения | |
3.Механизм реализации | |
4. Форма реализации | |
5. Адресаты |
Приложение 3
Перечень депрессивных регионов, выделенных по разным методикам.
Методика ученых из ИЭиОПП СО РАН (по итогам развития регионов за 1992 – 1994гг.) | Исследование Международной академии регионального развития и сотрудничества | Перечень депрессивных регионов, предложенный А.Г. Гранбергом (к 1997 г.) |
Архангельская обл. | Архангельская обл. | Ивановская обл. |
Ивановская обл. | Ивановская обл. | Кировская обл. |
Чувашская республика | Ленинградская обл. | Псковская обл. |
Кировская обл. | Кировская обл. | Республика Чувашия |
Удмуртская республика | Владимирская обл. | Владимирская обл. |
Курганская обл. | Челябинская обл. | Тамбовская обл. |
Республика Бурятия | Новосибирская обл. | Курганская обл. |
Читинская обл. | Волгоградская обл. | Волгоградская обл. |
Приморский край | Калужская обл. | Алтайский край |
Хабаровский край | Воронежская обл. | Читинская обл. |
Амурская обл. | Рязанская обл. | Хабаровский край |
Ярославская обл. | Амурская обл. | |
Еврейская авт.обл. | ||
Удмуртская республика |
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |