Реферат по предмету "География"


Методологический аппарат географии

Лекция №2

Методологический аппарат географии

Вопросы:

1. Иерархия научных знаний

2. Научные подходы

№1

Иерархия научных знаний


Научные знания обычно подразделяются на теоретические и эмпирические.

Существует иерархия научных знаний.


1.1. Учение

Учение — совокупность теоретических положений в какой-либо области научных знаний, которое может включать в себя ряд теорий, концепций.


Общегеографические учения


Учение о географической среде.

Понятие географическая среда было введено в науку еще в конце XIX века французским географом Элизе Реклю и русским географом-эмигрантом Л. И. Мечниковым.

По определению Э. Б. Алаева географическая среда — это та часть географической оболочки..., которая тем или иным способом, в той или иной мере освоена человеком, вовлечена в общественное производство и составляет, таким образом, материальную основу существования человеческого общества.


Учение о геосистемах.

Понятие о геосистеме было введено в научный обиход акад. В.Б. Сочавой в 1963 году. Под геосистемами В. Б. Сочава понимал природные образования, возникающие в сфере наземной жизни и в сфере морей и океанов. Природной геосистемой он называл конкретную территорию, на которой отдельные компоненты природы находятся в тесной связи друг с другом, с соседними участками, с человеческим обществом, с космосом.

Позднее В. Б. Сочава предложил свою иерархию геосистем с выделением трех главных уровней:

планетарного (вся географическая оболочка Земли, физико-географический пояс),

регионального (природные зоны, подзоны, провинции и др.)

локального

Он считал учение о геосистемах стержнем всей физической географии.

В дальнейшем это учение получило развитие в работах многих известных физико-географов.


Учение о геоэкологии.

Термин «экология» в буквальном переводе с греческого означает «наука о местообитании». Он был предложен еще в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем и стал применяться для характеристики взаимоотношения организмов растительного и животного мира с окружающей природной средой.

Что же касается собственно геоэкологии, то это понятие возникло на Западе в 30-х годах XX века. Из советских географов первым обратил внимание на необходимость исследования взаимосвязей географии и экологии акад. В. Б. Сочава в 1970 году.

Постепенно сложилось и современное представление о геоэкологии. Согласно одному из определений геоэкология — это наука, изучающая необратимые процессы и явления в природной среде и биосфере, возникшие в результате интенсивного антропогенного воздействия, а также близкие и отдаленные во времени последствия этих воздействий.

Соответственно были сформулированы и две основные задачи геоэкологии: 1) изучение воздействия внешних условий, включая антропогенные, на геосистемы,

2) исследование воздействия природных условий на состояние и развитие триады: растение — животное — человек.


Учение о конструктивной географии.

Каждая наука имеет два главных направления исследований — фундаментальное и прикладное.

Под термином «прикладные исследования» принято понимать совокупность научных работ, направленных на применение результатов прикладных исследований к конкретным проблемам и видам практической деятельности.

Все это полностью относится и к географии. Даже будучи на протяжении долгого времени преимущественно описательной наукой, география была тесно связана с практикой. В качестве примеров такого рода приведем хотя бы практическую потребность Нидерландов, бывших в XVII веке крупнейшей морской державой, в географических знаниях и хороших географических картах.

Сам термин «прикладная география» возник после второй мировой войны на Западе, в условиях, когда география все больше переставала быть кабинетной, «университетской» наукой и начинала уделять гораздо больше внимания прикладным исследованиям.

В 1964 году в структуре Международного географического союза появилась постоянная комиссия по прикладной географии. Зародились прикладная климатология, прикладная геоморфология, прикладное ландшафтоведение и др. В СССР главным проповедником идей прикладной географии стал Институт географии Сибири и Дальнего Востока в Иркутске, возглавлявшийся акад. В. Б. Сочавой, а затем акад. В. В. Воробьевым. В качестве примеров прикладных географических исследований можно привести участие в проектировании полезащитных лесных полос, освоение Волго-Ахтубинской поймы, строительство Каракумского канала, а позднее — сооружение БАМа.

По мере углубления научно-технической революции традиционное обслуживание географией запросов практики оказывалось уже недостаточным. Нужны были новые идеи, и одной из них стала выдвинутая акад. И. П. Герасимовым идея «конструктивной географии».

С началом НТР география стала превращаться из прежней описательно-познавательной в экспериментально-преобразовательную науку. Основным объектом ее исследования становятся не «белые пятна» на карте мира, а давно открытые и освоенные территории.

Развитие конструктивной географии тесно связано с новыми требованиями к использованию естественных ресурсов, с сильным возрастанием воздействия общества на природную среду. По существу, речь шла о новом научном учении, тесно связанном с преобразованием природной среды и управлением этим процессом. Соответственно И. П. Герасимов считал, что современная конструктивная география должна быть нацелена на решение двух крупнейших конкретных задач:

1) оптимизацию взаимодействия человеческого общества с природой,

2) рациональную территориальную организацию жизни самого общества.

Добавим, что понятие о конструктивной географии шире понятия о прикладной географии, поскольку оно охватывает весь цикл исследований — от фундаментальных до прикладных.


Учения в физической географии

Учение о географической оболочке.

Учение о географической зональности

Учение о географическом ландшафте

Учение о природно-территориальном комплексе

Учения в социально-экономической географии

Учение об ЭГП

Учение о географическом разделении труда

Учение о территориально-производственных комплексах

Учение о территориальной организации хозяйства


1.2. Теория


Теория — форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных взаимосвязях, основных идеях в той или иной области знания; как правило, подтверждается экспериментом или расчетом.


Общегеографические теории

Теория регионального развития (регионализма)

Теория географических оценок


Теории физической географии

Теория физико-географического районирования

Теория тектоники литосферных плит


Теории социально-экономической географии

Теория размещения производительных сил

Теория экономического районирования

Теория территориальной структуры хозяйства

Теория расселения населения

Теория геоурбанистики

1.3. Концепции и гипотезы


Концепция — совокупность наиболее существенных элементов теории или теорий, точка зрения, руководящая идея для понимания сущности определенных процессов и явлений, конструктивный принцип.

Гипотеза — вероятное предположение о причинах каких-либо явлений, еще не проверенное и не подтвержденное экспериментом; после такой экспериментальной проверки может либо отмереть, либо превратиться в научную теорию.


Общегеографические и физико-географические концепции

Концепция мониторинга окружающей среды

Концепция проблемного страноведения

Концепция природно-ресурсного потенциала

Концепция территориальных сочетаний природных ресурсов


Концепции социально-экономической географии

Концепция больших циклов

Концепция энергопроизводственных циклов

Концепция опорного каркаса территории


Гипотезы

Гипотезы происхождения жизни на Земле

Гипотеза дрейфа материков

Гипотеза стабилизации численности населения Земли


Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений; рассматривается как элемент учений, теорий, концепций и гипотез.

Термин — слово или словосочетание, отражающее наименование научного понятия и фиксирующее его в краткой дефиниции или имеющее более самостоятельное значение.

Парадигма. По определению родоначальника этого термина американского философа и историка науки Томаса Куна, парадигма — это всеми признаваемая совокупность знаний и оценок, накопленных данных, которые в течение некоторого времени используются специалистами в качестве своего рода «шаблона» при постановке задач и их решении.

Закон определяется как внутренняя и необходимая, всеобщая и существенная связь предметов и явлений объективной действительности, как прочное, остающееся, повторяющееся, не так часто меняющееся, идентичное в явлении.

Если общее правило допускает какое-то количество исключений, его обычно называют закономерностью.


2

Научные подходы


Территориальный подход.

«Территориальный подход признается общим и обязательным при изучении любых проблем как физической, так и экономической географии», — писал Н.Н. Колосовский.

«Территория, будучи универсальным и все более важным ресурсом, как бы цементирует все географические науки» — это по Я. Г. Машбицу.

А В. В. Покшишевскому принадлежит крылатая фраза о том, что территорией «заведует география».

Территория выступает в качестве арены жизнедеятельности человека и общества. Именно с ней связаны все процессы природопользования, образования геосистем, природных и антропогенных ландшафтов, территориальной организации общества, физико- и экономико-географического районирования, расселения населения, размещения производительных сил и т. п. Именно она обладает такими важнейшими свойствами как географическое положение, размеры, протяженность, «емкость» (т. е. большая или меньшая возможность для заселения и хозяйственной деятельности), а сам характер использования территории принадлежит к числу важнейших географических проблем. Поэтому «чувство территории» так важно для каждого географа.

Территория изучается на уровнях:

- глобальном

- региональный (субрегиональный),

- национальный (страновой),

- районный,

- локальный


Комплексный подход.

В течение XX века комплексный подход привел к тому, что география все более переставала быть наукой об отдельных фактах, превращаясь в науку о взаимосвязях, в первую очередь между природой и обществом.

По словам Э. Б. Алаева «комплексное исследование — это такое исследование, когда ничто не забыто из того, что в какой-то мере связано с изучаемым явлением».

Рассматривать комплексность в географии можно на двух уровнях — «частного синтеза» и «высшего синтеза».

«Частный синтез» происходит в пределах основных ветвей географии. В физической географии он проявляется в изучении ландшафтов, природных территориальных комплексов, природных районов, природных зон, географической оболочки. В социально-экономической географии — в рассмотрении территориально-производственных комплексов, экономических районов, экономических зон, а также так называемых межотраслевых комплексов, которые в свою очередь подразделяются на промышленные, агропромышленный, инфраструктурный, непроизводственной сферы.

Но еще важнее для географии «высший синтез», объединяющий разные ее подсистемы, ветви, направления. Подобный синтез имеет три главных «поля»:

1) проблематику взаимодействия общества и природы;

2) комплексное (интегральное) страноведение;

3) комплексную картографию.


Исторический подход.

Исторический подход по-видимому можно отнести к категории общенаучных. В географии исторический подход особенно ярко проявился уже в XVIII веке (В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов) и тем более в XIX веке (Александр Гумбольдт, Карл Риттер)

«История есть география во времени, география — история в пространстве», — писал Элизе Реклю в конце XIX века.

В XX веке позиции исторического подхода в географии еще более утвердились. Вспомним, что известный географ и методист А. С. Барков называл историю и географию родными сестрами. А Н. Н. Баранский подчеркивал, что «для понимания географии настоящего сплошь и рядом оказывается необходимым знание географии прошлого» [9, с. 108].

Исторический подход действительно очень важен для географии. Он позволяет проследить ход формирования и становления изучаемых явлений и процессов, познать тенденции и закономерности их развития, сочетание эволюционного и революционного путей, мобильности и инерционности.


Типологический подход.

В основе типологии лежат качественные, а в основе классификации — количественные различия. Разработка типологий представляет собой гораздо более сложную задачу, чем составление классификаций (группировок).

Типологический подход весьма широко применяется в физической географии — для характеристики типов климата, почв, зональности и т. п. Но, пожалуй, наиболее глубоко разработана типология природных ландшафтов, основы которой были заложены еще Л. С. Бергом.

Можно сказать и о географии населения и смежных с нею дисциплинах. В их арсенале — типы воспроизводства населения (традиционный и современный), типы этнических процессов (консолидации, ассимиляции и др.), типы этнических общностей (племя, народность, нация), исторические типы освоения территории (собирательство, охота, промысловое хозяйство и др.).

Не менее, если не более, широкое применение типологический подход находит в собственно экономической географии.

Типологией промышленных районов, узлов и ТПК много занимался А.Т.Хрущев [237]. Весьма сложную типологию мирового сельского хозяйства разработали М. Б. Вольф и Ю. Д. Дмитревский.

Многие известные экономико-географы, начиная с Н. Н. Колосовского, плодотворно занимались также проблемой типологии экономических районов. В результате понятийный аппарат экономической географии пополнился понятиями о районах старого и нового освоения, отсталых и высокоразвитых и пр.

Наконец, в области политической географии в центре внимания был и остается вопрос о типологии стран мира, который нашел отражение в работах В. В. Вольского, М. Г. Соловьевой, Ю. Д. Дмитревского, Л. В. Смирнягина, Я. Г. Машбица, а также ряда известных экономистов.

До начала 90-х годов в основе такой типологии лежало подразделение всех стран на три типа — социалистические, капиталистические и развивающиеся. Ныне их стало более или менее принято объединять в два типа — экономически развитых и развивающихся стран. Но в целом, по мнению Я. Б. Машбица, типология стран относится к наименее разработанной части экономической и социальной географии [68, с. 237].


Новые подходы

Системный подход.

«Система есть комплекс элементов, находящихся во взаимодействии».

Понятие «система» характеризуется целостностью, автономностью и устойчивостью.

В географии проявления системного подхода стали прослеживаться уже в 40—50-е годы. Достаточно сослаться на учения В. И. Вернадского, А. А. Григорьева, Л. С. Берга, теории Н. Н. Баранского, Н. Н. Колосовского. Но «официально» применение этого подхода российскими географами началось в середине 60-х годов. Как считает В. С. Преображенский, в 60—80-х годах системный подход был использован географами прежде всего для решения проблем взаимодействия общества и природы, углубления представлений о предмете исследования самой географии, для уяснения сложной системы географических наук и для совершенствования системной географической деятельности.

Со временем основным понятием системного подхода в географии стало понятие «.территориальная система», получившее множество модификаций.

Прежде всего это, конечно, понятие «геосистема», которое из физико-географического стало превращаться в общегеографическое. Физико-географы начали широко применять системный подход при изучении географической оболочки и в особенности ПТК, экономико-географы — при рассмотрении ТПК, отдельных отраслей (Единая транспортная система), мирового хозяйства (мировые производственная, торговая, транспортная, финансовая, информационная системы) и др.

В географии населения стали использоваться понятия о территориальных системах населения, системах городов, самом городе как сложной системе.


Проблемный подход.

Этот подход также относится к общенаучным. Проникая во все сферы науки, он нацеливает ученых на решение ключевых задач, активизирует научный поиск, усиливает интеграцию научных дисциплин.

Известное высказывание В. И. Вернадского о том, что «мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам».

Особенно большое значение проблемный подход приобрел, в том числе и в географической науке. При этом проблемный подход стал использоваться на самых разных уровнях, так сказать, в разных «масштабах».

На глобальном уровне он связан прежде всего с глобальными проблемами человечества, которые затрагивают судьбы всех стран и народов, приводят к значительным экономическим и социальным потерям и требуют для своего решения сотрудничества в общепланетарном масштабе.

На страновом уровне проблемный подход нашел отражение прежде всего в появлении и развитии проблемного страноведения, о котором уже говорилось.

В последнее время проблемный подход начал отчетливее проявляться и на регионально-районном уровне. Стали использоваться понятия «проблемный регион», «проблемный район». Так принято называть те регионы и районы, которые сами, без помощи извне, не в состоянии решать обострившиеся социальные, экономические, экологические и другие проблемы. Проблемный регион (район) — это прежде всего объект региональной политики и территориального проектирования. Подобные регионы (районы) есть в большинстве стран мира, и в том числе в России .


Экологический подход.

Как системный и проблемный подходы, экологический подход является общенаучным, пронизывающим в наши дни многие естественные, общественные и технические науки.

По определению акад. И. П. Герасимова цель экологического подхода состоит в выявлении и исследовании связей, существующих между изучаемым той или иной наукой объектом и окружающей его средой.

Такая трактовка предопределила возникновение и развитие в рамках географии геоэкологического подхода, содержание которого тот же И. П. Герасимов определил следующим образом:

1) контроль над изменениями окружающей среды, т. е. антропогенный мониторинг;

2) прогнозы последствий воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду;

3) предупреждение, ослабление и ликвидация стихийных природных бедствий;

4) оптимизация среды в создаваемых природно-технических системах.


Большое развитие в последнее время получило экологическое картографирование. Оно включает создание карт антропогенных воздействий на природную среду; карт риска опасных природных явлений и возникновения чрезвычайных экологических ситуаций; комплексных экологических карт; карт экологического природопользования; экологических карт природных комплексов.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.