Введение
Актуальность темы проявляется в том, что проблема демографической ситуации в КНР давно перестала быть вопросом, актуальным исключительно для руководства страны. Дисбаланс между количеством жителей и природными ресурсами в Китае, неравномерность распределения населения как по территории страны, так и между городом и деревней, являются факторами, напрямую влияющими не только на внутреннюю безопасность КНР, но и несущими в себе потенциальную угрозу для стабильности в глобальном масштабе. Анализ состояния и основных мероприятий, регулирующих демографическую и миграционную политику КНР, является необходимым для понимания не только проблем, связанных с народонаселением в Китае, но и для осознания перспектив развития страны в целом, а также для рассмотрения и оценки ее влияния на глобальные экономические и социальные процессы. Пути решения демографических проблем, проводимых КНР на современном этапе, представляет собой уникальный пример создания и функционирования четко работающего механизма согласования демографических и экономических процессов внутри страны. Поэтому детальное рассмотрение основных мероприятий демографической политики, их последствий, а также проблем, с которыми столкнулось государство при внедрении этих мер, представляется необходимым.
Объектом исследования является население Китая.
Предмет исследования - изменение численности и возрастной структуры населения, трудовых ресурсов, кадров образования, процессов урбанизации, миграционных потоков, под воздействием государственной демографической политики. Цель исследования - оценить развитие демографической ситуации в контексте социально-экономических перемен и обосновать пути разрешения демографических проблем в Китае. Для достижения цели должны быть решены поставленные задачи:
1)Проведение характера демографической ситуации в Китае;
2) Проведение обзора характеристики демографических проблем в Китае;
3)Анализ основных направлении демографической политики КНР. Исследование базируется на системном подходе к анализу изучаемого объекта и предмета исследования, понимании населения как единого сложного структурированного целого, развивающегося во взаимодействии политических, географических, геополитических и других факторов. В исследовании курсовой работы были использованы работы Баженовой Е.С., Бергера Я.М., Бичурина Н.Я., Джан Хэ Лань, Дудченко Г., Самбурова Е.Н., Медведевой А.А., Яковлева М., посвященные характеристике демографической ситуации в Китае, различные Интернет – публикации. Особую ценность представляют статистические данные, предоставленные Комитетом по демографической политике и плановому деторождению КНР, Всекитайским комитетом по делам пожилых людей, Канцелярией Комитета по делам женщин и детей при Госсовете КНР.
1 Общая информация о демографической ситуации в Китае
1.1 Численность населения и естественный прирост
Демографические ресурсы Китая не имеют себе равных в мире. В 2003 году население составило около 1,287 млрд. чел., или 22% населения планеты Земля. Вдревних исторических хрониках указывается, что на территории Китая первые учеты (“переписи”) населения осуществлялись в царстве Чжоу в 788 году до н.э. и в царстве Чу в 589 году до н.э. такие учеты населения проводились сравнительно регулярно после образования централизованного государства. За первые 150 лет этого периода их было свыше 10; учету подлежали лишь плательщики налогов, а также женщины в возрасте 15-30 лет; средняя численность населения по этим переписям 63,5 млн. человек, с поправкой на все население – 80-85 млн. человек1. Эти “переписи” были несовершенны, неполны; недоучет и повторный счет существовали одновременно, регистрации не подлежали национальные меньшинства, не учитывались переселенцы. Послеобразования КНР в стране стал налаживаться повсеместный учет населения, и в 1953 году была проведена первая общегосударственная перепись, результаты которой показали численность населения – 582,6 млн. человек (без Тайваня). Вторая перепись населения КНР состоялась в 1964 году, численность населения на эту дату составило 698,6 млн. человек. Летом 1982 года проводилась третья общенациональная перепись населения; численность составила 1008,2 миллионов человек, т.е. впервые превысила 1 миллиард человек. Данные переписи 1990 года показали, что население 29 провинций и автономных районов Китая составило 1,160 млрд. человек2. Население КНР за 1949-1990 год выросло на 618 миллионов, с 542 до 1160 млн. человек, средний абсолютный прирост составлял около 15 млн. человек. Следует отметить, что за первую половину ХХ столетия население увеличилось лишь на 50-60 млн. человек, темпы прироста населения составляли около 0,3% в год. Из общей суммы абсолютного прироста на 1950-е годы приходится 120 млн. человек, на 1960-е годы – 145 млн., на 1970-е годы – 146 млн3.
Таблица 1 - Динамика численности и прироста населения КНР
Т
По данным Национального бюро статистики, 6 января 2005 года численность населения Китая достигла 1,3 млрд человек. За последние два с лишним десятилетия режим воспроизводства населения в Китае изменился коренным образом. Естественного прироста населения его уже не отнесешь к категории слаборазвитых стран: в частности, ежегодный естественный прирост населения снизился до менее чем 1%, а средняя продолжительность жизни превысила 70 лет .Такая ситуация является следствием, с одной стороны, проводимой государством жесткой демографической политики, а с другой стороны, улучшения материального положения людей и их медицинского обслуживания.
1.2 Рождаемость и смертность
В течение многих столетий для Китая была характерна исключительно высокая смертность. Только в конце 40-х, начале 50-х годов нашего столетия удалось значительно снизить показатели смертности; детская смертность уменьшилась в 3-4 раза и составила в городах 75 на 1000 детей в возрасте до одного года. Число умирающих от инфекционных заболеваний резко уменьшилось, изменилась и структура причин смертности. Значительное изменение смертности, которое происходило в 50-х годах, было приостановлено в период 1958-1962 год. Средняя продолжительность жизни при рождении в 1981 году составляла 67,9 года (66,4 для мужчин и 69,3 года для женщин). Ввиду изменения возрастной структуры и повышения в ней доли пожилых возрастных групп будет происходить постепенное увеличение смертности – до 7,3% к 2000 году и 9,4% в первой трети следующего тысячелетия по прогнозным оценкам ООН4.В начале 50-х годов сохранялась на высоком и почти неизменном уровне, что определялось сохранением комплекса факторов, обусловливающих традиционно высокий уровень рождаемости в старом Китае. Наличие мирных условий в этот период времени, благоприятная социально-экономическая обстановка в стране способствовали образованию новых семей. Результаты 16 обследований, проведенных в различных провинциях Китая в 1951-1954 годах, дают средний показатель рождаемости 41,6%. В последующий период времени четко прослеживается тенденция к понижению коэффициента рождаемости – к концу 70-х годов показатель уменьшился вдвое по сравнению с периодом 50-х - 60-х годов. Уменьшение рождаемости происходило под влиянием изменения социально-экономических условий, действия целого ряда долговременных факторов, среди которых следует отметить следующие5:
1) рост уровня общей и санитарной культуры населения, что привело к уменьшению детской смертности; меньше рождений требовалось для достижения желаемого размера семьи;
2) изменение функций семьи, трансформация традиционных семейных отношений, уменьшение экономической полезности детей;
3) ослабление религиозных норм традиционного китайского общества, утрата значения многих религиозных ритуалов;
4) вовлечение женщин в активную трудовую деятельность как в городской, так и в сельской местности, распространение образования.
Таблица 3 - Динамика коэффициента смертности в КНР
Таблица 4 - Динамика коэффициента рождаемости в КНР
«Политика «одна семья — один ребенок» применяется лишь в отношении крупных городов и сравнительно развитых регионов» - сообщила Директор департамента международных отношений Госкомитета КНР по населению и планированию рождаемости Хао Линьна. «В 19 провинциях в отношении сельского населения проводится политика 1,5 ребенка: то есть, если у семейной пары первой родилась девочка, то они имеют право на второго ребенка», — сообщила Хао Линьна, добавив, что если первым родился сын, то право на второго ребенка семья теряет. В более отсталых и окраинных регионах крестьяне изначально обладают правом на двоих детей, вне зависимости от того, кто родился первым, сказала она. Наконец, представители национальных меньшинств даже в городах могут родить двух детей. «В деревнях Синьцзян - Уйгурского автономного района семья может иметь троих детей, а в деревнях Тибета таких ограничений нет вовсе», - подчеркнула директор.
1.3 Возрастная, половая структура населения и характер процесса урбанизации
Значительные изменения в возрастной структуре населения определяются тенденциями сокращения доли молодого и увеличения доли пожилого населения страны, что приводит к обострению проблемы старения населения. На долю пожилых людей в составе населения приходится 7,6% (99,3 млн. чел. в 2005г6. Ежегодно численность пожилых людей увеличивается приблизительно на 2-3%. Процесс старения населения КНР идет гораздо более стремительными темпами, чем в других странах, что объясняется успехами в реализации жесткой политики ограничения рождаемости и улучшением социально-бытовых условий жизни китайского народа в последние десятилетия. В первые годы существования КНР на молодые возраста приходилось 34% населения, в конце 60-х годов – 43%. Однако, в результате мероприятий по ограничению рождаемости удельный вес населения в возрасте до 15 лет несколько уменьшился и составляет ныне 33,6% общей численности населения. В 1953 году на долю лиц в возрасте до 14 лет приходилось 36,3%, от 15 до 64 лет – 59,3%, в 1964 году – соответственно, 40,4 и 56,1%; в 1972 году – 35,8 и 59,4%; в 1982 году – это соотношение изменилось весьма значительно: до 14 лет – 33,6%, 15–64 года 61,5, а в 2000 году - 23 и 70%7. У Китая есть все шансы стать самой старой (по составу населения) страной мира. Значительные изменения в возрастной структуре населения определяются тенденциями сокращения доли молодого и увеличения доли пожилого населения страны, что приводит к обострению проблемы старения населения. На долю пожилых людей в составе населения приходится 7,6% (99,3 млн. чел. в 2005г8. Ежегодно численность пожилых людей увеличивается приблизительно на 2-3%. Процесс старения населения КНР идет гораздо более стремительными темпами, чем в других странах, что объясняется успехами в реализации жесткой политики ограничения рождаемости и улучшением социально-бытовых условий жизни китайского народа в последние десятилетия. В первые годы существования КНР на молодые возраста приходилось 34% населения, в конце 60-х годов – 43%. Однако, в результате мероприятий по ограничению рождаемости удельный вес населения в возрасте до 15 лет несколько уменьшился и составляет ныне 33,6% общей численности населения. В 1953 году на долю лиц в возрасте до 14 лет приходилось 36,3%, от 15 до 64 лет – 59,3%, в 1964 году – соответственно, 40,4 и 56,1%; в 1972 году – 35,8 и 59,4%; в 1982 году – это соотношение изменилось весьма значительно: до 14 лет – 33,6%, 15–64 года 61,5, а в 2000 году - 23 и 70%9. У Китая есть все шансы стать самой старой (по составу населения) страной мира. Китай относится к странам с низким уровнем урбанизации, причем до 1949 года это было связано с недостаточным развитием современного производства в городах. Значительный рост городского населения по сравнению с предыдущим периодом наблюдался в 1953-1957 годах. Городское население увеличивалось более быстро по сравнению с сельским, темпы прироста составляли в среднем соответственно 6,4 и 1,6% в год. К наиболее урбанизированным районам относятся провинции Хэйлунцзян (40%) и Ляонин (42%). Крупнейшими городами являются: Шанхай – 6,3, Пекин – 5,6, Тяньцзинь – 5,1, Чунцын – 2,7, Харбин – 2,510. К началу 1958 года около 3-х миллионов человек было выслано из городской местности. В этот период городское население Китая увеличилось примерно до 115 миллиона человек. Одновременно осуществлялось и перемещение из многонаселенных районов в малонаселенные, главным образом, из городов центрального подчинения – Пекина, Шанхая, Тяньцзиня, а также из густонаселенных провинций страны. В настоящее время в городах Китая проживает 207 миллионов человек. Удельный вес городского населения в общей численности населения страны по-прежнему не велик – 20,6%. Очевидно, что рост городов происходит в основном за счет естественного прироста населения11. 17 августа 2001 г.В Китае были обнародованы новые подробности планов крупномасштабной урбанизации страны. По данным Государственной комиссии планирования и развития, в настоящее время жители городов составляют немногим более 30 % общей численности населения Китая. Но уже к 2010 году планируется довести их долю до 40 %.Эксперты, которых цитируют государственные СМИ Китая, считают вероятным, что через 20 лет в городах будет проживать 60 % населения страны. Согласно обнародованным данным, быстрое превращение Китая из преимущественно сельскохозяйственного общества в урбанизированное происходит все стремительнее. Сейчас в КНР уже 660 крупных городов - втрое больше, чем два десятилетия назад. Общее же число поселений городского типа выросло за это время и вовсе в девять раз и превысило теперь 20 тысяч. Если в 1978 году в городах проживало 170 миллионов китайцев, то сейчас их там уже 456 миллионов. И, если верить комиссии, в дальнейшем из деревни в город каждый год будет перебираться не менее 10 миллионов человек.
2 Характеристика демографических проблем в Китае
2.1 Обострение проблемы занятости и образования населения
С 50-х годов в Китае наблюдались два всплеска рождаемости. Первый происходил с 1954 г. по 1957 г. Тогда количество новорожденных ежегодно превышало 20 млн. Второй - с 1962 г. по 1975 г. Данные третьей переписи населения Китая показывают, что и в 1981 г. после 10 лет применения планового деторождения количество новорожденных за год составляло 20,7 млн. человек. При очень низкой смертности населения в возрасте от 0 до 14 лет - с конца 70-х годов до 1996 г. - в Китае ежегодно более 20 млн. человек входило в трудоспособный возраст12. В итоге здесь уже в 1990 г. численность трудовых ресурсов составила 754,5 млн. человек, 65,6% от всего населения; среди них социально занятые - около 614 млн. человек. В 1996 г. количество лиц трудоспособного возраста возросло до 850 млн. чел и к концу прошлого века превысило 900 млн. человек13. По абсолютной численности экономически активного населения КНР находиться на первом месте. Населению трудоспособного возраста в Китае присущи следующие особенности: масштабность; быстрый рост; значительная доля в общей численности населения; длительный период продолжающегося увеличения. Большое количество трудоспособных имеет положительную сторону только при соответствии численности трудящихся уровню социально-экономического развития страны и при условии, что общество имеет достаточно средств, ресурсов и оборудования для обеспечения трудоустройства. В Китае же, где этих условий еще нет, оно является обузой, "бомбой" для общества. Здесь на рынке труда предложение постоянно превышает спрос. Очевидно, перед Китаем еще довольно длительный период будет стоять проблема трудоустройства. Ее "давление" будет обострять противоречие между "равенством" и "эффективностью", мешать реформам в общественной экономике. Вопрос социального равенства является очень важным и чувствительным. Малейшая неосмотрительность при решении этого вопроса может вызвать беспорядки в обществе. С другой стороны, если Китай хочет построить систему рыночной экономики, нужно использовать механизм конкуренции и экономической эффективности. Необходимо создание единого рынка рабочей силы, чтобы осуществить достаточное освоение, правильное и эффективное распределение трудовых ресурсов. Но в условиях, когда рыночная экономика только развивается, не происходит пока оздоровления систем рынка рабочей силы и социального обеспечения. Поэтому на пути осуществления вышеназванных целей еще существуют большие преграды. Давление со стороны проблемы трудоустройства в основном вызвано избытком рабочей силы в деревне. Решение вопроса, связанного с излишней рабочей силой в сельской местности, уже стало важнейшим фактором, определяющим успех реформ в деревне. Это привело к выбору: либо пустить крестьян в города, что вновь приведет к проблемам, либо ограничить сюда их переселение и, в конечном счете, ограничить развитие деревни.
Т
Опираясь на данные China statistical yearbook, к концу 2009 общее число занятых в Китае достигло 779.95 миллионов человек, что на 5.15 больше чем в 2008 году. Городское население насчитывает 40 % от общей занятости (311.20 миллионов человек). К концу 3 квартала, прибрежные регионы имели самый высокий уровень занятости городского населения.
Немало проблем, существующих в Китае, в значительной мере вызвано низким уровнем образования. В первые годы народной власти достигнуты большие успехи в области образования. Была близка к полной ликвидации неграмотность. Большое развитие получила общеобразовательная и высшая школа. Однако политика "большого скачка", "культурная революция" отрицательно сказались на образовании. Хотя в последнее время многое исправлено, положение остается тяжелым. По данным статистики, 23,5% жителей страны неграмотны и полуграмотны. К 1982 г., через 32 года после создания КНР, количество населения увеличилось на 566 млн., и только 325,2 млн. человек получили образование: 157,1 млн. - на уровне начальной школы, 52,5 млн. - второй ступени средней школы, 5,8 млн. - на уровне техникума, 3,18 млн. - высшее. По данным четвертой переписи населения Китая, на 1 июля 1990 года население в возрасте старше 12 лет в среднем имело образование на уровне 5,5 лет обучения. Неграмотных и полуграмотных в возрасте 15 лет и старше было 182 млн. человек, из которых подавляющее большинство проживало в сельской местности. Число неграмотных женщин составляет 70% общего числа неграмотных. 350 млн. человек имели начальное образование, что составляло 47% от общей численности населения страны. 170 млн. получили среднее образование. Доля лиц, имеющих высшее образование, составила только 0,6%, студентов вузов - 0,12% от всего населения. Это значит, что процент лиц, поступающих из начальной школы в среднюю невысок, а из средней школы в вуз еще ниже14. Нынешнее отставание в образовании, несомненно, будет влиять на дальнейшее развитие экономики и общества в целом. По данным зарубежных исследований, половина национального дохода США является результатом повышения образования рабочей силы. Согласно исследованиям, проведенным в Японии, степень образования работников влияет на техническое преобразование: если уровень образования рабочих поднимается на один класс, то уровень техники - на 6%. Обычно, чем ниже уровень образования, тем меньше национальный доход страны. Таким образом, низкий образовательный уровень населения является важным фактором, отрицательно влияющим на социально-экономическое развитие Китая. Быстрый рост численности населения помешал накоплению материальных средств и вложению капитала в образование. В 1965 г. в Китае расходы на одного учащегося начальной школы составляли 19,96 юаней в год, на одного учащегося средней школы - 88,89 юаней. К 1978 г. из-за увеличения численности населения ежегодные расходы уменьшились соответственно до 12,61 и 37,57 юаней15.
Т
В результате, именно среднее профессиональное и высшее образование являются наименее доступными для населения Китая. Это связано не столько с тем, что в данном случае приходится серьезно готовиться к вступительным экзаменам, сколько с отсутствием у большинства граждан Китая средств на оплату данного образования. В целом, ограниченность финансовых средств для оплаты дальнейшего образования и отсутствие равных возможностей для получения образования среди различных слоев населения являются на сегодняшний день основными проблемами для большинства населения Китая в сфере образования. Такое положение вещей связано с другим кризисным явлением, а именно, увеличением разрыва в образовательном уровне. Подобные тенденции косвенно ведут к росту социальной напряженности и на фоне возрастающей бедности и общего разрыва в доходах способны стать определенного рода катализатором общественного недовольства.
2.4 Проблема «старения» населения и обострение экологической проблемы
Политика "планирования семьи" вызвала еще одно явление в демографии КНР: происходят изменения в возрастной структуре. Увеличивается доля взрослого и трудоспособного населения. Резкое "постарение" населения ожидается в предстоящие 40 лет. В конце 1996 года в Китае было около 130 млн. человек в возрасте 60 лет и старше - примерно 10% от общей численности населения. Согласно оценке ООН, если количество людей в возрасте 60 лет и старше составляет свыше 10% от общей численности населения, то данная страна является "страной с пожилым населением". Таким образом, Китай входит в число подобных стран. В течение следующих 40 лет количество пожилых китайцев будет увеличиваться ежегодно более чем на 3%,. К 2025 году оно составит свыше 300 млн. человек, или более 20% от общей численности населения. В 2035 году доля пожилых людей поднимется до 27%, т.е. каждый четвертый человек в стране будет пожилым.
Вместе с увеличением доли пожилых людей в общей численности населения увеличивается и коэффициент их иждивенческой нагрузки, что означает и увеличение экономической нагрузки. В 1988 году количество пенсионеров составляло 18 млн. Человек (14% от численности работающих), а расходы на пенсии - 18 млрд. юаней. В 2000 году пенсионеров стало 40 млн., или 17% от численности работающих. Таким образом, расходы на них возросли до 50 млрд. юаней. В промышленно развитых городах старение население уже сегодня является серьезной проблемой. Например, в Шанхае в конце 1986 года количество пенсионеров превышало 1,38 млн., что составляло около 28,3% от работающих горожан. Сумма пенсий составляла 20% от общего фонда заработной платы. Старение населения повлияет на распределение и перераспределение национального дохода, на экономическую систему и ее развитие в целом. В 1984 году китайские пенсионеры в среднем получали пенсию в сумме 769 юаней ежемесячно. Эти расходы в 5 раз больше, чем расходы на детей в городах Китая. Также изменяются пропорции между расходованием и накоплением капитала. В Китае в основном традиционная структура семьи. На сегодняшний день только 4% лиц в возрасте 60 лет и старше живут отдельно. Со старением населения семейная структура измениться: увеличится количество отдельных семей пожилых людей и семей типа 4:2:1, где 4 - люди пожилых возрастов, 2 - трудоспособное население, 1 - несовершеннолетние. Так политика "одна семья - один ребенок; породила своего рода демографический капкан. Создалась ситуация, когда максимальное социальное бремя должно лечь на поколение, минимально для этого подготовленное. «Сверхнормативная» рождаемость характерна для отсталых в экономическом отношении западных регионов страны. Тем не менее, низкий (и даже отрицательный) показатель рождаемости в городах обострил проблему социального обеспечения, вызванную ростом числа пожилого населения, и вопрос содержания обоих родителей единственным ребенком. Также это связано с тем, что повзрослевшие дети не хотят или не в состоянии заботиться о своих отцах и матерях. Этот параграф дает анализ того, что с политикой контроля роста населения происходят существенные изменения в возрастной структуре. Так называемая проблема старения населения оказывает влияние на состояние экономики Китая, в целом. И если не подойти к этому вопросу со всей серьезностью, это может сильно обострить проблему социального обеспечения.
Непрерывный рост населения оказывает огромное давление на окружающую среду. Уже заметны признаки, которые показывают, что сегодняшнее количество жителей КНР приближается к пределу. А в некоторых районах страны даже превышает предел "выносливости" экологической системы. Вместе с увеличением численности людей возрастают и их суммарные потребности. Чтобы уменьшить несоответствие между потребностями человека и их обеспечением окружающей средой требуется новое усиленное освоение природы. Результат предсказуем - широкомасштабное разрушение экологии и серьезное загрязнение окружающей среды. Среди экологических бедствий эрозия почв является самым серьезным. На сегодняшний день площадь земель Китая, подверженных эрозией почв, составляет 1,6 млн. км? или 1/6 общей площади страны. Площадь земель, ежегодно превращающихся в пустыни, составляет около 2100 км. Сокращение лесов, лугов, чрезмерная добыча полезных ископаемых вызвали разрушение экологической системы и стихийные бедствия, которые ежегодно наносят прямой экономический ущерб в размере 40-60 млрд. юаней. Это заметно влияет на экономическое развитие и социальную стабильность в стране. Загрязненность окружающей среды усиливается с каждым днем. Ее подразделяют на жизненное и производственное загрязнение, а производственное еще разделяется на индустриальное и сельскохозяйственное. Возьмем, к примеру, индустриальное загрязнение. После создания КНР ежегодно рождалось 15-20 млн. человек, увеличивалась численность рабочей силы. Существующие тогда около 400 тыс. предприятий не могли обеспечить работой массы новых граждан, и поэтому в городах и деревнях появилось множество новых предприятий. Их общее количество достигло 1,5 млн. Эти предприятия, имеющие обычно отсталые технологии и оборудование, не в состоянии принять какие-либо меры по охране окружающей среды. В стране 85% промышленной сточной воды и 80% промышленных отходов, а также большинство отработанного газа прямо, без отчистки выпускается в окружающую среду, что создает очень серьезную ситуацию. В 1981 г. отработанные газы содержали 42 млн. тонн разных ядовитых и вредных веществ, сточные воды - 30,3 млрд. тонн подобных веществ. Ежегодное количество различных промышленных отходов составляет около 430 млн. тонн. В целом за все годы после создания КНР количество промышленных отходов составило более 5 млрд. тонн, которые занимают 400 км. Сегодняшняя ситуация в Китае по загрязнению окружающей среды крупными и средними предприятиями еще не получила должной оценки, а загрязнение малыми предприятиями продолжает увеличиваться16.
2.5 Обострение кризиса, связанного с миграцией и урбанизацией
В последнее время в демографической области возникла еще одна сложная проблема, которая вызывает серьезное беспокойство. Это огромная масса мигрирующего населения. Как считают в Китае, ее возникновение связано с осуществлением в деревне аграрной реформы. Переход на систему семейной подрядной ответственности высвободил значительное количество крестьян. Большинство бывших земледельцев устроилось на местные волостные не поселковые предприятия, сеть которых быстро развивается в сельских районах, часть же двинулась в города в поисках работы на стройплощадках, промышленных предприятиях, в сфере обслуживания. Наплыв мигрантов оборачивается большими хлопотами для городских властей: усугубляется и без того напряженное положение на общественном транспорте, в здравоохранении. Мобильное и поэтому трудно поддающееся контролю мигрирующее население затрудняет реализацию демографической установки "одна семья - семья, один ребенок". Обследование, проведенное в ряде городов, показало, что 70% женщин из числа приезжих "не следует государственной политике "планирования семьи", имея по двое и более детей. Местные власти принимают меры, чтобы контролировать положение. В ряде провинций муниципалитеты требуют, чтобы перебирающиеся в города местные крестьяне предъявляли специальные "сертификаты планирования семьи", удостоверяющие их семейное положение и наличие детей. Без таких документов их не принимают на работу. Миграция значительно осложняет ускорившийся в последнее время процесс урбанизации в КНР. Проведение хозяйственной реформы привело резкому увеличению числа мигрантов, изменению характера процессов урбанизации в стране. Если за 27 лет, с 1949 по 1976 год, численность городского населения возросла на 106 млн. чел, то за десятилетие реформы (1976-1986 гг.) она увеличилась на 278 млн., с 163 до 441 млн. человек. В последнее время заметно растет число городов-миллионеров и других крупных городов, в которых проживает подавляющее большинство жителей, что характерно для процесса урбанизации в Китае. Почти 79% горожан проживает в городах с населением более 500 тыс. человек, 48% - с населением свыше 1 млн. человек. Доля малых и средних городов с числом жителей 50-100 тыс. человек невелика17. Крупные города все больше сталкиваются с проблемой чрезмерной скученности, нехватки источников энергии и сырья, транспорта, недостатками системы образования, вопросами занятости обеспечения жильем, обострения экологической ситуации. Именно поэтому одним из основных направлений политики в области урбанизации было жесткое ограничение чрезмерного роста крупных городов. Плотность населения в крупнейших городах КНР достигает 2,1 тыс. человек на 1 кв. км в Пекине, 19,9 тыс. - в Шанхае. Население неравномерно концентрируется и в границах городской территории. При общей площади Пекина 16 тыс. кв. км на 2% его территории сосредоточено 45% жителей. Такая скученность населения обостряет обеспеченность горожан жильем и коммунальными услугами. В 1989 году на одного городского жителя приходилось 6,6 кв. м жилья, на одного сельского жителя - 17,2 кв. м. В крупных городах обеспеченность жильем гораздо хуже, чем в малых. Качество жилых помещений в городах не отвечает современным требованиям. Зимой дома отапливаются очень плохо (в Пекине имеет центральное отопление 10% жилого фонда). Для обогрева квартир используются печи и небольшие котельные, что усиливает загрязнение воздушного бассейна городов. Вода в городах плохого качества, ее недостаточно; более 150 городов страны остро страдают от постоянной нехватки воды, ее не хватает как городскому населению, так и промышленным предприятиям. Размеры потребления воды в Пекине в 1949 году составляли 6,5 млн. т, а в 1978 году - 18,9 млн. т18. Рост числа городских жителей на передний план выдвигает и проблему городского транспорта, который в течение многих лет почти не обновлялся; используются в основном старые, изношенные машины. Нагрузки на транспорт огромны - в Пекине перевозится в среднем 10 млн. пассажиров в день. Многие городские жители из-за ужасной скученности и давки в общественном транспорте предпочитают пользоваться велосипедом. В Пекине с 1969 года работает метро. Слабо контролируемые темпы урбанизации способствуют росту преступности. Удельный вес уголовных правонарушений, совершаемых приезжими в крупных и средних городах КНР, составляет уже около 40%, что вызывает у властей закономерную тревогу. Центральные власти приняли ряд законодательных актов, предусматривающих жесткие ограничения "дальнейшего разбухания городов-гигантов", создание вокруг них населенных пунктов с надлежащей инфраструктурой. Данная глава имеет первостепенное значение в моей курсовой работе, потому что современная проблема миграции оказывает большое влияние на инфраструктуру всего Китая в целом. Из-за реформ в среде сельского населения огромная масса населения мигрирует из деревень в более крупные города. Это в свою очередь создает проблемы здравоохранения, занятости, и в принципе нарушает демографическую политику КНР по установки однодетных семей, что в свою очередь вызывает проблемы, связанные с ростом населения. Эти проблемы взаимосвязаны. В результате логично сделать вывод о том, что сельскому населению Китая остается либо оставаться на своем месте, либо перебираться в крупные города, либо мигрировать в дальние страны. Лакомым кусочком среди китайских иммигрантов является Российская Федерация.
Т
3 Пути разрешения демографических проблем в Китае
3.1 Основное содержание, эволюция, методы проведения, и направления демографической политики руководства страны
Имея самое многочисленное население в мире, КНР в течение всего
периода своего существования и, особенно в последние десятилетия
испытывала огромное воздействия демографического фактора на
социально-экономическое развитие страны. Необходимость решения вопросов, возникающих в связи с существованием огромного по численности населения страны, вынуждает китайское руководство проводить демографическую политику, направленную на ограничение рождаемости. Определенные шаги в этой области были сделаны еще в середине 50-х годов с тех пор демографическая политика, ее характер и обоснование не раз
претерпевали существенные изменения, причем периоды "активности"
и "спада" во многом зависели от состояния экономической и
политической жизни страны. С конца 70-х годов прошлого столетия КНР проводит последовательную политику, направленную на регулирование демографической ситуации в стране. Это обусловлено не только сочетанием проблем перенаселения и нехватки ресурсов, но в том числе и неравномерностью половозрастной структуры, характерной для развивающихся обществ. Для осуществления контроля над рождаемостью в начале 80-х годов принят целый ряд законов и правительственных постановлений. С первого января 1981 года вступил в силу новый закон о браке, который предусматривает повышение возраста вступления в брак с 20 до 22 лет для мужчин и с 18 до 20 лет для женщин, а также положения относительно ограничения рождаемости. Эталоном стала однодетная семья. В настоящее время однодетная семья рассматривается китайским
руководством в качестве единственно возможного метода оптимизации
воспроизводства населения. Однако исследование современной
демографической ситуации в КНР и репродуктивного поведения
китайского населения показывает, что в настоящих условиях население
еще не готово к восприятию и реализации установок на однодетную
семью. Осуществление этой политики сталкивается с большими
трудностями, особенно в сельской местности, где население
ориентируется на менее чем на двухдетную семью. Такой ориентации
способствует, и традиционные убеждения в необходимости отдавать
предпочтение сыновьям, боязнь не иметь поддержки в старости.
Следствие этого - участившиеся в последнее время явления
инфантицида (убийство новорожденных девочек). По материалам
выборочного обследования крестьянских семей в провинции Хубэй
иметь одного ребенка желают лишь 5% семей, 2-х детей - 51%, 3-х и
более - 44%. В китайском семейном праве не признается законным так называемый гражданский, или фактический, брак. Данная поправка внесена в закон с целью максимального ограничения распространенной в сельских районах практики супружеских отношений без регистрации. В Китае функционирует Государственный комитет по демографической политике и плановому деторождению, который занимается вопросами планирования мер и показателей, направленных на создание оптимальной для развития страны демографической обстановки. Особое внимание уделяется не только и не столько вопросам достижения заложенных в плане показателей естественного прироста, сколько в целом созданию государственной стратегии развития народонаселения, нацеленной на содействие сбалансированному развитию экономики и общества в сочетании с рациональным использованием ресурсов и охраной окружающей среды19. Сама демографическая программа рассматривается как составная часть общего плана развития народного хозяйства и общества, утверждаемого руководством КНР как в планах ежегодного, так и пятилетнего развития государства. Например, в плане пятилетнего развития КНР на 2006-2010 годы (XI пятилетка) заложен предел общей численности населения страны в рамках 1,36 млрд человек. К основным направлениям стратегии демографического развития Китая на ближайшие годы относятся:
1)Прогноз численности населения на предстоящие 10-15 лет и тенденций ее изменения;
2)Анализ демографической, профессиональной и социальной структуры населения, вопросы оптимизации трудовых ресурсов;
3)Повышения комплексного качества населения, жизненного уровня и т.д.;
4)Изучение проблемы «старения населения»;
5)Рассмотрение вопроса половой диспропорции среди новорожденных: страна стоит перед необходимостью сдерживания увеличения данного дисбаланса;
6)Изучение вопросов миграции и трудоустройства, анализ тенденций урбанизации и трудовой миграции в целях обеспечения тех или иных районов трудовыми ресурсами путем регулирования притока населения;
7)Более тщательное исследование вопроса демографической ситуации в разрезе состояния окружающей среды и ресурсов той или иной территории;
8)Изучение проблемы демографической стороны вопроса безопасности и здоровья населения в плане создания механизма экстренного реагирования в случае возможных инцидентов.
3.2 Политика по ограничению рождаемости в КНР
Демографическая политика КНР довольно многовекторна, тем не менее, основной ее составляющей принято считать комплекс мер по ограничению рождаемости. С 1 сентября 2002 года в Китае вступил в силу первый «Закон о демографии и плановом деторождении». На разработку этого закона, состоящего из 7 глав и 47 статей, было затрачено 23 года. В принятом законе предусматриваются не только обязательства граждан по выполнению планового деторождения, но и законные права и интересы людей в этой области, а также способы защиты собственных прав и интересов. В соответствии с данным Законом, действующая государственная политика планового деторождения не сводится к упрощенной формуле «Одна семья — один ребенок». Второго ребенка разрешается иметь супругам, если соблюдаются все требования закона и законоположений. С сентября 2002 года в стране также действует механизм финансирования работы по планированию семьи за счет правительственных бюджетов, введены Положения об управлении сбором взносов по социальному иждивению, которые предусматривают отделение взимания взносов по социальному иждивению от интересов структур по планированию семьи: собираемые в различных местах взносы по социальному иждивению и пени полностью сдаются в государственную казну, а расходы на работу по плановому деторождению обеспечиваются финансовыми ассигнованиями правительств различных. Главное содержание политики планирования семьи– это поощрение поздних браков и позднего рождения ребенка, ограничение числа младенцев с упором на улучшение комплексных характеристик качества нации, призыв к супругам иметь только одного ребенка. Крестьянским семьям, испытывающим трудности в силу нехватки рабочих рук, разрешается иметь второго ребенка с соблюдением определенного интервала после рождения первого. В районах проживания национальных меньшинств придерживаются различных правил, зависящих от волеизъявления титульной нации (а также от численности последней), наличия местных ресурсов, состояния экономики, культурных традиций и народных обычаев. В целом каждая такая семья может иметь двоих детей, в отдельных районах — троих. Для самых малочисленных нацменьшинств ограничения не устанавливаются20.С целью обуздания чрезмерной рождаемости разработана система мер наказания«нарушителей» принципа «одна семья - один ребенок». На них налагают штрафы, производят вычеты из зарплаты. Они в последнюю очередь получают жилье, их детей (второго, третьего ребенка) не берут в детские сады, иногда не допускают к обучению в школе, не будут принимать в высшие учебные заведения. Родители, нарушившие указанный принцип, рискуют даже потерять работу. Напротив, для супружеских пар, соблюдающих установку «одна семья - один ребенок», предусмотрены различные льготы. Они получают надбавку к заработной плате до достижения ребенком 14 лет, пятипроцентную надбавку к пенсии. У них есть право на первоочередное получение жилья, устройство ребенка в детский сад. Политика сокращения рождаемости поощряет аборты, а также стерилизацию как женщин, так и мужчин. Тем не менее, в стране превышаются установленные государством нормы рождаемости.В ряде семей имеется двое, а то и трое детей. Люди предпочитают отделываться штрафом за рождение ребенка «сверх нормы», особенно, если первым ребенком является девочка. Несмотря на успешность мер по регулированию рождаемости, темпы роста населения и развития экономики все еще переживают период дисбаланса. Согласно прогнозам, основанным на общем показателе рождаемости, в 2010 и 2020 годах общее количество населения страны достигнет соответственно 1,37 млрд и 1,46 млрд человек. К 2033 году Китай подойдет с населением в 1,5 млрд человек.
Рис. 1 - Прогноз динамики роста населения КНР с 2005 до 2030 гг.(млрд чел.)
Таким образом, в связи с такими прогнозами основной задачей демографической политики в настоящее время является сохранение стабильной демографической обстановки для дальнейшего развития страны. В феврале 2006 года Госсовет КНР официально опубликовал «Основные положения государственных средне- и долгосрочных планов научно-технического развития (2006-2020 гг.)». Одними из ключевых направлений развития в сфере народонаселения и здоровья нации являются контроль над численностью населения и повышение качества здоровья новорожденных. Предполагается уделить особое внимание развитию новых технологий по контролю за рождаемостью, обеспечению контроля за состоянием здоровья новорожденных, освоению новейших медикаментов, аппаратуры и соответствующей продукции здравоохранения для создания научно-технической базы, необходимой для эффективного контроля над численностью населения и сохранения уровня возможных пороков у новорожденных в пределах 3%. К числу других направлений развития относится профилактика заболеваний.
3.3 Политика урбанизации руководства КНР
Среди запланированных правительством мероприятий в этой области необходимо отметить: развитие не только крупных, но и средних и мелких городов и волостей, повышение комплексной загруженности городов, привлечение дополнительной рабочей силы в деревнях, городах и волостях.
Проводится совершенствование финансовой и налоговой систем, структуры земельного оборота, административного управления и муниципальных услуг, управления миграционными потоками. Постепенно создается единый городской и сельский рынок труда и конкурсная система трудоустройства. Осуществляется работа по обеспечению гарантий законных прав и интересов. Миграция сельского населения в города удовлетворила здесь спрос на рабочую силу, в основном в строительной индустрии. Однако немаловажным является тот факт, что сельские мигранты получили преимущественно тяжелую, грязную и опасную работу. Крестьяне имеют право заключать трудовые соглашения лишь на определенный срок и поэтому лишены многих материальных и социальных льгот. В Китае в настоящее время свыше 90% предприятий относятся к сфере среднего и малого бизнеса, который пока не отличается высоким уровнем обеспечения безопасности труда и профилактики профессиональных заболеваний. К негативным последствиям внутренней миграции в КНР относят увеличение нагрузки на инфраструктуру и рост преступности. Обеспечение сельской рабочей силы жильем, медицинским обслуживанием, строительство дополнительных сооружений санитарно-гигиенического назначения, обеспечение водой, электричеством – все это является трудноразрешимой задачей. Остро стоит проблема и трущобных поселений. Мобильное и поэтому трудно поддающееся контролю мигрирующее население затрудняет реализацию демографической установки «одна семья – один ребенок». Обследование, проведенное в ряде городов, показало, что 70% женщин из числа приезжих «не следует государственной политике «планирования семьи», имея по двое и более детей. Местные власти принимают меры для осуществления контроля над ситуацией. В ряде провинций муниципалитеты требуют, чтобы перебирающиеся в города местные крестьяне предъявляли специальные «сертификаты планирования семьи», удостоверяющие их семейное положение и наличие детей. Без таких документов их не принимают на работу. Существует так же феномен т.н. «санкционированной» миграции, или внутренней миграции, которая в той или иной мере была запланирована руководством страны. Одним из ярких примеров подобной акции можно назвать заселение западных районов Китая жителями других провинций (преимущественно ханьцами). Таким образом, характерными особенностями политики, регулирующей миграционную ситуацию внутри КНР в настоящее время, можно считать следующие:
1) С начала введения в Китае политики открытости и реформ количество мигрирующего населения в стране резко возросло, в то время как политическая, социальная и экономическая среда для создания необходимых условий труда и обеспечения нормального существования мигрантов формируются крайне медленно и непоследовательно;
2)Направления миграционных потоков в рассматриваемый период характеризуются двумя показателями: поток идет из деревни в город и из наиболее экономически отсталых районов в более развитые. Приток сельского населения в города вызван в первую очередь факторами экономического характера: спросом на большое количество рабочей силы, в связи с развитием промышленности, высвобождением большого количества рабочих рук на селе, в связи с переходом к новой системе землепользования, а также приоритетностью урбанизации в политике руководства;
3)Приоритетное развитие города в политике страны вызвало интенсификацию урбанизационных процессов, наиболее актуальным требованием в настоящее время является достижение баланса промышленного развития и уровня урбанизации. Тем не менее, учитывая все возрастающее демографическое давление на крупные города в экономически развитых районах, правительством проводится активная политика по основанию, становлению и развитию малых и средних городов, а также по ограничению притока мигрантов в крупные города;
4)Крайне остро стоит проблема социального обеспечения рабочих-мигрантов: наиболее актуальными вопросами являются организация адекватных условий труда и безопасности на производстве, доступность медицинских и правовых услуг, повышение заработной платы и профессиональной квалификации мигрантов. По всем этим вопросам руководством КНР в последние годы принимаются активные меры;
5)К положительным сторонам работы сельских мигрантов в городах можно отнести их участие в промышленном развитии страны, в интенсификации урбанизационных процессов, в сокращении бедности на селе (как за счет снятия проблемы перенаселения, так и за счет поддержания денежными средствами родных в деревнях;
6)Еще одной составляющей внутренних миграционных процессов в Китае, помимо трудовой миграции, является санкционированная правительством миграция. Это политика поощрения миграции в наименее экономически развитые районы, в частности на запад страны;
7) В целом в настоящее время, в рамках регулирования внутренней миграции внутри страны, основные действия руководства Китая сосредоточены на формировании единого квалифицированного и социально защищенного рынка рабочей силы, на контроле и регулировании потоков мигрантов и распределении их на тех участках, где это наиболее необходимо.
Таким образом, основными характеристиками демографической политики, проводимой правительством КНР в настоящее время, являются следующие:
1)Характер проводимой демографической политики обусловлен фактором переизбытка населения в КНР при очевидной нехватке ресурсов для обеспечения его нормального существования;
2)Демографическая политика носит комплексный характер и нацелена на создание в стране условий для низкой рождаемости, низкой смертности и, соответственно, низкого естественного прироста населения;
3)Несмотря на эффективность предпринимаемых мер, население Китая продолжает увеличиваться, и сдерживание такого роста в запланированных рамках является одним из приоритетов государственной политики;
4)Основными мероприятиями в сфере ограничения рождаемости являются: акцент на планировании семьи, социальная и материальная поддержка семей с одним ребенком, поощрение поздних браков, декларирование необходимости улучшения качественных характеристик нации. Средства достижения этих показателей сочетают в себе комплекс поощрительных и запретительных мер;
5)Снижение смертности и увеличение продолжительности жизни являются одним из очевидных достижений китайской демографической политики. Однако серьезным последствием этого стало т.н. «старение населения» страны. Негативные стороны такого положения вещей – сокращение трудоспособного населения, повышенная нагрузка на сферу социального обеспечения, необходимость единственному ребенку содержать обоих родителей и т.п;
6)Низкий естественный прирост населения в КНР характеризуется территориальной неравномерностью: в более развитых районах и городах прирост сохраняется в рамках запланированных показателей, в то время как в наименее экономически развитых районах и на селе уровень рождаемости продолжает оставаться достаточно высоким;
7)Большого внимания и принятия комплекса мер на уровне руководства страны требует проблема т.н. полового дисбаланса среди новорожденных и малолетних детей.
Заключение.
Исходя из всего этого, очевидно, что роль демографической политики для обеспечения социально-экономического развития КНР актуальна и важна.
Анализ проведения последствии и предпосылок в области народонаселения в КНР позволяет сделать определенные выводы. Они определились в том, что политика решения демографической ситуации в Китае уже явилась реакцией на сложившуюся проблему перенаселения в стране, несмотря на давнее формирование комплексных мер по борьбе с ней. Но на сегодняшний день можно с уверенностью говорить об эффективности данной политики, в частности, в том, что по демографическим показателям КНР можно причислить к ряду развитых стран. Но наряду с политикой демографии наметились проблемы, из которых самыми острыми являются недостаточность снижения прироста, «старение населения» и половая диспропорция, в первую очередь среди новорожденных. Что касается миграционной политики, то во многом их можно назвать ситуативными и запоздалыми. Последствием этого стали во многом нерегулируемые потоки внутренней миграции как из села в город, так и из менее экономически развитых районов в более развитые. Приоритет для руководства страны экономического развития в ущерб социальной защите и созданию нормальных условий труда для мигрантов стал фактором, породившим ряд проблем в этой сфере. В конце концов, можно сказать, что демографические процессы в КНР крайне нуждаются в политическом контроле и применении мер, направленных на их постоянное регулирование и приведение в соответствие с требованиями экономического и социального развития страны.
Список использованных источников.
1. Книги
1.1 Книги одного автора
Баженова Е.С. Население Китая. М. Мысль, 2001. 170 с.
Бергер Я.М. Планирование семьи в Китае: итоги и перспективы. // Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 1. - с. 11.
Бичурин Н.Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии. М.: Восточный Дом, 2002. 240 с.
Яковлев М. Подходы к решению демографической проблемы (в Китае)// Азия и Африка сегодня. - 2004. - №10. - с.16-21.
Самбурова Е.Н., Медведева А.А. Китай, М., Мысль, 2001. 281 с.
Слука А.Е., Слука Н.А. География населения с основами демографии. М,: Изд- во Моск. Ун-та, 2000. 411 с.
Ли Бин. Рыночная экономика, контроль над населением и перспективы развития // Исследование населения, г. Пекин. - 1993. - № 3.
Джан Хэ Лань. Рост численности населения - фактор социального давления в Китае// Социол. исслед. - 2005. - №1. - с.75-80.
Бергер Я.М. Планирование семьи в Китае: итоги и перспективы. // Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 1. - с. 11.
Бичурин Н.Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии. М.: Восточный Дом, 2002. 240 с.
2. Книги без авторов
2.1.1 Страны и регионы мира. Экономико-политический справочник. М., Прогресс, 2005. 512 с.
3. Книги двух авторов
3.1.1 Проблемы народонаселения КНР: Пер. с кит. и англ./Сост., ред. и предисл. Баженовой Е. С. и Судоплатова А. П. - М.: Прогресс, 12002. - 312 с.
4. Статьи из журналов, газет, сборников
4.1 Дудченко Г. Китай и Дальний Восток России: к вопросу о демографическом дисбалансе // «Вестник Евразии» №3 2002. - с. 142-149.
4.2 Овчинников В. Демографический капкан: Сколько ртов в состоянии прокормить Китай?// Рос. газета. - 2003. - 6 июня. - с.7.
4.3 Овчинников В. Китай: почему опасно родиться девочкой? [Демогр. пол. в Китае]// Рос. газета. - 2005. - 3 фев. - с.7.
4.4 Бергер Я.М. Население Китая на рубеже 21 века // Журнал Китаеведение, №1, 2001. - с.12
5. Интернет
5.1 Информационный сервер Китая // http://www.chinatoday.com
5.2 Каукенов А. Демографическая и миграционная политика КНР // Институт мировой экономики и политики при фонде Первого Президента РК, Центр по изучению Китая при ИМЭП 2006[Электронный ресурс]. Режим доступа: www.asiainfo.newmail.ru
5.3 Косырева И.А. Принципы современного семейного права Китая [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.chinaPro.ru
5.4 China statistical yearbook, Beijing, 2006 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.census.gov
5.5 В.П. Максаковский. Экологические проблемы Китая[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://geo.1september.ru/2003/26/51.htm
5.6 Российский общеобразовательный портал «Время Востока»\\ Аналитика. Китай. Дальний Восток\\ Развитие образования в современном Китае: кризисные явления и поиски решений[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.easttime.ru/analitic/3/8/491.html
5.7Российская Федерация. «Федеральная служба государственной статистики»\\Население. Демография\\ Международная миграция[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demo42.htm
Приложение А
Таблица А.1 – Статистика населения Китая (1949-2004)
Продолжение таблицы А.1
Приложение Б
Т
Приложение В
Таблица В.3- занятость населения по регионам
1 Баженова Е.С. Население Китая. М. Мысль, 2001. С.12
2 Там же. С.14
3 Бергер Я.М. Население Китая на рубеже 21 века // Журнал Китаеведение, №1, 2001. – с.12
4 Джан Хэ Лань. Рост численности населения - фактор социального давления в Китае// Социол. исслед. - 2005. - №1. - с.75
5 Дудченко Г. Китай и Дальний Восток России: к вопросу о демографическом дисбалансе // «Вестник Евразии» №3 2002. - с. 142
6 Проблемы народонаселения КНР: Пер. с кит. и англ./Сост., ред. и предисл. Баженовой Е. С. и Судоплатова А. П. - М.: Прогресс, 12002. С.142
7 Проблемы народонаселения КНР: Пер. с кит. и англ./Сост., ред. и предисл. Баженовой Е. С. и Судоплатова А. П. - М.: Прогресс, 12002. С.143
8 Проблемы народонаселения КНР: Пер. с кит. и англ./Сост., ред. и предисл. Баженовой Е. С. и Судоплатова А. П. - М.: Прогресс, 12002. С.142
9 Проблемы народонаселения КНР: Пер. с кит. и англ./Сост., ред. и предисл. Баженовой Е. С. и Судоплатова А. П. - М.: Прогресс, 12002. С.143
10 Информационный сервер Китая // http://www.chinatoday.com
11 China statistical yearbook, Beijing, 2006 // http://www.census.gov
12 Яковлев М. Подходы к решению демографической проблемы (в Китае)// Азия и Африка сегодня. - 2004. - №10. - с.16.
13 Там же, с.17.
14 Овчинников В. Демографический капкан: Сколько ртов в состоянии прокормить Китай?// Рос. газета. - 2003. - 6 июня. - с.7.
15 Там же, с.7
16 Бергер Я.М. Планирование семьи в Китае: итоги и перспективы. // Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 1. – с. 11.
17 Джан Хэ Лань. Рост численности населения - фактор социального давления в Китае// Социол. исслед. - 2005. - №1. - с.79
18 Яковлев М. Подходы к решению демографической проблемы (в Китае)// Азия и Африка сегодня. - 2004. - №10. - с.18
19 Каукенов А. Демографическая и миграционная политика КНР // Институт мировой экономики и политики при фонде Первого Президента РК, Центр по изучению Китая при ИМЭП 2006// http://asiainfo.newmail.ru
20 Косырева И.А. Принципы современного семейного права Китая // www.chinaPro.ru
40
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |