Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Петербургский государственный университет путей сообщения"
________________________________________________________________
Кафедра "Бухгалтерский учет и аудит"
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Практический аудит»
на тему:
«Аудит материально-производственных запасов»
Теоретическая и практическая часть
Выполнила: студентка
гр. БУК-506
Круглова Ю.В.
Проверила: Шубенцева Лариса Алексеевна
2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….......................3
Глава 1.Основные документы, цель проверки учета материально- производственных запасов…………………………………………………………………...….6
1.1.Основные законодательные и нормативные документы………………………………….6
1.2.Цель проверки и источники информации………………………………………………….6
Глава 2.Планирование, содержание, и методика проверки аудита материально-производственных запасов………………………………………………………………………8
2.1.Планирование аудиторской проверки…………………………..………………………….8
2.2.Содержание общего плана аудиторской проверки ........................................................…10
2.3.Программа аудиторской проверки учета МПЗ ……………………………......................13
2.4.Методика проверки основных комплексов работ по учету материально- производственных запасов…………………………………………………………………….18
Глава 3. Основной перечень вопросов аудита МПЗ и тестирование систем внутреннего контроля ……………………………………………………………………..22
3.1. Вопросник для обследования учета материально-производственных запасов аудитора…………………………………………………………………………………………22
3.2.Проверка правильности отражения на счетах бухгалтерского учета операции по материальным ценностям…………………………………………………………………..….28
3.3.Типичные ошибки……………………………………………………………………….….37
Заключение…………………………………………………………………………………..….38
Список литературы…………………………………………………………………………..…40
Практический аудит…………………………………………………………………..………..41
Приложения………………………………………………………………………………..……42
Становление рыночной экономики в России потребовало создания дополнительных органов контроля и проверки экономических субъектов. Президентом РФ подписан Указ об аудиторской деятельности в РФ № 2263 от 22 декабря 1993г. и создан институт профессиональных аудиторов, принят Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.2008 года.
Предметом данной курсовой работы является аудит материально-производственных запасов. Данная курсовая работа является актуальной в наше время, так как аудит материально-производственных запасов является сложным процессом проверки, а для аудитора очень важно не допустить ошибок на данном участке.
Данная курсовая работа написана на основе данных общества с ограниченной ответственностью «Алтайпрофиль», которое занимается производством и монтажом изделий из ПВХ. Производство является материалоемким, товарно-материальные ценности дорогостоящие и нужен дополнительный контроль за использованием и сохранностью ТМЦ, поэтому темой данной курсовой работы я выбрала «Аудит материально-производственных запасов». Для этого предприятия сохранность и безотходное использование материалов является главной задачей на сегодняшний день.
Целью работы является всесторонняя характеристика аудита материально-производственных запасов. Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
1.Изучение документации и цели проведения аудита МПЗ;
2.Составление программы и плана проверки;
3.Методика проверки основных комплексов работ по учету МПЗ;
4.Составление основных вопросов и тестов для проведения аудиторской проверки на участке МПЗ;
5.Выявление типичных ошибок
Методологической основой курсовой работы явилась нормативная, законодательная, специальная, периодическая и учебная литература по вопросам аудита, а также бухгалтерские и статистические документы ООО «Алтайпрофиль».
Структура работы определяется исходя из целей и поставленных задач исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения, а также практической части.
Во введении определены цель, задачи и методологическая база. Первая глава посвящена основной законодательной базе аудита материально-производственных запасов, во второй главе проводится аудит товарно-материальных запасов и их использования на конкретном предприятии, определен также порядок плана и программы аудита материально-производственных запасов, в третьей заключительной главе составлен вопросник аудитора на основе предприятия ООО «Алтайпрофиль», и определены типичные ошибки, которые совершают предприятия, проходящие аудиторскую проверку на участке материально-производственных запасов.
В заключении подведены итоги работы и разработаны некоторые рекомендации по оптимизации использования материальных запасов.
В практической части курсовой работы приведены типичные задачи по аудиту материально-производственных запасов.
При написании данной курсовой работы и обработки экономической информации использованы пакеты прикладных программ Microsoft Word, Microsoft Excel, справочно-правовая система «Консультант Плюс» и «Гарант».
Глава 1.Основные документы, цель проверки учета материально-производственных запасов
1.1.Основные законодательные и нормативные документы
К документам, регулирующим учет материально-производственных запасов, относятся следующие:
1.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ
2.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской
Федерации (Приказ Минфина РФ № 34 н от 28 июля 1998 года)
3.Налоговый кодекс РФ (ч.1 и ч.2).
4.Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ № 5/01).
5.Основные положения по учету тары на предприятиях (Приказ Минфина СССР № 166 от 30 сентября 1985 года).
6.Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены Приказом МФ РФ № 119н от 28 декабря 2001 года).
7.Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006).
8.План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ 94-н) от 31 ноября 2000 года).
9.Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ № 49 от 13 июня 1995 года).
1.2.Цель проверки и источники информации
Цель аудиторской проверки учета производственных запасов состоит в подтверждении достоверности данных по наличию и движению товарно-материальных ценностей, в установлении правильности оформления операций по производственным запасам в соответствии с действующими нормативными актами Российской Федерации.
В основном здесь проверяется, как ведется учет на синтетических счетах 10,11,14,15,16 и 19. Основное внимание при этом, безусловно, следует уделить счету 10 «Материалы», который подразделяется на субсчета по группам материальных ценностей.
Основными источниками информации являются первичные документы по учету производственных запасов и различные аналитические и синтетические регистры. В качестве первичных по учету материалов используются преимущественно унифицированные учетные документы, к числу которых относятся следующие формы:
доверенность (ф. № М-2 и № М-2а)- применяется для оформления права лица выполнять функции доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению;
приходный ордер (ф.№ М-4)-используется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки;
акт о приемке материалов (ф.№ М-7)-для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика;
требование-накладная (ф.№ М-11)-используется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально-ответственными лицами;
накладная на отпуск материалов на сторону (ф.№ М-15)-применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям;
карточка учета материалов (ф.№ М-17)-предназначена для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру или другому признаку материала;
акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф.№ М-35)-применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования работ.
Общие данные по учету материальных ценностей и производственных запасов проверяются по статьям раздела II «Оборотные активы» актива баланса (ф.1) по строкам 210,211 ,212 ,213,218 и по таким бухгалтерским регистрам, как главная книга, журналы-ордера № 6,10,10/1,вспомогательная ведомость № 10 при мемориально-ордерной форме учета или машинограммы, полученные на персональных компьютерах.
Глава 2.Планирование, содержание и методика проверки аудита материально-производственных запасов
2.1. Планирование аудиторской проверки
Планирование аудиторской деятельности регулируется федеральным стандартом № 3 «Планирование аудита». Положения стандарта применяются в первую очередь к повторяющемуся аудиту (проверкам, которые аудиторская организация проводит в отношении данного аудируемого лица не первый год). Для аудиторской проверки, которая проводится в отношении данного аудируемого лица в первый раз, аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него другие вопросы помимо тех, которые указаны в стандарте № 3.
Будучи начальным этапом проведения аудита, планирование состоит в разработке аудиторской организацией:
стратегии аудита, выражающейся в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита;
детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур; в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности.
Планируя порядок проведения аудита, аудиторская организация должна руководствоваться как общими, так и частными принципами проведения аудита: комплексностью, непрерывностью, и оптимальностью.
Планирование аудита включает следующие основные этапы: предварительный; подготовки и составления общего плана аудита; и составления программы аудита.
В курсовой работе приведен пример проведения аудита материально-производственных запасов на основе данных ООО «Алтайпрофиль». Данная организация занимается производством, монтажом и установкой пластиковых окон и дверей.
ООО «Алтайпрофиль» имеет здание производственного цеха, где установлены машины, оборудование и станки; офисное помещение. Склад находится на территории производственного цеха, где хранится фурнитура и комплектующие. Выдачей материалов занимается кладовщик, с которым заключен договор о материальной ответственности.
Основными видами деятельности Общества являются:
• производство и монтаж строительных конструкций и изделий;
• производство строительных материалов;
• оптовая и розничная торговля товарами;
• организация и проведение выставок, ярмарок, торгов, аукционов и т.д., открытие
В рассмотренном мною примере, в процессе производства наблюдается увеличение валового оборота (на 4,9%) по сравнению с предыдущим 2006 годом.
Полная инвентаризация материально-производственных запасов на предприятии проводится один раз в год, выборочная инвентаризация проходит один раз в месяц.
Бухгалтерский учет материалов осуществляется без применения счетов 15 и 16.
Из-за частой смены кладовщиков и в связи с расширением производства руководством ООО решено провести аудиторскую проверку материально-производственных запасов.
2.2. Содержание общего плана проведения аудиторской проверки
Разработка общего плана и программы аудиторской проверки основывается на предварительных данных об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур.
Проведением аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем, и сроки проведения аналитических процедур аудиторской организации следует варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Общий план-это руководство осуществления программы аудита. В процессе проведения аудиторской проверки у аудиторской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины изменений аудитору следует подробно документировать.
В общем плане необходимо предусмотреть сроки проведения аудита и составить график его проведения, подготовки отчета (информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения. В процессе планирования необходимо учесть реальные трудозатраты, уровень существенности, проведенную оценку аудиторских рисков.
В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля и рисков аудита. Когда принимается решение о проведении выборочного аудита, аудитор формирует аудиторскую выборку.
В общем плане следует предусмотреть:
конкретные области, подлежащие изучению, чтобы аудит был объективным;
существенные моменты, которые следует охватить;
формирование аудиторской группы, ее численность и квалификацию специалистов, привлекаемых к проведению проверки;
распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудиторской проверки;
стандарты, процедуры, методики или документы, с которыми следует ознакомить группу аудиторов;
бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита;
предполагаемые сроки работы группы;
инструктирование всех членов группы об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;
контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;
разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;
документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке конкретного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.
Аудиторская организация определяет в общем плане роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения проверки.
Содержание общего плана аудита может оформляться в виде таблицы (табл.2.1.)
Проверяемая организация Период аудита Количество человеко-часов Руководитель аудиторской группы Планируемый аудиторский риск Планируемый уровень существенности | ООО «Алтайпрофиль» с 01.01.2007 г. по 30.06.2007 г. 240 Рудько Д.А. 4% Качественно – соответствие нор-мативным актам Количественно – 2% |
Таблица 2.1.
№ п/п | Планируемые виды работ (комплексы задач) | Период проведения | Исполнители |
1 | Аудит операций по поступлению материальных ценностей | Один раз в квартал | Рудько Д.А. |
2 | Аудит аналитического учета движения материальных ценностей на складе предприятия | Один раз в квартал | Рудько Д.А. Смирнова Е.А. |
3 | Аудит учета использования материальных ценностей, списания недостач, потерь и хищений | Один раз в квартал | Смирнова Е.А. Сосин А.Н. |
4 | Аудит сводного учета материальных ценностей | Один раз в квартал | Смирнова Е.А. |
5 | Проведения анализа использования материальных ценностей | Декабрь 2006г. | Рудько Д.А. Смирнова Е.А. |
2.3 Программа аудиторской проверки аудита материально-производственных запасов
Разработка программы проведения аудиторской проверки включает этапы, аналогичные тем, что и разработка общего плана аудита. Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Она служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно – средством контроля сроков проведения работы для руководителей аудиторской группы.
Аудитору следует документально оформить программу аудита, присвоить номер (код) каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы в процессе работы иметь возможность делать ссылки на них в рабочих документах.
Аудиторскую программу составляют либо в виде программы тестов средств контроля, либо в виде программы аудиторских процедур по существу.
Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, чтобы помочь выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.
Аудиторские процедуры по существу включает в себя детальную проверку правильности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и по каждому разделу составить программу аудита. В зависимости от изменения условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.
Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах,- фактический материал для составления аудиторского отчета (информации руководству аудируемого лица) и аудиторского заключения, а также основание для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.
Программа проверки может составляться по форме, приведенной в таблице 2.2.
Так как проверка аудита материально-производственных запасов занимает очень много времени, то аудитор проверяет следующие участки МПЗ:
1.Аудит операций по поступлению материальных ценностей
2.Аудит аналитического учета движения материальных ценностей на складах предприятия
3.Аудит учета использования материальных ценностей, списания недостач, потерь и хищений
4.Аудит сводного учета материальных ценностей
5.Проведение анализа использования материальных ценностей
При составлении программы и по ходу аудита аудитор должен предусмотреть ответы на ряд вопросов, влияющих на проведение проверки, т. е составить вопросник по проверяемому участку.
Выработка мнений по составленным вопросам требует от аудитора широты взглядов, осознания своей роли, собственной «фильтрующей системы». Ответы на вопросы не должны зависеть от предубеждений или каких-либо иных причин. Промежуточные мнения не следует твердо формулировать до тех пор, пока они не будут подкреплены фактами.
По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть документально оформлены и завизированы в установленном порядке.
Проверяемая организация Период аудита Количество человеко-часов Руководитель аудиторской группы Состав аудиторской группы Планируемый аудиторский рискПланируемый уровень существенности | ООО «Алтайпрофиль» с 01.01.2007 г. по 30.06.2007 г. 240 Рудько Д.А. Рудько Д.А., Смирнова Е.А., Сосин А.Н. 4% Качественно – соответствие норма-тивным актам Количественно – 2% |
Таблица 2.2.
№ п/п | Наименование аудиторских процедур | Период проведения | Исполнители | Рабочие документы аудитора | |
1. Аудит операций по поступлению материальных ценностей | |||||
1.1 | Аудит учета операций по приобретению материальных ценностей | 6 месяцев | Рудько Д.А. Смирнова Е.А. | Ведомости по учету поступления | |
1.2 | Аудит учета операций по пос-туплению-передаче материа-лов в порядке обмена (бартер) | 6 месяцев | Рудько Д.А. Смирнова Е.А. | Ведомости по учету поступления | |
1.3 | Аудит учета прочих операций по поступлению материалов (безвозмездно при взносе в уставный капитал и др.) | 6 месяцев | Рудько Д.А. Смирнова Е.А. | Ведомости по учету поступления | |
2.Аудит аналитического учета движения материальных ценностей на складах предприятия | |||||
2.1. | Изучение организации хране-ния материальных ценностей (наличие весоизмерительных приборов, стел-лажей и тары, состояние картотеки складски карточек) | II квартал | Смирнова Е.А. | Инструкция о приемке материалов, техпаспорта по весоизмерительным приборам, книги санитар-ного состояния склада. | |
2.2. | Изучение организации пропускной системы при ввозе и вывозе материальных ценностей с предприятия. | II квартал | Рудько Д.А. | Книга регистрации пропусков, сообщения работников охраны и кладовщиков. | |
2.3. | Проверка полноты оприходования ценностей и правильность их оценки | В течении 6 месяцев | Рудько Д.А. Смирнова Е.А. | Таблицы сверки внутрен-них документов с доку-ментами поставщиков | |
2.4. | Установления соответствия данных складского учета данным бухгалтерского учета по складу, субсчетам и номенклатурным номерам материалов | В течении 6 месяцев | Рудько Д.А. Сосин А.Н. | Оборотные ведомости, карточки складского учета | |
2.5. | Проверка полноты и качества инвентаризации производственных запасов и МБП | Ноябрь 2006г., июнь 2007г. | Рудько Д.А. Смирнова Е.А. | Приказ о проведении ин-вентаризации, приказ об учетной политике, табли-цы по данным инвентари-зационных ведомостей | |
3. Аудит учета использования материальных ценностей, списания недостач, потерь и хищений | |||||
3.1. | Проверка операций по отпуску материальных ценностей в производство и на сторону на основе расходных документов | В течении 6 месяцев | Рудько Д.А. Смирнова Е.А. | Расходные документы по учету материалов, счета-фактуры | |
3.2. | Проверка обоснованности списания отклонений в стоимости материалов на выпуск готовой продукции | Один раз в квартал | Рудько Д.А. | Акты и другие докумен-ты на списание расхода материалов | |
3.3. | Проверка обоснованности списания хищений, недостач, потерь материальных ценнос-тей | Декабрь 2006г. | Смирнова Е.А. | Акты на списание хищений, недостач | |
4. Аудит сводного учета материальных ценностей | |||||
4.1. | Проверка данных аналитичес-кого и синтетического учета по синтетическим счетам, су-бсчета, направлениям затрат | Один раз в квартал | Рудько Д.А. | Сводные ведомости по расходу материалов, ве-домости незавершенного производства, ж/ор № 10 | |
4.2. | Сверка данных бухгалтерских регистров и отчетности | Один раз в квартал | Рудько Д.А. | Баланс (ф. № 1), прило-жение № 5, разработоч-ные таблицы, ж/орд № 10 | |
4.3. | Сверка оформления результатов инвентаризации | Ноябрь 2006г. | Рудько Д.А. | Инвентаризационные ведомости по счетам и группам материалов | |
5. Проведение анализа использования материальных ценностей | |||||
5.1. | Выявление неиспользуемых материалов в течение проверяемого периода | 6 месяцев | Смирнова Е.А. | Карточки складского учета, оборотные ведомости | |
5.2. | Выявление неиспользуемых материалов свыше одного и более лет | Декабрь 2006г. | Смирнова Е.А. | Карточки складского учета, оборотные ведомости |
2.4.Методика проверки основных комплексов работ по учету материально-производственных запасов
Прежде всего необходимо проверить положения учетной политики по учету материально-производственных запасов (МПЗ), которые отражены по учету материально-производственных запасов (МПЗ), которые отражены в документе «Учетная политика». При этом особое внимание следует обратить на следующее:
как учитываются материальные ценности- по фактической себестоимости их приобретения их приобретения (заготовления) или по учетным ценам;
какой метод используется для списания материальных ценностей на затраты производства;
какой метод применяется для учета движения материальных ценностей на складах.
Основные элементы учетной политики ,относящиеся к организации учета материально-производственных запасов, приведены в таблице 2.3.
Таблица 2.3. Элементы учетной политики предприятия, связанные с учетом товарно-материальных ценностей
№ п/п | Элементы учетной политики предприятия | Вариант выбора |
1. | Форма бухгалтерского учета | Упрощенная Мемориально-ордерная Журнально-ордерная Автоматизированная |
2. | Способ оценки материалов при отпуске в производство и ном выбытии | 1.По себестоимости каждой единицы запасов 2.По средней себестоимости 3.по себестоимости первых по времени закупок(ФИФО) |
3. | Приобретение материальных ценностей | 1.С использованием счета 15,16 и 10 2.С использованием только счета 10 |
4. | Оценка материалов в текущем учете | По фактической себестоимости |
Уточнив соответствие положений учетной политики, можно приступать к проверке соответствующих комплексов задач по учету материальных ценностей. К таким комплексам относятся:
учет поступления материальных ценностей;
аналитический учет движения материальных ценностей на складах предприятия;
учет использования материальных ценностей по направлениям затрат списания недостач, потерь и хищений материальных ценностей;
сводный учет материальных ценностей;
анализ использования материальных ресурсов.
Для выполнения проверки комплексов задач по учету материальных ценностей применяют различные методы получения аудиторских доказательств.
Так, для уточнения фактического наличия товарно-материальных ценностей можно использовать наблюдение(обычно процесса проведения инвентаризации).В ходе аудиторской проверки аудиторы могут в необходимых случаях сами провести инвентаризацию.
Для подтверждения достоверности арифметических подсчетов товарно-материальных ценностей, соответствия их значением, отраженным в первичных документах и в регистрах бухгалтерского учета, обычно используется пересчет данных.
Отражение в бухгалтерском учете проведенных хозяйственных операций и реальность остатков на счетах учета МПЗ проверяют с помощью процедуры подтверждения.
Контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по движению МПЗ проводят путем процедуры инспектирования.
Устный опрос используется в ходе получения ответов на вопросник аудитора по предварительной оценке состояния учета МПЗ, а также в процессе их проверки при уточнении у специалистов, отдельных положений совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение или неясных.
Для уточнения правильности отражения в бухгалтерском учете поступления и расходования МПЗ, полноты и своевременности их отражения в регистрах бухгалтерского учета, обоснованности их оценки используется процедура инспектирования.
Операции, отраженные в первичных документах, в журналах –ордерах, ведомостях, главной книге, бухгалтерской отчетности, проверяются с помощью инспектирования. Особое внимание здесь следует обратить на соответствие корреспонденции счетов, сумм оборотов и остатков в регистрах аналитического и синтетического учета.
При сопоставлении наличия товарно-материальных ценностей в разные периоды, данных отчета о движении материально-производственных запасов с данными бухгалтерского учета, оценке соотношений между различными статьями отчета и сопоставлении их с данными за предыдущие периоды можно применить аналитические процедуры.
Проверяя учет поступления материалов, прежде всего уточняют, какой вариант применяет проверяемый субъект: с использованием счетов 15,16 или без него. Далее контролируют правильность оформления первичных документов на поступление материалов, их оценку, ведение аналитического учета (по номенклатурным номерам, артикулам и др.). Одновременно устанавливают, как был выделен НДС, отнесен на
счет 19 и списан в дальнейшем на счет 68 субсчет НДС.
Аудитор также проверяет, как ведется учет по неотфактурованным поставкам и материалам, которые оплачены, но на склад не поступили (материалы в пути). По операциям поступления материалов аудитор проверяет и операции по приобретению материалов, полученных в порядке обмена, поступивших безвозмездно и др.
При проверке организации учета движения материальных ценностей на складах прежде всего надо проконтролировать организацию складского хозяйства и контрольно-пропускной системы. Важно ознакомиться с организацией складского учета материалов как ведется контроль операций, выполняемых на складе, со стороны бухгалтерии. Предприятия применяют преимущественно три основных варианта учета движения материалов на складах: оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод, карточно-документационный, бескарточный.
Если применяется сальдовый метод, то аудитор проверяет ведомости по приходу и расходу материалов, сверяет итоговые данные этих ведомостей сальдовыми ведомостями. Второй метод предусматривает составление в бухгалтерии количественно- суммовых оборотных ведомостей в размере номенклатурных номеров по группам материалов. В этом случае аудитор просматривает эти ведомости и проводит сверку остатков с карточками складского учета. Обычно осуществляется выборочная сверка, так как сплошной контроль-операция весьма трудоемкая.
Третий метод -наиболее эффективный. Он применяется, как правило, при использовании персональных компьютеров (ПК). В этом случае карточки складского учета в обычном варианте не ведутся. Сам процесс складского учета организуется на ПК, а за определенные периоды (месяц, квартал) составляются оборотные ведомости .Аудитор знакомится с имеющимися документами,выясняет,как ведется сверка данных складского учета с бухгалтерскими данными.
Налог на добавленную стоимость списывается в соответствии с положением гл.21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость» и учитывается по дебету счета 19,субсчет «НДС по приобретенным материальным ресурсам» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. Аудитору необходимо проверить, как было образовано сальдо по счету 19 и как проводилось его отнесение на счет 68.По материальным ресурсам НДС списывается полностью на счет 68 в момент оплаты счетов.
Особое внимание должно быть уделено проверке операций по отпуску материальных ценностей в производство. Для этой цели на предприятии можно применить один из следующих методов оценки: по себестоимости единицы запасов; по средней себестоимости ; по себестоимости первых по времени приобретения закупок (метод ФИФО).
Первый метод предусматривает списание каждой единицы материалов по цене приобретения или по себестоимости единицы запасов. Он применяется, если номенклатура материальных ценностей небольшая.
Второй метод (оценка по средней себестоимости ) наиболее распространен.При его применении важно правильно устанавливать средние цены.
Метод ФИФО оценки запасов основан на допущении, что материальны ресурсы используются в течение отчетного периода в последовательности их приобретения. На складе на конец отчетного периода остаются остатки материальных ценностей по фактической себестоимости последних по времени закупок , а на себестоимость продукции списывают материальные ценности ранних по времени закупок.
В каждом методе применяются свои алгоритмы расчета проверки, которые и использует аудитор. Здесь, безусловно, неоценимую помощь аудитору может оказать применение ПК для трудоемких расчетов.
Проверка правильности отнесения и списания материальных ценностей, образованных в результате недостач и хищений, проводится аудитором в том случае, если такие данные обнаружены. Они возможны в результате форс-мажорных обстоятельств (землетрясений, наводнений, пожара) или обнаруживаются при проведении инвентаризации. Списание сумм недостач, хищений и потерь от порчи ценностей регулируется законодательством и учредительными документами и отражается по кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и дебету счетов 73,91 и др.
Заключительным этапом проверки является контроль ведения сводного учета материальных ценностей и переоценке материалов в части их отражения в балансе. При необходимости аудитор может провести анализ всей системы организации учета материальных ценностей и дать рекомендации по ее рационализации.
Анализ использования материальных ресурсов нацелен на выявление соответствия запасов установленным нормам, расходу материалов (в натуре или по стоимости) на 1 руб. изготовленной продукции и др.
В качестве путей рационализации учета производственных запасов можно предложить: использование ПК; применение наиболее эффективных методов учета и оценки запасов, организации движения материальных ценностей на складах.
Глава 3.Основной перечень вопросов аудита МПЗ и тестирование систем внутреннего контроля
3.1. Вопросник для обследования учета материально-производственных запасов аудитора
В рамках процедуры тестирования системы внутреннего контроля охватываются все виды запасов (сырье и материалы, готовая продукция) и все виды операций с ними (приобретение, продажа, отпуск МПЗ в производство, оприходование готовой продукции, отгрузка готовой продукции покупателям).
Путем сопоставления данных регистров бухгалтерского учета и отчетности (бухгалтерский баланс, Главная книга, ведомость остатков по синтетическим счетам) на 01.01.2007г., 31.12.2006г. убеждаемся в том, что сальдо по счетам 10, 11 корректно перенесены из предыдущего периода. Отклонений нет.
Производим проверку соответствия учетной политики действующему законодательству:
1. Материальные ценности учитываются по фактической себестоимости их приобретения, с использованием только счета 10.
2. С основного склада материалы по цене приобретения отписываются на участки работы небольшими партиями.
3. При отпуске в производство материалы списываются по средней себестоимости.
4. Инвентаризация материальных запасов проводится: полная – один раз в ноябре или при смене материально-ответственного лица; выборочная – ежемесячно, в конце месяца; инвентаризируются участки в конце каждого месяца.
Для исследования системы внутреннего контроля применен вопросный лист закрытой формы и заполнен аудитором на основании полученной информации:
№ п\п | Направления и вопросы контроля | Да(+)/ Нет(-) |
1.1 | Защищены ли помещения складов от доступа посторонних лиц? | - + |
1.2 | Проводятся ли инвентаризации материальных ценностей ? | + |
1.3 | Оформляются ли результаты инвентаризации соответствующими документами (инвентаризационные описи, сличительные ведомости)? | + |
1.4 | Составляются ли на дату инвентаризации отчеты материально-ответственных лиц? | + |
1.5 | Имеется ли постоянно действующая инвентаризационная комиссия? | + |
1.6 | Привлекаются ли к ответственности лица, виновные в кражах, хищениях? | Х |
1.7 | Заключаются ли договоры о материальной ответственности с кладовщиками, заведующими складами и др.? | + |
1.8 | Бухгалтерский учет ведут лица, не имеющие доступа к материальным ценностям? | + |
1.9 | Разработаны ли: - должностные инструкции, разграничивающие обязанности и ответственность работников при осуществлении операций с материалами; | + + + |
2.1 | Применяются ли унифицированные формы первичной документации? | + |
2.2 | Составляются ли приходные и расходные документы на каждую операцию? | + |
2.3 | Заполняются ли все обязательные реквизиты? | + |
2.4 | Документы составляются в день совершения операции? | - |
2.5 | Все ли машинные документы распечатываются? | + |
2.6 | Имеются ли образцы заполнения документов, образцы подписей материально-ответственных лиц? | - |
2.7 | Производится ли нумерация первичных документов? | + |
2.8 | Фиксируются ли документы (счета-фактуры, доверенности) в журналах регистрации? | - |
2.9 | Производится ли проверка полноты оприходования материалов? | + |
2.10 | Применяется ли система нормирования расхода материалов? | + |
2.11 | Произведено ли деление материалов на классификационные | + |
2.12 | Применяется ли система кодирования номенклатуры материалов? | - |
2.13 | Применяются ли при отпуске и приемке материалов | + |
3.1 | Прикладываются ли первичные документы к отчетам | + |
3.2 | Сверяются ли данные этих отчетов с данными первичных | + |
3.3 | Применяются ли программы автоматизации бухгалтерского учета материалов? | + |
3.4 | Оговорены ли в учетной политике принципы учета материалов | + |
4.1 | Организовано ли в организации структурное подразделение для | - |
4.2 | Имеется ли утвержденная программа, график проведения | - |
4.3 | Имеются ли акты и другие внутренние документы, отражающие | + |
4.4 | Регулярно ли проводятся проверки и соответствует ли их | + |
4.5 | Оперативно ли вносятся в бухгалтерский учет изменения по | - |
Отрицательные ответ на вопросы требуют дополнительного внимания аудитора.
На основании договоров поставки, спецификаций, накладных поставщиков, актов приемки МПЗ, первичных документов складского учета аудиторы отвечают на приведенные ниже вопросы. При положительном ответе на некоторые вопросы необходимо проведение дополнительных процедур.
№ п\п | Вопрос | Да(+)/ Нет(-) |
1 | Нет ли расхождений в расчетных, сопроводительных | - |
2 | ТМЦ приходуются по количеству в единицах, указанных в | - |
3 | Оформляется ли акт о приемке, если имеются количественные | + |
4 | Имеет ли место поступление материальных ценностей, минуя | + |
5 | Оформляются ли приходные и расходные документы на складе? | + |
6 | Есть ли в организации приказ с перечнем материалов, | - |
7 | Имеется ли список лиц, которым разрешено приобретать ТМЦ | + |
8 | Приобретаются ли ТМЦ у физических лиц? | - |
9 | Применяются ли организацией неденежные формы расчета за | + |
10 | Имеются ли случаи безвозмездного поступления материалов | - |
11 | Имеются ли на балансе организации запасы, стоимость | - |
Пояснения к:
- п.3 – количественные отклонения материалов от сопроводительных документов бывают при порче материала в пути или по вине поставщика (поставщик это подтверждает);
- п.4 – если материал большой по габаритам и его ждут на объекте, то его доставляют сразу на объект, минуя склад. Материальная ответственность за такие грузы возлагается на экспедитора до его полного отчета перед бухгалтерией;
- п.7 – приобретать материалы за наличный расчет разрешено только снабженцу по дополнительной заявке;
- п.9 – существует приобретение материалов по бартеру на изготовление окон.
При проверке бухгалтерского учета поступления ТМЦ делаются следующие записи:
Д10 К60 – поступили материалы;
Д10 К76, 70, 69 – отнесены на стоимость поступивших материалов дополнительные расходы, связанные с приобретением ТМЦ;
Д19 К60 – выделен НДС по приобретенным ТМЦ;
Д60 К51, 71 – оплачены материалы;
Д68 К19 – принят к зачету НДС по приобретенным ТМЦ.
Проверка наличия документов по операциям поступления материалов
Проверяемая организация Аудитор Дата начала проверки Дата окончания проверки Проверяемый период | ООО «Алтайпрофиль» Смирнова Е.А. 05.07.2007 г. 09.07.2007 г. С 01.01.2007 г. по 30.06.2007 г. |
№ п/п | Дата | Сумма | Акт о приемки | Счет-фактура | Накладная | Договор |
1 | 12.01.07 | 300000 | + | + | + | + |
2 | 12.01.07 | 50000 | + | + | + | + |
3 | 15.01.07 | 40000 | + | + | + | + |
4 | 20.01.07 | 120000 | + | + | + | + |
5 | 27.01.07 | 375000 | + | + | + | + |
6 | 31.01.07 | 52000 | + | + | + | + |
7 | 05.02.07 | 300000 | + | + | + | + |
8 | 10.02.07 | 200000 | + | + | + | + |
9 | 15.02.07 | 100000 | + | + | + | + |
10 | 28.02.07 | 50000 | + | + | + | + |
11 | 01.03.07 | 200000 | + | + | + | + |
12 | 03.03.07 | 90000 | + | + | + | + |
13 | 12.03.07 | 450000 | + | + | + | + |
14 | 15.03.07 | 300000 | + | + | + | + |
15 | 20.03.07 | 150000 | + | + | + | + |
16 | 28.03.07 | 20000 | + | + | + | + |
17 | 30.03.07 | 100000 | + | + | + | + |
18 | 31.03.070 | 45000 | + | + | + | + |
Рабочий документ использован/не использован при составлении отчета аудитора.
Аудитор _______________ /____________/
На основании регистров синтетического учета выявляем периоды осуществления хозяйственных операций с товарно-материальными ценностями, подлежащие обязательной проверке. Анализ выявленных особенностей движения МПЗ позволит сделать предварительные выводы о том, действительно ли имели место операции, отраженные в бухгалтерском учете. По результатам процедуры может корректироваться состав и объем аудиторской выборки.
Период | Сальдо начальное | Поступление | Доля к итогу, % | Выбытие | Доля к итогу, % | Сальдо конечное |
1 квартал | 152048 | 780000 | 46 | 215650 | 12 | 716398 |
2 квартал | 716398 | 911560 | 54 | 1540000 | 88 | 87958 |
ИТОГО | 868446 | 1691560 | 100 | 1755650 | 100 | 804356 |
Материальные затраты | Материальные затраты | Прирост | Общий прирост | ||
Сумма | Доля, % | Сумма | Доля, % | ||
125560 | 11 | 356211 | 17 | 6 | 7 |
988000 | 89 | 1690040 | 83 | -6 | 12 |
1113560 | 100 | 2046251 | 100 |
Проводим просмотр и пересчет числовых данных в первичных документах по операциям, попавшим в выборку.
Нарушения, связанные с оформлением первичных документов, отражаются в рабочем документе:
Наименование документа | Дата (период) составления документа | Номер документа | Сумма по документу | Сумма по расчету аудитора | Отклонение |
Нарушений не обнаружено | |||||
Производим проверку полноты документального подтверждения хозяйственных операций по движению МПЗ в бухгалтерском учете, проверку наличия первичных документов, служащих основанием для бухгалтерских записей (накладные, требования, приходные и расходные ордера, лимитно-заборные карты и т.д.), регистров аналитического учета.
Проверка должна проводиться с учетом особенностей организации запасов и системы управленческого учета (наличие удаленных складов, оперативность документооборота, качество внутреннего контроля за деятельностью складского персонала и т.д.) Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе:
Наим-ние | Номер | Дата | Наименование | Сумма | Отражение в бухгалтерском | |||
Д-т | К-т | Дата | Сумма | |||||
Счет-фактура | 1284 | 25.06.07 | Ножничный кронштейн | 45211 | 10 | 60 | 26.06 | 45211 |
Счет-фактура | 8099 | 27.06.07 | Армированный профиль | 604522 | 10 | 60 | 27.06 | 604522 |
..асов.....................мы аудиторской проверки...пасов аудитораего контролященийуюипами проведения аудита:комплексностью,не
3.2.Проверка правильности отражения на счетах бухгалтерского учета операции по материальным ценностям
№ п/п | Дата | Наименование аудита | Сумма | Корреспонденция счетов | Прим. | ||||
БУ | А | ||||||||
БУ | А | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||||
1 | 18.06.07 | Отпущены материалы на цеховые нужды | 41667 | 41667 | 25 | 10 | 25 | 10 | корр. пр-ка |
2 | 24.06.07 | Поступление материала на цеховые нужды | 37500 | 37500 | 10 | 60 | 10 | 60 | корр. пр-ка |
3 | 26.06.07 | Отпущены материалы на ремонт ОС | 5000 | 5000 | 08 | 10 | 08 | 10 | корр. пр-ка |
По проверке правильности отражения на счетах бухгалтерского учета операции по материальным ценностям замечаний нет.
На основании актов инвентаризаций, актов о потерях и недостачах, утвержденных норм естественной убыли, регистров аналитического и синтетического учета проверяем правильность расчетов бухгалтера при определении размера отклонений от установленных нормативов расходования материалов стоимости материалов, подлежащих списанию.
В организации разработаны собственные нормы потерь при производстве пластиковых окон путем замера, просчета, завеса. Создан соответствующий приказ.
Сопоставляем данные первичных документов на списание материалов (требований, накладных, актов на списание и т.д.) и регистров аналитического и синтетического учета с данными бухгалтерского учета.
Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе
Период | Наименование | Номер и дата | Содержание | Списано | Списано | ||
Кол-во | Сумма | Кол-во | Сумма | ||||
25.06.07 | Ветонит | 6345 от 24.06 | нет | 14 м | 95,60 | 14 м | 95,61 |
26.06.07 | Армированный профиль | 6346 от 25.06 | нет | 66,4 | 1912,45 | 66.4 м | 1912.45 |
В ходе проверки правильности определения стоимости МПЗ, приобретенных с применением неденежных форм расчетов данные договоров поставки, договоров мены, спецификаций, накладных поставщиков, актов зачета встречных требований, книг учета векселей и ценных бумаг, регистров аналитического и синтетического учета сопоставляются с данными бухгалтерского учета. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе
Наименование | Реквизиты | Стоимость | Фактические | Суммы расходов, | |
По данным | По данным | ||||
Труба ду 3,2 | 48 от 01.01.07 | Согласно приложения | 48450 | 0 | 45,50 |
Уголок | 658 от 15.06.07 | 4256,30 | 4256,30 | 0 | 0 |
Отклонение в сумме расходов на 45 руб. не существенно. Бухгалтер не верно отразил транспортные расходы.
В ходе процедуры по данным регистров синтетического учета проверяется правильность отражения операций с МПЗ на счетах бухгалтерского учета. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочих документах по каждому из проверяемых видов МПЗ.
Проверка корреспонденции счетов по операциям с тарой
N | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов в соответствии с нормативными документами | Нормативный документ |
1 | Списаны затраты на изготовление тары | Д10 К20, 23, 29 | Методические указания по учету |
2 | Списаны затраты на | Д10 К60 | Методические |
3 | Стоимость тары, | Д20 К10 | Методические |
4 | Списана стоимость тары, | Д62 К10 | Методические |
5 | Получена возвратная тара | Д10 К62 | Методические |
6 | Списаны отклонения | Д91 К60 | Методические |
7 | Оприходован залог за | Д62 К91 | Методические |
8 | Получена покупателем | Д10, 41 К60 | Методические |
9 | Осуществлен возврат тары | Д60 К10, 41 | Методические |
15 | Выбытие тары вследствие | Д91 К10, 41 | Методические |
В рамках проверки полноты раскрытия информации об МПЗ в бухгалтерской отчетности осуществляется анализ представленной бухгалтерской отчетности.
Необходимо убедиться, что:
1. МПЗ правильно классифицированы в отчетности как сырье и материалы;
2. Данные бухгалтерского учета по МПЗ соответствуют данным Бухгалтерского баланса (форма N 1);
3. В пояснительной записке раскрыта следующая существенная информация об МПЗ:
- о способах оценки материально-производственных запасов по их группам;
- о последствиях изменений способов оценки материально-производственных запасов;
- о стоимости материально-производственных запасов, переданных в залог;
- о величине и движении резервов под снижение стоимости материально-производственных запасов в соответствии с Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов»;
- информация по сегментам в соответствии с Приказом Минфина России от 27.01.2000 N 11н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000;
- информация об условных фактах хозяйственной деятельности с МПЗ в соответствии с Приказом Минфина России от 28.11.2001 N 96н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/00»;
- информация о событиях после отчетной даты, влияющих на состояние МПЗ, в соответствии с Приказом Минфина России от 25.11.1998 N 56н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98»;
- информация об операциях с аффилированными лицами в соответствии с Приказом Минфина России от 13.01.2000 N 5н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000».
Выявленные замечания группируются в отчетном документе
N п/п | Наименование нарушения | Сумма | Влияние на | Рекомендации аудитора |
1 | Не правильно классифицированы ТМЦ в рамках счета 10 | - | - | Правильно разнести по субсчетам материалы |
2 | Услуги по кашировке профиля относятся на счет 91.2 | 15840,00 | - | Относить стоимость кашировки на удорожание конкретного материала |
В ходе анализа применяемого порядка приобретения материалов должны получить ответы на приведенные ниже вопросы, основываясь на следующих документах:
- хозяйственные договоры по материалам, принятым на ответственное хранение;
- договоры на переработку давальческого сырья;
- договоры комиссии;
- приходные ордера;
- накладные;
- акты приемки МПЗ;
- первичные документы складского учета.
ТМЦ, принятые на ответственное хранение
N п/п | Вопрос | Ответ |
1 | Имеются ли в организации материалы, принятые на ответственное хранение? | Нет |
2 | Обеспечены ли условия сохранности на складе? | Не в полной мере |
3 | Надлежащим ли образом оформляется договор подряда? | Да |
4 | Составляются ли акты на сдачу-приемку готовой продукции? | Да |
5 | Обозначена ли в актах процедура сдачи-приемки (создана ли комиссия, установлен ли метод приемки и т.д.)? | Да |
В рамках анализа ошибок, выявленных в ходе проверки, и их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности на основании данных отчетных документов группируются по категориям выявленные нарушения, оказывающие влияние на формирование бухгалтерской отчетности.
Характеристики объекта бухгалтерского учета | Результаты аудиторской проверки (нужное подчеркнуть) | N замечаний | Сумма |
Существование | Реальность объекта учета (не) | Х | Х |
Возникновение | (Не) Выявлены | Х | Х |
Права и | Право собственности организации | Х | Х |
Стоимостная | Оценка МПЗ (не) соответствует | Х | Х |
Измерение | Операции по приобретению и | Х | Х |
(Не) Выявлены несвоевременно | Из-за удаленности склада операции отражаются с запозданием | ||
Представление | (Не) Выявлены факты неправильной классификации финансово-хозяйственных | - | |
(Не) Выявлены факты нарушений бухгалтерского учета | Х | Х | |
Данные о материально-производственных запасах раскрыты в отчетности (не) полностью | Х | Х |
Лист исправлений
Форма | Изменение (+,-) | Операция, замечание N | Исправительная | |
Замечание N | Дебет | Кредит | ||
Замечания не повлекли за собой искажение бухгалтерской отчетности | ||||
Формулируется мнение аудитора о достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности, выводы по проведенному аудиту МПЗ (краткое изложение по учету и отчетности данного объекта проверки)
Аудит данного раздела проведен на основании нижеперечисленных параметров
Наименование проверяемой организации | Проверяемый период |
Объем выборки проверки | Выделить (подчеркнуть, |
Количество хозяйственных операций за проверяемый период (интервал) | (шт. или прочерк) |
Количество проверяемых документов | (шт. или прочерк) |
Уровень существенности (в процентах и сумма) | (%, руб.) |
Объем выборки | |
Объем выборочный по данным: | Дебет (сумма), % |
Суммарный размер выявленной ошибки к вступительному сальдо (в процентах и сумма) | (%, руб.) |
Суммарный размер выявленной ошибки к сальдо на отчетную дату (в процентах и сумма) | (%, руб.) |
Вывод: Выявленная ошибка в размере _______ несущественна. Аудитор подтверждает (подтверждает с учетом замечаний, не подтверждает, отказывается от выражения мнения) данные на _____ по статьям отчетности
3.3.Типичные ошибки
К наиболее характерным ошибкам по учету МПЗ можно отнести следующее:
1.не заключены договоры о материальной ответственности с кладовщиками (материально-ответственными лицами);
2.неправильно оформляются документы по приходу и расходу товарно-материальных ценностей;
3.не ведется аналитический учет движения МПЗ в бухгалтерии;
4.нерегулярно проводится сверка данных по движению материальных ценностей в бухгалтерии и на складах предприятия;
5.не проводится ежегодная инвентаризация МПЗ;
6.на складах хранится большое количество неиспользуемых МПЗ;
7.неправильно производится списание МПЗ по видам расходов (на основное производство, косвенные расходы и др.);
8.неверно ведется учет НДС по поступившим МПЗ.
Заключение
Одним из наиболее сложных и объемных участков бухгалтерского учета и, следовательно, аудита является учет материально-производственных запасов.
23 апреля 2004 года Минфином России были утверждены Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности.
Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита», одобренное Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, предписывает аудитору изучить и оценить системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля проверяемой организации.
Изучение этих систем происходит, как правило, путем визуального ознакомления с документами и опросов персонала, принимающего участие в обеспечении функционирования системы бухгалтерского учета, применяемой проверяемым экономическим субъектом. Ознакомиться со всей совокупностью документооборота крупного предприятия невозможно. Обычно применяют выборочную проверку, при этом главное внимание уделяют системе внутреннего контроля. Чем лучше организована система внутреннего контроля, тем меньше может быть риск необнаружения ошибок при выборочной проверке, тем меньше времени потратит аудитор на качественное выполнение своей работы. Однако, если проверяемая организация не имеет обособленного отдела внутреннего контроля, то зачастую рядовые работники бухгалтерии не имеют четкого представления о существующем контроле.
В данной курсовой работе был рассмотрен аудит материально-производственных запасов.
Были решены ряд задач таких как:
1.выявлена основная цель проведения аудита материально-производственных запасов;
2.составлен план и программа проверки на основе предприятия ООО «Алтайпрофиль»;
3. определена методика проверки на участке материально-производственных запасов;
4.также составлен вопросник аудитора и выявлены типичные ошибки, которые обычно совершаются на предприятии.
И для того, чтобы проводить аудит материально-производственных запасов аудитор должен обладать достаточными знаниями, умениями и навыками в бухгалтерском учете, в налоговом учете, ориентироваться в законодательстве. Разработав схемы для всех счетов бухгалтерского учета, представляется целесообразным создать на их основе компьютеризированную систему, используя которую, аудитор сможет значительно сократить время проверки и увеличить ее качество.
Список использованной литературы
1.Федеральный закон от 30.12.2008 года № 307 ФЗ «Об аудиторской деятельности»//Российская газета.2008 г.
2.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской
Федерации (Приказ Минфина РФ № 34 н от 28 июля 1998 года)
3.Налоговый кодекс РФ (ч.1 и ч.2).
4.Положение по бухгалтерскому учету
5.Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены Приказом МФ РФ № 119н от 28 декабря 2001 года).
6.Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006).
7.План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ 94-н) от 31 ноября 2000 года).
8.Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ № 49 от 13 июня 1995 года).
9.Аудит: учебник для вузов /Под редакцией проф.В.И. Подольского,4-е издание., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2009-744 с.
10. Сборник задач по аудиту: учебное пособие / И.П.Василевич, Е.И.Ширкина,2-е издание., перераб. и доп. - М.:Финансы и статистика, 2004.-312 с.
11.сайт Интернета:www.audit.ru
Практический аудит
По теме: «Аудит материально-производственных запасов»
Задача № 1 (Аудит материалов)
Во время проведения инвентаризации на складе перед составлением годового отчета был составлен акт, в котором зафиксирован факт недостачи материалов на сумму 6185 руб., виновные найдены не были, причина недостачи не установлена. По акту, утвержденному руководителем, было принято решение списать недостачу товаров на убытки предприятия.
В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:
Д-т сч.73-2 К-т сч.10-6185 руб. на сумму недостачи материалов;
Д-т сч.94 К-т сч.73-2-6185 руб. списана сумма недостачи со счета расчетов с персоналом по недостачам материальных ценностей;
Д-т сч.91-2 К-т сч.94-6185 руб. сумма недостачи списана на убытки предприятия.
Документы, подтверждающие факт отсутствия виновных, не представлены.
Вопрос: Каковы выводы аудитора при анализе данной ситуации?
Решение: В данной ситуации результаты инвентаризации в учете следовало отразить следующим образом:
Д-т сч.94 К-т сч.10-6185-отражается недостача материалов на складе;
Д-т сч.91-2 К-т сч.94-6185 руб. списана недостача на убытки.
Кроме того, НДС, уплаченный поставщикам и возмещенный из бюджета, должен быть восстановлен проводкой
Д-т сч.91-2 К-т 68-1031 руб.
Задача № 2 (Аудит материалов)
Из кассы организации выдано под отчет Сергееву Р.В. 550 руб. на хозяйственные нужды.
На израсходованную сумму в бухгалтерию организации Сергеевым Р.В. представлен авансовый отчет с оправдательными документами (два чека) на приобретение:
CD-ROM 1 (ООО «КЕЙ» от 18.11.2009) 450 руб.
Тонер для заправки картриджа (ООО «Интертехника» 18.11.2009) 100 руб.
В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:
Дата | Содержание операции | Документ | Счета | Сумма, руб. | |
дебет | кредит | ||||
18.11.09 | Выдано под отчет Сергееву Р.В. | Расходный ордер | 71 | 50 | 550 |
20.11.09 | Списана подотчетная сумма на расходы по продаже | Авансовый отчет | 44 | 71 | 550 |
Вопрос: Каковы выводы аудитора при анализе данной ситуации?
Решение: В данной ситуации материальные ценности списаны без их оприходования. Согласно требованиям нормативных документов все материальные ценности, поступающие на предприятие должны быть своевременно оприходованы. В учете произведены следующие записи:
Дата | Содержание операции | Документ | Счета | Сумма, руб. | |
дебет | кредит | ||||
18.11.09 | Выдано под отчет Сергееву Р.В. | Расходный ордер | 71 | 50 | 550 |
20.11.09 | Списана подотчетная сумма на расходы по продаже | Авансовый отчет | 44 | 71 | 100 |
20.11.09 | Оприходованы материалы на склад (картриджи) | Авансовый отчет | 10 | 71 | 450 |
Сумма расходов на продажу завышена за счет списания на затраты всей стоимости МПЗ без оприходования.
Налог на имущество занижен за счет неоприходованных МПЗ.
Задача № 3 (Аудит товаров)
При проверке учета товарных операций фирменного магазина при заводе аудитором установлено:
а) товарные отчеты материально ответственных лиц составляются в произвольной форме;
б) в отчетах остатки товаров и денежных средств показываются общей суммой;
в) учет товаров осуществляется на счете 44 «Расходы на продажу», на котором отражаются и расходы магазина;
г) выручка магазина определяется на основании кредитового оборота по счету 44 « Расходы на продажу» и по счету 90-1 «Выручка» отражения не находит. Всего за отчетный период товаров было продано на сумму 900000 руб.
Вопрос: Как повлияли выявленные несоответствия на показатели отчетности?
Решение: В данной ситуации организацией не соблюдаются требования Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утвержденного комитетом РФ по торговле от 10.07.97 г. № 1-794/32-5,предусматривающие типовую форму товарного отчета).
Кроме того, нарушены правила бухгалтерского учета в части использования счета 44 «Расходы на продажу» для учета товаров, расходов и продажи. В результате нарушения методологии отражения в учете продажи товаров искажен показатель «Выручка» по строке 010 отчетной формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Приложение 1.
Письмо-обязательство на проведение аудиторской проверки
Сделав запрос в аудиторскую фирму «Аудит-Сервис», руководитель предприятия получил письмо обязательство о согласии на проведения аудита материально-производственных запасов.
Директору ООО «Алтайпрофиль»
Прусакову Анатолию Степановичу
Уважаемый Анатолий Степанович!
Настоящим официально подтверждаем принятие Вашего предложения о проведении аудиторской проверки материально-производственных запасов ООО «Алтайпрофиль».
Целью аудита является выражение мнения аудиторской организации о правильном приходовании, списании и достоверности отражения в бухгалтерской отчетности материально-производственных запасов ООО «Алтайпрофиль» за 6 месяцев 2007 года во всех существенных аспектах. Для обоснования своих выводов мы используем ряд тестов и процедур проверки достоверности и достаточности учетной информации, состояния внутреннего контроля, в реализации которых надеемся на помощь работников Вашей организации.
Ввиду большого объема подлежащих аудиту документов, выборочного характера тестов и других свойственных аудиту ограничений, имеется определенный риск необнаружения отдельных ошибок и неточностей. Мы сделаем все, чтобы свести данный риск к разумному минимуму, но (как это общепринято в аудите) гарантировать абсолютную точность выводов не можем. О выявленных отклонениях в бухгалтерском учете и отчетности от установленного порядка, равно как об обнаруженных нами фактах преднамеренных искажений бухгалтерской отчетности. Вы будете проинформированы нашим письменным отчетом.
Мы будем нести ответственность по оказываемым услугам в порядке, определенном действующим законодательством об аудиторской деятельности и договором на проведение аудита. Мы берем на себя обязательство по соблюдению коммерческой тайны Вашей организации.
Надеемся на всестороннее сотрудничество с Вашим персоналом и на то, что в наше распоряжение будут предоставлены бухгалтерская документация, компьютерные базы данных и любая другая информация, необходимая нам для проведения полноценной аудиторской проверки. Рассчитываем, что на наших сотрудников не будет оказываться давление в любой форме с целью изменения нашего мнения о достоверности Вашей бухгалтерской отчетности. Нарушение данного условия является согласно принятым в аудите нормам основанием для досрочного прекращения нами договора на проведение аудита.
Стоимость оказываемых услуг определяется в зависимости от времени, требуемого для проведения аудита, исходя из почасовых ставок, применяемых аудиторской фирмой. Оплата отдельных видов работ может изменяться в соответствии со степенью ответственности, опытом и требуемым уровнем квалификации аудиторов. Порядок и сроки осуществления расчетов будут определены в договоре на проведение аудита.
Просим Вас подписать и вернуть приложенную копию данного письма с указанием ее соответствия Вашему пониманию соглашений по аудиту достоверности ответственности или направить нам замечания по его содержанию.
Исполнительный директор ООО «Аудит-Сервис» __________ Рудько Д.А.
С условиями проведения аудиторской проверки материально-производственных запасов согласен:
Генеральный директор ООО «Алтайпрофиль» ______________ Прусаков А.С.
На основании данного письма заключен договор о проведении аудиторской проверки материально-производственных запасов ООО «Алтайпрофиль» за период с 01.01.2007 г. по 30.06.2007 г. аудиторской фирмой «Аудит-Сервис» (приложение 1), а также составлены и утверждены общий план и программа аудита.
Приложение 2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
аудиторской фирмы участникам ООО «Алтайпрофиль» бухгалтерской отчетности за 6 месяцев 2007 г.
1. Нами проведен аудит материально-производственных запасов ООО «Алтайпрофиль» за 6 месяцев 2007 года.
Ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несет главный бухгалтер ООО «Алтайпрофиль» Шурыгина Н.В.
Обязанность аудитора заключается в том, чтобы высказать мнение о достоверности во всех существенных отношениях данной отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ на основе проведенного аудита.
Аудит проводился в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в редакции последующих изменений и дополнений), федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (в редакции последующих изменений и дополнений), другими нормативными актами, регулирующими аудиторскую деятельность.
2. Поступление и списание материалов оформляется без нарушения бухгалтерского учета и гражданского законодательства.
При оформлении поступления материалов и МБП не было выявлено нарушений при расчете НДС.
Проводки отражаются правильно и в полном объеме, но с некоторым временным запозданием.
По ряду счетов отсутствует аналитическая часть (субсчета), что снижает контроль и может иметь негативные последствия при ведении учета и составлении отчетности.
На складе недостаточно закрытое помещение, существует свободный доступ посторонних людей, что ведет к вероятности хищения.
Несущественное отклонение материальных затрат существует, но не влечет искажения бухгалтерской отчетности. Бухгалтеру стоит обратить внимание.
3. Бухгалтерский учет в ООО "Алтайпрофиль" велся в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в редакции последующих изменений и дополнений), Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, другими нормативными актами РФ, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета.
В результате проведенного на выборочной основе аудита учета материально-производственных запасов нами не обнаружены факты, свидетельствующие о несоответствии ведения ООО «Алтайпрофиль» бухгалтерского учета действующему законодательству.
По нашему мнению, в связи с влиянием обстоятельств, указанных в предыдущих параграфах настоящего Заключения, прилагаемая к настоящему Заключению бухгалтерская отчетность достоверна. Аудитор высказывает мнение с оговоркой.
Исполнительный директор ООО «Аудит-Сервис» Рудько Д.А.
Аудитор Смирнова Е.А.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |