Введение
Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации утверждены Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263. Этот документ определяет правовые основы осуществления в Российской Федерации аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля. Он действует до принятия Федеральным Собранием Российской Федерации закона, регулирующего аудиторскую деятельность.
Временные правила применяются при осуществлении аудиторских проверок всех экономических субъектов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также органов государственной власти и управления всех уровней и органов местного самоуправления. При этом под экономическими субъектами понимаются независимо от организационно-правовых форм и видов собственности предприятия, их объединения, организации и учреждения, банки и кредитные учреждения, а также их союзы и ассоциации, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, общественные и другие фонды, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность. К экономическим субъектам относятся также аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных задач, принципов, методов, содержания аудита операций с основными средствами конкретного предприятия - ООО "Энергия". Данное предприятие, в соответствии с действующим законодательством, не подлежит обязательному аудиту, он может осуществляться только по инициативе учредителей или руководства самого предприятия. В связи с этим аудит его деятельности, даже в рамках отдельно взятого, узкоспециализированного вопроса, представляется актуальным. ООО "Энергия" имеет расчетный счет в ЗАО КБ «КЕДР» г. Норильск. Численность работающих - 15 человек, что позволяет, в соответствии с действующим законодательством, отнести его к числу малых предприятий.
Общество приобрело права юридического лица с момента государственной регистрации, самостоятельно в организации своей структуры и осуществлении уставной деятельности. В соответствии с учредительными документами, общество несет ответственность по обязательствам только в пределах своего имущества.
Характеристика основных средств
Прежде чем приступить к вопросам, касающимся непосредственного аудита основных средств, приведем их краткую характеристику, а также основные понятия, необходимые при учете и анализе основных средств.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” (ПБУ 6/97), утвержденным приказом министерства финансов РФ от 3 сентября 1997 года № 65 основные средства - часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказания услуг, либо для управления организации в течение периода превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев. Не относятся к основным средствам и учитываются организацией в составе средств в обороте предметы, используемые в течение периода менее 12 месяцев независимо от их стоимости, предметы стоимостью на дату приобретения не более стократного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (ММОТ) за единицу независимо от срока их полезного использования и иные предметы, устанавливаемые организацией исходя из правил положений по бухгалтерскому учету.
Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней Среды они снашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам.
Основные средства предприятия разнообразны по составу и назначению. Чтобы вести их учет, необходимо классификация их по видам, назначению или характеру участия в процессе производства, отраслям народного хозяйства, степени использования и по принадлежности.
В соответствии с Типовой классификацией основные средства подразделяются следующим образом:
1) здания;
2) сооружения;
3) передаточные устройства;
4) машины и оборудование, в том числе:
а) силовые машины и оборудование;
б) рабочие машины и оборудование;
в) измерительные и регулирующие приборы;
г) вычислительная техника;
д) прочие машины и оборудование;
5) транспортные средства;
6) инструмент;
7) производственный инвентарь и принадлежности;
8) хозяйственный инвентарь;
9) рабочий и продуктивный скот;
10) много летние насаждения;
11) капитальные затраты по улучшению земель (без сооружений);
12) прочие основные средства.
По отраслям народного хозяйства делятся на следующие группы: промышленность, строительство, транспорт, связь, торговля, снабжение, сбыт, информационно-вычислительное обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и другие.
По принадлежности основные средства подразделяются на собственные и арендованные.
По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся в эксплуатации; в запасе (резерве); в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации; на консервации.
Единицей учета основных средств является инвентарный объект. Это объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельно конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы.
Необходимым условием правильного учета основных средств является единый принцип их оценки. Различают три оценки основных средств: первоначальная, восстановительная и остаточная.
Первоначальная стоимость складывается в момент вступления объекта в эксплуатацию в данной организации. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал, определяется по договоренности сторон. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных безвозмездно, считается их рыночная стоимость на дату оприходования.
Под восстановительной стоимостью основных средств понимается стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях.
В процессе использования основные средства изнашиваются, от чего уменьшается их первоначальная стоимость. Денежное выражение потери объектами своих физических и технико-экономических качеств называется износом. Первоначальная стоимость за вычетом суммы износа называется остаточной стоимостью. Именно по остаточной стоимости основные средства отражаются в бухгалтерском балансе, поэтому ее еще называют балансовой стоимостью.
Понятие аудита. Задачи и цели аудита основных средств
Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.
Аудитор - лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период.
Аудит основных средств - лишь часть проверки финансово-хозяйственной деятельности организации. Его целью является установление соответствия применяемой в организации методики учета, нормативным актам, действующим на территории Российской Федерации. Целью аудита основных средств также может быть оценка эффективности использования основных средств. Для достижения указанной цели в ходе аудиторской проверки необходимо рассмотреть следующие основные вопросы:
1. Оценка состояния организации синтетического и аналитического учета основных средств в бухгалтерии организации и по материально ответственным лицам, в местах эксплуатации основных средств (цехах, отделах, службах). Причем как собственных основных средств, так и арендованных.
2. Проверка правильности ежемесячного начисления износа по собственным и долгосрочно арендуемым основным средствам, так как это связано с формированием себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг) и в конечном итоге - с финансовым результатом организации, что влияет на взаимоотношении организации с бюджетом по налогу на прибыль.
3. Проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с приобретением и выбытием основных средств, их арендой у физических и юридических лиц.
4. Проверка оценки действующего а организации порядка учета затрат на текущий или капитальный ремонт основных средств при подрядном и хозяйственном способах работ, исходя из принятой предприятием учетной политики на год.
5. Проверка результатов произведенной переоценки основных средств.
6. Проверка учета капитальных вложений.
7. Анализ в необходимых случаях, если это предусмотрено условиями заключенного договора, использования организацией основных средств по времени и мощности с учетом специфики производственной деятельности.
Эти основные вопросы аудитор должен изучить, дать им оценку, высказать суждение в аудиторском заключении и сделать предложения по выявленным нарушения и отступлениям от установленных правил учета.
Аудит подразделяется на внешний и внутренний. Внешний аудит - это проверка предприятия специализированными аудиторскими организациями. Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица - аудиторы и юридические лица - аудиторские фирмы. Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, созданные для осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за исключением формы акционерного общества открытого типа. Физические лица, прошедшие аттестацию, могут заниматься аудиторской деятельностью в составе аудиторской фирмы, заключив с ней трудовое соглашение, или самостоятельно, то есть, зарегистрировавшись в качестве предпринимателей. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности, включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.
Аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право:
а) самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки исходя из требований нормативных актов Российской Федерации, а также конкретных условий договора с предприятием, или содержанием поручения органов дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда;
б) проверять у экономических субъектов в полном объеме документацию, связанную с целями и задачами проверки, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для проведения аудита;
в) получать по письменному запросу необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц;
г) привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов, работающих самостоятельно, или в других аудиторских фирмах, а также других специалистов;
д) отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации.
Аудиторы и аудиторские фирмы обязаны:
а) неукоснительно соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательства Российской Федерации;
б) немедленно сообщать заказчику, а также государственному органу, поручившему провести аудиторскую проверку:
- о невозможности своего участия в проведении аудиторской проверки данного экономического субъекта из-за отсутствия соответствующей лицензии;
- о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов или специалистов в связи со значительным объемом работы или иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора или получения поручения;
в) квалифицированно проводить аудиторские проверки, а также оказывать иные аудиторские услуги;
г) обеспечивать сохранность документов, полученных от предприятия и составленных в ходе аудиторской проверки; не разглашать содержания документов без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, специально предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
Аудиторы и аудиторские фирмы не вправе передавать полученные в процессе аудита сведения третьим лицам для использования их в целях предпринимательской деятельности. Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимым, в соответствии с законодательством Российской Федерации, специально уполномоченными государственными органами.
Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательством, инициативная - по решению экономического субъекта.
Органы дознания и следователь при наличии санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный суд вправе, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, дать аудитору или аудиторской фирме поручение о проведении аудиторской проверки экономического субъекта при наличии в производстве возбужденного уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Срок проведения аудиторской проверки определяется по договоренности с аудитором или аудиторской фирмой и, как правило, не должен превышать двух месяцев.
Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия и соответствия совершенных им финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
Проверяемый экономический субъект имеет право получать от аудитора (аудиторской фирмы) исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением - о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудитора (аудиторской фирмы).
Руководители и другие должностные лица проверяемого предприятия обязаны:
а) создавать аудитору условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставлять всю необходимую документацию, а также давать по запросу аудитора разъяснения и объяснения в устной и письменной форме;
б) оперативно устранять выявленные проверкой нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Запрещается предпринимать любые действия в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки. Вопросы правильного учета основных средств, соответствия хозяйственных операций с ними действующему законодательству, приобретают важное значение для предприятий всех форм собственности.
Задачи аудита основных средств могут быть сформулированы следующим образом:
1) аудит правильного документирования и своевременного отражения в учете поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия;
2) аудит достоверного определения результатов от реализации и прочего выбытия основных средств;
3) аудит полного определения затрат, связанных с поддержанием основных средств в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение всех видов ремонта);
4) аудит состояния внутреннего контроля за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету.
Программа аудита.
Программу аудита операций по учету основных средств аудитор разрабатывает в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Планирование аудита". Оно подготовлено для регламентации аудиторской деятельности и соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 2263 от 22 декабря 1993 г. Целью данного правила является установление норм, применяемых при планировании аудита экономического субъекта.
Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке общего плана с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур. Планирование должно проводиться в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии со следующими частными принципами:
а) комплексности планирования;
б) непрерывности планирования;
в) оптимальности планирования.
Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования - от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.
Принцип непрерывности планирования аудита выражается в увязке этапов планирования по срокам.
Принцип оптимальности планирования аудита заключается в том, что в процессе планирования следует обеспечить вариантность для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита.
При планировании аудита аудитору следует выделить следующие основные этапы:
а) предварительное планирование аудита;
б) подготовка и составление общего плана аудита;
в) подготовка и составление программы аудита.
На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с информацией о:
а) внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность предприятия;
б) внутренних факторах, связанных с индивидуальными особенностями хозяйственной деятельности.
В общем плане предусматриваются сроки проведения аудита и график его проведения, подготовки заключения. В случае решения провести выборочный аудит формируется аудиторская выборка.
Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией и средством контроля качества работы.
Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур представляет собой перечень действий для детальных конкретных проверок.
Методы сбора аудиторской деятельности.
Аудит должен сопровождаться обязательным документированием, т.е. отражением полученной информации в рабочей документации.
Стандартами аудита установлены единые требования по подготовке рабочей документации аудита:
- сформулированы общие принципы документирования;
- уточнены требования к форме и содержанию рабочей документации;
- описан порядок ее составления и хранения.
К рабочей документации аудита относятся:
а) план и программа аудита;
б) описания использованных аудиторской организацией процедур и их результатов;
в) объяснения, пояснения и заявления проверяемого предприятия;
г) копии документов предприятия;
д) описания системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета;
е) аналитические документы аудиторской организации;
ж) другие документы.
Примерный перечень документов, которые могут быть включены в состав рабочей документации аудитора, включает в себя:
1. Информацию об организационно-правовой форме и организационной структуре предприятия.
2. Извлечения или копии учредительных документов, других важных юридических документов (договоров, контрактов, протоколов и т.п.).
3. Материалы, свидетельствующие о планировании аудита, и программы аудита.
4. Записи об изучении и оценке систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля (описания, вопросники, схемы документооборота и проч.).
5. Анализ хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета.
6. Анализ существенных показателей и тенденций деятельности предприятия.
7. Записи о характере, дате проведения и объеме проведенных аудиторских процедур и результатах таких процедур.
8. Материалы, свидетельствующие о том, что работа, выполненная не аудиторами, контролировалась аудиторами.
9. Сведения о том, кем и когда выполнялись аудиторские процедуры.
10. Копии переписки с другими аудиторскими организациями, экспертами и прочими лицами в связи с проводимым аудитом предприятия.
11. Копии переписки или записи обсуждений во время встреч с представителями предприятия вопросов, возникших в процессе аудита, включая условия проведения аудита.
12. Письма-подтверждения, полученные от предприятия.
13. Выводы, сделанные аудитором по результатам аудита.
14. Копии бухгалтерской и финансовой документации предприятия.
Рабочая документация может быть создана самим аудитором, проводящим аудит, или получена от предприятия и от других лиц.
Состав, количество и содержание документов, входящих в рабочую документацию аудита, определяются исходя из:
а) характера проводимой работы;
б) характера и сложности деятельности предприятия;
в) состояния бухгалтерского учета;
г) надежности системы внутреннего контроля.
Документы, создание которых предусмотрено актами, регулирующими аудиторскую деятельность в Российской Федерации, включаются в состав рабочих документов аудитора в обязательном порядке.
Рабочая документация находится в собственности аудитора. Копии документов предприятия могут быть включены в состав рабочей документации только с согласия экономического субъекта. Сведения, содержащиеся в рабочей документации, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению.
Рабочая документация должна быть достаточно полной и подробной. Она должна создаваться на бумажных, машинных или иных носителях, обеспечивающих сохранность сведений, содержащихся в ней, в течение времени, установленного для хранения рабочей документации в архиве (5 лет).
Документы, входящие в состав рабочей документации аудита, как правило, должны иметь следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) наименование предприятия, в отношении которого проводится аудит;
в) период аудита;
г) дату выполнения аудиторской процедуры или составления документа;
д) содержание документа;
е) личную подпись лица, создавшего документ, и ее расшифровку;
ж) дату проверки документа;
з) личную подпись лица, проверившего документ, и ее расшифровку.
Если документ, входящий в состав рабочей документации аудита, создан предприятием или третьим лицом, то это обстоятельство должно быть раскрыто в документе с указанием аудитора, проверившего такой документ.
В ходе аудиторской проверки операций по учету основных средств аудитор обязан разобраться в системе бухгалтерского учета, которая применяется в ООО "Энергия". При изучении системы бухгалтерского учета основных средств в ходе аудиторской проверки могут использоваться:
а) специально разработанные тестовые процедуры;
б) перечни типовых вопросов для выяснения мнения руководящего персонала и работников бухгалтерии;
в) специальные бланки и проверочные листы;
г) блок-схемы и графики;
д) перечни замечаний, протоколы или акты.
Процедуры проверки средств контроля.
Аудитор в ходе проверки обязан проверить соответствие проводимых операций требованиям нормативных документов и отразить в рабочей документации случаи нарушений. Он должен убедиться в том, что операции по учету основных средств:
а) выполняются с одобрения руководства как в целом, так и в конкретных случаях;
б) фиксируются в бухгалтерском учете в правильных суммах, на надлежащих счетах бухгалтерского учета, в правильном периоде времени, в соответствии с принятой в учетной политикой и обеспечивают возможность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
в) в случае расхождений руководством предпринимаются надлежащие действия.
Аудитору следует убедиться в применении на предприятии таких процедур внутреннего контроля операций, как:
а) арифметическая проверка правильности бухгалтерских записей;
б) проверка правильности осуществления документооборота и наличия разрешительных записей руководителя;
в) осуществление мер, направленных на физическое ограничение доступа несанкционированных лиц к операциям по учету основных средств, к системе ведения документации и записей по бухгалтерским счетам.
При аудите предприятий, относящихся к субъектам малого предпринимательства, аудитор должен учитывать специфические особенности таких субъектов. Для них характерным является то, что бухгалтерский учет ведется ограниченным числом работников, и, кроме того, законодательно допускается совмещение обязанностей лица, ответственного за ведение учета и за хранение товарно-материальных ценностей. Таким образом, аудитор в ходе проверки таких предприятий не должен требовать в полной мере разделения ответственности и полномочий сотрудников.
В субъектах малого предпринимательства доверие аудитора к эффективности системы внутреннего контроля обычно ниже, чем для средних и крупных предприятий, и по этой причине мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности должно в большей мере определяться аудиторскими процедурами по существу.
Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Заключение аудитора по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.
Аудиторское заключение представляет мнение аудиторской фирмы о достоверности состояния учета основных средств проверяемого предприятия. Оно должно выражать оценку аудитора соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерского учета нормативным актам Российской Федерации.
По результатам проверки аудитор должен выразить мнение о достоверности в форме безусловно положительного, условно положительного или отрицательного аудиторского заключения, или отказаться в аудиторском заключении от выражения своего мнения.
В безусловно положительном аудиторском заключении мнение аудитора означает, что бухгалтерский учет подготовлен таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение операций по учету основных средств предприятия нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
В условно положительном аудиторском заключении мнение аудитора о предприятии означает, что, за исключением определенных обстоятельств, отражение операций по учету основных средств предприятия соответствует нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
В отрицательном аудиторском заключении мнение аудитора о достоверности означает, что, в связи с определенными обстоятельствами, учет подготовлен таким образом, что он не обеспечивает во всех существенных аспектах отражения операций по учету основных средств предприятия нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
Отказ аудитора от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерского учета основных средств предприятия означает, что, в результате определенных обстоятельств, аудитор не может выразить и не выражает свое мнение в установленной форме.
Мнение аудитора должно быть выражено так, чтобы предприятию были очевидны его содержание и форма.
Процедуры по существу.
Аналитическая часть аудиторского заключения должна содержать результаты проверки и анализа финансово-хозяйственных операций, в нашем случае это - операции по учету, движению, перемещению, выбытию основных средств. Основные средства ООО "Энергия" - это совокупность средств производства, которые служат дольше одного производственного цикла и постепенно переносят свою стоимость на создаваемый продукт в форме амортизационных отчислений. В соответствии с ПБУ 6/97 "Учет основных средств", к ним на предприятии отнесена часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, или для управления предприятием в течение периода, превышающего 12 месяцев. Не относятся к основным средствам и учитываются предприятием в составе средств в обороте предметы, используемые в течение периода менее 12 месяцев независимо от их стоимости; предметы, стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за единицу независимо от срока их полезного использования.
При проверке бухгалтерской и финансовой документации аудитором не было установлено нарушений при оформлении операций по поступлению, выбытию и списанию основных средств, а также их внутреннему перемещению.
ООО "Энергия" применяет при учете основных средств типовые классификации, в соответствии с которыми они могут группироваться по следующим признакам: назначению, видам, принадлежности, использованию.
По назначению основные средства могут подразделяться на:
- производственные основные средства основной деятельности;
- производственные основные средства других отраслей;
- непроизводственные основные средства.
По видам основных средств различают следующие группы: здания и сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, прочие основные средства.
По степени использования основные средства могут подразделяться на находящиеся:
- в эксплуатации;
- в запасе;
- в стадии достройки, дооборудования, реконструкции;
- на консервации.
В зависимости от имеющихся прав на объекты, основные средства могут подразделяться на:
- объекты основных средств, принадлежащие предприятию на праве собственности;
- объекты основных средств, находящиеся у предприятия в оперативном управлении или хозяйственном ведении;
- объекты основных средств, полученные предприятием в аренду.
Все основные средства ООО "Энергия" по своему назначению относятся к производственной, основной деятельности, и находятся в эксплуатации.
По видам основные средства принадлежат к следующим группам:
- здания и сооружения - 1178,6 тыс. руб.;
- транспортные средства - 31,9 тыс. руб.
Арендованных объектов основных средств, земельных участков, объектов природопользования предприятие не имеет.
Необходимым условием правильного учета основных средств является единый принцип их оценки. Первоначальная стоимость (балансовая) складывается в момент вступления объекта в эксплуатацию. По первоначальной стоимости объект учитывается в течение периода нахождения на предприятии. В зависимости от источника поступления основных средств их восстановительной стоимостью определяется как:
- стоимость внесенных учредителями основных средств в счет их вклада в уставный фонд предприятия - по договоренности сторон;
- стоимость изготовленных на самом предприятии, а также приобретенных за плату у других предприятий и лиц - в сумме фактических затрат, включая затраты по доставке, монтажу и установке;
- стоимость полученных объектов основных средств безвозмездно, в сумме, определенной экспертным путем или по данным документов приема - передачи.
Остаточная стоимость основных средств ООО "Энергия" складывается как разница между балансовой стоимостью и их износом и соответствует данным баланса на квартальные даты. ООО "Энергия" обеспечивает накапливание средств (источников), необходимых для приобретения и восстановления износившихся основных средств за счет включения в издержки производства сумм амортизационных отчислений согласно установленных норм. Нормы амортизационных отчислений выражены в процентах к балансовой стоимости классификационных групп основных средств. Амортизационные отчисления рассчитываются на предприятии ежемесячно. Начисление износа по объекту основных средств начинается с 1 числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта на баланс, и производятся линейным способом в соответствии с принятой на предприятии учетной политикой до полного погашения стоимости основного средства, или его списания. При проверке правильности начисления амортизационных отчислений и отражения их в учете в ходе аудита нарушений не установлено.
Первоначальная стоимость основных средств изменялась при переоценке, достройке, дооборудовании, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов. Переоценка основных средств ООО "Энергия" осуществлялась путем прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникших разниц на добавочный капитал организации. Замечаний при аудите произведенной переоценки не возникло.
Сальдо по балансовым счетам, отражающим основные средства (данные по балансу на 1 число каждого месяца) сверено с данными аналитического учета и инвентарных карточек, расхождений не выявлено.
Акты инвентаризации основных средств по состоянию на 1 ноября 1009 года оформлены, соответствуют данным бухгалтерского учета. Излишков и недостач имущества по результатам проведенных инвентаризаций не имелось.
Информация руководству экономического субъекта о результатах проверки учета основных средств.
Результаты аудита основных средств предприятия должны найти отражение в аудиторском заключении, где указывается объект аудита (операции по учету основных средств ООО "Энергия"); отчетный период; наименование предприятия.
Если в ходе аудита предприятие произвело необходимые исправления в учете, то аудиторское заключение не должно содержать указаний на эти поправки.
Стоимостные показатели в аудиторском заключении выражаются в валюте Российской Федерации, исправления не допускаются. Заключение состоит из трех частей: вводной, аналитической и итоговой.
Вводная часть представляет собой общие сведения об аудиторе. Она должна включать:
- название документа в целом - "Аудиторское заключение";
- юридический адрес и телефоны;
- номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, срок действия лицензии;
- номер свидетельства о государственной регистрации;
- банковские реквизиты;
- фамилии, имена и отчества аудиторов.
Аналитическая часть представляет собой отчет аудитора об общих результатах проверки соблюдения предприятием законодательства по проверяемым операциям.
Итоговая часть представляет собой мнение аудитора о достоверности совершаемых операций. Она включает:
- название данной части;
- кому адресована итоговая часть;
- наименование предприятия;
- объект аудита;
- указание на нормативные акты, в соответствии с которыми проводился аудит;
- изложение существенных обстоятельств, приведших к составлению аудиторского заключения в форме, отличной от безусловно положительного;
- мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерского учета операций предприятия;
- дату аудиторского заключения.
В итоговой части должно быть описано распределение ответственности между предприятием и аудитором. При этом подразумевается, что:
- предприятие несет ответственность за подготовку и достоверность бухгалтерских данных, в отношении которой проводится аудит;
- аудитор несет ответственность за высказанное мнение о достоверности бухгалтерского учета операций.
Итоговая часть должна содержать указание на нормативный акт, регулирующий аудиторскую деятельность в Российской Федерации, а также кратко описывать подход аудитора к проведению аудита.
Если в результате аудита выявлены существенные искажения бухгалтерского учета, то предприятие должно устранить эти искажения.
Аналитическая часть должна включать:
- название данной части;
- кому адресована аналитическая часть;
- наименование предприятия;
- объект аудита;
- общие результаты проверки состояния внутреннего контроля;
- общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета;
- общие результаты проверки соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.
Аналитическая часть должна быть адресована руководителю, осуществляющему функцию управления предприятием.
Изложение общих результатов проверки соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций должно включать:
- цель и характер рассмотрения совершенных финансово-хозяйственных операций законодательству и нормативным актам при проведении аудита;
- общую оценку соответствия, во всех существенных отношениях, совершенных предприятием финансово-хозяйственных операций законодательству;
- описание выявленных в ходе аудита существенных несоответствий в совершенных предприятием финансово-хозяйственных операциях применимому законодательству;
- ответственность руководства предприятия за несоблюдение законодательства Российской Федерации при совершении финансово-хозяйственных операций.
Примерная форма возможного положительного аудиторского заключения по операциям с основными средствами ООО "Энергия" приведена в приложении №1.
Заключение
Рассмотрев содержание, цели, основные принципы и методы аудита учета основных средств на конкретном предприятии, можно сделать вывод, что аудит, как независимый способ оценки реального состояния бухгалтерского учета, является незаменимым инструментом, при помощи которого можно достоверно и комплексно выявить и устранить недостатки в учете и отчетности любого предприятия.
Нормативная база совершения аудиторских действий в настоящее время достаточно подробно разработана, что позволяет аудиторам объективно выразить мнение, сложившееся в ходе проверки конкретной организации, спланировать свои действия, обобщить результаты в форме типового документа - аудиторского заключения.
Возникновение новых стандартов и правил, регламентирующих аудиторскую деятельность, свидетельствует о внимании законодательных органов к вопросам совершенствования аудита. Развитие нормативной базы предполагает более серьезный и всесторонний контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, действующих в условиях рыночной экономики.
Список литературы
1.Гражданский Кодекс Российской Федерации (Ч.I и II)
2.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина СССР от 1.11.01 г. №56) с изменениями и дополнениями.
3.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина от 29.07.08 года №34-н.
4.Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 22 декабря 2006 г. N 2263).
5.Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита" (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 2008 г., протокол N 6).
6.Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Аналитические процедуры"(Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 22 января 2006 г., протокол N 2).
7.Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Изучение и использование работы внутреннего аудита" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 27 апреля 2006 г. протокол N 3).
8.Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Документирование аудита" (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 2007 г., протокол N 6).
9.Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита" (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 15 июля 2008 г., протокол N 4).
10.Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 августа 2008 г. протокол N 5).
11.Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 октября 2007 г., протокол N 6).
12.Вещунова Н.Л., Неелова Н.В. Основы бухгалтерского учета. - М: Финансы и статистика. 2007,.
13.Козлова Е.П., Парашутин Н.В., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет. - М: Финансы и статистика.
Приложение №1
Аудиторское заключение.
Юридический адрес:
Телефон:
Лицензия на проведение общего аудита N ____ выдана _______
Лицензия действительна по __________
Свидетельство о государственной регистрации N_____ выдано________
Расчетный счет N____ в [наименование банка, в котором открыт расчетный счет аудиторской фирмы].
В аудите принимали участие [фамилии, имена, отчества всех аудиторов].
Отчет аудиторской фирмы исполнительному органу ООО "Энергия"
1. Нами проведен аудит операций с основными средствами ООО "Энергия" за 9 месяцев 2009 года.
2. При планировании и проведении аудита нами рассмотрено состояние внутреннего контроля у ООО "Энергия". Ответственность за организацию и состояние внутреннего контроля несет руководитель предприятия.
3. Мы рассмотрели состояние внутреннего контроля исключительно для того, чтобы определить объем работ, необходимых для формирования аудиторского заключения о достоверности бухгалтерского учета операций с основными средствами. Проделанная в процессе аудита работа не означает проведения полной и всеобъемлющей проверки системы внутреннего контроля ООО "Энергия" с целью выявления всех возможных недостатков.
4. В процессе аудита нами не были обнаружены никакие факты, из которых можно было бы сделать вывод о несоответствии системы внутреннего контроля ООО "Энергия" масштабам и характеру его деятельности.
5. Наше мнение о достоверности бухгалтерского учета операций с основными средствами: нами не обнаружены никакие серьезные нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета.
6. При проведении аудита нами рассмотрено соблюдение предприятием применяемого законодательства Российской Федерации при совершении операций с основными средствами.
7. Мы проверили соответствие ряда совершенных ООО "Энергия" операций с основными средствами применяемому законодательству исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что его бухгалтерский учет не содержит существенных искажений. Однако цель проведенного нами аудита не состояла в том, чтобы выразить мнение о полном соответствии деятельности ООО "Энергия" действующему законодательству. Поэтому такое мнение мы не высказываем.
8. Результаты проведенной нами проверки операций с основными средствами показывают, что проверенные операции осуществлялись в ООО "Энергия", во всех существенных отношениях, в соответствии с законодательством.
Руководитель аудиторской фирмы
[Дата]
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |