Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
1.Бухгалтерский и налоговый учет на предприятии
1.1 Понятие бухгалтерского учета………………………………………………6
1.2 Особенности налогового учета………………………………………………9
2. Организация бухгалтерского и налогового учета на предприятии «Челны-Курьер»
2.1 Организация бухгалтерского учета на предприятии……………………...12
2.2 Организация налогового учета на предприятии…………………………...20
Заключение………………………………………………………………….27
Список использованных источников и литературы…………………………………………………………………...29
Приложения
Введение
Эти преобразования также не могли не затронуть отрасль связи. В отрасли связи эти преобразования протекают весьма заметно и интенсивно. Связь на пути реформирования производственных отношений находится в первых рядах среди других отраслей народного хозяйства. Создан открытый рынок телекоммуникационных услуг, на котором действуют как крупные, так и мелкие предприятия.
Развитие почтовой связи в новых условиях происходит по многим направлениям. Меняются технические, организационные, экономические, законодательные основы. Пересматриваются принципы, структура и методы управления. Таким образом, успешное развитие почты в рыночных условиях предполагает как на практике, так и в теории решение целого комплекса сложных проблем.
Почтовую связь можно и нужно рассматривать как сложную организационную систему. Разбиение сложной системы на подсистемы должно исходить из предназначения почты, определяемого Федеральным Законом «О почтовой связи». В соответствии с этим законом почтовые услуги – это «действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений».
На сегодняшний день почта сохраняет статус федеральной государственной службы и осуществляется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями почтовой связи. В связи с преобразованиями, произошедшими в стране, когда частная собственность на средства производства стала реальна, почтовые услуги могут оказывать и операторы почтовой связи (федеральный закон «О почтовой связи»). В соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» операторами почтовой связи являются организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, имеющие право на оказание услуг почтовой связи.
Организация как субъект рынка вынуждена постоянно принимать решения, касающиеся ее деятельности в условиях конкуренции. Принятие решений невозможно без соответствующей информации, прошедшей этапы сбора, обработки и интерпретации. Для принятия решений, касающихся деятельности организации существует система бухгалтерского учета направленная на полноту, экономичность, непрерывность и преемственность в учете тех сторон хозяйственной деятельности, которые характеризуют организацию как субъект предпринимательской деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. То есть, можно сказать, что по своей природе бухгалтерский учет предназначен для того, чтобы внешние и внутренние пользователи (руководители, учредители, инвесторы и др.) могли составить объективное мнение о финансовом положении и экономической деятельности хозяйствующего субъекта. Перед налоговыми органами стоит совсем другая задача: они должны контролировать соблюдение норм налогового законодательства вне зависимости от того, насколько это законодательство экономически обоснованно.
На сегодняшний день разрешение на ведение деятельности по оказанию почтовых услуг частными организациями является нововведением в отрасли почтовой связи. В связи с этим нормативная база бухгалтерского и налогового учета для организаций сферы почтовых услуг находится только в процессе разработки. Именно поэтому организация бухгалтерского и налогового учета на таких предприятиях не рассматривалась с точки зрения отнесения таких организаций к специфическим, и для меня этот вопрос на сегодняшний день наиболее актуален.
Именно поэтому я целью выполнения моей курсовой работы обозначила исследование организации бухгалтерского и налогового учета на предприятиях по оказанию почтовых услуг, а также выявление наличия их особенностей. Для проведения анализа было выбрано предприятие по оказанию почтовых услуг ООО «
Челны-Курьер»
.
Для успешного выполнения работы были определены следующие задачи:
― рассмотреть особенности бухгалтерского и налогового учета в Российской Федерации
― выявить особенности, касающиеся налогового и бухгалтерского учета в организации сферы почтовых услуг ООО «Челны-Курьер»
1. Бухгалтерский и налоговый учет на предприятии
1.1 Понятие бухгалтерского учета
Все виды информации, используемой в процессе управления, составляют информационную систему, которая представляет собой организационно оформленную совокупность информационных потоков, документов, каналов связи, технических средств, обеспечивающих взаимосвязь между элементами системы. Для обеспечения процесса управления необходимой информацией на предприятии организуются следующие виды учета: бухгалтерский, статистический, управленческий (оперативный), налоговый.
Основное содержание бухгалтерского учета: оценка состояния и изменений основного и оборотного капитала, собственных и заемных источников финансирования активов предприятия, движения финансовых потоков за отчетный период, а также финансовых результатов.
Бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе (активах), обязательствах, доходах и расходах предприятия и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйствующих операций.
Для хозяйствующего субъекта этот вид учета является основным. В Бухгалтерском учете собирается и обобщается информация о средствах предприятия, источниках средств и результатах деятельности за определенный период. В бухгалтерском учете используются специфические приемы обработки информации, которые обеспечивают полное и достоверное отражение всех хозяйственных явлений и процессов на отдельном предприятии или в отдельном учреждении. В бухгалтерском учете применяются натуральные, трудовые и денежный измерители, при этом особое значение придается именно денежной (стоимостной) оценке всех объектов учета. Такой подход обеспечивает обобщающий характер этого вида учета на уровне предприятия и его исключительную роль в сборе и обработке экономической информации на этом уровне.
Предметом бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная деятельность предприятия или организации. Финансово-хозяйственная деятельность складывается из:
― формирования источников, необходимых для деятельности (источники могут быть финансовыми и материальными)
― размещения привлеченных и сформированных средств: создание производственных запасов, затрат на производство продукции, реализации продукции, взаимоотношений с бюджетом в части налогооблажения и иные хозяйственные операции.
Метод бухгалтерского учета ― ведение учета финансово-хозяйственных операций на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного выражения.
Бухгалтерский учет должен давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, его изменениях, и финансовых результатах ее деятельности.
Достоверной считается отчетность, если она сформирована по правилам, установленным в соответствии с нормативными актами, определяющими порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности на территории РФ. Информация надежна, если она не содержит существенных ошибок и пользователи могут положиться на нее.
Чтобы бухгалтерская отчетность была полной, в ней следует отражать информацию о деятельности не только самой организации, но и ее филиалов, представительств и иных подразделений. Для обеспечения полноты информации в отчетности должны быть отражены события после отчетной даты и условные факты хозяйственной деятельности, а также сведения по прекращаемой деятельности.
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
Первый уровень системы составляют законодательные акты ( Федеральный закон №129 «О бухгалтерском учете», Гражданский кодекс Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие прямо или косвенно порядок бухгалтерского учета в организациях).
Второй уровень составляют российские стандарты – Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые устанавливают принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета по сферам деятельности организации и видам активов, а также составления и представления бухгалтерской отчетности.
Третий уровень – методические рекомендации по учету имущества, затрат, составлению бухгалтерской отчетности, которые утверждаются Минфином России с учетом отраслевой специфики и видов деятельности организаций.
Четвертый уровень – это рабочие документы организации. В их состав входят положение об учетной политике организации, рабочие документы по организации учета отдельных видов активов, затрат, собственного капитала и иные документы.
Ведение бухгалтерского учета имеет очень большое значение для каждого предприятия или организации. Именно финансовый учет формирует информацию о текущих доходах, расходах, об обязательствах, о финансовых результатах, которые необходимы для составления финансовой отчетности бухгалтерией организаций. Эта информация необходима как внешним, так и внутренним пользователям. И ведение бухгалтерского финансового учета обязательно для каждого предприятия.
1.2 Особенности налогового учета
В результате перехода России к рыночным отношениям государство существенно сократило свои позиции в сфере нормативного регулирования, передав часть полномочий профессиональным организациям; возник самостоятельный и обособленный налоговый учет. С 1 января 2002 года налоговый учет стал таким же обязательным атрибутом учетной системы организаций, как и бухгалтерский. Обособление налогового учета в самостоятельную учетную систему привело к возникновению серьезных противоречий в его методологии, усложнению учетных механизмов и другим негативным последствиям, обусловив необходимость поиска путей возможной интеграции бухгалтерского и налогового учета. Неустоявшаяся практика выведения из системы бухгалтерского учета показателей доходов и расходов для расчета налогооблагаемой базы в соответствии с требованиями Главы 25 НК РФ порождает множество неясностей и соответственно бухгалтерских и налоговых ошибок. Постоянное экспериментирование с законодательной базой по налогу на прибыль выражается в большом количестве издаваемых изменений и дополнений. Это зачастую не позволяет предприятиям правильно ориентироваться в порядке ведения налогового учета, что приводит в конечном итоге к спорам и разногласиям с налоговыми органами. Причем, по оценкам большинства специалистов, число и характер различий между правилами формирования информации для целей бухгалтерского финансового учета и налогообложения, существенно превысило аналогичные показатели в странах этой модели. Кроме того, скорость, с которой создавалась нормативная база налогового учета, не могла не сказаться на ее качестве. Множество последующих поправок в Налоговый кодекс РФ не устранили противоречий, а лишь показали несовершенство самой модели, а точнее, ее отсутствие.
Актуальность проблем формирования системного учета доходов и расходов предприятий для целей налогообложения подтверждается и тем фактом, что налог на прибыль является одной из основных доходных статей бюджетов большинства развитых стран, а в бюджете Российской федерации занимает второе место после налога на добавленную стоимость. Проблематика налогового учета стала настолько актуальной, что оказалась одновременно в центре внимания и дискуссий в научных и практических кругах, на семинарах, конференциях, страницах периодической печати, не оставила равнодушным ни одного бухгалтера. Все это побудило государство и профессиональное сообщество к поиску путей устранения сложившихся противоречий. В июле 2004 г. Минфин РФ утвердил Концепцию развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, которая провозгласила курс на сближение правил налогового учета с бухгалтерским. В настоящее время стоит задача реализации Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и реформы существующей системы налогов и сборов Российской Федерации. Такие изменения не могут быть осуществлены без разработки взвешенного научно обоснованного подхода, учитывающего сходства и фундаментальные различия в цели, задачах, предмете, методе и, конечно же, в принципах бухгалтерского и налогового учета.
На практике в случае несовместимости бухгалтерского и налогового учета организация делает выбор в пользу налогового учета, поскольку по статусу Налоговый кодекс выше ПБУ. Нарушение предписаний Налогового кодекса влечет за собой применение соответствующих налоговых санкций, тогда как за нарушение методологии бухгалтерского учета никаких санкций не предусмотрено.
Формально налоговые органы могут попытаться оштрафовать организацию по статье 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Однако, во‑первых, в этой статье не сказано, за нарушение правил какого учета (бухгалтерского или налогового) могут взыскиваться штрафы. По крайней мере, правила налогового учета не будут нарушены. Во‑вторых, поскольку здесь возникают налоговые правоотношения, то они и должны регулироваться налоговым законодательством и соблюдение правил налогового учета с нарушением соответственно правил бухгалтерского учета не должно рассматриваться как налоговое правонарушение.
Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в т.ч. операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах, либо переносятся на ряд лет). При этом аналитический учет данных должен быть организован так, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы. Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых магнитных носителях.
Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них данных разрабатываются организациями самостоятельно и устанавливаются приложениями к приказу (распоряжению) руководителя об учетной политике для целей налогообложения. Правильность отражения фактов хозяйственной жизни в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. Исправление ошибок в регистрах налогового учета должны быть обоснованы и подтверждены подписью лица, вносящего исправления, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.
II Организация бухгалтерского и налогового учета на предприятии
2.1 Организация бухгалтерского учета на предприятии
Для выявления особенностей бухгалтерского учета в организациях сферы почтовых услуг во внимание следует принимать главные особенности предприятий, оказывающих услуги. К особенностям любого предприятия, оказывающего услуги относят: анализ цикла движения наличности, характеристику цикла руководства, оценку отраслевого риска, изучение рынка, макроэкономических факторов, юридического статуса предприятия, особенности организации финансового учета и принимаемых на ее основе управленческих решений, общую схему организации внутреннего контроля и аудита, нацеленных на выявление и реализацию внутренних резервов предприятия.
Исходя из вышесказанного, можно выделить определяющие факторы, характеризующие деятельность предприятий по оказанию почтовых услуг:
– отсутствие материальных запасов;
– личный характер услуг;
– незначительный уровень чистых активов;
– современный уровень производственных активов;
– цикл движения наличности.
Предоставление почтовых услуг ведет к возникновению дебиторских счетов, которые являются основным элементом активов фирмы. При установлении цикла на оказание услуг необходимо определить время, которое требуется предприятию, чтобы оказать услугу, реализовать ее и получить деньги. Также нужно рассмотреть следующие особенности, относящиеся в группу факторов, оказывающих влияние на организацию и методологию учета, в организациях сферы услуг:
1. Потребление услуг производится в месте производства услуг;
2. В большинстве случаев передача выполненных услуг от одного собственника к другому невозможна, что обусловлено невозможностью отрыва от основного объекта, фирмы.
3. Услуга не является отдельным объектом в юридическом отношении* (26, стр. 286);
4. По услугам имеет место неопределенность в оценке качества, так как отсутствуют ГОСТЫ, стандарты, технические условия, шаблоны и другие нормативные эталоны. Поэтому в большинстве постановлений Правительства качество и ответственность за его нарушение просто декларируются как соответствие договору.
5. Значительные особенности имеются и в используемой первичной документации, что вызвано двумя основными причинами:
– применением специфических договоров на оказание услуг;
– использованием отраслевой первичной документации;
Принимая во внимание главные особенности предприятий сферы услуг, а также определяющие факторы, характеризующие деятельность организаций по оказанию почтовых услуг, можно выделить следующие особенности бухгалтерского учета в организациях сферы почтовых услуг:
―В целом для предприятий сферы почтовых услуг характерен незначительный процент незавершенных хозяйственных операций из-за кратковременности производственного цикла;
― На предприятиях по оказанию почтовых услуг отсутствует незавершенное производство или объем его не превышает 5% от месячного объема производства, т. е. является несущественным и не подвержен значительным колебаниям. Это вызвано тем, что, как правило, процесс оказания почтовых услуг включает три этапа: прием заказа на услугу, выполнение услуги, реализация услуги;
― На большинстве предприятий для учета выполненных услуг счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и счет 43 «Готовая продукция» не используются.
Организациям, оказывающим почтовые услуги, нет необходимости использовать счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и счет 43 «Готовая продукция», так как отсутствует незавершенное производство и не может быть поставлен вопрос о складировании услуг.
В организациях, оказывающих услуги связи, должен вестись раздельный учет с целью расчета уровня тарифов по каждой регулируемой услуге, обеспечивающих полное возмещение экономически обоснованных затрат и включающих нормативную прибыль.
Организациям, оказывающим услуги связи, следует руководствоваться следующими нормативными актами:
— Постановление Правительства РФ от 11.03.2001 № 173 «О введении раздельного учета операторами связи доходов и расходов по видам услуг связи»;
— Постановление Правительства РФ от 11.10.2001 №715 «О совершенствовании механизма государственного регулирования тарифов на услуги связи».
Также организациям сферы почтовых услуг рекомендуется вести раздельный учет с целью правильного исчисления налога на прибыль в соответствии с порядком, утвержденным приказом МНС России от 12.07.2002 №БГ-3-02-358.
Учет доходов
В бухгалтерском учете отражению подлежат все полученные организацией суммы доходов и расходов. Для правильного определения принадлежности суммы к доходу или расходу рекомендуется руководствоваться Положениям по бухгалтерскому учету «Доходы организации» 9/99 и «Расходы организации» 10/99.
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Доходы текущего периода разделяются на связанные с ведением обычного вида деятельности, операционные, внереализационные, чрезвычайные.
Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. В организациях сферы почтовых услуг доходом признается поступление, связанное с оказанием услуг.
Доходы, получаемые организацией от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к операционным доходам.
На рассматриваемом предприятии ООО «
Челны-Курьер»
осуществляется только основной вид деятельности (оказание почтовых услуг). За период с января по сентябрь организацией были получены доходы от обычных видов деятельности, связанных с оказанием услуг в сумме 129960286 руб., а также внереализационные доходы в виде положительной курсовой разницы, в виде штрафов, пеней признанных должником за нарушение договорных обязательств, в виде процентов, полученных по ценным бумагам в общей сумме 287141,19 руб.
Учет расходов
В соответствии с п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н, расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Стоимость услуг, как и всякого товара, определяется количеством общественно необходимого труда, затраченного на их оказание. Выраженные в денежной форме затраты, обусловленные расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции, товаров или услуг, называются издержками.
Денежное выражение текущих издержек организации на производство и реализацию услуг называется себестоимостью услуг.
Рациональная организация затрат в значительной степени зависит от их группировки в постатейном разрезе (19, стр. 190).
В состав номенклатуры затрат включены следующие статьи:
— сырье и материалы;
— полуфабрикаты и услуги специализированных предприятий;
— топливо и энергия на технологические цели;
— заработная плата производственных рабочих;
— отчисления;
— расходы на подготовку и освоение производства;
— общепроизводственные расходы;
— общехозяйственные расходы;
— прочие производственные расходы;
— коммерческие расходы;
— потери от брака.
Приведенная номенклатура статей затрат является общеотраслевой. А в отношении группировки расходов на оказание услуг непроизводственного характера, в частности почтовые услуги, следует осуществлять иной подход, так как процесс материального производства на предприятиях оказывающих такого рода услуги, отсутствует.
В практической деятельности себестоимость произведенных услуг совпадает с себестоимостью реализованных услуг. Сделан вывод, что в отрасли по оказанию услуг во избежание громоздкого исчисления фактической себестоимости произведенных и реализованных услуг рекомендуется использовать метод прямых затрат для исчисления себестоимости.
Метод прямых затрат для исчисления себестоимости наиболее подходит предприятиям сферы услуг.
Синтетический учет затрат осуществляется на следующих счетах:
- Счет 20 «Основное производство»;
- Счет 23 «Вспомогательное производство»;
- Счет 25 «Общепроизводственные расходы»;
- счет 26 «Общехозяйственные расходы».
По дебету счета 20 «Основное производство» отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с оказанием услуг, по кредиту счета 20 – отражаются суммы фактической себестоимости выполненных услуг.
В организациях сферы почтовых услуг имеют место и накладные (косвенные) расходы по организации, управлению и обслуживанию предприятия в целом. Поэтому, предлагается вести раздельный обособленный учет накладных расходов на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».
Способ списания общехозяйственных расходов непосредственно на счет 90 рассмотрим на примере: расчет себестоимости при списании накладных расходов непосредственно на счет 90. На счетах бухгалтерского учета при этом будут сделаны следующие записи:
1. Д-т счета 20 «Основное производство»
К-т счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
- начислена заработная плата основным рабочим
2. Д-т счета 20 «Основное производство»
К-т счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
- начислен единый социальный налог
3. Д-т счета 20 «Основное производство»
К-т счета 10 «Материалы»
- списана стоимость материалов, израсходованных на производство;
4. Д-т счета 20 «Основное производство»
К-т счета 02 (68, 71, 76 и др.)
- списаны на себестоимость продукции прочие прямые затраты;
5. Д-т счета 25 «Общепроизводственные расходы»
К-т счета 02 (68, 71,76 и др.)
- сформированы общепроизводственные расходы ;
6. Д-т счета 20 «Основное производство»
К-т счета 25 « Общепроизводственные расходы»
- общепроизводственные расходы списаны на себестоимость услуг ;
7. Д-т счета 26 «Общехозяйственные расходы»
К-т счета 02 (68, 71, 76 и др.)
- сформированы общехозяйственные расходы ;
8. Д-т счета 90 «Продажи»
К-т счета 20 «основное производство»
- списана себестоимость оказанных услуг;
9. Д-т счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т счета 90 «Продажи»
- реализованы оказанные услуги;
10. Д-т счета 90 «Продажи»
К-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»
- сумма НДС, подлежащая получению от покупателя, отнесена на расчеты с бюджетом;
11. Д-т счета 90 «Продажи»
К-т счета 26 «Общехозяйственные расходы»
- общехозяйственные расходы списаны на себестоимость реализованных услуг;
12. Д-т счета 90 «Продажи»
К-т счета 99 «Прибыли и убытки»
- выявлен финансовый результат от реализации.
В организациях сферы почтовых услуг учет затрат на производство наиболее целесообразно осуществлять в разрезе видов услуг, таких как доставка международных отправлений, внутригородская доставка почтовых отправлений, доставка почтовых отправлений на территории РФ. К особенностям выполнения этих услуг относятся: технология их выполнения, степень трудоемкости и удельный вес в объеме данного вида услуг.
Распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов между различными видами продукции производится в соответствии с выбранной учетной политикой организации.
В соответствии с учетной политикой бухгалтерия устанавливает порядок ведения раздельного учета продаж собственных услуг на счетах бухгалтерского учета, для чего разрабатывается рабочий план счетов. Например, на предприятии ООО «
Челны-Курьер»
, в соответствии с выбранной учетной политикой, производственные расходы относятся на себестоимость продукции в полном объеме.
Расчеты по исчислению сумм амортизации основных средств и износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов, по распределению услуг вспомогательных производств и данные о потерях в производстве осуществляются непосредственно в журнале-ордере, в специальных таблицах.
2.2. Организация налогового учета в организации
Понятие «налоговый учет» введено статьей 313 главы 25 части второй НК:
Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом (21, стр. 386).
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течении отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой, и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Основными задачами налогового учета являются формирование полной и достоверной информации о порядке формирования данных о величине доходов и расходов организации, определяющих размер налоговой базы отчетного налогового периода в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ, а также обеспечение этой информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.
Данные налогового учета подтверждаются первичными учетными документами, аналитическими регистрами налогового учета, расчетом налоговой базы. Содержание данных налогового учета является налоговой тайной.
Организация, начиная с 2002 года, должна разрабатывать две учетные политики – одну для целей финансового учета, другую – для целей налогообложения. Но так как из Закона «О бухгалтерском учете» прямо не вытекает обязанность разработки двух учетных политик, по моему мнению, достаточно разработать дополнительный раздел, устанавливающий схему налогового учета, необходимые формы первичных документов налогового учета, график документооборота и порядок корректировки данных финансового учета для целей налогообложения. Также можно сказать, что законодательством установлена обязанность ведения системы налогового учета для исчисления налога на прибыль организаций.
Налоговый учет в организации ведется:
– бухгалтерией;
– отдельным структурным подразделением, возглавляемым;
– главным бухгалтером;
– руководителем структурного подразделения.
Группировка данных налогового учета, то есть данных о порядке получения того или иного показателя отчетности, производится в налоговых аналитических регистрах (ст. 314 НК РФ).
Аналитические регистры налогового учета – сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями 25 Главы Налогового кодекса, без распределения по счетам бухгалтерского учета.
Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.
Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде. При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.
Методологические принципы формирования показателей регистров налогового учета установлены в Рекомендациях МНС РФ «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса РФ.
Для определения доходов и расходов организации существует два метода, которые предусмотрены НК РФ:
1. метод начислений («по отгрузке»);
2. кассовый метод («по оплате»).
В организации ООО «Челны-Курьер» предусмотрено учетной политикой определение доходов и расходов методом начислений.
Учет расходов
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Налогового кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (ст. 252 НК).
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:
― Расходы, связанные с производством, хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и реализацией товаров;
― Расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном состоянии;
― Расходы на освоение природных ресурсов;
― Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
― Расходы на обязательное и добровольное страхование;
― Прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
Если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию определяются с учетом положений статьи 318 НК РФ.
Расходы на производство и реализацию, осуществленные в течении отчетного (налогового) периода, подразделяются на: прямые и косвенные.
Согласно ст. 285 Налогового кодекса РФ, налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Отчетными периодами по налогу является первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года либо месяц, два, три месяца и так далее до окончания календарного года.
Расходы налогоплательщика на оплату труда, в соответствии со статьей 255 части второй налогового кодекса, включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.
Суммы начисленной амортизации формируется на основании данных о стоимости амортизируемого имущества.
Под основными средствами понимаются объекты, имеющие вещественную форму, которые используются в качестве средств труда для производства продукции, реализации продукции (работ, услуг), а также для управления организацией.
Амортизация в соответствии с 25 главой НК «Налог на прибыль организаций» начисляется двумя способами:
1. Линейный;
2. Нелинейный.
При применении линейного метода начисления амортизации сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.
При применении нелинейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амортизации, определенной для данного объекта. Такой способ предусматривает постоянное уменьшение суммы амортизации. При достижении 20% от первоначальной стоимости объекта со следующего месяца стоимость закрепляется как базовая, и в оставшееся количество месяцев амортизация начисляется линейным методом исходя из этого количества месяцев. По моему мнению, второй способ начисления амортизации отличается от первого возможностью и необходимостью применения коэффициента 2, что более значимо для организации при принятии решения о способе амортизации объекта.
Например, стоимость основного средства составляет 150000 руб., а срок его эксплуатации – 15 месяцев. Порядок исчисления суммы амортизации по каждому месяцу приведен в приложении 3.
При вводе в эксплуатацию организация должна оценить величину накопленных расходов, связанных с приобретением средств труда.
К амортизируемому имуществу отнесены средства труда, стоимость которых составляет более 10000 руб. и срок полезного использования более 12 месяцев.
Все остальные варианты соотношения стоимости и срока эксплуатации, не удовлетворяющие указанному условию, на основании подп. 3. п.1 ст. 254 НК РФ подлежат единовременному списанию. Это касается основных средств стоимостью менее или равно 10 000 руб. при любом сроке эксплуатации и объектов, срок эксплуатации которых составляет менее 12 месяцев, даже если стоимость имущества превышает установленный лимит.
Сумма прямых расходов, осуществленных в отчетном периоде, уменьшает доходы от реализации отчетного (налогового) периода только в той их части, которая приходится на реализованные в текущем периоде услуги (п.2 ст. 318 НК РФ), за исключением сумм прямых расходов, распределяемых на остатки незавершенного производства.
«Под незавершенным производством понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В НЗП включаются законченная, но не полностью принятая заказчиком продукция, законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К НЗП относятся также остатки невыполненных заказов вспомогательных производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. Материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве, относятся к НЗП при условии, что они уже подверглись обработке».
На конец месяца не все работы могут оказаться выполненными (услуги оказанными). Часть выполненных работ или оказанных услуг может быть еще не оформлена актом приемки-сдачи работ.
Для налогоплательщиков, производство которых связано с выполнением работ (оказанием услуг), сумма прямых расходов распределяется на остатки НЗП пропорционально доле незавершенных (или завершенных, но не принятых на конец текущего месяца) заказов на выполнение работ (оказание услуг) в общем, объеме выполняемых в течение месяца заказов на выполнение работ (оказание услуг) (абзац четвертый п. 1 ст. 319 НК РФ).
На предприятии ООО «
Челны-Курьер»
, оказывающее почтовые услуги, незавершенное производство отсутствует, что существенно упрощает расчет прямых расходов, уменьшающих доходы текущего отчетного (налогового периода). Все прямые расходы, связанные с деятельностью по оказанию соответствующих услуг, принимаются в уменьшение соответствующих доходов в период их осуществления.
Но в связи с тем, что Налоговым Кодексом предусмотрена обязанность по ежемесячному распределению прямых расходов на остатки НЗП и на выполненные работы (оказанные услуги), независимо от продолжительности отчетных периодов у налогоплательщика налоговый регистр учета прямых расходов следует составлять таким образом, чтобы ежемесячно можно было определить сумму прямых расходов, уменьшающих доходы данного месяца.
На предприятии ООО «Челны-Курьер» Регистры налогового учета не ведутся.
Пример. Составление и заполнение Регистра.
ООО «
Челны-Курьер»
оказывает услуги населению по доставке корреспонденции на территории России и за рубежом, при этом незавершенные заказы (НЗП) отсутствуют. Прямые расходы, связанные с деятельностью по оказанию почтовых услуг, с начала года до начала октября 2002 г. составили 17 641 851 руб. В сентябре были осуществлены следующие прямые расходы:
1. Амортизация – 1 247 17 руб.;
2. Материальные расходы – 388 411,00 руб.;
3. Оплата труда – 1 239 636,00 руб.;
4. ЕСН – 452 467 руб.
Порядок расчета для заполнения Регистра будет выглядеть следующим образом: величина прямых расходов за текущий месяц определяется путем сложения всех видов прямых расходов: амортизация основных средств , материальные расходы, оплата труда работников и соответствующая сумма ЕСН. Общая величина прямых расходов за отчетный (налоговый) период (строка 3) исчисляется как сумма прямых расходов с начала года до начала текущего месяца и прямых расходов за текущий месяц .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе я проводила исследование организации бухгалтерского и налогового учета на предприятии по оказанию почтовых услуг. Для выявления особенностей бухгалтерского и налогового учета было выбрано предприятие, оказывающие почтовые услуги, ООО «
Челны-Курьер»
. В сфере бухгалтерского и налогового учета в организациях сферы почтовых услуг были выявлены следующие специфические особенности: незначительный процент незаконченных операций, отсутствие незавершенного производства, неиспользование счетов 43 «Готовая продукция» и 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», применение специфической первичной документации, совпадение себестоимости произведенных и реализованных услуг, определение финансового результата по методу отгрузки (начисления).
Также можно сказать, что особенности имеются и в используемой первичной документации, что вызвано двумя основными причинами:
― применением специфических договоров на оказание услуг;
― использованием отраслевой первичной документации;
Что касается различий между бухгалтерским и налоговым учетом в организациях сферы почтовых услуг на основании проделанной работы можно сделать следующие выводы: на предприятиях, оказывающих почтовые услуги, фактически не существует разницы между бухгалтерским и налоговым учетом, в частности видно на примере ООО «
Челны-Курьер»
. Даже в случае если организация выбрала кассовый метод определения доходов и расходов, разница между бухгалтерским и налоговым учетом не возникает, так как почтовые услуги оплачиваются в момент оказания.Что касается определения расходов, то разница между бухгалтерским и налоговым учетом может возникнуть в случае, когда организация выбирает метод начисления амортизации для целей бухгалтерского учета отличный от тех, что перечислены в 25 Главе Налогового кодекса РФ. Кроме того, для целей определения налогооблагаемой прибыли принимаются только те расходы на оплату труда, которые предусмотрены трудовыми договорами, или если в Трудовом договоре имеются ссылки на коллективный договор, в котором оговорены условия оплаты труда.
В ходе выполнения курсовой работы на предприятии ООО «
Челны-Курьер»
были выявлены следующие недостатки:
― Не ведется раздельный учет с целью расчета уровня тарифов по каждой регулируемой услуге, обеспечивающих полное возмещение экономически обоснованных затрат и включающих нормативную прибыль, так как особенностям выполнения услуг, оказываемым предприятием, относятся технология выполнения, степень трудоемкости.
― Для целей налогового учета на предприятии в обычных бухгалтерских регистрах выделены дополнительные строки и графы и налоговые регистры не ведутся.
Список использованных источников и литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть I,II
2. Федеральный закон Российской Федерации №129 – ФЗ «О бухгалтерском учете»: [федер.закон: принят 21.11.96 г.]
3. Приказ Министерства финансов РФ №49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» [от 13.06.95г. ]
4. Письмо Центрального банка РФ №18 «Об утверждении порядка ведения кассовых операций» [от 04.10.93г. ]
5. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом МФ РФ от 06.05.99г. №33н ( в ред. Приказа МФ РФ от 30.12.99г. №107н).
6. Бакаев, А.С. «Из 25-й главы НК РФ надо исключить статьи о налоговом учете» – «Российский налоговый курьер», №8, 2003г.
7. Богомолов, А.М. Внутренний аудит: Учебное пособие/ Богомолов А.М. – М.:Приор,2006.
8. Каморджанова,Н.А. Бухгалтерский учет / Каморджанова Н.А., Карташова И.В. Cерия «Краткий курс». – СПБ:Питер,2005. – 224 с.
9. Кожинов,В.Я Бухгалтерский учет прогнозирования финансового результата: Учеб. пособие. / Кожинов В.Я , М.: Экзамен, 2005 – 320 с.
10. Кондраков,Н.П Бухгалтерский учет. Учебное пособие. / Кондраков Н.П.– М.:ИНФРО, 2006. – 635 с.
11.Ларионова, А.Д. Бухгалтерский учет: Учебник / Ларионова А.Д. – М.: «Проспект», 2004. – 392 с.
12. Налоговый учет: каким ему быть? – «Хозяйство и право», №7, 2004г.
13. Полисюк,Г.Б Аудит предприятия: Учеб. пособие./ Полисюк Г.Б, Кузьмина Ю.Д., Сухачева Г.И. - М.: Юнити, 2004 – 272 с.
14. Бухгалтерский и налоговый учет: проблемы взаимодействия – «Бухгалтерский учет», №13, 2005г
15.Комментарий к новому плану счетов бухгалтерского учета/ Под. ред. А.С. Бакаева, М: ИПБ-Бинфа, 2001
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Форма № ____________
Утверждена Приказом об учетной политике ООО «Челны-Курьер»
№_______ от «____»_________________200_г.
Регистр учета прямых расходов, относящихся к деятельности, связанной с оказанием почтовых услуг
За январь - июнь 2002 г.
(период)
№ строки | Показатель | Сумма, руб. |
1 | Прямые расходы с начала года до начала текущего месяца (строка 3 Регистра за предыдущий месяц) | 17 641 851 |
2 | Прямые расходы, осуществленные в отчетном месяце (руб.) | 2 205 231 |
2.1 | Амортизация ОС | 124 717 |
2.2 | Материальные расходы | 388 411 |
2.3 | Оплата труда | 1 239 636 |
2.4 | ЕСН | 452 467 |
3 | Прямые расходы за отчетный (налоговый) период | 19 847 082 |
Подпись лица, ответственного за составление Регистра __________(______)
Дата составления Регистра «_15_» октября 2010 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Расчет амортизации по каждому месяцу
Месяц | Линейный метод Сумма амортизации за месяц | Нелинейный метод | |
Остаточная стоимость на начало месяца | Сумма амортизации за месяц | ||
1 | 10000 | 150000 | 20000 |
2 | 10000 | 130000 | 17333 |
3 | 10000 | 112667 | 15022 |
4 | 10000 | 97645 | 13019 |
5 | 10000 | 84626 | 11283 |
6 | 10000 | 73343 | 9779 |
7 | 10000 | 63564 | 8475 |
8 | 10000 | 55089 | 7345 |
9 | 10000 | 47744 | 6366 |
10 | 10000 | 41378 | 5517 |
11 | 10000 | 35861 | 4781 |
12 | 10000 | 31080 | 4144 |
13 | 10000 | 26936* | 8978 |
14 | 10000 | 8979 | |
15 | 10000 | 8979 |
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |