Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет основных средств и нематериальных активов

Учет
основных средств и нематериальных активов



 



Основные средства, их классификация и оценка



 



Основные средства представляют собой совокупность материально-вещественных
ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции
(работ, услуг) либо для управления организации в течение периода, превышающего
год. К ним относятся здания, сооружения, машины, оборудование и другие орудия
труда, используемые продолжительное время, стоимостью более 30 базовых величин
за единицу, и сроком службы более одного года. Ковры и ковровые изделия
относятся к основным средствам при стоимости более 10 базовых величин за
единицу.



В соответствии с типовой
классификацией основные средства делятся по назначению и роли в
организации на: производственные (функционируют в сфере производства продукции,
работ, услуг и в сфере торговли) и непроизводственные (средства жилищно-бытового
назначения, средства здравоохранения, детских учреждений и др.).



По видам основные средства группируются на: здания; сооружения, включая ведомственные дороги;
передаточные устройства, рабочие и силовые машины, механизмы и оборудование;
транспортные средства; измерительные и регулирующие приборы и устройства;
вычислительная техника, оргтехника; инструмент; производственный и
хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий скот;
многолетние насаждения; буферный газ; объекты жилищного фонда, внешнего благоустройства
и другие в соответствии с Временным республиканским классификатором основных
средств и нормативных сроков их службы.



По принадлежности (праву собственности) основные средства
подразделяются на: собственные и арендованные.



По
степени использования
основные средства подразделяются на находящиеся: в эксплуатации; в запасе
(резерве); в стадии достройки, дооборудования, реконструкций и частичной ликвидации;
на консервации.



В текущем
бухгалтерском учете
основные средства учитываются по первоначальной
стоимости
, состоящей из фактических затрат на возведение (строительство)
объекта, на приобретение основных средств.



Изменение первоначальной
стоимости допускается в случае переоценки основных средств, при достраивании,
дооборудовании, реконструкции и частичной ликвидации объектов.



Восстановительная
стоимость

стоимость основных средств после переоценки. Для правильности учета основных
средств (приведение в соответствие с аналогичными объектами их стоимости в
современных условиях), правильности начисления износа и создания необходимых
фондов для обновления основных средств организации всех форм собственности
должны ежегодно по состоянию на 1 января производить переоценку основных
средств.



В балансе основные
средства отражаются по остаточной стоимости, которая рассчитывается как
разница между первоначальной стоимостью и суммой износа основных средств.



 



Учет поступления и выбытия основных средств





Для синтетического учета
используются активный счет 01 «Основные средства» и пассивный счет 02
«Амортизация основных средств»
.



Для
учета движения основных средств применяется следующая первичная учетная
документация
: акт (накладная) приемки-передачи основных средств (форма
№ ОС-1); акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных
объектов основных средств (форма № ОС-3); акт о ликвидации основных средств
(форма № ОС-4); акт о ликвидации транспортных средств (форма № ОС-4а); акт об
установке, пуске и демонтаже строительных машин (форма № ОС-05); инвентарная
карточка учета основных средств (форма № ОС-6); опись инвентарных карточек по
учету основных средств (форма № ОС-10); карточка учета движения основных
средств (форма № ОС-12); инвентарный список основных средств (форма № ОС-13).



Основные средства в
организацию поступают:



· 
в результате
строительства
(сооружения) хозяйственным или подрядным способом, они принимаются
в эксплуатацию в сумме фактически произведенных затрат по акту
приемки-передачи основных средств
. Составляется запись на стоимость
фактических затрат по возведению основных средств – Д-т 01 и К-т 08;



· 
в результате приобретения
за плату
у юридических и физических лиц по акту приемки-передачи
или по акту купли-продажи. Составляются записи: на стоимость
приобретенных основных средств и с учетом НДС – Д-т 08, 18/1 и К-т
60;
оприходование основных средств в эксплуатацию – Д-т 01 и К-т
08;
на сумму НДС подлежащую возмещению – Д-т 18/21 и К-т
18/1;



· 
в результате внесения
основных средств учредителями организации в виде вклада в уставный фонд

по договорной цене — оформляются актом приемки-передачи. Составляются
записи: на стоимость определенную по договоренности участников – Д-т 01
и К-т 75; на увеличение суммы вклада в уставный фонд учредителем – Д-т
75
и К-т 85;



· 
в результате безвозмездного
получения
от других организаций и лиц, а также в качестве субсидии
правительственного органа — по акту приемки-передачи. Составляются
записи: получение от других организаций и лиц, а также в качестве субсидии правительственного
органа - Д-т 01 и К-т 80; получение от организаций одной формы собственности по решению собственника
или уполномоченного им органа - Д-т 01 и К-т 88; на сумму
начисленного износа – Д-т 01 и К-т 02.



Увеличение стоимости
основных средств может происходить и по другим причинам:
оприходованы излишки основных средств, выявленные при инвентаризации по
оценочной стоимости – Д-т 01 и К-т 80; на сумму начисленного
износа – Д-т 01 и К-т 02; поступление от внутрихозяйственных
подразделений, филиалов, выделенных на отдельный баланс – Д-т 01 и К-т
79
, с износом – Д-т 01 и К-т 02; переоценка (дооценка)
основных средств - увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости на
сумму увеличения износа – Д-т 01 и К-т 88-3, с износом – Д-т
88-3
и К-т 02; оприходование основных средств, поступивших в
собственность арендатора по условиям договора о долгосрочной аренде – Д-т 01
и К-т 03.



Для составления актов
приемки-передачи директор назначает комиссию. Акт действителен после
утверждения его директором. К акту прилагаются оправдательные документы на
поступление объекта, его цену: товарно-транспортные накладные, счета,
закупочные акты, справки. На основании акта бухгалтер заполняет инвентарную
карточку
на весь период эксплуатации объекта.



Аналитический
учет основных средств ведется бухгалтерией организации на инвентарных карточках
учета основных средств. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный
объект. Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный
объект
основных средств, то есть объект со всеми приспособлениями и
принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, а также
обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой
единое целое, и предназначенный для выполнения определенных самостоятельных
функций. Каждому объекту
присваивается инвентарный номер. Этот номер наносится на объект масляной
краской или прикрепляется в виде жетона. Инвентарные
номера выбывших объектов не могут присваиваться другим, вновь принятым к учету
основным средствам в течение пяти лет, начиная с года, следующего за годом списания.



Бухгалтер составляет опись
карточек
. Карточки на вновь поступившие объекты и на выбывшие в картотеку
не раскладываются до конца месяца с тем, чтобы в следующем месяце их учесть при
начислении амортизации (износа). На каждый цех, отдел, склад составляется инвентарная
опись
(список) с указанием фамилии материально ответственного лица.
Внутреннее перемещение объектов оформляется актом приемки-передачи или накладной
на внутреннее перемещение
. Ежегодно проводится инвентаризация основных
средств, ближе к составлению годового отчета.



Списание основных средств
по разным причинам отражается по активно-пассивному счету 47 «Реализация и
прочее выбытие основных средств»
, с открытием субсчетов: «Ликвидация
основных средств», «Реализация основных средств», «Безвозмездная передача
основных средств», «Передача основных средств в уставный фонд других
организаций», «Недостача основных средств».



Выбывают основные
средства
в
следствие:



· 
ликвидации их в результате физического и
морального износа, при стихийных бедствиях — по акту о ликвидации основных
средств
. Составляют бухгалтерские записи: списание первоначальной стоимости
– Д-т 47
и К-т 01; списание начисленного износа – Д-т 02 и К-т
47;
оприходование материалов, которые можно использовать или продать
Д-т 10
и К-т 47; начислена заработная плата рабочим по разборке
основных средств – Д-т 47 и К-т 70; начислены налоги и отчисления
на зарплату – Д-т 47 и К-т 68, 69; определяется финансовый
результат: прибыль

Д-т 47
и К-т 80 или убыток – Д-т 80 и К-т 47. Счет 47
всегда закрывается счетом 80, т.е. сальдо относится на финансовые результаты
организации;



· 
при передаче
в уставный фонд другой организации
– по акту приемки-передачи. Составляются
записи: списание первоначальной стоимости объекта – Д-т 06, 58 и К-т
01
; списание начисленного износа – Д-т 02 и К-т 06, 58;



· 
при безвозмездной
передаче
— по акту приемки-передачи. Составляются записи:
списание первоначальной стоимости объекта дарения – Д-т 47 и К-т 01; списание
начисленного износа – Д-т 02 и К-т 47; списание убытка от дарения
Д-т 81-2, 87, 88 и К-т 47;



· 
при реализации
юридическим и физическим лицам – по акту купли-продажи или акту
приемки-передачи.
Составляются записи: списание первоначальной
стоимости – Д-т 47 и К-т 01; списание износа – Д-т 02 и
К-т 47
; поступление выручки на расчетный счет – Д-т 51 и К-т 47;



· 
при недостачах
и хищениях
— по актам о недостачах и хищениях (акты
о хищениях составляются с участием работника милиции). Составляются записи: списание
первоначальной стоимости – Д-т 47 и К-т 01; списание начисленного
износа – Д-т 02 и К-т 47; отнесение недостачи на счет 84 (остаточная
стоимость) – Д-т 84 и К-т 47; отнесение на виновных лиц – Д-т
73, 76
и К-т 84; погашение недостач, хищений – Д-т 50, 51, 70 и
К-т73, 76;
списание на убытки при отсутствии виновных лиц или отказе суда
во взыскании – Д-т 80 и К-т 84, 73, 76. Недостача возмещается
по рыночной стоимости.



Все акты составляются
комиссией с участием администрации, инженера, главного бухгалтера и
утверждаются директором. В акте указывается объект, дата ввода в
эксплуатацию, первоначальная стоимость, сумма износа, причина списания, доходы
(металлолом, кирпич, лесоматериалы и др.) и расходы по ликвидации объекта. На
основе акта делается отметка бухгалтером в инвентарной карточке (ведомости,
книге) и составляются записи по счетам.



 



Учет износа (амортизации) основных средств



 



Амортизация представляет
собой процесс систематического ежемесячного перенесения стоимости основных
средств на издержки производства или обращения либо отнесения ее за счет
собственных источников организации.



Амортизация
основных средств начисляется в соответствии с Положением о порядке начисления
амортизации основных средств и нематериальных активов.



Начисление
амортизации основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за
месяцем принятия объекта к учету, и прекращается с первого числа месяца,
следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания
этого объекта с учета. Начисление амортизации основных средств производится
независимо от результатов деятельности организации и отражается в учете того
отчетного периода, к которому она относится.



По
самортизированным объектам основных средств начисление амортизации прекращается
с первого числа месяца, следующего за месяцем полного включения стоимости
данных объектов в издержки производства или обращения. Полностью самортизированные
основные средства продолжают числиться в учете по первоначальной
(восстановительной) стоимости.



Суммы
начисленной амортизации по объектам основных средств отражаются на отдельном
балансовом пассивном счете 02 «Амортизация основных средств» путем
накопления соответствующих сумм. Счет имеет субсчета:



· 
02/1 “Амортизация
собственных основных средств”;



· 
02/2 “Амортизация
долгосрочно арендуемых основных средств”.



Сумма
начисленной амортизации по объектам основных средств, используемым в
предпринимательской деятельности, отражается в бухгалтерском учете - Д-т 20,
23, 25, 26, 44
и К-т 02.



Сумма
начисленной амортизации по объектам основных средств, не используемым в
предпринимательской деятельности отражается – Д-т 29, 88 и К-т 02.



Организации при принятии
объекта основных средств к учету самостоятельно определяют нормы
амортизации
в соответствии с выбранным способом ее начисления в рамках
установленных диапазонов сроков полезного использования. Амортизация по
объектам основных средств начисляется ежемесячно.



Норма амортизации - доля (в процентах)
стоимости объекта, подлежащая включению в издержки производства с установленной
периодичностью на протяжении срока полезного использования или отнесению за
счет соответствующих источников.



В настоящее время начисление
амортизации по объектам основных средств производится одним из следующих
способов:



· 
линейный
способ начисления амортизации;



· 
нелинейный
способ начисления амортизации;



· 
метод
(способ) уменьшаемого остатка;



· 
производительный
способ начисления амортизации.



Объектами начисления
амортизации не являются: земля и отдельные объекты
природопользования; библиотечные фонды, музейные и художественные ценности;
многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста; экспонаты
животного мира в зоопарках; основные средства, находящиеся за границей,
финансируемые из республиканского бюджета и др.



Начисление амортизации не
производится:
по объектам, находящимся в реконструкции, модернизации,
техническом перевооружении с полной или частичной их остановкой; по объектам,
не введенным в эксплуатацию или находящимся в запасе.



Одновременно с
начислением амортизации производится формирование амортизационного
фонда
. Амортизационный фонд учитывается на забалансовом счете 010
“Амортизационный фонд воспроизводства основных средств”. По дебету
забалансового
счета отражаются суммы, равные величине амортизационных отчислений (по всем
объектам). По кредиту забалансового счета отражается использование
средств амортизационного фонда, равное сумме фактических затрат на
приобретение, строительство и модернизацию объектов основных средств, но не
более величины амортизационного фонда.



 



Учет ремонта и модернизации основных средств





Основные средства в
процессе эксплуатации изнашиваются, часто неравномерно. Быстрее изнашиваются те
части, на которые больше всего падает нагрузка, или которые больше других подвергаются
атмосферным воздействиям.



Чтобы основные средства
не выходили из строя раньше времени, необходимо содержать их в исправности и
периодически проводить ремонт. В настоящее время более совершенной является система
планово-предупредительного ремонта
. Основные средства ремонтируются
через определенные промежутки времени по заранее составленному графику,
независимо от их физического состояния. Это позволяет планировать ремонтные
работы, обеспечивает регулярный уход за оборудованием, удлиняет срок службы
основных средств, уменьшает внеплановые и аварийные ремонты, простои, позволяет
нормировать расход денежных средств и тем самым способствует увеличению выпуска
продукции.



По объему,
периодичности и порядку финансирования
различают текущий и капитальный ремонт.



Под текущим
ремонтом

понимают частичную смену деталей, мелкую починку отдельных частей, мелкий
ремонт по поддержанию основных средств в рабочем состоянии (побелку стен,
ремонт дверей, пола). Расходы по этому виду ремонта производятся в пределах
утвержденных смет и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Затраты на технический осмотр и уход, затраты по
поддержанию объектов основных средств в рабочем состоянии включаются в затраты
на обслуживание производственного процесса.



Под капитальным понимают ремонт, при котором производится
разборка оборудования и других объектов для восстановления или замены важнейших
или всех изношенных деталей и узлов. Капитальный ремонт производится с
периодичностью свыше 1 года.



Плановый капитальный и
текущий ремонт утверждается руководителем организации. Затраты планируются и
учитываются по каждому виду оборудования, зданий и сооружений. Плановая себестоимость
определяется по сметно-финансовому расчету на основе дефектных ведомостей.
Затраты на ремонт рассчитываются в смете по нормативам на единицу сложности,
которая характеризует трудоемкость ремонта конкретного вида оборудования или
планируемого объема работ.



Приемка
объектов по окончании капитального ремонта производится по Акту
приемки-сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов

(форма № ОС-3).



Фактические затраты по
всем видам ремонтов (текущий, капитальный) относятся на издержки
производства
(себестоимость продукции), обращения
непосредственно по мере возникновения таких затрат.



Затраты,
производимые на ремонт основных средств, оформляются соответствующими
первичными документами по учету расхода материальных ценностей, начисления
оплаты труда, задолженности поставщикам за выполненные работы, оказанные услуги
и другим видам расходов.



На практике ремонтные
работы организуются и производятся подрядным и хозяйственным способами.
Способ организации ремонта оказывает влияние на бухгалтерский учет затрат на ремонт.



При подрядном
способе
для
производства ремонта привлекаются специализированные ремонтные и другие
сторонние организации, выполняющие его по договору в соответствии с дефектными
ведомостями. Подрядный способ предполагает, что все ремонтные работы
выполняет подрядчик, а организации, пользующейся его услугами, остается только
произвести оплату по результатам проделанной работы. Записи по счетам в этом
случае будут следующие: принят к оплате счет ремонтного предприятия на
фактическую стоимость ремонта согласно акту приемки-передачи – Д-т 20 (25,
26), 44
и К-т 76,60; перечислено подрядчику за ремонт основных
средств – Д-т76,60 и К-т51.



При хозяйственном
способе
выполнения ремонтных работ
осуществляется силами и средствами самой организации. При этом в структуре
создается ремонтное подразделение. Затраты, связанные с ремонтом основных
средств, накапливаются по дебету счета 23 “Вспомогательное производство”.
После окончания ремонтных работ накопленные затраты списываются с кредита счета
23 “Вспомогательное производство” на основании учетной политики предприятия в
дебет одного из затратных счетов или в дебет сформированного ранее резерва для
проведения ремонтов. При выполнении ремонта хозяйственным способом затраты
включаются в себестоимость по элементам затрат: материальные затраты, затраты
по оплате труда и т.д. Записи по счетам в этом случае будут следующие: расход
материалов на ремонт зданий или оборудования – Д-т 20, 23 (25, 26), 44 и
К-т 10; начислена зарплата – Д-т 20, 23 (25, 26), 44 и К-т
70
.



По
непроизводственным основным средствам стоимость ремонта относят не на
себестоимость, а за счет прибыли
, остающейся в распоряжении предприятия, и фондов специального
назначения (это ремонт жилых домов, общежитии, пионерских лагерей, клубов,
профилакториев и др.). Фактические затраты на ремонт таких объектов списываются
так: Д-т 81-2, 87, 88 и К-т 10, 70, 69, 68, 67, 76.



Капитальные вложения — это затраты на строительство
основных средств, их приобретение, техническое перевооружение, в т.ч.
проектно-изыскательские и прочие работы по облагораживанию земельных участков,
водоемов, находящихся в пользовании или собственности организации, отвод
земельных участков, переселение жильцов из домов и др.



При проведении ремонта
основных средств, связанного с реконструкцией и модернизацией, затраты
накапливают по дебету счета 08 “Капитальные вложения”. Списание
этих затрат производится после модернизации и реконструкции при наличии Акта
приемки-сдачи в эксплуатацию модернизированных и реконструированных
объектов
(форма ОС-3)
и включается в первоначальную стоимость основных
средств
.



В состав капитальных вложений
при строительстве объекта входят не только расход материалов, деталей, узлов,
заработной платы строителей, износ строительной техники, налоги и сборы от
начисленной заработной платы, но и расходы по содержанию дирекции строящейся
организации, технадзора, проценты за банковский кредит, расходы по перевозке
строителей и др.



Фактические
затраты по перечисленным работам отражаются в бухгалтерском учете записями: Д-т
08 и К-т 60, 76 – при осуществлении работ подрядным способом; Д-т
08
и К-т 10, 12, 70, 69, 68 – при осуществлении работ хозяйственным
способом. Указанные фактические затраты после окончания работ относятся на
увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств и
отражаются в бухгалтерском учете – Д-т 01 и К-т 08.



Точно так же отражаются
затраты в учете при достраивании, реконструкции объектов основных средств. Затраты на восстановление объектов основных
средств отражаются в бухгалтерском учете того отчетного периода, к которому они
относятся.



В аналитическом
учете
затраты по
капитальному ремонту учитываются в разрезе отдельных объектов основных средств.
Законченный капитальный ремонт принимается комиссией и оформляется Актом
приемки-передачи выполненного ремонта
.



Иногда организации
предпочитают создавать специальный резервный ремонтный фонд, т.е. накапливать
денежные средства, необходимые для проведения ремонтов основных средств. Это
осуществляется путем включения в себестоимость изготавливаемой продукции
определенной суммы резерва для проведения ремонтных работ на основе плановой
сметы затрат
на все виды ремонтов.



Для
учета ремонтного фонда используется счет 89 “Резерв предстоящих расходов и
платежей”,
на котором открывается отдельный субсчет “Ремонтный
фонд”. Этот фонд формируется за счет ежемесячных отчислений, что
в бухгалтерии отражается проводкой – Д-т 20, 23, 26,
29, 43, 44 и К-т 89. Использование ремонтного
фонда отражается по дебету счета 89 “Резерв предстоящих
расходов и платежей”
.



Если организация решает
при принятии учетной политики больше не создавать ремонтный фонд, то его
остаток зачисляют на счет 80 «Прибыли и убытки» как внереализационные
доходы.



И наоборот, если
начисленного резерва не хватило, то дополнительные расходы списываются на
издержки производства, обращения – Д-т 20 (25, 26), 44 и К-т
10, 70, 69, 68, 67, 76
, либо относят в дебет счета 31 «Расходы
будущих периодов»
Д-т 31 и К-т 10, 70, 89, 50 и затем
списывают на издержки производства равными долями каждый месяц, но не более 2
лет: Д-т 20 (25, 26), 44 и К-т 31.



Отчисления в ремонтный
фонд можно производить ежемесячно исходя из запланированной суммы ремонта и
нормативного срока. Например, сметная стоимость ремонта 12 млн. руб. Значит,
все 12 месяцев резервируется 1/12 часть: Д-т 20 (25, 26), 44 и К-т 89
— 1 млн. руб.



Отчисления в ремонтный
фонд налогом на добавленную стоимость не облагаются. На себестоимость относятся
также расходы по ремонту арендуемых производственных фондов, если это предусмотрено
в договоре аренды, а также по столовым и медпунктам, обслуживающим рабочих и
служащих.



Ремонт арендованных
основных средств
может быть произведен за счет средств как арендодателя,
так и арендатора (в зависимости от условий договора). Когда ремонт делает
арендодатель, то учет затрат на ремонт осуществляют обычным, описанным выше
порядком. Если же ремонт производит арендатор за счет своих средств, то
фактические затраты учитывают на счете 31 “Расходы будущих периодов”. В
последующем со счета 31 затраты списывают равными долями за счет резерва
предстоящих расходов и платежей.



 



Учет арендованных основных средств





В условиях рыночной
экономики широко распространяется аренда основных средств. В практике
применяются две формы аренды:



1) обыкновенная
(имущественная) аренда
отдельных объектов основных средств без права
выкупа имущества (помещения, оборудование);



2) финансовая, или
долгосрочная аренда
организаций, цехов, оборудования, которая
предполагает передачу имущества арендатору в полное владение с последующим
выкупом по остаточной (выкупной) стоимости основных средств или передача без
выкупа и создание арендных предприятий на базе государственных. Выкупная стоимость
определяется обеими сторонами и фиксируется в договоре аренды.



Выделяют аренду краткосрочную
(до 5 лет) и долгосрочную (свыше 5 лет).



Предоставление
арендодателем арендатору имущества оформляется договором аренды. Договором
аренды может быть предусмотрен переход арендованного имущества в собственность
арендатора, в этом случае договор аренды заключается в форме, предусмотренной
для договора купли-продажи такого имущества.



Имущество,
предоставляемое арендатору (нанимателю) во временное владение и пользование или
во временное пользование на условиях имущественной аренды
подлежит обособленному отражению в бухгалтерском учете у арендодателя, за исключением
имущества по договору аренды организации.



Объект
основных средств, полученный по договору аренды арендатором учитывается
на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, принятой в договоре. Записи по счетам у арендатора
следующие: Начислена арендная плата, причитающаяся арендодателю – Д-т 20
(25, 26), 44
и К-т 76; перечисление с расчетного счета суммы
арендной платы – Д-т 76 и К-т 51.



У арендодателя
основные средства продолжают числиться на счете 01 субсчет «Основные средства,
сданные в аренду». У арендодателя делаются следующие записи по счетам: начисление
причитающейся от арендатора арендной платы (включая амортизацию,
электроэнергию, прибыль) – Д-т 76 и К-т 46; поступление арендной
платы на расчетный счет – Д-т 51 и К-т 76; начисление амортизации
– Д-т 80
и К-т 02; на сумму фактических затрат по электроэнергии и
других расходов за счет арендодателя – Д-т 80 и К-т 76.



Долгосрочная аренда предполагает сдачу в аренду организаций,
цехов, участков с производственным оборудованием или только оборудования на
условиях лизинга.



Оценочная стоимость
основных средств, сдаваемых в аренду, отражается по активному счету
09 «Арендные обязательства к поступлению»
. Записи по счетам у
арендодателя
следующие: передача в долгосрочную аренду основных средств: на
первоначальную стоимость – Д-т 47 и К-т 01; на сумму начисленного
износа – Д-т 02 и К-т 47; оценочная стоимость по договору аренды
Д-т 09 и К-т 47; разница между оценочной стоимостью объекта и
остаточной стоимостью (кредитовое сальдо по счету 47) – Д-т 47 и К-т
83;
начисление арендных платежей по договору аренды в течение всего срока
аренды (на сумму оценочной стоимости) – Д-т 76 и К-т 09;
поступление арендной платы (или одной проводкой по мере оплаты: Д-т 51 и К-т
09
) – Д-т 51 и К-т 76; списание с доходов будущих периодов в
течение всего срока аренды – Д-т 83 и К-т 80; сумма начисленных
процентов по договору долгосрочной аренды – Д-т 09 и К-т 80; поступления
за весь срок аренды – Д-т 51 и К-т 09; налог на прибыль от аренды
Д-т 81-1 и К-т 68; при досрочном выкупе арендованных основных
средств – Д-т 51 и К-т 09; списываются досрочно доходу будущих периодов
на прибыль – Д-т 83 и К-т 80.



Аналитический учет по
активному счету 09 ведется по каждому договору о долгосрочной аренде.



У арендатора долгосрочная
аренда основных средств учитывается на активном счете 03 «Долгосрочно
арендуемые основные средства»
и на пассивном счете 97 «Арендные обязательства»
(Д-т 03и К-т 97). На счете 97 у арендатора учитывается задолженность перед
арендодателем за арендованные основные средства по согласованной оценке между
арендатором и арендодателем на основе договора аренды и акта приемки-передачи.



У арендатора записи по счетам будут: поступление
основных средств от арендодателя в оценке, согласованной арендатором и
арендодателем – Д-т 03 и К-т 97; начисление причитающихся
арендодателю арендных платежей – Д-т 97 и К-т 76; перечисление
арендных платежей – Д-т 76 и К-т 51; начисление износа по
долгосрочно арендуемым основным средствам – Д-т 20 (25, 26), 44 и К-т
02-2;
проценты по договору, т.е. часть прибыли арендатора – Д-т 81-2,
87, 88
и К-т 97; перечисление процентов по договору долгосрочной
аренды и других доходов в пользу арендодателя (не выше банковского процента) –
Д-т 97
и К-т 51; начисление дополнительных арендных требований
арендодателя – Д-т 81 и К-т 97; перечисление их – Д-т 97 и
К-т 51
; списание затрат по лизингу – Д-т 20, 44 и К-т 76;
оприходование выкупленных основных средств: по выкупной цене – Д-т 01 и
К-т 03
, на сумму начисленного износа за время аренд – Д-т 02-2 и
К-т 02-1
; возврат арендодателю основных средств по окончании договора
аренды – Д-т 02-2 и К-т 03; на сумму невыплаченных арендодателю
платежей по аренде – Д-т 97 и К-т 03.







Учет нематериальных активов



 



Нематериальными
активами
для целей бухгалтерского учета признаются права и затраты, связанные с
созданием объектов интеллектуальной собственности и приобретением программного
обеспечения, используемые организацией в процессе производства или управления.



К
нематериальным активам для целей бухгалтерского учета относятся документально
оформленные результаты интеллектуальной деятельности (изобретения, полезные модели,
промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных
микросхем, нераскрытая информация, в т.ч. секреты производства и другие); приобретенные
(полученные) права и привилегии на использование объектов интеллектуальной собственности,
программного обеспечения, природных ресурсов, имущества, возможностей
осуществления видов деятельности и отдельных операций, подтвержденные
лицензиями, сертификатами или договорами; организационные расходы, связанные с государственной
регистрацией (перерегистрацией) организации и другие расходы, являющиеся
организационными в соответствии с законодательством, стоимость деловой
репутации; иные активы организации, включаемые в состав нематериальных активов в соответствии
с законодательством.



Единицей
бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект,
который определяется как совокупность прав, возникающих из одного патента,
свидетельства, лицензии, сертификата, договора или иных правоустанавливающих
документов. Основным признаком является выполнение каждым самостоятельной
функции в хозяйственной деятельности организации или возможность их отчуждения
от другого имущества или реализации.



Нематериальные активы
учитываются на активном счете 04 «Нематериальные активы».



В
бухгалтерском учете они приходуются и учитываются по первоначальной стоимости. В балансе отражаются по остаточной
стоимости.



Для
объектов нематериальных активов, приобретенных за плату у других
организаций и физических лиц, первоначальная стоимость определяется исходя из
фактически произведенных затрат по приобретению этих объектов. Приобретение нематериальных активов за плату
отражается записью – Д-т 04 и К-т 50, 51, 52, 55, 76.



Первоначальная
стоимость объектов нематериальных активов, внесенных учредителями в счет
их вкладов в уставный фонд организации
, устанавливается в денежной
оценке, согласованной учредителями (участниками) на дату подписания учредительных
документов. Записи по счетам:
внесение нематериальных активов учредителями в счет их вкладов в уставный фонд
организации (по договорной стоимости) – Д-т 04 и К-т75; на
увеличение суммы вклада в уставный фонд учредителем – Д-т 75 и К-т
85.



Первоначальная
стоимость объектов нематериальных активов, полученных от других организаций и
физических лиц безвозмездно, оценивается по рыночной стоимости на
дату его поступления.



Первоначальная
стоимость объектов нематериальных активов, созданных самой организацией,
определяется в сумме фактических расходов на их создание и изготовление.



Первоначальная
стоимость объектов нематериальных активов, в которой они приняты к учету,
изменению не подлежит (не переоцениваются), если иное не установлено
законодательством.



Во всех случаях выбытия
нематериальных активов учет осуществляется на активно-пассивном счете 48
«Реализация прочих активов».



Выбытие
нематериальных активов
производится путем списания с баланса их стоимости
в случае: реализации — по договорной (контрактной) стоимости; безвозмездной
передачи
— по рыночной стоимости, списания по
причине ликвидации при авариях, стихийных бедствиях
и иных
чрезвычайных ситуациях — по первоначальной стоимости за вычетом сумм
начисленной амортизации, внесения вклада в уставный фонд
другой организации
— по соглашению учредителей
(участников).



Погашение
первоначальной стоимости нематериальных активов организации производится путем систематического
начисления амортизации
. Стоимость нематериальных активов погашается по нормам
амортизационных отчислений, установленных организацией, исходя из срока
пользования. По нематериальным активам, срок полезного использования которых
невозможно установить, нормы амортизационных отчислений разрабатываются на срок
до 10 лет, но не более чем на срок деятельности организации. По нематериальным
активам, стоимость которых не превышает одной базовой величины, износ может
начисляться в момент оприходования в размере 100% стоимости.



Начисление
амортизации нематериальных активов начинается с первого числа месяца,
следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и прекращается с
первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого
объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета. Начисление
амортизации нематериальных активов производится независимо от результатов
деятельности организации и отражается в бухгалтерском учете того отчетного
периода, к которому она относится.



Суммы
начисленной амортизации по объектам нематериальных активов отражаются на
отдельном балансовом пассивном счете 05 «Амортизация нематериальных активов»
путем накопления соответствующих сумм.



Износ включается в
издержки производства (обращения) согласно ведомости или расчету по начислению
износа (но не относится к материальным затратам): Д-т 20 (25, 26), 44 и К-т
05.



Начисление
амортизации прекращается по объектам нематериальных активов в случае полного
погашения (потери) их стоимости. Полностью самортизированные объекты
нематериальных активов продолжают числиться в бухгалтерском учете.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Универсальный этикет делового общения
Реферат Русский язык и культура речи 5
Реферат Бюджетний дефіцит: причини виникнення, наслідки, методи управління
Реферат Курс лекций по Деньгам, кредитам, банки
Реферат Защита от несанкционированной аудиозаписи Защита компьютерной информации Криптографические
Реферат Информационная система для школы
Реферат Выручка от реализации продукции, отражение в учете и в отчетности
Реферат Condorcet
Реферат Права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций. Кодекс этики аудиторов РФ содержание,
Реферат «История и теория дизайна»
Реферат Региональные системы управления социальной работой
Реферат 19. 10. 2011    С. Катырин: тпп РФ представит принципиальную позицию в отношении Стратегии 2020
Реферат Национальное богатство
Реферат Налоги, роль и сущность
Реферат Пассажирские станции История российских