Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Анализ финансово хозяйственной деятельности на предприятии


ФГОУ СПО «Волгоградский технологический колледж»


Работа защищена

с оценкой ___________


Анализ финансового состояния предприятия ООО «Темп».

КР 10.080110.0779 ПЗ


Разработала Яменскова Т.А.
Руководитель работы Искричева Л.Ф.


Волгоград 2010г.


Волгоградский технологический колледж ЗАДАНИЕ

для курсовой работы

по дисциплине: Анализ финансово-хозяйственной деятельности

учащемуся_________________________________________________________

Ф. И. О.____________________________________________________________

Тема задания: Анализ финансового состояния предприятия.

Содержание. Стр.

……ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….........................3

1. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ……………………………………………………………..5

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………….8

3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………..9

3.1. Анализ имущественного положения предприятия………………………..........11

3.1.1. Анализ структуры актива баланса………………………………………………12

3.1.2. Анализ использования основных фондов……………………………………..14

3.1.3. Анализ состава и структуры оборотных средств……………………………..17

3.1.4. Анализ наличия собственных оборотных средств……………………………19

3.1.5. Анализ оборачиваемости оборотных средств…………………………………20

3.2. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности………………………….22

3.3. Анализ себестоимости продукции…………………………………………………25

3.4. Анализ финансовых результатов………………………………………………….28

3.5. Анализ финансовой устойчивости…………………………………………………32

3.5.1. Анализ структуры актива и пассива баланса………………………………….32

3.5.2. Анализ типа финансовой устойчивости предприятия………………………..35

3.6. Анализ платежеспособности предприятия……………………………………….40

4. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..43

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..........................48

Дата выдачи «____»___________________20 г.

Срок окончания «____»___________________20 г.

Преподаватель-руководитель

урсового проекта ______________________________________ Л. Ф. Искричева

Введение.

Обеспечение эффективного функционирования предприятий и организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуя факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.

В условиях рыночной экономики руководитель предприятия не может рассчитывать на свою интуицию и примерные «прикидки в уме». Управленческие решения и действия должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе. Ни одно организационное, техническое и технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономическая целесообразность. В этом и заключается актуальность и значимость экономического анализа в условиях рыночной экономики.

Экономический анализ - это научный способ познания предметов и явлений, основанный на разделении их на составные части (элементы) и изучении во всем многообразии связей и зависимостей.

Основная цель проведения анализа – повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения.

Ознакомившись с содержанием анализа, можно теперь сказать, что экономический анализ – это система специальных знаний, связанная с исследованием деятельности предприятия для объективной оценки достигнутых результатов, выявления резервов повышения эффективности работы и разработки мероприятий по использованию.

Основными задачами экономического анализа являются:

1) изучение и объективная оценка основных финансово-экономических показателей работы предприятия;

2)определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, т.е. осуществление контроля за экономным расходованием ресурсов;

3)оперативный контроль за ходом хозяйственных процессов, своевременное выявление отклонений от намеченного уровня всех показателей, выявление причин, продолжающих эти отклонения , и регулирование отклонений;

4)выявление на основе учетных и отчетных данных текущих и перспективных резервов повышения эффективности производства, т.е. производительности труда, снижение себестоимости;

5)разработка мероприятий (рекомендаций) по использованию выявленных резервов;

6)прогнозирование работы предприятия, его финансовых показателей и финансового состояния на перспективу (до конца года или вперед на год).

Выделяют следующие этапы аналитической работы:

1 этап. Выделение субъектов и объектов анализа, выбор организационных форм их изучения и распределение обязанностей между исполнителями.

2 этап. Планирование аналитической работы. Могут составляться следующие планы: а) комплексный план аналитической работы; б) тематические планы. Комплексный план – это план работы на год. Тематические планы – это планы проведения анализа по вопросам, требующим углубленного изучения.

3 этап. Информационное обеспечение анализа. Определяющим фактором для успешного проведения анализа является состав, содержание и качество используемой информации.

4 этап. Аналитическая обработка данных о ходе и результатах хозяйственной деятельности предприятия.

5 этап. Оформление результатов анализа. Основными документами, которыми оформляются результаты анализа, являются: пояснительная записка, справка, заключение.

6 этап. Контроль за внедрением в производство предложений, сделанных по результатам анализа.

От правильной организации аналитической работы, полноты анализа, правильного оформления анализа зависит принятие управленческих решений, но не следует забывать, что реальная ценность решения становится очевидной только после его осуществления.


1. Источники информации.

1.1. Бухгалтерский баланс.

Одной из функций бухгалтерского учета является предоставление пользователям информации об имущественном и финансовом состоянии предприятия. Важнейшим источником такой информации является бухгалтерский баланс.

Термин «баланс» французского происхождения: буквально «balanc» переводится как весы, то есть равновесие. В бухгалтерском учете способ балансового обобщения используется для группировки информации об объектах учета в стоимостном выражении. Внешне бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, которая состоит из двух частей: одна называется активом, другая пассивом.

С помощью бухгалтерского баланса хозяйственные средства организации группируют с одной стороны (в активе) по видам и размещению, с другой стороны (в пассиве) – по источникам формирования и целевому назначению.

Таким образом, бухгалтерский баланс показывает состояние средств организации на определенную дату.

Актив и пассив баланса состоят из отдельных статей. Статьи, расположенные в активе баланса называются активными, а статьи, расположенные в пассиве - пассивными.

Согласно международным стандартам в активе баланса показывают экономические ресурсы, принадлежащие организации. Их рассматривают как потенциальные доходы организации, которые она может получить в будущем вследствие их использования. В пассиве баланса содержится информация об источниках формирования средств организации, т. е. о капитале, который делится на два основных типа: собственный капитал и привлеченный капитал, или кредиторская задолженность. Кредиторскую задолженность рассматривают как обязательства, предполагающие потенциальное уменьшение доходов организации, вытекающее из получения активов (экономических ресурсов) или услуг от других юридических и физических лиц. В отношении обязательств организации, кредиторы имеют преимущественное право платежного риска перед инвесторами (собственниками) на полное получение причитающихся им сумм. Если организация не в состоянии погасить свои долги, то кредиторы могут потребовать принудительной продажи активов для оплаты долгов.

Собственный капитал представляет собой остаточный интерес инвесторов (собственников) в активах организации после вычитания пассивов.

Статьи баланса сгруппированы в пять разделов. Активные статьи объединены в два раздела:

Внеоборотные активы.

Оборотные активы.

Характерной особенностью действующей структуры баланса является расположение статей и разделов в каждом его разделе в строго определенной последовательности в зависимости от степени их ликвидности, т. е. возможности превращения их в деньги для оплаты обязательств организации.

В первом разделе наименее ликвидные статьи баланса (основные средства, НМА, долгосрочные финансовые вложения и др.).

Во втором разделе следуют более ликвидные статьи, по мере нарастания их ликвидности (запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения и др.). Заключительные статьи второго раздела актива показывают наиболее ликвидные оборотные средства (денежные средства в кассе, на расчетных и валютных счетах, прочие денежные средства).

Статьи пассива баланса сгруппированы в три раздела:

III. Капиталы и резервы.

IV. Долгосрочные пассивы.

V. Краткосрочные пассивы.

Статьи третьего раздела характеризуют собственный капитал организации (уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенную прибыль и др.)

Статьи четвертого и пятого разделов пассива баланса характеризуют заемный (привлеченный) капитал.

В западном балансе статьи актива и пассива расположены в противоположной последовательности, т. е. в активе сначала приводятся более ликвидные статьи (текущие активы), а затем менее ликвидные (недвижимость, здания), а в пассиве - сначала показываются краткосрочные обязательства (текущие пассивы), а затем долгосрочные обязательства и собственный капитал.


1.2. Отчет о прибылях и убытках.

Если баланс дает наиболее общее представление об имущественном и финансовом положении предприятия, то отчет о прибылях и убытках (форма №2) характеризует достигнутые за отчетный период финансовые результаты. При этом квартальная форма содержит данные нарастающим итогом.

Приведем краткую характеристику основных статей данной отчетной формы.

По статье «Выручка от реализации товаров, продукции (работ, услуг) показывается выручка от реализации за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей.

Экономический смысл статьи «Себестоимость реализации товаров, продукции (работ, услуг)» определяется видом деятельности предприятия.

Статья «Коммерческие расходы» характеризует затраты, связанные со сбытом продукции (работ, услуг) у производителей и товаров у торговых и сбытовых организаций.

Статьи «Проценты к получению» и «Проценты к уплате» появились в отчетности, начиная с 1996г. Их предназначение – выделить результаты операций, имеющих чисто финансовую природу и связанных с получением (уплатой) процентов и дивидендов. Таким образом, статья «Проценты к получению» отражает сумму причитающихся к получению процентов по облигациям, депозитам, процентов за хранение средств на расчетных счетах и др. Статья «Проценты к уплате» предназначена для обособления расходов по уплате процентов, процентов, проходящих по дебету счета 99 «Прибыли и убытки», что имеет особое значение для оценки финансового риска данной компании.

По статье «Доходы от участия в других организациях» показывают доходы от участия в уставном капитале других компаний, т.е. дивиденды по акциям, доходы от участия в совместной деятельности и др. Отдельными статьями показывают прочие операционные доходы и расходы, связанные с реализацией основных средств и прочего имущества, прекращением производства, не давшего продукции, аннулированием производственных заказов и др., и прочие внереализационные доходы и расходы, такие, как суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности, ранее списанной на убытки как безнадежная, штрафы, полученные и уплаченные, суммы страхового возмещения, излишки выявленных в ходе инвентаризации ценностей, судебные издержки и др.


2. Характеристика предприятия.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Общество с ограниченной ответственностью – форма организации предприятия, при котором его участники вносят определенный паевой взнос в уставный капитал и несут ограниченную ответственность в пределах своих вкладов. Общество является коммерческой организацией, деятельность которой направлена на получение прибыли.

Основные преимущества – привлекательность для тех, кто может рисковать только той суммой, которую он первоначально вложил в дело.

Малые предприятия вообще имеют ряд преимуществ, которые начинающие предприятия должны учитывать в своей деятельности:

- свободу и независимость действий;

- гибкость и оперативность в принятии решений;

- адаптация к местным условиям;

- совмещения работниками нескольких профессий;

- большое стремление к нововведениям.

Общество может быть учреждено одним или несколькими лицами.

Важнейшей отличительной чертой ООО является положение о том, что его участники не отвечают по обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Уставный капитал ООО составляется из стоимости вкладов его участников. Величина уставного капитала определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов. Размеры вкладов (доли), принадлежат каждому участнику и фиксируются в учредительном договоре и в уставе общества. Распределение прибыли в обществе осуществляется в соответствии с законодательством.

Количество учредителей ООО «Темп» - 2 человека. Сумма уставного капитала ООО «Темп» - 50000 рублей. Доля (%) каждого учредителя в доходах предприятия – 50%. Местонахождение (адрес): г. Волгоград, пр. Ленина, 67А. Основной вид деятельности ООО «Темп»: ремонт обуви и кожгалантереи. ООО «Темп» было организовано 13 апреля 1990 года.


3.Анализ финансового состояния предприятия.

Финансовое состояние предприятия (ФСП) - это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени.

Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособность в неблагоприятных обстоятельствах свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.

Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала, уметь организовать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для самовоспроизводства .

Следовательно, финансовая устойчивость предприятия – это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска.

Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И наоборот, в результате недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Следовательно, устойчивое финансовое состояние не является счастливой случайностью, а итогом грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности должна быть направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала наиболее эффективное его использование.

Главная цель финансовой деятельности сводиться к оной стратегической задаче – увеличению активов предприятия. Для этого должно постоянно поддерживать платежеспособность и рентабельность, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса.

Основные задачи анализа.

1.Своевременное выявление, устранение недостатков в финансовой деятельности, поиск резервов улучшение финансового состояния предприятия и его платежеспособность.

2. Прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

3. Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.

Для оценки ФСП, его устойчивости используется целая система показателей, характеризующих:

а) наличие и размещение капитала, эффективность и интенсивность его использования;

б) оптимальность структуры пассивов предприятия, его финансовую независимость и степень финансового риска;

в) оптимальность структуры активов предприятия и степень производственного риска;

г) оптимальность структуры источников формирования оборотных активов;

д) платежеспособность и инвестиционную привлекательность предприятия;

е) риск банкротства (несостоятельности) субъекта хозяйствования;

ж) запас его финансовой устойчивости (зону безубыточного объема продаж).

Анализ ФСП основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции очень трудно привести в сопоставимый вид.

Относительные показатели анализируемого предприятия можно сравнивать:

С общепринятыми «нормами» для оценки степени риска и прогнозирования банкротства;

С аналогичными данными других предприятий , что позволяет выявить ильные и слабые стороны предприятия и его возможности;

С аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденции улучшения или ухудшения ФСП.

Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы с целью изучения эффективности использования ресурсов, банки - для оценки условия кредитования и определения степени риска, поставщики -для своевременного получения платежей, налоговые инспекции – для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.

Внутренний анализ проводится службами предприятия и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования ФСП. Его цель – обеспечить планомерное поступление денежных средств и разметить собственные и заемные средства таким образом, чтобы создать условия для нормального функционирования предприятия, получения максимума прибыли и исключения риска банкротства.

Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель установить возможность выгодно вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.

Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служит отчетный бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, о движении капитала, о движении денежных средств и другие формы отчетности, данные первичного аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.

3.1.Анализ имущественного положения предприятия.

Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность хозяйствующего субъекта финансировать свою деятельность.

Финансовое состояние предприятия и его устойчивость в значительной степени зависит от того, каким имуществом располагает предприятие, в какие активы вложен капитал, и какой доход они ему приносят.

Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. Напротив, в результате спада производства и реализации повышение себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие – ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Следовательно, устойчивое финансовое состояние является не игрой случая, а итогом умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты финансово – хозяйственной деятельности предприятия.

Главная цель финансовой деятельности предприятия – наращивание собственного капитала и обеспечение устойчивого положения на рынке. Для этого необходимо постоянно поддерживать платежеспособность и рентабельность предприятия, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса.

Основные задачи анализа:

- своевременная и объективная диагностика финансового состояния предприятия, установление его «болевых точек» и изучение причин их образования;

- поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия, его платежеспособности и финансовой устойчивости;

- разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия;

- прогнозирование возможных финансовых результатов и разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

3.1.1.Анализ структуры актива баланса.

Размещение средств предприятия имеет очень большое значение в финансовой деятельности и повышении ее эффективности.

Анализ финансового состояния начинается с изучения структуры имущества (основного и оборотного капитала) предприятия, что дает возможность не только оценить имущество, находящееся в расположении предприятия или контролируемое им. Но также выделить в составе имущества оборотные (мобильные) и внеоборотные (иммобилизованные) средства.


Таблица 3.1.1. Анализ структуры актива баланса.


Вид имущества


На начало года На конец года Прирост(+)
Снижение(-)
Тыс. руб. Доля, % Тыс. руб. Доля, % Тыс. руб. Доля, %
1 2 3 4 5 6 7

1.Внеоборотные активы,

в том числе:


75200 33 63920 27 -11280 -6
- Основные средства 75200 33 63920 27 -11280 -6
2. Оборотные активы, (стр.290), в том числе: 152600 67 171080 73 +18480 +6
- В сфере производства 31100 14 43680 19 +12580 +5
- В сфере обращения 121500 53 127400 54 +5900 +1
Валюта баланса 227800 100 235000 100 +7200 -

1) Сфера производства = Сырье и материалы + Незавершенное производство, тыс. руб.

Сфера производства (на начало года) = 9750+21350 = 31100 (тыс. руб.)

Сфера производства (на конец года) = 27810+15870 = 43680 (тыс. руб.)

2) Сфера обращения = Готовая продукция + товары отгруженные + Дебиторская задолженность + Краткосрочные финансовые вложения + Денежные средства, тыс. руб.

Сфера обращения (на начало года) = 85200+15000+21300 = 121500 (тыс. руб.)

Сфера обращения (на конец года) = 69700+12000+45700 = 127400 (тыс. руб.)

3) Доля (%) = стоимость каждого вида имущества на нач. г.(конец г.) / валюта баланса 100%

4) Прирост(+), снижение(-) = сумма на кон. г.- сумма на нач. г.

Стоимость имущества в отчетном периоде по сравнению с прошлым периодом увеличилась на 7200 тыс. руб. Увеличение имущества произошло за счет роста оборотных активов на 18480 тыс. руб. Остаточная стоимость внеоборотных активов снизилась на 11280 тыс. руб. Доля оборотных активов увеличилась на 6% и составила 73%. Доля внеоборотных активов снизилась на 6% и составила 27%. Доля в сфере производства увеличилась на 5% и составила 19%, а в сфере обращения доля увеличилась на 1% и составила 54%.

Увеличение структуры оборотного капитала приведет к ускорению оборачиваемости и получению экономического эффекта.

3.1.2.Анализ использования основных производственных фондов.

Наибольший удельный вес в составе внеоборотных активов занимают основные фонды. Их объём, состав, технический уровень отражают состояние материально-технической базы предприятия, рациональное использование – основа повышения эффективности производства сферы услуг.

Лучшее использование основных производственных фондов проявляется, прежде всего, в увеличении объема услуг, в более рациональном использовании уровня обслуживания населения.

Поиск результатов лучшего использования основных производственных фондов предприятия ведется с помощью системы взаимосвязанных показателей, обеспечивающей возможность целостной количественной и качественной оценки достигнутого уровня эффективности.

Для обобщающей характеристики эффективности и интенсивности использования основных производственных фондов (ОПФ) используются следующие показатели:

- рентабельность основных фондов (фондорентабельность);

- фондоотдача;

- фондоемкость;

- фондовооруженность труда.

Наиболее обобщающим показателем эффективности использования основных фондов является фондорентабельность. Ее уровень зависит не только от фондоотдачи, но и от рентабельности продукции.

Таблица 3.1.2.Анализ эффективности использования основных фондов.

Показатели На начало отчетного периода На конец отчетного периода Изменение (+,-) Темп роста
1 2 3 4 5
1.Средняя стоимость основных фондов, тыс. руб. 75200 63920 -11280 85
2. Выручка от продажи продукции, тыс. руб. 325000 405000 +80000 125
3. Прибыль от продажи продукции, тыс. руб. 22190 31900 +9710 144
4.Фондоотдача, руб. 4,32 6,34 +2,02 147
5.Фондоемкость, коп. 23 16 -7 70
6.Рентабельность основных фондов, % 30,0 50,0 +20,0 167

 7.Относительная экономия основных фондов в результате роста фондоотдачи:

А) в сумме, тыс. руб.

Х 


-30080


Х 


Х


Б) в % к стоимости фонда Х -47 Х Х

 8. Прирост продажи продукции за счет роста фондоотдачи:

А)в сумме, тыс. руб.

Х 


+129118


Х 


Х 


Б) в % к общему приросту продукции Х +161 Х Х

1) Фондоотдача = Выручка от продажи продукции / Средняя стоимость основных фондов, руб.

Фо (н.п.) = 325000 / 75200 = 4,32 (руб.)

Фо (к.п.) = 405000 / 63920 = 6,34 (руб.)

2) Фондоемкость = Средняя стоимость основных фондов / Выручка от продажи продукции 100%, коп.

Фе (н.п.) = 75200 / 325000 100% = 23 (коп.)

Фе (к.п.) = 63920 / 405000 100% = 16 (коп.)

3) Рентабельность основных фондов = Прибыль от продажи / Выручка от продаж, %.

Rопф (н.п.) = 22190 / 75200 100% = 30%

Rопф (к.п.) = 31900 / 63920 100% = 50%

4) Изменение (+,-) = Сумма на конец года – Сумма на начало года.

5) Темп роста = Сумма на конец года / Сумма на начало года 100%.

6) Относительная экономия основных фондов в результате роста фондоотдачи:

А) в сумме = Средняя стоимость основных фондов на конец периода - (Средняя стоимость основных фондов на начало периода Темп роста (%) выручки от продажи / 100%), тыс. руб.,

в сумме = 63920 – (75200 125 / 100%) = - 30080 (тыс. руб.);

Б) в % к стоимости основных фондов = Относительная экономия основных фондов / Средняя стоимость основных фондов за отчетный период 100%,

в % = -30080 / 63920 100% = - 47%.

7) Прирост продажи продукции за счет роста фондоотдачи:

А) в сумме = Изменение фондоотдачи Средняя стоимость основных фондов на конец года, тыс. руб.

в сумме = 2,02 63920 = +129118 (тыс. руб.)

Б) в % к общему приросту продукции = Сумма прироста продукции / Общий прирост продукции 100%,

в % = +129118 /+80000 100% = 161%.

Фондоотдача основных производственных фондов по сравнению с прошлым годом увеличилась на 2,02 руб., т.е. в 1,5 раза, что привело к относительной экономии фондов в сумме 30080 тыс. руб. или 47% и увеличило объем продаж продукции в сумме 129118 тыс. руб. или 161% к общему приросту продукции. Фондоемкость уменьшилась с 23 коп. до 16 коп., т.е. на 7коп.,

темп роста которой составил 70%.

Рентабельность основных фондов увеличилась на 20% и составила 50%. Следовательно, на данном предприятии основные фонды используются эффективно.

3.1.3 Анализ состава и структуры оборотных активов.

Не менее важным моментом является изучение структуры оборотных активов как наиболее мобильной части капитала, от состояния которых в значительной степени зависит финансовое состояние предприятия. При этом следует иметь в виду, что стабильность структуры оборотного капитала свидетельствует об устойчивом, хорошо отлаженном процессе производства и сбыта продукции и, наоборот, существенные структурные изменения – признак нестабильной работы предприятия.

Большое влияние на финансовое состояние предприятия и его финансовые результаты оказывает состояние производственных запасов. В целях нормального хода производства и сбыта продукции и сбыта продукции запасы должны быть оптимальными. Увеличение удельного веса запасов может свидетельствовать:

О расширении масштабов деятельности предприятия;

О стремлении защитить денежные средства от обесценивания под воздействием инфляции;

О неэффективном управлении запасами, вследствие чего значительная часть капитала замораживается на длительное время в запасах, замедляется его оборачиваемость.

Кроме того, возникают проблемы с ликвидностью, увеличивается порча сырья и материалов, растут складские расходы, что отрицательно влияет на конечные результаты деятельности. Все это свидетельствует о спаде деловой активности предприятия.

Таблица 3.1.3. Анализ состава, структуры и динамики оборотных активов.

Вид средств


Наличие средств


Структура


На начало года На конец года Изменения (+;-) На начало года На конец года Изменения (+;-)
1 2 3 4 5 6 7
Запасы в т.ч. 116300 113380 -2920 76,2 66,3 -9,9
Сырье и материалы 9750 27810 18060 6,4 16,3 9,9
незавершенное производство 21350 15870 -5480 14,0 9,3 -4,7
готовая продукция 85200 69700 -15500 55,8 40,7 -15,1
Расходы будущих периодов Х Х Х Х Х Х
Налоги по приобретенным ценностям. Х Х Х Х Х Х
Дебиторская задолженность 15000 12000 -3000 9,8 7,0 -2,8
Краткосрочные финансовые вложения Х Х Х Х Х Х
Денежные средства 21300 45700 +24400 14,0 26,7 12,7
Итого по разделу II 152600 171080 +18480 100 100 -

1) Структура (%) = Сумма каждого вида средств / Итог II раздела 100%.

2) Изменения (+,-) = Сумма на конец года-Сумма на начало года.

Остатки оборотных активов за отчетный период увеличились на 18480 тыс. руб., в том числе запасы сырья и материалов снизились на 2920 тыс. руб., остатки дебиторской задолженности снизились на 3000 тыс. руб., остатки денежных средств увеличились на 24400 тыс. руб.


Наибольший удельный вес занимают запасы в составе оборотных

активов. Их доля на начало года составляет 76,2%, а на конец года 66,3%,т.е снизилась на 9,9%. Доля дебиторской задолженности уменьшилась с 9,8% до 7,0%, а доля денежных средств увеличилась на 12,7% и составила на конец года 26,7%. Из этого следует, что запасы готовой продукции снизились на 15500 тыс. руб., остатки дебиторской задолженности снизились на 3000 тыс. руб., а денежные средства возросли в 2 раза, что является положительным моментом в составе оборотных активов.

3.1.4. Анализ наличия собственных оборотных средств

Оборотные активы образуются как за счет собственного капитала, так и за счет заемного.

Нормативным, т.е. нормальным для финансового состояния считают формирование оборотных средств на 70% за счет собственных источников и 30% - за счет заемных.

Если у предприятия собственных оборотных средств, то оно пользуется заемными средствами и тем самым обрекает себя на финансовый риск и финансовую заемность.

Анализируя структуру оборотных активов, необходимо установить обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами.

Наличие собственных оборотных средств определяется как разность сумм собственного капитала и внеоборотных активов.

Таблица 3.1.4. Анализ наличия собственных оборотных средств.

Показатели На начало года На конец года
1 2 3
Собственный капитал и резерв 113000 141000
Внеоборотные активы 75200 63920
Сумма собственного оборотного капитала 37800 77080
Оборотные активы 152600 171080
Доля (%) собственных оборотных средств 25 45

1) Доля (%) собственных оборотных средств = Сумма собственного оборотного капитала / Оборотные активы 100%,

Доля (%) СОС (на начало года) = 37800 / 152600 100% = 25%,

Доля (%) СОС (на конец года) = 77080 / 171080 100% = 45%.

2) Сумма недостающих собственных оборотных средств = (70% - доля собственных оборотных средств на конец года) / 100% Оборотные активы на конец года, тыс. руб.,

Сумма недостающих СОС = (70% - 45%) / 100% 171080 = 42770 тыс. руб.

Сумма собственных оборотных средств на конец года увеличилась на 39280 тыс. руб. и составила 77080 тыс. руб. Доля собственных оборотных средств в оборотных активах на конец года составляет 45%. Величина недостающих собственных оборотных средств составляет 42770 тыс. руб.

Для стабилизации финансового положения предприятия необходимо предпринимать следующие меры:

1) пополнять собственные оборотные средства;

2) увеличить собственный оборотный капитал, за счет чистой нераспределенной прибыли;

3) снизить стоимость внеоборотных активов.

3.1.5. Анализ оборачиваемости оборотных средств.

Платежеспособность предприятия в значительной степени зависит от оборачиваемости оборотных средств и состояния дебиторской и кредиторской задолженности.

Для оценки деловой активности предприятия изучают оборачиваемость оборотных средств, устанавливают возможность увеличения объёма реализации услуг и продукции в результате повышения скорости их оборота , более быстрого возмещения средств затраченных на создание производственных запасов, производство готовой продукции и выполнение услуг. В процессе кругооборота оборотные средства проходят стадии производства и обращения, поэтому резервы ускорения их оборачиваемости заключены как в сокращении длительности производственного цикла, так и в уменьшении времени пребывания их в стадии снабжения и реализации.

Таблица 3.1.5. Анализ оборачиваемости оборотных средств.

Показатели Прошлый год Отчетный год
1 2 3
1. Выручка (нетто) от продажи продукции (ВП) 325000 405000
2.Средние остатки оборотных активов (СО) 152600 161840
3.Коэффициент оборачиваемости (количество оборотов) (Ко) 2 3
4.Продолжительность одного оборота, дни (П об) 180 120
5.Ускорение (-), замедление (+) оборачиваемости оборотных активов Х -60
6.Однодневная выручка от реализации продукции Х 1125
7.Сумма высвобожденных средств из оборота в связи с ускорением оборачиваемости оборотных средств (-Э) Х -67500
8.Сумма дополнительно привлеченных средств в оборот при замедлении оборачиваемости оборотных средств (+Э) Х Х

1) Средние остатки оборотных активов (СО) = (остатки на начало периода + остатки на конец периода) / 2, тыс. руб.,

СО (пр. год) = 152600 тыс. руб.,

СО (отч. год) = (152600+171080) / 2 = 161840 тыс. руб.

2) Коэффициент оборачиваемости (кол-во оборотов) (Ко) = Выручка от продажи продукции / Средние остатки оборотных активов,

Ко (пр. год) = 325000 / 152600 = 2,1 оборота,

Ко (отч. год) = 405000 / 161840 = 2,5 оборота.

3) Продолжительность одного оборота (П об.) = Расчетная величина года(360 дн.) / Коэффициент оборачиваемости, дни.

П об. (пр. год) = 360 / 2,1= 171 день.

П об. (отч. год) = 360 / 2,5 = 144 дня.

4) Ускорение(-), замедление(+) оборачиваемости оборотных активов = Продолжительность одного оборота (отч. год) - Продолжительность одного оборота (пр. год), дни.

-У = 144 - 171 = - 27 дней.

5) Однодневная выручка от реализации продукции = Выручка от продажи продукции / Расчетная величина года (360 дней), тыс. руб.

Однодневная выручка от реализации продукции (отч. год) =405000 / 360 = 1125 тыс. руб.

6) Сумма высвобожденных средств из оборота в связи с ускорением оборачиваемости оборотных средств (-Э) = Ускорение оборачиваемости оборотных активов Однодневная выручка от реализации продукции, тыс. руб.

-Э (отч. год) = -27 1125 = -30375 тыс. руб.

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств возрос с 2,1 оборота до 2,5 оборота, т.е. возрос на 0,4 оборота, а продолжительность одного оборота снизилась на 27 дней и составила в отчетном году 144 дня. Данное изменение привело к ускорению на 27 дней. Сумма высвобожденных средств из оборота в связи с ускорением оборачиваемости оборотных средств составила 30375 тыс. руб. Оборотные активы используются эффективно, т.к. есть ускорение на 27 дней.

3.2. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.

Большое внимание на оборачиваемость капитала, вложенного в оборотные активы, а следовательно, и на финансовое положение оказывает увеличение или уменьшение дебиторской задолженности.

Резкое увеличение дебиторской задолженности и ее доли в оборотных активах может свидетельствовать о неосмотрительной кредитной политике предприятия по отношению к покупателям, либо об увеличении объема продаж, либо о неплатежеспособности и банкротстве части покупателей.

Большинство предприятий имеют многооборотные экономические связи с другими хозяйственными системами, непосредственно вступая с ними в расчеты.

Цель анализа – выявление путей и возможностей совершенствования расчетов их учета, обеспечение сохранности имущества и на этой основе предупреждения, а тем более роста дебиторской задолженности.


Дебиторская задолженность на начало года т.р. на конец года т.р. Изменение (+;-) Кредиторская задолженность на начало года т.р. на конец года т.р.

Изменения

(+;-).


1 2 3 4 5 6 7 8
1.Допустимая дебиторская задолженность 15000 12000 -3000 1.Кредиторская задолженность: в т.ч. 59000 59000 -

А) покупатели и заказчики


15000 12000 -3000 А) поставщики и подрядчики 24000 17000 -7000
Б) векселя к получению Х Х Х Б) по оплате труда 10700 15200 4500
В) задолженность участников Х Х Х В) по соц. страхованию 4700 8300 3600
Г) задолженность дочерних, зависимых организаций Х Х Х Г) задолженность перед бюджетом 7500 8200 700
Д) авансы выданные Х Х Х Д) авансы полученные 12100 10300 -1800
Е) прочие дебиторы Х Х Х 2. заемные средства всего 55800 35000 -20800
2.Недопустимая дебиторская задолженность Х Х Х А) краткосрочные 45800 20000 -25800
3.Всего дебиторская задолженность 15000 12000 -3000 Б) долгосрочные 10000 15000 5000
4.Удельный вес недопустимой задолженности в общий дебит задолженности Х Х Х 3. Всего кредиторская задолженность с заемными 114800 94000 -20800
Таблица 3.2.1. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.


1) Кратность погашения дебиторской (кредиторской) задолженности (Кр), раз = Выручка от реализации продукции / Остатки кредиторской (дебиторской) задолженности.

Кр дебиторской задолж.(на н. г.) = 325000 / 15000 = 22 раза.

Кр дебиторской задолж.(на к. г.) = 405000 / 12000 = 34 раза.

Кр кредиторской задолж.(на н. г.) = 325000 / 59000 = 6 раз.

Кр кредиторской задолж.(на к. г.) = 405000 / 59000 = 7 раз.

2) Средний срок погашения (П), дни = 360 / Кратность погашения дебиторской (кредиторской) задолженности.

П дебиторской задолж. (на начало года) = 360 / 22 = 16 дней.

П дебиторской задолж. (на конец года) = 360 / 34 = 11 дней.

П кредиторской задолж. (на начало года) = 360 / 6 = 60 дней.

П кредиторской задолж. (на конец года) = 360 / 7 = 51 день.

3) Коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской задолженности = Остатки кредиторской задолженности / Остатки дебиторской задолженности; К к/д 1.

К к/д (на начало года) = 59000 / 15000 = 3,9.

К к/д (на конец года) 59000 / 12000 = 4,9.

4) Всего кредиторская задолженность с заемными средствами = Кредиторская задолженность + Заемные средства.

Всего кредиторская задолженность с заемными (на начало года) = 59000 + 55800 = 114800 тыс. руб.

Всего кредиторская задолженность с заемными (на конец года) = 59000 + 35000 = 94000 тыс. руб.

5) Изменение (+, - ) = Данные на конец года – Данные на начало года.

Остатки дебиторской задолженности за отчетный период по сравнению с прошлым периодом снизились на 3000 тыс. руб., а остатки кредиторской задолженности снизились на 20800 тыс. руб. Кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам за отчетный период уменьшилась на 7000 тыс.

руб., по оплате труда увеличилась на 4500 тыс. руб., по социальному страхованию увеличилась на 3600 тыс. руб., задолженность перед бюджетом увеличилась на 700 тыс. руб. Отсутствует просроченная дебиторская задолженность, что является положительным моментом. Краткосрочные заемные средства за отчетный период по сравнению с прошлым периодом уменьшились на 25800 тыс. руб., а долгосрочные увеличились на 5000 тыс. руб.

Кратность погашения дебиторской задолженности возросла с 22 раз до 34 раз, а средний срок погашения уменьшился на 5 дней, что свидетельствует об ускорении погашения дебиторской задолженности. Кратность погашения кредиторской задолженности возросла с 6 раз до 7 раз, а средний срок погашения кредиторской задолженности уменьшился на 9 дней, что свидетельствует об ускорении кредиторской задолженности.

Коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской задолженности на начало года составил 1,28, а на конец года 1,11 при норме 1.

Для улучшения финансового положения предприятия необходимо:

Следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности.

Ориентировать на увеличение количества заказов с целью уменьшения масштаба риска неуплаты.

Контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям.

В условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости выполненных работ. Поэтому необходимо расширить систему авансовых платежей.

Анализ себестоимости продукции.

Себестоимость продукции – это главный ценообразующий фактор. Выживание предприятия (фирмы) в условиях конкуренции во многом зависит от способности поддерживать оптимальный уровень себестоимости услуг и продукции. Важнейшая роль в обеспечении оптимального уровня себестоимости принадлежит анализу, главная цель которого – выявление возможностей более рационального использования производственных ресурсов, снижение затрат на производство, реализацию услуг и обеспечение роста прибыли.


Задачи анализа:

Оценка обоснованности и напряженности плановых показателей себестоимости услуг и продукции.

Оценка выполнения плана по показателям себестоимости и изучение их динамики, установление соответствия фактических затрат плановым и действующим нормативам расхода материальных, трудовых и денежных ресурсов.

Выявление факторов, повлиявших на отклонение фактических затрат от плановых и затрат прошлого периода, приведенных в сопоставимый вид.

Оперативное воздействие на формирование показателей себестоимости.

Выявление и использование резервов для дальнейшего снижения себестоимости услуг и продукции.

Затраты на один рубль произведенной продукции – очень важный обобщающий показатель характеризующий уровень себестоимости продукции в целом по предприятию. Он универсален и имеет особое значение в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятий сферы сервиса, так как многие виды бытовых услуг и прежде всего услуги по ремонту изделий, услуги непроизводственного характера не имеют натуральных единиц калькулирования и затраты на рубль выступают в качестве единственного показателя, характеризующего их себестоимость. Наглядно показывают прямую связь между себестоимостью и прибылью.

Таблица 3.3.1. Анализ затрат на 1 рубль продукции.

Показатели За прошлый отчетный период За отчетный период Отклонение от прошлого периода (+;-)
1 2 3 4
1.Себестоимость продукции, тыс. руб. 302810 373100 +70290
2.Выпуск продукции, тыс. руб. 325000 405000 +80000
3.Затраты на рубль продукции, коп. 93,172 92,123 -1,049

1) Затраты на 1 рубль продукции, коп. = Себестоимость продукции / Выпуск продукции 100 коп.

З1р. (прошлый период) = 302810 / 325000 100 = 93,172 коп.

З1р. (отчетный период) = 373100 / 405000 100 = 92,123 коп.

2) Отклонение от прошлого периода (+, -) = Данные за отчетный период – Данные за прошлый период.

3) Факторный анализ (метод абсолютных разниц):

Себестоимость продукции = Выпуск продукции Затраты на 1 рубль продукции / 100.

СС1 = ВП * З1р. (п.п.) / 100,

СС1 = (+80000) 93,172 / 100 = +74538 тыс. руб.

СС2 = ВП (о.п.) З1р. / 100,

СС2 = 405000 (- 1,049) / 100 = - 4248 тыс. руб.

4) Балансовый прием:

СС =СС1 +СС2.

+ 70290 = (+74538) + (- 4248)

+ 70290 = + 70290 (тыс. руб.)

Себестоимость реализованной продукции в отчетном периоде по сравнению с прошлым возросла на 70290 тыс. руб. В результате исследования выявили, что затраты на 1рубль продукции снизились на 1,049 коп.

Удорожание себестоимости произошло за счет повышения количественного фактора (ВП) на 74538 тыс. руб., а за счет снижения качественного фактора (З1р.) себестоимость снизилась на 4248 тыс. руб. Из этого следует, что на предприятии ООО «Темп» рационально и эффективно используются все производственные ресурсы.

Основными источниками резервов снижения себестоимости услуг и продукции являются:

Увеличение объема производства за счет более полного использования производственной мощности мероприятия.

Сокращение затрат на ее производство за счет повышения производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака.

3.4. Анализ финансовых результатов.

В условиях рыночной экономики предприятие заинтересовано в достижении высоких финансовых результатов. Конечным финансовым результатом деятельности предприятия является прибыль, так как это основной источник производственного и социального развития и важнейший источник формирования государственного и личного бюджетов.

Цели анализа прибыли и уровня рентабельности:

Систематический контроль за формированием финансовых результатов;

Определение влияния, как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;

Выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирования их величины;

Разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризует суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.

Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.

Поэтому поиск резерва получения прибыли и рентабельности является одной из основных задач в любой сфере бизнеса.


Таблица 3.4.1. Порядок формирования, распределения балансовой прибыли.

Показатели Прошлый год Отчетный год Изменения (+;-)
Суммы т. р. Доля % Сумма т.р. Доля % Сумма т. р. Доля %
1 2 3 4 5 6 7
1.Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) 21190 105 31900 106 +9710 +1
2.Прочие операционные доходы Х Х Х Х Х Х
3.Прочие операционные расходы 1090 -5 1800 -6 -710 -1
4.Внереализационные доходы Х Х Х Х Х Х
5.Внереализационные расходы Х Х Х Х Х Х
6.Общая сумма прибыли до налогообложения 21100 100 30100 100 +9000 Х
7.Налог на прибыль и иные обязательные платежи 6330 30 9030 30 +2700 Х
8.Чистая прибыль (нераспределенная) 14770 70 21070 70 +6300 Х

1) Доля (%) = Сумма доходов (расходов) / Сумма общей прибыли до налогооблажения 100%.

А) за прошлый год

22190/21100*100=105%

1090/21100*100=5%


6330/21100*100=30%

147770/21100*100=70%

Б) за отчетный год

31900/30100*100=106%

1800/30100*100=6%

9030/30100*100=30%

21070/30100*100=70%

2) Изменения суммы, доли (+,-) = Данные за отчетный год – Данные за прошлый год.

Общая сумма прибыли до налогооблажения в отчетном году по сравнению с прошлым годом возросла на 9000 тыс. руб. Сформирована она, в основном за счет прибыли от реализации продукции, которая увеличилась в отчетном году на 9710 тыс. руб. и составила 31900 тыс. руб. Доля в прошлом году составила 105%, а в отчетном – 106%. Прочие операционные расходы снизились на 710 тыс. руб. После уплаты налога на прибыль, чистая прибыль составила 21070 тыс. руб., это больше, чем в прошлом году на 6300 тыс. руб., что является положительным явлением и свидетельствует об эффективности производства.


Таблица 3.4.2. Анализ уровня рентабельности.

Показатели Прошлый отчетный период Отчетный период Изменение (+;-)
1 2 3 4
1.Выручка от продаж продукции( за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), т.р. 325000 405000 +80000
2.Полная себестоимость проданной продукции, т.р. 302810 373100 +70290
3.Прибыль от продажи продукции, т.р. 22190 31900 +9710
4.Рентабильность продаж, % 6,83 7,88 +1,05
5.Сумма дополнительно полученной (+), (недополученной (-) ) прибыли по сравнению с прошлым отчетным периодом Х +4253 Х

1) Рентабельность продаж (%) = Прибыль от продажи продукции / Выручка от продажи продукции 100%.

Rп (п.п.) = 22190 /325000 100% = 6,83%.

Rп (о.п.) = 31900 / 405000 100% = 7,88%.

2) Изменение (+,-) = Данные за отчетный период – Данные за прошлый период.

3) Сумма дополнительно полученной (+) недополученной (-) прибыли в связи с изменением рентабельности по сравнению с прошлым периодом = Изменение рентабельности продаж Выручка от продажи продукции за отчетный период / 100%.

Сумма дополнительно полученной (+) прибыли = (+1,05) 405000 / 100% = +4253 тыс. руб.

9710 – 100%,

4253 – x;

x = 4253 / 9710 100% = 44%.

Рентабельность продаж в отчетном периоде по сравнению с прошлым периодом увеличилась на 1,05% и составила 7,88% при среднеотраслевой норме 16%. Из этого следует, что на предприятии низкий уровень рентабельности.

Сумма дополнительно полученной прибыли в связи с повышением рентабельности продаж по сравнению с прошлым периодом составила 4253 тыс. руб. и составило 44% к общему приросту прибыли. Исходя из этого производственная и коммерческая деятельность данного предприятия эффективна.

Резервы повышения величины прибыли и уровня рентабельности:

Наращивание объема продаж;

Повышение среднереализационных цен, повышение качества продукции (услуг), культуры обслуживания населения;

Поиск новых рынков сбыта, более выгодных, стремление реализовать продукцию в оптимальные сроки.

3.5.Анализ финансовой устойчивости

Финансовое состояние предприятия, его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов предприятия, в первую очередь от соотношения основных и оборотных средств, а также от уравновешенности активов и пассивов предприятия.

3.5.1 Анализ структуры актива и пассива баланса


Таблица 3.5.1. Анализ динамики актива и пассива баланса.

Показатели На начало года На конец отчетного периода Изменение (+;-)
1 2 3 4
Всего имущества (валюта баланса) т. р. стр.300

227800


235000


+7200


В том числе:

Внеоборотные активы (итог I раздела, стр. 190) а) в сумме, тыс. руб.

а) в сумме, тыс. руб.

75200 63920 -11280
б) в % к имуществу 33,0 27,2 -5,8

Оборотные активы:

а) в сумме, тыс. руб.


152600


171080


+18480

б) в % к имуществу 67,0 72,8 +5,8

Источники приобретения имущества тыс. руб.

а) в сумме, тыс. руб.


227800


235000


+7200

В том числе:


Собственные средства:

а) в сумме, тыс. руб.


113000


141000


+28000

б) в % к имуществу 49,6 60,0 +10,4

Заемные средства

а) в сумме, тыс. руб.


114800


94000


-20800

б) в % к имуществу 50,4 40,0 -10,4

1) В % к стоимости имущества (капитала) = Сумма каждого вида имущества (капитала) / Валюта баланса 100%,

1) Внеоборотные активы в % к имуществу:

Уд. Вес = Внеоборотные активы/Валюта баланса х 100%

А) на начало года

75200/227800*100%=33,0%

Б) на конец года

63920/235000*100%=27,2%

2) Оборотные активы в % к имуществу:

Уд. Вес =Оборотные активы/ Валюта баланса х 100%

А) на начало года

152600/227800*100%=67,0%

Б) на конец года

171080/235000*100%=72,8%

3)Собственные средства в % к имуществу:

Уд. Вес = Собственные средства/ Валюта баланса*100%

А) на начало года

113000/227800*100%=49,6%

Б) на конец года

141000/235000*100%=60,0%

4) Заемные средства в % к имуществу:

Уд. Вес = Заемные средства/ Валюта баланса *100%

А) на начало года

114800/227800*100%=50,4%

Б) на конец года

94000/235000*100%=40,0%


2) Изменения (+,-) = данные на конец отчетного периода – данные на начало отчетного периода.

Общая стоимость имущества в отчетном периоде по сравнению с прошлым периодом возросла на 7200 тыс. руб., в основном за счет роста оборотных активов на 18480 тыс. руб. Внеоборотные активы снизились на 11280 тыс. руб. Удельный вес оборотных активов на конец отчетного периода составил 72,8%, в то время как удельный вес внеоборотных активов составил 27,2%. Поступление, приобретение, создание имущества осуществляется как за счет собственных средств (60%), так и за счет заемных средств (40%), т.е. наибольший удельный вес занимают собственные средства. Из этого следует, что финансовая устойчивость повышается, т.к. доля собственного капитала возросла на 10,4%.

3.5.2. Анализ типа финансовой устойчивости.

Важным показателем, который характеризует финансовое состояние предприятия и его устойчивость, является обеспеченность запасов (материальных оборотных активов) нормальными источниками финансирования, к которым относятся не только собственный оборотный капитал, но и краткосрочные кредиты банка под товарно–материальные ценности, не просроченная задолженность поставщикам, полученные авансы от покупателей.

Обеспеченность запасов нормальными источниками финансирования устанавливается путем сравнения суммы плановых источников финансирования с общей суммой запасов.

Излишек или недостаток плановых источников средств для формирования запасов и затрат является одним из критериев оценки финансовой устойчивости предприятия, в соответствии с которым выделяют четыре типа финансовой устойчивости:

1 тип – абсолютная устойчивость предприятия (встречается крайне редко) когда запасы и затраты полностью формируются за счет собственного капитала;

2 тип – нормальная устойчивость – запасы и затраты формируются за счет собственного капитала и долгосрочных заемных средств (гарантируется платежеспособность предприятия);

3 тип - неустойчивое (предкризисное) финансовое состояние, если запасы и затраты формируются за счет всех источников средств (нарушается платежный баланс, но сохраняется возможность восстановления равновесия платежных средств и платежных обязательств за счет привлечения временно свободных источников средств в оборот предприятия, кредитов банка на временное пополнение оборотных средств и др.)

4 тип – кризисное финансовое состояние (предприятие находится на грани банкротства). Равновесие платежного баланса в данной ситуации обеспечивается за счет просроченных платежей по оплате труда, ссудам банка, поставщикам, бюджету и т.д.

Таблица 3.5.2. Анализ финансовой ситуации предприятия.

Показатели На начало года На конец года Изменение (+;-)
1. Собственный капитал (ф.№1 стр.490) 113000 141000 +28000
2.Долгосрочные обязательства (ф.1 стр.590) 10000 15000 +5000
3.Краткосрочные обязательства (ф.1 стр.690) 104800 79000 -25800
4.Внеоборотные активы (ф.1стр.190) 75200 63920 -11280
5. Запасы и затраты (ф.1 стр.210) 116300 113380 -2920

Расчеты типа финансовой ситуации


6.Наличие собственных оборотных средств.


37800


77080

39280
7.Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств. -78500 -36300 Х
8.Излишек (+) или недостаток (-) собственных долгосрочных заемных источников финансирования запасов. -68500 -21300 Х
9.Излишек (+) или недостаток (-) общей величины источников формирования запасов. 36300 57700 Х
10. Тип финансовой ситуации.

III тип – неустойчивое финансовое положение



1.Наличие собственных оборотных средств = Собственный капитал – Внеоборотные активы.

А) на начало года

113000-75200=37800 тыс. руб.

Б) на конец года

141000-63920=77080 тыс. руб.

2.Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств = Наличие собственных оборотных средств – Запасы и затраты

А) на начало года

37800-116300=-78500 тыс. руб.

Б) на конец года

77080-113380 = -36300 тыс. руб.

3. Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников финансирования запасов = (Наличие собственных оборотных средств + Долгосрочные обязательства) – Запасы и затраты.

А) на начало года

(37800+10000)-116300=-68500 тыс. руб.

Б) на конец года

(77080+15000)-113380=-21300 тыс. руб.

4.Излишек (+) или недостаток (-) общей величины источников формирования запасов = (Наличие собственных оборотных средств + Долгосрочные обязательства + Краткосрочные обязательства)- Запасы и затраты

А) на начало года

(37800+10000+1048000)-116300=36300 тыс. руб.

Б) на конец года

(77080+15000+79000)-113380 = 57700 тыс. руб.

Данному предприятию соответствует III тип финансовой ситуации – неустойчивое финансовое положение, т.к. запасы и затраты формируются за счет всех источников средств финансирования.

Основные пути стабилизации финансового состояния:

1.Увеличить долю источников собственных оборотных средств за счет нераспределенной чистой прибыли.

2.Понизить сверхнормативные запасы сырья и материалов за счет ускорения оборачиваемости оборотных активов.

3.Реализовать готовую продукцию и ликвидировать дебиторскую задолженность

4. Дополнительно привлекать краткосрочные заемные средства.

Таблица 3.5.3. Анализ относительных показателей финансовой устойчивости предприятия.

Показатели На начало года На конец года Изменеия (+;-)
1 2 3 4
1Веоборотные активы (основной капитал) 75200 63920 -11280
2.Собственные источники 113000 141000 +28000
3.Долгосрочные кредиты и займы 10000 15000 +5000
4.Краткосрочные кредиты и займы 45800 20000 -25800
5.Кредиторская задолженность 59000 59000 -
6.Валюта баланса 227800 235000 7200
7. Коэффициент финансовой независимости >0,5 0,50 0,60 0,10
8.Коэффициент финансового риска <0,5 1,02 0,67 -0,35
9.Коэффициент инвестирования >1,0 1,50 2,21 0,71
10.Коэффициент финансирования >1,0 0,98 1,50 0,52
11. Коэффициент финансовой устойчивости >=2 0,54 0,66 0,12

К авт.= Собственный капитал/Валюта баланса

А) на начало года

113000/227800=0,50

Б) на конец года

141000/235000=0,60

К з/с = Заемный капитал / Собственный капитал

А) на начало года

10000+45800+59000/113000=1,02

Б) на конец года

15000+20000+59000=0,67

К инв. Собственный капитал/Внеоборотные активы

А) на начало года

113000/75200=1,50

Б) на конец года

141000/63920=2,21

К фин. = Собственный капитал / Заемный капитал

А) на начало года

113000/1000+45800+5900=0,98

Б) на конец года

1000/15000+20000+59000=1,50

К фин. уст. = Собственный капитал + Долгосрочные пассивы/Валюта баланса

А) на начало года

113000+10000/227800=0,54


Б) на конец года

141000+15000/235000=0,66.

Коэффициент финансовой независимости (автономии) на конец отчетного периода составил 0,60 при теоретически возможном К>0,50, Данный показатель означает, что все обязательства предприятия могут быть покрыты его собственными средствами.

Коэффициент финансового риска к концу отчетного периода снизился с на 0,35, т.е. в течение отчетного периода заемные средства на каждый рубль собственных средств снизились на 35 копеек.

Коэффициент инвестирования на начало года составлял 1,50, а на конец года 2,21, т.е. возрос на 0,71. Предприятие будет жизнеспособным, даже если у него изымут все заемные средства.

Коэффициент финансирования составил на конец отчетного периода 1,50, что выше, чем на начало периода на 0,52. По данным значениям можно судить о высокой финансовой устойчивости, так как рациональным считается, когда основной капитал минимум на 50% финансируется за счет собственных средств и на 50% - за счет долгосрочных займов. О финансовой устойчивости (стабильности) можно судить по коэффициенту финансовой устойчивости, который, на конец отчетного периода составил 0,66 против 0,54 на начало года. Он показывает, что 66% собственных средств и долгосрочных заемных средств может использовать в своей деятельности длительное время.

3.6 Анализ платежеспособности предприятия.

Платежеспособность – это наличие у предприятия средств, достаточных для уплаты долгов по всем краткосрочным обязательствам и одновременно бесперебойность осуществления процесса производства и продажи продукции.

Под ликвидностью активов – понимают способность их трансформироваться (превращаться) в денежные средства, а степень ликвидности определяется временем, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена.

Уровень ликвидности предприятия оценивается с помощью коэффициентов ликвидности, основанных на сопоставлении оборотных средств и краткосрочных пассивов.

Предприятие считается платежеспособным и ликвидным, если его текущие активы больше, чем краткосрочные обязательства.

Коэффициент абсолютной ликвидности, показывающий, какую часть краткосрочной задолженности может покрыть предприятие за счет имеющихся денежных средств и краткосрочных финансовых вложений (ценных бумаг), быстро реализуемых в случае надобности.

Коэффициент текущей ликвидности показывает, какую часть текущей задолженности может покрыть в ближайшей перспективе при условии полного погашения дебиторской задолженности.

Коэффициент покрытия отражает прогнозируемые платежные возможности при условии погашения дебиторской задолженности и продажи (реализации) имеющихся запасов.

Потенциальные и действительные акционеры предприятия в большей мере оценивают его платежеспособность по коэффициенту покрытия.


Таблица 3.6.1. Анализ платежеспособности предприятия.

Показатели Нормальные ограничения На начало года На конец отчетного периода Изменения за период(+; -)
1 2 3 4 5
1.Оборотные активы Х 152600 171080 18480,00
2.Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения Х 21300 45700 24400,00
3.Дебиторская задолженность Х 15000 12000 -3000,00
4.Краткосрочные кредиты и займы Х 45800 20000 -25800,00
5.Кредиторская задолженность Х 59000 59000 0,00
6. Коэффициент абсолютной ликвидности >=0,2 0,20 0,58 0,38
7.Коэффициент текущей ликвидности <=1 0,35 0,73 0,38
8.Коэффициент покрытия платежеспособности >=2,0 1,46 2,17 0,71
9.Коэффициент утраты платежеспособности. Х Х 1,26 Х

1.Кал. = Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения. / Краткосрочные обязательства

А) на начало года

21300/104800=0,20

Б) на конец года

45700/79000=0,58

2.Ктл. (Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения + Дебиторская задолженность)/Краткосрочные обязательства

А) на начало года

(21300+15000)/104800=0,35

Б) на конец года

(45700+12000)/79000=0,73

3.Кп.= Оборотные активы/Краткосрочные обязательства

А) на начало года

152100/104800=1,46

Б) на конец года

171080/79000=2,17

4. Коэффициент утраты (восстановления) платежеспособности (Ку(в)) = [Коэффициент покрытия (к.п.) +3/6*(Коэффициент покрытия (к.п.) - Коэффициент покрытия (н.п.))] /2

К восстановления платеж. = [2,2 + 0,5 Ч (+0,7)] / 2 = 1,275.

Предприятие ООО «Темп» платежеспособно. На конец отчетного периода коэффициенты ликвидности в пределах нормального ограничения: коэффициент абсолютной ликвидности имеет значение 0,58 при нормальном >2; коэффициент текущей ликвидности составляет 0,73 при нормальных ограничениях <1; коэффициент платежеспособности равен 2,17, при нормальном ограничении >2. Следовательно, коэффициент восстановления платежеспособности в отчетном периоде составляет 1,275.

4. Выводы и предложения по улучшению финансовой ситуации и повышению финансовой стабильности.

Мною было исследовано финансовое состояние предприятия ООО «Темп» и выявлена благоприятная динамика в развитии экономики предприятия.

Преимущества:

1) Валюта баланса увеличилась на 7200 тыс. руб.

2) Наибольший удельный вес занимают оборотные активы 73%, по сравнению с прошлым периодом увеличились на 6%.

3) Затраты на 1 рубль продукции снизились по сравнению с прошлым периодом на 1,049 копеек, что привело к увеличению выпуска продукции на 80000 тыс. руб.

4) После уплаты налога на прибыль чистая прибыль составила 21070тыс. руб., что на 6300 тыс. руб. больше, чем в прошлом году, что является результатом эффективности деятельности предприятия.

5) Запасы готовой продукции снизились на 15500 тыс. руб., остатки дебиторской задолженности снизились на 3000 тыс. руб., а денежные средства возросли в 2 раза, что является положительным моментом в составе оборотных активов.

6) Рентабельность продаж в отчетном периоде повысилась на 1,05% и составила 7,88%.

7) Произошло уменьшение дебиторской задолженности на 3000 тыс. руб., что положительно влияет на финансовый результат предприятия.

8) Фондоотдача по сравнению с прошлым годом увеличилась на 2,02 руб., что привело к относительной экономии фондов в сумме 129118 тыс. руб. или 161% к общему приросту продукции.

9) Рентабельность основных фондов увеличилась на 20% и составила 50%, что свидетельствует об эффективном использовании основных фондов.

10) Уменьшилась готовая продукция на 15500 тыс. руб., т.е. продукция пользуется спросом.

11) Произошло ускорение оборачиваемости на 25 дней. В связи с этим предприятию необходимо высвободить из оборота средства в сумме 30375 тыс. руб.

12) Общая стоимость источников приобретения имущества возросли на 7200 тыс. руб. Собственные средства увеличились на 28000 тыс. руб.,их удельный вес составил 60%, в то время как удельный вес заемных средств составил лишь 40%, что свидетельствует об устойчивом положении предприятия.

Недостатки:

1) Доля собственных оборотных средств на начало года составила 25%, а на конец 45% при норме 70%.

2) Анализируемому предприятию соответствует 3 тип финансовой ситуации – неустойчивое финансовое положения.

3) Сумма недостающих собственных оборотных средств составила 42770 тыс. руб.

4) Увеличение кредиторской задолженности по оплате труда на 4500 тыс. руб., по социальному страхованию на 3600 тыс. руб. и перед бюджетом на 700 тыс. руб.

5) Коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской задолженности составляет 4,9 на конец года, что не соответствует норме <1.

6) Себестоимость проданной продукции повысилась в отчетном периоде на 70290 тыс. руб. и составила 373100 тыс. руб.

7) Коэффициент финансового риска на конец года составил 0,67, что не соответствует норме < 0,5.

8) Коэффициент финансирования на конец года составил 1,5, что не соответствует норме >2.

1.Для повышения показателя фондорентабельности можно:

-Увеличить долю активной части основных производственных фондов;

-Бездействующие объекты основных средств реализовать или сдать в аренду;

-Увеличить долю оборудования в активной части ОПФ;

-Повышать квалификацию рабочих, механизировать и автоматизировать их труд;

-Своевременно в соответствии с плановым графиком проводить все виды ремонта;

-Постоянно обновлять основные фонды, не допускать чрезмерного физического и морального износа.

2.Для увеличения фондоотдачи необходимо:

-Ввести в действие новое оборудование;

-Сократить целодневные простои оборудования;

-Повысить коэффициент сменности;

-Сократить внутрисменные простои оборудования;

-Повысить среднечасовую выработку оборудования.

3.Для уменьшения себестоимости продукции можно:

1) Снизить условно-постоянные расходы.

-Повышение уровня производительности труда;

-Экономное использование сырья, материалов, электроэнергии, топлива;

-Внедрение новой техники и прогрессивных технологий;

Повышение уровня квалификации персонала;

2) Снизить условно-переменные расходы.

-Сокращение материальных затрат, производственного брака;

-Реализация ненужного используемого оборудования;

Сокращение расходов на командировки, почтово-телеграфные услуги.

4.1.Основные резервы повышения величины прибыли и уровня рентабельности.

-Наращивание объема продаж;

-Снижение себестоимости продукции;

-Повышение среднереализационных цен, повышение качества продукции (услуг), культуры обслуживания населения;

-Поиск новых рынков сбыта, более выгодных, стремление реализовать продукцию в оптимальные сроки.

5. Основные пути ускорения оборачиваемости оборотных средств:

- Сокращение продолжительности производственного цикла за счет использования новейших технологий, механизации и автоматизации производства, повышение уровня производительности труда, более рационального использования трудовых и материальных ресурсов;

-Улучшение организации материального и технического снабжения с целью бесперебойного обеспечения производства необходимыми материалами, ресурсами и сокращения времени, нахождения их запасов;

-Ускорение процесса о перегрузке готовой продукции и оформления расчетных документов;

-Сокращение времени нахождения денежных средств дебиторской задолженности.

6. Для улучшения финансового положения предприятия необходимо:

-Следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;

-Ориентировать на увеличение количества заказов с целью уменьшения масштаба риска неуплаты.

-Контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям.

Список литературы:


1.Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Учебное пособие. -М.: ИНФА – М, 2001.

2.Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие –М.: Проспект, 2004.

3.Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник, издание 2-е. – М.: ACADEMA, 2002.

4.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М: 2002.

5. Чернышев Ю.Г., Чернышева Э.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: 2003.

6. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа, (учебник, 4-е издание). - М: Финансы и статистика, 2001г.

7. Романова Л. Е. Анализ хозяйственной деятельности, (Краткий курс лекций).– М: ЮРАЙТ, 2003г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.