Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет готовой продукции на предприятии 2

СОДЕРЖАНИЕ.


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….……………..3

1.ПОНЯТИЕ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, ЕЁ ОЦЕНКА…………………………………..4

1.1 Оценка готовой продукции ……………………………………………………………….5

2. УЧЁТ ПОСТУПЛЕНИЯ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ…………………………………..10

3. МЕТОД УЧЁТА ОТГРУЗКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ………………………………………………………………………………….13

4. МЕТОДЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РАСХОДОВ НА ПРОДАЖУ……………………….26

5. УЧЁТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОТ ПРОДАЖИ……………………………34

5.1 Определение выручки …………………………………………………………………...35

5.2 Признание выручки……………………………………………...……………….………40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..…..42

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………………..….43

ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ.


Готовая продукция – это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утверждённым техническим условиям, принятые на склад или заказчиком. В условиях перехода к рыночной экономике финансовый результат от реализации готовой продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности организации. Исчисление этого показателя необходимо для оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; осуществления внутрипроизводственного хозрасчета; выявления резервов снижения себестоимости продукции; определения цен на продукцию; исчисления национального дохода в масштабах страны; расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий; обоснования решения о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших.

Основными задачами бухгалтерского учёта готовой продукции является: правильный и современный учёт наличия и движения продукции, контроль выполнения плана, контроль сохранности, контроль соблюдения плана по продаже продукции, выявление рентабельности всей продукции.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что готовая продукция является заключительным этапом процесса производства на предприятии и от финансового результата по её продаже зависит дальнейшая судьба организации и развитие экономики страны в целом.

Цель курсовой работы описать организацию учёта готовой продукции, её реализацию.

Задачи работы:

изучить понятие готовой продукции;

исследовать методы поступления, отгрузки и реализации готовой продукции;

исследовать методы распределения расходов на продажу;

проанализировать учёт финансового результата от продажи готовой продукции.

Теоретической основой исследования являются работы отечественных экономистов, план счетов бухгалтерского учёта, Налоговый кодекс РФ, литературные источники.


ПОНЯТИЕ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, ЕЁ ОЦЕНКА.


Готовая продукция – это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утверждённым техническим условиям, принятые на склад или заказчиком.

Основными задачами бухгалтерского учёта являются:

- правильный и современный учёт наличия и движения готовой продукции на складах, холодильниках и других местах хранения продукции;

- контроль выполнения планов по объёму, ассортименту, качеству выпущенной и обязательств по её поставкам;

- контроль сохранности готовой продукции и соблюдением установленных лимитов;

- контроль соблюдения плана по продаже продукции и своевременности оплаты проданной продукции;

- выявление рентабельности всей продукции, отдельных видов.

Готовая продукция, как правило, должна быть сдана на склад в подотчёт материально ответственному лицу. Крупногабаритные изделия и продукция, которая не может быть сдана на склад по техническим причинам, принимаются представителем заказчика на месте их изготовления, комплектации и сборки.

Планирование и учёт готовой продукции ведут в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях.

Условно-натуральные показатели используют для получения обобщённых данных об однородной продукции. Например, количество выработанной каустической соды выражается в тонах условного веса, консервов – в условных банках и т.д.

Поступление из производства готовой продукции оформляется накладными, приёмными актами и другими первичными документами.

В последнее время многие организации применяют бескарточный метод учёта готовой продукции. При данном методе с помощью ЭВМ ежедневно составляют оборотные ведомости учёта выпуска из производства и движения готовой продукции относительно складов. Остатки готовой продукции периодически инвентаризируют.

На автоматизированных складах вместо карточек складского учёта используют оперативные машинограммы и видиограммы остатков и движения готовой продукции по каждому наименованию и виду.

Как и по материальным запасам, по готовой продукции составляют номенклатуру-ценник. Помимо ценника разрабатываются справочники продукции, в которых содержаться сведения об облагаемой и не облагаемой различными видами налогов продукции, о плательщиках и грузополучателях. Среднеквартальной и среднегодовой себестоимости и д.р.


Оценка готовой продукции.


Себестоимость продукции – выражение в денежной форме текущих затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

На основе Налогового кодекса и ПБУ 10/99 министерства, ведомства, межотраслевые государственные объединения, концерны и другие организации разрабатывают отраслевые положения о составе затрат и методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции для подведомственных организаций.

В настоящее время применяют следующие виды оценки готовой продукции:

- по фактической производственной себестоимости. Этот способ оценки готовой продукции используется сравнительно редко, в основном в организациях индивидуального производства, выпускающих крупное уникальное оборудование и транспортные средства. Может применяться в организациях с ограниченной номенклатурой массовой продукции.

В зависимости от вида продукции её сложности, типа и характера организации производства на предприятиях применяются следующие основные методы учёта и калькулирования фактической себестоимости продукции:

- нормативный

- позаказный

- попередельный

Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяется на предприятиях с массовым и серийным характером производства в первую очередь в обрабатывающих отраслях промышленности. Основным условием его применения в системе учёта затрат является составление нормативной калькуляции по действительным на начало календарного периода нормам и последующее влияние производственного цикла изготовления изделий, отклонение от этих норм и нормативов. Отклонением от норм считается экономия дополнительных расходов сырья, материалов и др. производственных затрат.

Для определения производственной себестоимости изделия, нормативную себестоимость по каждой статье умножают на исчисленные ведомости сводного учёта затрат, индексы отклонений от норм. Полученные таким образом суммы прибавляют к соответствующим знакам нормативной себестоимости изделия по каждой статье калькуляции. На основании нормативной себестоимости договоров, регистрирующих отклонения от норм текущего месяца, их изменения количества выпускаемой продукции, бухгалтерия рассчитывает фактические затраты отчётного месяца. Расчёты фактической себестоимости определяются:

Sфакт = Sнорм + Он, где

Sфакт – фактическая себестоимость;

Sнорм – нормативная себестоимость в рублях;

Он – отклонения от норм.

На предприятиях тех отраслей, где балансовые нормы близки к действующим, для исчисления фактической себестоимости в место нормативных могут быть использованы плановые калькуляции.

Позаказный метод учёта затрат на производстве применяется в индивидуальном и мелкосерийном производстве сложных изделий. Применение этого метода должно сочетаться с использованием основных элементов нормативного учёта. При этом методе объектом учёта и калькулирования является отдельный производственный заказ, выдаваемый на заранее определённое количество предприятий (изделий).

Фактическая себестоимость единиц изделия определяется после выполнения работы путём отношения сумм затрат по заказу на количество изготовленных по этому заказу изделий.

Разделив сумму по каждой статье калькулирование заказа на количество выпускаемых изделий, получим постатейную сумму затрат на одно изделие. Сравнивая калькуляционную себестоимость по отчётным и плановым данным, можно провести анализ и выявит причины отклонения.

Попередельный метод учёта калькулирования себестоимости применяется на предприятиях с однородной по исходному материалу и характеру обработки массовой продукции, на которых преобладают физико-химические и термически – производственные процессы с превращением сырья в готовую продукцию. В условиях прерывного и краткого технологического процесса в виде ряда последующих производственных процессов, каждый из которых или группа которых составляет отдельные самостоятельные пределы (фазы, стадии) производства. Этот метод учёта применяется в химических металлургических отраслях промышленности, лесной и пищевой промышленности, также в производствах с комплексным использованием сырья.

При попередельном методе затрат на производство продукции учитывается по цехам, по которым осуществляется учёт затрат и калькулирование себестоимости, порядок определения калькуляционных групп продукции и исчисление себестоимости продукции незавершенного производства ли его оценки устанавливается в отраслевых инструкциях;

- по неполной (сокращённой) производственной себестоимости продукции, исчисляемой по фактическим затратам без общехозяйственных расходов; может применяться в тех же производствах, где применяется первый способ оценки продукции.

Неполная производственная себестоимость может включать только прямые затраты или рассчитывать на основе производственных расходов даже если они косвенные. Другие виды затрат. Которые по своей сущности составляют часть текущих издержек, не включаются в калькуляции, а возмещаются за счёт общей суммы выручки. В этом заключается особенность учёта по неполной себестоимости или системе учёта прямых затрат.

- по оптовым ценам реализации. Оптовые цены используются в качестве чётных учётных цен. Отклонения фактической себестоимости продукции учитывают на отдельном аналитическом счёте. При устойчивых оптовых ценах этот вариант оценки продукции был самым распространённым, поскольку позволял сопоставлять оценку продукции в текущем учёте отчётности, что важно для контроля за правильным определением товарного выпуска. При значительном колебании уровня оптовых цен данный способ теряет свои преимущества;

- по плановой (нормативной) производственной себестоимости, так же выступающей в качестве твёрдой учётной цены. Обуславливается необходимость отдельного учёта отклонений фактической производственной себестоимости продукции плановой или нормативной. Достоинство данного способа оценки готовой продукции заключается в обеспечении единства оценки в планировании и учёте. Однако если плановая или нормативная себестоимость продукции изменяется часто, то усложняется переоценка остатков готовой продукции. Если же оценивать продукцию по среднегодовой себестоимости, то она не соответствует оценке в месячных и квартальных планах. Вариантом данного способа оценки готовой продукции является оценка:

- по сокращённой плановой производственной себестоимости:

* по свободным отпущенным ценам и тарифам, увеличенных на сумму НДС – при выполнении единичных заказов и работ;

* по свободным рыночным ценам – при учёте товаров, реализуемых через розничную сеть.

- по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога, на добавленную стоимость, - при выполнении единичных заказов и работ;

- по сводным рыночным ценам – при учёте товаров, реализуемых через розничную сеть.

При использовании в учёте оптовых цен, плановой себестоимости и рыночных цен необходимо по окончании месяца исчислять отклонения фактической производственной себестоимости продукции от стоимости её по учётным ценам для распределения этого отклонения на отгруженную (проданную) продукцию и остатки на складах. С этой целью составляют специальный расчёт (табл.1) с использованием средневзвешенного процента отклонений фактической себестоимости продукции от стоимости её по учётным ценам.

По данным табл. 1 этот процент оказался равным 1 от стоимости по учётным ценам.

Таблица 1


РАСЧЁТ ФАКТИЧЕСКОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ

ОТГРУЖЕННОЙ ПРОДУКЦИИ


№ пп. Показатель По твёрдым учётным ценам По фактической себестоимости Отклонение (+,-)
1 2 3 4 5
1. остаток готовой продукции на начало месяца 300 000 306 000 +6000
2. поступило из производства 2 700 000 2 724 000 +24 000
3. итого 3 000 000 3 030 000 +30 000
4. отношение отклонений фактической себестоимости от стоимости по твёрдым ценам, в % х. х. 1,0
5. отгружено готовой продукции 2 500 000 2 525 000 +25 000
6. остаток готовой продукции на конец месяца 500 000 505 000 +5 000

Умножением стоимости отгруженной продукции и стоимости её остатка на складе на конец месяца на исчислённый процент определяют, какая часть отклонений относиться на отгруженную и оставшуюся на складе продукцию (2 500 000 * 1 / 100 = 25 000; 2 500 000 + 25 000 = 2 525 000)

500 000 * 1 / 100 = 5 000; 500 000 + 5 000 = 505 000.

Подобный расчёт составляют и при использовании неполной производственной себестоимости. В этом расчёте нет необходимости, если организация использует для учёта выпуска продукции счёт 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

На практике указанные в таблице расчёты составляют по однородным группам товаров (примерно с одинаковой рентабельностью), что обеспечивает большую точность в расчётах отклонений.


УЧЁТ ПОСТУПЛЕНИЯ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ.


Учёт наличия и движения готовой продукции осуществляют на активном счёте 43 «Готовая продукция». Этот счёт используется организациями отраслей материального производства. Готовые изделия, приобретённые для комплектации или в качестве товаров для продажи, учитывают на счёте 41 «Товары». Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на сторону так же не отражают на счёте 43 «Готовая продукция». Фактически затраты по ним списывают со счетов затрат на производство в дебет счёта 90 «Продажи». Продукция, не подлежащая сдаче на месте и не оформленная актом приёмки, остаётся в составе незавершённого производства и на счёте 43 «Готовая продукция» не учитывается.

Синтетический учёт готовой продукции может осуществляться в двух вариантах: без использования счёта 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и с использованием счёта 40.

При первом варианте, являющимся традиционным для нашей учётной практики, готовую продукцию учитывают на синтетическом счёте 43 «Готовая продукция» по фактической производственной себестоимости. Однако аналитический учёт отдельных видов готовой продукции осуществляют по учётным ценам (плановой себестоимости, оптовым ценам и др.) с выделением отклонений фактической себестоимости готовой продукции от стоимости по учётным ценам отдельных изделий и учитываемых на отдельном аналитическом счёте.

Оприходование готовой продукции по учётным ценам оформляют бухгалтерской записью по дебету счёта 43 «Готовая продукция» и кредиту счёта 20 «Основное производство».

По окончании месяца исчисляют фактическую себестоимость оприходованной готовой продукции от стоимости её по учётным ценам и списывают это отклонение с кредита счёта 20 «Основное производство» в дебет счёта 43 «Готовая продукция» способом дополнительной бухгалтерской проводки или способом «красное сторно».

Если готовая продукция полностью используется в самой организации, то её можно приходовать по дебету счёта 10 «Материалы» и других аналогичных счетов с кредита счёта 20 «Основное производство».

Сельскохозяйственные организации учитывают движение сельскохозяйственной продукции в течение года по плановой себестоимости, а по окончании года её доводят до фактической себестоимости.

Отгруженную или сданную на месте готовую продукцию в зависимости от условий поставки, оговоренных в договоре на поставку продукции, списывают по учётным ценам с кредита счёта 43 «Готовая продукция» в дебет счетов 45 «Товары отгруженные» или 90 «Продажи». По окончании месяца определяют отклонение фактической себестоимости (реализованной) продукции от стоимости её по учётным ценам и списывают с кредита счёта 43 дополнительной проводкой или способом «красное сторно» в дебет счёта 45 или 90.

Готовую продукцию, переданную другим организациям для реализации на комиссионных началах, списывают с кредита счёта 43 в дебет счёта 45 «Товары отгруженные».


Пример.


1 января 2004г. остаток собственных готовых мясопродуктов (в продажных ценах) в магазине – 500 000 руб.; кредитовое сальдо счёта 42 «Торговая наценка» - 250 334 руб.

В течение месяца со склада в магазин поступили мясопродукты собственного производства в оценке по фактической себестоимости на сумму 1 000 000 руб. наценка магазина на мясопродукты 1 142 000 руб.

Расходы магазина на продажу за январь 566 633 руб. эти расходы полностью списываются в отчётном периоде.

Магазин от продажи мясопродуктов в январе получил выручку в размере 1 980 000 руб., ставка НДС – 18 %.

В январе реализована продукция через собственный магазин. В учёте мясокомбината сделаны следующие проводки.


Дебет счёта 41 «Товары», субсчёт «Готовая продукция в магазине»

Кредит 43 «Готовая продукция», субсчёт «Готовая продукция на складе

- 1 000 000 – учтено поступление готовой продукции мясопродуктов в магазин по фактической себестоимости.

Дебет счёта 41 «Товары», субсчёт «Готовая продукция в магазине»

Кредит 42 «Торговая наценка»

- 1 142 000 – учтена торговая наценка готовых мясопродуктов собственного производства.

Дебет 50 «Касса»

Кредит 90 «Продажи», субсчёт «Выручка от продажи»

- 1 980 000 – учтена выручка от продажи магазином собственных мясопродуктов за январь.

Дебет 90 «Продажи», субсчёт «НДС»

Кредит 68 «Расчёты по налогам и сборам», субсчёт «Расчёты по НДС»

- 302 033,90 руб. (1980 000*18% / 118%) – начислен НДС с выручки от продажи готовой продукции

Дебет 44 «Расходы на продажу»

Кредит 02 (05, 10, 60, 69, 70, 71, 76)

- 566 633 – списаны издержки обращения.

Дебет 90 «Продажи», субсчёт «Себестоимость продаж»

Кредит 41 «Товары», субсчёт «Готовая продукция в магазине»

- 1 980 000 – списана стоимость реализованной продукции в продажных ценах.

Остаток готовой продукции на конец отчётного периода в продажных ценах равен:

500 000 руб. + 2 142 000 руб. – 1 980 000 руб. = 662 000 руб.

Дебет 90 «Продажи», субсчёт «Себестоимость продаж»

Кредит 42 «Торговая наценка»

- 1 043 466 руб. (1 980 000 * (250 334 + 1 142 000) / (1 980 000 + 662 000)) – красное сторно – списана сумма реализованного торгового наложения.

Дебет 90 «Продажи», субсчёт «Прибыль / убыток от продажи готовой продукции»

Кредит 99 «Прибыль и убытки»

- 174 793,10 руб. (1 980 000 – 1 960 000 – (- 1 043 460) – 302 033,90 – 566 633) – отражена прибыль от продажи готовой продукции.


МЕТОД УЧЁТА ОТГРУЗКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ.


Реализованная продукция характеризует стоимость выпускаемой продукции, поступившей в данном периоде на рынок и подлежащей оплате потребителями.

Реализованная продукция определяется по формуле:

РП = Он + ТП – Ок, где

РП – реализованная продукция;

Он – остатки на начало периода не реализованной продукции;

ТП – выпуск товарной продукции по плану;

Ок – остатки продукции на конец периода.

Реализация – экономическая деятельность, заключающаяся в обмене результатами хозяйственной деятельности между предприятиями, юридическими и физическими лицам. Реализация выполняет следующие задачи:

- направляе6т товарный поток от производителя к потребителю. Многие материальные блага приобретают рыночное значение лишь потому, что реализация доставляет их в нужное место, в нужнее врем и в достаточном количестве;

- принимает на себя хранение запасов;

- перекрывает временной разрыв между производством и потреблением, позволяет регулировать дефицит и избежать значительных колебаний цен;

- побуждает новый спрос, предлагая на рынке технические новинки;

- побуждает приспосабливаться к изменениям спроса. Продажа наблюдает за изменением спроса и побуждает производителей к выпуску соответствующей продукции: «продажа рождает перемены»;

- обслуживает покупателя и даёт советы. При продаже технических изделий возрастает значение служб сервиса и послепродажного обслуживания.

Осуществлять все эти задачи реализации будет в состоянии при одном непременном условии - если она сама стремительно развиваются, совершенствуется её виды и формы.

Современная продажа в развитых странах рыночной экономики характеризуется наличием множества видов и форм реализации. В обыденных, миллиарды раз повторяющихся операциях по купле – продаже, сделки совершаются за наличные деньги покупателя. В других случаях осуществляется продажа за безналичные деньги. Когда покупка оплачивается не непосредственно, а по перечислению. В этом случае банк по поручению покупателя снимает с его счёта деньги и переводит их на счёт продавца.

Во многих странах распространена продажа товаров в кредит, что ускоряет оборот товаров. Нередко прибегают к бартерным сделкам, когда продавцы товаров обменивают один товар на другой. А иногда наблюдается продажа товаров в залог под личное имущество покупателя и предоставление товаров в прокат, т. е. продажа на определённое время пользования.

Большое внимание в современном мире привлекают оптовая, розничная и внешняя виды продаж. Оптовая и розничная отличаются по признаку объёмов продаж и, соответственно, характеризуются оптовыми и розничными ценами.

Оптовая продажа – купля и продажа товара в больших количествах, крупными партиями. При оптовой закупке ниже цена, удобней и дешевле транспортировать товар от производителя к продавцу. Оптовые закупки позволяют создавать в магазинах, у продавцов необходимые запасы товаров. Оптовая торговля поставляет товары без существенного изменения их внешнего вида переработчикам, агентам по продаже и крупным потребителям.

Оптовая торговля различается по ассортименту. Например, оптовая торговля продовольственными товарами или специализированная торговля. Оптовый торговец формирует небольшой, но углублённый ассортимент товаров различного качества одной товарной группы и тем самым предоставляет потребителю богатый выбор для удовлетворения его специальных пожеланий.

Оптовая продажа сырьём и материалами выступает в следующих организационных формах:

- оптовая продажа с доставкой товаров и предоставлением обширного сервиса;

- оптовая продажа с получением товаров у поставщика, когда крупный потребитель сам забирает товары;

- оптовая торговля по методу самообслуживания. В этом случае покупатели крупных партий сами комплектуют свои заказы на складе.

Значение оптовой продажи трудно переоценить, так как она предоставляет огромные преимущества производителям: разгружает органы сбыта, снижаются затраты, связанные с реализацией продукции;

- выписывается меньше документов на товары, реализуемые большими партиями в адрес небольшого количества крупных организаций оптовой торговли;

- снижаются колебания загрузки производственных мощностей;

- снижается риск, связанный с хранением продукции на складе, т. к. она отправляется большими партиями по мере изготовления;

- финансовые преимущества: оптовый торговец в короткий срок рассчитывается за большую партию товара, что производителю выгодно, он имеет свободные средства для поддержания производства.

Оптовая продажа предоставляет выгоды и для розничной продажи, т. к. облегчает организацию закупок по более низким ценам, обеспечивает срочность поставок, оказывает кредитную помощь товарам.

Розничная продажа представляет куплю – продажу единичных товаров, т. е. в небольшом количестве, она доставляет товары и услуги до массового потребителя.

Формы предприятий розничной торговли можно разделить на магазинные предприятия, посылочные торговые предприятия и торговлю с доставкой на дом.

Магазинные торговые предприятия существуют в практике стран с развитой экономикой. Это – малый магазин по продаже продовольственных, галантерейных, хозяйственных и иных товаров; специализированный магазин имеет в продаже немного товарных групп (текстиль, мебель, и т. д.); специальный магазин торгует товарами определённого вида (шляпы, кофе, рыба и т. д.); универсальный магазин – под одной крышей покупатель найдёт всё: продовольствие, галантерею, одежду и др. товары.

Рынок потребителей – супермаркет, универсальный магазин самообслуживания с обширными торговыми залами, создающими атмосферу большого рынка. Торговые ряды – цепь специализированных магазинов, торговый центр – объединение в одном пространстве самостоятельных предприятий розничной торговли и бытовых услуг.

Торговый филиал предприятия является торговой точкой децентрализованного крупного предприятия. Киоск – очень маленький магазин в местах с интенсивным движением транспорта. Предлагает товары быстрой реализации: газеты, журналы, сигареты и т. д.

Посылочная торговля – форма организации рыночной торговли, при которой покупатель делает выбор на основании присланных каталогов и проспектов. Очень выгодна для покупателя, поскольку посылочная торговля оставляет за ним право на возврат покупки. Срок действия каталогов предоставляет шестимесячную гарантию на указанную в них цену. Продаётся ассортимент товаров пригодных для пересылки по почте.

Торговля с доставкой на дом предлагает вои товары за пределами местонахождения торгового предприятия, баз. Сюда относится продажа в разнос, когда торговец ходит со своими товарами от дома к дому.

Розничная продажа в целом рассчитана на массового потребителя различного уровня достатка, вкусов и привязанностей, служит наибольшей эффективности удовлетворения материальных и духовных потребностей потребителей.

В развитых странах рыночной экономики продажа представляет одну из отраслей народного хозяйства. Так как на долю торговли приходиться большой объём работ по продвижению товаров и услуг и от производителей к потребителям, она играет значительную роль в своевременном удовлетворении материальных и духовных потребностей общества. К продаже относят такие виды деятельности, как оптовая закупка товаров у производителей, транспортирование, складирование, хранение, сортировка, расфасовка, упаковка товаров.

В экономике любой страны немаловажную роль играет внешняя торговля - товарообмен с экономическими партнёрами других стран, включает в себя ввоз и вывоз товаров. Понятие внешнеэкономической деятельности наряду с внешней торговлей различают вывоз товаров (экспортная торговля); вывоз товаров (импортная торговля); транзитный перевоз товаров (транзитная торговля).

Экономическая целесообразность развития внешней торговли определяется не только тем, чтобы получить те товары, которые не производятся или недостаточно производятся, но и вывезти излишки. Главный принцип хозяйствования диктует необходимость придерживаться теории сравнительных издержек производства: для народного хозяйства выгоднее специализироваться на производстве тех товаров, по которым оно несёт минимальные издержки производства, и ввозить из-за границы другие потребительские товары, которые не производятся внутри страны и требуют больших затрат.

Важно учитывать и характер торгово-платёжного баланса. Торговый баланс является сопоставлением импортных и экспортных государством товаров за определённый промежуток времени в стоимостном выражении. При превышении объёма экспорта над объёмом импорта возникает активный, а при превышении объёма импорта над объёмом экспорта – пассивный торговый баланс.

Торговая деятельность, торговые операции, и сделки, направленные на получение дохода, прибыли за счёт выгодной для продавца продажи товаров, принято называть коммерцией.

Продажа продукции осуществляется в соответствии с заключёнными договорами или путём свободной продажи через розничную торговлю.

В договорах на поставку готовой продукции указывают поставщика и покупателя, необходимые показатели по изделиям, цены, скидки, порядок расчётов, сумму налога на добавочную стоимость и другие реквизиты. В международной практике принято дополнительно указывать непреодолимые обстоятельства (форс-мажор), поручительство, гарантии исполнения договорных условий, порядок возмещения убытков, оговорку о подсудности и арбитраже и другие сведения.

Продажа продукции (работ, услуг) производится организациями по следующим ценам:

- по свободным (рыночным) ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС;

- по государственным регулируемым оптовым ценам и тарифам, увеличенным на сумму

НДС (продукция топливно–энергетического комплекса и услуги производственно-технического назначения);

- по государственным регулируемым розничным ценам (за вычетом в соответствующих случаях торговых скидок, скидок сбыту и опту) и тарифам, включающим в себя НДС (для продажи товаров населению и оказанию ему услуг).

Расчёты по межреспубликанским поставкам товаров (работ, услуг) с государствами, подписавшими договор об экономическом сотрудничестве, осуществляются по ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС.

При установлении отпускных цен указывается франко, т.е. за чей счёт производится оплата расходов по доставке продукции от поставщика до покупателя. Франко-станция назначения означает, что расходы по доставке продукции от поставщика до покупателя. Франко-станция отправления означает, что поставщик оплачивает расходы только до погрузки готовой продукции в вагоны. Все же остальные расходы по перевозке готовой продукции (оплата железнодорожного тарифа, водного фрахта и т.д.) должны оплачиваться покупателем.

Основанием для отгрузки готовой продукции покупателям или отпуска её со склада обычно служат приказы отдела сбыта (маркетинга) организации.

На основании товарно-транспортных, железнодорожных накладных и других документов на отпуск продукции на сторону в финансовом отделе или при его отсутствии в бухгалтерии выписываются в нескольких экземплярах платёжные поручения или платёжные требования для расчётов с покупателем через банк.

В платёжном поручении или требовании указывают наименование и местонахождение поставщика и покупателя, номер договора поставки, вид отправки, сумму платежа по договору, стоимость дополнительно оплачиваемых тары и упаковки, транспортные тариф, подлежащие возмещению покупателем (если это предусмотрено договором), сумму НДС, выделяемую отдельной строкой. При отгрузке товаров, оказании услуг, выполнении работ, не являющихся объектом налогообложения по НДС, расчётные документы и реестры выписывают без выделения сумм НДС и на них делают надпись или ставят штамп «Без налога (НДС)».

Данные платёжных требований ежедневно записывают в ведомость учета и реализации продукции (работ, услуг) (ф.№16или 16а). В ведомости указывают дату и номер платёжного требования, наименование поставщика, количество отгруженной продукции по её видам, суммы, предъявляемые по счетам, и отметку об оплате счетов. Ведомость является формой аналитического учёта товаров отгруженных. Готовую продукцию в ведомости отражают по учётным и отпускным ценам. Ведомость ф. №16 используют при определении выручки по отгрузке, а № 16а – при определении выручки по оплате.

Оперативный учёт отгрузки ведут в отделе маркетинга (сбыта) в специальных карточках, книгах или журналах, а при использовании ЭВМ – в ежедневно составляемых машинограммах отгрузки продукции.

Для вывоза готовой продукции с территории организации представителям грузополучателя выдаются товарные пропуска на вывоз с территории предприятия товарно-материальных ценностей. Пропуска подписывают руководитель и главный бухгалтер организации или уполномоченные им лица. Пропуском могут служить копии товарно-транспортных накладных или фактур, на которых делаются специальные разрешительные надписи.

Если готовая продукция отпускается покупателю непосредственно со склада поставщика или другого места хранения готовой продукции, т получатель обязан предъявить доверенность на право получения груза.

Порядок синтетического учёта продажи продукции зависит от выбранного метода учёта продажи продукции. Организациям разрешается определять выручку от продажи продукции для целей налогообложения либо по моменту оплаты отгруженной продукции, выполненных работ или оказанных услуг, либо по моменту отгрузки продукции и предъявления платёжных документов покупателю (заказчику) или транспортной организации.

В соответствии со статьёй 167 Налогового кодекса РФ дата продажи товаров (работ, услуг) в зависимости от принятой учётной политики для целей налогообложения определяется:

- для организаций, выбравших метод продажи «по отгрузки», - как наиболее ранняя из следующих дат:

- день отгрузки товара (работ, услуг) или передача права собственности на товар;

- день оплаты товаров (работ, услуг)

- для организаций, выбравших метод продажи «по оплате», - по мере поступления денежных средств, как день оплаты товаров (работ, услуг).

При этом оплатой товаров (работ, услуг) признаётся прекращение встречного обязательства приобретения указанны товаров (работ, услуг) перед налогоплательщиком, которое непосредственно связано с поставкой (передачей) этих товаров (работ, услуг). В бухгалтерском учёте продукция считается реализованной в момент её отгрузки (в связи с переходом права собственности на продукцию к покупателю).

Именно поэтому при обоих методах продажи продукции для целей налогообложения отгруженная или предъявленная покупателям готовая продукция по ценам реализации (включая НДС и акцизы) отражается по дебету счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» и кредиту счёта 90 «Продажи».

Одновременно себестоимость отгруженной или предъявленной покупателю продукции списывается в дебет счёта 90 «Продажи» с кредита счёта 43 «Готовая продукция».

С суммы выручки организации исчисляют налог на добавленную стоимость и акцизный налог (по уставному перечню товаров).

При методе продажи «по отгрузке» сумма начисленного НДС отражается по дебету счёта 90 «Продажи» и кредиту счёта 68 «Расчёты по налогам и сборам». Это проводкой отражается задолженность организации перед бюджетом по НДС, которая потом погашается перечислением денежных средств бюджету (дебет счёта 68, кредит счётов денежных средств).

При методе продажи «по оплате» задолженность организации перед бюджетом по НДС возникает после оплаты продукции покупателем. Поэтому после отгрузки продукции покупателям организации отражают сумму НДС по реализованной продукции по дебету счёта 90 и кредиту счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».

Поступившие платежи за проданную продукцию отражают по дебету счёта 51 «Расчётные счета» и других счетов с кредита счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками». После поступления платежей организации, применяющие метод продажи «по оплате», отражают задолженности по НДС перед бюджетом:

Дебет счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»;

Кредит счёта 68 «Расчёты по налогам и сборам».

Погашение задолженности перед бюджетом по НДС оформляют следующей проводкой:

Дебет счёта 68 «Расчёты по налогам и сборам»;

Кредит счетов 51 «Расчётные счета», 52 «Валютные счета» и др.

Таким образом, разница в методах продажи продукции для целей налогообложения заключается в следующем. При методе продажи «по отгрузке» задолженность перед бюджетом по НДС оформляется сразу одной проводкой: дебет счёта 90, кредит счёта 68. при методе продажи «по оплате» по НДС составляют две проводки:

- дебет счёта 90, кредит счёта 76 (отражена сумма НДС по проданной продукции);

- дебет счёта 76, кредит счёта 68 (отражена задолженность по НДС перед бюджетом).

Следует отметить, что метод продажи продукции «по отгрузке» пока не получил широкого распространения в нашей стране (кроме строительной промышленности), хотя повсеместно используется в международной практике. Основными причинами этого факта является неплатёжеспособность многих организаций, по существу отсутствие вексельного обращения и страховых гарантий оплаты, несовершенство форм расчётов и банковского обслуживания и др. в перспективе эти недостатки будут устранены и второй метод учёта реализации продукции найдёт широкое применение.

Если выручка от продажи отгруженной продукции определённое время не может быть признана в бухгалтерском учёте (например, при экспорте продукции), то для учёта такой отгруженной продукции используют счёт 45 «Товары отгруженные». При отгрузки указанной продукции она списывается с кредита счёта 43 «Готова продукция» в дебет счёта 45 «Товары отгруженные».

После получения извещения о признании выручки от продажи продукции поставщик списывает её с кредита счёта 45 «Товары отгруженные» в дебет сёта 90 «Продажи». Одновременно стоимость продукции по цене реализации (включая НДС и акцизы) отражается по кредиту счёта 90 и дебету счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками». Исчисленная по реализуемой продукции сумма НДС отражается по дебету счёта 90 в зависимости от применяемого организацией метода продажи по кредиту счетов 68 и 76. при использовании счёта 76 после оплаты проданной продукции покупателями начисленная сумма НДС списывается с дебета счёта 76 на кредит счёта 68.

На счёте 45 «Товары отгруженные» указываются также готовые изделия и товары, переданные другим предприятиям для продажи на комиссионных и иных подобных началах. При отпуске таких изделий и товаров они списываются с кредита счётов 43 «Готовая продукция» и 41 «Товары» в дебет счёта 45 «Товары отгруженные». При поступлении извещения от комиссионера о продаже переданных ему изделий и товаров они списываются с кредита счёта 45 «Товары отгруженные» В дебет счёта 90 «Продажи».

Стоимость сданных работ и оказанных услуг списывается по фактической или нормативной себестоимости с кредита счёта 20 «Основное производство» или 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» в дебет счёта 90 «Продажи» по мере предъявления счетов за выполненные работы и услуги. Одновременно сумму выручки отражают по кредиту счёта 90 «»Продажи» и дебету счёта 62 «расчёты с покупателями и заказчиками».

В последнее время широко применяется предварительная оплата намечаемой к поставке готовой продукции.

При предварительной оплате поставки, оговоренной в договорных условиях, поставщик выписывает счёт-фактуру и направляет его покупателю. После получения этого документа покупатель платёжным поручением переводит поставщику сумму платежа за продукцию.

При предоплате сумму поступивших платежей отражают в бухгалтерском учёте до момента отгрузки продукции как кредиторскую задолженность и оформляют следующей бухгалтерской записью:

Дебет счёта 51 «Расчётные счета»;

Кредиту счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками».

После отгрузки продукции она считается проданной и списывается в дебет счёта 62 с кредита счёта 90 «Продажи».

Если предварительная оплата выступает в форме авансового платежа и непосредственно не связана с конкретным счётом-фактурой, то поступившие платежи отражают по кредиту счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками».

Покупатель может отказаться от оплаты отгруженной в его адрес продукции, если груз послан ошибочно, с нарушением срока поставки, низкого качества продукции и по другим причинам. В этом случае в бухгалтерии поставщика оставляют обратные записи по отгрузки продукции.

Дебет счёта 43 «Готовая продукция»;

Кредит счёта 90 «Продажи»;

Дебет 90 «Продажи»;

Кредит 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками».

Как уже отмечалось, при любом методе учёта продажи продукции предприятие уплачивает НДС и акцизы.

Объектами налогообложения по НДС являются обороты по продажи товаров, выполненных работ и услуг, и товары, ввозимые на территорию РФ.

НДС взимается последующим ставкам:

0% - при реализации:

товаров (за некоторым исключением), помещённых под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за приделы таможенной территории РФ и представления документов, предусмотренных Налоговым кодексом;

работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией указанных выше товаров;

10% - по продовольственным товарам (кроме подакцизных) и товарам для детей по перечню, предусмотренному в Налоговом кодексе;

18% - по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.

Исчисленную сумму НДС по проданной продукции оформляют следующей бухгалтерской записью:

Дебет счёта 90 «Продажи»;

Кредит счёта 68 «Расчёты по налогам и сборам», субсчёт «Расчёты по налогу на добавленную стоимость».

Если по условиям договора оплата товара (работ, услуг) производиться в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте, то при принятой для целей налогообложения учётной политике «по отгрузке» ранее начисленная сумма НДС корректируется с учётом возникновения суммовых разниц (п. 2 ст. 153 Налогового кодекса, письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 31. 05. 2001 № 03 – 1 – 09 /1632 – П. 15).

Объектом обложения акцизами является оборот по продажи подакцизных товаров собственного производства.

Учёт расчётов с бюджетом по акцизам осуществляют на счёте 68 «Расчёты по налогам и сборам», субсчёт «Расчёты по акцизам».

На сумму акциза в составе выручки дебетуют счёт 90 «Продажи» и кредитуют

68 «Расчёты по налогам и сборам», субсчёт «Расчёты по акцизам», и кредиту счёта 51 «Расчётный счёт».


Пример 1.


В июне 2004г. изготовлено 10 000 пластмассовых изделий, фактические расходы по их производству – 1 000 000 руб., а нормативная (плановая) себестоимость изделия 80 руб.

На 1 июня остатков готовой продукции не было. В июне на предприятии продали 4000 изделий.

Рассмотрим порядок отражения готовой продукции в июне бухгалтерами предприятий, которые использовали разные варианты учёта готовой продукции:

- ЗАО «Пласт» - учитывает готовую продукцию по фактической себестоимости;

- ООО «Пластик» - по нормативной себестоимости, с использованием счёта 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;

- ЗАО «Полипласт» - по нормативной себестоимости с использованием счёта 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;


В учёте ЗАО «Пласт».


Дебет 43 «Готовая продукция»

Кредит 20 «Основное производство»

- 1 000 000 руб. фактические расходы на производство пластмассовых изделий

Дебет 90 «Продажи», субсчёт «Себестоимость продаж»

Кредит 43 «Готовая продукция»

- 400 000 руб. (1 000 000 руб. * 4000 ед. / 10 000 ед.) – списана фактическая себестоимость различных изделий.


В учёте ООО «Пластик».


Дебет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»

Кредит 20 «Основное производство»

- 1 000 000 – отражены фактические расходы по производству пластмассовых изделий.

Дебет 43 «Готовая продукция»

Кредит 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»

- 800 000 руб. – (80 р./ед. * 10 000 ед.) – отражение нормативной себестоимости пластмассовых изделий.

Дебет 90 «Продажи», субсчёт «Себестоимость продаж»

Кредит 43 «Готовая продукция»

- 320 000 руб. (80 р./ед. * 4000 ед.) – списана нормативная себестоимость пластмассовых изделий.

Дебет 90 «Продажи», субсчёт «Себестоимость продаж»

Кредит 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»

- 200 000 руб. (1 000 000 – 800 000) – списано превышение фактической себестоимости над нормативной.


В учёте ЗАО «Полипласт».


Дебет 43 «Готовая продукция», субсчёт «Готовая продукция по учётным ценам»

Кредит 20 «Основное производство»

- 800 000 руб. – отражена нормативная себестоимость пластмассовых изделий.

Дебет 43 «Готовая продукция», субсчёт «отклонения фактической себестоимости готовой продукции от нормативной

Кредит 20 «Основное производство»

- 200 000 руб. – отражена разница между фактической и нормативной себестоимостью готовой продукции

Дебет 90 «Продажи», субсчёт «Себестоимость продаж»

Кредит 43 «Готовая продукция», субсчёт «Готовая продукция по учётным ценам»

- 320 000 руб. (80 р./ед. * 4000 ед.) – списана нормативная себестоимость проданной готовой продукции

Дебет 90 «Продажи», субсчёт «Себестоимость продаж»

Кредит 43 «Готовая продукция», субсчёт «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учётной стоимости»

- 80 000 руб. ((1 000 000 руб. – 800 000 руб.) * 80 р./ед. * 4000 ед. / (80 р./ед. * *10 000)) – списана сумма отклонения в части, соответствующей стоимости проданной готовой продукции.


МЕТОДЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РАСХОДОВ НА ПРОДАЖУ.


Реализацией товаров (работ, услуг) организацией или индивидуальным предпринимателем признаётся передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, передача права собственности на товары.

Реализация товара происходит на основании договора купли-продажи, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определённую денежную сумму. Количество товара, подлежащего продаже, предусматривается договором в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении. Также договором предусматривается цена товара, которую покупатель обязан уплатить при получении товара.

Реализуя товары, предприятие сталкивается с расходами, связанными с продажей продукции (работ, услуг), оплачиваемыми поставщиком. Расходы на продажу вместе с производственной себестоимостью образуют полную себестоимость проданной продукции.

В состав расходов на продажу включают:

- расходы на обязательное и добровольное страхование включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования (добровольное страхование грузов);

- расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции (стоимость услуг своих вспомогательных цехов, занятых изготовлением тары и упаковки, стоимость тары, приобретённой на стороне, оплата затаривания и упаковки изделий сторонними организациями);

- расходы на транспортировку продукции (расходы на доставку продукции на станцию или пристань отправления, погрузку в вагоны, суда, автомобили и т.п., оплата услуг специализированных транспортно-экспедиционных контор);

- комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым и посредническим организациям, в соответствии с договорами;

- затраты на рекламу, включающие расходы на объявления в печати и по телевидению, проспекты, каталоги, буклеты, на участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами покупателям или посредническим организациям бесплатно, и другие аналогичные затраты;

- прочие расходы по сбыту, к которым относятся:

а) расходы на сертификацию продукции;

б) расходы на обеспечение пожарной безопасности расходы на содержание службы газоспасателей, охраны имущества и т.д.;

в) расходы на содержание служебного транспорта;

г) расходы на командировки

д) расходы на юридические и информационные услуги;

е) расходы на управление организацией и т. п.

Расходы на рекламу списываются на счёт 44 «Расходы на продажу» в сумме фактических расходов. Однако для целей налогообложения они принимаются в пределах установленных нормативов. В приказе Минфина РФ от 15.03.2000г. №26н (вред. Приказа Минфина РФ от 01.03.2001 №18н) установлены следующие придельные размеры на рекламу в год.


Объём выручки от продажи продукции (работ, услуг) (включая налог на добавленную стоимость) Предельные размеры расходов на рекламу, принимаемых при налогообложении прибыли
до 1 апреля 2001г. после 1 апреля 2001г.

До 30 млн. руб. включительно

Свыше 30 млн. руб.


Свыше 300 млн. руб.

5% от объёма


1,5 млн. руб. + 2,5% с объёма превышающего 30 млн. руб.

8,25 млн. руб. + 1% с объёма превышающего 300 млн. руб.

7,5% от объёма


2,25 млн. руб. +3,75% с объёма превышающего 30 млн. руб.

12,375 млн. руб. + 1,5% с объёма превышающего 300 млн. руб.


Примечание. Организации, осуществляющие свою деятельность в сфере предоставления туристических услуг, увеличивают исчисленную предельную сумму расходов на рекламу в 2 раза.


Организации, осуществляющие торговую деятельность, при расчёте предельных размеров расходов на рекламу используют показатель валовой прибыли. Для учёта коммерческих расходов используют активный счёт 44 «Расходы на продажу «По дебету этого счёта учитывают расходы на продажу с кредита соответствующих материальных, расчётных и денежных счетов:

счёта10 «Материалы»- на стоимость израсходованной тары»; счёта23 «Вспомогательные производства» - на стоимость услуг по отправке продукции со склада на станцию (пристань, аэропорт) отправления или на склад покупателя автотранспортом предприятия; счёта60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» - на стоимость услуг по отправке продукции покупателю, оказанных сторонами организациями;

Счёта70 « Расчёты с персоналом по оплате труда» - на оплату труда работников, сопровождающих продукцию, и других счетов. Аналитический учёт по счёту 44 ведут в ведомости учёта общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и расходов на продажу по указанным ранее статьям расходов. По истечении каждого месяца расходы на продажу списывают на себестоимость проданной продукции. На отдельные виды продукции они относятся прямым путём, а при невозможности распределяются пропорционально их производственной себестоимости, объёму проданной продукции по оптовым ценам организации или другим способом. Списание расходов на продажу оформляют следующей бухгалтерской записью: Дебет счёта90 «Продажи»; Кредит счёта 44 «Расходы на продажу». Если в отчётном месяце продаётся только часть выпущенной продукции, то сумму расходов по продаже распределяют между проданной и не проданной продукцией пропорционально их производственной себестоимости или другим способом.

Если организация определяет расходы на продажу по методу начисления, то эти расходы подразделяют на:

- прямые, к которым относятся: материальные затраты; расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товара, а также суммы единого социального налога, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда; суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров;

- косвенные, к которым относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализованных расходов, в течение отчётного налогового периода.

При этом сумма косвенных расходов на реализацию, осуществляемых в отчётном периоде, в полном объёме относиться к расходам текущего отчётного периода.

Для обобщения информации о расходах на продажу товаров предназначен счёт 44 «Расходы на продажу».

В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, на счёте 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены следующие расходы: на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; по доставке продукции на станцию отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и др. транспортные средства; комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и др. посредническим организациям; по содержанию помещений для хранения продукции в местах её продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством; на рекламу; на представительские расходы; др. аналогичные по назначению расходы.

В организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, на счёте 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены следующие расходы: операционные расходы; общезаготовительные расходы; на содержание заготовительных и приёмных пунктов; на содержание скота и птицы на базах и в приёмных пунктах.

В организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счёте 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены следующие расходы: на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.

По дебету счёта 44 «Расходы на продажу» накапливаются суммы произведённых организацией расходов, связанных с продажей продукции, товаров работ, услуг. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счёта 90 «Продажи». При частичном списании подлежат распределению:

в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, - расходы на упаковку и транспортировку (между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно исходя и их веса, производственной себестоимости или другим соответствующим показателям);

в организациях, осуществляющих торговую или иную посредническую деятельность. – Расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца);

в организациях, заготовляющих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, - в дебет счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» (расходы по заготовке сельскохозяйственного сырья) или 11 «Животные на выращивании и откорме» (расходы по заготовке скота и птицы).

Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, товаров работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции.

Операции по реализации подлежат налогообложению, в общей стоимости товаров, отгруженных за налоговый период.

Суммы налога на затраты по реализации товаров, предъявленные продавцам товаров:

- учитываются в стоимости таких товаров, в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;

- принимаются к вычету по товарам, в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

- принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для реализации товаров, операции, по реализации которых подлежат налогообложению, - по товарам, в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемых для осуществления как облагаемых налогом так и не подлежащих налогообложению.


Пример 1.


Промышленное предприятие с розничной продажи покупных товаров уплачивает ЕНВД. И 1 января в магазине остаток покупных товаров составил 100 000 руб.; собственная готовая продукция – 80 000 руб.; сальдо торговой наценки по счёту 42 «Торговая наценка» - 76 000 руб. в том числе по субсчёту «Наценка на покупные товары» - 36 000 руб., по субсчёту «Наценка на готовую продукцию» - 40 000 руб.

В течение месяца в магазин поступило покупных товаров на сумму 600 000 руб. (в том числе НДС – 91 525, 42 руб.); готовая продукция собственного производства – на сумму 800 000 руб.

На покупные товары была установлена торговая наценка 300 000 руб., на готовую продукцию – 900 000 руб. Товары оплачены поставщикам полностью.

Выручка магазина за январь – 2 400 000 руб.

Расходы на продажу покупных товаров составили – 90 000 руб. (том числе НДС – 13  728,81 руб.); готовой продукции – 190 000 руб. (в том числе НДС – 28 983,05руб.).

Расходы на продажу относятся к обоим видам деятельности – 338 869 руб. (в том числе НДС – 51 691,88).

По данным инвентаризации, проведённой в магазине на конец января, остатки покупных товаров составили – 230 000 руб.; готовой продукции – 150 000 руб.

В магазине товары и готовая продукция учитываются по учётным ценам.

Учётной политикой для целей бухгалтерского учёта установлено распределение расходов, связанных с реализацией готовой продукции (покупных товаров) пропорционально по доле доходов от реализации готовой продукции (покупных товаров в общем доходе предприятия).

В бухгалтерском учёте организации в январе были составлены следующие проводки:

Дебет 41 «Товары», субсчёт «Покупные товары»

Кредит 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

- 508 474,58 руб. – учтено поступление покупных товаров в магазин;

Дебет 19 «Расчёты на добавленную стоимость по приобретённым ценностям», субсчёт «НДС по покупным товарам»

Кредит 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

- 91 525,42 руб. – НДС по покупным товарам;

Дебет 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит 51 «Расчётные счета»

- 600 000 руб. – оплачены покупные товары;

Дебет 41 «Товары», субсчёт «Покупные товары»

Дебет 19 «Расчёты на добавленную стоимость по приобретённым ценностям», субсчёт «НДС по покупным товарам»

- 91 525,42 руб. – НДС в стоимости покупных товаров;

Дебет 41 «Товары», субсчёт «Готовая продукция в магазине»

Кредит 43 «Готовая продукция», субсчёт «Готовая продукция на складе»

- 800 000 руб. – передача готовой продукции со склада в магазин по фактической себестоимости;

Дебет 41 «Товары», субсчёт «Готовая продукция в магазине»

Кредит 42 «Торговая наценка», субсчёт «Торговая наценка на готовую продукцию»

- 900 000 руб. – сумма торговой наценки на готовую продукцию;

Дебет 50 «Касса»

Кредит 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками»

- 2 400 000 руб. – выручка, поступившая в кассу магазина за январь;


Выручка от продажи покупных товаров равна

Т = ОСТн = Пол = Тн – ОСТк;

Т = 100 000 руб. + 600 000 руб. + 300 000 руб. 230 000 руб. = 770 00 руб.

Дебет 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками»

Кредит 90 «Продажи», субсчёт «Выручка от продажи покупных товаров»

- 770 000 руб. – выручка от продажи покупных товаров;

Дебет 90 «Продажи», субсчёт «Себестоимость продажи покупных товаров»

Кредит 42 «Торговая наценка», субсчёт «Торговая наценка на покупные товары»

- 258 720 руб. (770 000 * ((36 000 + 300 000) / (770 000 + 230 000)) – красное сторно – списана сумма реализованного торгового наложения по покупным товарам;

Выручка от продажи готовой продукции равна

80 000 руб. + 800 000 руб. + 900 000 – 150 000 руб. = 1 630 000 руб.

или

2 400 000 руб. – 770 000 руб. = 1 630 000 руб.

Дебет 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками»

Кредит 90 «Продажи», субсчёт «Выручка от продажи покупных товаров»

- 1 630 000 руб. – выручка от продажи готовой продукции;

Дебет 90 «Продажи», субсчёт «НДС»

Кредит 68 «Расчёты по налогам и сборам», субсчёт «Расчёты по НДС»

- 2 486 644,07 руб. (1 630 000 * 18 % / 118 %) – начисление НДС с выручки от продажи готовой продукции;

Дебет 90 «Продажи», субсчёт «Себестоимость готовой продукции»

Кредит 41 «Товары», субсчёт «Готовая продукция в магазине»

- 1 630 000 руб. – списана стоимость реализованной готовой продукции в продажных ценах;

Дебет 90 «Продажи», субсчёт «Себестоимость продажи готовой продукции»

Кредит 42 «Торговая наценка», субсчёт «Торговая наценка на готовую продукцию»

- 860 803 руб. (1 630 000 * ((40 000 + 90 000) / (1 630 000 + 150 000)) – красное сторно – списана сумма реализованного торгового положения по готовой продукции;

Дебет 44 «Расходы на продажу», субсчёт «Коммерческие расходы»

Кредит 02 «Амортизация основных средств» (05, 10, 69, 70, 60)

- 161 016, 95 руб. (190 000 – 28 983,05) – расходы на продажу готовой продукции без НДС»


Дебет 19 «Расчёты на добавленную стоимость по приобретённым ценностям», субсчёт «Коммерческие расходы»

Кредит 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

- 51 691,88 руб. – НДС по коммерческим расходам;

Коммерческие расходы относятся к розничной торговле товарами, составили:

770 000 руб. * 287 177,12 руб. / (770 000 + 1 630 000) = 92 169 руб.

Рассчитываем сумму НДС, относящуюся к розничной торговле товарами:

770 000 * 51 691,88 / (770 000 + 1 630 000) = 16 555 руб.

Сумма НДС, относящаяся к продаже готовой продукции равна:

51 691,88 – 16 555 = 35196,88 руб.

Дебет 90 «Продажи», субсчёт «Себестоимость продажи покупных товаров»

Кредит 44 «Расходы на продажу», субсчёт «Коммерческие расходы»

- 92 169 руб. – списаны коммерческие расходы, приходящиеся на розничную торговлю товарами;

Дебет 90 «Продажи», субсчёт «Себестоимость продажи готовой продукции»

Кредит 44 «Расходы на продажу», субсчёт «Коммерческие расходы»

- 195 008,12 – списаны коммерческие расходы, приходящиеся на продажу готовой продукции;

Дебет 44 «Расходы на продажу», субсчёт «Расходы на продажу товаров»

Кредит 19 «Расчёты на добавленную стоимость по приобретённым ценностям», субсчёт «Коммерческие расходы»

- 16 555 руб. – НДС, относящийся к розничной торговле товарами в составе расходов на продажу;

Дебет 68 «Расчёты по налогам и сборам», субсчёт «Расчёты по НДС»

Кредит 19 «Расчёты на добавленную стоимость по приобретённым ценностям», субсчёт «Коммерческие расходы»

- 35 136,88 руб. – принята к вычету сумма НДС, относящаяся к расходам на продажу готовой продукции;

Дебет 90 «Продажи», субсчёт «Себестоимость продажи покупных товаров»

Кредит 44 «Расходы на продажу», субсчёт «Расходы на продажу товаров»

- 106 555 руб. (90 000 + 16 555) – списаны расходы на розничную продажу товаров;

Дебет 90 «Продажи», субсчёт «Себестоимость продажи готовой продукции»

Кредит 44 «Расходы на продажу», субсчёт «Расходы на продажу готовой продукции»

-161 016,95 руб. – списаны расходы на продажу готовой продукции;


Дебет 90 «Продажи», субсчёт «Прибыль (убыток) от продажи товаров»

Кредит 99 «Прибыль и убытки»

- 504 777,93 руб. (860 803 – 195 008,12 – 161 016,95) – определён финансовый результат от продажи готовой продукции.


УЧЁТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОТ ПРОДАЖИ.


Выручка является конечным финансовым результатом деятельности фирмы. Это разница между ценой продукции и её себестоимостью. В целом по предприятию разница между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализации продукции.

Выручка отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, а в условиях товарно-денежных отношений на уровне предприятия частично доход принимает форму прибыли.

Выручка, как главный результат деятельности предприятия обеспечивает потребности самого предприятия.

Чистая выручка от реализации продукции – валовая выручка от реализации за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов, возвращённых товаров и ценовых скидок.

Выручка от реализации продукции является основным источником возмещения затраченных на производство средств, формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

В объём реализации не включается стоимость продукции, неотгруженной в отчётном периоде покупателям, и внутризаводской оборот.

Кроме выручки от реализации готовой продукции, предприятие может получать выручку от прочей реализации (выбывших основных фондов, материалов и др.), а также от внереализованных операций (сдачи имущества в аренду, совместной деятельности, доходов по операциям и ценным бумагам и др.).

Для составления финансовой отчётности метод формирования выручки от реализации продукции устанавливается лишь после отгрузки продукции и предъявления покупателю расчётных документов.

При объявлении учётной политики предприятие выбирает методику определения выручки от реализации только для целей налогообложения: либо по срокам оплаты отгруженной продукции (по мере поступления средств на расчетный счёт или в кассу предприятия), либо по срокам отгрузки продукции и предъявления покупателю расчётных документов.

Выручка отражается на активно – пассивном счёте 99 «Прибыль и убытки», который предназначен для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчётном периоде.

В случае если цена реализуемого товара выражена в валюте иностранного государства, сумма выручки от реализации пересчитывается в рубли на дату принятия реализации.


Определение выручки.


Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчётами за реализованные товары.

При определении выручки по мере оплаты продукции прибыль от реализации будет меньше, если имеет место последующая оплата. При предварительной плате сумма выручки не будет отличаться в зависимости от выбранного метода, так как в реализацию будет включаться только отгруженная продукция. Но использование этого метода может привести к дефициту реальных финансовых ресурсов, т. к. признание отгруженной, но ещё не оплаченной продукции означает объявление прибыли и влечёт за собой плату налогов.

Факторы, влияющие на величину выручки от реализации продукции, которые можно подразделить на три группы:

1) производственные факторы связаны с объёмом производства, его ритмичностью, материальной и научно - технической оснащённостью, соответственно, качественными параметрами продукции, её ассортиментом и структурой;

2) коммерческие факторы охватывают в широком смысле понятия маркетинга: заключение хозяйственных договоров на основе самого пристального изучения действующей и перспективной конъюнктуры рынка, ценное регулирование сбыта, его направление и организационно – экономическое обеспечение;

3) финансовые факторы охватывают и выручку от реализации продукции, и предпринимательский доход от всех видов деятельности, включая формы расчётов, предусмотренные контрактом или определяемые оперативно, ценное регулирование, в том числе и уценку товара в случае замедлении его реализации. В данном случае немаловажен принцип «время – деньги», т.к. чем быстрее и полнее поступления доходов, тем эффективнее вся деятельность предприятия.

В соответствии с ПБУ 9/99 выручка принимается к бухгалтерскому учёту в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и величине дебиторской задолженности.

Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, выручка, принимаемая к бухгалтерскому учёту, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением).

В ПБУ 9/99 приведены особенности определения выручки в зависимости от условий договора: цена установлена договором; цена не предусмотрена в договоре, не может быть установлена исходя из условий договора; предоставляется коммерческий кредит; предусматривается исполнение обязательств (оплата) неденежными средствами; изменяются обязательства по договору; предоставляются скидки (накидки); денежное обязательство подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах.

Величина поступления и дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем или пользователем активов организации.

Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины и дебиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров, работ, услуг) либо предоставление во временное пользование аналогичных активов.

При продажи продукции и товаров, выполнении работ, оказании услуг на основании коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки оплаты, выручка принимается к бухгалтерскому учёту в полной сумме дебиторской задолженности. Это означает, что с 1 января 2000г. сумма процентов за коммерческий кредит должна отражаться в составе выручки от продажи продукции (работ, услуг) и проценты за коммерческий кредит будут включены в оборот, облагаемый налогом на пользователей автомобильных дорог и налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально – культурной сферы.

Различие в учёте коммерческих кредитов до 1 января 2000г. и после 1 января 2000г. видно на следующем примере:


Пример 1.

Поставщик отгрузил покупателю готовую продукцию на сумму 100 тыс. руб. и предоставила ему отсрочку платежа на месяц с уплатой за этот период процентов на сумму 5 тыс. руб. Покупатель передал поставщику вексель на 105 тыс. руб. на всю эту сумму по векселю поставщик составит бухгалтерскую проводку:


Дебет счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками», субсчёт «Векселя полученные»

Кредит счёта 90 «Продажи»

- 105 000 руб.

До 1 января 2000г. по данной операции составляли бухгалтерские проводки:

1) Дебет счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками», субсчёт «Векселя полученные»

Кредит счёта 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»

- 100 000 руб.

2) Дебет счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками», субсчёт «Векселя полученные»

Кредит счёта 80 «Прибыль и убытки», субсчёт «Доходы по векселям»

- 5000 руб.


Пример 2.


Оптовая фирма ООО «Солнышко» (комитент) 27 января 2005 года передала ООО «Ветерок» (комиссионер) на реализацию газовые плиты. Себестоимость товаров – 200 000 руб. Договором предусмотрено, что с покупателями рассчитывается комиссионер и его вознаграждение составляет 10% от стоимости реализованных товаров.

ООО «Ветерок» 25 февраля 2005 года продало плиты за 300 000 руб. (в том числе НДС – 45 762 руб.). На следующий день комиссионер предоставил ООО «Солнышко» отчёт, в котором указана дата отгрузки плит. Полученные от покупателей деньги за вычетом комиссионного вознаграждения ООО «Ветерок» перечислило ООО «Солнышко» 3 марта 2005 года.

Сума вознаграждения ООО «Ветерок» составила 30 000 руб. (300 000 руб. * 10 %,), в том числе НДС – 45 762 руб.

ООО «Солнышко» определяет выручку для исчисления НДС «по отгрузке». Бухгалтер ООО «Солнышко» сделает следующие проводки.


27 января 2005 года:

Дебет 45 «Товары отгруженные»

Кредит 41 «Товары»

- 200 000 руб. – отгружены плиты комиссионеру;


25 февраля 2005 года:

Дебет счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками», субсчёт «Расчёты с покупателями»

Кредит 90 «Продажи», субсчёт «Выручка»

- 300 000 руб. – отражена выручка реализации товаров покупателю;

Дебет 90 «Продажи», субсчёт «Налог на добавленную стоимость»

Кредит 68 «Расчёты по налогам и сборам», субсчёт «Расчёт по НДС»

- 45 762 руб. – начислен НДС со стоимости реализованных плит;

Дебет 90 «Продажи», субсчёт «Себестоимость продаж»

Кредит 45 «Товары отгруженные»

- 200 000 руб. – списана себестоимость реализованных товаров;

26 февраля 2003 года:

Дебет 44 «Расходы на продажу»

Кредит 60 «Расчёты с покупателями и заказчиками», субсчёт «Расчёты с комиссионером»

- 25 000 руб. – начислено комиссионное вознаграждение;

Дебет 19 «Расчёты по налогам и сборам»

Кредит 60 «Расчёты с покупателями и заказчиками», субсчёт «Расчёты с комиссионером»

- 3 814 руб. – отражен НДС по комиссионному вознаграждению;

Дебет 90 «Продажи», субсчёт «Себестоимость продаж»

Кредит 44 «Расходы на продажу»

- 25 000 руб. – списано комиссионное вознаграждение;

Дебет 90 «Продажи», субсчёт «Прибыль/убыток от продаж»

Кредит 99 «Прибыль и убытки»

- 29 283 руб. – (300 000 – 45 762 – 200 000 – 25 000) – отражена прибыль от реализации плит;

Дебет 60 «Расчёты с покупателями и заказчиками», субсчёт «Расчёты с комиссионером»

Кредит счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками», субсчёт «Расчёты с покупателями»

- 300 000 руб. – зачтена задолженность покупателя и комиссионера;

Дебет 68 «Расчёты по налогам и сборам», субсчёт «Расчёт по НДС»

Кредит 19 «Расчёты по налогам и сборам»

- 3 814 руб. – предъявлен к вычету НДС по комиссионному вознаграждению;


3 марта 2003 года:

Дебет 51 «Расчётные счета»

Кредит 60 «Расчёты с покупателями и заказчиками», субсчёт «Расчёты с комиссионером»

- 270 000 руб. (300 000 – 30 000) – поступила выручка от комиссионера за реализованные товары.

Величина поступления дебиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, принимается к бухгалтерскому учёту по стоимости ценностей, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.

При невозможности установить стоимость ценностей, полученных организацией, величина поступления и дебиторской задолженности определяется стоимостью продукции, переданной или подлежащей передаче организацией. Стоимость этой продукции устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции.

В случае изменения обязательства по договору первоначальная величина поступления и дебиторской задолженности корректируется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.

Величина поступления и дебиторской задолженности определяется с учётом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок) (за оплату наличными денежными средствами; в зависимости от исполнения конкретного срока платежа; за приобретение определённого количества товара и др.).

Следует отметить, что момент возникновения права на скидку или накидку часто не совпадает с моментом отгрузки продукции и не редко эти моменты приходятся на разные отчётные периоды. Это обстоятельство порождает ряд проблем в случае скидок и накидок. В международной практике данная проблема решается с помощью создания резерва на покрытие возврата товаров и скидок, что позволяет корректировать сумму выручки, чтоб не исказить чистую прибыль. Российским законодательством возможность создания такого резерва пока не предусмотрена.

Величина выручки определяется также с учётом суммовой разницы, возникающей в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (в условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублёвой оценкой фактически поступившего в качестве выручки актива, выраженного в иностранной валюте, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учёту, и рублёвой оценкой этого актива, исчисленного по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия выручки к бухгалтерскому учёту.

Это нововведение существенно изменило порядок учёта суммовых разниц. До 1 января 2000г. суммовые разницы отражались на счёте 80 «Прибыль и убытки». С 1 января 2000г. суммовые разницы должны учитываться в составе выручки от продажи продукции.

Новый порядок учёта суммовых разниц в случае их положительного значения способствует увеличению налога с оборота.

При образовании в соответствии с правилами бухгалтерского учёта резервов сомнительных долгов величина выручки не изменяется.


Признание выручки.


В соответствии с НКРФ доходом от реализации товаров (работ, услуг) признаётся выручка, как собственного производства, так и ранее приобретённых, выручка от реализации имущественных прав.

В соответствии с ПБУ 9/99 выручка признается в бухгалтерском учёте при следующих условиях:

а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора, или подтверждение иным соответствующим образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдёт увеличение экономических выгод организации (когда организация получила в оплату активов либо отсутствует определённость в отношении получения актива);

г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учёте организации признаётся кредиторская задолженность, а не выручка.

Организация может признавать в бухгалтерском учёте выручку от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления по мере готовности работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом.

Следует отметить, что в настоящее время это правило действует только в отношении организации, выполняющих работ долгосрочного характера (строительные, научные, проектные, геологические и т.п.), которые на счёте 46 «Выполнение этапы по незавершенным работам» отражают информацию о законченных этапах работ, имеющих самостоятельное значение. ПБУ 9/99 это правило распространено на продукцию и услуги с длительным циклом исполнения и изготовления.

При этом выручка от выполнения конкретной работы, оказания конкретной услуги, продажи конкретного изделия признаётся в бухгалтерском учёте по мере готовности, если возможно определить готовность работы, услуги, изделия.

В отношении разных по характеру и условиям выполнения работ, оказания услуг, изготовления изделий организация может применять в одном отчётном периоде одновременно разные способы признания выручки, предусмотренные настоящим пунктом.

Если сумма выручки от продажи продукции, выполнения работы, оказания услуги не может быть определена, то она принимается к бухгалтерскому учёту в размере признанных в бухгалтерском учёте расходов по изготовлению этой работы, оказанию этой услуги.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Рассуждая об объективности и необходимости изучения вопроса связанного с учётом готовой продукции и её реализацией, нельзя не заметить, что в настоящее время в России еще в недостаточной степени созданы условия для устойчивого долговременного роста, и остаются факторы, которые способны оказать негативное влияние на перспективы развития отечественной экономики, прежде всего:

низкий уровень капитализации российских банков;

ускорение морального и физического износа производственной базы;

возможное ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, включая снижение цен на энергоносители и замедление темпов роста мировой экономики.

Более детальное изучение вопроса учёта готовой продукции (товаров, услуг) позволит руководителям и бухгалтерам организаций правильно увидеть статьи расходов, связанных с изготовлением и продажей продукции, и умело составить отчет о финансовых результатах от продаж, а это в свою очередь создаст благоприятную почву для выживания и процветания предприятия в жестких условиях рыночной экономики.

В ходе выполнения данной работы был изучен теоретический и практический материал, сделаны выводы и в полной мере решены поставленные задачи. Поэтому цель, сформулированную в начале работы можно считать достигнутой.


БИБЛИОГРАФИЯ.


Н. П. Кондраков «Бухгалтерский учёт», ИНФРА-М, 2002г.

Новый план счетов бухгалтерского учёта

Журнал «Главбух», № 1, 2005г.

Журнал «Главбух», №3, 2005г.

Журнал «Главбух», №8, 2005г.

И. Э. Березин «Экономика фирмы», Москва, 2003г

Скляренко В. К. «Экономика предприятия», Москва 2004г.

Волков О. И. «Экономика предприятия» Москва 2001г.

Шеремед А. Д. «Теория экономического анализа», Москва 2001г.

Скляренко В. К. «Экономика фирмы», Москва 2003г.

Друцкая М. В. «Экономика производства», Москва 2002г.

Налоговый Кодекс Российской Федерации, Новосибирск, 2005г.

Аудит И.Н. Богатая, Н.Н. Хохонова, Ростов –п/Д: 2003;

Гражданский кодекс Российской Федерации, Новосибирск, 2005г.

Методика финансового анализа, Шеремет А.Д. Негашев Е.В., М.: ИНФРА - М, 2003



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.