ВВЕДЕНИЕ
Интерес к финансовому учету возник давно. Длительное время в России финансовый учет было принято делить на бухгалтерский оперативный и статистический. Основную роль играет бухгалтерский финансовый учет, так как точно и объективно отражает данные, используемые не только для управления, но и для планирования, контроля и анализа отдельных хозяйственных процессов и сфер уставной деятельности организации. Согласно Федеральному закону от 21.11.04 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском финансовом учете». Бухгалтерский финансовый учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Объектами бухгалтерского финансового учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
Финансовый учет появился на Западе под влиянием развития и углубления рыночных процессов как элемент практической деятельности предприятий и фирм.
Финансовый учет представляет собой систему учета, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности в разрезе управляемых объектов, оперативного принятия на этой основе различных финансовых решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Финансовый учет не представляет собой учет в узком смысле слова как систему сбора, регистрации и обобщения информации. Это скорее система управления предприятием, интегрирующая в себе различные подсистемы и методы управления и подчиняющая их достижению единой цели.
Предметом финансового учета является производственная деятельность предприятия в целом и его структурных подразделений.
Объекты бухгалтерского финансового учета:
- Издержки в целом по предприятию и по структурным подразделениям;
- Результаты хозяйственной деятельности организации и ее подразделений;
- Финансовые результаты центров ответственности;
- Внутреннее ценообразование;
- Бюджетирование и внутренняя отчетность.
Основной целью финансового учета является калькулирование себестоимости.
Актуальность рассматриваемой темы курсовой работы заключается в особом месте, занимаемом финансовым учетом в области контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью предприятия, где особая роль принадлежит влиянию финансового учета на эффективность экономики предприятия. Для рационального управления затратами возникает очевидная потребность в их классификации по месту возникновения и центрам ответственности.
Целью курсовой работы является рассмотрение основ бухгалтерского финансового учета, особенностей нормативно-правовой литературы в области финансового учета, а так же анализ его роли в современной бухгалтерии.
Исходя из заявленных целей, следует выполнить следующие задачи:
- Рассмотреть основные принципы бухгалтерского финансового учета, его виды, роль и задачи, предмет и объект
- Проанализировать законодательные основы бухгалтерского финансового учета
- Определить сущности, методы, принципы, функции, основные цели и задачи финансового учета.
В процессе исследования используется информация, отраженная в научных изданиях по бухгалтерскому финансовому учету, нормативная и справочная литература.
Что касается нормативной и справочной литературы, то это собрание законодательных актов Российской Федерации, постановления правительства и комментарии к ним, методические рекомендации по финансовому учету. Статьи таких журналов, как «Главбух», «Бухгалтерский учет» и другие.
Исследуя теоретический аспект финансового учета, я основываюсь на учебниках по бухгалтерскому финансовому учету таких авторов, как кандидата экономических наук М.А. Вахрушиной, Н.П. Кондракова, М.А. Ивановой, Т.П. Карповой и других.
Таким образом, цель и тема данной работы – организация системы бухгалтерского финансового учета, его основных концепций и значений.
1. ПОНЯТИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО ФИНАНСОВОГО УЧЕТА
1.1 Сущность бухгалтерского финансового учета
Учет - это система наблюдения, измерения, регистрации фактов и явлений, связанных с какой-либо деятельностью.
Потребность вести учет возникла на ранних этапах развития человеческого общества. Именно хозяйственные потребности человека способствовали развитию финансового учета. Объектами финансового учета сначала были несложные операции, связанные с земледелием, скотоводством и т. п. Становление учета в хозяйстве способствовало развитию письменности и математики, так как нельзя вести хозяйство без измерения, взвешивания и счета. С развитием общества развивался и финансовый хозяйственный учет. Из учета отдельного хозяйства он превратился в сложную систему, которая пронизывает всю экономику страны. Его роль возрастает по мере усложнения деятельности и увеличения масштабов производства. (1,45)
Учет ведется ежедневно не только в масштабах государства, но и на каждом предприятии, в каждом его подразделении, даже в каждой семье. И если финансовый учет - это, прежде всего, регистрация фактов и событий, то оценка этих фактов подразумевает их количественное и качественное измерение. Для этого в учете используют несколько видов измерителей: натуральные, трудовые и денежные.
Натуральные измерители характеризуют объекты учета по массе, длине, площади, количеству. В качестве натуральных измерителей используются тонны, килограммы, метры, штуки и т.п. С их помощью ведется количественный учет выпускаемой продукции, поступивших товарно-материальных ценностей и т.д.
Натуральные измерители применяют, как правило, к однородным объектам.
Трудовые измерители позволяют вести учет затраченного труда и выражаются в единицах времени, например, рабочие дни, часы, минуты. Трудовые измерители используют для учета производительности труда, норм выработки, расчета заработной платы.
Денежные измерители являются универсальными и обобщающими. Посредством денежных измерителей представляются все хозяйственные процессы и объекты, которые были выражены в натуральных и трудовых измерителях. В Российской Федерации в качестве денежных измерителей используются национальные денежные единицы — рубли и копейки.
Бухгалтерский финансовый учет является системой, которая измеряет параметры деловой активности и представляет их в виде отчета и конечных выводов для принятия решений руководством компаний. Финансовые отчеты это документы, которые предоставляют информацию в денежной форме на индивидуальном уровне или на уровне предприятия. (2,85)
Бухгалтерия является элементом учета так же, как арифметика является составляющей частью математики. Все большее количество людей используют компьютеры для ведения подробной бухгалтерской финансовой отчетности на всех уровнях, в домашнем хозяйстве, бизнесе и в организациях всех типов.
Практика бухгалтерского финансового учета основывается на определенных принципах. Правила, которые обязательны для бухгалтеров, такие как измерения, проведение расчетов и доведение финансовой информации до конечных потребителей строится в соответствии с GAAP (общепринятые принципы бухгалтерского финансового учета).
1.2 Задачи бухгалтерского финансового учета
Становление и развитие рыночных отношений, управление экономикой, использование Международных стандартов бухгалтерского финансового учета предопределяют усиление роли и значения бухгалтерского финансового учета. В Федеральном законе "О бухгалтерском финансовом учете" сформулированы следующие задачи: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской финансовой отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним -инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской финансовой отчетности; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской финансовой отчетности, для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение ее финансовой устойчивости.
Для выполнения задач, поставленных перед бухгалтерским финансовым учетом, в Законе сформулированы и основаны требования к его ведению: оценка имущества в рублях; раздельный учет собственного имущества и имущества других организаций; непрерывность учета во времени; ведение учета двойной записью в системе счетов; соблюдение тождества данных синтетического и аналитического учета; отражение хозяйственных операций на счетах без всякого изъятия; раздельное отражение затрат на производство и капитальные вложения. (3,65)
На основе данных бухгалтерского финансового учета осуществляется анализ хозяйственной деятельности, принимаются различные финансовые решения. В системе управления хозяйственной деятельностью предприятия бухгалтерский финансовый учет выполняет ряд функциональных задач.
Задачи бухгалтерского финансового учета | ||||
Контрольная | Информационная | Обеспечение сохранности | Обратной связи | Аналитическая |
Рисунок 1. Функции и задачи бухгалтерского финансового учета
Контрольная функция имеет большое значение в условиях развития рыночных отношений и наличия различных форм собственности. Работники бухгалтерии, аудиторских фирм, налоговых служб осуществляют контроль за сохранностью, наличием и движением имущества предприятий и организаций, правильностью и своевременностью расчетов с государством и другими субъектами хозяйственных взаимоотношений. С помощью бухгалтерского финансового учета осуществляются три вида контроля - предварительный, текущий и последующий.
Информационная функция - одна из главных функций бухгалтерского финансового учета.
Бухгалтерский финансовый учет является основным источником информации, поставляемой разным уровням управления. На ее основе принимаются соответствующие решения. Информация, получаемая в системе бухгалтерского финансового учета, широко используется всеми видами хозяйственного учета. Для того чтобы получаемая информация удовлетворяла всех пользователей, она должна быть достоверной, объективной, своевременной и оперативной.
Информация должна содержать только необходимые данные, что позволяет быстрее изучать их, принимать оптимальные финансовые решения.
Обеспечение сохранности имущества - функция, имеющая большое значение в условиях рыночных отношений и наличия разных форм собственности. Выполнение данной функции зависит от действующей у нас системы учета и определенных предпосылок: наличия специализированных складских помещений, оснащенных средствами оргтехники; совершенствования самой системы финансового учета, применения научно обоснованных методов выявления недостач, растрат, хищений; использования современных средств вычислительной техники для сбора, обработки и передачи информации.
Функция обратной связи означает, что бухгалтерский финансовый учет формирует и передает информацию обратной связи, т.е. информацию о фактических параметрах развития объекта управления.
Бухгалтерский финансовый учет с точки зрения системы управления представляет собой часть информационной системы обратной связи, ее основу. Он призван обеспечивать все уровни управления предприятия информацией о фактическом состоянии управляемого объекта, а также обо всех существенных отклонениях от заданных параметров.
Аналитическая функция в условиях развития рыночных отношении позволяет изучить перспективы развития данного хозяйственного органа, вскрыть имеющиеся недостатки, наметить пути совершенствования всех направлений хозяйственной деятельности. (4,78)
Бухгалтерский финансовый учет осуществляется на всех стадиях производственно-финансовой деятельности хозяйствующего субъекта.
1.3 Значение бухгалтерского финансового учета
Значение бухгалтерского финансового учета заключается прежде всего в методах финансового учета. Метод бухгалтерского финансового учета - совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет (объекты) бухгалтерского финансового учета. Он позволяет изучить явления в движении, изменении, взаимосвязи и взаимодействии. Метод бухгалтерского финансового учета зависит от предмета учета, т.е. отражаемых и контролируемых объектов, а также поставленных перед учетом задач и предъявляемых к нему требований. Поэтому метод нельзя рассматривать как нечто застывшее. Изменение экономических отношений, развитие научно-технического прогресса предъявляют новые требования к бухгалтерскому финансовому учету, а это вызывает изменение его приемов и способов. Например, применение ЭВМ приводит к совершенствованию способов наблюдения, контроля и регистрации хозяйственных операций, съема информации. Содержание метода бухгалтерского финансового учета вытекает из его сущности и особенностей бухгалтерского финансового учета.
Метод бухгалтерского финансового учета включает в себя следующие способы и приемы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского финансового учета: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, баланс и отчетность.
Документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или о праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами. Документ служит не только основанием для фиксирования операций, но и способом первичного наблюдения и регистрации их. Документация служит целям контроля, даст возможность проводить документальные проверки, обеспечивает сохранность имущества.
Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия хозяйственных средств в натуре данным учета; как элемент метода бухгалтерского финансового учета — средство наблюдения и последующей регистрации явлений и операций, неотраженных первичной документацией в момент их совершения. Поэтому инвентаризация является дополнением документации.
Документация и инвентаризация являются приемами первичного наблюдения за объектами бухгалтерского финансового учета.
Оценка - способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение. Оценка хозяйственных средств каждого хозяйствующего субъекта базируется на их фактической себестоимости. Этим достигается реальность оценки.
Для руководства хозяйственными процессами требуется знать все затраты, связанные с их осуществлением. При этом исчисляется не только величина каждого вида затрат, но и общая их сумма, относящаяся к определенному объекту, т.е. исчисляется себестоимость учитываемых объектов. Себестоимость объектов учета исчисляется при помощи калькуляции, используемой для контроля за величиной затрат.
Для постоянного контроля за хозяйственными процессами предприятия, за состоянием средств и источников их образования необходимо все хозяйственные операции учитывать непрерывно по отдельным стадиям, а также в разрезе отдельных групп и видов хозяйственных средств. В бухгалтерском финансовом учете такое отражение хозяйственных средств и процессов производится путем наблюдения за изменениями, происходящими с различными видами имущества и источниками его образования, за всеми затратами, производимыми в том или ином хозяйственном процессе. (5,63)
Экономическая группировка объектов бухгалтерского финансового учета, позволяющая получать о них показатели, необходимые для текущего наблюдения за хозяйственной деятельностью, обеспечивается также системой счетов. Необходимость в счетах объясняется тем, что сведения, имеющиеся в документах, дают только разрозненную характеристику объектов учета. Счета в бухгалтерском финансовом учете позволяют производить группировку и получать обобщенные характеристики объектов учета.
Отражение хозяйственных операций в системе счетов осуществляется при помощи двойной записи, сущность которой заключается во взаимосвязанном отражении различных явлений, вызываемых хозяйственными операциями. Например, на счетах бухгалтерского финансового учета процесс поступления на предприятие купленных материалов увязывается с расходованием денежных средств, уплаченных продавцу этих материалов. Такой способ записей раскрывает их экономическое содержание, позволяет более глубоко изучать хозяйственную деятельность предприятий. (6,25)
Контроль за всей совокупностью объектов в бухгалтерском финансовом учете производится путем сопоставления хозяйственных средств с источниками их образования. Такое сопоставление носит название балансового обобщения. Балансовое обобщение характеризуется равенством общей суммы видов средств и суммы источников их образования. Равенство это сохраняется постоянно. Балансовое обобщение позволяет осуществлять строгий контроль за наличием и использованием средств любого хозяйствующего субъекта.
Результаты хозяйственной деятельности, а также конкретизация отдельных показателей баланса содержатся в отчетности. Бухгалтерская финансовая отчетность - единая система информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта за определенный период времени. К отчетности, как элементу метода бухгалтерского финансового учета, предъявляется целый ряд требований:
- достоверность
- целостность;
- сопоставимость;
- последовательность:
- отчетный период;
- оформление.
Таким образом, в данной главе мы рассмотрели понятие, сущность, задачи и значение бухгалтерского финансового учета и его организации.
Следовательно, бухгалтерский финансовый учет, является организационной системой учета в целом.
2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО ФИНАНСОВОГО УЧЕТА И ЕГО СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
2.1 Нормативная база, регулирующая бухгалтерский финансовый учет РФ
Бухгалтерский финансовый учет часто называют «языком» бизнеса и предпринимательства. Поэтому в основе организации и ведения бухгалтерского финансового учета должны лежать общие правила, принимаемые и исполняемые всеми участниками хозяйственной деятельности. Эти правила регламентируются законодательными и нормативными актами на уровне государства. В нормативных документах определяется порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского финансового учета для всех предприятий и организаций, являющихся юридическими лицами.
Все правовые документы, касающиеся регулирования бухгалтерского финансового учета, подразделяются на четыре уровня.
Первый уровень — законодательный, он представлен федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. Основу системы документов такого уровня представляют Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), Федеральный закон «О бухгалтерском финансовом учете» от 21.11.04 № 129-ФЗ и другие законодательные документы федерального уровня. (7,52)
Второй уровень — нормативный, представленный положениями Министерства финансов Российской Федерации (Минфина России), т.е. стандартами по бухгалтерскому финансовому учету, в которых рассматриваются отдельные вопросы ведения бухгалтерского финансового учета. К таким документам относятся положения по бухгалтерскому финансовому учету (ПБУ), например:
- ПБУ 1/01 «Учетная политика предприятия»;
- ПБУ 4/01 «Бухгалтерская отчетность предприятия»;
- ПБУ 9/01 «Доходы организации»;
- ПБУ 10/01 «Расходы организации»;
- ПБУ 14/01 «Учет нематериальных активов»;
- ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»;
- ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и т.д.
Третий уровень — методический, он представлен различными приказами, инструкциями и рекомендациями органов власти по вопросам конкретного применения нормативных документов с учетом отраслевых особенностей, специфики производств и т. п. Основным документом такого уровня является План счетов бухгалтерского финансового учета для коммерческих и бюджетных организаций.
Четвертый уровень- уровень хозяйствующего субъекта, представленный организационно-распорядительными документами и приказами руководства предприятия по вопросам ведения бухгалтерского финансового учета непосредственно на предприятии с учетом особенностей его хозяйственной деятельности. Это, прежде всего, документы, раскрывающие учетную политику предприятия, например, приказ об учетной политике, рабочий план счетов, график документооборота и т. п.
Нормативное регулирование бухгалтерского финансового учета позволяет однозначно трактовать учетную информацию и определять ответственность за нарушения, допущенные при ведении бухгалтерского финансового учета.
2.2 Проблемы и перспективы развития бухгалтерского финансового учета в РФ
Сферой применения бухгалтерского финансового учета является отдельный хозяйствующий субъект — предприятие, организация, учреждение.
В распоряжении каждого предприятия имеются различные средства для совершения хозяйственных операций, которые складываются в определенные хозяйственные процессы, а они в свою очередь составляют сущность хозяйственной деятельности предприятия. Именно хозяйственная деятельность предприятия является предметом бухгалтерского финансового учета, а средства предприятия, хозяйственные процессы и результаты деятельности предприятия рассматриваются в качестве объектов бухгалтерского финансового учета.
Таким образом, объектами бухгалтерского финансового учета являются:
- хозяйственные средства — как материальная основа деятельности предприятия;
- хозяйственные процессы — как содержание самой деятельности предприятия;
- результаты хозяйственной деятельности — прибыль или убытки.
Хозяйственные средства — это средства предприятия, которые находятся в его распоряжении и используются им для осуществления своей деятельности. Они постоянно находятся в движении, так как включены в кругооборот хозяйственных операций.
В этом кругообороте можно выделить три основных процесса: снабжение, производство и реализацию. Причем процессы снабжения и реализации в свою очередь составляют процесс обращения. Предприятия постоянно осуществляют процесс производства и принимают участие в процессе обращения. (8,33)
В процессе снабжения у поставщиков приобретаются оборудование, сырье, материалы, которые необходимы для изготовления продукции, выполнения работ. Материальные запасы, как правило, приобретаются в больших объемах и поэтому поступают сначала на склады предприятий, а затем уже используются в производстве.
Процесс производства является основой деятельности предприятия. При его осуществлении используют:
- трудовые ресурсы;
- материальные ресурсы — сырье, материалы, топливо, запасные части и т.п., которые являются предметами труда и составляют материальную основу выпускаемой продукции;
- средства труда — оборудование, машины и прочие основные средства, которые создают условия производственного процесса.
Результатом процесса производства является готовая продукция, поэтому можно сказать, что уже на стадии производства закладывается будущая прибыль предприятия.
Процесс реализации представляет собой третью стадию кругооборота хозяйственных средств предприятия. Его задачей является продажа продукции покупателям в целях получения денежных средств для возмещения затрат на производство и реализацию продукции, а также прибыли в составе выручки от реализации. За счет полученной выручки предприятие приобретает новые партии материалов, выплачивает заработную плату своим работникам, вновь производит продукцию и продает ее покупателям. Таким образом, повторяется цикл производственной деятельности предприятия.
Таким образом, с распадом СССР и выделением России как нового государства в ее экономической политике произошли значительные изменения. Переход от командно-административной системы управления к рыночным отношениям не мог не сказаться и на системе бухгалтерского финансового учета. Произошел переход к приятой во всем мире системе Международных стандартов.
Становление и развитие новых рыночных отношений, управление экономикой, использование Международных стандартов бухгалтерского финансового учета предопределяют усиление роли и значения бухгалтерского финансового учета.
2.3 Развитие бухгалтерского финансового учета в соответствии с НС
В Российской Федерации действует система финансового учета, в которой выделяются 3 вида учета:
1.Оперативно-технический;
2.Статистический;
3.Бухгалтерский учет.
В мире существует огромное количество предприятий: коммерческих и некоммерческих. Но независимо от того, какая это организация, все они используют различные средства, предметы труда, которые следует учитывать. Именно этим и занимается бухгалтерский финансовый учет. В настоящее время бухгалтерский финансовый учет состоит из следующих частей:
1.Теория бухгалтерского финансового учета;
2.Бухгалтерский финансовый учет;
3.Бухгалтерский управленческий учет;
4.Бухгалтерская финансовая отчетность.
Согласно Федеральному закону о бухгалтерском финансовом учете: Бухгалтерский финансовый учет представляет собой упорядочную систему сбора, обработки, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации (предприятия) и их движении путем сплошного, непрерывного наблюдения и документального учета всех хозяйственных операций. Бухгалтерский финансовый учет строится на определенных принципах, правилах, которые обеспечивают достаточно однозначное понимание и восприятие информации, как лицами, участвующими в ее подготовке, так и тему, кто эту информацию использует.
Выделяют следующие этапы учетного процесса:
1.Наблюдение за объектом;
2.Измерение объекта;
3.Регистрация объекта;
4.Осуществление дальнейшей обработки. (9,55)
Сплошное, непрерывное, документальное и взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности отличает бухгалтерский финансовый учет от статистического и оперативно-технического учета.
Данные в бухгалтерском финансовом учете предоставляются в денежной оценке, обобщая натуральные показатели.
Выделяют три вида измерителей:
- Натуральный (используется для учета наличия и движения хозяйственных средств. Измеряется в штуках, килограммах, километрах и т.п.);
- Трудовой (используется для исчисления рабочего времени, затраченного на тот или иной процесс. Измеряется в часах, днях и т.п.);
- Денежный или стоимостной (позволяет обобщать сведения об имуществе организации).
Под организацией бухгалтерского финансового учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о деятельности организации, об осуществление контроля за рациональным использованием ресурсов.
В соответствии с федеральным законом о бухгалтерском финансовом учете ответственность за организацию бухгалтерского финансового учета, за соблюдение законодательства и при совершении хозяйственной операции несет руководство организации. Организация бухгалтерского финансового учета слагается из ряда элементов:
- Система документирования хозяйственных операций;
- График документооборота;
- График выполнения учетных работ;
- Рабочий план счетов;
- Организационная структура учетного процесса;
- Распределение служебных обязанностей в бухгалтерии;
- Организация хранения бухгалтерской документации. (10,52)
Система документирования хозяйственных операций. Имеет важное значение для оформления всех происходящих хозяйственных операций. Применяют единые унифицированные формы первичных документов. Кроме этого имеются и различные специализированные формы для отражения результатов инвентаризации, оформления пенсий, пособий и т.д. Единая документация построена таким образом, что возможно и применение разных форм в зависимости от конкретных условий деятельности предприятия. Нормативными актами допускается разработка форм первичной документации не представленных типовых формах.
График документооборота. Документооборот – движение документов в учетном процессе, от момента их составления, до завершения использования и сдачи в архив. Документооборот должен разрабатываться с учетом конкретных особенностей, и он оформляется в виде групп, где указывается: наименование и номер каждой формы документа, его назначения, в какие сроки, в каком количестве, виде составляется, кто подписывает документ, когда и куда представляется, кто его проверяет и обрабатывает, куда и на основании чего делаются записи. Данный график разрабатывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. (11,75)
График выполнения учетных работ. Он должен быть увязан с графиком документооборота, являясь его продолжением и логическим завершением. Это значит, что конечные этапы по соответствующим позициям в графике документооборота должны совпадать с начальными позициями графика выполнения учетных работ. В графике выполнения учетных работ указывается: 1. Наименование и номер соответствующего учетного регистра (журнала-ордера, ведомости); 2. Документы, на основании которых каждый из них составляется; 3. Сроки исполнения; 4. Пункт «Составитель». В настоящее время широко практикуется совмещение графика документооборота и графика выполнения учетных работ.
Рабочий план счетов. Перечень тех счетов и субсчетов на основе типового плана счетов, который применяется на данном предприятии.
Организационная структура учетного процесса. Имеет важное значение для установления учетных взаимоотношений отдельных структурных подразделений с бухгалтерией предприятия. Эти взаимоотношения могут быть построены на основе полной, частичной централизации и децентрализации.
Распределение служебных обязанностей в бухгалтерии. В бухгалтерии связанно с графиком выполнения учетных работ, который должен предусматривать равномерную нагрузку аппарата бухгалтерии в течение месяца. При этом необходимо учитывать следующие факторы: стажировка; квалификация; образование; важность той или иной работы. Перечень служебных обязанностей разрабатывается главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия. (12,45)
Организация хранения бухгалтерской документации. Является важным элементом, так как необходимо обеспечить правильное хранение бухгалтерских документов и учетных регистров в соответствии с установленными правилами. Для хранения документов должен быть предусмотрен архив. Для каждого вида документов установлены свои сроки хранения, которые зависят от важности документов. Перед передачей в архив документы группируются, подшиваются и передаются в архив. Пример: годовые балансы и отчеты хранятся постоянно; лицевые счета рабочих хранятся до достижения ими 75 лет; квартальные балансы, кассовые документы, выписки банков, Главные книги, журналы-ордера, счета фактуры, расчетно-платежные ведомости хранятся 5 лет.
Основными направлениями использования данных финансового анализа (анализа финансовой отчетности) являются аудит и финансовый менеджмент. Аудиторская проверка устанавливает достоверность, полноту, соответствие законодательству бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия. Аудиторы используют данные анализа финансовой отчетности при проведении консалтинговой деятельности; при проверке обоснованности бизнес-плана; при проверке документов и документооборота; при анализе финансово – экономического состояния; оценке торгово – производственной деятельности и ее финансовых результатах. Регулярность, тщательность изучения финансовой отчетности является залогом успешного финансового управления предприятием. При этом ведущее положение занимает анализ финансово – экономического состояния предприятия. Принятие правильного финансового решения и оценка результата принятого финансового решения могут быть осуществлены только с использованием данных финансовой отчетности и оценки финансового положения предприятия. (13,21)
Значение анализа финансово – экономического состояния предприятия трудно переоценить, поскольку именно он является той базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия.
Таким образом, в данной главе было рассмотрено нормативно-правовое регулирование бухгалтерского финансового учета, как в целом, так и по налоговой системе. (14,74)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хочу перечислить все нововведения, целесообразные для усовершенствования системы бухгалтерского финансового учета.
Во-первых, это изменение состава затрат, включаемых в себестоимость продукции.
Во-вторых, желательность выбора методики затрат, основанной на идее западной системы «директ-костинг» и исчислении неполной производственной себестоимости. (15,82)
В-третьих, внедрение ЭВМ для автоматизации первичных документов и сбора информации.
И, в-четвертых, что очень важно, освоение автоматизированной формы учета.
Сейчас, в условиях становления рыночных отношений, особенно важно совершенствовать систему бухгалтерского и развивать систему финансового учета. С развитием рыночных отношений постепенно расширяется самостоятельность предприятий, в том числе и в вопросах установления цен на свою продукцию с учетом складывающихся на рынке спроса и предложения, что является одной из характеристик этих отношений, в результате чего изменяются задачи, стоящие перед бухгалтерским финансовым учетом и его системой. Исходя из рассчитанного уровня себестоимости нужно организовать производство таким образом, чтобы обеспечить приемлемый уровень себестоимости и возможность ее постоянного снижения.
Неотъемлемой частью совершенствования системы бухгалтерского финансового учета является внедрение автоматизированной формы бухгалтерского финансового учета, а также повышение качества подготовки бухгалтеров.
И в завершении можно отметить, что кроме совершенствования форм учета на самом предприятии и повышения качества бухгалтеров, представляется целесообразным и жизненно необходимым воспользоваться опытом западных стран: создать аудиторские фирмы по предоставлению бухгалтерских услуг главных бухгалтеров по безналичному расчету. Это позволило бы одному бухгалтеру обслуживать несколько организаций по составлению месячных балансов, квартальных и годовых расчетов.
Таким образом, бухгалтерский финансовый учет часто называют «языком» бизнеса и предпринимательства. Поэтому в основе организации и ведения бухгалтерского финансового учета должны лежать общие правила, принимаемые и исполняемые всеми участниками хозяйственной деятельности. Эти правила регламентируются законодательными и нормативными актами на уровне государства. В нормативных документах определяется порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского финансового учета для всех предприятий и организаций, являющихся юридическими лицами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
1. Методические рекомендации по организации и ведению финансового учета. (Утверждено Экспертно-консультативным советом по вопросам учета при Минэкономразвития России от 22 апреля 2004 г. N 4).
2. ПБУ 10/01 «Расходы организации». (Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.01г. № 33н).
3. ПБУ 4/04 «Бухгалтерская отчетность организации». (Утверждено приказом МФ РФ от 6 июля 2004 года № 43н).
4. ПБУ 9/04 «Доходы организации». (Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.04г. № 32н).
Научная литература:
1. Вахрушина М.А. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. И пер. – М.: ИКФ Омега-Л; Высш.шк., 2005
2. Глушков И.Е. «Бух. учет на современных предприятиях, «ЭКОР», г. Новосибирск, 2007
3. Друри. Колин, «Введение в финансовый учет и производственный учет», М; 2007
4. Карпова Т. П. «Основы финансового учета», М.; «ИНФРА-М, 2007
5. Карпова Т.П. Бух. учет: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2006
6. Кондраков Н.П., Иванова М.А. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007
7. Кондратова И. Г. «Основы финансового учета», «Финансы и статистика, М.; 2007
8. Нидлз Б., Х.Андерсон, Д.Колдуэлл «Принципы бухгалтерского учета», М.; «Финансы и статистика», 2007
9. Николаева С.А. «Учетная политика предприятия», М.; «ИНФРА-М», 2005
10. Палий В., Вандер «Бух. учет (с элементами финансового учета)», М.; 2007
11. Рахмат З., Шеремет А. «Бухгалтерский учет в рыночной экономике»,М.; «ИНФРА-М», 2006
12. Гадасевич А.Г., руководитель департамента управленческого консалтинга компании «АУДЭКС». Искусство управлять.// «Главбух». – 2007 - №7 – С. 45-47.
13. Палий В.Ф., доктор экономических наук. Финансовый учет – система внутренней информации.// «Бухгалтерский учет». – 2007г. - № 2 – С.57-59.
14. Парасоцкая Н.Н., Петров Д.С., Финансовая академия при Правительстве РФ. Как составить бюджет.// «Бухгалтерский учет». – 2006. - № 17 – С.47-49.
15. Раметов А.Х., МГУ им. М.В. Ломоносова. Финансовый учет по сегментам деятельности предприятия.// «Бухгалтерский учет». – 2006 - № 15 – С.58-59.
16. Шарков Г.М., преподаватель-консультант ММФБШ, Шилкин С.А., эксперт журнала «Главбух».// «Главбух». – 2007 – июнь - № 12. – С.69-74.
17. Шигаев А.И., ассистент кафедры учета КГФЭИ. Распределение затрат по видам внутрихозяйственной деятельности.// «Бухгалтерский учет». – 2007. - № 8 – С.50-52.
18. Шилкин С.А., эксперт журнала «Главбух». Что скажут банку цифры вашего баланса.// «Главбух». – 2007 – апрель – №8 – С.72-77.
19. Юшкова Н.Н «Бухгалтерский учет», 2006
20. Юшкова Н.Н «Бухгалтерский учет», 2007
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Сроки осуществления гражданских прав 2 Понятие и |
Реферат | Стандарт предприятия |
Реферат | MLK Essay Research Paper Martin Luther King |
Реферат | Стратегічне планування 3 |
Реферат | Практическая психология и ее задачи |
Реферат | Стороны в гражданском процессе 2 |
Реферат | Химический состав клетки |
Реферат | Политические воззрения Шевырева |
Реферат | Сроки защиты прав их исчисление течение и окончание |
Реферат | Статистическая сводка |
Реферат | Статус народного депутата України |
Реферат | Структура договору та його основні умови |
Реферат | Аустроазиатские языки |
Реферат | Стадии совершения преступления 6 |
Реферат | Структура правоотношения. Классификация правоотношений критерии и виды |