Лекция № 1.
Основы бухгалтерского учета.
1)
Система нормативного регулирования БУ в РФ.
· Законодательный уровень
Конституция РФ
Кодексы (Налоговый, Трудовой, Уголовный, Административный)
ФЗ № 129 «О БУ от 21.11.86»
Постановления правительства
Указы Президента
Принимаются эти документы Правительством, Президентом, Федеральным Собранием.
· Нормативный уровень
Положения по БУ (ПБУ 20), принимаются Министерством Финансов, ЦБРФ, Министерством Труда
· Методический уровень
Документы иные, чем ПБУ (Методические указания, рекомендации и т.д.). Разъясняют 1ый и «ой уровни и принимаются МФ, ЦБРФ и МТ
· Административно- распорядительный
В самой организации, приказы, распоряжения руководителя организации. Пример – Приказ об учетной политике оганизации.
Учетная политика
– документ, в котором отражаются способы и методы ведения БУ. Формируется в соответствии с ПБУ 1/98 «Учетная политика».
2)
Основы БУ (ФЗ № 129 «О БУ»)
Бухгалтерский учет
– упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательства организации и их движения путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Хозяйственные операции –
свершившийся факт хозяйственной деятельности (выдача з/п ).
Объекты БУ –
имущества и обязательства, хозяйственные операции.
Задачи БУ:
1) формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бух.отчетности (руководители, подразделения, учредители, участники и собственники имущества) и внешним пользователям (налоговые органы ИФНС, Фонды, Фонд социального страхования, органы статистики, банки, инвесторы, контрагенты).
2) Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям для контроля за соблюдением законодательства РФ при выполнении организацией хозяйственной деятельности.
3) Предотвращение отрицательных результатов финансово-хозяйственной деятельности и выявление внутри хозяйственных резервов ее финансовой устойчивости.
Цель БУ
– обеспечение единообразного ведения БУ на всей территории РФ.
В рамках БУ ведется синтетический и аналитический учет.
Пример 1.
10 – материалы – синтетический счет
10 1, 10 2, 10 3 … - аналитический счет
Пример 2.
71 Расчет с подотчетными лицами.
Синтетический учет – учет обобщенных данных БУ, который ведется на синтетический счетах (10-71).
Аналитический учет – учет, который ведется на аналитический счетах, группируя детальную информацию внутри каждого синтетического счета.
План счетов – систематизированный перечень синтетических счетов БУ.
3)
Ответственность за организацию БУ, соблюдение законодательства при выполнении хоз.операций несет руководитель организации.
БУ может вести:
Главный бухгалтер назначается и освобождается от должности руководителем организации, ни один финансовый документ не имеет силу без подписи гл.бухгалтера.
БУ имущества, обязательства ведется в валюте РФ.
Имущество, которое является собственностью организации учитывается обособленно от имущества других юр.лиц.
Организация обязана вести БУ с момента гос.регистрации юр.лица и до ликвидации, реорганизации.
Отчетный год – период 1 января – 31 декабря.
Для вновь созданных организаций (до 1 октября) с даты регистрации по 3 декабря, для организаций, зарегистрированных после 1 октября отчетный год с 1 октября (даты регистрации) по 31 октября следующего года.
4)
Метод БУ (8 элементов)
· Документация
· Инвентаризация
· Оценка
· Калькулирование
· Баланс
· Счета
· Двойная запись
· Отчетность
Документирование
– документооборот обеспечивает БУ сплошное и непрерывное отражение всех хозяйственных операций.
Документ
– письменное свидетельство, которое имеет юр.силу. к учету принимается только правильно оформленные документы, т.е. со всеми обязательными реквизитами: подпись, наименование документа, содержание хоз.операций, измерители.
3 стадии прохождения информации БУ документа:
1) Первичный документ (счет, платежное поручение, счет-фактура)
2) Учетные регистры (кассовая книга, главная книга, журнал хоз.операций, оборотно-сальдовая ведомость)
3) Отчетность (баланс, отчет о прибылях и убытках)
Первичные документы составляются в момент совершения операции, если
Это не представляется возможным непосредственно после ее окончания. Внесение исправлений в кассовые и финансовые документы не допускается. (приходный кассовый ордер, расходно-кассовый ордер, платежное поручение, чековая книжка).
В остальные первичные документы допускается внесение изменений.
Регистры БУ ведутся в специальных книгах, журналах. В них отражается информация из первичных документов. При хранении первичных документов должна обеспечиваться безопасность.
Лекция № 2.
Инвентаризация –
второй элемент метода БУ.
Сверка документа БУ с фактическим наличием ценностей на предприятии. Для обеспечения достоверности данных БУ на предприятии проводят инвентаризацию. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации за исключением случаев когда проведение обязательно:
В ходе инвентаризации могут быть выявлены либо излишек либо недосдача.
Излишек
имущества приходуется и зачисляется на финансовых результатах организации как «прочий доход».
Недосдача
и его порча в пределах нормальной естественной убыли относятся на издержки обращения (производства), а сверхнормы – на виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал о взыскании убытков, то убытки списываются на финансовые результаты на «прочие расходы».
Оценка
- 3ий элемент метода БУ.
Все хозяйственные средства должны быть выражены в едином денежном измерителе путем соблюдения установленных правил оценки.
Первоначальная стоимость
Остаточная стоимость
Восстановительная стоимость
Материалы по фактической себестоимости, готовая продукция – фактическая, производственная себестоимость.
Калькулирование –
способ учета затрат на производство и реализацию продукции в целом и по отдельным статьям.
Калькуляция позволяет обоснованно устанавливать цены.
Баланс –
способ обобщения и группировки информации об имуществе, обязательствах организации на 1ое число месяца.
Баланс состоит из актива и пассива.
Баланс
Актив – имущества, хозяйственные средства. | Пассив – обязательства или источники обращения имущества. |
1) внеоборотные активы (более года) менее ликвидны · нематериальные активы · основные средства (100) Итого по разделу 1 = 100 | 3) капитал и резервы · уставный капитал (10) · резервный капитал (5 % от уставного) · добавочный капитал (переоценка основного средства, разница между ? и реальными акциями) · нераспределенная прибыль · непокрытый убыток Итого по разделу 3 = 10 |
2) оборотные активы (менее 1 года) более ликвидны, потребляются в 1 производственный цикл · материалы (50) · товары · готовая продукция · денежные средства (наличные и безналичные 200) Итого по разделу 2 = 250 | 4) долгосрочные обязательства
Итого по разделу 4 = 290 |
5) краткосрочные обязательства (менее года)
Итого по разделу 5 = 50 | |
Итого актив = 350 | Итого пассив = 350 |
Актив = Пассив Валюта баланса |
Счета
делятся на активные, пассивные и активно-пассивные
Дебет | Кредит |
Сальдо начальное Оборот по дебету (движение по счету) Сальдо конечное | Оборот по кредиту |
Повторение
Активные счета
Дебет Кредит
+ –
Пассивные счета
Дебет Кредит
– +
Активно-пассивные счета (выражать дебеторско-кредиторскую задолженность)
Дебет Кредит
Дебет (ув) Кредит (ув)
Кредит (ум) Дебет (ум)
Лекция №3
Двойная запись
– это отражение хозяйственно операции по двум взаимосвязанным счетам по дебету одного и кредиту другого счета одна и та же сумма.
Пример:
Поступили деньги в кассу с расчетного счета.
Сумма: 10 000р.
Дебет 50, Кредит 51 – это и есть двойная запись.
Отчетность является завершающим этапом учетного процесса, в ней отражается имущественное положение организации, финансовое положение организации, финансовые результаты деятельности организации (прибыль или убыток) за отчетный период.
Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных синтетического и аналитического учета.
Виды бухгалтерской отчетности:
Сдается по итогам квартала. Сдается нарастающим итогом.
Состав:
- Форма 1 – Баланс
- Форма 2 – Отчет о прибылях и убытках
Срок сдачи – 30 дней по итогам квартала.
Сдается по итогам года.
В её состав входят:
- Форма 1 – Баланс
- Форма 2 – Отчет о прибылях и убытках
- Приложение к балансу:
· Форма 3 – Отчет об изменении капитала
· Форма 4 – Отчет о движении денежных средств
· Форма 5 – Пояснительная записка
· Если необходимо в соответствии с законом 119 аудиторское заключение в случаях, предусмотренных законодательством. (Закон 119 – ФЗ «Об аудиторское деятельности», в ст. 7 зафиксировано кто обязан и в каких случаях.)
1. Если ОАО
2. Если организация формирует свои средства за счет обязательных или добровольных взносов юридических или физических лиц (пример: банки, страховые организации, фонды всевозможные и т.д.)
3. По определенным финансовым показателям. Если выручка на конец горда превышает 500 тыс. раз МРОТ или активы на конец года превышают 200 тыс. раз МРОТ
4 типа хозяйственных операций и их влияние на валюту баланса:
1. Актив + X – X = Пассив
Пример: Поступили деньги в кассу с расчетного счета 1000 Д50 К51
Взаимодействуют два активных счета. Изменения происходят внутри актива: один счет активный 50 касса – увеличился, а другой активный счет 51 (расчетный счет) – уменьшился на одну и ту же сумму = 1000 р.
Валюта баланса не изменилась. Актив = Пассив.
2. Движение по пассиву: Актив = Пассив + X – X
Пример: удержан НДФЛ (68 счет) из зарплаты (70 счет). 1 300 Д70 К68
Взаимодействуют два пассивных счета, поэтому изменения происходят внутри пассива. Один пассивный счет 70 уменьшился на 1 300, а другой пассивный счет 68 увеличился на 1300.
Валюта баланса не изменилась. Актив = Пассив.
3. Взаимоувеличение на одну и ту же сумму: Актив + X = Пассив + X
Пример: Начислена зарплата рабочим основного производства. 10 000 Д20 (основное производство) К70 (зарплата).
4. Взаимоуменьшение на одну и ту же сумму: Актив - X = Пассив - X
Пример: Выдана зарплата с расчетного счета. 8 700 Д70 К51.
№ | Хозяйственные операции | Сумма | Дебет | Кредит |
1 | Поступили материалы от поставщика | 10 000 | 10 | 60 |
2 | Оплачены материалы поставщику с расчетного счета (51А) | 10 000 | 60 | 51 |
3 | Переданы материалы (10А) в основное производство (20А) | 5 000 | 20 | 10 |
4 | Поступили деньги с расчетного счета (51А) на валютный (52А) | 100 000 | 52 | 51 |
5 | Выданы деньги из кассы подотчетному лицу (71А) | 8 000 | 71 | 50 |
6 | Получены материалы от подотчетного лица | 7 000 | 10 | 71 |
7 | Погашение задолженности подотчетного лица, поступили деньги в кассу. | 1 000 | 50 | 71 |
8 | Начислена зарплата работникам вспомогательного производства (23А) | 10 000 | 23 | 70 |
9 | Удержан НДФЛ (68П) из заработной платы (70 П) | 1 300 | 70 | 68 |
10 | Оплачен НДФЛ в бюджет | 1 300 | 68 | 51 |
11 | Поступили деньги в кассу с расчетного счета | 8 700 | 50 | 51 |
12 | Выдана зарплата из кассы | 8 700 | 70 | 50 |
Данные:
Уставный капитал (80) = 460 000
Задолженность перед персоналом по оплате труда (70) = 160 000
Задолженность перед поставщиками (60) = 50 000
Материалы (10) = 300 000
Денежные средства на расчетном счете (51) = 310 000
Касса (50) = 60 000
Актив | Пассив |
I | III 80 = 460 |
IV | |
II 10 = 300 51 = 310 50 = 60 | V 70 = 160 60 = 50 |
А 670 | П 670 |
№ | Хозяйственные операции | Сумма | Дебет | Кредит |
1 | Организацией получен на расчетный счет (51) долгосрочный кредит (67) | 800 000 | 51 | 67 |
2 | Получены материалы от поставщика | 300 000 | 10 | 60 |
3 | Выделен НДС (19А) | 54 000 | 19 | 60 |
4 | Оплачены материалы поставщику (с расчетного счета!) | 354 000 | 60 | 51 |
5 | Переданы материалы со склада в основное производство | 300 000 | 20 | 10 |
6 | Начислена зарплата рабочим вспомогательного производства | 150 000 | 23 | 70 |
7 | Поступили деньги в кассу для выплаты зарплаты (с расчетного счета) | 250 000 | 50 | 51 |
8 | Выдана зарплата из кассы | 250 000 | 70 | 50 |
№ | Сальдо начальное | Обороты счета | Сальдо конечное | |||
Д | К | Д | К | Д | К | |
10 | 300 000 | - | 300 000 | 300 000 | 300 000 | - |
19 | 54 000 | - | 54 000 | 54 000 | 54 000 | - |
20 | - | - | 300 000 | - | 300 000 | - |
23 | - | - | 150 000 | - | 150 000 | - |
50 | 60 000 | - | 250 000 | 250 000 | 60 000 | - |
51 | 310 000 | - | 800 000 | 604 000 | 506 000 | - |
60 | - | 50 000 | 354 000 | 354 000 | - | 50 000 |
67 | - | - | - | 800 000 | - | 800 000 |
70 | - | 160 000 | 250 000 | 150 000 | - | 60 000 |
80 | - | 460 000 | - | - | - | 460 000 |
Итоги | 670 000 | 670 000 | 2 458 000 | 2 458 000 | 1 370 000 | 1 370 000 |
Актив | Пассив |
I | III 80 = 460 |
IV 67 = 800 | |
II 10 = 300 19 = 54 20 = 300 23 = 150 50 = 60 51 = 506 | V 60 = 50 70 = 60 |
А 1 370 | П 1 370 |
Лекция №4
Внеоборотные активы
Учет основных средств
ПБУ 6/01 – учет основных счет
Активы принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если единовременно выполняются следующие условия:
Цель – использовать для собственных нужд!
К основным средства относятся:
- Здания
- Сооружения
- Рабочие и силовые машины
- Оборудование
- Приборы и устройства
- Вычислительная техника
- Транспортные средства
- Инструмент
- Производственный и хозяйственный инвентарь
- Рабочий, продуктивный и племенной скот
- Многолетние насаждения
- Внутренние дороги
- Природные ресурсы (недра)
- Земельные участки
- И др. соответствующие объекты
Единицей измерения в бухгалтерском учете является инвентарный объект
.
2 варианта инвентарных объектов. Им может быть:
- Отдельный предмет
Пример: сейф
- Комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое
Пример: компьютер (монитор, клавиатура, мышка, сервер)
Оценка основных средств:
- Первоначальная стоимость – основные средства принимаются к учету.
Первоначальная стоимость – это сумма всех затрат без НДС. Первоначальная стоимость формируется на счете 08
. 08
– вложение на внеоборотные активы.
Пример: сформировать первоначальную стоимость
770 000 – авто с НДС
Дополнительное оборудование – 100 000 с НДС
Страховка – 70 000 – без НДС
Регистрация – 2 000 – без НДС
Итого: 652 542 + 84 746 + 70 000 + 2 000 = 809 287
№ | Хозяйственные операции | Сумма | Дебет | Кредит |
1 | Оплачено авто | 770 000 | 60 | 51 |
2 | Выделен НДС | 117 456 | 19 | 60 |
3 | Учет основного средства без НДС | 652 542 | 08 | 60 |
4 | Оплачено дополнительное оборудование | 100 000 | 60 | 51 |
5 | Выделен НДС | 15 254 | 19 | 60 |
6 | Учет оборудования без НДС | 84 746 | 08 | 60 |
7 | Оплачена страховка | 70 000 | 76 | 51 |
8 | Учтена страховка | 70 000 | 08 | 76 |
9 | Оплачен сбор | 2 000 | 68/10 | 51 |
10 | Учтен сбор | 2 000 | 08 | 68/10 |
11 | Принято ОС на баланс | 809 287 | 01 | 08 |
Первоначальная стоимость основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал признается, в денежной оценке, согласованной между учредителями
.
- Довнесение в уставный капитал (для ООО – до 20 000 – без оценщиков)
Первоначальная стоимость основных средств, полученных по договору дарения (безвозмездно) признается по их рыночной цене.
- Договор дарения (до 5 МРОТ)
Первоначальная стоимость основных средств, полученных по договорам, предусматривающим использование обязательств не денежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных организацией.
- Договор мены
- Остаточная стоимость = Первоначальная стоимость – начисленная амортизация
- Восстановительная стоимость – образуется при переоценке основных средств. Производится не реже 1 раза в год.
Переоценка производится из-за:
- Корректировка на инфляцию
- Ориентировка на курс валют
- Достройка оборудования
Амортизация – процесс постепенного списания стоимости основного средства на себестоимость готовой продукции (не только готовая продукция, но и товары, работы, услуги).
Амортизация по основным средствам начисляется первого числа месяца, следующего за месяцем принятия основного средства к учету.
Пример: 29 ноября купили – 1 декабря на учет
1 октября купили – 1 ноября на учет
1 октября купили – 1 ноября на учет
Лекция №5
Способы начисления амортизации:
Пример: ПС (первоначальная стоимость) = 30 000
СПИ (срок полезного использования) = 3 года
Ka=1/n * 100%
Ka=1/3 * 100% = 33,33%
30
000 * 33,33% = 10
000 : 12 = 833,25 – ежемесячно
30000 / (3*12) = 833,33
Амортизация по линейному способу рассчитывается от первоначальной стоимости. Списание происходит постепенно, на одну и ту же сумму, ежемесячно.
Пример: ПС (первоначальная стоимость) = 30 000
СПИ (срок полезного использования) = 3 года
Ka=2/n * 100%
Ka=2/3 * 100% = 67%
30
000 * 67% = 20
100 : 12 = 1675 – ежемесячно в первый год
30
000 – 20 100 = 9 900 * 67% = 6633 : 12 = 552,75 – ежемесячно во второй год
9 900 – 6633 = 3267 : 12 = 272,25 – ежемесячно в третий год
Расчет производится от остаточной стоимости. В первый год списания стоимости амортизация превышает 50% и в последний год амортизация рассчитывается путем деления остаточной стоимости на 12 месяцев
Пример: ПС (первоначальная стоимость) = 30 000
СПИ (срок полезного использования) = 3 года
Ka=3/(1+2+3) = 1/2
Ka=2/(1+2+3) = 1/3
Ka=1/(1+2+3) = 1/6
30
000 * 1/2 = 15 000 : 12
30
000 * 1/3 = 10 000 : 12
30
000 * 1/6 = 5 000 : 12
Расчет производится от первоначальной стоимости. Первый год списания 50%.
Начисление амортизации производится исходя из первоначальной стоимости путем деления первоначальной стоимости на предполагаемый объем выпущенной продукции.
Срок полезного использования
– период использования ОС.
СПИ определяется исходя из ожидаемого срока использования, исходя из ожидаемого физического износа, исходя из ожидаемой загрузки, эксплуатации ОС, исходя из ориентира на НПА (классификатор по ОС).
Технические характеристики средства (техпаспорт)
Если ОС стоит не более 20 000 или иной лимит, установленный в учетной политике (но в пределах 20 000) списывается на себестоимость как МПЗ (материально-производственный запас).
Амортизация не начисляется:
- На ОС, потребительские свойства которых с течением времени не меняются (земля, объекты природопользования, музейные коллекции и т.д.)
- Приостановка амортизации в случае модернизации, консервации, реконструкции, ремонта свыше 3-х месяцев.
Выбытие ОС:
Стоимость ОС, которые выбывают и не способны приносить организации экономические выгоды в будущем, подлежит списанию.
Выбытие ОС имеет место в случае:
- Продажи
- Прекращения использования в следствии физического и морального износа
- Ликвидации и т.д.
Выбытие производится с использованием счета 91
. 91
– прочие доходы и расходы.
91.1
– Доходы (К)
91.2
– Расходы (А)
91.9
– Прибыль / Убыток
Прибыль А91.9 K99
Убыток А99 K91.9
Пример
ПС = 100 000
СПИ = 5 лет (линейный)
Использовали = 1,8 мес.
Продано 97 000 с НДС
№ | Хозяйственные операции | Сумма | Дебет | Кредит |
1 | Принято ОС на баланс | 100 000 | 01 | 08 |
2 | Начислена амортизация | 33 333 | 20 | 02 |
3 | Выставлен счет покупателю | 97 000 | 62 | 91.1 |
4 | Поступили деньги на расчетный счет | 97 000 | 51 | 62 |
5 | Списание остаточной стоимости | 66 667 | 91.2 | 01 |
6 | Списана начисленная амортизация | 33 333 | 02 | 01 |
7 | Начислен НДС в бюджет | 14 797 | 91.2 | 68.2 |
8 | Отражена прибыль | 15 536 | 91.9 | 99 |
Лекция №6 – контрольная всю пару
Лекция №7
Оборудование к установке. Счет 07.
Счет 07
– предназначен для обобщения информации при приобретении основных средств, требующих установки или монтажа.
На 07 счете
будут учитываться расходы, связанные с установкой основного средства, связанные с монтажом основного средства.
Пример:
Организация приобретает механизм, требующий монтажа, стоимостью 240 тыс. с НДС. Расходы по установке и монтажу составили 15 200 с НДС. Были учтены информационные услуги, они составили 2 800 с НДС. Принять на баланс, начислить амортизацию. СПИ = 7 лет. Способ: линейный.
№ | Хозяйственные операции | Сумма | Дебет | Кредит |
1 | Оплачен механизм | 240 000 | 60 | 51 |
2 | Выделен НДС | 36 610 | 19 | 60 |
3 | Учет механизма без НДС | 203 390 | 07 | 60 |
4 | Произведен налоговый вычет | 36 610 | 68/2 | 19 |
5 | Расходы по установке и монтажу | 15 200 | 60 | 51 |
6 | Выделен НДС | 2 319 | 19 | 60 |
7 | Учет расходов по установке и монтажу | 12 881 | 07 | 60 |
8 | Произведен налоговый вычет | 2 319 | 68/2 | 19 |
9 | Принято оборудование к установке | 216 271 | 08 | 07 |
10 | Оплачены информационные услуги | 2 800 | 60 | 51 |
11 | Выделен НДС | 427 | 19 | 60 |
12 | Учтены информационные услуги | 2 373 | 08 | 60 |
13 | Произведен налоговый вычет | 427 | 68/2 | 19 |
14 | Принято ОС на баланс | 218 644 | 01 | 08 |
15 | Начислена амортизация | 2 603 | 20 | 02 |
Арендованные основные средства
Аренда различается на:
- Долгосрочную (больше года)
- Краткосрочную (текущую) (до года)
У арендодателя ОС, предназначенные для сдачи в аренду, отражаются на счете 03
.
Счет 03
– доходные вложения в материальные ценности. Счет предназначен для обобщения информации о наличии движений, вложений организации в материальные ценности (оборудование, здание, сооружение и др. ценности), предназначенные для сдачи в аренду, лизинг, прокат, т.е. цель – получение прибыли за временное пользование этими ОС. Такие средства, предназначенные для сдачи в аренду, лизинг, прокат регулируются ПБУ6/01 – учет ОС.
Учитываются также, как ОС, принимаются к учету по первоначальной стоимости (остаточная и восстановительная стоимости), начисляется амортизация, процедура выбытия аналогична ОС.
№ | Хозяйственные операции | Сумма | Дебет | Кредит |
1 | Амортизация начислена | XXX | 20 | 02/2 |
У арендатора средства, полученные в аренду, лизинг, прокат будут учитываться на счете 001
.
Счет 001
– забалансовый счет, который отражает на себе имущество, не принадлежащее организации, которое находится в организации по договорам аренды, лизинга, проката.
Д001 – сумма полученного имущества
№ | Хозяйственные операции | Сумма | Дебет | Кредит |
1 | Оплачена аренда | XXX | 76 | 51 |
2 | Учтена аренда | ХХХ | 20 | 76 |
Или 2 | Учтена арендная плата за квартал | XXX | 97 | 76 |
3 | Списана ежемесячная арендная плата | Сумма за месяц от XXX | 20 | 97 |
Пример:
Согласно договору аренды арендодатель обеспечивает выдачу арендатору ордера на помещение и передает ему помещение по акту приемки-сдачи на 6 месяцев. Арендная плата 15 000 с НДС за месяц. По условиям договора оплата производится ежеквартально.
Полная стоимость помещения – 1 млн. руб.
№ | Хозяйственные операции | Сумма | Дебет | Кредит |
1 | Отражено арендованное имущество | 1 000 000 | 001 | |
2 | Оплачена аренда за квартал (3 месяца) | 45 000 | 76 | 51 |
3 | Выделен НДС | 6 864 | 19 | 76 |
4 | Учтена арендная плата за квартал | 38 136 | 97 | 76 |
5 | Списана ежемесячная арендная плата | 12 712 | 20 | 97 |
6 | Произведен налоговый вычет | 38 136 | 68/2 | 19 |
По истечении 6 месяцев договор аренды закончился | ||||
7 | Списано арендное имущество | 1 000 000 | 001 |
Пример:
Согласно договору аренды арендодатель обеспечивает выдачу арендатору ордера на помещение и передает ему помещение по акту приемки-сдачи на 6 месяцев. Арендная плата 15 000 с НДС за месяц. По условиям договора оплата производится каждый месяц.
Полная стоимость помещения – 1 млн. руб.
№ | Хозяйственные операции | Сумма | Дебет | Кредит |
1 | Отражено арендованное имущество | 1 000 000 | 001 | |
2 | Оплачена аренда за месяц | 15 000 | 76 | 51 |
3 | Выделен НДС | 2 288 | 19 | 76 |
4 | Произведен налоговый вычет | 2 288 | 68/2 | 19 |
По истечении 6 месяцев договор аренды закончился | ||||
5 | Списано арендное имущество | 1 000 000 | 001 |
Долгосрочная аренда – лизинг
.
Лизинг представляет собой форму долгосрочной аренды. Лизинг – это аренда с последующим выкупом. Возможны два варианта учета лизингового имущества: либо имущество учитывается на балансе у лизингодателя, либо имущество учитывается на балансе у лизингополучателя.
Начисление лизинговых платежей производится тремя способами:
1.
Метод «с фиксированной общей суммой»
Общая сумма платежей начисляется равными долями в течение всего срока договора.
2.
Метод «с авансом»
Предусматривает выплату лизингополучателем аванса, а остальная часть суммы уплачивается в течение срока действия договора.
3.
Метод минимальных платежей
В сумму платежей включается амортизация лизингового имущества за весь срок договора. Плата за пользование лизингодателем заемных средств, комиссионное вознаграждение, плата за дополнительные услуги лизингодателем.
Д03 К08 – Принято на баланс имущество (прокат, лизинг, аренда)
Д02 К03/1 – Начислена амортизация
Д90/2 К02 – Списана амортизация на расходы (себестоимость)
Д62 К90/1 – Отражен лизинговый платеж (арендная плата)
Д51 К62 – Поступили деньги на расчетный счет
Д001 – Поступило имущество по договору лизинга (аренды)
Д76 К51 – Произведена оплата по договору лизинга (аренды)
Д19 К76 – Выделен НДС
Д20 К76 – Учтен лизинговый платеж (арендный платеж)
Д68/2 К19 – Произведен налоговый вычет
Лекция №8
Нематериальные активы (НМА)
Нематериальные активы регулируются ПБУ14/2007 «Учет нематериальных активов».
Пример НМА: Патенты, деловая репутация организации, право на что-либо (изобретение, например). Используются более года. Имеется основной документ о владении НМА.
Активы принимаются к бухгалтерскому учету в качестве НМА, если они единовременно выполняют следующие требования:
НМА учитывается на счете 04
. Активный.
К НМА относится:
- Результаты интеллектуальной деятельности: произведения науки, литературы и искусства; программы для ЭВМ; изобретения; полезные модели; селекционные достижения; ноу-хау; товарные знаки и знаки обслуживания и другие активы.
- Деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия, как имущественного комплекса в целом. Деловая репутация – это разница между покупной стоимостью организации и её стоимость по бухгалтерскому балансу. Деловая репутация может быть как положительная. Так и отрицательная. Положительную деловую репутацию следует рассматривать как надбавку к цене, которую уплачивает покупатель в ожидании будущих выгод. Такая репутация учитывается в качестве отдельного инвентарного объекта. Отрицательная деловая репутация рассматривается как скидка к цене, которую уплачивает покупатель в связи с отсутствием стабильных покупателей, репутации и качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления и т.д. приобретенная деловая репутация амортизируется в течение 20 лет линейным способом. Отрицательная деловая репутация единовременно относится на финансовые результаты в качестве прочих доходов.
Единицей бухгалтерского учета (измерения) НМА является инвентарный объект
. Инвентарным объектом НМА признается совокупность прав, вытекающих из одного патента, свидетельства или другого охранного документа.
Оценка НМА
:
- Первоначальная стоимость – сумма всех затрат, связанных с приобретением НМА, без НДС. Формируется на счете 08. Закрываем на 04.
Вклад в уставный капитал. Первоначальная стоимость будет формироваться исходя из согласованной стоимости при вкладе в уставный капитал НМА.
Договор дарения – первоначальная стоимость формируется исходя из рыночной цены. Обращение идет к независимому оценщику.
Мена. Взамен передаваемого имущества устанавливается цена.
- Остаточная стоимость
Остаточная стоимость = Первоначальная стоимость – начисленная амортизация
Рассчитываем при выбытии.
По остаточной стоимости НМА отражаются в балансе.
- Восстановительная стоимость
Восстановительная стоимость образуется при переоценке основных средств. Переоценивается по остаточной стоимости
Амортизация
Стоимость НМА погашается посредством начисления амортизации в течение срока использования НМА. По НМА с неопределенным сроком амортизация не начисляется.
СПИ определяется исходя из
:
- Срока действия исключительных прав организации на результат интеллектуальной деятельности
- Ожидаемого срока использования
- Ожидаемы срок получать экономические выгоды
Способы списания амортизации
:
Выбранный способ фиксируется в документе «Учетная политика».
Списание (выбытие) НМА
:
Стоимость НМА, который выбывает или не способен приносить экономические выгоды, подлежит списанию.
- Прекращение срока действия исключительного права (охранного документа)
- Передача по договору или продажа НМА
- Вклад в уставный капитал, мена, дарение и т.д.
Выбытие производится на счете 91
«Прочие доходы и расходы».
91/1
– Доходы
91/2
– Расходы
91/9
– Прибыль/убыток от продажи (=финансовый результат)
Тест на время! Вопрос-ответ. ОС и НМА.
Лекция №9 – контрольная на всю пару
Лекция №10
Материально-производственные запасы (МПЗ)
Оборотные активы – более ликвидны, чем необоротные активы.
Срок использования до 12 месяцев.
Могут приобретаться и для собственных нужд, и для перепродажи.
НМА – ПБУ 5/01 «Учет МПЗ»
К бухгалтерскому учету принимаются активы в качестве МПЗ, если:
К МПЗ относится:
- Материалы и сырье – 10 счет
- Товары – 41 счет
приобретаем для продажи
- Полуфабрикаты – 21 счет
- Готовая продукция – 43 счет
производим для продажи
Готовая продукция
– является частью МПЗ, предназначена для продажи, технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям иных документов.
Готовая продукция
– это конечный результат производственного цикла, это активы, прошедшие все стадии технической обработки и готовы к продаже. Этот актив мы сами производим!
Товары
– являются частью МПЗ, приобретенные или полученные от других юридических или физических лиц и готовы для продажи.
Единица бухгалтерского учета МПЗ
– может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.д.
Оценка МПЗ
:
Фактическая себестоимость МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации без НДС.
Учетные цены
– формируются исходя из предыдущих периодов, ориентир идет на норму расходов прошлого периода. Планирование осуществляется на 15 счете, а отклонение на 16 счете.
Заготовление и приобретение материальных ценностей – 15 счет
.
Отклонение в стоимости материальных ценностей – 16 счет
.
Выбранный способ оценки МПЗ организация отражает в учетной политике.
Отпуск МПЗ в производство (списание):
Используется на специфических предприятиях: драг. металлы, драг. камни. Единица стоит индивидуально. У каждой штуки своя цена.
Путем деления общей стоимости на общее количество партий.
Пример: 1 партия 50 шт по 5р
2 партия 100 шт по 3р
Стоимость = (50*5+100*3)/(50+100)
Пример: 1 партия 50 шт по 5р
2 партия 100 шт по 3р
Списать 130 шт
Стоимость = (50*5+80*3)/130
Выбранный способ списания МПЗ в производство организация отражает в учетной политике.
Пример:
СН = 10шт по 10р
1.11 250шт – 9р
5.11 300шт – 8р
Списать: 500 шт.
FIFO:
10*10+250*9+240*8 = 4270
СН = 60шт по 8р
По средней себестоимости:
(10*10+250*9+300*8)/560 = 4750/560 = 8,48
8,48*500 = 4241,08
Пример:
СН = 60шт по 8,48р
Списали 150 шт
Списано 210 шт
Способ
FIFO
Все цены без НДС
№ | Хозяйственные операции | Сумма | Дебет | Кредит |
1 | Оплачены материалы | 955,8 | 60 | 51 |
2 | Выделен НДС | 145,8 | 19 | 60 |
3 | Оприходована 1 партия материалов | 810 | 10 | 60 |
4 | Произведении налоговый вычет | 145,8 | 68/2 | 19 |
5 | Списаны материалы в производство | 1183,8 | 20 | 10 |
6 | Оплачены материалы | 1468,39 | 60 | 51 |
7 | Выделен НДС | 223,99 | 19 | 60 |
8 | Оприходована 2 партия материалов | 1244,4 | 10 | 60 |
9 | Произведении налоговый вычет | 223,99 | 68/2 | 19 |
10 | Списаны материалы в производство | 1306,2 | 20 | 10 |
Лекция №11
Пример:
СН = 10шт по 5р = 50р
1
50шт по 3,5р = 175р С НДС 206,5р
Списали 55 шт
Итого: осталось 5шт по 3,75р (18,75р)
2
60шт по 2,8р + оплатили ТЗР 1180р. С НДС (НДС – 1000р, 1шт -16,67р ) 1168р
Списано 58 шт
Способ: средняя цена
* ТЗР – транспортно-заготовительные расходы
№ | Хозяйственные операции | Сумма | Дебет | Кредит |
1 | Оплачены материалы | 206,5 | 60 | 51 |
2 | Выделен НДС | 31,5 | 19 | 60 |
3 | Оприходована 1 партия материалов | 175 | 10 | 60 |
4 | Произведен налоговый вычет | 31,5 | 68/2 | 19 |
5 | Списаны материалы в производство | 206,25 | 20 | 10 |
6 | Оплачены материалы | 198,24 | 60 | 51 |
7 | Выделен НДС | 30,24 | 19 | 60 |
8 | Оприходована 2 партия материалов | 168 | 10 | 60 |
9 | Произведен налоговый вычет | 30,24 | 68/2 | 19 |
10 | Оплачено ТЗР | 1180 | 76 | 51 |
11 | Выделен НДС | 180 | 19 | 76 |
12 | Учтен ТЗР к стоимости материалов | 1000 | 10 | 76 |
13 | Произведении налоговый вычет | 180 | 68/2 | 19 |
14 | Списаны материалы в производство | 1059,08 | 20 | 10 |
Учетные цены
Д10 К15 – отражены материалы по учетной цене
Д15 К60 – отражена фактическая себестоимость материалов
Д19 К60 – выделен НДС
Д60 К51 – оплачены материалы
Д15 К16 – списано превышение учетной цены над фактической себестоимостью
Д16 К15 – списано превышение фактической себестоимости над учетной ценой
Пример:
Организация приобретает материалы и отражает их в учете по учетным ценам
Учетная цена 1 материала – 500р
Организация приобрела 700ед материала
Согласно расчетным документам от поставщика, стоимость материала составила 360000 с НДС
№ | Хозяйственные операции | Сумма | Дебет | Кредит |
1 | Отражены материалы по учетной цене | 350000 | 10 | 15 |
2 | Оплачены материалы | 360000 | 60 | 51 |
3 | Выделен НДС | 54915,25 | 19 | 60 |
4 | Оприходованы материалы по фактической себестоимости | 305084,75 | 15 | 60 |
5 | Отражено превышение учетной цены над фактической | 44915,25 | 15 | 16 |
Пример:
Учетная цена по материалам – 300 000р
Организация приобрела материалы по цене 400 000р с НДС
№ | Хозяйственные операции | Сумма | Дебет | Кредит |
1 | Отражены материалы по учетной цене | 300000 | 10 | 15 |
2 | Оплачены материалы | 400000 | 60 | 51 |
3 | Выделен НДС | 54915,25 | 19 | 60 |
4 | Оприходованы материалы по фактической себестоимости | 305084,75 | 15 | 60 |
5 | Отражено превышение учетной цены над фактической | 44915,25 | 15 | 16 |
Лекция №12
КР на всю лекцию по всему семестру!
2 СЕМЕСТР
Лекция № 1 (02.03.09)
Итоговая работа (она же самостоятельно выполненная КР) – 45 баллов
Тема: Оплата труда
Оплата труда
– это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателя выплат работникам за их труд в соответствии с законодательством, коллективными договорами, соглашениями и трудовыми договорами.
Заработная плата
– это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
МРОТ (от 01.01.09) – 4330р.
Максимальная зарплата не ограничивается со стороны законодательства.
Формы заработной платы:
Выплаты зарплаты производятся:
- Денежная форма
- Неденежная форма
ЗП в кассе должно получить в течение 3 дней (на севере – 5 дней).
По письменному заявлению работника зарплата может выплачиваться в неденежной форме и не может превышать 20% от общей суммы зарплаты (но есть список товаров-исключений).
Виды заработной платы:
- Основная
- Дополнительная
Основная зарплата начисляется за фактически отработанное время или за количество изготовленной продукции.
Дополнительная начисляется за неотработанное время (больничные листы, декрет, отпуск, повышение квалификации и т.д.)
Формы оплаты труда:
- Повременная
- Простая
21 раб день – отработал 17 дней
Оклад: 20000
Получит: 20000/21 * 17 = 16190
- Повременно-премиальная
Премия 30% (начисляется от фактически отработанного от 16190) = 16190*1,3 = 21047
- Сдельная
Начисляется исходя из выполненной работы.
- Простая-сдельная
1 деталь – 40 руб., в месяц рабочий произвел 500 деталей
500*40 = 20000р
- Сдельно-прогрессивная
Норма: 400 дет, все, что свыше – 50р.
400*40+100*50 = 21000
- Сдельно-премиальная
Существует положение о премировании: при выполнении нормы без брака работнику начисляется 30% премии.
Произвел 500дет по 40р. – 20000 + 30% = 20000*1.3 = 26000
- Косвенно-сдельная
Устанавливается для работников вспомогательного производства в %-м отношении от фондов оплаты труда основного производства
Зарплата программиста 5% от фонда оплаты труда основного производства. За отчетный период изготовлено 10000деталей по цене 40р = 400000р*0,05 = 20000р
- Аккордная
Как правило, используется в строительстве. Учитывается: и количество отработанного, и количество выполненной работы.
Бригада из 5 человек выполнила весь объем работ, затрачено 1000человекочасов . весь объем работ был оплачен в суме 137500р
ФИО | Количество часов | Зарплата |
1 | 90 | 137500/1000 * 90 = 12375 |
2 | 300 | 41250 |
Доплаты и надбавки
Надбавки:
Доплаты:
1. За работу в выходные и праздничные дни (оплачивается в двойном размере)
2. Работа в ночное время (с 23.00 до 6 утра) (не ниже чем + 25%, но по согласованию с работодателем)
3. Доплата за работу в сверхурочное время (работа свыше 8-мичасового дня) (4 часа в два дня, в год не более 120 часов) (оплата производится за первые два часа в 1.5 размере, за последующие в 2)
4. Доплата по совместительству (совместительство внутреннее (в рамках одного производства) и внешнее (работа на двух предприятиях)) (постоянное и временное совместительство)
Зарплата учитывается на счете 70П – расчеты с персоналом по оплате труда.
Д20 К70 (начислена зарплата работникам основного производства)
Д23 К70 (начислена зарплата работникам вспомогательного производства)
Д25 К70 (общепроизводственные расходы)
Д26 К70 (общехозяйственные расходы – в основном управленцам)
Д44 К70 (расходы на продажу)
Д08 К70 (покупка основного средства)
Д91/2 К70
Налоги:
Плательщики – работодатели. Налог регрессивный.
26% – до 280 тыс в год
Промежуточная – 10% от 280 тыс. до 600 тыс.
Минимальная ставка – 2% свыше 600 тыс.
Платится до 15 числа.
ЕСН – 26%
Пенсионный фонд – 20% (Федеральный Бюджет Пенсионный Фонд 6%, 14% на страховую (14%) и на накопительную часть пенсии (–%) с 1967г и старше, а с 1968г и моложе 14% на страховую (8%) и на накопительную часть пенсии (6%))
Фонд социального страхования – 2,9%
Фонд обязательного медицинского страхования (Территориальный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (2%) и Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (1,1%))
НСПЗ – процент по травматизму от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Лекция № 2 (16.03.09)
23 глава НК РФ
Плательщиком является физическое лицо
Перечисление налога производит налоговый агент (предприятие, которое удерживает налог с нас)
Налоговый агент – это лицо, на которое законом наложена обязанность по удержанию и перечислению налогов.
Общая ставка – 13%, но на такие доходы как призы, выигрыши – 35%
Дивиденды – 9%
Для нерезидентов установленной ставки – 30% и ставка 15% только на дивиденды
Стандартные вычеты:
- Вычет на физическое лицо – 400р (до 40 тыс. в год нарастающим итогом)
- Вычет на детей – 1000р (до превышения 280 тыс. в год нарастающим итогом) – производится с ежегодного письменного заявления работника
В случае, если родитель один воспитывает ребенка – 2000р
Задача№1
ЗП январь – 17000р. У человека 3 ребенка.
НДФЛ – 17000 – 400 – 3000 = 13600 – 13% = 1768
ЕСН 17000 – 26% = 4420
ЗП = 15232
Задача№2
ЗП январь – 25000р
ЗП февраль – 25000р
1 ребенок
НДФЛ – 25000 – 1000 = 24000 – 13% = 3120
ЕСН 25000 – 26% = 6500
ЗП = 21880
Задача№3
ЗП январь – 8500р, 4 ребенка, родитель один
НДФЛ – 8500 – 400 – 8000 = 100 – 13% = 13
ЕСН 8500 – 26% = 2210
ЗП = 8500 – 13 = 8487
№ | Хозяйственные операции | Сумма | Дебет | Кредит |
1 | Начислена ЗП | 8500 | 20 | 70 |
2 | Начислен ЕСН | 2210 | 20 | 69 |
3 | Удержан НДФЛ | 13 | 70 | 68.1 |
4 | Оплачен ЕСН | 2210 | 69 | 51 |
5 | Оплачен НДФЛ | 13 | 68.1 | 51 |
6 | Выдана ЗП | 8487 | 70 | 51 |
На 3 семинаре будет (фонды по 69 с субсчетами открываются):
ФИО | Год рождения | Сведения о льготах | НДФЛ | ПФ | ФСС | ФОМС | НСПЗ | ЗП | |||
Фед. бюд | Страх. Плат. | Накоп. фонд | ТФ | ФФ | |||||||
1 (10000) | 1979 | 2 | 988 | 600 | 800 | 600 | 290 | 110 | 200 | 20 | 9012 |
4 семинар – заполнение первички.
Лекция № 3 (23.03.09)
Тема: Себестоимость
Документ ПБУ 10/99 – «Расходы организации»
Расходы
– уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств и иного имущества) и возникновения обязательств, уменьшающих капитал организации.
Расходы:
- По обычному виду деятельности
1. Материалы и сырье
2. Амортизация
3. Заработная плата
4. ЕСН
5. Прочие расходы (расходы по коммунальным платежам, расходы по аренде)
- Прочие расходы – расходы, не связанные с основным видом деятельности.
- Расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование имущества (аренда)
- Расходы, связанные с участием в уставных капиталах в других организациях
- Расходы, связные с продажей, выбытием основных средств и иного имущества или прочего имущества
- Проценты, выплачиваемые организацией, за кредиты и займы
- Штрафы, пени, неустойки за нарушение договора
- Убытки прошлых лет
- Сумма дебиторской задолженности по которой истек срок исковой давности (ГК 3 года)
Счета учета затрат
20 – основное производство
23 – вспомогательное производство (обслуживающее производство, которое обслуживает основное производство)
25 – общепроизводственные расходы (расходы также связанные с управленцами)
26 – общехозяйственные расходы (управленческие расходы, амортизация или зарплата руководителя)
29 – обслуживающее производство
Классификация затрат на производство
1) По отношению к технологическому процессу
- Основные расходы – условно-переменные расходы (материалы, заработная плата рабочих, начисления на зарплату, расходы по освоению, резерв на гарантийный ремонт, потери от брака)
- Накладные расходы – условно-постоянные (общепроизводственные и общехозяйственные расходы)
2) По экономическим элементам
- Одноэлементные – материалы, зарплата рабочих, начисления на зарплату, амортизация и прочие.
- Комплексные – расходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы.
3) По способу включения в себестоимость
- Прямые (20, 23)
– материалы, зарплата, амортизация, ЕСН, прочее
- Косвенные (25, 26)
– общепроизводственные и общехозяйственные расходы
Д20 K10 – списаны материалы в основное производство
Д20 K02 – начислена амортизация
Д20 K70 – начислена ЗП
Д20 K69 – начислен ЕСН
Д20 K60 (76) – прочие расходы
Д20К23 – списаны расходы вспомогательного производства в основное производства
Д20К25 – списаны общепроизводственные расходы
Д20К26 – списаны общехозяйственные (управленческие) расходы
Расходы, как правило, не распределяют прямым путем, а распределяют пропорционально какому-либо показателю (например, ЗП, расходам)
Задача
Организация выпускает два вида продукции: ручки (20.1) и карандаши (20.2)
На производство ручек израсходовано материала на сумму 50 тыс. руб.
ЗП, занятых в производстве ручек – 100 тыс. руб.
ЕСН – 26 тыс. руб.
Амортизация – 2000 руб
На производство карандашей израсходовано материала на сумму 70 тыс. руб.
ЗП, занятых в производстве карандашей – 150 тыс. руб.
ЕСН – 39 тыс. руб.
Амортизация – 3000 руб
Известно, что аренда 118 тыс. руб с НДС (производственные расчеты – 25 счет) – распределить пропорционально затратам.
Ручки
№ | Хозяйственные операции | Сумма | Дебет | Кредит |
1 | Списаны материалы | 50000 | 20.1 | 10 |
2 | Начислена ЗП | 100000 | 20.1 | 70 |
3 | Начислен ЕСН | 26000 | 20.1 | 69 |
4 | Начислена амортизация | 2000 | 20.1 | 02 |
Всего по ручкам | 178000 | |||
5 | Списана аренда по себестоимости ручек | 40450 | 20.1 | 25 |
Карандаши
№ | Хозяйственные операции | Сумма | Дебет | Кредит |
1 | Списаны материалы | 70000 | 20.2 | 10 |
2 | Начислена ЗП | 150000 | 20.2 | 70 |
3 | Начислен ЕСН | 39000 | 20.2 | 69 |
4 | Начислена амортизация | 3000 | 20.2 | 02 |
Всего по карандашам | 262000 | Вместе 440000 | ||
5 | Оплачена аренда | 118000 | 60 | 51 |
6 | Выделен НДС | 18000 | 19 | 60 |
7 | Учтена аренда | 100000 | 25 | 60 |
8 | Списана аренда в себестоимости карандашей | 59550 | 20.2 | 25 |
100000/440000*178000=40550
100000/440000*262000=59500
Лекция № 4 (30.03.09)
Задача:
Расходы основного производства 20 счет – 300тыс руб.
Расходы вспомогательного производства 23 счет – 170тыс руб.
Общехозяйственные расходы 26 счет – 139тыс руб с НДС 117796
Разделить косвенные расходы
20 счет: 75188,93
23 счет: 42607,07
Себестоимость:
Себестоимость готовой продукции (фактическая)
– формируется по итогам отчетного периода, исходя из расходов, которые были произведены в этом периоде. Фактическая себестоимость готовой продукции учитывается на счете 43
.
Задача:
На производство готовой продукции организация израсходовала материалов и сырья на сумму 100тыс. руб. Амортизация – 1000р. ЗП – 100000руб, ЕСН 26000, НСПЗ (2,1%) – 2100, аренда 59000 с НДС.
Учесть готовую продукция на складе по фактической себестоимости.
№ | Хозяйственные операции | Сумма | Дебет | Кредит |
1 | Списаны материалы и сырье | 100000 | 20 | 10 |
2 | Начислена амортизация | 1000 | 20 | 02 |
3 | Начислена ЗП | 100000 | 20 | 70 |
4 | Начислен ЕСН | 26000 | 20 | 69 |
5 | Начислен НСПЗ | 2100 | 20 | 69 |
6 | Оплачена аренда | 59000 | 60 | 51 |
7 | Выделен НДС | 9000 | 19 | 60 |
8 | Учтена аренда | 50000 | 20 | 60 |
9 | НДС к вычету | 9000 | 68.2 | 19 |
10 | Передана на склад готовая продукция по фактической себестоимости | 279100 | 43 | 20 |
11 | Списана себестоимость готовой продукции | 279100 | 90.2 | 43 |
Плановая (нормативная) себестоимость
– формируется на счете 40
. Учет себестоимости по плановой себестоимости производят крупные и средние предприятия, которые занимаются массовым серийным производством. Плановая себестоимость формируется исходя их предыдущих норм расходов (закупка материалов и сырья).
40
Д | К |
фактическая себестоимость | плановая (нормативная) себестоимость |
90 | 100 |
Задача:
Организация занимается производством Х. Учет ведется по плановой себестоимости. Плановая себестоимость 75тыс. Фактическая себестоимость 70тыс.
Отразите эту ситуацию в журнале хозяйственных операций.
№ | Хозяйственные операции | Сумма | Дебет | Кредит |
1 | Отражена готовая продукция по плановой себестоимости | 75000 | 43 | 40 |
2 | Отражена готовая продукция по фактической себестоимости | 70000 | 40 | 20 |
3 | Списана готовая продукция | 75000 | 90.2 | 43 |
4 | Сторнировано превышение плановой над фактической себестоимостью | 5000 | 90.2 | 43 |
Задача:
Организация занимается производством наборов ножей. Произвела в отчетном периоде 1000 наборов по плановой себестоимости 120 рублей за набор. Фактическая себестоимость 125 руб. за набор.
Отразите эту ситуацию в журнале хозяйственных операций.
№ | Хозяйственные операции | Сумма | Дебет | Кредит |
1 | Отражена готовая продукция по плановой себестоимости | 120000 | 43 | 40 |
2 | Отражена готовая продукция по фактической себестоимости | 125000 | 40 | 20 |
3 | Списана готовая продукция | 120000 | 90.2 | 43 |
4 | Сторнировано превышение фактической над плановой себестоимостью | 5000 | 90.2 | 40 |
Лекция № 5 (06.04.09)
КР на всю пару
Лекция № 6 (13.04.09)
Тема: Учет денежных средств
Денежные средства учитываются на таких счетах, как 50 счет
– касса, 51 счет
– расчетный счет, 52 счет
– валютные счета, 55 счет
– специальные счета в банках.
50 счет (А)
– касса. Учитываются денежные средства предприятия в наличной форме. Поступления денежных счет – Д, выбытие – К. Для работы с наличными организация должна иметь кассу и соблюдать требования, установленные порядком ведения кассовых операций. Ответственность за хранение ценностей в кассе несет кассир. С кассиром организация обязана заключить договор о полной материальной ответственности.
Лимит остатка кассы
– определенная сумма денежных средств, установленная руководителем и банком, обслуживающим организацию, которая не может быть превышена на конец рабочего дня.
Пример: 30 тыс. руб.
Выдается банком документ «Расчеты лимита остатка кассы», где отражается лимит.
Если лимит остатка кассы не установлен, то он равен 0.
В дни выдачи заработной платы лимит остатка кассы может быть превышен.
Сверх лимит организация может хранить только зарплаты и пособия, причем не бесконечно, а только 3 дня, отведенных на выдачу ЗП. Если в другой день лимит остатка кассы будет превышен – организация будет оштрафована от 40 до 50 тыс. руб, а с руководителя от 4 до 5 тыс. руб.
Движения по кассе отображаются в кассовой книге
. Кассовая книга
– это учетный регистр, в котором отражается сальдо начальное (остаток на начало дня), приход денежных средств и расход денежных средств, подсчитывается сальдо конечное на конец дня. В кассовой книге не допускаются исправления.
Документы, которые оформляются к кассовой книге:
Все организации, которые осуществляют свою деятельность с физическими лицами за наличный расчет обязаны выдавать чеки с использованием ККМ (контрольно-кассовая машина). (Приходника без чека не достаточно)
В случае, если законодательством предусмотрена работа без ККМ, организация обязана использовать специальные квитанционные книжки.
Предельный размер расчетов наличными денежными средствами по одной сделке между двумя юридическими лицами не может превышать 100 тыс. руб.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |