Содержание
Введение. 3
1. Бухгалтерские информационные системы.. 4
1.1 Особенности БИС.. 4
1.2 Структура БИС.. 5
1.3 Автоматизированные рабочие места в БИС.. 8
2. Бухгалтерский учет в 1С:Предприятие. 10
2.1 Требования к программному обеспечению.. 10
2.2 Характеристика программы автоматизации бухгалтерского учета. 11
Заключение. 17
Список использованных источников. 18
Введение
Проблемы повышения прибыльности предприятия, эффективности работы персонала, создание оптимальной структуры управления волнуют любого руководителя. Ему приходится принимать решения в условиях неопределенности и риска, что вынуждает его постоянно держать под контролем различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности. Эта деятельность отражена в большом количестве документов, содержащих разнородную информацию. Грамотно обработанная и систематизированная она является в определенной степени гарантией эффективного управления производством, а отсутствие достоверных данных может привести к неверному управленческому решению и, как следствие, к серьезным убыткам.
В этих условиях актуальность бухгалтерских информационных систем очевидна. Внедрение бухгалтерских пакетов и программ позволяет автоматизировать не только бухгалтерский учет, но и навести порядок в складском учете, в снабжении и реализации продукции, товаров, отслеживать договоры, быстрее рассчитывать заработную плату, своевременно сдавать отчетность.
Из-за небрежности в бухгалтерском учете предприятие может сильно пострадать или даже потерпеть крах. Страдают хозяйствующие субъекты также из-за незнания и соответственно невыполнения последних законов и распоряжений. Все вышесказанное указывает на актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является изучение бухгалтерского учета в ЭИС.
Задачи работы:
1. Рассмотреть особенности БИС.
2. Раскрыть структуру БИС.
3. Определить автоматизированные рабочие места в БИС.
4. Рассмотреть требования к программному обеспечению.
5. Раскрыть бухгалтерский учет в 1С:Предприятие.
Структурно работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.
1. Бухгалтерские информационные системы
1.1 Особенности БИС
Бухгалтерские информационные системы (БИС) отражают отраслевые особенности деятельности предприятий. Такие системы используются для целей управления на уровне отдельного предприятия или отраслевом уровне.[1]
Для автоматизированного решения задач требуется наличие ряда компонентов, являющихся базовыми для любой компьютерной ИС:
- информационной базы объекта управления;
- программного обеспечения;
- вычислительной системы;
- пользователей.
Основу БИС составляет информация – совокупность количественных данных, необходимых для выполнения функций планирования, контроля, анализа и являющихся основой для принятия управленческих решений.
Задачи БИС:
- обеспечение автоматизированного решения всего комплекса задач бухгалтерского учета, планирования, анализа финансово-хозяйственной деятельности, внутреннего аудита;
- получение достоверной оперативной информации о текущем состоянии дел на предприятии для принятия на ее основе необходимых управленческих решений;
- интеграция оперативного, бухгалтерского, статистического учета на основе единой первичной информации;
- получение достоверной информации для обратной связи, используемой при принятии управленческих решений;
- автоматизация обработки на всех стадиях техпроцесса, начиная со стадии первичного учета.
1.2 Структура БИС
Информационное обеспечение имеет целью организацию информации, необходимой для осуществления управленческой деятельности и подразделяется на внемашинное и внутримашинное информационное обеспечение.[2]
Характеристики подсистемы:
- качественные (оценки: степени отображения предметной области в информационной базе системы, методов организации и структурированности баз данных, эффективности манипулирования данными в базе данных и др.);
- количественные (оценки: максимального объема хранимых и обрабатываемых данных, временных характеристик обработки данных, производительности использования баз данных и др.).
Техническое обеспечение представляет собой совокупность используемых технических средств, вычислительных сетей, технологий сетевой обработки данных.
Структуру подсистемы образуют: технические средства сбора и регистрации информации, средства подготовки и передачи данных, средства ввода, обработки и вывода информации, средства оргтехники и другие; методические и руководящие материалы; техническая документация, обслуживающий персонал.
Характеристики подсистемы:
- качественные (оценки: степени полноты и адекватности технической документации, информативности и неизбыточности технической документации, качества описания и полноты охвата предметной области контрольным примером);
- количественные (оценки: полноты комплекса технической документации, объемных ограничений на каждый документ).
Программное обеспечение представляет собой совокупность программ, реализующих цели и задачи системы и обеспечивающих функционирование комплекса технических средств. Структуру подсистемы составляют: общесистемные, специальные прикладные и оригинальные программы и инструктивно-методические материалы по их применению.[3]
Характеристики подсистемы:
- качественные (оценки: сложности архитектуры комплекса программных средств, сложности и надежности программных компонентов и всей системы автоматизированной обработки, программной реализации алгоритмов обработки исходной информации и другие);
- количественные (оценки: общего количества программных компонентов системы, объема оперативной памяти, занимаемой управляющими модулями; максимального объема оперативной памяти и др.).
Лингвистическое обеспечение представляет собой совокупность языковых средств, предназначенных для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц при общении персонала вычислительной системы со средствами вычислительной техники. Структуру подсистемы составляют: языки управления и манипулирования данными информационной базы, языковые средства информационно-поисковых систем, диалоговые языки специального назначения, системы терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования систем.
Характеристики подсистемы:
- качественные (ориентированность на пользователя системы, степень охвата параметров настройки системы на заданную операционную систему и конфигурацию комплекса технических средств, степень сложности освоения языка, и др.);
- количественные (общий объем языковых конструкций, время подготовки языковых конструкций для адаптации системы на конкретную предметную область, и др.).
Правовое обеспечение представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения, возникающие при функционировании ИС и юридический статус результатов ее функционирования. Структуру подсистемы составляют различные нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика системы, правовым регулированием процессов, возникающих в ходе разработки системы.
Математическое обеспечение включает совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации. Структуру подсистемы образуют: средства математического обеспечения, средства моделирования процессов управления, типовые задачи управления, методы математического программирования, методы математической статистики и др.
Организационное обеспечение включает совокупность документов, методов и средств, регламентирующих взаимодействие персонала системы и технических средств, задействованных в процессе обработки данных. Функции подсистемы: анализ существующей системы управления, выбор направлений совершенствования системы управления, выбор и постановка задач управления, формулировка требований к комплексу технических средств.
Эргономическое обеспечение это совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и функционирования автоматизированной системы и предназначенных для создания оптимальных условий работы персонала.[4]
Функциональные компоненты составляют содержательную основу ИС и включают совокупность функциональных систем, комплексов задач и процедур обработки, реализующих функции системы управления. В функциональном аспекте БИС должны обеспечивать: выполнение необходимых расчетов; подготовку, заполнение, проверку и распечатку документов; перенос данных из одной отчетной формы в другую; накопление итогов, обращение к данным прошлых периодов.
К комплексам задач БИС относится учет: труда и зарплаты, материальных ценностей, основных средств, готовой продукции, финансово-расчетных операций, затрат на производство, а также сводный учет и составление отчетности.
Автоматизация выполнения отдельных функций управления требует их расчленения на более мелкие части – функциональные задачи, для решения которых разрабатываются алгоритмы и пишутся программы.
1.3 Автоматизированные рабочие места в БИС
В современных автоматизированных системах широко используются автоматизированные рабочие места (АРМ) – совокупность методических, языковых, аппаратных и программных средств, обеспечивающих автоматизацию функций пользователя в некоторой предметной области и позволяющих оперативно отражать его информационные и вычислительные запросы.[5]
Создание АРМ обеспечивает: доступ к современной электронной технике небольших предприятий, что было невозможно в условиях централизованной обработки информации; компактность размещения, высокую надежность, простое техническое обслуживание и невысокие требования к условиям эксплуатации; возможность поэтапного внедрения; информационно-справочное обслуживание пользователя; возможность ведения локальных и распределенных баз данных; совместимость с другими системами.
Классификация АРМ:
- по выполняемым функциям: проблемные и технологические;
- по способу организации: типовые (универсальные), специализированные и проблемно-ориентированные комплексы;
- по режиму эксплуатации: индивидуальные, групповые и сетевые.
При качественной оценке АРМ учитывают: простоту использования, совместимость АРМ-проекта с другими системами, степень модульности и иерархичности проекта, совместимость интерфейса с другими системами, характер контроля данных и вычислений, достоверность потоков данных и др. При количественной оценке учитывают надежность и универсальность системы, ее структурно-функциональную сложность, пропускную способность и др.
АРМ бухгалтера оборудуется вычислительной техникой (персональным компьютером) и инструментальными средствами, обеспечивающими автоматизацию большей части выполняемых им операций.[6]
Типичный состав устройств АРМ:
- ЭВМ с микропроцессорами, внешней, оперативной и кэш-памятью и шинами, для взаимной увязки устройств;
- устройства ввода и вывода, включающие клавиатуру, мышь;
- дополнительные периферийные устройства.
К инструментальным средствам АРМ относятся все виды обеспечения. Бухгалтер имеет в своем распоряжении необходимую документацию, программные средства, информационные массивы, составляющие элементы обеспечения рабочего места.
2. Бухгалтерский учет в 1С:Предприятие
2.1 Требования к программному обеспечению
Программное обеспечение должно отличаться простотой использования. Дружественность пользовательского интерфейса определяет такие особенности программы, как удобство работы с меню и экранными формами, их оснащенность системой помощи, подсказками, стандартность и привычность использования клавиатуры и терминологических понятий.
Полнота и уровень автоматизации функций в программном обеспечении означает, что отдельные расчетные функции, должны быть реализованы практически в любом пакете. Высокий уровень автоматизации расчетов предполагает перерасчет за любой предшествующий период времени с учетом действовавших на тот момент показателей.
Одним из требований программного обеспечения является настраиваемость пакета – это наличие средств настройки на новые показатели. При этом у бухгалтера снимаются проблемы появления новых, ранее не предусмотренных показателей; без изменения программного обеспечения можно вводить и настраивать новые виды.[7]
Программное обеспечение должно быть гибким, открытым и системным. Это означает возможность добавить в нее новые данные, не внося изменений в структуру и предполагает ведение бухгалтерского учета на всех его стадиях.
Программное обеспечение должно быть универсальным и надежным. Универсальность системы делает возможным учет особенностей бухгалтерского учета на предприятиях различных отраслей хозяйства. Надежность системы характеризует ее устойчивость к неправильным командам пользователя, отказам технических средств.
Каждое из требований нельзя рассматривать отдельно от других, они взаимозависимы.
2.2 Характеристика программы автоматизации бухгалтерского учета
В комплект поставки программных продуктов системы программ 1С: Предприятие включаются типовые конфигурации. Они представляют собой универсальные прикладные решения для автоматизации конкретной области экономики.
Конфигурации, использующие возможности одной функциональной компоненты, предназначены для автоматизации отдельных сфер деятельности предприятий, например, бухгалтерского учета, торгового учета или расчета заработной платы. Конфигурации, использующие возможности нескольких компонент, обеспечивают комплексную автоматизацию различных направлений учета в единой информационной базе.
Особенностью системы программ 1С: Предприятие является возможность изменения конфигурации самим пользователем или организациями, специализирующимися на внедрении и поддержке программных продуктов фирмы «1С». Эта возможность позволяет обеспечить максимальное соответствие автоматизированной системы особенностям учета в конкретной организации.
Рассмотрим несколько типовых конфигураций, содержащих выше перечисленные функциональные компоненты.
Типовая конфигурация 1С: Бухгалтерия 7.7 (Компонента “Бухгалтерский учет”)
“1С: Бухгалтерия” - универсальная программа массового назначения для автоматизации бухгалтерского учета. Она может использоваться на предприятиях разных направлений деятельности и форм собственности.[8]
“1С: Бухгалтерия” предоставляет бухгалтеру гибкие возможности учета:
- использование нескольких планов счетов одновременно
- многоуровневые планы счетов
- многомерный аналитический учет
- многоуровневый аналитический учет
- количественный учет
- многовалютный учет по неограниченному числу валют
- ведение на одном компьютере учета для нескольких предприятий
- ведение консолидированного учета
- учет импортных товаров в разрезе ГТД (автоматический подбор необходимых номеров ГТД при выписке счетов-фактур)
Программа позволяет автоматизировать ведение всех разделов бухгалтерского учета:
- операции по банку и кассе
- основные средства и нематериальные активы
- материалы и МБП
- товары и услуги, выполнение работ
- учет производства продукции
- учет валютных операций
- взаиморасчеты с организациями
- расчеты с подотчетными лицами
- расчеты по зарплате
- расчеты с бюджетом
- другие разделы учета. [9]
1С: Бухгалтерия позволяет автоматизировать подготовку любых первичных документов:
- платежные поручения
- счета на оплату и счета-фактуры
- приходные и расходные кассовые ордера
- акты, накладные, требования, доверенности
- другие документы.
Средства работы с документами позволяют организовать ввод документов, их произвольное распределение по журналам и поиск любого документами по различным критериям: номеру, дате, сумме, контрагенту.[10]
Удобный пользовательский интерфейс
- Путеводитель по конфигурации предназначен для быстрого освоения программы бухгалтером. Он позволяет ознакомиться с порядком использования программы по конкретным разделам учета и тут же выполнить необходимые действия.
- Режим комментирования проведения документов. В процессе автоматического формирования проводок документами программа информирует пользователя о том, почему были сформированы те или иные проводки.
- «Советы дня» подскажут вам эффективные приемы работы и удобные возможности системы.
- Настраиваемые панели инструментов позволят вам быстро получать доступ к часто используемым функциям программы.
Типовая конфигурация 1С: ТОРГОВЛЯ И СКЛАД 7.7 (Компонента “Оперативный учет”)
«1С: Торговля и склад» предназначена для учета любых видов торговых операций. Благодаря гибкости и настраиваемости, система способна выполнять все функции учета - от ведения справочников и ввода первичных документов до получения различных ведомостей и аналитических отчетов.
«1С: Торговля и склад»
автоматизирует работу на всех этапах деятельности предприятия и позволяет:
- вести раздельный управленческий и финансовый учет
- вести учет от имени нескольких юридических лиц
- вести партионный учет товарного запаса с возможностью выбора метода списания себестоимости (FIFO, LIFO, по средней)
- вести раздельный учет собственных товаров и товаров, взятых на реализацию
- оформлять закупку и продажу товаров
- производить автоматическое начальное заполнение документов на основе ранее введенных данных
- вести учет взаиморасчетов с покупателями и поставщиками, детализировать взаиморасчеты по отдельным договорам [11]
- формировать необходимые первичные документы
- оформлять счета-фактуры, автоматически строить книгу продаж и книгу покупок, вести количественный учет в разрезе номеров ГТД
- выполнять резервирование товаров и контроль оплаты
- вести учет денежных средств на расчетных счетах и в кассе
- вести учет товарных кредитов и контроль их погашения
- вести учет переданных на реализацию товаров, их возврат и оплату
В «1С: Торговля и склад» вы можете:
- задать для каждого товара необходимое количество цен разного типа, хранить цены поставщиков, автоматически контролировать и оперативно изменять уровень цен
- работать с взаимосвязанными документами
- выполнять автоматический расчет цен списания товаров
- быстро вносить изменения с помощью групповых обработок справочников и документов
- вести учет товаров в различных единицах измерения,
- а денежных средств - в различных валютах
- получать самую разнообразную отчетную и аналитическую информацию о движении товаров и денег
- автоматически формировать бухгалтерские проводки для 1С: Бухгалтерии.
- Надежность и безопасность
- «1С: Торговля и склад»
содержит средства обеспечения сохранности и непротиворечивости информации:
- возможность запрещения пользователям «прямого» удаления информации
- специальный режим удаления данных с контролем перекрестных ссылок
- возможность запрещения пользователям редактировать данные за прошлые отчетные периоды
- установка запрета на редактирование печатных форм документов
- «запирание» системы пользователем при временном прекращении работы.
1С: Зарплата и Кадры 7.7 (Компонента “Расчет”)
Программа «1С: Зарплата и Кадры» предназначена для расчета заработной платы и кадрового учета, может использоваться как на хозрасчетных предприятиях Российской Федерации, так и в организациях с бюджетным финансированием. Она позволяет не только автоматизировать расчет заработной платы, но и организовать учет сотрудников, регистрировать служебные перемещения, получать статистические справки по кадровому составу. Универсальность системы позволяет реализовать любой подход к решению этих задач и получать любые отчетные документы.[12]
Основные функциональные возможности:
Первоначальные возможности
- Разнообразные возможности, поддерживаемые конфигурацией
- Все необходимые отчеты и документы
Расчет заработной платы
- Различные системы и формы оплаты труда
- Учет отработанного времени
- Учет северных и районных особенностей
Кадровый учет и штатное расписание[13]
- Автоматизация кадрового учета и штатного расписания
Особенности бюджетных организаций
- Учет специфики бюджетных организаций.
Дополнительные возможности системы
- Разнообразные возможности настройки конфигурации
- Работа с распределенными информационными базами
- Администрирование, работа в сети и права доступа
- Дополнительный сервис
Заключение
Автоматизация бухгалтерского учета на предприятии и подготовка финансовой отчетности в налоговые органы в условиях переходной экономики России является одной из наиболее важных задач. В настоящее время существует широкий выбор различных систем автоматизации бухгалтерского учета. Не следует делить их на плохие и хорошие, сильные слабые. Все они хороши и их возможности находят практическое применение на предприятиях различного размера, профиля и рода деятельности. При автоматизации следует выбрать необходимую систему, исходя из задач и имеющихся ресурсов.
Перспективы развития программ автоматизации:
- применение новейших информационных технологий;
- реализация новых возможностей по адаптации программ к потребностям конечного пользователя;
- развитие механизмов взаимодействия с другими программами;
- развитие систем управления документооборотом;
- взаимодействие с западными системами бухгалтерского учета;
- обеспечение соответствия систем бухгалтерского учета и систем налогообложения требованиям законодательства;
- создание новых версий программ, включающих дополнительные возможности ведения как финансового, так и управленческого учета;
- формирование показателей отчетности предприятия в автоматическом режиме;
- обеспечение открытости систем.
Конечно, компьютер, не позволит упорядочить бухучет и повысить его оперативность, увеличить количество получаемой информации, уменьшить число арифметических ошибок, оценить текущее финансовое положение предприятия и его перспективы. Компьютеру нужен опытный и грамотный бухгалтер.
Список использованных источников
1. Автоматизированные информационные технологии в экономике / Под ред. Г. А. Титоренко. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 399с.
2. Алексеева, И.А. Основы проектирования информационных систем в экономике: учебник. / И.А. Алексеева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 684 с.
3. Горпец, Н.Н. Организация ЭВМ и систем: учебное пособие / Н.Н. Горпец, Л.Г. Рощин, В.В. Соломенцев. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
4. Информатика. Базовый курс: учебное пособие для вузов / Под ред. С.В.Симонович. – СПб.: Питер, 2005. – 640 с.
5. Могилев, А.В. Информатика: учебное пособие / А.В. Могилев, Е.К. Хеннер, Н.И. Пак; под ред. А.В. Могилева. – М.: Академия, 2006. – 336 с.
6. Палтиевич, А.Р. Основы информатики: учебное пособие / А.Р. Палтиевич, А.В. Соколов. – М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2005. – 80 с.
7. Фигурнов, В.Э. IBM PC для пользователя. Краткий курс. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 480 с.
[1]
Автоматизированные информационные технологии в экономике / Под ред. Г. А. Титоренко. – М.: ЮНИТИ, 2007. – С. 67.
[2]
Палтиевич, А.Р. Основы информатики: учебное пособие / А.Р. Палтиевич, А.В. Соколов. – М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2005. – С. 37.
[3]
Алексеева, И.А. Основы проектирования информационных систем в экономике: учебник. / И.А. Алексеева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 67.
[4]
Персональный компьютер. Школьная энциклопедия / Ю.Л. Кетков, А.Ю. Кетков, Д.Е. Шапошников. - М.: «Большая Российская энциклопедия»; Дрофа, 2006. - С. 68.
[5]
Информатика. Базовый курс: учебное пособие для вузов / Под ред. С.В.Симонович. – СПб.: Питер, 2005. – С. 43.
[6]
Палтиевич, А.Р. Основы информатики: учебное пособие / А.Р. Палтиевич, А.В. Соколов. – М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2005. – С. 69.
[7]
Информатика. Базовый курс: учебное пособие для вузов / Под ред. С.В.Симонович. – СПб.: Питер, 2005. – С. 64.
[8]
Автоматизированные информационные технологии в экономике / под ред. Г. А. Титоренко. – М.: ЮНИТИ, 2007. – С. 67.
[9]
Автоматизированные информационные технологии в экономике / Под ред. Г. А. Титоренко. – М.: ЮНИТИ, 2007. – С. 68.
[10]
Горпец, Н.Н. Организация ЭВМ и систем: учебное пособие / Н.Н. Горпец, Л.Г. Рощин, В.В. Соломенцев. – М.: Академия, 2006. – С. 48.
[11]
Алексеева, И.А. Основы проектирования информационных систем в экономике: учебник. / И.А. Алексеева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 67.
[12]
Горпец, Н.Н. Организация ЭВМ и систем: учебное пособие / Н.Н. Горпец, Л.Г. Рощин, В.В. Соломенцев. – М.: Академия, 2006. – С. 84.
[13]
Информатика. Базовый курс: учебное пособие для вузов / Под ред. С.В.Симонович. – СПб.: Питер, 2005. – С. 37.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |