Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Аттестация аудиторов и условия допуска к аудиторской деятельности

Содержание.


Введение…………………………………………………………………………...2


1.Аттестация аудиторов и условия допуска к аудиторской деятельности……………………………………………………………................4


2. Контроль качества работы аудиторов……………………………………….9


3.Ответственность аудиторов (аудиторских организаций)…………………22


Заключение……………………………………………………………................25


Список использованной литературы…………………………………………..29


Введение.


Понятие «качество аудита» можно определить как степень необ­ходимого и достаточного уровня доверия к мнению аудитора со сторо­ны пользователей в отношении достоверности информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица[1]
.


Актуальность данной работы заключается в том, что в связи с усилением требований законодательства Российской Федерации в области контроля качества аудиторской деятельности повышение внимания аудиторских фирм к этому аспекту их деятельности стано­вится одним из важнейших факторов конкурентоспособности и выжи­вания на рынке аудиторских услуг.


В настоящее время вопросы контроля качества аудита регулиру­ют Федеральное правило (стандарт) № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях», утвержденное постановлением Прави­тельства РФ от 22.07.2008 № 557[2]
, определяющее его общие прин­ципы и Федеральное правило (стандарт) № 7 «Внутренний контроль качества аудита», утвержденное постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405, содержащее политики и процедуры в отношении аудиторских заданий[3]
.


Аудиторская организация должна установить систему контроля качества услуг (заданий) — принципы и процедуры, принятые ауди­торской организацией, для обеспечения разумной уверенности в том, что аудиторская организация и ее работники проводят аудит, оказы­вают сопутствующие аудиту услуги в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, федераль­ными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутрен­ними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также в том, что заключения и иные отчеты, выданные аудиторской органи­зацией, соответствуют условиям конкретных заданий[4]
.


Итак, в данной работе мы рассмотрим понятие «качества аудита», что на него влияет, в частности это и аттестация аудиторов и условия их допуска к аудиторской деятельности, а также внутренний контроль качества аудита и конечно же ответственность аудиторов согласно законодательства.


1.Аттестация аудиторов и условия допуска к аудиторской деятельности.


Для обеспечения профессионального выполнения аудиторами своих обязанностей в Российской Федераций проводится аттестация на право осуществления аудиторской деятельности. Ее проходят все физические лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно или в составе аудиторской фирмы. Аттестации пред­шествует профессиональное обучение в учебно-методических центрах, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнитель­ной власти. Аттестация проводится в форме квалификационного экза­мена. К ней допускаются лица, имеющие высшее экономическое или юридическое образование, полученное в учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию; стаж работы по специальности не ме­нее трех лет; оплатившие сбор за проведение аттестации. По итогам положительной аттестации выдается бессрочный квалификационный аттестат аудитора единого образца, который может быть аннулирован на основании ст. 16 Федерального закона «Об аудиторской деятель­ности» (табл. 1.1).


Мотивированное решение об аннулировании квалификационно­го аттестата аудитора принимается уполномоченным органом испол­нительной власти. В настоящее время эти функции выполняет Мин­фин России.


В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятель­ности», с 01.01.2009 г. в отношении аудиторской деятельности отме­няется требование о лицензировании. Предполагается введение еди­ного реестра аудиторов и аудиторских организаций. Для включения в реестр необходимым требованием является обязательное членство в саморегулируемом аккредитованном объединении и периодическое прохождение внешнего контроля качества. Аккредитованное професси­ональное объединение будет осуществлять проверку соблюдения претендентами профессиональных требований для включения их в реестр. В настоящее время обсуждается проект закона о внесении из­менений в действующее законодательство в области аудита.


Таблица 1.1.


Случаи аннулирования квалификационного аттестата аудитора[5]





























Причина аннулирования квалификационного аттестата аудитора Срок, в течение которого претендент не допускается к сдаче экзамена
Получение квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов В течение трех лет со дня принятия реше­ния об аннулировании квалификационно­го аттестата аудитора
Вступление в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься ауди­торской деятельностью в течение опреде­ленного срока В течение срока, предусмотренного всту­пившим в законную силу приговором суда
Причина аннулирования квалификационного аттестата аудитора Срок, в течение которого претендент не допускается к сдаче экзамена
Несоблюдение требований конфиденци­альности и независимости

В течение трех лет со дня принятия реше­ния об аннулировании квалификационно-


го аттестата аудитора


Систематическое нарушение аудитором при проведении аудита требований, уста­новленных законодательством Российской


Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности


Тоже
Подписание аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки То же
Отсутствие аудиторской деятельности в течение двух календарных лет подряд Срок в Федеральном законе от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятель­ности» не оговаривается
Нарушение требования о прохождении обучения по программам ежегодного повышения квалификации. Тоже

Лицензирование аудиторской деятельности проводится для обес­печения контроля государства за соблюдением требований законода­тельства Российской Федерации, предъявляемых к аудиторской дея­тельности.


Для получения лицензии необходимо:


а) индивидуальному аудитору — наличие квалификационного аттестата, государственной регистрации в качестве частного предпри­нимателя;


б) аудиторской организации — соблюдение требований ст. 4 Феде­рального закона «Об аудиторской деятельности».


Не менее 50% кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации; не менее 75% кадрового состава — граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской федера­ции, если руководителем является иностранный гражданин. В штате орга­низации должно быть не менее пяти аттестованных аудиторов, данное положение действует с 09.09.2003 г., до указанной даты достаточно было не менее двух аттестованных аудиторов. Аудиторской организации запре­щается иметь форму открытого акционерного общества.


Индивидуальный аудитор, аудиторская организация для получе­ния лицензии должны оплатить лицензионный сбор за рассмотрение заявления - 300 руб., а также за выдачу лицензии - 1000 руб.


Лицензирующим органом является уполномоченный федераль­ный орган исполнительной власти. Срок действия лицензии состав­ляет пять лет и может продлеваться неограниченное число раз при соблюдении лицензионных требований.


В постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 № 80 «О лицен­зировании аудиторской деятельности»[6]
определены лицензионные требования для индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций


(далее — лицензиат):


■ наличие соответствующих типов квалификационных аттестатов;


■ наличие у лицензиата правил внутреннего контроля качества аудиторских проверок и их соблюдение при осуществлении аудиторс­кой деятельности в соответствии с требованиями ст. 14 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;


■ соблюдение требований ст. 1 Федерального закона «Об аудитор­ской деятельности» в отношении запрещения занятия иными видами предпринимательской деятельности, кроме проведения аудита и ока­зания сопутствующих ему услуг;


■ наличие у аудиторов лицензиата квалификационных аттестатов аудиторов, тип которых соответствует профилю проводимого аудита;


■ соблюдение требований по кадровому составу и организацион­но- правовой формы, установленных п. 1 и 3 - 5 ст. 4 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;


■ страхование риска ответственности за нарушение договора ока­зания аудиторских услуг при проведении обязательного аудита в со­ответствии со ст. 13 Федерального закона «Об аудиторской деятель­ности»;


■ соблюдение требований независимости согласно ст. 12 Феде­рального закона «Об аудиторской деятельности»;


■ наличие у лицензиата при проведении обязательного аудита кредитных организаций стажа аудиторской деятельности не менее 2 лет, а при проведении обязательного аудита банковских групп и бан­ковских холдингов стажа проведения аудиторской проверки кредит­ных организаций не менее 2 лет в соответствии с требованиями ст. 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;


■ участие в проводимом лицензиатом обязательном аудите кре­дитных организаций, банковских групп и банковских холдингов не менее 2 аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудиторов в области аудита кредитных организаций, банковских групп и банков­ских холдингов (банковский аудит);


■ соблюдение требований к представлению отчетности лицензиа­та лицензирующему органу в соответствии со ст. 18 Федерального за­кона «Об аудиторской деятельности»;


■ обеспечение условий проведения внешних проверок качества работы лицензиата, включая предоставление всей необходимой для этого документации и информации;


■ обеспечение лицензиатом сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, за исключением случаев, предусмотренных Фе­деральным законом «Об аудиторской деятельности» и другими феде­ральными законами.


В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятель­ности» определен перечень обстоятельств, когда лицензии могут быть аннулированы (табл. 1.2).


Таблица 1.2.


Перечень обстоятельств аннулирования лицензии на аудиторскую деятельность[7]














Обстоятельство Основание для аннулирования
Выдача заведомо ложного аудиторского заключения (призна­ется в судебном порядке) Пункт 2
ст. 11
- Уклонение от проведения внешней проверки качества работы и непредоставление проверяющим всей необходимой докумен­тации, информации Пункт 3 ст. 14
Систематическое нарушение требований нормативных актов, федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности Пункт 4 ст. 14

При аннулировании лицензии на осуществление аудиторской дея­тельности лицо подлежит исключению из аккредитованного профес­сионального аудиторского объединения без права вступления (в это же объединение либо другое) на срок, установленный уполномочен­ным федеральным органом исполнительной власти, но не более трех лет со дня аннулирования лицензии.


2. Контроль качества работы аудиторов.


Закон об аудиторской деятельности в Российской Федерации предусматривает контроль качества работы аудиторских органи­заций и индивидуальных аудиторов.


Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обяза­ны установить и соблюдать правила контроля внутреннего каче­ства проводимых ими аудиторских проверок. Требования, предъ­являемые к указанным правилам, регламентируются федераль­ными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.


Система проверки качества работы индивидуальных аудито­ров и аудиторских организаций внешними проверяющими уста­навливается уполномоченным федеральным органом, который может проводить такие проверки как своими силами, так и деле­гировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.


Уклонение от проведения внешней проверки качества или не­представление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации может служить


основанием аннулирования лицензии на осуществление аудитор­ской деятельности аудиторской организации или индивидуаль­ного аудитора.


В случае выявления при проведении проверки качества работы фактов систематического нарушения аудитором аудиторской организации или индивидуальным аудитором при проведении аудиторской проверки требований нормативных правовых актов и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности про­веряющие обязаны сообщить о таких фактах федеральному органу. На виновных в таких нарушениях может быть наложено взыска­ние в установленном настоящим федеральным законом порядке, вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата аудитора, а также аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности индивидуального аудитора.


Характер, временные рамки и объем общих целей и конкрет­ных процедур контроля качества аудиторской фирмы зависят от ряда факторов: размер и характер деятельности фирмы, ее гео­графический разброс, организационная структура, а также соот­ношение затрат и выгод. Соответственно, цели и процедуры, принятые отдельными аудиторскими фирмами, могут варьиро­ваться, как и объем их документации.


Общие цели контроля качества, которые должны быть уста­новлены аудиторской фирмой, обычно включают:


а) профессиональные требования.


Персонал фирмы должен придерживаться принципов незави­симости, порядочности, объективности, конфиденциальности и норм профессионального поведения;


б) умение и компетентность.


Персонал фирмы должен состоять из сотрудников, владеющих техническими стандартами и придерживающихся их, а также об­ладающих профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения ими обязанностей с должной тщательностью;


в) поручение.


Аудиторская работа должна быть поручена сотрудникам, име­ющим техническую подготовку и опытность, необходимые в данных условиях;


г) делегирование полномочий.


Необходимо в достаточной мере направлять работу, осуществ­лять текущий контроль и проверку работы на всех уровнях, что­бы обеспечить разумную уверенность в том, что выполненная ра­бота соответствует надлежащим стандартам качества;


д) консультирование.


В случае необходимости в самой фирме и за ее пределами сле­дует проводить консультации со специалистами, обладающими надлежащими экспертными знаниями;


ж) принятие и сохранение клиентов.


Необходимо постоянно проводить оценку потенциальных клиентов и обзор существующих клиентов. При решении вопро­са о принятии клиента или о продолжении сотрудничества с ним надо исходить из соображений независимости фирмы, ее способ­ности предоставлять услуги надлежащим образом и порядочнос­ти руководства клиента;


з) мониторинг.


Необходимо регулярное наблюдение за адекватностью и эф­фективностью поставленных целей и методов контроля качества.


Общие цели и конкретные процедуры контроля качества аудиторской фирмы необходимо довести до сведения персонала фирмы, чтобы обеспечить уверенность в том, что такие цели и процедуры понятны и применяются на практике.


Профессиональные требования.
Персонал фирмы должен при­держиваться принципов независимости, порядочности, объек­тивности, конфиденциальности и норм профессионального по­ведения. Для реализации этих целей необходимо выполнить сле­дующие процедуры:


1) назначить отдельное лицо или группу лиц для осуществле­ния руководства и разрешения вопросов, связанных с аспектами порядочности, объективности, независимости и конфиденциаль­ности:


• определить обстоятельства, при которых было бы уместным документальное оформление принятых решений в отношении упомянутых выше вопросов;


• требовать проведения консультаций с авторитетными источ­никами по мере необходимости;


2) довести до сведения персонала всех уровней фирмы цели и процедуры, применяемые в отношении принципов независимос­ти, порядочности, объективности, конфиденциальности и норм профессионального поведения:


• информировать сотрудников об общих целях и конкретных процедурах аудиторской фирмы, а также о том, что они должны знать таковые;


• придавать особое значение независимости мышления в учебных программах, а также в процессе контроля и проверки в ходе аудита;


• своевременно информировать персонал о тех аудируемых лицах, по отношению к которым должны выполняться требова­ния независимости;


3) осуществлять регулярный мониторинг соблюдения общих це­лей и конкретных процедур фирмы в отношении принципов неза­висимости, порядочности, объективности, конфиденциальности и норм профессионального поведения, для чего получать, обычно ежегодно, от персонала фирмы регулярные письменные заявления;


• возлагать ответственность за разрешение каких-либо исклю­чительных ситуаций на лицо или группу лиц с соответствующи­ми полномочиями;


• возлагать ответственность за получение письменных заявле­ний и анализ документации, подтверждающей выполнение принципа независимости, на лицо или группу лиц с соответству­ющими полномочиями;


• периодически анализировать взаимоотношения фирмы с клиентами с целью выявления тех случаев, которые наносят ущерб независимости фирмы или содержат признаки нанесения такого ущерба.


Умения и компетентность.
Персонал фирмы должен состоять из сотрудников, знающих законодательные требования и придер­живающихся их, а также обладающих профессиональной компе­тентностью, необходимой для выполнения ими обязанностей с должной тщательностью. Для этого необходимо выполнить сле­дующие процедуры при найме на работу:


1) проводить программу, разработанную для привлечения квалифицированного персонала путем планирования потребнос­тей в персонале, определения целей найма на работу и установ­ления квалификационных характеристик для лиц, занимающих­ся подбором кадров:


• планировать потребности в персонале фирмы всех уровней, устанавливать количественные задачи найма исходя из состава те­кущих клиентов, ожидаемого роста фирмы и ухода сотрудников;


• разработать программу для достижения целей найма персо­нала;


• информировать лиц, занимающихся вопросами найма, о по­требностях в персонале и целях найма;


• возложить на уполномоченных лиц ответственность за ре­шение кадровых вопросов;


• поводить анализ эффективности программы найма на работу;


2) устанавливать квалификационные требования и составлять руководства для оценки потенциальных работников всех профес­сиональных уровней:


• определять качества, которыми должен обладать работник: интеллект, порядочность, честность, мотивация и профессио­нальные способности;


• определять профессиональные достижения и опыт, необхо­димые как для начинающих, так и для опытных работников;


• разрабатывать руководства по найму лиц;


• собирать биографические данные и документы, подтвержда­ющие квалификацию лиц, принимаемых на работу;


• определять квалификацию вновь принятых работников, в том числе нанятых не по обычным каналам найма (например, поступление на работу в компанию в качестве руководящего со­трудника среднего звена или в результате приобретения или сли­яния фирм), для того, чтобы оценить, отвечают ли они требова­ниям и стандартам фирмы;


3) ознакомить лиц, подавших заявления о приеме на работу, и вновь принятых работников с целями и процедурами фирмы, имеющими к ним отношение:


• использовать брошюры или другие способы распростране­ния информации в целях информирования лиц, подавших заяв­ление о приеме на работу, и вновь принятых работников;


• составлять и вести справочник, в котором излагаются цель и методы фирмы, для распространения среди персонала;


• проводить ориентационную программу для вновь принятых работников;


4) готовить руководства и требования по непрерывному профес­сиональному образованию и доводить их до сведения персонала:


• возлагать ответственность за профессиональный рост со­трудников на лицо или группу лиц, имеющих соответствующие полномочия;


• обеспечивать проверку разработанных фирмой программ квалифицированными специалистами. Программы должны включать изложение целей и требования к обучению и (или) опыту работы;


• разрабатывать ориентационную программу, касающуюся дея­тельности фирмы и данной профессии, для новых работников;


• определять требования по непрерывному профессиональному обучению для персонала любого уровня, работающего в фирме;


• проводить анализ программ непрерывного профессиональ­ного обучения и вести соответствующие записи как на уровне фирмы, так и на индивидуальной основе;


5) предоставлять работникам информацию о текущих нов­шествах и изменениях в профессиональных регламентирующих документах и материалах, в которых изложены цели и процедуры фирмы в области профессиональной деятельности, а также поощрять сотрудников к самостоятельному повыше­нию квалификации:


• обеспечивать персонал профессиональной литературой, от­носящейся к текущим новшествам в области профессиональных регламентирующих документов;


• для учебных программ, предоставляемых фирмой, разраба­тывать или приобретать материалы курсов, а также отбирать и обучать преподавателей;


6) по мере необходимости предоставлять программы, обеспе­чивающие потребности фирмы в сотрудниках, обладающих зна­ниями в специализированных областях и отраслях:


• реализовывать программы фирмы по развитию и поддер­жанию компетентности в специализированных областях и от­раслях — отрасли со специальным законодательным регулиро­ванием, компьютеризированный аудит и методы статистичес­кой выборки;


• поощрять участие во внешних программах обучения, встре­чах и конференциях с целью приобретения экспертных знаний в сфере профессиональной деятельности, а также знаний в отдель­ных отраслях;


• поощрять членство и участие в общественных организациях, имеющих отношение к специализированным областям и отраслям;


• обеспечивать персонал технической литературой по специа­лизированным областям и отраслям;


7) определять квалификационные характеристики, необходи­мые для различных уровней ответственности в фирме:


• готовить руководства с описанием обязанностей для каждо­го уровня сотрудников, ожидаемых результатов деятельности и квалификационных характеристик, необходимых для повыше­ния в должности по каждому уровню;


• определять критерии, которые будут приниматься во внима­ние при оценке результатов индивидуальной работы и ожидае­мого профессионального уровня, например знания в профессио­нальной сфере; способность осуществлять анализ и вносить субъективные суждения; навыки общения; способности к лидер­ству и преподавательские способности; установление взаимоот­ношений с клиентами и др.;


• использовать справочник для персонала и другие информа­ционные средства с целью доведения до сведения сотрудников процедур повышения в должности;


8) оценивать работу сотрудников и доводить до их сведения результаты оценки:


• собирать информацию о работе персонала и оценивать ее;


• периодически консультировать сотрудников как в отноше­нии их успехов, так ив отношении возможностей их служеб­ного роста;


9) назначать лиц, ответственных за принятие решений отно­сительно повышения в должности:


• возлагать на назначенных лиц ответственность за принятие решений о повышении в должности или приостановке повыше­ния, за проведение собеседований по оценке деятельности с ли­цами, рекомендованными к повышению в должности, за доку­ментальное оформление результатов собеседования и ведение надлежащих записей;


• проводить оценку полученных данных, уделяя надлежащее внимание качеству выполненной работы при принятии решений о повышении в должности;


• периодически изучать опыт фирмы по продвижению по службе сотрудников с целью удостовериться в том что сотрудни­кам, соответствующим установленным критериям, поручается выполнение более ответственной работы.


Поручение заданий.
Аудиторская работа должна поручаться со­трудникам, имеющим уровень профессиональной подготовки и опытности, необходимые в данных условиях. Конкретные про­цедуры, реализации этой цели заключаются в следующем:


1) формулировать подход фирмы к поручению заданий персо­налу, включая планирование общих потребностей фирмы и от­дельных ее подразделений, а также меры, предпринимаемые с целью достижения баланса в отношении потребностей людских ресурсов для аудита, персональных навыков, индивидуального профессионального роста, а также использования персонала:


• планировать кадровые потребности как фирмы в целом, так и ее отдельных подразделений;


• своевременно определять потребности в персонале в связи с отдельными аудиторскими проверками;


• определять бюджет времени на проведение аудиторских проверок для установления потребности в людских ресурсах и составления графика аудиторской работы;


• учитывать факторы для достижения баланса с точки зрения потребностей людских ресурсов для аудита, персональных навы­ков, индивидуального профессионального роста, а также исполь­зования персонала;


2) назначать соответствующее лицо или лиц, ответственных за назначение персонала для проведения аудиторских проверок;


3) обеспечивать утверждение графика проведения аудита и на­значений персонала со стороны аудитора.


Делегирование полномочий.
Важно четко организовать эту ра­боту, осуществлять текущий контроль и проверку на всех уровнях, чтобы обеспечить уверенность в том, что выполненная ра­бота соответствует надлежащим стандартам качества. Для этого необходимо:


1) предусмотреть методы для планирования аудита:


• назначить лицо, ответственное за планирование аудита;


• подготовить исходную информацию и проанализировать ин­формацию, полученную в результате предыдущих проверок;


• изложить вопросы, которые необходимо включить в общий план и программу аудита;


2) предусмотреть методы для поддержания стандартов каче­ства фирмы при выполнении аудиторской работы;


3) предоставлять обучение на рабочем месте в процессе прове­дения аудита.


Консультирование.
В самой фирме и за ее пределами следует проводить консультации со специалистами, обладающими соот­ветствующими экспертными знаниями Для этого необходимо:


1) определить области аудита и особые случаи, требующие проведения консультаций, и поощрять персонал к получению консультаций и использованию авторитетных источников в слу­чае возникновения сложных или необычных вопросов:


• информировать персонал о процедурах фирмы в отношении проведения консультаций;


• определить области и особые ситуации, требующие проведе­ния консультаций из-за характера или сложности конкретного предмета;


• обеспечивать и предоставлять доступ к соответствующим справочным материалам и другим авторитетным источникам;


2) назначать специалистов, которые будут исполнять роль ав­торитетных источников информации, и определять их полномо­чия в процессе предоставления консультаций;


3) определить объем документации, которую необходимо под­готовить по результатам консультаций, проводимых в тех облас­тях и особых ситуациях, в которых консультация необходима.


Принятие и сохранение клиентов.
Важно постоянно прово­дить оценку потенциальных клиентов и существующих клиен­тов. При решении вопроса о принятии клиента или о продолжении сотрудничества с ним надо исходить из соображений не­зависимости фирмы, ее способности предоставлять услуги над­лежащим образом и порядочности руководства клиента. Для этого необходимо:


1) установить методы оценки потенциальных клиентов и одобрения их в качестве клиентов:


• методы оценки:


получение и просмотр имеющейся бухгалтерской отчетности потенциального клиента, например годовых отчетов, промежу­точных отчетов и деклараций по налогу на прибыль;


получение у третьих сторон информации, относящейся к по­тенциальному клиенту, его руководству и основным руководите­лям и влияющей на оценку предполагаемого клиента. Вопросы могут адресоваться банкирам, юристам, сотрудникам инвестици­онного банка, обслуживающего предполагаемого клиента, и дру­гим представителям финансовых и деловых кругов, имеющим подобные сведения;


контакты с предшествующим аудитором. Опрос может включать вопросы, касающиеся фактов, имеющих отношение к порядочности руководства, разногласиям с руководством в связи с учетной политикой, аудиторскими процедурами или другими важными проблемами, а также вопросы, относящие­ся к мнению предшествующего аудитора о причинах замены аудиторов;


рассмотрение обстоятельств, которые могут послужить при­чиной того, что фирма отнесет данное аудиторское задание к разряду требующих специального внимания или сопряженных с необычными рисками;


оценка независимости фирмы и ее способности обслужить предполагаемого клиента. При оценке такой способности следу­ет проанализировать потребность в умениях и знаниях соответ­ствующей отрасли, а также в персонале;


установление того, что принятие клиента не будет нарушать Кодекс профессиональной этики;


• назначать лицо или группу лиц соответствующего админис­тративного уровня для оценки полученной информации о пред­полагаемом клиенте и решения вопроса о принятии клиента;


• информировать соответствующий персонал о процедурах принятия клиентов;


• определить ответственных за управление процессом соблю­дения целей и процедур фирмы в отношении принятия клиентов и за контролем этого процесса;


2) оценить клиентов при наступлении определенных событий, чтобы принять решение о том, следует ли продолжать отношения с ними.


Мониторинг.
Необходимо постоянно определять эффектив­ность целей и процедур контроля качества. Для реализации этого необходимо:


1) определить объем и содержание программы фирмы по мо­ниторингу (текущему наблюдению) за всем процессом контроля:


• установить методы, необходимые для обеспечения уверен­ности в том, что цель и методы контроля качества фирмы явля­ются эффективными;


• установить уровень компетентности для сотрудников, кото­рые будут участвовать в мониторинге, и способы их отбора;


, • проводить мониторинг: проверять и тестировать соблю­дение общих целей и конкретных процедур контроля каче­ства фирмы, а также проверять выборочным образом ауди­торские задания на предмет соответствия профессиональным стандартам, а также целям и процедурам фирмы по контро­лю качества;


2) сообщить об отмеченных фактах соответствующим предста­вителям руководящего состава, обеспечить планирование и осу­ществление мероприятий по мониторингу, а также общую про­верку системы контроля качества в фирме.


Аудитор должен внедрять те процедуры контроля качества, которые он считает необходимым исходя из поставленных целей.


Аудитор и ассистенты аудитора, выполняющие контрольные функции, анализируют профессиональную компетентность тех ассистентов аудиторов, которые выполняют делегированную им работу.


Любое делегирование работы ассистентам аудитора должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить разумную уве­ренность в том, что такая работа будет выполняться с должной тщательностью и той степенью профессиональной компетентно­сти, которая необходима в данных обстоятельствах.


Делегирование работы может сопровождаться информирова­нием персонала о таких аспектах, как характер бизнеса экономи­ческого субъекта и возможные проблемы в области бухгалтерско­го учета и аудита, которые могут повлиять на характер, времен­ные рамки и объем аудиторских процедур.


Программа аудита является важным средством для доведения до сведения ассистентов аудитора указаний по проведению ауди­та. Смета затрат времени и общий план аудита также полезны сточки зрения доведения до сведения ассистентов аудитора на­правляющих указаний по проведению аудита.


Во время проведения аудита персонал, несущий контрольные функции, должен осуществлять контроль хода аудита; получать информацию и рассматривать важные вопросы в области бухгал­терского учета и аудита, возникающие в ходе аудита, путем оцен­ки важности и внесения соответствующих изменений в общий план и программу аудита; устранять расхождения в профессио­нальных суждениях сотрудников и определять уровень консуль­таций, являющихся целесообразными.


Работа, выполняемая каждым ассистентом аудитора, должна подлежать проверке персоналом, имеющим, по крайней мере, равный уровень компетентности. Важно своевременно проверять общий план и программу аудита; оценку неотъемлемого риска и риска средств контроля, включая результаты тестов средств кон­троля и поправки; документальное отражение аудиторских дока­зательств, полученных в результате процедур проверок по суще­ству, и выводов, сделанных на их основе; бухгалтерскую отчет­ность, предлагаемые аудиторские поправки и предлагаемое аудиторское заключение.


Процесс проверки работы по аудиту может включать также (особенно в случае масштабных комплексных аудиторских прове­рок) требование о том, чтобы персонал, не участвующий в аудите иным образом, выполнил определенные дополнительные конт­рольные процедуры до представления аудиторского заключения.


3.Ответственность аудиторов (аудиторских организаций).


Ответственность аудитора (аудиторской организации) — этосанкции, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполне­нием аудитором (аудиторской организацией) своих обязательств по заключенному с экономическим субъектом договору на проведение аудита. Формы и виды ответственности определяются законодатель­ством Российской Федерации и соглашением сторон.


Выделяют следующие виды ответственности аудитора (аудитор­ской организации):


■ гражданско-правовая;


■ административная;


■ уголовная.


Гражданско-правовая
ответственность определена ст. 15 ГК РФ[8]
в виде возмещения убытков:


а) расходы, связанные с восстановлением нарушенного права (на проведение перепроверки, судебные расходы);


б) упущенная выгода, а также глава 25 ГК РФ, раскрывающей ответ­ственность за нарушение обязательств по договору.


Административная
ответственность регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Так как аудиторская деятель­ность до 01.07.2008 подлежит лицензированию, то на нее в этой части распространяются положения КоАП РФ.


Статьей 14.1 КоАП РФ оп­ределены случаи и формы ответственности за осуществление деятель­ности[9]
:


■ с нарушением условий, предусмотренных лицензией, в форме наложения штрафа (табл. 3.1.);


■ без лицензии, в форме наложения штрафа (табл. 3.2.).


Таблица 3.1.


Размер штрафа за осуществление деятельности с нарушением лицензионных условий по категориям лиц[10]














Категория лиц Размер штрафа, руб.
Гражданин От 1 500 до 2 000
Должностное лицо От 3 000 до 4 000
Юридическое лицо От 30 000 до 40 000

Таблица 2.4


Размер штрафа за осуществление деятельности без лицензии по категориям лиц[11]














Категория лиц Размер штрафа, руб.
Гражданин От 2 000 до 2 500
Должностное лицо От 4 000 до 5 000
Юридическое лицо От 40 000 до 50 000

За нарушение Федерального закона «Об аудиторской деятельно­сти» административная ответственность определена в формах анну­лирования лицензии на право осуществления аудиторской деятель­ности и квалификационного аттестата аудитора (см. табл. 1.1, 1.2). В случае нарушения конфиденциальности (аудиторской тайны) как для аудиторской организации, так и для аудитора предусмотрена от­ветственность в форме возмещения причиненных убытков.


Уголовная
ответственность определена ст. 202 «Злоупотребление полномочиями частными.нотариусами и аудиторами» Уголовного кодекса Российской Федерации [12]
. В частности, в форме штрафа в раз­мере от 500 до 800 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо в виде лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать опре­деленные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.


Заключение.


Итак, аудиторская организация должна определить методы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества работы для обеспечения про­ведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии:


■ с федеральными законами;


■ федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятель­ности;


■ внутренними правилами (стандартами), действующими в про­фессиональном аудиторском объединении, членом которого является аудиторская фирма;


■ иными документами.


Принципы внутреннего контроля качества аудита, характер, вре­менные рамки, цели и конкретные процедуры, применяемые аудитор­ской фирмой, зависят от объема и характера деятельности аудируемо­го лица, его территориального расположения, организационной струк­туры, соотношения затрат и выгод. В связи с этим методы и процедуры, а также и объем документации будут меняться. Однако принципы и процедуры внутреннего контроля качества аудита, представленные в Федеральном правиле (стандарте) № 7, являются обязательными для исполнения всеми аудиторскими организациями и включают в себя:


профессиональные требования —
соблюдение работниками аудитор­ской организации принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального поведения;


профессиональную компетентность
— владение работниками аудиторской организации надлежащими навыками и обладание про­фессионализмом, необходимым для выполнения обязанностей с долж­ной тщательностью;


поручение заданий
— возложение обязанностей по проведению аудита на работников, имеющих специальную подготовку и опыт, кото­рые необходимы в конкретных условиях;


контрольные полномочия
— направление в достаточной мере рабо­ты аудиторского персонала, осуществление текущего контроля на всех уровнях для обеспечения разумной уверенности в том, что выполнен­ная работа соответствует надлежащему уровню качества;


консультирование
— проведение в случае необходимости консуль­таций со специалистами, обладающими надлежащими знаниями;


работу
с аудируемыми лицами и лицами, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги,
— постоянная работа как с потенци­альными, так и существующими клиентами;


мониторинг эффективности процедур
— регулярное наблюдение за адекватностью и эффективностью принципов и конкретных проце­дур внутреннего контроля качества.


До сведения работников аудиторской фирмы необходимо довес­ти принципы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества аудита так, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что они поняты и применяются на практике.


Федеральное правило (стандарт) № 7 определяет категории лиц, участвующих в контроле качества:


руководитель аудиторской проверки
— аудитор, несущий ответ­ственность за проведение аудита;


работники
— руководящие сотрудники, другие специалисты, уча­ствующие в аудиторской деятельности аудиторской фирмы, а также в оказании сопутствующих аудиту услуг;


ассистенты аудитора
— сотрудники, участвующие в проведении аудита и не являющиеся аудиторами.


Внутренний контроль качества работы осуществляется в отноше­нии каждой аудиторской проверки, в том числе при проведении ауди­та. Для этого руководитель аудиторской проверки должен:


а) применять такие процедуры контроля, которые соответствуют целям и задачам аудиторской проверки;


б) анализировать профессиональную компетентность тех аудито­ров и ассистентов аудиторов, которые выполняют порученную им работу;


в) формулировать четкие указания о проведении аудиторами и их ассистентами соответствующих аудиторских процедур.


Важным средством доведения до сведения ассистентов аудитора указаний по проведению аудита являются: программа аудита, смета затрат времени и общий план аудита.


Во время аудита работники, осуществляющие контрольные функ­ции, должны:


■ контролировать ход аудита в целях определения профессиональ­ной компетенции ассистентов аудитора, понимания ими указаний по проведению аудита, выполнения работы в соответствии с общим планом и программой аудита;


■ получать информацию и рассматривать важные вопросы в облас­ти бухгалтерского учета и аудита, возникающие в ходе проверки, оце­нивать их важность и вносить соответствующие изменения в общий план и программу аудита;


■ устранять расхождения в профессиональных суждениях работ­ников.


При выполнении работы ассистентами аудитора результаты про­веряются работниками, имеющими по крайней мере равный уровень компетентности, по вопросам:


■ на соответствие программе аудита;


■ надлежащее документальное оформление работы и результатов;


■ отражение всех важных аспектов аудита в аудиторских выводах;


■ достижение цели аудиторских процедур;


■ соответствие выводов результатам работы и подтверждение аудиторского мнения.


Контроль качества в отношении конкретной проверки включает в себя:


■ анализ общего плана и программы аудита;


■ оценку неотъемлемого риска и риска средств внутреннего кон­троля, в том числе результатов тестов средств внутреннего контроля и поправок, внесенных в общий план и программу аудита;


■ документальное отражение аудиторских доказательств, получен­ных в результате процедур проверок по существу, и выводов, сделан­ных на их основе, в частности результатов консультаций;


■ исследование финансовой отчетности, предлагаемых поправок и аудиторского заключения.


Оценка работы по проведению аудита может включать в себя дополнительные контрольные процедуры до предоставления аудитор­ского заключения, которые осуществляют работники, не участвующие в данной аудиторской проверке. Помимо внутреннего контроля качест­ва аудиторских услуг в рамках каждой конкретной организации в настоящее время усиливается соответствующий контроль со стороны государства и общественных аудиторских объединений. Го­сударством делегировано осуществление контроля за качеством аудиторских услуг, соблюдением, стандартов аудиторской деятель­ности аккредитованным профессиональным аудиторским объеди­нениям. Например, в Аудиторской палате России (АПР) в настоя­щее время создан и функционирует комитет, осуществляющий со­ответствующие проверки в отношении аудиторских организаций — членов АПР. Проверки проводятся сертифицированными АПР уполномоченными экспертами в этой области. По результатам про­верок выдается заключение о соответствии качества работы ауди­торской организации требованиям нормативных правовых актов. Профессиональное аудиторское объединение выступает гарантом соблюдения аудиторами стандартов, а также принципов и проце­дур внутреннего контроля качества.


Список использованной литературы.


1. Основы аудита : учебное пособие / Г.А. Юдина, М.Н. Черных. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2009.


2. Шеремет А.Д., Суйц В.П.Аудит: Учебник. — 4-с изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2004.


3. Бычкова СМ., Итыгилова ЕЮ. Международные стандарты ауди­та : учеб. пособие. М.: Велби ; Проспект, 2007.


4. Гражданский кодекс Российской Федерации.


5. Кодекс Российской Федерации об административных правонару­шениях.


6. Уголовный кодекс Российской Федерации.


7. Федеральное правило (стандарт) № 34 «Контроль качества услуг в аудиторской организации», утвержденное постановлением Пра­вительства РФ от 22.07.2008 № 557 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 31. Ст. 3734.


8. Федеральное правило (стандарт) № 7 «Внутренний контроль ка­чества аудита», утвержденное постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 28. Ст. 2930.


9. Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 80 «О лицен­зировании аудиторской деятельности» // Российская газета. 2008. №45.


10. Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»



[1]
Бычкова СМ., Итыгилова ЕЮ. Международные стандарты ауди­та : учеб. пособие. М.: Велби ; Проспект, 2007.


[2]
Федеральное правило (стандарт) № 34 «Контроль качества услуг в аудиторской организации», утвержденное постановлением Пра­вительства РФ от 22.07.2008 № 557 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 31. Ст. 3734.


[3]
Федеральное правило (стандарт) № 7 «Внутренний контроль ка­чества аудита», утвержденное постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 28. Ст. 2930.


[4]
Федеральное правило (стандарт) № 34 «Контроль качества услуг в аудиторской организации», утвержденное постановлением Пра­вительства РФ от 22.07.2008 № 557 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 31. Ст. 3734.


[5]
Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».


[6]
Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 80 «О лицен­зировании аудиторской деятельности» // Российская газета. 2008. №45.


[7]
Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»


[8]
Гражданский кодекс Российской Федерации.


[9]
Кодекс Российской Федерации об административных правонару­шениях.


[10]
Там же


[11]
Там же


[12]
Уголовный кодекс Российской Федерации.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Керамические строительные материалы и изделия
Реферат Жесты и мимика бизнесмена. Принятие решений в бизнесе
Реферат Формирование стратегии предпринимательской деятельности
Реферат Формы и системы оплаты труда
Реферат Строительные материалы на основе опаловых пород
Реферат Технологічна обробка дверних полотен
Реферат Метафора в рассказе С. Довлатова «Когда-то мы жили в горах»
Реферат Формирование и эволюция экономической мысли
Реферат Аннотация по дисциплинам учебного плана в соответствии с проектом фгос по направлению 080400. 62 Управление персоналом
Реферат Формування умов здійснення інноваційних реформ в Україні
Реферат О.А.Кипренский. «Бедная Лиза» (1827 г.)
Реферат Сравниваем тигельные прессы ZHHJ, ZHTJ и TYMB
Реферат Философия как наука, история философии
Реферат Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами на примере ЧПУП "Скидельагропродукт" Гродненского района
Реферат Исследование системы электроснабжения с экранирующим и усиливающим проводами