Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Бухгалтерский учет в системе управления деятельностью организацией его предмет и метод


ТЕМА 1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЕГО ПРЕДМЕТ И МЕТОД.


Возникновение учета и исторические этапы его развития.

Хозяйственный учет в системе управления.

Экономический субъект как сложная система управления.

Место учета в системе управления экономическими субъектами.

Виды хозяйственного учета, отличительные особенности оперативного, бухгалтерского и статистического учета.

Измерители, применяемые в учете.

Задачи бухгалтерского учета.

Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету. Государственное регулирование бухгалтерского учета.

Содержание Закона РБ «О бухгалтерском учете и отчетности».

Учетная политика организации.

Общая характеристика предмета бухгалтерского учета.

Объекты бухгалтерского учета: имущество (активы), обязательства (пассивы), источники собственных средств, доходы, расходы, финансовый результат.

Хозяйственные операции и хозяйственные процессы.

Классификация имущества (активов) организации.

Классификация источников формирования имущества (пассивов) организации.

Понятие об «экономических выгодах», «доходах», «расходах», «затратах», «издержках», «доходах будущих периодов» и «расходах будущих периодов».

Методы признания доходов и расходов для целей бухгалтерского учета и налогообложения.

Различия между понятиями бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли.

Характеристика метода бухгалтерского учета.

Основные элементы метода бухгалтерского учета: документация, инвентаризация, оценка, калькуляция, счета, двойная запись, баланс и бухгалтерская отчетность.


Возникновение учета и исторические этапы его развития.


История учета насчитывает почти шесть тысяч лет. Своим возникновением он обязан хозяйст­венной деятельности человека. Вначале это была простая униграфическая бухгалтерия, постепенно менялись объекты и методы хозяйственного учета. В средние века возникает двойная запись. В 1494 г. систему двойной записи описал францисканский монах Лука Пачоли в трактате «О счетах и записях» сочинения «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях». Двойная запись ле­жит в основе современного бухгалтерского.

Учет — это целенаправленная деятельность людей, в ходе которой они получают информацию о конкретных объектах и процессах материального мира. Эти процессы могут касаться хозяйствен­ных, социальных, политических, культурных и других сторон деятельности человека, поэтому систе­ма учета в любой стране включает учет хозяйственных событий и фактов, или хозяйственный учет (учет операций купли-продажи, снабжения производства, реализации и т.д.); учет социальных фактов (учет численности населения, обеспеченность жильем и т.д.); учет политических фактов (количество политических партий, состав и численность парламента и т.д.); учет культурных фактов (количество театров, актеров и т.д.) и других объектов и процессов.

Таким образом, в системе учета как вида деятельности выделяется хозяйственный учет. Дея­тельность по его ведению состоит из отдельных этапов. Первый этап — наблюдение, которое осуще­ствляется либо непосредственно человеком, либо с помощью технических средств. В результате на­блюдения можно утверждать, что событие произошло, дать ему название, указать место и время его осуществления. Оно осуществля­ется для целенаправленного восприятия объектов и определения их качественных характеристик.

Второй этап — измерение, с его помощью дается количественная характеристика объектов учета. Третий этап — регистрация, осуществляемая путем записи данных об объекте на­блюдения на бумаге или на безбумажных носителях информации. Запись необходима для длительно­го хранения информации, ее многократного использования, для юридически документального под­тверждения подлинности событий и фактов. Четвертый этап (заключительный) — обобщение полу­ченных данных и передача их в удобном для понимания виде пользователям для принятия обосно­ванных управленческих решений.


Хозяйственный учет в системе управления.


Понятие хозяйственного учета неразрывно связано с хозяй­ственной деятельностью людей, который не может осуществляться без организованной системы управления. Управление хозяй­ственными процессами предполагает получение информации, при­нятие решений и их выполнение, оценку результатов принятых решений и контроль над их выполнением. Информация о хозяй­ственной деятельности формируется в процессе хозяйственного учета, выполняющего им функции наблюдения, измерения и регис­трации фактов и явлений этой деятельности.

Единство наблюде­ния и измерения фактов и явлений хозяйственной деятельности позволяет эффективно управлять полученными сведениями об объектах учета.

Для использования в процессе управления информации о деятельности организации на протяжении разных временных пе­риодов ее следует отражать путем регистрации сведений о ка­чественной и количественной характеристиках фактов и явлений.

Для принятия необходимых управленческих решений инфор­мация, полученная в процессе наблюдения, измерения и регистра­ции, должна быть преобразована путем накопления, группировки, формирования сводных показателей и их классификации и срав­нения. Преобразованная информация включает качественные и количественные характеристики фактов и явлений и удовлетво­ряет потребности организации в информации для управления де­ятельностью.

Таким образом, хозяйственный учет представляет собой систему наблюдения, измерения, регистрации, преобразования и передачи информации о фактах хозяйственной деятельности экономическо­го субъекта. Он является основой управленческой деятельности.

Как уже отмечалось, в процессе наблюдения устанавливаются качественные характеристики (параметры) объекта наблюдения. К ним относятся сведения о поставках материальных ценностей, запасах готовой продукции, погашении задолженности, финансовом положении и другие показатели. Сами по себе качественные показатели не могут быть использованы для принятия необходи­мых управленческих решений. Они должны быть представлены в количественном выражении.


Экономический субъект как сложная система управления.


Выработка и реализация стратегии предприятия требуют больших затрат ресурсов. С одной стороны, это позволяет большинству экономических субъектов ставить вопрос о стратегии лишь в теоретическом плане, с другой – именно поэтому совершаются крупные стратегические ошибки. Далеко не все фирмы способны одинаково точно избрать стратегически выгодный для себя рынок. Ошибочно оценивая свои потенциальные возможности стабильно действовать в течение длительного времени, они оказываются, по существу, в чуждой для них стратегической зоне хозяйствования. Причем в данном случае речь идет не просто об обладании ресурсами или возможностях их приобретения. Огромное значение имеет качество менеджмента, его способность стратегически рационально сочетать эти ресурсы, увязывать их с очевидной компетенцией организации.


Система внутреннего контроля - совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности.

Система внутреннего контроля включает организованные внутри экономического субъекта и его силами надзор и проверку:

- соблюдения требований законодательства;

- точности и полноты документации бухгалтерского учета;

- своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;

- предотвращения ошибок и искажений;

- исполнения приказов и распоряжений;

- обеспечения сохранности имущества организации


Место учета в системе управления экономическими субъектами.


В системе управления хозяйственной деятельностью организации бухгалтерский учет выпол­няет ряд функций, основными из которых являются контрольная, информационная, обратной связи, аналитическая.

Контрольная функция имеет большое значение в условиях развития рыночных отношений и различных форм собственности. Работники бухгалтерии, аудиторских фирм, налоговых служб осу­ществляют контроль над соблюдением нормативных документов и инструкций, за законностью хозяй­ственных операций, за сохранностью и движением имущества организаций, а также правильностью и современностью расчетов с государством и другими субъектами хозяйственных взаимоотношений.

С помощью бухгалтерского учета осуществляются три вида контроля — предварительный, те­кущий и последующий.

Информационная функция — одна из главных функций бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет является основным источником информации, используемой различными службами организации, его подразделениями, менеджерами, которые вырабатывают и принимают соответствующие управ­ленческие решения. Для того чтобы информация удовлетворяла всех пользователей, она должна быть достоверной, объективной, своевременной и оперативной.

Функция обратной связи означает, что бухгалтерский учет формирует и передает информацию обратной связи, т.е. информацию о фактических параметрах развития объекта управления. Примени­тельно к бухгалтерскому учету основными компонентами информационной системы обратной связи в качестве ввода являются неупорядоченные данные, процесса — обработка данных, вывода — упо­рядоченная информация.

С точки зрения системы управления бухгалтерский учет представляет собой часть информаци­онной системы обратной связи, ее основу. Он призван обеспечивать все уровни управления предпри­ятия информацией о фактическом состоянии управляемого объекта, а также обо всех существенных отклонениях от заданных параметров. Эту функцию выполняет, как правило, находящаяся на различ­ных носителях исходная информация, поступающая из первичной документации. Например, инфор­мация, имеющаяся в рабочих нарядах на оплату труда, используется как для учета фактического объ­ема выполненных работ, так и для определения отклонений от плана по каждой планируемой пози­ции за определенный период.

Аналитическая функция позволяет изучить перспективы развития организации, вскрыть имеющиеся недостатки, наметить пути совершенствования всех направлений хозяйственной деятель­ности.


В настоящее время в отечественном бухгалтерском учете используются общепринятые в миро­вой практике принципы ведения учета, которые можно разделить на две группы.

Первая группа — базовые принципы, предполагающие определенные условия, создаваемые хо­зяйствующим субъектом при постановке бухгалтерского учета, которые не должны меняться. Такие базовые принципы принято называть допущениями. К ним относят:

имущественную обособленность хозяйствующих субъектов (принцип хозяйственной едини­цы). Каждый из них рассматривается в бухгалтерском учете в качестве обособленной хозяйственной единицы. Имущество и обязательства хозяйствующего субъекта существуют обособленно от имуще­ства и обязательств собственников данной организации;

непрерывность деятельности. Данное допущение исходит из того, что хозяйствующий субъ­ект будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем. Предполагается, что у организации отсутствуют намерения и необходимость существенно сокращать или ликвидировать свою деятель­ность, изменять ее характер. Данное предположение важно, с одной стороны, для выбора способов
оценки имущества, а с другой — для кредиторов. Они могут быть уверены, что обязательства органи­зации будут погашаться в установленном порядке;

приоритет содержания над формой. Это допущение базируется на том, что факты хозяйст­венной деятельности в бухгалтерском учете должны отражаться не только исходя из правовой фор­мы, но из экономического содержания и условий хозяйствования;

• непротиворечивость. Данное допущение предполагает тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по синтетическим счетам на первое число месяца, а также показателей отчетности — данным синтетического и аналитического учета.

Вторая группа принципов — это основные принципы, означающие, что принятые правила ор­ганизации и ведения бухгалтерского учета будут соблюдаться. Такие основные принципы принято называть требованиями. К ним относят:

осмотрительность. Этот принцип означает, что в бухгалтерском учете должны с большей го­товностью быть отражены расходы (потери) и пассивы, чем доходы и активы, не допуская создания скрытых резервов;

последовательность применения учетной политики. Данное требование означает, что вы­бранная учетная политика должна применяться в бухгалтерском учете хозяйствующего субъекта по­следовательно от одного отчетного периода к другому. Это позволит получать сравнимые отчетные показатели;

• временная определенность фактов хозяйственной деятельности. Это требование предпола­гает, что хозяйственные операции следует относить к тому отчетному периоду, в котором они были произведены, не связывая со временем поступления или выплаты денежных средств по данным опе­рациям, и др.


Виды хозяйственного учета, отличительные особенности оперативного, бухгалтерского, налогового и статистического учета.

Информационное обеспечение управления деятельностью орга­низаций на общегосударственном уровне осуществляется благо­даря функционированию системы хозяйственного учета, которая включает следующие его виды: оперативный, бухгалтерский, налоговый и статистический.

Оперативный учет представляет собой систему текущего наблюдения и контроля над отдельными фактами, хозяйственными операциями и процессами с целью управления ими при их совер­шении. Отличительной чертой его является быстрота получения и использования данных для управления. В этой связи в опера­тивном учете не требуется обязательного подтверждения каждой записи документами. Для передачи информации может быть использована телефонная, модемная (телефакс) и другие виды связи.

Основными измерителями, используемыми в оперативном учете, являются натуральные и трудовой, так как в них отражаются отельные факты и хозяйственные операции без их обобщения. Но вместе с тем в необходимых случаях используется и денеж­ный измеритель.

В системе оперативного учета формируются в основном пока­затели технологического процесса, используемые для текущего контроля на отдельных его стадиях. Сведения оперативного учета могутбыть представлены в виде сигнальных информаций, справок, графиков, таблиц и др. Значение таких сведений, как правило, огра­ничено во времени и требования к их получению упрощены. Бы­строе получение сведений позволяет оперативно управлять про­цессом хозяйственной деятельности: контролировать исполнение договоров с поставщиками и покупателями, количество и качество и изготавливаемой продукции, процесс ее реализации и т.д. В торговых организациях показатели оперативного учета позволяют сле­дить за ассортиментом товаров и товарооборотом. Сельскохозяй­ственные организации, характеризующиеся сезонностью выполнения работ, с помощью данных оперативного учета контро­лируют ход посевных работ, уборки урожая и т.д.

Статистический учет (статистика) представляет собой системуизучения процессов развития национальной экономики и общественной жизни, характеризующуюся специальными методами и приемами. Являясь составной частью хозяйственного учета, статистический учет формирует количественные показатели эко­номических процессов в единстве с их качественным содержа­нием. Обобщающие статистические показатели характеризуют структуру,динамику и взаимосвязь отдельных составляющих эле­ментов в сфере материального производства (объем производства, экспорта, импорта, занятость трудовых ресурсов и использование рабочего времени; уровень инфляции и изменение потребительского бюджета и т.д.). Объектом исследования дан­ного вида учета являются как отдельные организации, так и в целом экономика государства.

В статистическом учете находят отражения количественные и качественные стороны массовых явлений и закономерности их развития. К ним относятся численность населения и его социально-демографический состав, уровень развития образования, культуры, политической активности и др.

Для получения сведений в статистическом учете используются данные оперативного и бухгалтерского учета, а также данные, оп­ределенные специальными, присущими только ему приемами и способами (наблюдение, группировка, сравнение, индексы, средние величины). Изучение социально-демографического состояния на­селения производится на основании проводимой его переписи.

Показатели статистического учета представляются всеми ви­дами измерителей: натуральными, трудовыми и денежными в за­висимости от содержания целей и объектов исследования. Дан­ные статистического учета раскрывают закономерности развития экономики страны и отдельных ее отраслей, направления ее со­вершенствования на основе текущего и перспективного прогнози­рования.

Бухгалтерский учет занимает центральное место в системе хозяйственного учета и имеет ряд отличающих его особенностей от других видов учета. В бухгалтерском учете должно быть обес­печено идентификационное отражение всех хозяйственных опе­раций, фактов и явлений, позволяющее получить полную характе­ристику результатов деятельности организаций. При этом каждая бухгалтерская запись (отражение хозяйственной операции в учете) должна быть подтверждена документом. Следовательно, все дан­ные бухгалтерского учета имеют доказательную силу. Объектив­ность получаемой в бухгалтерском учете информации обеспечи­вается непрерывностью регистрации фактов и явлений деятельности организаций, которая заключается в постоянном их наблюдении и записях в документах и регистрах. Все факты и явления хозяй­ственной деятельности зависимы между собой и обусловлены друг другом. Это предопределяет систематическую взаимосвязанность от­ражения хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете на ос­нове использования специфических, присущих только ему способов и приемов.

В бухгалтерском учете используются все три вида измерителей, но денежный — имеет первостепенное значение, так как обеспечива­ет получение обобщенных показателей результативности деятельно­сти организации (наличие активов и обязательств, балансовая при­быль, величина финансовых вложений, состояние расчетов с бюджетом и др.). Бухгалтерский учет формирует сводные показатели хозяй­ственной деятельности в виде отдельных форм отчетности, которые используются внутренними и внешними пользователями для обо­снования и принятия управленческих решений.

Таким образом, бухгалтерский учет представляет собой си­стему сплошного, непрерывного, взаимосвязанного документаль­ного отражения информации о деятельности организаций, ее обра­ботки, обобщения и представления соответствующим пользователям для обоснования и принятия решений.

Налоговый учет, согласно ст. 62 Налогового кодекса, — это "осуществление плательщиками (иными обязанными лицами) учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по на­логам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством". Он предоставляет информацию для расчета на­логов.

Все виды хозяйственного учета информационно связаны между собой. Сведения оперативного учета могут использоваться бухгалтерским учетом, но лишь при условии, что данные точны и отря­жены в первичных документах. Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Ста­тистика использует данные оперативного, бухгалтерского и налогового учета. Таким образом, все виды хозяйственного учета образуют систему учета национальной экономики. Они дополняют друг друга и обеспечивают потребности управления различных уровней. Руководит системой учета в Рес­публике Беларусь Совет Министров и, в частности, статистическим учетом — Министерство стати­стики и анализа, бухгалтерским и налоговым учетом — Министерство финансов, оперативным — администрация предприятия.


Измерители, применяемые в учете.

В учетной практике для количествен­ного выражения хозяйственных операций используются три вида измерителей: натуральный, трудовой, денежный.

Натуральные измерители используются для характеристики учитываемого объекта в натуре, т.е. по данным взвешивания, изме­рения и пересчета. Учет в таких единицах измерения называют натуральным. Отличительной чертой натуральных измерителей является использование их только для характеристики однород­ных предметов. Можно подсчитать количество полученной про­дукции какого-либо вида во всех подразделениях организации, но н то же время нельзя суммировать разнородные виды продукции. К натуральным измерителям относят меры массы, объема, длины, площади, времени и др.

В отдельных отраслях экономики применяются специфические условно-натуральные измерители, такие как машино-день, нормо-смена, тонно-километры, эталонные гектары, кормовые единицы и др.

С помощью натуральных измерителей осуществляется количе­ственный учет товарно-материальных ценностей, готовой продук­ции, выполненных работ, услуг. В качестве обобщающих показате­лей их применять нельзя.

Трудовой измеритель используется для подсчета количества затраченного труда и выражается в единицах времени — рабочих днях, часах, минутах. В необходимых случаях трудовые измерите­ли применяются в сочетании с натуральными. К примеру, подсчитывается количество изготовленной продукции в единицу време­ни. В отличие от натуральных трудовой измеритель в отдельных случаях позволяет сравнить между собой некоторые разнородные величины. Так, исчисление показателей нормированного времени используется для определения величины затрат труда на произ­водство различных видов продукции. Однако трудовой измери­тель, как и натуральные, невозможно использовать в качестве обоб­щающего измерителя хозяйственной деятельности организации в целом.

Денежный измеритель применяется в качестве обобщающего для отражения различных фактов и явлений хозяйственной дея­тельности в денежном выражении. В республике денежным изме­рителем является рубль. В нем обобщаются натуральные и трудо­вые измерители состояния имущества, прав и обязательств организации, составляются бизнес-планы и прогнозы развития, сметы, задания, отчеты. Денежный измеритель отражает финансовое со­стояние организации (затраты, прибыль, убыток), характеризует рас­четную дисциплину с работниками организации и государством (бюджетом, фондом социальной защиты населения и др.). Значе­ние денежного измерителя в период перехода к регулируемым рыночным отношениям возрастает.


Задачи бухгалтерского учета.


В соответствии с законом «О бухгалтерском учете и отчетности» основными задачами бухгал­терского учета являются:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее финансо­вом положении, полученных доходах и понесенных расходах;

обеспечение при совершении организацией хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении активов и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными
нормами, нормативами и сметами;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и вы­явление внутрихозяйственных резервов, обеспечение ее финансовой устойчивости.


Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету.


Для выполнения своих задач бухгалтерский учет должен отвечать определенным требованиям.

сопоставимости — означает соотнесение показателей бизнес-плана с показателями бухгал­терского учета и по единицам измерения, и по методологии учета;

своевременности — обеспечивается своевременным оформлением первичных документов и их учетной обработкой;

точности и объективности — предполагает, что полученная на основе учетных данных ин­формация отражает фактическое состояние организации;

полноте — означает непрерывную и сплошную регистрацию всех хозяйственных фактов в организации;

ясности и доступности — позволяют пользоваться информацией бухгалтерского учета не только специалистам, но и инвесторам, и акционерам, и другим заинтересованным лицам. Обеспечи­вается это требование упрощением учета, исключением дублирования и сокращением ненужных по­казателей;

рациональности и экономичности — достигаются путем снижения затрат по ведению учета на рубль произведенной продукции, применения современных информационных технологий и высо­кой квалификацией учетных работников.


Государственное регулирование бухгалтерского учета.

Для обеспечения единства в построении и ведении бухгалтер­скою учета, составления отчетности и повышения их достовер­ности существует государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности, в основу которого положен Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».

Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчет­ности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Нацио­нальным собранием Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь и иными государственными органами в пределах их компетенции в целях достижения единообразия ве­дения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчет­ности, повышения достоверности и своевременности учетной и отчетной информации.

Министерство финансов Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчет­ностью и принимает обязательные для исполнения организа­циями нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, а также утверждает нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, разработанные и внесенные в установленном порядке государственными организациями, под­чиненными Совету Министров Республики Беларусь.

Республиканские органы государственного управления, под­чиненные Совету Министров Республики Беларусь и осущест­вляющие регулирование и управление в определенной отрасли экономики, осуществляют методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих
отраслей экономики и принимают нормативные правовые акты
по бухгалтерскому учету и отчетности, не противоречащие нормативным правовым актам по бухгалтерскому учету и отчетности
Министерства финансов Республики Беларусь.

Национальный банк Республики Беларусь осуществляет мето­дологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в банковской системе, разрабатывает и утверждает методики веде­ния бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности для Национального банка Республики Беларусь, а также для бан­ков и небанковских кредитно-финансовых организаций, принимает обязательные для исполнения банками норма­тивные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью возложено на Министерство финансов Республи­ки Беларусь, которое в соответствии с законодательством разра­батывает, согласовывает и утверждает для исполнения всеми ор­ганизациями на территории Республики Беларусь:

типовые планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

положения по бухгалтерскому учету и отчетности;

иные нормативные правовые акты по вопросам бухгалтер­ского учета и отчетности.

Многие отрасли народного хозяйства имеют свою отраслевую специфику процесса производства и специфику в бухгалтерском учете.

Отраслевые министерства и ведомства на основе действующе­го законодательства имеют право разрабатывать и согласовывать с Министерством финансов свои отраслевые инструкции, реко­мендации по отдельным участкам учета, в том числе по себесто­имости и калькулированию продукции.


Содержание Закона РБ «О бухгалтерском учете и отчетности»


Закон РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в РБ


Статья 1 «Сфера действия настоящего Закона»

Статья 2 «Основные понятия, применяемые в настоящем Законе, и их определения»

Статья 3 «Законодательство РБ о бухгалтерском учете и отчетности»

Статья 4 «Основные задачи бухгалтерского учета и отчетности»

Статья 5 « Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности»

Статья 6 «Организация бухгалтерского учета. Учетная политика организации»

Статья 7 «Главный бухгалтер, его права и обязанности»

Статья 8 «Основные требования к ведению бухгалтерского учета»

Статья 9 «Первичные учетные документы»

Статья 10 «Регистры бухгалтерского учета»

Статья 11 «Определение стоимости активов и обязательств при принятии их на бухгалтерский

учет. Переоценка активов и обязательств.

Статья 12 «Инвентаризация активов и обязательств»

Статья 13 «Состав бухгалтерской отчетности»

Статья 14 «Представление бухгалтерской отчетности»

Статья 15 «Публикация бухгалтерской отчетности»

Статья 16 «Хранение документов бухгалтерского учета и отчетности»

Статья 17 «Ответственность за нарушение законодательства РБ о бухгалтерском учете и

отчетности»

Статья 18 «Международные договоры»


Учетная политикаорганизации.

В соответствии с Законом "О бухгалтерском учете и отчетнос­ти" организации самостоятельно формируют свою учетную поли­тику, которая применяется последовательно от одного учетного периода к другому.

Учетная политика организации представляет собой регламен­тированную совокупность способов ведения учета, по которым разрешена вариантность их использования исходя из особеннос­тей своей деятельности. Целью учетной политики является воз­действие на эффективность финансового положения организации в рамках действующих законодательных положений.

Учетная политика организации разрабатывается руководите­лем учетной службы, оформляется в виде отдельного документа и вводится в действие приказом руководителя организации. Этот документ должен содержать следующие разделы:

методическое обеспечение ведения бухгалтерского учета
(раскрытие учетной политики);

организационные мероприятия формирования системы бух­галтерского учета (формирование учетной политики).

Методическое обеспечение учетной политики представляет собой совокупность приемов и способов, позволяющую обеспе­чить системность отражения отдельных объектов и образующую функционирующую систему учета в организации. Рекомендуется выделить следующие его аспекты:

1. Учет имущества:

Учет основных средств;

Учет производственных запасов.


1.1. Учет основных средств

Следует указать критерий отнесения имущества к основным средствам. Изложить порядок начисления амортизации, обосновать ее ускоренный метод в случае его применения с указанием переч­ня основных средств. Указать, будет ли применяться индексация амортизационных отчислений или же, наоборот, понижающие коэф­фициенты, а также будет ли проводиться переоценка основных средств. Раскрыть порядок списания затрат на ремонт основных средств. В случаях создания резерва на проведение ремонта изло­жить порядок расчета норматива отчислений на его создание.

1.2.Учет производственных запасов

В соответствии с производственной направленностью органи­зации и обеспечением материальными ресурсами указать пере­чень субсчетов к счету 10 "Материалы". Раскрыть взаимосвязь между складским учетом материалов и записями на счетах. Изло­жить порядок оценки материалов и их списания на издержки произ­водства. Допускается три варианта применяемых оценок:

по средневзвешенной себестоимости;

по учетным ценам с включением сумм отклонений между учетными ценами и фактической себестоимостью их заго­товления;

с использованием метода "ЛИФО" ( по себестоимости последних по времени приобретения материалов).

2. Учет нематериальных активов

Привести перечень нематериальных активов с указанием и обо­снованием срока полезного использования каждого из них. Амор­тизация стоимости нематериальных активов производится в соот­ветствии с исчисленным сроком их полезного использования.

3.Учет товаров

Изложить порядок оценки товаров, который можно осуществ­лять одним из двух вариантов:

по покупным (учетным) ценам;

по продажным ценам.

При первом варианте оценки в учетной работе организация не использует счет 42 "Торговая наценка". Раскрыть механизм опре­деления средней наценки и списания товаров при их реализации.

4.Учет затрат на производство

Дать общую классификацию затрат в организации в соответ­ствии с уставной хозяйственной деятельностью и привести пере­чень счетов, на которых найдут отражение указанные затраты.

Изложить порядок закрытия счетов 25 "Общепроизводствен­ные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы" и списания расходов по управлению и обслуживанию производства по объек­там учета затрат. В качестве базы распределения указанных рас­ходов может быть:

сумма заработной платы;

сумма прямых расходов;

сметные ставки;

объем выручки.

В соответствии с инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета возможно списание общехозяйствен­ных расходов сразу в дебет счета 90 "Реализация" с кредита сче­та 26 "Общехозяйственные расходы" в качестве условно-постоян­ных расходов.

Следует раскрыть порядок оценки незавершенного производ­ства. Оценку незавершенного производства можно производить по следующим критериям:

нормативной производственной себестоимости;

по прямым статьям расходов;

по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

По расходам будущих периодов необходимо привести их пере­чень с указанием срока списания на издержки производства (об­ращения).

5.Учет реализации

Необходимо указать, что является моментом признания выручки от реализации:

признание в учете выручки по мере отгрузки продукции, вы­полнения работ, оказания услуг (метод начисления);

признание выручки по мере поступления оплаты отгружен­ных продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Определение момента признания выручки от реализации осо­бенно важно для организаций, занимающихся внешнеэкономичес­кой деятельностью. Изменения валютного курса обусловливают необходимость отражения в учете курсовых разниц.

6. Использование прибыли

Следует раскрыть механизм использования прибыли. Указать порядок начисления и выплаты дивидендов учредителям (поквар­тально, за полугодие, за год, по решению учредителей). Определить порядок использования прибыли на финансирование вложений во внеоборотные активы.

7. Порядок списания курсовых разниц.

Согласно законодательству РБ.

8.Формирование фондов и резервов

9.Вопросы налогового учета

Организационные мероприятия формирования учетной поли­тики в организации охватывают все моменты осуществления учет­ной работы от начала и до конца года без излишних повторений и параллелизма. Организационные мероприятия включают следую­щие позиции:

определение формы учета и технологии обработки инфор­мации. Разработка кодификатора учетных номенклатур;

график документооборота с указанием ответственных лиц за оформление, представление первичных документов;

разработка плана счетов бухгалтерского учета организации
на основе утвержденного Типового плана счетов, обуслов­ленного спецификой деятельности организации;

график проведения инвентаризаций и ревизий;

график организации труда работников бухгалтерии;

график представления отчетности.

Учетная политика организации в соответствии с действующим законодательством должна носить неизменный характер и быть последовательной от одного учетного периода к другому. Вместе с тем, при наступлении объективных условий, влияющих на изме­нение учетной политики, организации необходимо раскрыть содержание изменений и определить их влияние на финансовое состояние. Изменения в учетной политике могут быть обусловлены реорганизацией, изменениями законодательства, изменениями условий деятельности. Вводить изменения в учетную политику рекомендуется с начала года.


Общая характеристика предмета бухгалтерского учета.


Под предметом бухгалтерского учета понимают имущество организации (активы), источники формирования имущества (обязательства организации), которые находятся в непрерывном движении под влиянием хозяйственных операций в ходе хозяйственных процессов, т.е. финансово-хозяйственная деятельность организации, направленная на выполнение уставных обязательств.

Содержание предмета бухгалтерского учета зависит от сущности учитываемых объектов, а состав объектов – от форм собственности отраслей экономики.

Труд бухгалтера направлен на определенный объект (предмет), который он должен учесть. Говоря о предмете бухгалтерского учета необходимо отметить, что имеется в виду только тот объект, который обладает стоимостью. Согласно теории трудовой стоимости, объект может обладать стоимостью только тогда, когда на него воздействовал человек (воплощение его труда). Объекты живой и неживой природы, не обладающие стоимостью, не являются предметом бухгалтерского учета.

Сфера бухгалтерского учета должна ограничиваться рамками каждого отдельного предприятия (организации), которое территориально и имущественно обособлено. Все средства производства, находящиеся в распоряжении предприятия, являются предметами бухгалтерского учета, т.е. тем, что должен учитывать бухгалтер.

Предмет бухгалтерского учета в таком представлении является собирательным, обобщенным понятием. В реальности он представлен множеством разнообразных объектов. Их вид, назначение, количество зависят от сферы деятельности хозяйствующего субъекта. Общим для них является то, что они имеют денежную оценку. Т.о. предмет бухгалтерского учета — имущество (средства производства) предприятий, организаций, учреждений, находящееся в их распоряжении и имеющее стоимостную (денежную) оценку. Предмет—это отражение состояния и движения активов, источников их образования и результатов деятельности хозяйствующего субъекта. Наиболее ярко содержание предмета бухгалтерского учета раскрывается в объектах бухгалтерского учета: различные виды имущества и источники их образования и на предприятии их огромное множество.


Объекты бухгалтерского учета:


активы организации (хозяйственные средства);

пассивы организации (источники образования имущества);

хозяйственные операции и процессы


Согласно ст. 2 Закона РБ «О бухгалтерском учете и отчетности»:

активы - это имущество, в том числе имущественные права, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, учитываемой организацией в результате хозяйственных операций.


Пассивы организации– это обязательства и капитал.

Обязательства - это задолженность организации, которая возникает в результате хозяйст­венных операций, совершенных до отчетной даты, и погашение которых приведет к уменьшению ак­тивов или увеличению капитала. Они представляют собой источники образования имущества, т.е. финансовые ресурсы, за счет которых сформированы хозяйственные средства организации. Источни­ки показывают, откуда организация получила те имущественные ценности, которыми располагает в данный момент.

Капитал – активы организации за вычетом всех ее обязательств.


Хозяйственная операция - это действие или событие, которое приводит к изменению объема, состава, размещения и использования активов и (или) пассивов организации.


Хозяйственные процессы – это:

снабжение;

производство;

реализация


Классификация имущества организации.


Все средства предприятия классифицируются по двум признакам:

по видам и размещению;

по источникам образования и назначению.

Средства организации по видам и размещению подразделяются на внеобо­ротные активы и оборотные активы.

Внеоборотные активы

Основные средства (здания, сооружения, машины и оборудование и т.д.) действуют и используются в хозяйственной деятельности длительное время, не изменяя своего внешнего вида, изнашиваются постепенно, что позволяет организации включать их стоимость в себестоимость продукции частями в течение нормативного срока.

Доходные вложения в материальные ценности - вложения в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие матери­ально-вещественную форму, предоставляемые организацией во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода.

Нематериальные активы - объекты долгосрочного пользования, имеющие стоимостную оценку, но не имеющие материально-вещественной формы (право собственности, ноу-хау и т.д.).

Вложения во внеоборотные активы - это средства организации, направ­ленные или вложенные в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, нематериальных активов, земельных участков.

Оборотные активы

Нормируемыми называются оборотные средства, вложенные в те виды материальных ценностей, которые необходимы организации для выполнения производственной программы (предусматриваются нормы запасов).

Сырье, материалы, топливо, комплектующие изделия, запасные части пред­ставляют собой оборотные средства (предметы труда), которые используются в одном производственном цикле и поэтому полностью переносят свою стоимость на изготовленную продукцию, выполняемые работы или оказы­ваемые услуги.


Незавершенное производство - стоимость продукции, не прошедшей все стадии производственного процесса и не переданной на склад или не сданной заказчику.

Денежные средства - суммы наличных денежных средств в кассе организации и операционной кассе и денежных средств на расчетном, валютном и спе­циальном счетах в банке, переводы в пути, а также денежные документы (авиабилеты и железнодорожные билеты, акцизные марки и т.д.).

Финансовые вложения - это инвестиции организации в ценные бумаги (акции, облигации), в уставные фонды других организаций; предоставление займов с целью получения дополнительных доходов в виде процентов.

Расчеты с дебиторами

Дебиторской задолженностью называются средства в расчетах, т.е. по существу это средства данной организации, временно находящиеся у других организаций или лиц, которые по истечении определенного срока подлежат возврату данной организации в виде денежных или иных средств. Дебито­рами могут быть: покупатели, которые сразу не оплатили отгруженную продукцию или товар; подотчетные лица, получившие в кассе деньги в виде аванса под отчет; работники организации по предоставленным им ссудам и займам, по возмещению материального ущерба; учредители, имеющие задолженность по вкладу в уставной фонд при его формировании.


Средства организации по источникам образования

Средства организации по источникам образования подразделяются на источники собственных средств, доходы (расходы), расчеты (заемные средства).

Источники собственных средств (фонды, резервы, бюджетное и другие виды финансирования, нераспределенная прибыль).

Уставный фонд - совокупность в денежном выражении вкладов учредителей в имущество организации при его создании для обеспечения деятельности организации в размерах, определенных учредительными документами.

Резервный фонд - образуется за счет нераспределенной прибыли организации для покрытия незапланированных расходов, возникших в процессе работы организации.

Добавочный фонд - образуется за счет переоценки в соответствии с установ­ленным порядком внеоборотных активов организации; эмиссионного дохода акционерного общества при размещении акций по цене выше номинальной.

Целевое финансирование - поступление средств для осуществления меро­приятий целевого назначения (вступительные и членские взносы, благо­творительная помощь, поступления от вышестоящей организации).

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) - прибыль (убыток), остающаяся в распоряжении организации после реформации баланса по состоянию на 31 декабря.

Доходы (расходы):

резервы предстоящих расходов;

расходы будущих периодов;

доходы будущих периодов;

прибыль (убыток) отчетного года.


Резервы предстоящих расходов создаются с целью равномерного включе­ния некоторых расходов в себестоимость продукции (на оплату очередных отпусков, ремонт основных средств и т.д.).

Расходы будущих периодов - расходы, произведенные в данном отчетном периоде, но относятся к будущим отчетным периодам (освоение новых ви­дов продукции, неравномерно производимый ремонт основных средств, подписка на специальную литературу).

Доходы будущих периодов - это доходы, полученные (начисляемые) в от­четном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам (арендная плата, полученная вперед; выручка за перевозки пассажиров по месячным билетам; абонементная плата за пользование средствами связи и др.).

Прибыль (убыток) отчетного года - конечный финансовый результат дея­тельности организации в отчетном году.

Расчеты (заемные средства):

краткосрочные кредиты и займы;

долгосрочные кредиты и займы;

кредиторская задолженность по расчетам:

с поставщиками и подрядчиками,

по оплате труда,

по налогам и сборам,

по социальному страхованию и обеспечению,

с акционерами по выплате дивидендов,

с разными дебиторами и кредиторами.

Краткосрочные кредиты банков - суммы задолженности перед банком по кредитам, полученным на срок менее одного года.

Краткосрочные займы - суммы кредиторской задолженности от продажи облигаций и депозитных сертификатов.

Долгосрочные кредиты банков - суммы задолженности по кредитам, получен­ным на срок более одного года для расширения и развития производства, внедрения новой техники.

Долгосрочные займы - суммы, полученные от выпуска и продажи акций трудового коллектива.

Кредиторская задолженность состоит из задолженности поставщикам за товары и услуги, покупателям и заказчикам по авансам полученным, а также по доходам учредителям.

Обязательства по распределению состоят из обязательств по оплате труда, по платежам в бюджет и органам социального страхования и обеспечения, перед учредителями по доходам.

Хозяйственные операции и хозяйственные процессы.

Финансово-хозяйственная деятельность организации скла­дывается из различных хозяйственных операций, каждая из ко­торых - часть процессов ее деятельности. Эти хозяйственные процессы являются составными частями кругооборота иму­щества. В этом кругообороте можно выделить три основных, относительно самостоятельных процесса:

снабжение;

производство;

реализация.

Процесс снабжения является первой стадией кругооборота хозяйственных средств (имущества), в результате которой при­обретаются и пополняются средства производства и трудовые ресурсы, а денежные средства превращаются в производствен­ные запасы, которые затем переходят в сферу производства.

В процессе производства за счет воздействия рабочей силы при помощи средств производства на предметы труда создают­ся материальные блага.

В процессе реализации готовая продукция выходит из стадии производства и вновь попадает в сферу обращения, а после ее продажи (переход в денежную форму) кругооборот возобнов­ляется.

Любой из хозяйственных процессов кругооборота имущес­тва в действительности состоит из целого ряда отдельных хо­зяйственных операций.

Хозяйственная операция - это событие, которое приводит к изменению объема, состава и размещения имущества или источников его образования в организации. При совершении хозяйственных операций осуществляется отражение инфор­мации о хозяйственных процессах в первичных документах и регистрация их в учете. Экономическое содержание каждой хозяйственной операции определяет процесс движения средств организации, в результате чего происходят изменения в составе имущества и источниках его образования.

Так, например, в процессе снабжения хозяйственной опера­цией считается каждый случай поступления товарно-матери­альных ценностей на склад, перечисления денежных средств конкретному поставщику.

В процессе производства отражается каждый случай отпус­ка материалов в производство, начисление заработной платы работникам, передача готовой продукции на склад.

Процесс реализации включает отражение операций по склад­скому хранению продукции, отгрузке ее покупателям, взаимо­расчетам с покупателями и другие операции.

Хозяйственных операций на предприятии происходит еже­дневно большое количество, каждая из них обеспечивает кру­гооборот средств организации, которые в своем движении последовательно принимают три формы - денежную, произ­водительную и товарную. Таким образом, из совокупности хо­зяйственных операций складывается финансово-хозяйственная деятельность любой организации, которая отражается в учете в виде информации о движении хозяйственных средств и их ис­точников с использованием специфических приемов и методов.


Понятие об «экономических выгодах», «доходах», «расходах», «затратах», «издержках», «доходах будущих периодов» и «расходах будущих периодов».


Экономическая выгода – возможность имущества способствовать притоку денежных средств или иных активов в организацию.

Доход – экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

Основание: Постановление МФ РБ от 26.12.2003 № 181 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету «Доходы организации».


Расходы организации – уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению собственных источников организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников) имущества.

Затраты – стоимостная оценка ресурсов, потребленных организацией в процессе производства и реализации товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг. Затраты, приводящие к получению в будущем экономических выгод, считаются активами организации и признаются расходами в период получения от них экономической выгоды. Затраты, не приводящие к получению экономических выгод, признаются расходами организации в период осуществления данных затрат.

Основание: Постановление МФ РБ от 26.12.2003 г. № 182 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету «Расходы организации»


Издержки производства:

- затраты, непосредственно связанные с производством продукции и обусловленные им. Различают несколько видов таких издержек:

- постоянные (затраты, имеющие место вне зависимости от объема
производства);

переменные - затраты, непосредственно связанные с объемом производства,
изменяющиеся в зависимости от объема);

полные - сумма постоянных и переменных издержек;

- прямые издержки производства - издержки производства конкретной
продукции, которые могут быть отнесены непосредственно на ее себестоимость;

средние - средние величины издержек, приходящиеся на одно изделие, на
единицу продукции за определенный промежуток времени;

эксплуатационные - расходы, связанные с эксплуатацией оборудования,
машин, транспортных средств, использованием, применением разных видов
средств производства и предметов хозяйственного обихода...

Основание: "Капитал. Энциклопедический словарь" (В.Г.Гавриленко)

Издержки обращения:

- затраты, связанные с обращением товаров. Включают в себя расходы на упаковку, транспортировку, а также складские расходы.

Основание: «Капитал. Энциклопедический словарь» (В.Г. Гавриленко)


Доходы будущих периодов представляют собой полученные авансом платежи от покупателей в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам.


Расходы будущих периодов – расходы, произведенные за счет будущих отчетных периодов.


Характеристика метода бухгалтерского учета.


Метод бухгалтерского учета — это взаимосвязанная сово­купность приемов и способов, носящих упорядоченный харак­тер, в результате применения которых достигается взаимосвя­занное отражение хозяйственной деятельности организации (предмета бухгалтерского учета).

Метод бухгалтерского учета включает следующие элемен­ты(приемы):

Документация - первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их со­вершения. Документация позволяет осуществлять сплошное и непрерывное наблюдение за хозяйственными процессами организации.

Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета на определенную дату, а также документирования отдельных фактов хозяйственной жизни. Проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохраннос­ти имущества.

Документация и инвентаризация являются элементами ста­дии первичного наблюдения за объектами бухгалтерского учета.

Стоимостное измерение объектов бухгалтерского учета осу­ществляется с помощью оценки и калькуляции.

3. Стоимостная оценка - способ выражения в денежном измерении имущества организации и его источников. В основе оценки имущества организации лежат реальные затраты, выраженные в денежном измерителе, причем не только величина каждого вида затрат, но и общая их сумма, т.е. себестоимость.

Себестоимость объектов учета исчисляется при помощи калькулирования.

4. Калькуляция - способ группировки затрат и исчисления себестоимости единицы продукции, работ, услуг. Калькулирование представляет собой способ определения фактических за­трат предприятия в денежной форме за единицу продукции.

Текущая группировка данных объектов учета производится с помощью счетов и двойной записи.

5.Система счетов и двойная запись - прием, означающий, что группировка имущества, источников его образования и хо­зяйственных операций в бухгалтерском учете осуществляется также системой счетов с применением метода двойной записи.

Бухгалтерский счет - экономическая группировка в виде таблицы, в которой систематизируется и накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образова­ния и о хозяйственных операциях. Отражение хозяйственных операций в системе счетов осуществляется на основании пер­вичных документов и при помощи способа двойной записи.

Двойная запись - способ регистрации хозяйственных опе­раций на счетах бухгалтерского учета, в основе которого лежит принцип записи любой хозяйственной операции на двух взаи­мосвязанных счетах бухгалтерского учета в одинаковой сумме.

Обобщение фактов хозяйственной деятельности произво­дится с помощью бухгалтерского баланса и отчетности.

6. Бухгалтерский баланс - способ экономической группи­ровки и обобщения информации об имуществе (организации).

7. Отчетность - система показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени. Показатели отчетности используются для анализа финансового состояния организации, подготовки, обоснования и принятия соответствующих управленческих решений.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ 1


Сущность и роль хозяйственного учета.

Виды измерителей, применяемых в учетной практике, их ха­рактеристика.

Чем обеспечивается единство системы хозяйственного учета?

Виды хозяйственного учета, обусловленность их функциони­рования.

Характеристика бухгалтерского учета и его роль в управлен­ческой деятельности.

Задачи бухгалтерского учета и их обусловленность совре­менными условиями хозяйствования.

Характеристика основных функций бухгалтерского учета.


Понятие предмета бухгалтерского учета.

Характеристика объектов хозяйственного учета.

Классификация активов (имущества, средств) по функцио­нальной роли в процессе хозяйственной деятельности.

Характеристика внеоборотных активов.

Классификация оборотных активов.

Сущность и виды дебиторской задолженности.

Характеристика собственных и заемных источников форми­рования активов (имущества, хозяйственных средств).

Сущность и виды кредиторской задолженности.

Хозяйственные процессы в качестве объекта бухгалтерского учета.

Понятие хозяйственной операции, факта хозяйственной де­ятельности и их характеристика.

Понятие метода бухгалтерского учета.

Классификация элементов метода бухгалтерского учета.

Характеристика элементов метода бухгалтерского учета, обеспечивающих первичное наблюдение хозяйственных опе­раций.

Элементы метода бухгалтерского учета, обеспечивающие группировку показателей об объектах бухгалтерского учета.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.