Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Документироваяние аудита

8.


Документирование аудита


8.1.


Рабочие документы аудитора


Аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.


Документация — это рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита.


Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.


Рабочие документы используются:


1) при планировании и проведении аудита;


2) при осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы;


3) для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора.


Требования к документированию аудиторских процедур регулируются федеральным правилом (стандартом) № 2 «Документирование аудита», который устанавливает единые требования к составлению документации в процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.


Рабочие документы аудитора должны составляться в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита.


В рабочих документах аудитор отражает информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств.


В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с выводами аудитора по ним. В тех случаях, когда аудитор проводил рассмотрение сложных принципиальных вопросов или высказывал по каким-либо важным для аудита вопросам профессиональное суждение, в рабочие документы включают факты, которые были известны аудитору на момент формулирования выводов, и необходимую аргументацию.


Аудитор самостоятельно определяет объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением.


Отражение в составе документации каждого рассмотренного аудитором в ходе проверки документа или вопроса не является необходимым. Вместе с тем объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию, новый аудитор смог бы исключительно на основе данной документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке с прежним аудитором) понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов прежнего аудитора.


Форма и содержание рабочих документов аудитора зависят от ряда факторов:


1) характера аудиторского задания;


2) требований, предъявляемых к аудиторскому заключению;


3) характера и сложности деятельности аудируемого лица;


4) характера и состояния систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица;


5) необходимости давать указания работникам аудитора, осуществлять за ними текущий контроль и проверять выполненную ими работу;


6) конкретных методов и приемов, применяемых в процессе проведения аудита.


Рабочие документы систематизируются в зависимости от обстоятельств каждой конкретной аудиторской проверки и потребностей аудитора в ходе ее проведения.


Разрабатываются типовые формы документации, например, стандартная структура аудиторского файла (папки) рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения и т.п. Такая стандартизация облегчает поручение работы подчиненным и одновременно позволяет надежно контролировать результаты выполняемой ими работы.


Могут использоваться графики, аналитическая и иная документация, подготовленные аудируемым лицом. В этих случаях аудитор обязан убедиться в том, что такие материалы подготовлены надлежащим образом.


8.2.


Информация, содержащаяся в рабочих документах


Рабочие документы аудитора содержат:


информацию, касающуюся организационно-правовой формы и организационной структуры аудируемого лица;


выдержки или копии необходимых юридических документов, соглашений и протоколов;


информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;


информацию, отражающую процесс планирования, включая программы аудита и любые изменения к ним;


доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;


доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, уровня риска средств контроля и любые корректировки этих оценок;


доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором выводы;


анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;


анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения;


сведения о характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;


доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная работниками аудитора, осуществлялась под контролем квалифицированных специалистов и была проверена;


сведения о том, кто выполнял аудиторские процедуры, с указанием времени их выполнения;


подробную информацию о процедурах, примененных в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности подразделений и/или дочерних предприятий, проверявшихся другим аудитором;


копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам и полученных от них;


копии писем и телеграмм по вопросам аудита, доведенным до сведения руководителей аудируемого лица или обсуждавшимся с ними, включая условия договора о проведении аудита или выявленные существенные недостатки системы внутреннего контроля;


письменные заявления, полученные от аудируемого лица;


выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе выполнения процедур аудита, и сведения о действиях, предпринятых в связи с этим аудитором;


копии финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения.


Если аудируемое лицо проверяется несколько лет подряд, то некоторые файлы рабочих документов (папки) могут быть отнесены к категории постоянных (перманентных), обновляемых по мере поступления новой информации, но остающихся по-прежнему значимыми, в отличие от текущих аудиторских файлов (папок), которые содержат информацию, относящуюся в основном к аудиту отдельного периода.


8.3.


Систематизация рабочей документации аудитора


По каждому аудируемому лицу аудитор формирует следующие папки (файлы):


1) постоянную папку;


2) ежегодную (текущую) папку.


В постоянной папке размещается постоянная и маломеняющаяся информация о клиенте, например:


копии пакета учредительных документов;


информация о главных акционерах (совладельцах);


данные об организационной структуре предприятия;


копии долгосрочных соглашений (с банками о займах, с собственными клиентами, с поставщиками), которые имеют значение для проведения аудита на протяжении многих лет;


копии нормативных документов, имеющие отношение к функционированию данного предприятия или предприятий некоторой специфической группы, к которой имеет отношение и организация клиента.


В ежегодной (текущей) папке размещаются текущие рабочие документы аудиторской проверки по итогам каждого конкретного финансового года. На каждый год по каждой проверяемой организации заводится отдельная текущая папка или (в случае значительного объема документации) комплект папок.


Документация в текущей папке может структурироваться по разделам, с присвоением им кодов. Например:


1 раздел — копии документов бухгалтерской отчетности клиента, подлежащие проверке; копии наиболее важных регистров учета клиента, которые могут служить основанием для подготовки бухгалтерской отчетности; копия официального аудиторского заключения по данной бухгалтерской отчетности; копия письма аудиторов руководству проверяемой организации (подробного отчета аудиторов) по итогам работы;


2 раздел — документы, отражающие завершение аудиторской проверки: анкета руководителя аудита по итогам проверки; анкета проверяющего (партнера) по итогам проверки; перечни нерешенных вопросов; табели учета рабочего времени и другие документы (протоколы, записки), отражающие завершение работы и решение возникающих при этом проблем, копии актов приема-сдачи работы;


3 раздел — основные и сопроводительные документы, отражающие планирование работы;


4 раздел — перечень важных вопросов и замечаний, возникших в ходе работы с клиентом: список отмеченных проблем; реестры отмеченных отклонений; пункты письма руководству клиента (отчета аудитора) с соответствующими рабочими документами и пояснениями;


5 раздел — документы, отражающие непосредственный ход аудиторской проверки: схемы проверки конкретной области учета; программы проведения самостоятельных аудиторских процедур, аналитических процедур и проверок средств контроля; рабочие документы, непосредственно отражающие ход выполнения этих процедур и проверок; документы, обобщающие результаты проведения таких процедур и т.д.


Рабочие документы в папках должны быть пронумерованы, и, при необходимости, содержать перекрестные ссылки.


Аудиторские организации устанавливают процедуры, которые обеспечивают конфиденциальность, сохранность рабочих документов, а также их хранение в течение достаточного периода времени, исходя из особенностей деятельности аудитора, а также законодательных и профессиональных требований, но не менее 5 лет.


Рабочие документы являются собственностью аудитора. Хотя часть документов или выдержки из них могут быть предоставлены аудируемому лицу по усмотрению аудитора, они не могут служить заменой бухгалтерских записей аудируемого лица.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.