Содержание
1. Состав финансовой отчетности. 2. Особенности регулирования бухгалтерского учета отчетности в различных странах.
3. Характеристика исламской модели бухгалтерского учета. Список использованной литературы
1.
Состав финансовой отчетности
В зарубежной практике, понятие финансовая отчетность специфицируется в широком и узком смысле. В широком смысле - это вся публичная финансовая информация, представляемая внешним пользователям, в виде красочно оформленных буклетов с графиками, схемами, текстовой информацией, в том числе отчеты правления, аналитические обзоры и прогнозы менеджмента, обращения к акционерам и др. А в узком смысле, - ряд установленных финансовых отчетов и пояснений к ним, заверяемых аудиторами:
-баланс;
-отчет о прибылях и убытках;
-отчет об изменениях в собственном капитале;
-отчет о движении денежных средств;
-описание учетной политики;
-примечания .
Международные стандарты финансовой отчетности, основы подготовки и представления финансовой отчетности, определяют стандартом №1 «Представление финансовой отчетности», который устанавливает общие положения, рекомендации по структуре и минимальные требования к финансовой отчетности.
Этот стандарт, по сути, определяет «концепцию справедливого и честного представления», которая должна составлять основу финансовой отчетности: «финансовая отчетность должна справедливо представлять финансовое состояние, финансовые результаты и денежные потоки предприятия». Считается, что выполнение требований всех международных стандартов, обеспечивает справедливое представление.
Для обеспечения справедливого представления и выполнения требований международных стандартов, предприятие должно разработать соответствующую учетную политику, т.е. специфические принципы, основы, правила и практические процедуры, используемые для подготовки и представления отчетности. Особые требования предъявляются к качеству финансовой отчетности: к ее уместности, понятности, надежности, сравнимости.
При подготовке отчетности, необходимо придерживаться принципа продолжающейся деятельности и принципа начислений, которые являются базовыми в международных стандартах финансовой отчетности.
В таблице 6 приведено сравнение состава финансовой отчётности, которую должны предоставлять организации в соответствии с МСФО и российским законодательством.
Таблица. 6. Состав финансовой отчетности по МСФО и российскому законодательству.
МСФО | Российское законодательство |
Бухгалтерский баланс | Бухгалтерский баланс (форма №1) |
Отчёт о прибылях и убытках | Отчёт о прибылях и убытках (форма № 2) |
Отчёт о движении капитала | Отчёт об изменениях капитала (форма №3) |
Отчёт о движении денежных средств | Отчёт о движении денежных средств (форма № 4) |
- | Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) |
- | Отчёт о целевом использовании полученных средств (форма № 6) |
Учётная политика и пояснительная записка | Пояснительная записка |
- | Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчётности, если она подлежит обязательному аудиту |
Состав отчетности по российскому законодательству приведен в соответствии с нормативными актами Министерства финансов РФ. Следует отметить, что Федеральный закон «О бухгалтерском учете» предусматривает следующий состав бухгалтерской отчетности:
Таким образом, федеральным законодательством отчет об изменениях капитала и отчет о движениях денежных средств рассматривается как часть приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Любопытен факт включения в состав отчетности аудиторского заключения по российским стандартам. Многие специалисты подчеркивают некорректность такого включения, поскольку получается, что аудиторское заключение должно содержать мнение, в том числе о самом себе. Особого внимания требует вопрос соответствия отчетности МСФО. Отчетность соответствует МСФО, если она подготовлена в соответствии со всеми стандартами и интерпретациями, если необходимо. Факт соответствия МСФО должен быть отражен в финансовой отчетности. При этом соответствие МСФО означает, что отчетность удовлетворяет всем требованиям каждого применимого стандарта. И наоборот, финансовая отчетность не может быть охарактеризована как соответствующая МСФО, если имеются какие-либо существенные отступления от стандартов и разъяснений к ним в отношении учета и раскрытия информации. Наличие национальных стандартов, противоречащих МСФО, а также раскрытие учетной политики и включение в отчетность соответствующих пояснений не считаются оправданием отклонений от требований МСФО. Вместе с тем предусмотрено, что в исключительных ситуациях может оказаться необходимым отступление от МСФО. Такие ситуации возникают, когда применение международных стандартов может привести к искажению информации об отдельных хозяйственных операциях. В этом случае финансовая отчетность должна содержать:
Международными стандартами не предусмотрена какая либо стандартная форма баланса и определяется лишь круг обязательных статей баланса:
В России форма баланса закреплена законодательно (Приказ Минфина №67 от 22 июля 2003 г. «О формах бухгалтерской отчетности»).
2. Особенности регулирования бухгалтерского учета и отчетности в различных странах.
В каждой стране имеются свои национальные правила или стандарты финансового учета, и не существует двух стран, использующих одинаковые учетные стандарты. Данные стандарты могут разрабатываться профессиональными бухгалтерскими организациями (как, например, в США) или представлять собой требования законодательства (как, например, в Германии).
В силу интернационализации производственной и коммерческой деятельности предприятий, возникновения транснациональных корпораций, развития рынков капитала возникла необходимость унификации требований к финансовой отчетности и разработки «наднациональных» стандартов. Такие стандарты разрабатываются как на региональном, так и на международном уровне.
Региональные стандарты существуют и действуют в нескольких странах определенного региона (например, в Западной Европе, Африке, Южной Америке и других регионах) и регулируют тем или иным образом финансовый учет.
Интенсивная интеграция политических и экономических систем стран Западной Европы нашла свое проявление в унификации законодательства для стран - участниц ЕС, в функционировании Европейского парламента, правительства (Европейская комиссия) и судебных органов, в принятии общеевропейской валюты (евро), в создании единого эмиссионного центра и других формах сотрудничества. Это не могло, не отразится и на процессах регулирования вопросов, связанных с бухгалтерским учетом и отчетностью.
Наиболее известными региональными стандартами являются Европейские директивы. Их требования разрабатывались с учетом различных национальных практик, и в настоящее время носят обязательный характер (характер закона) и включены в национальное законодательство стран - членов Европейского Союза (ЕС).
Международные стандарты финансовой отчетности первоначально разрабатывались как «обобщение» различных национальных подходов к учету тех или иных фактов хозяйственной деятельности, а в настоящее время некоторыми странами (в основном развивающимися) они применяются как национальные стандарты. Согласно решению Европейского Сообщества, применение международных стандартов, в ближайшее время, также будет обязательным для составления консолидированной отчетности всеми европейскими компаниями, котирующими свои акции на биржах. Наиболее существенное влияние на систему бухгалтерского учета западноевропейских стран оказали 4-я Директива ЕС о годовой финансовой отчетности компаний (от 25.07.78 г.) и 7-я Директива ЕС о консолидированной отчетности (от 13.06.83 г.), подготовленные Европейской комиссией и принятые Советом Европейского Сообщества. Важное значение имеет также 8-я Директива, посвященная порядку осуществления аудиторской деятельности.
4-я Директива ЕС « О бухгалтерских отчетах компаний
» является наиболее важным документом, определяющим пути, формы и методы гармонизации и унификации бухгалтерского учета и отчетности стран Западной Европы.
Она определяет требования к тому формату (перечню и группировке показателей), по которому должны составляться бухгалтерский баланс и отчет о прибылях (убытках), а также содержит набор основных требований, которым должен удовлетворять бухгалтерский учет, осуществляемый частными компаниями, акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью.
В статье 31 4-ой Директивы ЕС, определяются шесть принципов, которые должны применяться при работе с бухгалтерскими документами.
1. Принцип непрерывности функционирования: компания ведет свой бизнес так, чтобы он продолжался в дальнейшем.
2.Принцип единого подхода: методы определения стоимостных показателей, применяемых в компании, не должны меняться от одного финансового года к другому.
3.Принцип благоразумия: определение стоимостных показателей должно совершаться исходя из соображений благоразумия, в частности:
-должны учитываться только те доходы, которые отражены в балансовом отчете;
-бухгалтерская отчетность должна готовиться с учетом всех предстоящих к выполнению обязательств и потенциальных убытков, возникающих в течение финансового года, даже если об этих обязательствах или убытках стало известно в самый последний момент составления отчета;
-бухгалтерская отчетность должна составляться с учетом амортизационных отчислений, независимо от того, оказался ли результат финансового года убыточным или прибыльным.
4.Принцип начисления: бухгалтерский отчет должен учитывать поступления и расходы, относящиеся к данному финансовому году, независимо от фактической даты получения поступлений или совершения платежей.
5.Определение стоимостных показателей по статьям активов и пассивов должно делаться раздельно.
6. Начальный балансовый отчет последующего финансового года должен соответствовать итоговому балансовому отчету за предыдущий финансовый год.
Перечисленные принципы легли в основу ряда нормативмых документов по бухгалтерскому учету и в нашей стране (в маетности, новые Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), особенно Положение по учетной политике организаций и др.).
В 4-ой Директиве ЕС выделены три фундаментальных бухгалтерских предпосылки:
• непрерывное функционирование;
• постоянство;
• начисление.
Помимо этого, названы три основания, исходя из которых, следует выбирать вид бухгалтерской политики:
> благоразумная осторожность (осмотрительность, консерватизм); *
> сущность превыше формы (форма учета в бухгалтерских документах должна определяться скорее существом и финансовой реальностью проводимых операций, а не предписанными образцами);
> материальность (указание всех факторов и компонентов, реально влияющих на показатели стоимостных оценок) .
В ключевом положении 4-ой Директивы ЕС, раскрываются цели учета и годовой отчетности. В частности, там говорится, о том, что данные, отраженные на бухгалтерских счетах, должны быть объективными и правдивыми, чтобы отражать истинное положение дел на предприятии.
4-я Директива ЕС стандартизирует требования, которым должны удовлетворять две основные формы отчетности любого зарубежного предприятия - бухгалтерский баланс и отчет о прибылях (убытках). При этом установлен гибкий подход к построению отчетности. Предусмотрены два варианта баланса и четыре возможных варианта отчета о прибылях (убытках).
Основные отличия, касающиеся формы бухгалтерского баланса, заключаются в расположении составляющих его групп показателей (разделов). Так, в Великобритании баланс традиционно строится по принципу: активы - обязательства = собственный капитал.
В других странах Европы принято придерживаться следующего балансового равенства: активы = собственный капитал + обязательства.
В качестве преобладающего метода оценки имущества, отражаемого в балансе, рекомендовано использовать первоначальную историческую стоимость или принцип «исторически сложившихся затрат», хотя допускается и оценка по реальной стоимости с учетом инфляции.
Отчеты о прибылях (убытках) отличаются друг от друга либо различными подходами к классификации затрат (по их экономическому содержанию или функциональному назначению), либо расположением показателей (по вертикали или по горизонтали).
Рекомендуемый 4-й Директивой вертикальный формат отчета о прибылях (убытках) с группировкой затрат по их функциональному назначению применяется, например, только в Великобритании.
Специальный параграф 4-й Директивы посвящен приложениям, которые должны дополнять отчетность. В приложении отражается информация о тех учетных методах, которые применялись организацией при оценке стоимости активов (ЛИФО, ФИФО, средневзвешенная оценка, прямая идентификация), при исчислении амортизации, а также обороты в разрезе основных видов деятельности и географических рынков, детализация размеров и причин значительных долговых обязательств, выплаты членам совета директоров, отчисления в пенсионные фонды и другие показатели, имеющие существенное значение для объективной оценки финансового положения организации.
4-я Директива содержит в себе лишь наиболее общие положения и оставляет достаточную свободу действий странам -членам ЕС и транснациональным компаниям. Ей присущ ряд недостатков, связанных главным образом с отличиями и происходящими изменениями в национальных законодательствах, например по вопросам специфики лизинговых операций, отчетности о движении денежных средств, по учету различных финансовых инструментов, по контрактам, заключаемым на долгосрочной основе.
Основные положения 7-й Директивы ЕС «О консолидации бухгалтерских отчетных документов»
посвящены взаимоотношениям материнской и дочерних компаний, составлению консолидированной отчетности транснациональных корпораций, аудиторским проверкам, порядку придания гласности отчетности компаний.
Принятие 7-й Директивы было обусловлено необходимостью унификации вопросов отражения в учете и отчетности операций с иностранными валютами, методов приведения показателей бухгалтерского баланса, отчета о прибылях (убытках) и других форм к единой валюте, срокам составления отчетности, методам обеспечения сопоставимости данных, стабильности приемов и способов консолидации отчетов.
Ключевым вопросом правил консолидации учетной информации является то, какие компании подлежат включению в консолидированные отчеты. Основные положения 7-й Директивы касаются тех компаний, которые были сформированы в результате приобретения, а не объединения или слияния. Такая организационная модель бизнеса предполагает наличие одной головной «родительской» («материнской») компании и придание статуса «дочерних» компаний остальным членам объединенной группы предприятий. Дочерняя компания - эта та, которая контролируется другой компанией .
Согласно положениям 7-й Директивы ЕС, взаимные требования, финансовые обязательства, доходы, расходы, прибыли и убытки дочерних компаний должны исключаться из консолидированного отчета.
В приложениях к консолидированной отчетности должны отражаться показатели, оказывающие существенное влияние на объективность оценки финансового положения материнской и дочерних компаний. Это финансовые обязательства, их имущественное обеспечение, наиболее дорогостоящие контракты и инвестиции и др.
Консолидированная отчетность должна подвергаться регулярным аудиторским проверкам. 8-я Директива ЕС «Об аудите»
посвящена аудиторской деятельности. В ней сформулированы требования к уровню квалификации аудиторов, морально-этическим нормам, порядку осуществления аудита.
Основными требованиями, зафиксированными в 8-й Директиве ЕС, являются следующие: независимость аудиторов, наличие необходимой академической и практической (не менее трех лет) подготовки, а также государственной аккредитации. Получение права на проведение аудита осуществляется при условии успешной сдачи соискателем серии специальных комплексных экзаменов по бухгалтерскому учету, аудиту, финансовому анализу, праву. Разрешается допускать к экзаменам лиц без высшего образования, имеющих опыт профессиональной деятельности не менее 15 лет в области учета, контроля и анализа.
Аудитору, успешно сдавшему все экзамены, дается право на выполнение проверок деятельности не только промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, торговых и иных предприятий, но и банков, страховых компаний, инвестиционных и пенсионных фондов и других видов бизнеса.
При регулировании бухгалтерского учета на национальном уровне создаются блоки документов различных уровней:
1. Документы законодательных органов. Они могут иметь такие названия, как «Закон о деятельности компаний», «Закон о бухгалтерском учете и отчетности», или в тех странах, где на первое место становится налоговое законодательство, доминирующее над бухгалтерским учетом, - «Закон о налогах». В некоторых странах, например в Швеции, ко всем структурам, формирующим и представляющим бухгалтерскую отчетность, применяется единый «Закон о бухгалтерском учете и отчетности». В Германии и Испании бухгалтерский учет регулирует «Торговый кодекс», в Японии - Закон «О нормах контроля и порядке его осуществления». В США важным регулирующим актом является «Закон о ценных бумагах и фондовых биржах», а вообще, в США для различных категорий субъектов отчетности существуют собственные нормативные документы.
2. Документы правительственных органов. В некоторых странах органы, назначенные правительством, имеют право формулировать или интерпретировать нормы бухгалтерского учета и отчетности. Например, в Испании это Институт бухгалтеров и аудиторов. В США, Конгресс делегирует властные полномочия по регулированию системы бухгалтерского учета компаний, зарегистрированных на фондовых биржах, Комиссии по ценным бумагам и биржам - органу, который назначается правительством. В России учет регулируется документами Правительства РФ, Минфина РФ и т.д.
3. Документы профессиональных организаций. Для оптимизации процесса разработки и внедрения новых стандартов бухгалтерского учета необходимо объединение усилий научных и практических работников, занятых в данной сфере. Такое объединение может быть достигнуто посредством создания профессиональных объединений учетных работников и налаживания связей с аналогичными объединениями других стран и между народных ассоциаций.
К региональным организациям относятся: Европейский союз, Европейская федерация бухгалтеров - экспертов (FEE), Африканский Совет по бухгалтерскому учету (ААС), Межамериканская ассоциация бухгалтеров (IAA), Конфедерация бухгалтеров стран Азии и Тихого океана (САРА), Федерация бухгалтеров стран Юго-Восточкой Азии АСЕАН (FA), Южно-Азиатская федерация бухгалтеров (SAFA), Северная федерация бухгалтеров (HFA), Европейская бухгалтерская ассоциация (EuropeanAccountingAssociation), Федерация европейских бухгалтеров (FederationdesExpertsComptablesEuropeens) и др.
К международным организациям относятся: Организация объединенных наций; КМСФО - Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета (IASC), Международная федерация бухгалтеров (IFАС), Межправительственная рабочая группа экспертов по международным бухгалтерским стандартам ООН (ISAR), Комиссия по транснациональным корпорациям ООН (UNCTC), Организация экономического сотрудничества и развития (OECD), Международная организация комиссий по ценным бумагам и биржам (IOSCO) и др.
КМСФО разрабатывает международные стандарты финансовой отчетности (на сегодня разработан и утвержден 41 стандарт МСФО и разработаны принципы подготовки и составления финансовой отчетности), стремясь максимально упростить разрабатываемые стандарты и интерпретировать их под учетные практики в различных странах, обеспечивая тем самым возможность эффективного использования.
Другая крупная международная профессиональная организация, которая непосредственно занимается разработкой, внедрением и продвижением стандартов финансовой отчетности, - Международная федерация бухгалтеров (сокращенно МФБ; InternationalFederationofAccountants - IFAC), созданная в 1977 году.
На региональном уровне первыми (с 1957 г.) стали регулировать сопоставимость финансовой отчетности страны — члены Европейского экономического сообщества (с 1993 г. -Европейского союза).
В странах Европейского союза действует Европейская бухгалтерская ассоциация (EuropeanAccountingAssociation) -профессиональная организация специалистов финансового сектора. Кроме того, в Европе активно функционирует Федерация европейских бухгалтеров (FederationdesExpertsComptablesEuropeens). Организация создана в 1986 году в результате объединения двух профессиональных организаций, одна из которых объединяла бухгалтеров стран общего рынка, другая -прочих страх Европы.
В других регионах земного шара также действуют ассоциации и объединения профессиональных бухгалтеров, цели которых - координация действий по согласованию национальных методик бухгалтерского учета и развитие учетных профессий в регионах, а в перспективе - унификации и гармонизации бухгалтерских стандартов.
В 1979 г. создан Африканский совет по бухгалтерскому учету (ААС), объединяющий около 30 африканских стран.
В 1976 г. основана Конфедерация бухгалтеров стран Азии и Тихого океана (САРА).
В 1977 г. образована Федерация бухгалтеров стран Юго-Восточной Азии АСЕАН (FA).
Влияние профессиональных бухгалтерских организаций на процессы развития национальных бухгалтерских школ и унификации учетных стандартов очень существенно. Профессиональные контакты всех уровней обогащают и улучшают бухгалтерскую деятельность во всем мире, а, следовательно, повышают эффективность функционирования мирового экономического сообщества.
Деятельность профессиональных бухгалтерских организаций, в перспективе, должна быть посвящена не столько пропаганде учетных идей, сколько их формированию.
3. Характеристика исламской модели бухгалтерского учета
К исламским странам традиционно относят страны Арабского Востока, Иран, Пакистан, Турцию, бывшие среднеазиатские республики СССР и Казахстан.
Мусульманские страны, по важным валовым характеристикам, занимают выдающиеся позиции в мировом хозяйстве. На них приходится 42 % территории планеты, 35 % людских ресурсов. Исламский мир, бесспорно, лидирует по запасам такого стратегического природного ресурса, как нефть. В 2007 г., по оценкам Министерства энергетики США, ОПЕК, в основном состоящая из мусульманских стран, получила в виде доходов от экспорта нефти 411 млрд. долл. Лиц, с крупным чистым капиталом, на Ближнем Востоке насчитывается порядка 320 тыс. человек. Их совокупное состояние, согласно исследованиям американских ведущих компаний, достигает 1,3 трлн. долл..
Однако, такой впечатляющий потенциал исламских стран не транслируется в сопоставимые показатели развития. В настоящее время, с экономической точки зрения, Азия продолжает выглядеть довольно слабо: низкий уровень промышленного развития; неуравновешенный торговый баланс; слабая социальная защищенность населения; рост бедности; неразвитая законодательно-правовая инфраструктура; потеря доверия со стороны иностранных инвесторов.
Доля стран традиционного распространения ислама в глобальном ВВП, не превышает 4,5 %, в расходах на НИОКР составляла менее 1 %, рыночная капитализация бизнеса не доходит до полутора процентов от мирового, удельный вес в мировом товарном экспорте, едаа преодолел отметку в 7 %. При этом, последний показатель в 1930 г. еще находился на уровне 15 %. Снижение роли мусульманских стран в международном товарообмене сопровождалось нарастанием дефицита их торгового баланса - до 155 млрд. долл. США. Кроме того, они накопили 25 % существующего в мире внешнего долга.
Несколько странно звучит для современного общества понятие «исламской экономики».
Говоря об исламской экономической модели, следует отметить, что экономика, как и физика, не может быть исламской, христианской и т.д. Под термином «исламская экономика» понимается стандартная хозяйственная система, отличающаяся только тем, что находится под огромным влиянием богословских идей. Соответствующее вероучение - Шариат и Коран - вменяют ей моральный кодекс, как необходимый фактор системного баланса. Эта специфическая черта данной модели, естественно, не упраздняет известные базовые законы, которые действуют в исламской экономике точно так же, как и в любой другой. Исламская модель финансовой деятельности чета основана на представлении, что деньги не есть товар, который можно продать, получив доход от самой такой продажи. Помимо других важных прикладных свойств этой модели, взгляд на деньги является ключевым положением мусульманской экономической доктрины, отличающим ее от традиционной, западной теории и практики.
Из этого отличия вырастает другое, выражаемое в понятии «риба» («приращение», «превышение»), а в экономическом контексте - ссудный процент. Ислам рассматривает рибу, как грех, и ставит ее вне закона. Стремясь к созданию справедливой экономической системы, ислам (не отрицая такой феномен, как «временная стоимость» денег вне сферы кредитных операций) считает, что деньги не могут прирастать по стоимости сами по себе, как это происходит, когда они ссужаются под заранее зафиксированный процент, зависящий от срока займа. Капитал получает вознаграждение на равных с другими факторами производства сообразно вкладу в транзакцию и ее результату. Но если размер вклада изначально задан и постоянен, то результат, напротив, не может быть заранее точно известен. Поэтому, вознаграждение, может не соотноситься с произведенными затратами человеческой энергии, времени и капитала. В исламской модели запрещается получение финансовых дивидендов, ради собственно дивидендов.
В реальность исламская экономическая модель воплощается в форме финансовых институтов, называемых исламскими банками, которые развиваются быстрыми темпами. С каждым годом на мировом финансовом рынке растет интерес к финансовым институтам, инвестиционным и банковским продуктам, построенным на исламских технологиях.
Существенно упрощая, допустимо сказать, что главное техническое отличие исламских финансов от господствующей в мире модели, может быть сведено к отказу от ссудного процента. Это позволяет исламским экономистам вместо такого инструмента, как «цена денег» ввести значительно более адекватную категорию «эффективности капитала».
Для исламской модели, ввиду отсутствия единых стандартов бухгалтерского учета и отчетности, очень актуальна проблема надзора и регулирования банковской деятельности. В мире практически нет данных о международной исламской банковской деятельности, объеме международных банковских операций, проводимых на принципах Шариата.
В этой модели, рыночным ценам отдается предпочтение при оценке активов и обязательств компании. Считается, что эта модель не достигла того уровня развития, который присущ финансовому учету вышеописанных моделей.
Список использованной литературы
1. Е. М. Егорова Основные модели бухгалтерского учета и анализа в зарубежных странах, 2008
2. А.П. Михалкевич Бухгалтерский учет в зарубежных странах; Учеб. пособие 2- е издание перераб. доп., 2003
3. Н.И. Ладутько , Г.Е. Борисевский, А.В. Крупнова Бухгалтерский учет/Под общ. ред. Н.И. Ладутько. – 5-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2005. 742 с.
4. Н.С. Стражева , А.В. Стражев Бухгалтерский учет: Учебно-методическое пособие/ Н.С. Стражева, А.В. Стражев. – 11-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Книжный Дом, 2005. 608 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |