по дисциплине: Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы
2010 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 | |
ГЛАВА 1. | Основы организации учета затрат и бюджетирования коммерческих предприятий | 5 |
ГЛАВА 2. | КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПО СИСТЕМЕ «СТАНДАРТ-КОСТИНГ». СВЯЗЬ С ТРАДИЦИОННЫМИ МЕТОДАМИ УЧЕТА ЗАТРАТ | 11 |
ГЛАВА 3. | сОСТАВЛЕНИЕ бюджетА рыба перерабатыва-ющего предприятия | 15 |
3.1. | Характеристика предприятия | 15 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 20 | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 21 |
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики основной целью деятельности предприятия является достижение максимальной прибыли. Все другие цели подчинены этой главной задаче, поскольку прибыль служит основным и источником средств для дальнейшего роста прочих показателей.
Поскольку экономический результат производства в общем виде определяется разностью дохода от продажи продукции (работ, услуг) и затрат на их производство и сбыт, трудно переоценить важность анализа затрат и управления ими на предприятии.
Управление затратами – средство достижения предприятием высокого экономического результата. Оно не сводится только к сужению затрат, но распространяется на все элементы управления.
За последние годы отечественная наука и практика управления затратами существенно продвинулась вперед, используя достижения экономически развитых стран с рыночной экономикой.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что величина основных видов ресурсов, расходуемых, на производство продукции значительной степени влияет на эффективность производств, величину прибыли и уровень рентабельности. Поэтому, предприятия, используемые многообразные виды ресурсов материальные, трудовые, технические и др., необходимо эффективно ими управлять, чтобы знать, как они связаны друг с другом, какие принимать решения для повышения отдачи от применяемых ресурсов, так как уровень их использования непосредственно влияет на величину расхода.
В теоретической частиконтрольнойработы раскрывается содержание понятий «затраты», «расходы», «себестоимость», «бюджетирования», «калькулирования»; приводится список законодательных актов, определяющих нормативную базу учета затрат; раскрывается смысл основных принципов учета расходов, все методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
Цель практической части контрольной работы - рассчитать и составить бюджет продаж, бюджет производства и на его основе сводный расчет себестоимости продукции по статьям калькуляций и по ассортименту. За основу для расчетов взято условное предприятие, которое приобретает у поставщиков рыбу-сырец и выпускает мороженую рыбную продукцию. В соответствии с учетной политикой, для определения затрат каждого вида продукции, все косвенные расходы распределяются пропорционально доле прямых материальных затрат. Пример дает общее представление о механизме бюджетирования, как о технологии финансового планирования. Данное задание описывает первую стадию бюджетного процесса - составления сводного бюджета будущего периода, и третью стадию - план-факт анализ исполнения бюджета. Вначале формируют план выпуска продукции за год - это основа бюджета, «вокруг» него и на его основе формируются все бюджеты. Зная количество и ассортимент продукции можно, применяя нормы и расчетные величины, рассчитать потребность в производственных, складских площадях, основных средствах, инвентаре, материалах; определить количество и стоимость трудовых ресурсов, суммы уплачиваемых налогов, и так далее. Результат первой стадии бюджетирования - определение величины планируемой прибыли.
ГЛАВА 1. Основы организации учета затрат и бюджетирования коммерческих предприятий
Под бюджетированием понимается вся совокупность управленческих процессов, обеспечивающих жизненный цикл бюджета. Основным инструментарием перевода целевых плановых показателей в систему бюджетирования считаются механизмы бюджетов.
Плановый подход к управлению предприятия позволяет выделить несколько уровней планирования, которые отличаются между собой сроками и степенью точности данных. Обычно выделяют три уровня: стратегический, тактический и оперативный.
1) Стратегическое планирование является самым долгосрочным (5 - 7 лет) и наименее точным. При его подготовке используются гипотезы и экспертные оценки. Главной задачей такого плана является определение основных направлений развития компании.
2) Тактическое планирование производится на 3 - 5 лет и имеет более высокую точность расчетных данных. При подготовке используются аналитический и статистический аппарат, уточненные данные, экспертные оценки, ранее заложенные при стратегическом планировании. В современной практике тактическое планирование составляет бизнес-планы предприятий.
3) Оперативное планирование имеет период - 1 год с разбивкой по месяцам. Под ним обычно понимается бюджет предприятия. Он должен иметь самую высокую точность плановых данных, уточненных по результатам производства прошлого года.
Именно третий уровень (оперативное планирование) и составляет основу бюджетирования, а два предыдущих являются его источником.
Бюджетирование - это:
1) процесс составления финансовых планов и смет.
2) технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений.
Бюджет - это и запланированные финансовые сметы, и прогнозируемые объемы привлечения внешних финансовых ресурсов (кредитов и инвестиций), условия их получения и т. п. Бюджет предприятия или фирмы - это финансовый план, т. е. выраженное в цифрах запланированное на будущее финансовое состояние предприятия или фирмы, финансовое, количественно определенное выражение результатов маркетинговых исследований и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей.
Соответственно бюджетирование - это процесс разработки, исполнения, контроля и анализа финансового плана, охватывающего все стороны деятельности организации, позволяющий сопоставить все понесенные затраты и полученные результаты в финансовых терминах на предстоящий период в целом и по отдельным подпериодам.
Основным объектом бюджетирования является бизнес. Не предприятие или фирма, а именно бизнес как вид или сфера хозяйственной деятельности. В качестве объекта финансового планирования могут выступать производство, и сбыт продуктов одного или нескольких видов, обособленные территориально, технологически или по сегментам рынка. В одной компании одновременно может существовать несколько видов бизнеса, переплетающихся и взаимосвязанных друг с другом технологически, организационно, финансово. Бюджетирование позволяет управлять финансами и производством, как отдельного бизнеса, так и предприятия в целом, определяя набор видов бизнеса, сроки и направления реструктуризации и т. п.
Бюджетирование применимо ко множеству объектов:
1. компании или предприятию в целом,
2. отдельному структурному подразделению (бюджет отдела, цеха, участка и т. д.),
3. программе работ или функции управления (бюджет коммерческих расходов, бюджет продаж и т.п.),
4. отдельному контракту или проекту,
5. специально выделенным центрам учета (центры прибыли, центры затрат, и т.п.).
При постановке бюджетирования как процесса важно выбрать объект бюджетирования.
Центры затрат - первичные производственные и обслуживающие единицы, которые характеризуются единообразием функций и производственных операций, сходным уровнем технической оснащенности и организации труда, направленностью затрат. Их выделяют в качестве объекта планирования и учета затрат в целях детализации затрат, усиления контроля и повышения точности калькулирования.
Центр затрат может совпадать с организационной единицей (цехом, отделением, участком, бригадой, фермой) или же быть подразделением, входящим в состав этой единицы. Основой выделения центров затрат является единство используемых основных средств и оборудования, выполняемых операций или функций.
Степень детализации центров затрат зависит от трудоемкости ведения учета и возможностей эффективного использования получаемой информации.
Центры затрат отличаются от мест возникновения затрат тем, что представляют собой группировки затрат в аналитическом учете по отдельным операциям, работам (процессам), функциям внутри производственных подразделений.
Группировка затрат по центрам затрат представляет составную часть системы калькулирования, и его лучше всего вести в единстве с калькуляционным учетом.
Калькулирование - определение затрат в денежной форме на производство единицы или группы единиц изделий, или на отдельные виды производств.
Калькулирование - это совокупность приемов учета затрат на производство и исчисления себестоимости готовой продукции.
Процесс калькулирования состоит из трех этапов:
• Исчисление себестоимости всего объема выпущенной продукции
• Исчисление себестоимости каждого вида продукции
• Исчисление себестоимости единицы продукции.
Центры финансовой ответственности (ЦФО) - организационные подразделения, которые находятся под управлением единственного руководителя. Это такая группировка затрат, которая позволяет совместить в одном учетном процессе места возникновения затрат: производство, участок, бригаду, ферму с ответственностью возглавляющих их руководителей (менеджеров). Таким образом, это сегмент деятельности внутри организации, во главе которого стоит ответственное лицо, принимающее решение.
При формировании организационной структуры организации для каждого центра ответственности должны быть определены права и обязанности, в которых предусматривается круг решаемых самостоятельно вопросов и самостоятельность в принятии управленческих решений (например, по регулированию технологического процесса, по внутренним и внешним затратам). В то же время определяются границы, за пределами которых центр ответственности должен передавать информацию вышестоящему центру, либо предоставлять ее для коллегиального принятия управленческих решений.
Центры ответственности, как объекты учета затрат, могут совпадать с местом возникновения затрат или объединить несколько мест. Их выделение необходимо для эффективного осуществления всех функций управления.
Центры ответственности можно по отношению к процессу производства разделить на основные и функциональные.
1) Основные центры ответственности обеспечивают контроль затрат в местах их возникновения: производственный комплекс отвечает за затраты цехов, входящих в него, цех - за затраты входящих в него участков, участок - за затраты бригад, ферм.
2) Функциональные центры ответственности распространяют контроль затрат на многие места их возникновения, если затраты в них формируются под влиянием данного центра. По функциональному признаку выделяют:
- производственные (начальники цехов, управляющие отделениями, участками, бригадиры, заведующие фермами и т.д.);
- обслуживающие (начальники, главные специалисты - механики, энергетики, заведующие котельных, компрессорных станций, электрических и холодильных подстанций и другие);
- материальные (заведующие отделов и служб снабжения, складов);
- сбытовые (заведующие отделов и служб сбыта, магазинов, рынков);
- управляющие (главные специалисты).
По территориальному признаку выделяют филиалы, отделения, участки и т.д., находящиеся на разных территориях. Они могут заниматься одним функциональным направлением или несколькими.
Бюджетный процесс не ограничивается стадией составления бюджета, это непрерывный цикл, состоящий из трех стадий.
Первая стадия - составление сводного бюджета будущего периода.
Вторая стадия - контроль (мониторинг) исполнения бюджета отчетного периода.
Третья стадия - план-факт анализ исполнения бюджета отчетного периода.
Бюджетный цикл - период времени от начала первой стадии до окончания третьей стадии.
В самом общем виде назначение бюджетирования в компании заключается в том, что это основа:
планирования и принятия управленческих решений в компании;
оценки всех аспектов финансовой состоятельности компании;
укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам компании в целом и собственникам ее капитала.
При этом в каждой компании может быть свое назначение бюджетирования, в зависимости, как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей. Поэтому, говоря о назначении бюджетирования, необходимо помнить, что в каждой компании в качестве управленческой технологии оно может преследовать свои собственные цели и использовать свои собственные средства, свой собственный инструментарий.
Прежде всего, бюджеты (финансовые планы) разрабатываются для компании в целом и для отдельных структурных подразделений с целью прогнозирования финансовых результатов, установления целевых показателей финансовой эффективности и рентабельности, лимитов наиболее важных (критических) расходов, обоснования финансовой состоятельности бизнесов, которыми занимается данная компания, или реализуемых ею инвестиционных проектов.
Бюджеты должны дать руководителям компании возможность провести сравнительный анализ финансовой эффективности работы различных структурных подразделений (центров затрат и центры финансовой ответственности), определить наиболее предпочтительные для дальнейшего развития сферы хозяйственной деятельности, направления структурной перестройки деятельности компании (свертывания одних и развития других видов производств).
ГЛАВА 2.
КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПО СИСТЕМЕ «СТАНДАРТ-КОСТИНГ». СВЯЗЬ С ТРАДИЦИОННЫМИ
МЕТОДАМИ УЧЕТА ЗАТРАТ
В современных условиях хозяйствования процесс принятия управленческих решений тактического и стратегического характера базируется на информации о затратах и финансовых результатах деятельности предприятия.
Одним из эффективных инструментов в управлении затратами предприятия является система учета стандарт-костинг, в основе которой лежит принцип учета и контроля затрат в пределах установленных норм и нормативов и по отклонениям от них. Аналог российских методов калькулирования - нормативный (плановый).
«Нормативный метод учета затрат» и «система учета стандарт-костинг» не являются тождественными понятиями. Однако идея обеих систем едина - установление нормативов (стандартов), выявление и учет отклонений с целью обнаружения и устранения проблем в производстве и реализации продукции.
Термин «стандарт-костинг» состоит из двух слов:
- «стандарт», который означает количество необходимых производственных затрат (материальных и трудовых) для выпуска единицы продукции или услуг;
- «костинг» — это затраты, приходящиеся на единицу продукции.
Таким образом, стандарт-костинг в полном смысле слова означает стандартные затраты.
В основу нормативного калькулирования заложены следующие принципы:
- разработка норм и нормативов затрат и составление плановых нормативных калькуляций себестоимости на выпускаемые изделия;
- корректировка норм в течение отчетного периода под воздействием изменившихся условий производства либо цен на ресурсы;
- учет фактических производственных затрат с подразделением их на расходы по нормам и отклонениям от них;
- текущий и итоговый анализ причин и факторов, вызвавших отклонения фактических затрат от нормативных;
- определение фактической себестоимости продукции через суммирование нормативных затрат, отклонений и изменений норм .
Использование нормативного учета затрат дает организациям ряд преимуществ:
- разработанные нормы служат основой для планирования деятельности организации на краткосрочную и среднесрочную перспективы;
- с помощью нормирования затрат устанавливается контроль за издержками и минимизируются возможные потери за счет неэффективного использования ресурсов;
- величина нормативных затрат на единицу объекта калькулирования служит ориентиром при установлении цен на продукт;
- анализ отклонений фактических затрат от нормативных позволяет выявлять «узкие» места в деятельности организации и принимать обоснованные управленческие решения;
- сокращение числа учетных записей снижает трудоемкость и упрощает учет .
В целом нормы и нормативы выполняют регулирующую, стимулирующую, распределительную, оценочную и контрольную функции управления.
Нормативное калькулирование, как правило, используется в организациях массового или крупносерийного производства с большим числом часто повторяющихся во времени операций. С другой стороны, нормативный метод учета затрат можно применять в организациях с единичным и индивидуальным производством продукции, если при изготовлении разных продуктов имеют место общие операции, и, таким образом, нормативные затраты на производство продукции будут определяться путем суммирования издержек на отдельные операции. Данное требование связано с тем, что сама по себе разработка нормативов требует значительных трудозатрат, и постоянный их пересмотр лишает целесообразности применение нормативного учета.
Эта система направлена прежде всего на контроль за использованием прямых издержек производства, а смежные калькуляции — для контроля накладных расходов.
Система «стандарт-костинг» удовлетворяет запросы предпринимателя и служит мощным инструментом для контроля производственных затрат. На основе установленных стандартов можно заранее определить сумму ожидаемых затрат на производство и реализацию изделий, исчислить себестоимость единицы изделия для определения цен, а также составить отчет об ожидаемых доходах будущего года. При этой системе информация об имеющихся отклонениях используется руководством для принятия оперативных управленческих решений.
В основе системы «стандарт-костинг» лежит предварительное (до начала производственного процесса) нормирование затрат по статьям расходов:
- основные материалы;
- оплата труда основных производственных рабочих;
- производственные накладные расходы (заработная плата вспомогательных рабочих, вспомогательные материалы, арендная плата, амортизация оборудования и др.);
- коммерческие расходы (расходы по сбыту, реализации продукции).
Калькуляция, рассчитанная при помощи стандартных норм, служит основой оперативного управления производством и затратами. Выявляемые в текущем порядке отклонения от установленных стандартных норм затрат подвергаются анализу для выяснения причин их возникновения. Это позволяет администрации оперативно устранять неполадки в производстве и принимать меры для их предотвращения в будущем.
Следует отметить, что система стандарт-костинг в зарубежной практике не регламентирована нормативными актами, в связи с чем не имеет единой методики установления стандартов и ведения учетных регистров. Даже внутри одной компании действуют различные нормы: базисные, текущие, идеальные, прогнозные, достижимые и облегченные.
Главное в «стандарт-костинге» - контроль за наиболее точным выявлением отклонений от установленных стандартов затрат, что способствует совершенствованию и самих стандартов затрат. При отсутствии же такого контроля применение «стандарт-костинга» будет иметь условный характер и не даст надлежащего эффекта.
Принципы этой системы являются универсальными, поэтому их применение целесообразно при любом методе учета затрат и способе калькулирования себестоимости продукции.
Этой системе присущи и недостатки. На практике очень трудно составить стандарты согласно технологической карте производства. Изменение цен, вызванное конкурентной борьбой за рынки сбыта товаров, а также инфляцией, осложняет исчисление стоимости остатков готовых изделий на складе и незавершенного производства. Стандарты можно устанавливать не на все производственные затраты, в связи с чем на местах всегда ослабляется контроль за ними. Более того, при выполнении производственной компанией большого количества различных по характеру и типу заказов за сравнительно короткое время исчислять стандарт на каждый заказ практически невозможно. В таких случаях вместо научно обоснованных стандартов на каждое изделие устанавливают среднюю стоимость, которая является базисом для определения цен на изделие.
Несмотря на эти недостатки, руководители фирм и компаний используют систему учета стандарт-костинг как мощный инструмент контроля за издержками производства и калькулирования себестоимости продукции, а также для управления, планирования и принятия необходимых решений.
ГЛАВА 3. сОСТАВЛЕНИЕ бюджетА рыба перерабатывающего предприятия
Задача № 1
Рыба перерабатывающего предприятия приобретает у поставщиков рыбу-сырец и выпускает мороженую рыбную продукцию.
Упаковка - мешки бумажные ламинированные, вместимостью 12 килограмм продукции.
В соответствии с учетной политикой, для определения затрат каждого вида продукции, все косвенные расходы распределяются пропорционально доле прямых материальных затрат.
Учетная себестоимость сырья икры-сырца 90-00 рублей за 1 кг.
Количество возвращенного сырца-икры равно количеству выпущенной продукции икры минтая мороженой.
Решение:
Таблица 3.1.
Бюджет продаж (расчет выручки от продажи продукции)
№ | Продукция | Количество (кг.) | Цена без НДС (руб.) | Сумма (руб.) |
1 | Минтай б/г мороженый | 578 000,00 | 40,00 | 23 120 000,00 |
2 | Икра минтая мороженая (возвратные отходы) | 26 010,00 | 185,00 | 4 811 850,00 |
3 | Камбала охлажденная | 160 000,00 | 40,00 | 6 400 000,00 |
4 | Треска б/г мороженая | 85 000,00 | 45,00 | 3 825 000,00 |
5 | Итого | 849 010,00 | х | 38 156 850,00 |
6 | НДС 10 % | 3 815 685,00 | ||
7 | Всего (с НДС) | 41 972 535,00 |
Таблица 3.2.
Бюджет прямых материальных затрат
№ | Материалы (сырье, упаковка) | Норма *) расхода сырья от продукции | Количество | цена без НДС (руб.) | Сумма (руб.) |
1 | Минтай сырец (кг.) | 173,91% | 1 005 00 | 14,00 | 14 072 797 |
Продолжение таблицы 3.2.
№ | Материалы (сырье, упаковка) | Норма *) расхода сырья от продукции | Количество | цена без НДС (руб.) | Сумма (руб.) |
2 | Камбала сырец (кг.) | 102,04% | 163 64 | 12,00 | 1 959 168 |
3 | Треска сырец (кг.) | 188,32% | 160 72 | 15,00 | 2 401 080 |
4 | Итого сырьё | х | 1 328 536 | х | 18 433 045 |
5 | Мешки (штук) | х | 70 751 | 4,00 | 283 003 |
6 | Всего (без НДС ) | х | х | х | 18 716 049 |
Примечание *) 100% - количество продукции
Таблица 3.3.
Бюджет прямых затрат на оплату труда и налоги от заработной платы
№ | Показатель | Ед. изм. | Величина |
1 | Выпуск продукции | кг. | 849 010 |
2 | Средняя норма затрат труда на 1 кг. продукции | час | 0,06 |
3 | Норма рабочего времени (часов в год) на одного работника | час | 1 986 |
4 | Количество работников на год ( графы: 1*2/3) (округлять до целых) | чел. | 26 |
5 | Средняя часовая тарифная ставка рабочего | руб. | 144,17 |
6 | Фонд оплаты труда (ФОТ) с учетом отпускных рабочих в год (графы: 3*4*5) | руб. | 7 444 362,12 |
7 | Страховые взонсы + СНСиПЗ (26,9%) от ФОТ | руб. | 2 002 533,41 |
Таблица 3.4.
Бюджет общепроизводственных (прочих прямых) затрат
№ | Состав затрат | Норма (величина) | Сумма рублей (без НДС) |
1 | Амортизация основных средств | 10% балансовой стоимости основных средств | 845 000,00 |
2 | Электроэнергия на производство | 0,5 кВт/час на 1 кг. прод. (5,91руб. за 1 кВт/час) | 2 508 824,55 |
3 | Вода на производство | 10 литр.на 1кг. продукции (цена 1 литра 0,05 руб.) | 424 505,00 |
4 | Сброс неочищенных стоков | Равны затратам на воду | 424 505,00 |
5 | Экологические платежи | 120 000,00 | |
6 | Спецодежда и инвентарь | 164 000,00 | |
Итого | х | 4 486 834,55 |
Таблица 3.5.
Бюджет постоянных (косвенных) затрат на управление и сбыт
№ | Состав затрат | Сумма (без НДС) |
1 | Канцтовары (бумага, и т.д.) | 10 000 |
2 | ФОТ Административно-управленческого персонала (АУП) | 1 431 608 |
3 | Налоги( страховые взносы+ СНСиПЗ) от ФОТ АУП (26,9%) | 385 103 |
4 | Амортизация (мебель, оргтехника) | 6 000 |
5 | Электроэнергия | 21 000 |
6 | Аренда автотранспорта | 7 867 |
ИТОГО | 1 861 578 |
Таблица 3.6.
Сводный расчет себестоимости продукции по статьям калькуляций и по ассортименту продукции
№ пп | Статьи калькуляции | Сумма затрат всего | Виды продукции | |||
Минтай б/г мороженый | Икра минтая мороженая | Камбала охлажд. | Треска б/г морож. | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Сырье (рыба-сырец) | 18 433 048 | 14 072 800 | 1 959 168 | 2 401 080 | |
2 | Возвратные отходы | -2 340 900 | 2 340 900 | |||
3 | Упаковка (мешки) | 283 003 | 192 667 | 8 670 | 53 333 | 28 333 |
4 | Итого прямые мат. Затраты | 18 716 051 | 11 924 567 | 2 349 570 | 2 012 501 | 2 429 413 |
5 | Доля материалов по видам (%) | 100.0000% | 63,71305 | 12,55377 | 10,75281 | 12,98037 |
6 | Зарплата рабочих | 7 444 362 | 4 743 030 | 934 548 | 800 478 | 966 306 |
7 | (Страховые взносы и НС) от з/п рабочих | 2 002 533 | 1 275 875 | 251 393 | 215 329 | 259 936 |
8 | Амортизация ОС | 845 000 | 538 375 | 106 079 | 90 861 | 109 684 |
9 | Электроэнергия | 2 508 825 | 1 598 449 | 314 952 | 269 769 | 325 655 |
10 | Вода | 424 505 | 270 465 | 53 291 | 45 646 | 55 102 |
11 | Сброс неочищенных стоков | 424 505 | 270 465 | 53 291 | 45 646 | 55 102 |
12 | Экологические платежи | 120 000 | 76 456 | 15 065 | 12 903 | 15 576 |
13 | Спецодежда и инвентарь | 164 000 | 104 489 | 20 588 | 17 635 | 21 288 |
14 | Производственная (сокращенная) себестоимость | 32 649 781 | 20 802 171 | 4 098 778 | 3 510 769 | 4 238 064 |
15 | Косвенные затраты | 1 861 578 | 1 186 068 | 233 698 | 200 172 | 241 640 |
16 | Полная себестоимость | 34 511 360 | 21 988 239 | 4 332 477 | 3 710 941 | 4 479 703 |
Справочно | ||||||
17 | Выручка (без НДС) | 38 156 850 | 23 120 000 | 4 811 850 | 6 400 000 | 3 825 000 |
18 | Выпуск продукции (кг.) | 849 010 | 578 000 | 26 010 | 160 000 | 85 000 |
19 | Мешки - количество шт. | 70 751 | 48 167 | 2 168 | 13 333 | 7 083 |
20 | Себестоимость 1 кг. прод. | х | 35,99 | 157,58 | 21,94 | 49,86 |
21 | Цена продажи (без НДС) | х | 40,00 | 185,00 | 40,00 | 45,00 |
22 | Прибыль (без НДС) | 3 645 490 | 1 131 761 | 479 373 | 2 689 059 | -654 703 |
Таблица 3.7.
Финансовый результат
№ п.п. | Статья | Сумма |
1 | Свод выручки (без НДС) | 38 156 850,00 |
2 | Свод прямых затрат | 32 649 782,00 |
в том числе: | ||
Материалы | 18 716 051,00 | |
ФОТ рабочих в год | 7 444 362,00 | |
Страховые взносы+ НС (26,9%) | 2 002 533,00 | |
Прочие прямые затраты | 4 486 835,00 | |
3 | Косвенные затрат (АУП) | 1 861 578,00 |
4 | Прибыль | 3 645 490,00 |
5 | Рентабельность (прибыль/затраты) | 11,17 % |
Для определения точки безубыточности необходимо найти среднюю сокращенную себестоимость и среднюю цену без (НДС):
1. 38 156 850 / 849 010 = 44,94 –средняя цена без НДС,
2. 32 649 782 / 849 010 = 38,46 – средняя сокращенная себестоимость.
Далее, определим точку безубыточности.
Расчет доходности в зависимости от роста производства
Для построения таблицы рассчитываем:
1. Средняя сокращенная себестоимость - 38,46 руб.(сокр стоимость/количество ед.продукции)
2. Средняя цена (без НДС) - 44,94 руб.(Выручка без НДС/количество ед.продукции)
3. Кол-во ед продукции - 71 820 ед. ( количество ед.продукции критического объема / 4)
4. Постоянные расходы - 1 861 578 руб.
5. Количество продукции - 849 010 кг
Таблица 3.8.
Итоговые данные
(в рублях)
№ п.п | Кол-во ед. продукции | Сумма переменных затрат | Сумма постоянных затрат | Полная себестоимость | Доход | Прибыль |
1 | 0 | 0 | 1 861 578 | 1 861 578 | 0 | -1 861 578 |
2 | 71 820 | 2 762 197 | 1 861 578 | 4 623 775 | 3 227 591 | -1 396 184 |
3 | 143 640 | 5 524 394 | 1 861 578 | 7 385 972 | 6 455 182 | -930 791 |
4 | 215 460 | 8 286 592 | 1 861 578 | 10 148 170 | 9 682 772 | -465 397 |
5 | 287 280 | 11 048 789 | 1 861 578 | 12 910 367 | 12 910 363 | -4 |
6 | 359 100 | 13 810 986 | 1 861 578 | 15 672 564 | 16 137 954 | 465 390 |
7 | 430 920 | 16 573 183 | 1 861 578 | 18 434 761 | 19 365 545 | 930 784 |
8 | 502 740 | 19 335 380 | 1 861 578 | 21 196 958 | 22 593 136 | 1 396 177 |
9 | 574 560 | 22 097 578 | 1 861 578 | 23 959 156 | 25 820 726 | 1 861 571 |
10 | 646 380 | 24 859 775 | 1 861 578 | 26 721 353 | 29 048 317 | 2 326 964 |
Точка безубыточности |
График 3.1. Точка безубыточности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализируем показатели сводного бюджета.
При полной себестоимости минтая 21 988 248 выручка составляет 23 120 000, прибыль составляет 1 131 752.
При полной себестоимости икры минтая 4 332 485 выручка составляет 4 811 850, прибыль 479 365.
При полной себестоимости камбалы 3 710 937, выручка составляет 6 400 000, прибыль 2 689 063.
При полной себестоимости трески 4 479 705, выручка составляет 3 825 000, убыток 654 705.
Рассмотрев данные сводного расчета себестоимости продукции по статьям калькуляций и по ассортименту продукции можно сделать вывод о том, что производство готовой продукции из минтая, икры и камбалы считается рентабельным для данного предприятия, так как затраты на производство готовой продукции из данного сырья значительно ниже выручки полученной за реализацию готовой продукции. Реализовав данную готовую продукцию, предприятие получает прибыль. Причем, производство готовой продукции из камбалы сырца более рентабельно, чем производство готовой продукции из минтая сырца, даже учитывая то, что минтай сырец имеет возвратные отходы в виде икры минтая, который в дальнейшем поступает в производство, перерабатывается и выпускается в виде конкретного вида готовой продукции.
Производство продукции из сырца трески считается не рентабельным, так как затраты понесенные предприятием, для выпуска готовой продукции из данного вида сырья слишком велики по отношению к выручке, полученной за реализацию данного вида продукции. Проанализировав затраты на производство трески можно сделать вывод, о том, что как прямые, так и косвенные затраты по выпуску трески значительно выше по отношению к затратам, связанным с производством других видов продукции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г., 3 ноября 2006 г.).
2. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях (Приказ Минсельхоза РФ от 6 июня 2003 г. N 792); - Методические рекомендации по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций агропромышленного комплекса (Приказ Минсельхоза РФ от 13 июня 2001 г. N 654).
3. Вахрушина М.А., Пашкова Л.В. Учет на предприятиях малого бизнеса. - М.: Вузовский учебник, 2008.
4. Керимов В.Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы: Учебник. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2008.
5. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в организациях /Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2006. - 768с.
6. Кондраков Н.П., Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003.
7. Кузьмина М.С. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отраслях производственной сферы. - М.: «Финансы и статистика», 2007.
8. Пошерстник Н.В., Самоучитель по бухгалтерскому учету. - С-Пб.: «Издательский дом Герда», 2006.
9. Щиборщ К.В. бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004.
10. Журнал «Главбух»
11. Справочно-правая система «Консультант- плюс»
12. Справочно-правая система «ГАРАНТ».
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |