Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учёт денежных средств в кассе и на расчётном счете 2

Федеральное агентство по образованию


ГОУ ВПО «Вологодский государственный технический университет»


Экономический факультет


Кафедра Экономики и менеджмента


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


по дисциплине Бухгалтерский учёт


Тема: Учёт денежных средств в кассе и на расчётном счете


Выполнил (а) Морозова Ольга Андреевна


Группа ЭУМ 31


Шифр 0705320121


Проверил___________________________


.


Череповец


2010


ОГЛАВЛЕНИЕ


с.


ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________3


1. УЧЁТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В КАССЕ И НА РАСЧЁТНОМ СЧЕТЕ


1.1. Значение и задачи учёта денежных средств______________________5


1.2. Организация кассовых операций и их документирование___________7


1.3. Учёт кассовых операций_____________________________________15


1.4. Учёт движения средств по расчетному счёту_____________________16


2. РАСЧЁТНАЯ ЧАСТЬ___________________________________________22


ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________29


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ______________________30


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


ПРИЛОЖЕНИЕ 3


ПРИЛОЖЕНИЕ 4


ПРИЛОЖЕНИЕ 5


ПРИЛОЖЕНИЕ 6


ПРИЛОЖЕНИЕ 7


ПРИЛОЖЕНИЕ 8


ПРИЛОЖЕНИЕ 9


ПРИЛОЖЕНИЕ 10


ВВЕДЕНИЕ


Денежные средства находятся в постоянном движении. Ими рассчитываются с поставщиками и подрядчиками, с заказчиками, с бюджетом и внебюджетными фондами, с банками, с работниками, с иными юридическими и физическими лицами. Платежеспособными считаются организации, обладающие достаточным количеством денежных средств для расчетов по имеющимся у них текущим обязательствам. Но всякие излишние запасы денежных средств приводят к замедлению их оборота, а в условиях инфляции – к прямым потерям за счет их обесценивания. Поэтому эффективное управление денежными потоками имеет важное значение для предпринимательской деятельности организации.


Учету денежных средств имеет особое значение, так как является важнейшим инструментом управления денежными потоками, контроля сохранности, законности и эффективности использования денежных средств, поддержания повседневной платежеспособности организации. [1]


Цель данной контрольной работы – раскрыть суть и охарактеризовать особенности учета денежных средств в кассе и на расчетном счете.


В ходе выполнения работы необходимо выполнить следующие задачи:


1. Определить значение и задачи бухгалтерского учета денежных средств.


2. Охарактеризовать основные принципы организации кассовых операций и операций по расчетному счету.


3. Охарактеризовать порядок документирования кассовых операций и операций по расчетному счету.


4. Рассмотреть типовую корреспонденцию бухгалтерских счетов при учете хозяйственных операций по кассе и расчетному счету.


5. Решение практической задачи по учету хозяйственных процессов.


При выполнении данной контрольной работы использована различная учебно-методическая литература, Гражданский кодекс РФ, материалы правового сайта www.consultant.ru (интернет-версия программы «Консультант-плюс»).


1. УЧЁТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В КАССЕ И НА РАСЧЁТНОМ СЧЕТЕ


1.1. Значение и задачи учёта денежных средств


Расчеты между организациями, а также между организациями и физическими лицами могут осуществляться безналичным путем и наличными денежными средствами. Наличные расчеты с юридическими и физическими лицами осуществляются через кассы организаций или операционные кассы. Средством платежа в расчетах выступают денежные средства.


Денежные средства представляют собой аккумулированные в денежной форме активы организации, находящиеся в ее кассе в виде наличных денег и денежных документов, на банковских расчетных, валютных и специальных счетах, в выставленных аккредитивах, чековых книжках, переводах в пути и пр. Объемом имеющихся у организации денег, как важнейшего средства платежа по обязательствам, определяется платежеспособность организации – одна из важнейших характеристик ее финансового положения. [1]


Основным нормативным документом, устанавливающим правила учета кассовых операций, является Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Центрального банка РФ от 22.09.93 г. № 40.


Кардинальные изменения в порядке осуществления наличных денежных расчетов произошли с введением в действие с 28 июня 2003 г. Федерального закона от 22.05.03 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Данный Закон заменил ранее действующий Закон РФ от 18.06.93 г. №5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением». Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.03 г. № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в государственный реестр, должна применяться в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Это означает, что контрольно-кассовая техника должна применяться не только при расчетах с населением, но и с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.


Обслуживающие банки и налоговые органы контролируют условия соблюдения кассовой дисциплины на основании Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.98 г. № 14-П, утвержденного Советом директоров Центрального банка РФ от 19.12.97 г. № 47, и Кодекса РФ об административных правонарушениях.


В соответствии с этими документами все предприятия, организации и учреждения независимо от организационно-правовой формы обязаны:


1) приходовать полученные наличные средства в кассу, хранить свободные денежные средства в учреждениях банков;


2) производить платежи по своим обязательствам перед другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке, а наличными деньгами – в пределах установленной Центральным банком РФ суммы;


3) для осуществления наличных расчетов иметь кассу и кассовую книгу;


4) хранить в кассе наличные деньги в пределах установленного банком лимита;


5) прием наличных денег от населения производить с обязательным применением контрольно-кассовых машин. [6]


Основными функциями бухгалтерского аппарата по учету денежных средств являются обеспечение контроля за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины, эффективностью использования собственных и заемных денежных средств, обеспечение сохранности денежной наличности и документов в кассе. Поэтому основными задачами бухгалтерского учета денежных средств являются:


1) контроль правильности документального оформления, законности и целесообразности операций с наличными и безналичными денежными средствами, полное и своевременное отражение их в учете;


2) обеспечение сохранности денежных средств и документов в кассе, регулярное проведение инвентаризаций, выявление их результатов и организация своевременного взыскания с виновников недостач;


3) обеспечение своевременности, полноты и достоверности расчетов по всем видам платежей и поступлений, взыскание дебиторской и погашения кредиторской задолженностей;


4) выявление возможностей более рационального использования и вложения свободных денежных средств. [1]


1.2. Организация кассовых операций и их документирование


В соответствии с п. 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации для хранения денег и осуществления кассовых операций руководители организаций обязаны оборудовать кассу. Касса должна располагаться в изолированном помещении, предназначенном для приема, выдачи и временного хранения наличных денег.


Для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы должно отвечать следующим требованиям:


1) быть изолированным от других служебных и подсобных помещений;


2) располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий, в двухэтажных зданиях кассы размещаются на верхних этажах, в одноэтажных зданиях рекомендуется окна кассового помещения оборудовать внутренними ставнями;


3) иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки;


4) закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу, и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы;


5) оборудоваться специальным окошечком для выдачи денег;


6) иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке прочно прикрепленный к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами;


7) располагать исправным огнетушителем.


Помещение кассы должно быть оборудовано охранной и охранно-пожарной сигнализацией.


Руководство организации несет ответственность, если по его вине не были созданы условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке.


Сумма наличных денег, которую можно оставлять в кассе на конец рабочего дня, ограничена. Это ограничение называется лимитом остатка наличных денег в кассе, или просто лимитом остатка кассы.


В соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации и Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации все организации независимо от организационно-правовой формы должны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Поступающие в кассы наличные денежные средства подлежат сдаче в банк для последующего зачисления на счета организации.


В кассе могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими банками по согласованию с руководителями предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.


Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятия с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.


Лимит остатка кассы устанавливается:


- для организаций, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Минсвязи России ежедневно в конце рабочего дня, – в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятий с утра следующего дня;


- для организаций, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Минсвязи России на следующий день, – в пределах среднедневной выручки наличными деньгами;


- для организаций, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Минсвязи России не ежедневно, – в зависимости от установленных сроков сдачи и суммы денежной выручки;


- для организаций, не имеющих денежной выручки, – в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии).


Операции по движению денежных средств оформляются с применением унифицированных форм первичной документации, утвержденных постановлением Госкомстата России от 18.08.98 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»: приходный кассовый ордер (форма № КО-1), расходный кассовый ордер (форма № КО-2), журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (форма № КО-3), кассовая книга (форма № КО-4), книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма № КО-5).


Для контроля движения наличных средств используются контрольно-кассовые машины (ККМ). Законодательством установлено применение ККМ при осуществлении денежных расчетов с юридическими и физическими лицами по товарным операциям или по оказанию бытовых услуг, так как эти сферы деятельности связаны с массовым наличным денежным оборотом. Исключение составляют только те организации, которые в силу специфики своей работы используют документы строгой отчетности, заменяющие чеки ККМ. [1]


Расчеты наличными денежными средствами могут осуществляться организацией с юридическими и физическими лицами. Денежные средства в кассу организации могут поступать:


- с расчетного счета организации;


- от покупателей и заказчиков;


- при возврате неиспользованных сумм подотчетными лицами;


- при погашении ссуды, выданной сотрудникам организации;


- в виде возмещения причиненного материального ущерба;


- при получении займов (кредитов) по договорам с юридическими и физическими лицами.


Поступление наличных денег в кассу организации оформляется приходным кассовым ордером (форма № КО-1). Образец приходного кассового ордера представлен в Приложении 4.


При поступлении денежных средств в кассу с расчетного счета организации могут предварительно подавать заявку, в которой указывают наименование организации, номер расчетного счета, а также дату получения денежных средств и запрашиваемую сумму.


Право на получение денежных средств с расчетного счета оформляется организацией посредством выписки денежного чека. Чеки сброшюрованы в чековую книжку, которые организация получает в уполномоченном банке на основе специального заявления.


При поступлении денежных средств в кассу организации от покупателей и заказчиков основанием является счет-фактура на отгруженный товар или счет на предварительную оплату под предстоящую отгрузку товара покупателям.


Поступление денежных средств в кассу организации в виде возврата подотчетных сумм осуществляется на основании авансового отчета (форма №АО-1, утвержденная постановлением Госкомстата России от 01.08.01 г. № 55). В авансовом отчете отражается сумма денежных средств, выданная подотчетному лицу, документально подтвержденный расход, а также остаток, сумма которого возвращается в кассу. Образец авансового отчета представлен в Приложении 6.


Выдача наличных денег из кассы производится по расходным кассовым ордерам (форма № КО-2) или другим надлежащим образом оформленным документам. При этом на них ставится специальный штамп с реквизитами расходного кассового ордера. Образец расходного кассового ордера представлен в Приложении 5.


Основными направлениями выбытия денежных средств являются:


1) сдача остатка денежных средств сверх установленного лимита в банк с зачислением на расчетный счет;


2) оплата за поступившие материальные ценности, оказанные услуги и выполненные работы;


3) выдача под отчет на командировочные и хозяйственные расходы;


4) выплата заработной платы и депонированных сумм;


5) выплата пособий социального характера;


6) выплата материального поощрения и материальной помощи;


7) выдача ссуд и займов.


При выдаче наличных денежных средств необходимо учитывать, что:


- наличные деньги, полученные в банках, расходуются только на цели, указанные в чеке, на основании которого банк выдает наличные;


- предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов, даже если эти деньги планировалось направить на оплату труда или другие предстоящие расходы;


- любая выдача наличности в основном производится в сроки, согласованные предприятием с обслуживающими учреждениями банков, а для расчетов с увольняемыми работниками и уходящими в отпуск деньги выдаются независимо от установленных сроков.


Расходный кассовый ордер заполняется в одном экземпляре. Он состоит из двух составляющих: «распорядительной» и «оправдательной» частей. Распорядительная часть содержит указание на выдачу денежных средств в соответствии с указанным основанием. Оправдательная часть служит распиской в получении денежных средств лица, указанного в распорядительной части расходного кассового ордера.


Пунктом 21 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации определено, что приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма № КО-3). Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда и других приравненных к ней платежей, регистрируются после их выдачи.


В журнале регистрации приходные и расходные кассовые ордера регистрируются раздельно. Приходные ордера регистрируют в разделе «Приходный документ», расходные – в разделе «Расходный документ». По каждому документу отражается дата его составления, номер, сумма и целевое назначение. Нумерация приходных и расходных кассовых ордеров осуществляется с начала отчетного года в порядке возрастания отдельно по приходу и расходу.


Основным документом, в котором отражаются все поступления и выдача наличных денег организации в течение отчетного года, является кассовая книга (форма № КО-4). Образец вкладного листа кассовой книги представлен в Приложении 7, образец отчета кассира – в Приложении 8.


Правила ведения кассовой книги регламентированы Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации и должны выполняться кассиром при ее заполнении.


Кассовая книга является регистром аналитического учета. Организация ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. На последней странице книги делается надпись: «В настоящей книге всего пронумеровано __ листов» и проставляются подписи руководителя и главного бухгалтера организации.


Каждый лист кассовой книги состоит из двух равных частей: одна из них заполняется кассиром как первый экземпляр, вторая (без горизонтальных линеек) заполняется кассиром как второй экземпляр через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами. Первые остаются в кассовой книге, вторые (отрывные) являются отчетом кассира и до конца операций за день не отрываются.


Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге. Операции по получению и расходованию иностранной валюты также записываются в кассовую книгу.


Записи кассовых операций начинаются после строки «Остаток на начало дня». Предварительно лист сгибают по линии отреза, подкладывая отрывную часть листа под часть листа, которая остается в книге. Для ведения записей после «Переноса» отрывную часть листа накладывают на лицевую сторону неотрывной части листа и продолжают записи по горизонтальным линейкам оборотной стороны неотрывной части листа.


В книге указывают сумму наличных денег, выданных или принятых в кассу организации, а также реквизиты приходных (расходных) кассовых ордеров, по которым получены (выданы) деньги. [6]


1.3. Учёт кассовых операций


Для формирования информации о наличии и движении денежных средств в российской и иностранной валютах, находящихся в кассе, Планом счетов бухгалтерского учёта предусмотрен счет 50 (активный) «Касса».


Сальдо счета указывает на наличие свободных денежных средств в кассе организации на начало и конец месяца. По дебету счета 50 «Касса» отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации. По кредиту счета 50 «Касса» отражается выплата денежных средств и выдача денежных документов.


К счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета:


50-1 «Касса организации»;


50-2 «Операционная касса»;


50-3 «Денежные документы» и др. [7]


Субсчет 50-1 «Касса организации» предназначен для учета денежных средств в кассе организации. Когда организация производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 «Касса» должны быть открыты соответствующие субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты.


Субсчет 50-2 «Операционная касса» предназначен для учета наличия и движения денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, билетных и багажных кассах портов (пристаней), вокзалов, кассах хранения билетов, кассах отделений связи.


Субсчет 50-3 «Денежные документы» предназначен для учета находящихся в кассе организации почтовых марок, марок государственной пошлины, вексельных марок, оплаченных авиабилетов и других денежных документов.


Основные операции по поступлению денежных средств в кассу организации, а также счета, корреспондирующие со счётом 50 «Касса», представлены в Приложении 1.


Выбытие денежных средств из кассы организации отражается по кредиту счета 50 «Касса» в корреспонденции с разными счетами в зависимости от назначения расходов. Основные операции по выбытию денежных средств из кассы организации, а также счета, корреспондирующие со счётом 50 «Касса», представлены в Приложении 2.


1.4. Учёт движения средств по расчетному счёту


В процессе хозяйственной деятельности между организациями возникают различные расчетно-денежные отношения в связи с поставкой материально-производственных запасов и оплатой услуг, продажей готовой продукции, с выполнением различных финансовых обязательств (платежи в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды, погашение кредитов и займов и т.п.). Указанные расчеты в основном осуществляются безналичными платежами, т.е. перечислением денежных средств через отделения банков с расчетного счета плательщика на счет получателя.


Все организации обязаны хранить свободные денежные средства на счетах в банках. Они вправе открывать в любом отделении банка расчетный счет для проведения всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Для открытия расчетного счета организация представляет в учреждение банка:


- заявление с просьбой об открытии расчетного счета,


- копии учредительных документов,


- копию свидетельства о государственной регистрации организации,


- справку о постановке на налоговый учет,


- справку о постановке на учет в государственных внебюджетных фондах,


- карточку с образцами подписей распорядителей средств и оттиском печати организации.


Открытому счету присваивается номер, который затем указывается на всех документах, отражающих движение средств по расчетному счету.


Порядок оформления и совершения операций по расчетному счету регулируется действующим законодательством и правилами, инструкциями и положениями Центрального банка Российской Федерации.


Взаимоотношения между организаций и банком строятся на основании договора, в котором фиксируется перечень услуг банка, тарифы комиссионных вознаграждений за услуги, сроки обработки платежных документов, условия размещения средств, права, обязанности и ответственность сторон и др. Все операции по расчетному счету банк производит с согласия и по поручению владельца счета.


Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.


При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований к счету, списание средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:


1) в первую очередь – по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;


2) во вторую очередь – по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по авторскому договору;


3) в третью очередь – по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту);


4) в четвертую очередь – по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;


5) в пятую очередь – по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;


6) в шестую очередь – по другим платежным документам в порядке календарной очередности.


В случаях несвоевременного зачисления на счет поступивших клиенту денежных средств либо их необоснованного списания банком со счета, а также невыполнения указаний клиента о перечислении денежных средств со счета либо о их выдаче со счета, банк обязан уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, предусмотренном ст. 395 ГК РФ. [9]


Движение средств на расчетном счете оформляется банковскими платежными документами. К таким документам относятся: объявления о взносе наличными, платежные поручения, платежные требования, инкассовые поручения, чеки и аккредитивы, банковские карты. Объявлением о взносе наличными оформляется сдача наличных денег в кассу банка. Банк в подтверждение приема денег выдает клиенту квитанцию.


Чаще всего при осуществлении безналичных расчетов используются платежные поручения, которые являются поручением организации обслуживающему ее банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет получателя средств. Образец платежного поручения представлен в Приложении 9; образцы объявления на взнос наличными, квитанции и ордера – в Приложении 10.


Платежное требование представляет собой расчетный документ, содержащий требование к плательщику об уплате организации-получателю определенной суммы через банк.


Отличие операций, осуществляемых согласно платежным требованиям и инкассовым поручениям, заключается в том, что первые могут проводиться плательщиком с акцептом (т.е. с учетом его согласия) или без него, а вторые – всегда в бесспорном порядке.


Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение банку чекодателя произвести платеж в пользу чекодержателя определенной (в чеке) денежной суммы. Чек используется организацией для получения наличных денег с расчетного счета. Чек выписывается в одном экземпляре на имя кассира или другого лица, которому доверяется получение денег.


Аккредитив – это поручение банка покупателя банку поставщика оплатить счета поставщика за отгруженный товар или оказанную услугу на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя. Банк, открывший аккредитив, может произвести поставщику платеж (акцептовать или учесть переводной вексель) или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии представления им документов и выполнении условий, предусмотренных в аккредитиве. Аккредитив предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Одновременно может быть открыто несколько аккредитивов.


Во всех платежных банковских документах, кроме обязательных реквизитов, указывается назначение платежа. Помарки, подчистки и исправления в платежных банковских документах не допускаются.


В последние годы в практике отечественных безналичных расчетов появилась новая форма, связанная с применением расчетно-корпоративных и кредитно-корпоративных карт. Эти карты предоставляют возможность как наличных, так и безналичных расчетов.


Юридические лица с помощью банковских корпоративных карт могут осуществлять безналичные операции на предприятиях торговли и сферы услуг, а также операции по обналичиванию денежных средств. Подробности проведения всего спектра хозяйственных действий держателями банковских корпоративных карт изложены в Положении о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием, утвержденном ЦБ РФ от 9 апреля 1998 г. № 23-П (в ред. от 29 ноября 2000 г.).


Все операции, кроме тех, которые относятся к основной деятельности организации, в бухгалтерском учете признаются в качестве расходов подотчетных лиц, которым выдана соответствующая банковская корпоративная карта. Запрещено использование корпоративных карт для выплаты заработной платы и осуществления платежей социального характера.


Организация должна контролировать обоснованность операций по своему расчетному счету. Учреждение банка выдает владельцу счета выписки об остатках и движении средств на расчетном счете с приложением к ним всех первичных расчетных документов. Записи в выписке банка по дебету означают выдачу наличных денег по чекам или списание (уменьшение) по счету по безналичным расчетам, а по кредиту – взносы наличных денег по объявлениям или зачисление (увеличение) счета по безналичным расчетам.


В бухгалтерском учете организации для учета этих операций открывают самостоятельный активный синтетический счет 51 «Расчетный счет», в котором указанные в выписке банка операции записывают наоборот: поступления (увеличение количества денежных средств) – в дебет счета, а выбытие (уменьшение) – в кредит счета. Это вытекает из того, что для банка «Расчетный счет» имеет не денежный, а расчетный характер (банк по этому счету учитывает свои обязательства перед клиентами).


При получении банковской выписки в первую очередь проверяют тождество остатка средств, указанного в выписке, остатку по счету 51 «Расчетный счет». Затем проверяют приложенные к выписке платежные документы (основание их предъявления и суммы), полноту их отражения в выписке и отсутствие арифметических ошибок. Суммы, ошибочно отраженные по дебету или кредиту счета «Расчетный счет» и обнаруженные при проверке выписок банка, относят до выяснения причин на счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям». Обо всех обнаруженных ошибках необходимо письменно сообщить в учреждение банка.


Наряду с расчетными счетами организации могут иметь счета для учета денежных средств целевого назначения, находящихся в аккредитивах, платежных чековых книжках и иных платежных документах (кроме векселей) и предназначенных для финансирования капитального строительства и других текущих расходов. [6]


Основные операции по расчетному счету, а также корреспонденция счетов, возникающая при их совершении, представлены в Приложении 3.


2. РАСЧЁТНАЯ ЧАСТЬ


Выписка из учетной политики предприятия:


1) Материалы учитываются по учетной стоимости на 10 счете «Материалы» с выделением субсчета «ТЗР».


2) Выпуск продукции учитывается по фактической себестоимости на счете 43 «Готовая продукция».


3) Моментом реализации считается момент отгрузки продукции.


Хозяйственные операции за отчетный период с указанием суммы операции и корреспонденции счетов представлены в таблице 2.1.


Таблица 2.1


Журнал хозяйственных операций


























































№ п/п Содержание хозяйственной операции Сумма, руб. Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1 2 3 4 5
1 Поступили от поставщиков материалы на склад 4800 10-1 60
2 Оплачен счет автобазы за доставку материалов от станции назначения на склад предприятия

600


600


10-2


76


76


51


3 Оплачены счета поставщиков за материалы с расчётного счёта 4800 60 51
4

Отпущены в производство материалы по учетным ценам:


- в цеха основного производства


- на цеховые нужды


- на общехозяйственные расходы


3000


900


200


20


25


26


10-1


10-1


10-1


5

Списываются суммы ТЗР, относятся к отпущенным в производство материалам:


- в цеха основного производства


- на цеховые нужды


- на общехозяйственные расходы


390


117


26


20


25


26


10-2


10-2


10-2


6

Начислена заработная плата:


- рабочим основного производства


- цеховому персоналу


- работникам заводоуправления


4500


2000


1200


20


25


26


70


70


70


7

Начислен ЕСН (26% от заработной платы):


- на заработную плату рабочих основного производства


- на заработную плату цехового персонала


- на заработную плату работников заводоуправления


1 170


520


312


20


25


26


69


69


69



Окончание таблицы 2.1






















































































1 2 3 4 5
8

Начислена амортизация:


- оборудования основного производства


- зданий и сооружений цехов


- зданий и сооружений общехозяйственного назначения


220


180


85


20


25


26


02


02


02


9

Приняты к оплате счета разных кредиторов за работы и услуги:


- по обслуживанию цехов основного производства


- общехозяйственного характера


190


100


25


26


76


76


10 Удержан подоходный налог с заработной платы работников предприятия 828 70 68
11 Получены деньги в кассу 7000 50 51
12 Выдана из кассы заработная плата 6690 70 50
13 Выдано подотчётному лицу на хозяйственные расходы 120 71 50
14

В конце месяца списываются на себестоимость продукции:


- общепроизводственные расходы


- общехозяйственные расходы


3 907


1 923


20


20


25


26


15 Сдана на склад готовая продукция 36000 43 20
16 Переведены покупателям счета за отгруженную им продукцию 52000

62


90
17 Списывается практическая себестоимость реализованной продукции 40 000 90 43
18 Списываются расходы по подготовке продукции к реализации

1 200


1 200


44


90


76


44


19 Отражается задолженность бюджету по НДС от реализованной продукции 7 930 90 68
20 Отражается финансовый результат (прибыль) от реализации продукции

2 870


2 870


90


99


99


84



Операция №5:


- расчет доли ТЗР: (200 + 600) : (1200 + 4800) = 0,13


- расчет суммы ТЗР по материалам, отпущенным в цеха основного производства: 3000×0,13 = 390 руб.


- расчет суммы ТЗР по материалам, отпущенным на цеховые нужды


900×0,13 = 117 руб.


- расчет суммы ТЗР по материалам, отпущенным на общехозяйственные расходы: 200×0,13 = 26 руб.


Обороты и остатки по бухгалтерским счетам после отражения на них хозяйственных операций (табл. 2.1), представлены в таблице 2.2.


Таблица 2.2


Обороты и остатки по бухгалтерским счетам











































































Счет 01 «Основные средства» (активный)
Дебет Кредит
Сальдо начальное: 120 000
Обороты: 0 Обороты: 0
Сальдо конечное: 120 000
Счет 02 «Амортизация основных средств» (пассивный)
Дебет Кредит
Сальдо начальное: 20 000

8. 220


180


85


Обороты: 485


Сальдо конечное: 20 485
Счет 10 «Материалы» (активный)
Субсчет 1 «Сырье и материалы»

Дебет Кредит
Сальдо начальное: 1 200

1. 4 800


Обороты: 4 800


4. 3 000


900


200


Обороты: 4 100


Сальдо конечное: 1 900
Субсчет 2 «Транспортно-заготовительные расходы»

Дебет Кредит
Сальдо начальное: 200

2.600


Обороты: 600


5.390


117


26


Обороты: 533


Сальдо конечное: 267
Счет 19 «НДС по приобретенным ценностям» (активный)
Дебет Кредит
Сальдо начальное: 500
Обороты: 0 Обороты: 0
Сальдо конечное: 500
Счет 20 «Основное производство» (активный)
Дебет Кредит
Сальдо начальное: 23 000

4.3 000


5.390


6.4 500


7.1 170


8.220


14.3 907


1 923


Обороты: 15 110


15. 36 000


Обороты: 36 000


Сальдо конечное: 2 110

Продолжение таблицы 2.2





























































































































































Счет 25 «Общепроизводственные расходы» (активный)
Дебет Кредит
Сальдо начальное: 0

4. 900


5. 117


6. 2 000


7. 520


8. 180


9. 190


Обороты: 3 907


14. 3 907


Обороты: 3 907


Сальдо конечное: 0
Счет 26 «Общехозяйственные расходы» (активный)
Дебет Кредит
Сальдо начальное: 0

4. 200


5. 26


6. 1 200


7. 312


8. 85


9. 100


Обороты: 1 923


14. 1 923


Обороты: 1 923


Сальдо конечное: 0
Счет 43 «Готовая продукция» (активный)
Дебет Кредит
Сальдо начальное: 8 000

15.36 000


Обороты: 36 000


17.40 000


Обороты: 40 000


Сальдо конечное: 4 000
Счет 44 «Расходы на продажу» (активный)
Дебет Кредит
Сальдо начальное: 0

18.1 200


Обороты: 1 200


18.1 200


Обороты: 1 200


Сальдо конечное: 0
Счет 50 «Касса» (активный)
Дебет Кредит
Сальдо начальное: 100

11.7 000


Обороты: 7 000


12.6 690


13.120


Обороты: 6 810


Сальдо конечное: 290
Счет 51 «Расчетные счета» (активный)
Дебет Кредит
Сальдо начальное: 40 000

Обороты: 0


2.600


3.4800


11.7 000


Обороты: 12 400


Сальдо конечное: 27 600
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (пассивный)
Дебет Кредит
Сальдо начальное: 7 200

3.4800


Обороты: 4 800


1.4800


Обороты: 4 800


Сальдо конечное: 7 200
Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (активно-пассивный)
Дебет Кредит
Сальдо начальное: 6 800

16.52 000


Обороты: 52 000


Обороты: 52 000


Сальдо конечное: 58 800
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» (пассивный)
Дебет Кредит
Сальдо начальное: 2 300

Обороты: 0


10.828


19.7 930


Обороты: 8 758


Сальдо конечное: 11 058
Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (пассивный)
Дебет Кредит
Сальдо начальное: 2 500

7.1 170


520


312


Обороты: 2 002


Сальдо конечное: 4 502
Счет 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда» (пассивный)
Дебет Кредит
Сальдо начальное: 8 000

10.828


12.6 690


Обороты: 6 690


6.4 500


2 000


1 200


Обороты: 7 700


Сальдо конечное: 8 182
Счет 71 «Расчеты с подотчётными лицами» (активно-пассивный)
Дебет Кредит
Сальдо начальное: 200

13.120


Обороты: 120


Обороты: 0


Сальдо конечное: 320
Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (активно-пассивный)
Дебет Кредит
Сальдо начальное: 3 000

2.600


Обороты: 600


2.600


9.190


100


18.1 200


Обороты: 2 090


Сальдо конечное: 4 490

Окончание таблицы 2.2


















































Счет 80 «Уставный капитал» (пассивный)
Дебет Кредит
Сальдо начальное: 150 000
Обороты: 0 Обороты: 0
Сальдо конечное: 150 000
Счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (активно-пассивный)
Дебет Кредит
Сальдо начальное: 7 000

Обороты: 2 870


20. 2 870


Обороты: 2 870


Сальдо конечное: 9 870
Счет 90 «Продажи» (активно-пассивный)
Дебет Кредит
Сальдо начальное: 0

17. 40 000


18. 1 200


19. 7 930


20. 2 870


Обороты: 52 000


16. 52 000


Обороты: 52 000


Сальдо конечное: 0
Счет 99 «Прибыли и убытки» (активно-пассивный)
Дебет Кредит
Сальдо начальное: 0

20.2 870


Обороты: 2 870


20. 2 870


Обороты: 2 870


Сальдо конечное: 0

Бухгалтерский баланс на начало и конец отчетного периода представлен в таблице 2.3.


Бухгалтерский баланс представляет собой документ, отражающий суть финансово-хозяйственной деятельности предприятия, детально показывающий источники средств предприятия, их размещение и использование.


Баланс организации составляется на основании бухгалтерских документов – записей на бухгалтерских счетах, данных инвентаризации, бухгалтерских расчетов и данных бухгалтерского баланса за предыдущий отчетный период. Если порядок ведения бухгалтерского учета не соответствует общепринятым нормам, а данные отражены неправильно, то, выражаясь на языке профессиональных бухгалтеров, «баланс не сойдется».


Таблица 2.3


Бухгалтерский баланс


Единица измерения: рубли



























































































































АКТИВ Код показателя На начало отчетного периода На конец отчетного периода
1 2 3 4

I.
Внеоборотные активы


Основные средства


120


100 000


99 515


Итого по разделу
I
190
100 000
99 515

II.
Оборотные активы


Запасы


в том числе:


сырье, материалы и другие аналогичные ценности


210


32 400

8 277


211


1 200


1 900


затраты в незавершенном производстве


готовая продукция и товары для перепродажи


прочие запасы и затраты


Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям


Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)


в том числе:


покупатели и заказчики


Денежные средства


Итого по разделу
II


БАЛАНС (сумма строк 190 + 290)


213 23 000 2 110
214 8 000 4 000
217 200 267
220 500 500
240 7 000 59 120
241 6 800

58 800


260 40 100 27 890
290
80 000
95 787
300
1
80
0
00
195 302
ПАССИВ Код показателя На начало отчетного периода На конец отчетного периода
1 2 3 4

III.
Капитал и резервы


Уставный капитал


Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)


Итого по разделу
III


V
. Краткосрочные обязательства


Кредиторская задолженность


в том числе:


поставщики и подрядчики


задолженность перед персоналом организации


задолженность перед государственными внебюджетными фондами


задолженность по налогам и сборам


прочие кредиторы


Итого по разделу
V


БАЛАНС (сумма строк
490
+
690
)


410


150 000


150 000


470 7 000 9 870
490
157 000
159 870

620


23 000

35 432


621


7 200


7 200


622 8 000 8 182
623 2 500 4 502
624 2 300 11 058
625 3 000 4 490
690
23 000
35 432
700
180 000
195 302

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В ходе выполнения данной контрольной работы выполнены поставленные ранее задачи:


1. Определены значение и задачи бухгалтерского учета денежных средств.


2. Охарактеризованы основные принципы организации кассовых операций и операций по расчетному счету.


3. Охарактеризован порядок документирования кассовых операций и операций по расчетному счету.


4. Рассмотрена типовая корреспонденция бухгалтерских счетов при учете хозяйственных операций по кассе и расчетному счету (Приложения 1-3).


5. Решена практическая задача по учету хозяйственных процессов.


В приложениях к работе (Приложения 4-10) представлены образцы первичной учетной документации, составляемой при совершении хозяйственных операций по кассе и расчетному счету действующей организации.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Бабаев Ю.А., Комиссарова И.П., Бородин В.А. Бухгалтерский учет: Учебник для студентов вузов, 2-е изд., перераб. и доп.. Под ред. проф. Бабаева Ю.А., проф. Комиссаровой И.П.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 527 с.


2. Бебнева Е.В., Богачева И.В., Соколова Е.С. Теория бухгалтерского учета. – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2003. – 103 с.


3. Булатов М.А. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2005. – 256 с.


4. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: ГроссМедиа, 2005. – 384 с.


5. Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ИНФРА-М: ФОРУМ, 2003. – 304 с.


6. Лытнева Н.А., Малявкина Л.И., Федорова Т.В. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. – 496 с.


7. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 176 с.


8. Пошерстник Н.В. Бухгалтерский учет на современном предприятии: Учебно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2007. – 522 с.


9. Суглобов А.Е., Жарылгасова Б.Т. Бухгалтерский учет и аудит: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2005. – 496 с.


10. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 23.11.2009) "О бухгалтерском учете" (принят ГД ФС РФ 23.02.1996). – Материалы сайта www.consultant.ru



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Общий анализ структуры баланса предприятия (на примере Городокской прицефабрики, Беларусь)
Реферат Использование фоторекламы
Реферат Организация системы планирования деятельности предприятия в условиях антикризисного управления
Реферат «рисунок семьи» методика
Реферат Луи Армстронг
Реферат Диван ведомство
Реферат Schizophrenia Essay Research Paper SchizophreniaSchizophrenia an often
Реферат Airline Industry Essay Research Paper airline industryThe
Реферат Трудничество и странничество как две формы праведной жизни в произведениях Н.А.Некрасова
Реферат «Реализация муниципальной модели профильного обучения»
Реферат Вміння порівнювати в процесі навчання математики
Реферат Тестовый контроль знаний в школьном курсе химии по теме Углеводороды с экологическим содержанием
Реферат Профессиональное самоопределение подростков
Реферат Зарубежные психологические школы ХХ века
Реферат Исследование следов ног человека на месте происшествия