Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Аудит материальных ценностей

Введение…………………………………………………………………….3

1. Аудит материальных ценностей………………………………………..5

2. Аудит заработной платы………………………………………………10

3. Аудит основных средств………………………………………………13

Заключение………………………………………………………………..18

Литература………………………………………………………………...21


Введение


Аудит- это процесс, посредствам которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериями. Такое определение дают аудиту американские ученые. Это определение содержит несколько ключевых слов и словосочетаний. Выясним содержание этих терминов.

Аудит основывается на оценке состояния соответствующих аспектов деятельности экономических систем. Прежде всего речь идет об оценке достоверности финансовой отчетности.

Главное уделяется повышению эффективности системы управления предприятием и прежде всего системы внутреннего контроля. Системный подход подготовил почву для развития качественного аудита, т.е. аудиторские структуры начали больше заниматься консультационной деятельностью, чем непосредственно аудитом. Специализированные аудиторские фирмы выполняют следующие работы:

проверку достоверности бухгалтерской отчетности законности и целесообразности произведенных хозяйственных операций, состояния системы бухгалтерского учета;

анализ финансово-хозяйственной деятельности, разработку предложений по повышению её эффективности;

консультирование по вопросам налогов, постановки бух. учета и внутреннего контроля, совершенствования организационных форм и методов управления, а также информационной технологии;

оценку имущества предприятий в связи с приватизацией и для других целей;

защиту финансовых интересов клиентов;

научные исследования и проектирование в деле организации и методов учета, контроля, структур и технологии управления;

разработку проектов документов, экспертных выводов и других материалов, связанных с созданием новых и реорганизационных действующих предприятий.

Перечисленные направления аудиторской деятельности могут охватывать предприятие в целом или иметь локальный характер.

Результатом аудита могут быть выводы о состоянии объектов, а аудиторских услуг - возможное состояние объектов в будущем.[1]

В данной работе будет рассмотрено: аудит материальных ценностей, аудит основных средств и заработной платы.


1. Аудит материальных ценностей


Аудит их деятельности целесообразно начать с инвентаризации. Аудитор изучает:

организацию заключения договоров с МО;

состояние складского хозяйства;

размещение товарно-материальных ценностей;

соблюдение правил хранения и охраны;

состояние измерительных приборов;

наличие у клиента нормативных актов, нормативно-расходной производственной документации.

Объекты аудита:

прием ценностей по кол-ву и качеству;

хранение;

брак, порча;

нормы расходования в производстве;

МБП;

б/у, отчетность;

первичная документация по материальных ценностей.

Приемы и способы аудита:

контрольное сравнение фактических остатков товаров с данными последующей инвентаризацией;

контрольное сравнение прихода и расхода материальных ценностей.

Эти приемы применяются, если сведения о следующих нарушениях:

дописка ТМЦ в инвентарных описях;

заниженные по сравнению с фактическими остатки;

реализация так называемых “прочих товаров”, не отраженных в документах прихода;

преднамеренное завышение цен и т.д.

Аудитор составляет рабочий документ “Ведомость контрольного сличения по документальному движению отдельных материальных ценностей”.

контрольная проверка количественного учета по приходным и расходным документам;

сравнение данных приходно-расходных документов, непосредственно отражающих движение материальных ценностей и денежных средств с данными других документов, которые фиксируют эти же операции в других аспектах.

Аудитор исследует вопросы определения норм запасов товарно-материальных ценностей.

ТМЦ вносятся в инвентаризационную опись по каждому отдельному наименованию. При фактической проверке устанавливают наличие сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, тары, з/ч, МБП, товаров готовой продукции. Особое внимание уделяется тем ценностям, которые поступают во время инвентаризации. Их материально-ответственные лица должны принять в присутствии членов инвентаризационной комиссии и записать в отдельную опись с пометкой “ТМЦ принятые во время инвентаризации”. Аналогично поступают и ТМЦ, отпущенными во время инвентаризации. На ТМЦ, принадлежащим другим предприятиям, находящимся в пути, составляются отдельные акты. По МБП обязательно должна быть указана первоначальная стоимость.[2]

Особое внимание вопросам аудита ТМЦ уделяется по приватизации или передаче в аренду предприятий ими имущества. В этом случае инвентаризации подлежит все имущество, приватизируемого предприятия. Главной целью инвентаризации в этом случае является определение фактического наличия и состояния имущества объекта инвентаризации.

До начала инвентаризации комиссия обязана опломбировать подсобные помещения, места хранения ТМЦ, имеющие отдельные выходы и входы, проверить исправность измерительных приборов, получить последние на момент начала инвентаризации реестры приходных документов или отчетов о движении ТМЦ. Председатель комиссии визирует документы, прилагаемые к отчетам, реестрам с указанием “До инвентаризации”. После того документы явл. основанием для бухгалтера для определения остатков ТМЦ на начала инвентаризации по данным учета. Лица ответственные за хранение дают подписку в том, что до начала инвентаризации все приходные и расходные документы на ценности сданы в бухгалтерию, все ценности оприходованы и приняты на ответственное на хранение, а выбывшие списаны в расход. Такие же расписки дают лица имеющие средства на приобретение ТМЦ или доверенности на получение ценностей.

Запрещается проводить инвентаризацию комиссией в неполном составе, вносить в опись данные об остатках со слов материально-ответственного лица или по данным учета без проверки фактического наличия. Инвентаризационные описи подписывают все члены комиссии. В сличительных ведомостях отражаются расхождения между данными б/у и инвентаризационными описями. Суммы излишков и недостач ТМЦ приводят в соответствии с ценой в учетных регистрах. Результаты инвентаризации отражаются в учете в том месяце, когда была проведена инвентаризация.

Задача аудитора при этом определить, прежде всего, качество проведения инвентаризации клиентами.[3]

Аудитор составляет промежуточное заключение которое содержит след. информацию:

название предприятия клиента № ;

число, месяц, год, место, время проведения инвентаризации;

выполнение работниками проверяемого предприятия инструктивных операций;

объемы произведенных работ, их результаты;

сведения необходимые для дополнительной проверки;

окончательный результат инвентаризации.

Особое внимание аудитор уделяет внутреннему контролю, особенно по тем материалам которые на складе имеются в небольшом количестве, но дорого стоит единица такого товара. Аудитор проверяет методы хранения таких товаров.

Существующая система учета материалов позволяет рассчитать объем используемого сырья, стоимость компонентов и продукции находящейся в производственном цикле и готовой продукции поступающей на склад.

Товары, закупленные и оплаченные предприятием, но еще не поступившие на склад являются собственностью этого предприятия. Они вписываются в список закупок. Стоимость товаров подтверждается погрузочными документами. Изучая эти документы аудитор подтверждает правильность оценки стоимости материальных ценностей.

В процессе аудита важное значение имеет анализ продукции на складе. Аудитор должен присутствовать при инвентаризации МЦ и наблюдать за всеми операциями.

После инвентаризации аудитор уделяет внимание проверки расходования материальных ценностей. Он должен изучить законность операций связанных с расходованием этих ценностей. Исследуются случаи перерасходования сырья и материалов.

Нарушения могут быть связаны с незаконным списанием материалов, применением завышенных норм их расходования, что приводит к появлению неучтенных материалов.

Фактические затраты показывает контрольный запуск материалов и сырья в пр-во, который оформляется соответствующим актом.

Результаты контрольного запуска определяют достоверность списания материалов и сырья на ее изготовление.

Наиболее типичные нарушения при осуществлении операций с материальными ценностями:

неудовлетворительная организация складского хозяйства;

приобретение ненужных материалов, наличие на складе портящихся ценностей;

завышение себестоимости заготовляемых материалов;

неправильное определение и оформление недостач;

неполное оприходование материальных ценностей;

необоснованные претензии к поставщикам;

нерациональное расходование материалов на производство, нарушение норм или лимитов их отпуска;

отпуск дефицитных товаров как излишков на сторону;

нарушение порядка проведения инвентаризации;

недостачи, излишки, присвоение материальных ценностей;

замена новых предметов старыми;

отпуск ценностей по заниженным ценам;

неудовлетворительная постановка б/у.

Аудитор не дает юридической оценки скрытых фактов. Аудиторы выявляют не все недостатки учета и контроля, а те которые имеют непосредственное отношение к правонарушениям.[4]


2. Аудит заработной платы

Объектами аудита являются:

производительность труда;

уровень з/пл;

сумма з/пл.

В начале аудита изучаются организация и эффективность труда, правильное применение и соблюдение новых условий оплаты труда работникам, контроль за фондом потребления, эк-я обоснованность норм выработки и заинтересованность работников в увлечении выписка продукции.

Аудтиор устанавливает соответствие аналитического учета по з/пл, сравнивая остаток, который отражается в балансе по 661 счету на 1 число месяца с данными разработочной таблицы и расчетной ведомости. Сумма задолженностей по з/пл сравнивается с остатками по платежным ведомостям. На практике имеет место случаи подделки при выплате з/пл. Проверяя этот момент, аудитор должен убедиться, действительно ли получили такие суммы лица, указанные в платежной ведомости, проверить арифметические подсчеты.

Аудитор изучает документы связанные с выплатой з/пл за разовые работы, по трудовым соглашениям. Для этого проверяют, действительно ли выполнялась та или иная работа.

Аудитор проверяет документы, являющиеся основой для начисления и выплаты з/пл:

табеля;

расчетные ведомости;

платежные ведомости;

данные о выполнении заданий.

С особой тщательностью аудитор проверяет начисление з/пл временным рабочим, выполняя целесообразность их содержания. Выясняет, не было ли случаев начисления з/пл на невыполненные работы, подставным лицам и т.д. Внимательно изучаются документы на погрузо-разгрузочные работы, оплаченные за счет подотчетных сумм. Чаще именно здесь бывают подставные лица и возрастает объем работ. Аудитор проверяет правильность использования ФОТ, порядок начисления средней з/пл при расчете отпускных и других выплат, связанных со средней зарплатой, проверяется период, по которому исчисляется средняя з/пл, выплаты, включаемые в среднюю з/пл, порядок расчета выплат во всех случаях сохранения з/пл и для оказания помощи в связи со временной нетрудоспособностью.[5]

При проверки аудитор пользуется КЗОТом и другими нормативными документами, регламентирующими з/пл. Изучению подлежат документы, приложенные к журналу ордеру, ведомости, на основании которых делались записи по Д и К 661 счёта.

Исследования начинаются с:

Проверки сумм в ведомости, по которой осуществляются начисления. В этом случае выявляют факты злоупотреблений кассиром или бухгалтером - на сумму хищений механически увеличивают общую сумму выплат (начисление и выдача).

Исследование правильности начисления з/пл для выявления ошибок допущенных счетными работниками.

Исследование выплат премий и других поощрений. Аудитор выясняет, выполнены ли условия, при которых эти выплаты производятся. Бывают случаи, когда под видом премий расходовали деньги на материальную помощь, приемы, банкеты и т.д. Основная цель аудита по этому вопросу - изучение фактов нарушения законодательства и влияние этих нарушений на деятельность предприятий.

Непредоставление очередных отпусков, а выплата компенсаций приводит к росту ФОТ, к сокрытию злоупотреблений.

Необходимо определить, в какой степени нарушение законодательства о труде является средством причинения убытков предприятию.

Источники информации для проведения аудита заработной платы:

трудовое законодательство;

законодательные акты о предприятии;

нормативная документация по труду и з/пл;

первичные документы;

регистры бухгалтерского учёта;

акты предыдущих проверок;

карточки учета личного состава;

приказы;

трудовое соглашение;

контракты и т.д.

Аудитор проверяет как правильность начисления з/пл., так и правильность отчисления с з/пл., правильность расчетов с пенсионным фондом и фондом социального страхования. Одним из объектов аудита является налог на доход с граждан. Проверки в этой части позволяли выявить:

ошибки в удержании налога на доход;

злоупотребления с целью сокрытия хищений: удерживалась сумма по налога на доход и разница переводилась на лицевые счета в сбербанк и т.д. [6]


3. Аудит основных средств


В начале аудита необходимо обеспечить полную инвентаризацию основных средств (ОС). Специально созданная комиссии проверяет ОС в натуре и отражает их в инвентаризационных описях по стоимости. В инвентарных описях приводят полное название и назначение, инвентарные номера, другие технические и эксплуатационные показатели.

Аудитор выясняет, имеется ли недействующее, некомплектное, лишнее оборудование. Если имеются недостачи, аудитор дает рекомендации относительно их устранения.

Изменение в составе и структуре ОС за год определяют по данным аналитического учета и синтетического учета (ОС).

Использование ОС (фондов) характеризуют показатели фондоотдачи и фондоемкости.

При фактической проверки ОС и нематериальных активов обращают внимание на наличие технических паспортов и другой технической документации. При их отсутствии составляют и должным образом оформляют новые.

Оценка неучтенных активов, выявленных при проверке, должна быть произведена соответствии с настоящей стоимостью воспроизводства, а износ определяется по действительному техническому состоянию. И то и другое закрепляется соответствующими актами. Основные средства, непригодные к эксплуатации и неподлежащие восстановлению, а также, находящиеся в ремонте, включают в отдельную инвентарную опись.

В инвентарной описи НА указывают их наименование, назначение, первоначальную стоимость, сумму износа, дату приобретения, срок полезного использования.

Обоснованность оприходования НА устанавливают по наличию документов, на основании которых оформлены приобретенные имущественные права и документы, описывающие объект НА.[7]

Источники аудита операций с основными средствами:

акты: ввода в эксплуатацию;

приемки передачи;

накладные на внутреннее перемещение;

инвентарные карточки, описи инвентаризационных карточек, инвентарные описи по местам их нахождения и эксплуатации, акты ликвидации ОС;

акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов;

акты инвентаризации и сверочные ведомости по результатам инвентаризации.

Аудитор исследует сметы и планы капитального ремонта ОС, разработочные таблицы по расчету амортизации и износа ОС, соответствующие ведомости и журналы-ордера, отчетные формы, бланки.

Последовательность проведения аудита ОС:

Аудит приходных, расходных первичных документов и учетных записей по ОС.

Сверка записей в аналитическом учете.

Сверка записей в аналитическом учете.

Аудит записей в главной книге и их сравнение с данными аналитического учета.

Проводя аудит ОС, важно установить правильность отражения и в учете по экономическим признакам, и в соответствии с типовой классификацией.

Аудитор выявляет, нет ли случаев, когда объекты ОС учитываются в составе МБП и наоборот.

Аудит ОС включает:

проверку соблюдения правил оформления операций по их поступлению, перемещению, выбытию и ликвидации;

правильность начисления и использования амортизационных отчислений и начислений износа МБП;

законность затрат на текущий и капитальный ремонт ОС;

осуществление капитальных вложений и ведение учета ОС.

Аудитор изучает, правильно ли отражены в учете операции по списанию недостающих ОС, полностью ли отнесены на МОЛ сумма, необходимая для возмещения предприятию. Все объекты ОС должны быть закреплены за МОЛ; проверяет правильность отражения ОС по фактическим затратам на приобретение, возведение и изготовление, что составляет их первичную стоимость.

Изменение первичной стоимости допускается в случаях:

достройки;

дооборудования;

реконструкции, частичной ликвидации ОС;

индексации;

капитального ремонта.

При оценке остаточной стоимости объектов приватизации пользуются инструкцией утвержденной КабМином Украины.[8]

Работу по индексации на предприятии проводит созданная специально комиссия. Ответственность за проведение и правильность индексации несет руководитель комиссии.

Изменение стоимости ОФ и сумм износа отражаются в инвентарных карточках и других регистрах аналитического учета.

Начиная с первого числа месяца следующего за месяцем индексации, амортизация начисляется с новой стоимости ОС.

Операции поступления, перемещения, выбытия и ликвидации ОС исследуют по первичным документам и бухгалтерским записям. Аудитор обращает внимание на правильность, своевременность и полноту их оприходования.

По ОС, поступившим бесплатно целесообразно произвести встречную проверку, чтобы установить правильность списания и оприходования по количеству и стоимости.

При исследовании операций ликвидации особе внимание уделяют следующим вопросам - не был ли завышен износ с целью дальнейшей реализации по более низким или высоким ценам.

Изучают эти вопросы по актам ликвидации ОС. По данным аналитического учета контролируют время пребывания ОС в запасах, выявляют причины и обстоятельства несвоевременного ведения их в действие, обеспечение их сохранности. Исследуют эффективность использования ОС.[9]

В ходе аудита операций по движению ОС исследуют их законность на основании сопоставления оприходованных объектов с перечнем титульного списка и т.д.

По всем незаконным операциям поступления, движения, несвоевременного оприходования ОС аудитор выясняет причины и виновных лиц.

Основные нарушения, встречающиеся при аудите операций с ОС:

Ошибки в составлении Ф № 3 при классификации ОС.

В составе ОС есть МБП и наоборот.

Отсутствие актов приема-передачи ОС при их вводе в эксплуатацию.

Ошибки, связанные с начислением износа:

неучёт индексации;

используются неправильные нормы амортизации;

не проводится начисление износа на ОС в запасе;

износ начисляется не на ту сумму первичной стоимости;

ошибки при учете износа на момент списания;

не ведется аналитический учет износа ОС.

Ошибки при отражении результатов реализации ОС:

неправильно рассчитана прибыль;

и как следствие налог на прибыль;

не начисляется НДС.

Не полностью заполняется Ф 3 3 (если не заполняются не отчетные, а информационно-справочные строки).

Если предприятие не является плательщиком НДС, то та сумма НДС в составе цены приобретения идет на увеличение балансовой стоимости поступивших ОС.[10]

Особое внимание аудитор уделяет исследованию затрат на капитальные ремонты оборудования, т.к. завышение их приводит к увеличению себестоимости.

Очень часто при проверке недостач по ОС выясняется, что в эксплуатации находится оборудование списанное, но не уничтоженное, что позволяет иметь неучтенные узлы, агрегаты, з/ч и т.д.

Аудитор тщательно исследует правильность корреспонденции счетов, фиксирующих с ОС. Каждое направление аудита оформляется специальными рабочими документами.[11]

Заключение

Для выполнения аудита должны существовать информации в форме, допускающей проверку, и определенные стандарты, посредством которых аудитор может оценивать информацию.

Информация, поддающаяся количественному измерению, оценке имеет множество форм.

Например:

финансовая отчетность;

налоговые декларации;

количество времени, необходимое работнику для выполнения задания и т.д.

Критерии для оценки этой информации также могут значительно варьировать. Используемые критерии зависят от цели аудита.

При проведении аудита всегда должны быть ясно очерчены рамки ответственности аудита, определена хозяйственная система и период времени. Хозяйственной системой может быть:

юридическое лицо;

подразделение;

индивидуум.

Период времени - один год (обычно), но может быть квартальный и месячный аудит.

Любая информация, которую использует аудитор, называется свидетельством. Формы свидетельств различны вплоть до устных ответов клиентов, письменные контакты с другими предприятиями или лицами и личные наблюдения аудитора и пр.

Аудитор должен быть:

квалифицированным, чтобы хорошо понимать критерии;

компетентным, чтобы знать типы и количество свидетельств, которые потребуются ему для анализа и правильного составления заключения;

независимая позиция.

Если аудитор обладает первыми двумя качествами, но не имеет третьего, то все его действия идут впустую. Независимость не должна быть абсолютной, но она должна быть целью.

Аудиторское заключение, в котором пользователем предоставлены результаты проверки. Заключения могут быть различными, но во всех случаях они должны информировать читателей о том, насколько соответствует установленным критериям поддающаяся количественной оценке информация. Они могут иметь различную форму: от сугубо технических до простых устных.[12]

В большинстве случаев аудит связан с бухгалтерской информацией и многие аудиторы весьма компетентны в бухгалтерских делах. Но следует помнить, что бухгалтерский учёт это - процесс записи, классификации и подведения итогов экономических событий при помощи логики в целях подготовки информации для принятия решений.

При аудите бухгалтерских данных определяется, правильно ли отображает записная информация те экономические события, которые произошли за проверяемый период. Так как бухгалтерские правила являются критериями для оценки того, правильно ли сформирована бухгалтерская информация, аудитор должен знать это правило: т.е. должен знать бухгалтерский учет, уметь накапливать и толковать аудиторские свидетельства. Это то, что отличает аудитора от бухгалтера.

Работа аудитора строго регламентирована. Международная федерация бухгалтеров (МФБ) называет аудиторские регламенты международными нормативами аудита (МНА) и сопутствующих работ (СР) (МНА/СР). В Украине они получили название - национальные нормативы аудита и сопутствующих работ (ННА/СР).

Принято подразделять:

а) НН - внешнего аудита;

б) МН - внутреннего аудита.

При создании НН в качестве основы принимается МН. Эти нормативы применяются независимо от организации, форм собственности, масштабов предпринимательской деятельности. В соответствии с НН развивается аудиторская деятельность на Украине.

Необходимость и основные положения регулирования и осуществления аудита на Украине «Про аудиторську дiяльнiсть». Здесь также определены сфера функционирования профессиональной общественной организации Союз Аудиторов Украины (САУ) и Аудиторской Палаты Украины (АПУ).[13]

Литература


Білуха М.Т. Курс аудиту. К.: Вища школа – Знання, 1998.

Сопко В. Методика определения финансового состояния предприятия по данным баланса. – Бухучёт и аудит. - № 12, 1995.

Сопко В. Методика анализа баланса предприятия. – К.: МП Лоран, 1994.

Аудит. Учебник для вузов. Под ред. Проф. В.И. Подольского. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.

Аудит: Практическое пособие. Под ред. А.Н. Кузьминского. К.: Учетинформ, 1996.

Мец В.О. Економічний аналіз фінансових результатів та фінансового стану підприємства. Навч. Посібник. К.: КНЕУ, 1999.

Національні нормативи аудиту. Кодекс професійної етики аудиторів України. – К.: АПУ, 1999.

Кольга В.Д. та ін. Аудит в Україні. – К., 1998.

Бычкова С.М. Доказательства в аудите.- М.: ФиС, 1998.

Кармайкл З.Л., Бенис М. Стандарты и нормы аудита. Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ, 1995.

Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговле и АПК. – М.: ДиС, 1998.

Аренс Э.А., Лоббек Дж.К. Аудит. – М.: ФиС, 1995.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.