Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Особенности учета затрат в торговых организациях 2

Введение


Любая коммерческая
организация, в процессе своей деятельности, несет определенные расходы. Например, сюда относятся содержание помещений, коммунальные платежи, заработная плата персонала, страховые взносы и так далее. Не являются исключением и торговые организации. Расходы, производимые торговыми организациями в процессе осуществления своей деятельности дополнительно к оплате стоимости покупных товаров, формируют производственные расходы, которые в торговле называются издержками обращения.


Актуальность данной работы заключается в том, что изучение работы торговой организации очень важно в наше время, большую долю всех организаций в нашей стране занимает торговля, поэтому важно знать принципы и механизмы работы торговли.


Основными задачами учета издержек обращения организации торговли, являются обеспечение своевременного полного и достоверного отражения фактических расходов и контроль над использованием материальных и финансовых ресурсов.


Ведя учет затрат, организация торговли обязана обеспечить их синтетический и аналитический учет.


Синтетический учет расходов торговые организации, в соответствии с Планом счетов, ведут на счете 44 «Расходы на продажу». По дебету указанного счета собираются все производственные затраты организации торговли, а по кредиту осуществляется их списание. Дебетовое сальдо по счету 44 «Расходы на продажу» означает остаток издержек обращения на остаток нереализованных товаров на конец месяца.


Целью данной курсовой работы является изучение учета издержек обращения в торговых организациях.


Задачи поставлены следующие: изучить структуру издержек обращения, на примерах рассмотреть операции, которые проводятся в бухгалтерии организаций в процессе ведения учета.


1. СУЩНОСТЬ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ


1.1 Экономическая сущность, задачи издержек обращения в организациях торговли


В сфере обращения торговые организации несут расходы, связанные с осуществлением своей деятельности, в целях доведения изготовленных производителем товаров до потребителя (покупателя). Возникают издержки обращения торговли.


«Издержки обращения – это потребленные материальные и трудовые ресурсы в процессе снабженческо-сбытовой деятельности по доставке, доработке и фасовке готовой продукции, а также по покупке-продаже товаров» [3,c.353].


Издержки обращения торговли – это затраты живого и овеществленного труда торговых организаций в стоимостной форме в процессе закупки (заготовки), перевозки (транспортировки), хранения и продажи товаров [3,c.353].


Основные задачи управленческого учета издержек обращения торговли заключаются в следующем:


· своевременное обеспечение руководителей торговых организаций полной и достоверной информацией о фактических расходах;


· осуществление действенного контроля за использованием материальных, трудовых и денежный ресурсов.


Издержки обращения - это совокупные затраты, связанные с процессом обращения товаров. Рассматривая экономическую природу издержек обращения, их делят на два вида: чистые и дополнительные.


Чистые издержки обращения - это расходы, связанные с процессом купли-продажи товаров, ведения бухгалтерского учета, ведения денежных расчетов. Это издержки, необходимые для того, чтобы превратить стоимости из товарной формы в денежную.[4,c.21-25]


К дополнительным издержкам обращения относятся затраты, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения. Это издержки на упаковку, фасовку, этикировку, транспортировку. Они носят производительный характер и по сути являются продолжением процесса производства, выполненным в сфере обращения.


Для учета, анализа, планирования и контроля за расходованием средств издержки обращения классифицируются по следующим признакам:


- по степени зависимости от изменения товарооборота;


- по участию в образовании себестоимости;


- по отраслям деятельности;


- по видам затрат;


- по экономическим элементам.[5,c.367]


Издержки обращения по степени зависимости от изменения товарооборота делятся на условно-постоянные и условно-переменные. К условно-постоянным относятся расходы на содержание и аренду помещений, амортизацию основных фондов, текущий ремонт, расходы на охрану. Они сохраняют свои размеры независимо от изменений товарооборота.


К условно-переменным относят расходы по перевозке товаров, оплате труда, инкассаций выручки. Сумма этих расходов с ростом товарооборота, как правило, увеличивается.


По участию в образовании себестоимости издержки обращения подразделяются на чистые, не увеличивающие стоимости товара (связанные с процессом купли-продажи товаров, ведения бухгалтерского учета, денежных расчетов) и дополнительные, которые увеличивают стоимость товара (на упаковку, этикировку, транспортировку и др.).


По отраслям деятельности издержки обращения классифицируются на:


- расходы предприятий оптовой торговли;


- расходы заготовительных предприятий;


- расходы предприятий розничной торговли;


- расходы предприятий общественного питания.[6,c.217]


По видам затрат и по экономическим элементам издержки обращения группируются в соответствии с ПБУ – 10/99 – Расходы организации (работ, услуг)


По экономическим элементам издержки обращения группируются следующим образом:


1. Материальные затраты, которые включают в себя затраты на транспортировки грузов, износ МБП, на топливо, электроэнергию, затраты на упаковку, подсортировку, хранение, торговую рекламу, потери товаров при перевозке, хранении и реализации товаров в пределах норм, расходы на тару.


2. Затраты на оплату труда.


3. Отчисления на социальные нужды, которые включают в себя обязательные отчисления по установленным законодательством нормам, органам государственного социального страхования, Пенсионному фонду и Фонду Обязательного Медицинского Страхования.


4. Амортизация основных фондов.


5. Прочие затраты, включающие в себя износ по нематериальным активам, проценты по кредитам банков, суточные и подъемные, арендную плату, налоги и отчисления во внебюджетные фонды, оплату нематериальных услуг (связи, вневедомственной охраны, информационно-вычислительного обслуживания, аудиторских организаций, коммунального хозяйства).


По характеру функции, с выполнением которых связаны затраты издержек обращения, подразделяются на прямые и административно-управленческие. К прямым относят расходы по перевозке товаров, амортизации, естественной убыли товаров. К административно-управленческим относят: почтово-телеграфные, канцелярские, расходы по командировкам.


Издержки обращения учитываются и планируются в абсолютной сумме и по уровню (в относительных величинах). Уровень издержек обращения определяется как отношение суммы издержек обращения к товарообороту в процентах. На уровень издержек обращения оказывают влияние факторы:


- независимые от хозяйственной деятельности;


- зависимые от хозяйственной деятельности.[7,c.178]


К независимым факторам от хозяйственной деятельности относятся: изменение розничных цен, изменение тарифов на железнодорожные и автотранспортные перевозки, арендные ставки, равномерность завоза товаров, выполнение договоров поставки, изменение тарифов и ставок за услуги.


К факторам зависящим то хозяйственной деятельности предприятий относят: объем и степень выполнения плана товарооборота, изменение структуры товарооборота, эффективности использование материально-технической базы, повышение производительности труда, изменение скорости обращения товаров и величины товарных запасов, рационализация путей и форм товародвижения.


В системе управления торговой деятельностью большую роль играет своевременность и полная обеспеченность экономического анализа и соответственно управления необходимой информацией, позволяющей обеспечивать достоверную оценку результатов хозяйственной деятельности торговой организации. Хозяйственный учёт, последовательно отражая и систематически контролируя хозяйственную деятельность, обеспечивает органы контроля информацией, необходимой для оперативного, текущего, перспективного управления общественным производством.


Значение учёта неуклонно возрастает в современных условиях осуществления мер по углублению хозяйственной самостоятельности и измерению форм собственности. Возникает необходимость отказа от констатации уже свершившегося факта и изложения ретроспективных данных. Появляется на их базе необходимость выработки наиболее перспективных, выгодных направлений развития, в связи с чем большое внимание уделяется учёту.


Бухгалтерский учёт позволяет своевременно отражать произведённые расходы и контролировать ход выполнения плана по издержкам обращения, расходования материальных, трудовых финансовых средств. Он способствует строжайшему соблюдению сметно-финансовой дисциплины и режима экономии, повышения рентабельности предприятия.


Главными задачами бухгалтерского учета являются:


- формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее исполнения инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми, финансовыми, банковскими органами и иными заинтересованными организациями и лицами;


- обеспечения контроля за наличием и движением имущества, использованием трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;


- своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.


Основными целями, стоящими перед учетом издержек обращения и финансовых результатов следует считать контроль расходов, обеспечение сохранности имущества, выявление использованных резервов.


Для достижения этих целей бухгалтерский учет должен следующие задачи:


- обеспечение проверки правильного документального оформления расходов;


- разграничение издержек по местам их возникновения;


- своевременное представление информации о расходах и доходах для применения управленческих решений;


- правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;


- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на 1-ое число каждого месяца.


В бухгалтерии должен быть обеспечен предварительный контроль за расходованием средств, соблюдением режима экономии; необходимо предотвратить расходы, не предусмотренные сметой или превышающие ее. В ходе проведения хозяйственных операций осуществляется текущий контроль за расходами торговых предприятий. Особое внимание следует уделять на текущий контроль за работой транспорта, за предотвращением излишних потерь товаров и тары, своевременно предъявлять претензии. После совершения хозяйственных операций отражать их на счетах синтетического и аналитического учета.


Затем осуществляется последующий контроль издержек обращения. При проведении этого контроля используются приемы анализа хозяйственно-финансовой деятельности и в ходе документальных проверок и ревизий. Задачами последующего контроля являются выявление факторов, оказывающих влияние на величину издержек, установление фактов незаконного и нецелесообразного расходования средств, определение лиц, виновных в перерасходе сметы издержек обращения, разработка мероприятий по предотвращению такого перерасхода.


Первичными документами по учету издержек обращения являются:


- счета поставщиков товаров, товарно-транспортные накладные, акты на текущий ремонт основных средств, табели учета рабочего времени, приказы, наряды для начисления заработной платы;


- счета, предъявленные за оказание услуг (за электроэнергию, отопление, водоснабжение, канализацию, за охрану объектов, за рекламные объявления. дератизацию);


- расчет начисления амортизации основных средств;


- накладные на передачу их в эксплуатацию;


- материалы инвентаризаций и проверок;


- акты на списание товаров;


- расчеты налогов;


- авансовые отчеты и другие документы.


Организация, осуществляя постановку бухгалтерского учета: самостоятельно устанавливают организационную форму бухгалтерской работы, исходя из вида организации и конкретных условий хозяйствования; определяют в установленном порядке форму и методы бухгалтерского учета, а также технологию обработки учетной информации; разрабатывает систему внутри производственного учета, отчетности и контроля; формирует в установленном порядке свою учетную политику по другим вопросам.


1.2 Нормативно-правовые и методологические основы формирования издержек обращения торговли


В настоящее время учет затрат в торговых организациях осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:


1. Налоговый кодекс Российской Федерации.


2. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ


3. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н


4. План счетов бухгалтерского учета утвержденный приказом Министерства Финансов РФ от 31 октября 2000 г. N 94н.


Ст. 320 НК РФ определяет порядок определения расходов по торговым операциям.[1] В соответствии с данной статьей в течение текущего месяца издержки обращения (расходы на реализацию) формируются в соответствии с главой 25 НК РФ. При этом в сумму издержек обращения включаются также расходы налогоплательщика – покупателя товаров на доставку этих товаров, складские расходы и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением, если они не учтены в стоимости приобретения товаров, и реализацией этих товаров. К издержкам обращения не относится стоимость приобретения товаров по цене, установленной условиями договора. При этом налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров. Указанная стоимость товаров учитывается при их реализации в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 268 настоящего Кодекса. Стоимость приобретения товаров, отгруженных, но не реализованных на конец месяца, не включается налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, до момента их реализации. Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов.


ПБУ 10/99 определяет состав расходов, включаемых в издержки обращения и производства организаций торговли, и порядок учета расходов по элементам затрат.


Многие бухгалтеры торговых организаций в целях бухгалтерского учета применяют ранее действовавшие Методические рекомендации по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденные Роскомторгом по согласованию с Минфином России 20.04.95 № 1-550/32-2 (далее — Методические рекомендации). В связи с введением в действие главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2002 года данные Методические рекомендации были признаны утратившими силу. Однако Минфин России разъяснил, что организации, как и ранее, могут руководствоваться подобными отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований, принципов и правил признания в бухучете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с принятыми нормативными документами по бухучету. Об этом сказано в письме Минфина России от 29.04.2002 № 16-00-13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)».[8]


1.3 Номенклатура калькуляционных статей затрат и их содержани
е


Для управленческого учета затрат, учитываемых на счете «Расходы на продажу», устанавливается номенклатура калькуляционных статей затрат, формирующих издержки обращения в организациях торговли и общественного питания.


В качестве базовой используется следующая номенклатура калькуляционных статей затрат (Приложение 1):


Транспортные расходы.


Затраты на оплату труда.


Отчисления на социальные нужды.


Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря.


Амортизация основных средств.


Расходы на ремонт основных средств.


Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд.


Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.


Расходы на рекламу.


Потери товаров и технологические отходы.


Расходы на тару.


Прочие расходы. [3,c.353-354]


К издержкам обращения относят транспортные расходы по доставке и продаже товаров, материальные затраты (электроэнергия, топливо и т. д.), оплату труда работников, расходы по управлению (командировочные расходы, услуги связи, банков и т. д.), недостачи и потери товаров и другие. Вышеперечисленный калькуляционный состав затрат распространяется на торговые, посреднические и другие организации, хотя в них и не организуется учет издержек обращения в разрезе экономических элементов и не исчисляется себестоимость проданных товаров.


Торговые организации самостоятельно устанавливают перечень калькуляционных статей затрат (п.8 ПБУ 10/99).[2]


По каждой калькуляционной статье затрат внутри синтетического счета 44 «Расходы на продажу» ведется бухгалтерский управленческий учет по видам затрат. Информация о видах затрат, включаемых в каждую из статей калькуляции, была обобщена в таблице, приведенной в приложении 1.


Торговые организации самостоятельно организуют управленческий учет издержек обращения с помощью многографных карт или ведомостей, в которых для каждой статьи расходов имеется самостоятельная графа. За отчетный период по каждой графе подсчитывается сумма расходов, а затем в итоговой графе показывается общая величина издержек обращения. Управленческий учет ведется в разрезе структурных подразделений торговой организации, а внутри них – по калькуляционным статьям затрат. Итоги по указанным первичным документам используются для учета издержек обращения торговой организации по счету 44 «Расходы на продажу».


2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ И ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ


2.1 Синтетический и аналитический учет издержек обращения в торговом предприятии


Управленческий учёт - это процесс в рамках организации, который обеспечивает аппарат информацией, используемой для планирования, собственного управления и контроля над деятельностью предприятия.


Информация, используемая в управленческом учёте - это итоговая информация. Для понимания этой информации необходимы определённые значения о происхождении первичной информации, но не более того, что необходимо для понимания итоговых результатов.


Наглядно прослеживается этот путь в постатейном учёте издержек обращения. Аналитический учёт даёт детальную характеристику расходов по статьям, что необходимо для оперативного руководства и контроля, а также осуществления мероприятий по сокращению издержек обращения, усилению режима экономики и повышению рентабельности.


Синтетический учет обеспечивает только контроль за общей суммой расходов. Он не отвечает требованиям оперативного контроля и управления расходами в торговой сети с учетом целесообразности и производственной необходимости произведенных затрат. Поэтому наряду с синтетическим организуется аналитический учет издержек обращения в номенклатуре производственных расходов по отдельным статьям


В соответствии с планом счетов и инструкцией по его применению в организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены следующие расходы (издержки обращения):


· на продажу товаров;


· на оплату труда;


· на аренду;


· на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря, хранение и подработку товаров;


· на рекламу;


· на предварительные расходы;


· другие аналогичные по назначению расходы.


Не относятся к издержкам обращения затраты по упаковке и транспортировке продукции, возмещаемые в соответствии с договорами покупателями сверх стоимости товара. Указанные расходы включаются в расчетно-платежные документы отдельными позициями и взыскиваются с покупателей продукции.


Издержки обращения торговых организаций формируются в соответствии с Номенклатурой статей издержек обращения и производства предприятий торговли и общественного питания, утвержденной методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения, причем перечень статей значительно шире, нежели перечень, приведенный в Инструкции по применению плана счетов.


Синтетический учет издержек обращения предприятий торговли осуществляется по счету 44, который с введением с 1 января 2001г. нового Типового плана счетов переименован из «Издержки обращения» в «Расходы на продажу». К счету 44 «Расходы на продажу» открываются 3 субсчета:


Счет 44 «Расходы на продажу»:


44.1 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность».



44.2 «Коммерческие расходы в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность».


44.3 «Расходы в организациях, осуществляющих заготовление и переработку сельскохозяйственной продукции».


По дебету счета 44 "Расходы на продажу" учитываются суммы произведенных организацией расходов, связанных с реализацией продукции, товаров, работ и услуг, в корреспонденции с соответствующими счетами. Эти суммы списываются полностью или частично по дебету счета 90 "Реализация" и кредиту счета 44 "Расходы на продажу". При частичной оплате подлежат распределению расходы на упаковку и транспортировку наемным транспортом (между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или других соответствующих показателей).


Все остальные расходы, связанные с реализацией товаров, продукции, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг.


Счет 44 активный счет. По дебету этого счета учитываются расходы на продажу с кредита соответствующих материальных, расчетных и денежных счетов:


· 10 «Материалы» - на стоимость израсходованной тары;


· 23 «Вспомогательные производства» - на стоимость услуг по отправке продукции со склада на станцию (пристань, аэропорт) отправления или на склад покупателя автотранспортом предприятия;


· 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на стоимость услуг по отправке продукции покупателю, оказанными сторонними организациями;


· 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на оплату труда работников, сопровождающих продукцию, и других счетов.


Счет 44 "Расходы на реализацию" корреспондирует:


























































По дебету с кредитом счетов
По кредиту с дебетом счетов
02 Амортизация основных средств 10 Материалы
04 Нематериальные активы 11 Животные на выращивании и откорме
05 Амортизация нематериальных активов 15 Заготовление и приобретение материальных ценностей
10 Материалы 45 Товары отгруженные
16 Отклонение в стоимости материальных ценностей 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками
18 Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам 73 Расчеты с персоналом по прочим операциям
23 Вспомогательные производства 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
29 Обслуживающие производства и хозяйства 79 Внутрихозяйственные расчеты
41 Товары 94 Недостачи и потери от порчи ценностей
42 Торговая наценка
43 Готовая продукция
60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками
68 Расчеты по налогам и сборам
69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
70 Расчеты с персоналом по оплате труда
71 Расчеты с подотчетными лицами
73 Расчеты с персоналом по прочим операциям
76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
79 Внутрихозяйственные расчеты
94 Недостачи и потери от порчи ценностей
96 Резервы предстоящих расходов
97 Расходы будущих периодов

Аналитический учет ведется по счету 44 "Расходы на реализацию" по видам и статьям расходов. Предприятия могут детализировать номенклатуру учитываемых расходов за счет выделения дополнительных субстатей, но при этом должен быть сохранен единый подход в формировании учетной и отчетной информации по утвержденным статьям расходов.


Отражение в учете операций по дебету счета 44 осуществляется непосредственно в журналах-ордерах по тем счетам, на которых учитываются расходуемые средства. Так, в журнале-ордере по учету денежных средств и ссуд по товарообороту отражаются суммы, израсходованные из кассы наличными деньгами, а также суммы, перечисленные с расчетного счета на оплату расходов. В журнал-ордер по учету расчетов с подотчетными лицами записываются суммы, израсходованные подотчетными лицами, и т. д.
В этих журналах-ордерах для записи сумм, отнесенных в дебет счета 44, отводится отдельная графа для каждой статьи расхода.


Для ведения аналитического учета издержек обращения используются карточки многографной
формы, в которых для каждой отдельной статьи расхода отводится специальная графа. Итог отраженных в каждой графе сумм показывает абсолютный размер расходов. В отдельной итоговой графе показывается общая сумма издержек. Итог записей в этой графе должен быть равен обороту по дебету счета 44.


Записи в карточки аналитического учета издержек обращения ведут на основании журналов-ордеров тех счетов, которые корреспондируют с дебетом счета 44. Целесообразно для этого составлять специальные листки-расшифровки. Их заполняют при записи операций в журнале-ордере по данным отдельных документов с указанием краткого содержания операций и номера статьи расхода. Карточки открывают на год и ведут нарастающим итогом.


По истечении каждого месяца расходы на продажу списывают на себестоимость проданной продукции. На отдельные виды продукции они относятся прямым путем, а при невозможности распределяются пропорционально их производственной себестоимости, объему проданной продукции по оптовым ценам организации или другим способом.


Списание расходов на продажу оформляют бухгалтерской проводкой Дт90 Кт44.


Если в отчетном месяце продается только часть готовой продукции, то сумму расходов по продаже распределяют между проданной и непроданной продукцией.


2.1.1 Учет расчетов с работниками.


В состав затрат на оплату труда, в частности, включаются следующие:


1. Выплаты заработной платы за фактически выполненную работу,
исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с принятыми в организации торговли формами и системами оплаты труда:


Дт44 Кт70 - на суммы начисленной работникам заработной платы;


Дт70 Кт50 – на сумму произведенных выплат;


Дт70 Кт76/4 – на сумму невыданной заработной платы, депонированной в установленном порядке.


2. Выплаты стимулирующего характера по системным положениям:
премии (включая стоимость натуральных премий) за производственные результаты, в том числе вознаграждения по итогам работы за год, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и т.д.


В бухгалтерском учете начисление и выплата перечисленных сумм отражается так же, как начисление и выплата основной заработной платы.


3. Выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда,
в том числе: надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, сверхурочную работу, работу в многосменном режиме, совмещение профессий, расширение зон обслуживания, работу в тяжелых условиях труда.


Особенностей в отражении в учете данных расходов также нет.


5. Стоимость выдаваемых бесплатно в соответствии с действующим законода­тельством предметов
(включая форменную одежду, обмундирование), остающихся в личном постоянном пользовании (или сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам). Списание подобных предметов на издержки обращения будет оформляться проводкой:


Дт 44 Кт 10.


Так как перечисленные предметы имеют определенный срок полезной эксплуа­тации (носки, использования), то необходима такая организация аналитического учета, при которой можно было бы определить степень изношенности предметов, а также сумму стоимости предметов, числящихся за каждым работником, которым эти предметы выданы. Это нужно хотя бы для того, чтобы в случае утери, порчи или приведения в состояние, в котором невозможно дальнейшее использование, определить сумму ущерба, подлежащую взысканию с работника. В этом случае утраченное имущество в бухгалтерском учете (в корреспонденции со счетом учета издержек обращения) не восстанавливается. Сумму задолженности работника относят на увеличение финансовых результатов в составе внереализационных расходов:


Дт 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсч. «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кт 91 «Прочие доходы и расходы» — на сумму, подлежащую взысканию.


Сумма ущерба может быть определена как остаток стоимости в части, относящейся к периоду между моментом обнаружения ущерба и окончанием срока полезной эксплуатации (в случае порчи имущества эта сумма может быть уменьшена на стоимость ветоши, фурнитуры и прочих материа­лов, оприходованных по учету и пригодных для использования в каких-нибудь иных целях);


Дт 70 Кт 73 — на размер удержаний с сумм оплаты труда в счет возме­щения нанесенного ущерба или


Дт 50 Кт 73 — на сумму материального ущерба, внесенного работником в кассу торговой организации.


6. Оплата в соответствии с действующим законодательством очередных (еже­годных) и дополнительных отпусков (компенсация за неиспользованный отпуск).


В общем случае списание расходов на оплату отпусков в бухгалтерском учете оформляется аналогично выплате сумм основной и дополнительной заработной платы. Однако в торговых организациях, характеризующихся значительной чис­ленностью персонала, создаются резервы на оплату отпусков. Таким образом, если для оплаты отпусков используются средства соответствующего резерва, в бухгал­терском учете будут оформлены следующие проводки:


Дт 44 Кт 96 — на сумму средств, ежемесячно направляемых в резерв на оплату отпусков;


Дт 96 Кт 70 — на сумму начисленной оплаты;


Дт 70 Кт 50 — на сумму произведенных выплат.


7. Выплаты работникам, высвобождаемым из организаций в связи с их реорганиза­цией, сокращением численности работников и штата.


Так как с момента увольнения (выдачи трудовой книжки и осуществления расчетов по оплате труда за последний период работы) уволенный работник уже не состоит в штате торговой организации, наиболее правомерным представляется начисление сумм пособия в корреспонденции со счетом 76, а не 70:


Дт 44 Кт 76 — на сумму начисленного пособия;


Дт 76 Кт 50 — на сумму произведенной выплаты


или


Дт 76 Кт 51 — на сумму пособия, перечисленного работнику (по его просьбе) во вклад в кредитном учреждении.


Помимо указанных сумм трудовое законодательство обязывает выплачивать пособия увольняемым работникам (в размере двухнедельного заработка) в следую­щих случаях:


· при призыве или поступлении на военную службу;


· при отказе работника от перевода на работу в другую местность вместе с организацией;


· при отказе продолжать работу вследствие существенных изменений условий труда;


· при увольнении вследствие обнаружившегося несоответствия работника за­нимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации либо по состоянию здоровья;


· при увольнении в связи с восстановлением на работе работника, ранее вы­полнявшего эту работу;


· при увольнении вследствие нарушения администрацией законодательства о труде, коллективного или трудового договора (контракта).


Все эти выплаты производятся, как правило, в последние один — три дня работы увольняемого работника, поэтому оформление начисления пособий и их выплаты проводятся в порядке, установленном для начисления и выплаты основной и дополнительной заработной платы:


Дт 44 Кт 70 и Дт 70 Кт 50.


8. Единовременные вознаграждения за выслугу лет
(надбавки за стаж работы по специальности в данном хозяйстве) в соответствии с действующим законодательством. Для того чтобы наиболее рационально осуществлять подобные выплаты, практически во всех торговых организациях создают соответствующие резервы. Порядок создания и использования резервов на выплату единовременных вознаграждений за выслугу лет аналогичен порядку создания и использования резерва на оплату отпусков:


Дт 44 Кт 96 — при создании резерва;


Дт 96 Кт 70 и Дт 70 Кт 50 — при использовании резерва.


9. Оплата времени вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы
в случаях, предусмотренных законодательством. Данный вид выплат в про­мышленных организациях включается только в фактическую себестоимость вы­пускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг). В торговых организациях, где уровень издержек обращения планируется, целесообразно орга­низовать аналитический учет таким образом, чтобы суммы непроизводительных затрат учитывались отдельно. Отражение в учете начисления и выплаты указанных сумм производится аналогично суммам заработной платы.


10. Суммы, начисленные за выполненную работу лицам, привлеченным для работы в организации торговли,
согласно специальным договорам с государственными орга­низациями (на предоставление рабочей силы) как выданные непосредственно этим лицам, так и перечисленные государственным организациям. Так как работники, которым начисляются эти выплаты не являются персоналом торговой орга­низации, целесообразно для начисления использовать счет 76, а не 70. Остальные проводки остаются прежними:


Д-т сч. 44 К-т сч. 76 — на сумму начисленных выплат; Д-т сч. 76 К-т сч. 50 — на сумму произведенных выплат;


Д-т сч. 6 К-т сч. 51 — на суммы, перечисленные государственным организациям.


11. Оплата труда работников, не состоящих в штате организации торговли,
за выполнение ими работы по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договор подряда), если расчеты с работниками за выполненную работу ведет сама организация торговли. При этом размер средств на оплату труда работников за выполнение работ (услуг) по договору подряда определяют исходя из сметы на выполнение этих работ (услуг) и платежных документов.


Расчеты по данным выплатам также целесообразно осуществлять на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»:


Дт 44 Кт 76 — на сумму начисленной оплаты труда работников, не со­стоящих в штате торговой организации;


Дт 76 Кт 50 — на сумму произведенных выплат.


2.1.2 Учет коммунальных расходов


Коммунальные расходы относятся на издержки обращения по статье «Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудованной инвентаря». По этой статье, в частности, отражаются расходы на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию и другие коммунальные услуги. Небольшие организации торговли и общественного питания используют покупные коммунальные услуги, т.е. услуги, оказываемые сторонними организациями. В этом случае схема бухгалтерских проводок будет обычной для учета приобретаемых работ или услуг:


Дт 44 «Расходы на продажу» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму стоимости коммунальных услуг, оказанных организациям торговли или общественного питания;


Дт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кт 60 — на сумму НДС по стоимости оказанных коммунальных услуг;


Дт 60 Кт 51 «Расчетные счета» — на сумму произведенной оплаты.


В том случае, когда по условиям договора предполагается предварительная оп­лата стоимости коммунальных услуг (за ряд отчетных периодов, как правило, за квартал), сумму произведенной оплаты предварительно относят на счет учета расходов будущих периодов:


Дт 60, субсч. «Расчеты по авансам выданным» Кт 51 и


Дт 97 «Расходы будущих периодов» Кт 60 — на сумму произведенной оплаты;


Дт 19 Кт 60 — на сумму НДС по стоимости оказанных услуг;


Дт 44 Кт 97 — на сумму стоимости коммунальных услуг, использован­ных в отчетном периоде.


Если же организация, занимающаяся торговой деятельностью или оказыва­ющая услуги общественного питания, имеет собственные мощности по оказанию отдельных видов коммунальных услуг, себестоимость таких услуг формируется на счете 23 «Вспомогательные производства». По наступлении отчетного периода стоимость использованных услуг списывают со счета 23 в дебет счета 44.


Как правило, в том случае, когда торговая организация имеет подобные вспомогательные производства, оказание услуг не ограничивается только собственными нуждами — весьма распространено оказание коммунальных услуг и сторонним организациям. В этой ситуации стоимость оказанных услуг (в части услуг, оказан­ных на сторону) списывают на счет учета продаж:


Дт 90 «Продажи», субсч. 2 «Себестоимость продаж» Кт 23- на сумму фактической себестоимости оказанных услуг;


Дт 90, субсч. 3 «НДС» Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам» — на сумму НДС по стоимости отпущенных услуг;


Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кт 90, субсч. 1 «Выручка» — на сумму договорной стоимости отпущенных услуг;


Дт 90, субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж» К-т 99 «Прибыли и убытки» — на сумму финансового результата от реализации коммунальных услуг (проводка оформляется в конце отчетного периода);


Дт 51 Кт 62 — на сумму полученной платы.


Если услуги по содержанию территории в чистоте оказывают сторонние организации, то в бухгалтерском учете эти услуги отражаются аналогично другим видам услуг, т.е. с использованием счета 60.


Если же уборка территории, как и помещений, осуществляется персоналом организации, то на счет учета расходов на продажу (издержек обращения) относят суммы начисленной оплаты труда с начислениями:


Дт 44 Кт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — на сумму оплаты труда, начисленной обслуживающему персоналу, — уборщицам, дворникам и др.;


Дт 44 Кт 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» — на сумму единого социального налога и взносов в Фонд социального страхования РФ;


Дт 70 Кт 50 — на сумму выплаченной заработной платы;


Дт 69 Кт 51 — на сумму перечисленного налога и взносов в Фонд соци­ального страхования РФ.


По статье «Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря» учитывается также плата за текущую аренду торгово-складских зданий, строений и помещений, сооружений, оборудования и инвентаря и других отдельных объектов основных средств, причитающаяся арендодателю. В состав арендной платы может быть включена и стоимость коммунальных услуг. В этом случае эти суммы учитываются в составе арендной платы: Дт 44 Кт 76. Если коммунальные услуги оплачиваются отдельно, то учет их оплаты и списания на издержки обращения полностью аналогичен учету коммунальных услуг, приобретенных у сторонних организаций, — через счет 60. При этом не имеет значения то, является арендодатель поставщиком коммунальных услуг или их перепродавцом.


В том случае, когда организация торговли сама выступает арендодателем и поставщиком коммунальных услуг, их учет оформляется в порядке, описанном выше, в зависимости от того, производит организация эти услуги сама или только их перепродает.


При отнесении на издержки обращения (по этой же статье) стоимости предме­тов и средств ухода за помещениями (известь, мастика, мешковина, щетки, метлы, веники и т.п.) следует учитывать, что они должны числиться в составе материалов. В отдельный вид затрат, отражаемых по данной статье, выделяют стоимость электроэнергии, потребленной на приведение в движение подъемников, лифтов, транспортеров, торговых автоматов, контрольно-кассовой техники и т.п.). Учет такой электроэнергии полностью аналогичен учету коммунальных услуг. Выделение подобных расходов в отдельный вид обусловливает необходимость аналитического учета потребленной энергии по видам затрат.


По этой же статье издержек обращения учитываются расходы на проверку и клеймение весов, водомеров, электрогазовых счетчиков и других измерительных приборов. Так как подобные операции могут осуществляться только специализированными организациями, списание указанных расходов будет оформляться проводками:


Дт 44 Кт 60 — на сумму стоимости услуг сторонних организаций;


Дт 19 Кт 60 — на сумму НДС по стоимости услуг.


Не относится к коммунальным услугам, но учитывается по той же статье плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану (складов, магазинов, столовых и др.). Отражение в учете операций, связанных с такими расходами, трудностей вызвать не может: услуги оказываются сторонними организациями, следовательно, на издержки обращения стоимость таких услуг должна списываться в корреспонденции со счетом 60. Единственное, на что следует обратить внима­ние, — это то, что правомерность отнесения перечисленных расходов на издержки обращения бесспорна только тогда, когда в штате организации нет соответствую­щих структурных подразделений, которые могут сами оказывать услуги по охране. То же можно сказать и о расходах на обслуживание подъемно-транспортных ме­ханизмов и другого оборудования сторонними организациями.


2.1.3 Учет расходов на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров


Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров при фор­мировании издержек обращения выделяются в отдельную статью с одноименным названием. Данные виды расходов не обязательные. Все расходы, учитываемые по этой статье издержек обращения, можно разделить на три группы:


1. расходы на хранение товаров;


2. расходы на подработку и подсортировку товаров;


3. расходы на упаковку товаров.


Далее даны проводки, которыми в бухгалтерском учете оформляются указанные виды расходов (без проводок, связанных с учетом налога на добавленную стоимость). Дополнительно ко всем приведенным проводкам, связанным с оприходованием материалов, отражением в учете оплаченных выполненных работ или оказанных услуг, должны оформляться проводки, которыми оформляется уплата налога:


Дт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».


В дальнейшем суммы уплаченного НДС подлежат вычету в порядке, установ­ленном частью второй НК РФ. Разумеется, в тех случаях, когда предъявление НДС к вычету законодательством не предусмотрено (например, при осуществлении операций, освобожденных от налогообложения), сумма НДС, учтенного на счете 19, списывается не в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», а в дебет счета 44 «Расходы на продажу».


Первый вид расходов возникает в тех организациях, которые имеют необходимые складские площади и осуществляют торговую деятельность (или деятельность в общественном питании) таким образом, что создается определенный запас товаров, который в течение определенного времени находится на складе. Этот вид расходов — наиболее распространенный из всех видов расходов, отражаемых по данной статье издержек обращения. В состав расходов на хранение входят следующие.


1. Расходы на содержание холодильного оборудования
— стоимость электроэнергии, воды, смазочных материалов и др. Стоимость электроэнергии, приобретенной у сторонних поставщиков и потребленная при эксплуатации холодильного оборудования, списывается проводкой:


Дт 44 «Расходы на продажу» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму стоимости фактически использованной электроэнергии.


Как правило, определить количество электроэнергии, использованной для содержания холодильного оборудования, несложно, если в соответствующих помещениях установлен обособленный счетчик электроэнергии. Если же счетчик один на все здание или несколько помещений (а также в том случае, когда электроэнергия оплачивается по данным учета по фидеру, выделенному для торговой организации в целом), целесообразно определять часть стоимости электроэнергии, подле­жащей отнесению на эту статью, по установленной мощности оборудования. Во избежание искажения информации о составе затрат по каждой статье издержек обращения разумно будет при проведении ежегодных инвентаризаций уточнять состав и мощность оборудования, используемого при хранении товаров.


Если электроэнергия вырабатывается во вспомогательном производстве крупной торговой организации (торгово-промышленного холдинга), то бухгалтерская запись по списанию ее фактической себестоимости будет следующей:


Дт 44 Кт 23 «Вспомогательные производства» — на сумму стоимости электроэнергии, выработанной во вспомогательном производстве и потребленной холодильным оборудованием.


Аналогичными проводками списывается стоимость воды, приобретенной у сторонних организаций или полученной в собственных вспомогательных производствах.


Что касается стоимости смазочных материалов, то они хранятся на складе и вы­даются по мере необходимости, т.е. смазочные материалы предварительно учиты­ваются на счете 10 «Материалы», откуда и списываются:


Д-т 44 Кт 10 — на стоимость материалов, выданных для обслуживания холодильного оборудования.


2.
Расходы по оплате услуг сторонних организаций по техническому обслуживанию холодильного оборудования.
Оплата стоимости услуг сторонних организаций в бухгалтерском учете оформляется следующим образом:


Дт 44 Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму стоимости оказанных услуг.


Что касается ситуации, когда производится предварительная оплата (аванс) услуг, то Планом счетов не предусмотрено открытие обособленного синтетического счета для учета авансов выданных, а сумма перечисленных денежных средств отражается по дебету счета 60:


Дт 60 Кт 51 «Расчетные счета» — на сумму перечисленного аванса.


По отнесении стоимости полученных услуг на издержки обращения ранее перечисленный аванс засчитывается внутренней проводкой по счету 60:


Дт 60 Кт 60.


3.
Расходы на дезинсекцию
(уничтожение вредных насекомых) и дератизацию
(истребление мышей, крыс и других грызунов). Эти расходы также могут осуществляться только как потребление услуг сторонних (специализированных) организаций, поэтому также возможна одна из двух схем бухгалтерских проводок:


Дт 44 Кт 60 и Д-т сч. 60 К-т сч. 51 — в том случае, когда услуги оплачиваются по факту (на основании актов приемки, справок или иных двухсторонних документов),


или


Дт 60 Кт 51 – на сумму аванса под выполнение соответствующих работ;


Дт 44 Кт 60 – на сумму стоимости фактически выполненных работ


и


Дт 60 Кт 60 – на сумму зачтенного аванса.


4. Фактическая стоимость материалов
(оберточной бумаги, пакетов, клея, шпа­гата, гвоздей, стружки, опилок, соломы, проволоки и т.п.), потребленных при подро­стке, переработке, сортировке, фасовке и упаковке товаров.
Предполагается, что списываются материалы, числящиеся на учете торговой организации. Следователь­но, в бухгалтерском учете эти расходы могут быть списаны только одной проводкой:


Дт 44 Кт 10.


5.
Плата за услуги сторонних организаций по фасовке и упаковке товаров.
Как следует из наименования вида расходов, в бухгалтерском учете они могут быть от­ражены также только одной проводкой:


Дт 44 Кт 60.


Необходимость проведения подработки и подсортировки, как и перетаривания и перетрафаречивания, товаров возникает в случае обнаружения понижения их ка­чества или порчи. При этом в двух экземплярах членами комиссии на основании приказа, распоряжения руководителя организации оформляется акт о подработке, подсортировке, перетаривании товаров. Первый экземпляр вместе с приказом, распоряжением передается в бухгалтерию, второй остается у материально ответственного лица.


Нужно помнить, что в том случае, когда при приобретении товара в розничной торговой сети покупатель уплачивает не только его цену, но и цену материала (на­пример, полиэтиленового пакета, подарочной коробки), в которую он упакован, то стоимость этого материала в издержки обращения и производства не включается. В данном случае стоимость упаковочного материала должна быть включена в продажную стоимость реализуемых товаров, т.е. списана на увеличение сальдо по счету 41 «Товары»:


Дт 41 Кт 10 — на сумму стоимости упаковки.


Учет расходов на тару
. Расходы на тару в составе издержек обращения также учитываются по отдельной Статье. Это обусловлено спецификой обращения тары как вида оборотных средств, а также тем, что в определенных случаях тара (тара-оборудование) может учитываться и в составе объектов основных средств.


По данной статье отражаются следующие расходы.


1. Амортизация (износ) тары-оборудования.
Тара может учитываться либо в со­ставе материалов, либо в составе объектов основных средств. Под данным видом расходов понимается амортизация тары, учитываемой наравне с оборудованием в составе основных средств. Заметим, что в настоящее время в организациях торговли общественного питания такая тара наличествует крайне редко. Что же касается отражения этого вида расходов в бухгалтерском учете, то здесь используется схема, обычная для начисления амортизации основных средств:


Дт 44 Кт 02 — на сумму амортизационных отчислений, рассчитанных методом, закрепленным в учетной политике торговой организации.


2. Расходы на ремонт тары-оборудования.
Данный вид расходов хотя и предпо­лагает выделение в отдельный вид затрат, связанных с ремонтом только тары-обо­рудования, по нашему мнению, может включать и затраты по ремонту любой дру­гой тары. В принципе, при ремонте и списании затрат на его проведение можно применять три основные схемы бухгалтерских проводок:


- с использованием счета 97 «Расходы будущих периодов»;


- с использованием счета 96 «Резервы предстоящих расходов»;


- со списанием произведенных затрат в дебет счета 44 «Расходы на продажу» непосредственно со счетов учета производственных затрат.


В организациях торговли и общественного питания наиболее целесообразно применение третьей схемы, поскольку две первых применяются в том случае, ког­да расходы на ремонт весьма велики и осуществляются неравномерно в течение года. Расходы на ремонт тары могут производиться неравномерно в тех случаях, когда организация торговли специализируется на продаже товаров ярко выражен­ного сезонного характера, например фруктами или скоропортящимися овощами (хотя в настоящее время таких организаций становится все меньше). Однако раз­мер затрат на ремонт вряд ли можно назвать существенным и сопоставимым с рас­ходами на ремонт объектов основных средств. Поэтому расходы на ремонт тары списываются в дебет счета 44 непосредственно со счетов учета производственных затрат (10, 69, 70 и др.) или со счета 23, если ремонт выполняется во вспомогатель­ных производствах торговой организации.


3. Расходы, связанные с ремонтом и естественным износом тары-оборудования в
части, возмещенной поставщикам
(владельцам тары-оборудования). Наименование вида расходов указывает на то, что происходит возмещение расходов, понесенных сторонними организациями, на основании расчетных документов, представлен­ных ими. Следовательно, на издержки обращения этот вид расходов может быть списан только проводкой: Дт 44 Кт 60.


4. Стоимость тары, списанной из-за естественного износа.
Так как тара в общем случае учитывается на счете 10, ее списывают с кредита этого счета: Дт 44 Кт 10.


Замечу, правда, что данное положение Методических рекомендаций по бух­галтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения в определенной сте­пени противоречит требованиям ПБУ 10/99, которое рекомендует подобные рас­ходы учитывать в составе прочих расходов. Возможно, более правильной будет проводка:


Дт 91 «Прочие доходы и расходы» Кт 10.


5.
Расходы на очистку и обработку (дезинфекцию) тары.
Эти работы могут про­изводиться как силами торговой организации (или вспомогательными производствами), так и сторонними организациями, поэтому в учете данный вид расходов будет отражаться одной из следующих проводок:


Дт 44 Кт 60, если работы выполняются сторонними организациями;


Дт 44 Кт 23, если работы выполняются силами вспомогательных произ­водств торговой организации;


Дт 44 Кт счетов учета производственных затрат, если вспомогательные производства в организации не создаются, но работы выполняются силами персо­нала организации.


Кроме того, по данной статье на издержки обращения могут быть отнесены еще два вида расходов:


а) амортизация многооборотной тары, возмещенная поставщикам в соответствии с условиями поставки товаров;


б) разница между приемными (при оприходовании) и сдаточными (при возвра­те порожней) ценами на тару.


2.1.4 Учет расходов на рекламу и представительских расходов


Расходы на рекламу и представительские расходы включаются в расходы на продажу (издержки обращения), осуществляемые организациями торговли и об­щественного питания. Необходимо отметить, что для организаций этой сферы данные виды расходов имеют гораздо большее значение, нежели для организаций сферы материального производства, поскольку продвижение товаров на рынок и обеспечение наиболее эффективной их продажи является основным направлением менеджмента названных организаций.


Представительские расходы,
связанные с деятельнос­тью организации, как расходы организации по приему и обслуживанию представи­телей других организаций (включая иностранных), участвующих в переговорах с целью установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а так­же участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или дру­гого аналогичного органа организации.


К представительским расходам относятся расходы, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением куль­турно-зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате организации.


В бухгалтерском учете представительские расходы могут отражаться следующи­ми проводками:


Д-т сч. 44 «Расходы на продажу» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подряд­чиками» — на сумму оплаты услуг организаций общественного питания по прове­дению официального приема или услуг транспортных организаций;


Дт 44 Кт 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — на сумму фактически осуществленных расходов по оплате стоимости питания или транспортного обслу­живания в том случае, когда оплата происходит наличными деньгами;


Дт 44 Кт 71 (или 50 «Касса», субсч. 3 «Денежные документы» — на сум­му расходов, связанных с посещением культурно-зрелищных мероприятий в том случае, когда билеты на зрелищные мероприятия приобретены заранее и переданы на хранение в кассу организации;


Дт 44 Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на сум­му стоимости услуг переводчиков, не состоящих в штате организации.


При отнесении на расходы на продажу (издержки обращения) сумм фактически произведенных представительских расходов следует иметь в виду, что их включе­ние в расходы на продажу разрешается только при наличии первичных учетных до­кументов, в которых должны быть указаны дата и место проведения деловой встре­чи (приема), приглашенные лица, участники со стороны организации, конкретное назначение расходов и величина расходов.


Организациям рекомендовано определять конкретный поря­док расходования средств на представительство, их документального оформления и контроля, включая установление круга лиц, имеющих отношение к этой деятель­ности организации. Разумеется, данный порядок должен быть закреплен соответ­ствующим распорядительным документом (целесообразно делать это приказом ру­ководителя организации в начале отчетного года).


Расходы на рекламу — это расходы организа­ции по целенаправленному информационному воздействию на потребителя для продвижения продукции (работ, услуг) на рынках сбыта. К расходам организации на рекламу относятся следующие.


1. Расходы на разработку, издание и распространение рекламных изделий
(иллюс­трированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т.п.). В бухгалтерском учете такие расходы отражаются проводками:


Дт 44 Кт 60 — на сумму стоимости услуг организаций, занимающихся разработкой, изданием и распространением рекламных изданий;


Дт 44 Кт 76 — на сумму стоимости услуг распространителей рекламной продукции, не состоящих в штате организации.


2. Расходы на разработку, изготовление и распространение эскизов этикеток, образ­цов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки, приобретение, изготовление и распрос­транение рекламных сувениров, образцов выпускаемой продукции и т.д.Изготовление пе­речисленных материалов в учете отражается проводками, приведенными выше.


Операции по распространению рекламных сувениров и образцов товаров в уче­те отражаются проводками:


Дт 44 Кт 10 — на сумму стоимости распространенных сувениров, упа­ковки, пакетов и т.п.;


Дт 44 Кт 41 «Товары» — на сумму стоимости образцов товаров, переданных потенциальным покупателям в рекламных целях.


Если для распространения товаров привлекаются распространители, не состоящие в штате организации торговли или общественного питания, то списание рас­ходов на оплату их труда отражается в порядке, описанном выше.


2. Расходы на изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей и др.


3. Расходы на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демон­
страционных залов.


В том случае, когда торговая организация имеет собственные вспомогательные производства, которые могут выполнить перечисленные работы (или их часть), произведенные расходы предварительно аккумулируют на счете 23 «Вспомогатель­ные производства», а после оформления необходимых оправдательных докумен­тов, подтверждающих выполнение работ или оказание услуг, списывают провод­кой:


Дт 44 Кт 23.


4.
Расходы на уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первона­чальное качество при экспонировании в витринах.
Так как в данном случае речь идет о снижении стоимости товаров, наиболее правомерной представляется проводка:


Дт 44 Кт 41 (42 «Торговая наценка» (сторно), если учет ведется по про­дажным ценам) — на сумму разницы между учетной ценой товара и ценой того же товара после уценки.


10. Расходы на приобретение (изготовление) и распространение призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кам­
паний.
В данном случае списание стоимости призов затруднений вызвать не может:


Дт 44 Кт 10.


Однако согласно гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ в том случае, когда стоимость приза, вручаемого одному участнику, превышает 2 тыс. руб., с него должен быть удержан налог на доходы. Так как в данном случае организация выполняет функции налогового агента, который может удерживать налог только с денежных выплат, неизбежно начисление (дополнительно к выданному призу) оп­ределенной денежной премии.


11. Расходы на проведение иных рекламных мероприятий, связанных с деятельнос
тью организации.
По данному пункту расходы списывают по одной из приведенных выше схем в зависимости от экономического содержания производимых рас­ходов.


2.1.5 Транспортные расходы


В соответствии с п. 2.2 Методических рекомендаций на статью «Транспортные расходы» относят следующие суммы.


1.
Оплата, транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров и
продуктов

(плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т.п.).
В бухгалтерском учете оплата услуг сторонних организаций оформляется провод­
кой:


Дт 44 Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».


В ряде случаев торговая организация использует предварительную оплату услуг транспортным, организациям. Перечисленные авансы следует учитывать также на' счете 60:


Д-т 60 Кт 51 «Расчетный счет» — на сумму перечисленного аванса.


Таким образом, счет 60 становится активно-пассивным.


Если для расчетов с транспортными организациями используются чековые
книжки (лимитированные или нелимитированные), порядок учета операций та­
ков:


Дт 44 Кт 60 — на сумму услуг, оказанных сторонними организациями;


Дт 60 Кт 55 «Специальные счета в банках» — на сумму произведенной оплаты.


2.
Стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств
(щиты, люки, стойки, стеллажи и т.д.) и утепление
(солома, опилки, меш­ковина и хп.).


Материалы, использованные при транспортировке товаров, списывают провод­кой: Д-т сч. 44 К-т сч. 10.


2.2 Расчет издержек обращения на остаток товаров


В течение отчетного периода на дебете счета 44 «Расходы на продажу» собираются все издержки обращения торговой организации, которые относятся как к проданным товарам, как и к товарам, которые остались на складе не проданными в конце отчетного периода. Поэтому необходимо распределить издержки обращения между данными товарами и их остатками (запасами) на складе. Для этого делается специальный расчет издержек обращения на остаток товаров с отдельным выделением в управленческом учете транспортных расходов и расходов по оплате за кредит банка.


Другие расходы при расчете не выделяются и в полном объеме списываются через счет продаж на финансовые результаты торговой организации.


Величина издержек обращения на остаток товаров определяется по их среднему проценту за отчетный период с учетом переходящего остатка на начало отчетного периода в следующей последовательности:


1) определяется общая сумма издержек обращения (И) путем сложения соответствующих сумм транспортных расходов и расходов по оплате процентов за кредит банка за отчетный период (Ио
) с их остатком на начало отчетного периода (Ин
);


2) определяется по данным учета стоимость товаров, проданных в отчетном периоде (Со
), и их остатков на конец отчетного периода (Ск
);


3) рассчитывается средний процент издержек обращения к общей стоимости товаров:


Кср
= И / С;


4) определяется величина издержек обращения, списываемых на остатки непроданных товаров на конец отчетного периода (Ик
), путем умножения стоимости товаров на конец отчетного периода (Ск
) на средний процент издержек обращения:


Ик
= Ск
• Кср
;


5) рассчитывается величина издержек обращения, списываемых в отчетном периоде на проданные товары (Ит
):


Ит
= Ин
+ Ио
– Ик
.


Пример.
Все издержки обращения за отчетный период составили 4800 тыс. руб.; общая сумма транспортных расходов и расходов по оплате процентов за кредит банка за отчетный период равна 900 тыс. руб.; транспортные расходы и расходы по оплате процентов за кредит банка, относящиеся на остаток товаров на начало отчетного периода, составили 150 тыс. руб.; продано за отчетный период товаров на 12200 тыс. руб.; стоимость остатков непроданных товаров на конец отчетного периода составила 2400 тыс. руб., отсюда:


1) Кср
= (150 + 900) / (12200 + 2400) • 100 = 7,19%;


2) Ик
= 2400 • 7,19 / 100 = 172,56 тыс. руб.;


3) Ит
= 150 + 900 – 172,56 = 877,44 тыс. руб.;


4) Идр
= 4800 – 900 = 3900 тыс. руб. – издержки обращения за отчетный период по другим калькуляционным статьям затрат;


5) всего в отчетном периоде будет списано издержек обращения 4777,44 тыс. руб. (3900 + 877,44 или 150 + 4800 – 172,56).


Для торговых организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, такой расчет осуществляется только по транспортным расходам.


Следует также отметить, что транспортные расходы можно включать в стоимость приобретенных для продажи товаров, а при осуществлении торговыми организациями закупок по импорту помимо транспортных расходов в стоимость товаров включаются таможенные пошлины и прочие расходы по заготовлению, которые отражаются на дебете счета 41 «Товары».[3]


Заключение


Издержки обращения - это совокупные затраты, связанные с процессом обращения товаров. Рассматривая экономическую природу издержек обращения, их делят на два вида: чистые и дополнительные. Для учета, анализа, планирования и контроля за расходованием средств издержки обращения классифицируются по признакам: по степени зависимости от изменения товарооборота; по участию в образовании себестоимости; по отраслям деятельности; по видам затрат; по экономическим элементам.


Задачи бухгалтерского учета издержек обращения состоят в обеспечении проверки правильного документального оформления расходов; разграничении издержек по местам их возникновения; своевременном представлении информации о расходах и доходах для применения управленческих решений; правильности отнесения доходов и расходов к отчетным периодам; тождестве данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.


Издержки обращения – важный объект бухгалтерского учета. И от того как правильно учитываются затраты на реализацию будет зависеть финансовый результат организации.


В данной работе изучены: сущность издержек обращения, задачи издержек в торговле, нормативно – правовые и методологические основы формирования затрат в торговых организациях. Подробно изучен состав издержек обращения. А так же решены задачи, поставленные перед данной работой.


Исходя из вышеперечисленного можно сказать, что цель работы была достигнута посредством решения задач, поставленных в ней, а так же материалов, изученных в ходе проведения работы.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.