Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образовании
__________________________________________________________________
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Управленческий учет»
Тема: «Бюджетирование
и контроль затрат»
Работу выполнила студентка
Пенза, 2005 г.
Содержание
Введение. 3
1. Организация процесса бюджетирования. 4
2. Методика бюджетирования. 5
3. Планирование деятельности предприятия. 6
4. Контроль и анализ деятельности предприятия. 8
5. Практическая часть.10
6. Заключение. 46
Список использованной литературы.. 48
Введение
Под бюджетированием в бухгалтерском управленческом учете понимается процесс планирования. Соответственно бюджет (или смета) – это план.
Планирование – это особый тип процесса принятия решений, который касаются не одного события, а охватывает деятельность всего предприятия.
Процесс планирования неразрывно связан с процессом контроля. Без контроля планирование становится бессмысленным. Планирование наряду с контролем является одной из функций управления и представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем. Любое предприятие, достигшее среднего размера и, как следствие, имеющее такую организационную структуру, при которой службы предприятия обладают определенным уровнем самостоятельности, нуждается в планировании и контроле.
Самое ценное, что может дать бюджетирование - это координация всех сторон деятельности компании. Процедура бюджетирования является нормой для любой компании в развитых странах мира и в последние годы уже становится нормой в России.
Все вышесказанное определяет актуальность данной курсовой работы.
Целью курсовой работы является изучение методики разработки смет и принятия решения на основе бюджетно-сметной информации.
Задачи курсовой работы следующие:
1. выявление сущности процесса бюджетирования и контроля затрат;
2. изучение методики процесса бюджетирования и планирования деятельности предприятия;
3. выявление мер по контролю и анализу деятельности предприятия.
Тема данной курсовой работы рассматривается на конкретном примере, выполненном в расчетной части курсовой работы.
1. Организация процесса бюджетирования
Основой любого бизнес-процесса является документ, в котором четко оговорены права и обязанности всех участвующих в нем подразделений, формы и сроки предоставляемой информации, получатели промежуточных и результирующих документов. Если такого документа на предприятии нет, то весь процесс может держаться на одном человеке, который и определяет эффективность бюджетирования и сам факт его существования как бизнес - процесса. Помимо этого, в данной ситуации нет ответственного за неправильную или не предоставленную в срок информацию.
Жизненно необходимым для процесса бюджетирования является наличие коллегиального распорядительного органа, который может называться бюджетным комитетом, финансовым комитетом или как-то по-другому. Если в компании нет подобной структуры, которая имеет полномочия перераспределять средства между статьями бюджета, разрабатывать меры по ликвидации дефицита бюджета, наказывать и поощрять ответственных лиц, система бюджетирования становится бессмысленной.
При этом важна именно коллегиальность, т.е. членами бюджетного комитета должны быть руководители всех отделов и подразделений. Один человек, даже если он и генеральный директор, может что-то упустить, так как не может и не должен знать все. По сути, бюджетный комитет является главным подразделением в системе бюджетирования.
Важной функцией бюджетного комитета является определение приоритетов платежей.
Очень важным, и не только для процесса бюджетирования, является определение и разграничение полномочий и ответственности отдельных служб.
Итак, выделим следующие требования к организации бизнес - процесса бюджетирования:
- наличие на предприятии единого документа, регламентирующего бюджетный процесс;
- организация бюджетного комитета;
- установление жесткой финансовой дисциплины;
- выстраивание приоритетов платежей;
- четкое разграничение полномочий и ответственности отделов и подразделений.
Все это будет возможно только при условии, если руководство предприятия осознает всю важность и необходимость финансового планирования. Следовательно, самым главным в организации процесса является участие в нем руководства организации.
2. Методика бюджетирования
Бюджет компании должен включать в себя три формы: отчет о прибыли, отчет о движении платежных средств и баланс.
Отчет о прибыли необходим для оценки рентабельности текущей деятельности компании. Принципиальным в отчете о прибыли является разделение затрат на переменные и постоянные. Такое разделение необходимо, чтобы понять, как будут изменяться результаты деятельности компании при изменении объемов производства.
Основное предназначение отчета о движении платежных средств - это обеспечение платежеспособности компании.
Прогнозный баланс является важнейшим инструментом управления активами и пассивами предприятия. Наиболее актуальными для предприятий в данном контексте являются проблемы оборачиваемости текущих активов и пассивов, а также вопросы оптимизации структуры источников финансирования.
Когда система бюджетирования сводится к планированию только одной формы - отчета о движении платежных средств, из оперативного анализа выпадают основополагающие понятия: маржинальная прибыль, рентабельность, оборачиваемость и т.д. Это сужает проблемное поле компании до решения текущей задачи платежеспособности и не позволяет оценить деятельность компании в целом.
При построении финансовых планов, в первую очередь краткосрочных, требуется раздельное планирование операций с денежными средствами и бартерных операций. Деньги являются универсальным платежным средством, которое можно направить на любые цели. Бартерные операции, как правило, жестко завязаны на конкретные поставки, возможность манипулирования ими значительно меньше. Поэтому в отчете о движении платежных средств должны быть две колонки: денежные средства и бартер. Различные платежные средства: векселя, зачеты, долги - следует приводить к денежным средствам (посредством рыночного дисконта) в том случае, если их собираются продать. Если планируется использовать эти средства для оплаты материалов или услуг, то их следует отражать как бартер.
3. Планирование деятельности предприятия
При рассмотрении планирования деятельности предприятия речь пойдет о краткосрочном (или сметном) бюджетировании.
Смета (или бюджет) – это финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий. Это прогноз будущих финансовых операций.
Бюджет является количественным выражением планов деятельности и развития организации, координирующим и конкретизирующим в цифрах проекты руководителей. В результате его составления становится ясно, какую прибыль получит предприятие при одобрении того или иного плана развития.
Процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из таких этапов:
- планирование, с участием руководителей всех центров ответственности, деятельности организации в целом, а также ее структурных подразделений;
- определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности;
- обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;
- корректировка планов, с учетом предложенных поправок.
В зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджетов:
- генеральный и частные;
-гибкие и статистические.
Бюджет, охватывающий общую деятельность предприятия, называется генеральным бюджетом. Цель генерального бюджета – объединить и суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия, называемые частными бюджетами.
В результате составления генерального бюджета создаются:
- прогнозируемый баланс;
- план прибылей и убытков;
- план движения денежных средств.
Генеральный бюджет любой организации состоит из двух частей:
1) операционного бюджета – части генерального бюджета, включающей план прибылей и убытков, который детализируется через вспомогательные (частные) сметы, отражающие статьи доходов и расходов организации;
2) финансового бюджета – части генерального бюджета, включающей бюджеты капитальных вложений, движения денежных средств и прогнозируемый баланс.
Бюджеты разрабатываются управленческой бухгалтерией совместно с руководителями центров ответственности, процесс разработки идет снизу вверх.
Бюджет может разрабатываться на годовой основе (с разбивкой по месяцам) и на основе непрерывного планирования (когда в течение I квартала пересматривается смета II квартала и составляется смета на I квартал следующего года, т.е. бюджет все время проецируется на год вперед).
4. Контроль и анализ деятельности предприятия
Функции бюджета как средства контроля и оценки деятельности предприятия раскрываются только тогда, когда прогнозируемые показатели сравниваются с фактическими. Иными словами, по завершении планового периода необходимо составить отчет о деятельности предприятия, в котором будут сравниваться прогнозируемые и фактические показатели.
В зависимости от целей сравнения и анализа показателей деятельности предприятия бюджеты делятся на статистические (жесткие) и гибкие.
Статический бюджет - это бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности организации. Иными словами, в статическом бюджете доходы и расходы планируются исходя только из одного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета, исходя из определенного запланированного уровня реализации.
При сравнении статического бюджета с фактически достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень деятельности организации, т.е. все фактические результаты сравниваются с прогнозируемыми вне зависимости от достигнутого объема реализации. Этот уровень анализа отклонений от плана считается нулевым. В основе нулевого уровня анализа лежит сравнение статического бюджета с фактическими результатами.
Гибкий бюджет – Это бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, т.е. им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для каждого возможного уровня реализации здесь определена соответствующая сумма затрат. Таким образом, гибкий бюджет учитывает изменения затрат в зависимости от изменения уровня реализации, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.
В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются.
В идеальном случае гибкий бюджет составляется после анализа влияния изменений объема реализации на каждый вид затрат.
Рассмотрим теперь порядок проведения анализа отклонений фактических затрат от бюджетных. Он начинается с составления сравнительной таблицы и производится на четырех уровнях.
На нулевом уровне
сравниваются показатели фактических результатов деятельности с генеральным статическим бюджетом и выявляются благоприятные и неблагоприятные отклонения.
Задача анализа первого уровня
– выявить, за счет чего произошли отклонения фактического значения прибыли от запланированного в бюджете. Возможны две причины: изменение в объеме реализации и изменение общей суммы затрат (отклонения от гибкого бюджета).
Второй уровень
отклонений от гибкого бюджета предполагает расчет отклонений по цене ресурсов, которые показывают, насколько фактическая цена приобретения ресурсов отличается от стандартной.
Задача заключительного уровня
анализа отклонений от бюджета состоит в расчете отклонений по объему использования ресурсов. Таким образом, эти отклонения позволяют оценить степень эффективности использования приобретенных ресурсов. Они выявляются в результате сравнения фактической величины использованных ресурсов со стандартной.
5. Практическая часть.
Организация составляет обобщенную смету на предстоящий период (год). Предприятие производит изделия «Альфа», «Бета» и «Гамма», которые изготавливаются в двух производственных подразделениях: 1-е подразделение – обрабатывающее; 2-е подразделение – сборочное.
Исходная информация по нормативным затратам представлена в таблицах 1 – 6.
Таблица 1 – Нормативные расходы на оплату основных материалов
и рабочей силы, (ден.ед.)
Материал Х, за 1 кг | 3,2 |
Материал Y, за 1 кг | 1,8 |
Ставка заработной платы: 1-е подразделение 2-е подразделение | 4,2 2,6 |
Накладные расходы в 1-м подразделении возмещаются на базе показателя рабочего времени основных производственных рабочих (нормо-часов), во 2-м – на базе машино-часов (автоматизированная сборка).
Таблица 2 – Нормативы расхода основных материалов и рабочего времени
на изделие
Наименование | Изделие «Альфа» | Изделие «Бета» | Изделие «Гамма» |
Материал Х, на 1 ед. | 2,00 | 3,00 | 2,5 |
Материал Y, на 1 ед. | 3,00 | 4,00 | 1,5 |
Трудозатраты, ч: 1-е подразделение 2-е подразделение | 0,75 1,5 | 2,0 2,0 | 1,25 2,5 |
Машино-часы: 1-е подразделение 2-е подразделение | 1,0 2,0 | 1,5 2,0 | 2,5 3,0 |
Таблица 3 – Баланс за предыдущий год, ден.ед.
Основной капитал: | |||
земля | 72500 | ||
здания и оборудование | 1500000 | ||
износ | 563750 | 936250 | 1008750 |
Оборотный капитал: | |||
Запасы: | |||
сырье, основные материалы | 165000 | ||
запас готовой продукции на конец периода | 296000 | ||
дебиторская задолженность | 175250 | ||
касса | 48500 | 684750 | |
кредиторская задолженность | 162500 | 522250 | |
1531000 | |||
Акционерный капитал: | 1200000 | ||
300000 обычных акций по 4 ден.ед.каждая | |||
Резервный фонд | 331000 | ||
1531000 |
Таблица 4 – Данные о реализации
Готовая продукция | «Альфа» | «Бета» | «Гамма» |
Прогнозируемый объем продаж, шт. | 8000 | 12000 | 10000 |
Цена реализации единицы продукции, ден.ед. | 50 | 90 | 100 |
Необходимые запасы на конец учетного периода, шт. | 1200 | 1000 | 800 |
Запасы на начало учетного периода, шт. | 1000 | 1200 | 1500 |
Таблица 5 – Запасы материалов, кг
Основные материалы | Материал Х | Материал Y |
Запасы на начало учетного периода | 5000 | 75000 |
Необходимые запасы на конец учетного периода | 8000 | 10000 |
Таблица 6 – Накладные производственные расходы, ден.ед.
Наименование | 1-е подразделение | 2-е подразделение |
Сметная ставка распределения накладных расходов | На час трудозатрат | На час трудозатрат |
- вспомогательные материалы | 2,0 | 1,5 |
- ЗП вспомогательных рабочих | 1,2 | 1,2 |
- энергия (переменная часть) | 0,8 | 1,0 |
- ремонт и техобслуживание (переменная часть) | 0,8 | 1,2 |
Сметные постоянные накладные расходы: | ||
- амортизация | 120000 | 150000 |
- контроль | 45000 | 50000 |
- энергия (постоянная часть) | 30000 | 45000 |
- ремонт и техобслуживание (постоянная часть) | 30000 | 50000 |
Административно – управленческие расходы составляют 351000 ден.ед. и возмещаются на базе затрат на рабочую силу.
Задание:
1. Необходимо подготовить совокупную финансовую смету на будущий год и следующие документы:
- программу сбыта;
- производственную программу;
- смету (бюджет) использования основных материалов;
- смету (бюджет) затрат на приобретение основных материалов;
- смету (бюджет) по труду основных рабочих;
- смету (бюджет) общезаводских накладных расходов;
- прогноз отчета о прибылях и убытках;
- прогнозный баланс на планируемый период;
- кассовую консолидированную смету.
2. Необходимо подготовить сметы производственных подразделений, а также форму отчета об исполнении производственной сметы одного из подразделений при отклонении объема производства: изделия «Альфа» меньше на 4%; изделия «Бета» больше на 17%; изделия «Гамма» больше на 3%.
3. Подготовьте рекомендации по формированию оптимальной производственной программы в условиях, описанных в разделе 3. Ограничения по ресурсам и объем дополнительной партии изделий задаются преподавателем индивидуально в процессе консультирования по курсовому проектированию.
Решение задания:
1. Разработка смет в управленческом учете.
1.1. Программа сбыта.
Первым этапом разработки обобщенной сметы предприятия является составление предварительного прогноза объема продаж на бюджетный период в натуральном и стоимостном выражении.
Программа сбыта показывает количество каждого вида изделия, которое предприятие планирует продать, и планируемую цену реализации.
Порядок расчетов представлен в таблице № 7.
Таблица 7 – Программа сбыта
Изделие | Цена, ден.ед. | Объем продаж, шт. | Выручка, ден.ед. |
«Альфа» | 50 | 8000 | 400000 |
«Бета» | 90 | 12000 | 1080000 |
«Гамма» | 100 | 10000 | 1000000 |
2480000 |
В программе сбыта представлен прогноз совокупного дохода, на основе которого будут оцениваться наличные поступления от потребителей, а также показаны основные данные для составления сметы затрат производства, расходов на реализацию и административных расходов. Таким образом, программа сбыта является основой всех других смет, поскольку все расходы непосредственно зависят от объема продаж.
1.2. Разработка бюджета производства.
На основе объема продаж в натуральном выражении можно определить количество единиц продукции, которое необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и необходимый уровень запасов.
Исходными данными для разработки производственной программы являются целевой объем и структура продаж и целевой уровень товарных запасов. Соотношение объемов реализации, выпуска и товарных запасов можно выразить следующим равенством:
Объем производства = Объем продаж – Запас готовой продукции на начало периода + Прогнозируемый запас готовой продукции на конец периода |
Следовательно, бюджет производства имеет следующий вид:
Таблица 8 – Производственная программа, шт.
Показатель | «Альфа» | «Бета» | «Гамма» |
Изделие к реализации | 8000 | 12000 | 10000 |
+ планируемый запас на конец периода | 1200 | 1000 | 800 |
Итого на запасы и продажу | 9200 | 13000 | 10800 |
- запасы на начало периода | 1000 | 1200 | 1500 |
Количество изделий, которое необходимо произвести | 8200 | 11800 | 9300 |
На основании полученных расчетов видно, что для прогнозируемого объема продаж необходимо изготовить определенное количество штук каждого изделия. А именно:
- изделие «Альфа» - 8200 шт.,
- изделие «Бета» - 11800 шт.,
- изделие «Гамма» - 9300 шт.
Таким образом, для определения совокупных затрат на производство необходимо рассчитать себестоимость продукции, складывающуюся из затрат материалов, труда и накладных расходов. Поэтому следующий этап подготовки генерального бюджета – это составление частных бюджетов: бюджета затрат материалов, бюджета затрат труда и бюджета накладных расходов.
1.3. Разработка бюджета затрат материалов и бюджета закупок материалов в натуральных единицах.
При планировании закупок материалов необходимо учитывать уровень запасов материалов как на начало, так и на конец планируемого периода (последний определяется руководством).
Основой для расчета являются количество изделий к выпуску и технологические нормы расхода материалов по изделиям. Так, для изделия «Альфа» необходимое количество материала Х равно:
8200 шт.*2кг/шт.=16400 кг.
Потребность в материалах определяется, как правило, в разрезе продуктов и при необходимости по производственным подразделениям.
Таблица 9- Смета использования материалов.
Наименование | Материал Х | Материал Y | ||||
Цена, ден.ед. | Кол-во, кг. | Сумма, ден.ед. | Цена, ден.ед. | Кол-во, кг. | Сумма, ден.ед. | |
«Альфа» | 3,2 | 16400 | 52480 | 1,8 | 24600 | 44280 |
«Бета» | 3,2 | 35400 | 113280 | 1,8 | 47200 | 84960 |
«Гамма» | 3,2 | 23250 | 74400 | 1,8 | 13950 | 25110 |
75050 | 240160 | 85750 | 154350 |
На основе расчета потребности в основных материалах с учетом изменения уровня материальных запасов составляется смета затрат на приобретение основных материалов (таблица 10). Калькуляция сметы производится на основе равенства:
Закупки материалов = Производственная потребность + Запас материалов на конец периода – Запас материалов на начало периода |
Таблица 10 – Смета затрат на приобретение основных материалов.
Показатель | Материал | ||
Х | Y | Всего | |
Количество материалов по годовой смете использования, кг | 75050 | 85750 | |
+ запас на конец периода, кг | 8000 | 10000 | |
Итого запас сырья на производство, кг | 83050 | 95750 | |
- запас сырья на начало периода, кг | 5000 | 75000 | |
Количество материалов, необходимое приобрести, кг | 78050 | 20750 | |
Цена материала, ден.ед. | 3,2 | 1,8 | |
Расходы на закупки, ден.ед. | 249760 | 37350 | 287110 |
Стоимость материальных запасов, ден.ед. | |||
Стоимость конечного запаса | 25600 | 18000 | |
Стоимость начального запаса | 16000 | 135000 |
Объем запаса определяется как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
1.4. Разработка бюджета прямых трудовых затрат.
Исходными данными для планирования затрат на оплату труда ОПР являются количество изделий по готовой производственной программе, нормативы времени на осуществление производственных операций по изделиям, тарифные ставки в соответствии с действующей на предприятии тарифной сеткой. Затраты на оплату труда ОПР планируются для каждого центра возникновения затрат, затем сводятся в общий бюджет расходов на оплату труда (таблицы 11 и 12).
Таблица 11 – Смета затрат на заработную плату ОПР 1-го подразделения.
Показатель | «Альфа» | «Бета» | «Гамма» | Всего |
Запланировано произвести, шт. | 8200 | 11800 | 9300 | |
Норма времени на одно изделие, ч/шт. | 0,75 | 2,0 | 1,25 | |
Общее количество часов | 6150 | 23600 | 11625 | 41375 |
Ставка оплаты труда, ден.ед. | 4,20 | 4,20 | 4,20 | |
Расходы на заработную плату, ден.ед. | 25830 | 99120 | 48825 | 173775 |
Таблица 12 – Смета затрат на заработную плату ОПР 2-го подразделения.
Показатель | «Альфа» | «Бета» | «Гамма» | Всего |
Запланировано произвести, шт. | 8200 | 11800 | 9300 | |
Норма времени на одно изделие, ч/шт. | 1,5 | 2,0 | 2,5 | |
Общее количество часов | 12300 | 23600 | 23250 | 59150 |
Ставка оплаты труда, ден.ед. | 2,6 | 2,6 | 2,6 | |
Расходы на заработную плату, ден.ед. | 31980 | 61360 | 60450 | 153790 |
Определение машино – часов во 2-м подразделении | ||||
Запланировано произвести, шт. | 8200 | 11800 | 9300 | |
Норма времени на одно изделие, машино-час/шт. | 2,00 | 2,00 | 3,00 | |
Общее количество часов, машино-час | 16400 | 23600 | 27900 | 67900 |
1.5. Разработка бюджета накладных расходов.
Объектом калькулирования при составлении смет общепроизводственных накладных расходов (таблица 13) является смета возникновения затрат (подразделения). Все статьи накладных производственных расходов разделяют на две категории: контролируемые и неконтролируемые накладные расходы. Такая группировка необходима в связи с распределением ответственности и осуществлением контроля за уровнем расходов в подразделениях. К контролируемым накладным расходам относится их переменная часть, зависящая от уровня загрузки производственных мощностей (объема производства). К неконтролируемым расходам относится постоянная составляющая общепроизводственных расходов, не зависая от уровня загрузки производственной мощности.
Порядок распределения накладных расходов определяется учетной политикой предприятия. В нашем примере применяется «традиционный метод» вычисления цеховых ставок распределения накладных расходов на продукты.
Сметные затраты по статьям контролируемых накладных расходов определяются путем умножения сметного времени труда ОПР по каждому цеху на сметную почасовую ставку распределения переменных накладных расходов (см. таблицу 6). Предполагается, что все переменные накладные расходы варьируют по отношению к труду основных производственных рабочих.
Для вычисления цеховых ставок накладных расходов в 1-м подразделении в качестве базы распределения используются часы труда ОПР (см.таблицу 11), во 2-м подразделении – машино-часы работы оборудования (см.таблицу 12).
Таблица 13 – Смета общепроизводственных накладных расходов.
Показатель | Ставки распределения НР | Накладные расходы | Всего, ден.ед. | ||
1-е подр., ден.ед./ч. | 2-е подр., ден.ед./ч. | 1-е подр., ден.ед./ч. | 2-е подр., ден.ед./ч. | ||
Контролируемые накладные расходы (переменная часть): | |||||
- вспомогательные материалы | 2,0 | 1,5 | 82750 | 101850 | 184600 |
- ЗП вспомогательных рабочих | 1,2 | 1,2 | 49650 | 81480 | 131130 |
- энергия (переменная часть) | 0,8 | 1,0 | 33100 | 67900 | 101000 |
- ремонт и техобслуживание (переменная часть) | 0,8 | 1,2 | 33100 | 81480 | 114580 |
Всего контролируемых накладных расходов | 198600 | 332710 | 531310 | ||
Неконтролируемые накладные расходы: | |||||
- амортизация | 120000 | 150000 | 270000 | ||
- контроль | 45000 | 50000 | 95000 | ||
- энергия | 30000 | 45000 | 75000 | ||
- ремонт | 30000 | 50000 | 80000 | ||
Всего неконтролируемых расходов | 225000 | 295000 | 520000 | ||
Сумма накладных расходов | 423600 | 627710 | 1051310 | ||
Сметные ставки распределения НР | 10,24 | 9,24 |
Сметные (цеховые) ставки распределения производственных накладных расходов получают делением суммы накладных расходов подразделения на общую трудоемкость работ в соответствии с выбранной базой распределения:
1-е подразделение – 423600 / 41375 = 10,24 ден.ед./нормо-час;
2-е подразделение – 627710 / 67900 = 9,24 ден.ед. / машино - час.
1.6. Расчет производственной себестоимости.
Производственная себестоимость продукции включает в себя материальные затраты, затраты на оплату труда основных производственных рабочих и общепроизводственные накладные расходы (таблица 14). Производственная себестоимость определяет стоимость готовой продукции и незавершенного производства.
Стоимость основных материалов определяется путем умножения нормы расхода на стоимость данного материала за единицу продукции (материал Х для изделия «Альфа» 2 кг* 3,2 ден.ед. = 6,4 ден.ед.).
Заработная плата определяется как сумма заработной платы начисленной в каждом подразделении. Например, для изделия «Альфа» затраты на заработную плату ОПР равны сумме произведения ставки заработной платы на норму времени изделия в 1-м подразделении плюс аналогично определенная сумма 2-го подразделения: ( 4,2*0,75 + 2,6*1,5) = 7,05 ден.ед.
Накладные расходы распределяются в соответствии с установленной базой распределения и рассчитанными сметными цеховыми ставками распределения накладных расходов. Накладные расходы, отнесенные на изделие «Альфа»: (0,75*10,24 + 2*9,24) = 26,16 ден.ед.
Порядок расчетов представлен в таблице 14:
Таблица 14 – Расчет производственной себестоимости единицы продукции.
Показатель | «Альфа» | «Бета» | «Гамма» |
Основные материалы | |||
Материал Х, ден.ед. | 6,4 | 9,6 | 8 |
Материал Y, ден.ед. | 5,4 | 7,2 | 2,7 |
Заработная плата ОПР, ден.ед. | 7,05 | 13,6 | 11,75 |
Накладные расходы, ден.ед. | 26,16 | 38,96 | 40,52 |
Производственная себестоимость | 45,01 | 69,36 | 62,97 |
1.7. Сметный счет прибылей и убытков.
В результате всех предшествующих расчетов собрана и соответствующим образом обработана необходимая информация для составления прогнозного отчета о будущих финансовых результатах (прибылях и убытках). Этот документ является «выходной формой» операционного бюджета. Он отражает эффективность основной деятельности предприятия с точки зрения покрытия производственных затрат доходами от реализации продукции и получения прибыли.
Таблица 15 – Прогноз отчета о прибылях и убытках, ден.ед.
Статьи расхода | ||
Выручка | 2480000 | |
Запас сырья и основных материалов на начало периода | 151000 | |
Закупки | 287110 | |
Запас на конец периода | 43600 | |
Стоимость потребленного материала | 394510 | |
Заработная плата ОПР | 327565 | |
Общепроизводственные накладные расходы | 1051310 | |
Совокупные накладные расходы | 1773385 | |
Запасы готовой продукции на начало периода (оценивается по производственной себестоимости) | 222697 | |
Запас готовой продукции на конец периода | 173748 | 48949 |
Себестоимость реализованной продукции | 1822334 | |
Прибыль от производственной деятельности | 657666 | |
Административно-управленческие расходы | 351000 | |
Условно чистая прибыль | 306666 |
Полученный отчет является базой для повышения эффективности и оптимизации производственной деятельности. Сметы могут корректироваться и при решении задач моделирования финансовой сметы, в целях сокращения величины дефицита денежных средств предприятия.
1.8. Кассовая консолидированная смета.
Цель кассовой консолидированной сметы – обеспечить достаточную кассовую наличность, отвечающую уровню операций по различным сметам. Кассовая консолидированная смета является основой для составления прогноза движения денежных средств и отражает поступления и выплаты от операционной деятельности (таблица 16).
Для составления таблицы 16 использованы следующие данные:
- поступления денежных средств планируются исходя из прогнозируемого объема продаж с учетом постоянной дебиторской задолженности в размере 15% от ВР;
- выплаты денежных средств планируются по статьям на приобретение материалов, на выплату заработной платы, другие выплаты;
- выплаты на приобретение материалов включают расходы на приобретение основных и вспомогательных материалов, сумма которых увеличивается с учетом постоянной кредиторской задолженности в размере 20%;
- выплаты по заработной плате учитывают расходы по оплате труда основных и вспомогательных рабочих, увеличенные на 35% (другие категории работающих);
- сумма по статье «другие выплаты» рассчитываются на основе суммы административно-управленческих расходов, которая увеличивается на 10-15%. При итоговом сведении прогноза бухгалтерского баланса выплаты по этой статье корректируются вторично исходя из необходимого равенства активов и пассивов.
Принимая вышеизложенную информацию к сведению, необходимо выполнить следующие расчеты:
Ожидаемое поступление денежных средств (ден.ед.) по кварталам:
1 квартал: 2480000/4 – 15% = 527000
2 квартал: (2480000 – 527000) /3 – 15% = 553350
3 квартал: (2480000 – 1080350) / 2 – 15% = 594451
4 квартал: (2480000 – 1675201) – 15% = 684079
Аналогично рассчитывается погашение кредиторской задолженности:
1 квартал: 287110 / 4 – 20% = 57422
2 квартал: (287110 – 57422) / 3 – 20% = 61250
3 квартал: (287110 – 118672) / 2 – 20% = 67375
4 квартал: (287110-186047) – 20% =80850
Выплата заработной платы осуществляется на предприятии в конце каждого месяца и является оплатой труда текущего периода. Таким образом, задолженности перед работниками по заработной плате не возникает:
Оплата ОПР 1-го подразделения 173775 ден.ед. (таблица 11)
Оплата ОПР 2-го подразделения 153790 ден.ед. (таблица 12)
Заработная плата вспомогательных рабочих 131130 ден.ед. (таблица 13)
Итого: 458695 ден.ед.
Учитывая тот факт, что расходы по заработной плате увеличены на 35% (другие категории работающих), получим следующий результат:
458695 / 4 = 154810 (ден.ед.)
Сумма по статье «другие выплаты» рассчитывается на основе суммы административно-управленческих расходов, которая увеличивается на 15%:
351000 + 15% = 496976 (ден.ед.)
496976 / 4 = 124244 (ден.ед.)
На основании полученных расчетов заполняется таблица 16:
Таблица 16 – Движение денежной наличности по смете, ден.ед.
Показатель | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал | Всего |
Начальное сальдо | 48500 | 239024 | 452070 | 700492 | 48500 |
Поступления от потребителей | 527000 | 553350 | 594851 | 684079 | 2359280 |
Всего поступлений | 575500 | 792374 | 1046921 | 1384571 | 2407780 |
Платежи: | |||||
материалы | 57422 | 61250 | 67375 | 80850 | 266897 |
зарплата | 154810 | 154810 | 154810 | 154810 | 619240 |
другие расходы | 124244 | 124244 | 124244 | 124244 | 496976 |
Всего выплат | 336476 | 340304 | 346429 | 359904 | 1383113 |
Конечное сальдо | 239024 | 452070 | 700492 | 1024667 | 1024667 |
1.9. Прогноз бухгалтерского баланса
Прогноз бухгалтерского баланса отражает данные об имуществе и капитале предприятия на будущий период. Традиционно сначала планируют изменения активов, а затем пассивов. Расхождения в прогнозах активной и пассивной частей баланса дает представление о нехватке (избытке) финансирования. Решение о способах финансирования принимается на основе данных дополнительного анализа.
Таблица 17 - Прогноз бухгалтерского баланса, ден.ед. | |||
Основной капитал: | |||
земля | 72500 | ||
здания и оборудование | 1500000 | ||
износ | 833750 | 666250 | 738750 |
Оборотный капитал: | |||
запасы | |||
сырье, основные материалы | 43600 | ||
запас готовой продукции на конец периода | 230000 | ||
Дебиторская задолженность | 295970 | ||
Касса | 1024667 | 1594237 | |
Кредиторская задолженность | 182713 | 2150274 | |
Акционерный капитал | 1200000 | ||
Резервный фонд | 331000 | ||
Прибыль | 306666 | ||
БАЛАНС | 1837666 |
Полученный прогноз бухгалтерского баланса является основой для предварительной оценки будущего финансового состояния и эффективности использования ресурсов предприятия. Существенная разница между активами и пассивами баланса дает возможность увеличить сумму административно – управленческих расходов:
Таблица 16а -Движение денежной наличности по смете, ден.ед. | |||||
Показатель | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал | Всего |
Начальное сальдо | 48500 | 169599 | 301584 | 468945 | 48500 |
Поступления от потребителей | 527000 | 553350 | 594851 | 684079 | 2359280 |
Всего поступлений | 575500 | 722949 | 896435 | 1153024 | 2407780 |
Платежи: | |||||
материалы | 57422 | 61250 | 67375 | 80850 | 266897 |
зарплата | 154810 | 154810 | 154810 | 154810 | 619240 |
другие расходы | 193669 | 205305 | 205305 | 205305 | 809584 |
Всего выплат | 405901 | 421365 | 427490 | 440965 | 1695721 |
Конечное сальдо | 169599 | 301584 | 468945 | 712059 | 712059 |
Таблица 17а - Прогноз бухгалтерского баланса, ден.ед. | |||
Основной капитал: | |||
земля | 72500 | ||
здания и оборудование | 1500000 | ||
износ | 833750 | 666250 | 738750 |
Оборотный капитал: | |||
запасы | |||
сырье, основные материалы | 43600 | ||
запас готовой продукции на конец периода | 230000 | ||
Дебиторская задолженность | 295970 | ||
Касса | 712059 | 1281629 | |
Кредиторская задолженность | 182713 | 1837666 | |
Акционерный капитал | 1200000 | ||
Резервный фонд | 331000 | ||
Прибыль | 306666 | ||
БАЛАНС | 1837666 |
2. Формирование отчетов и контроль производственных затрат.
Контроль за уровнем исполнения смет обеспечивается путем сравнения фактически достигнутых результатов с запланированными. Выявленные таким образом отклонения и причины их возникновения позволяют руководству своевременно реагировать на нарушения хода производственного процесса и другие непредвиденные ситуации.
Для контроля за уровнем производственных затрат должны быть разработаны сметы подразделений (центров ответственности).
Составим производственные сметы по подразделениям предприятия и в разрезе изделий (таблицы 18 и 19). Для упрощения расчетов примем, что все основные материалы потребляются в начале производственного цикла в 1-м подразделении.
Таблица 18 - Годовая производственная смета 1-го подразделения, ден.ед. | ||||
Показатель | "Альфа" | "Бета" | "Гамма" | Итого |
Основные материалы | 96760 | 198240 | 99510 | 394510 |
Материал Х, ден.ед. | 52480 | 113280 | 74400 | 240160 |
Материал Y, ден.ед. | 44280 | 84960 | 25110 | 154350 |
Заработная плата ОПР, ден.ед. | 25830 | 99120 | 48825 | 173775 |
Контролируемые накладные расходы, в том числе: | 29520 | 113280 | 55800 | 198600 |
вспомогательные материалы | 12300 | 47200 | 23250 | 82750 |
заработная плата вспомогательных рабочих | 7380 | 28320 | 13950 | 49650 |
энергия | 4920 | 18880 | 9300 | 33100 |
ремонт | 4920 | 18880 | 9300 | 33100 |
Неконтролируемые расходы: | 225000 | |||
амортизация | 120000 | |||
контроль | 45000 | |||
энергия (постоянная часть) | 30000 | |||
ремонт | 30000 | |||
Итого затраты по 1-му подразделению | 991885 |
Таблица 19 - Годовая производственная смета 2-го подразделения, ден.ед. | ||||
Показатель | "Альфа" | "Бета" | "Гамма" | Итого |
Заработная плата ОПР, ден.ед. | 31980 | 61360 | 60450 | 153790 |
Контролируемые накладные расходы, в том числе: | 80360 | 115640 | 136710 | 332710 |
вспомогательные материалы | 24600 | 35400 | 41850 | 101850 |
заработная плата вспомогательных рабочих | 19680 | 28320 | 33480 | 81480 |
энергия | 16400 | 23600 | 27900 | 67900 |
ремонт | 19680 | 28320 | 33480 | 81480 |
Неконтролируемые расходы: | 295000 | |||
амортизация | 150000 | |||
контроль | 50000 | |||
энергия (постоянная часть) | 45000 | |||
ремонт | 50000 | |||
Итого затраты по 1-му подразделению | 781500 |
Сметы, разработанные на основе запланированных показателей производственной программы, называются жесткими (фиксированными) сметами. Затраты, предусмотренные жесткой сметой, не корректируются применительно к фактическому уровню производства.
Однако при подготовке отчетов о выполнении сметы для центров затрат (ответственности) сметные затраты необходимо привести в соответствие с фактическим уровнем производства, который, как правило, отличается от запланированного. Для корректировки используется гибкая смета, которая позволяет учесть изменение запланированного уровня затрат в зависимости от изменения объема производства.
По условию задачи, объем производства изделия «Альфа» сократился на 4%, изделия «Бета» - увеличился на 17%, а изделия «Гамма» возрос на 3%.
Объем производства составил:
- изделия «Альфа» 8200 – 4% = 7872 (шт.)
- изделия «Бета» 11800 + 17% = 13806 (шт.)
- изделия «Гамма» 9300 + 3% = 9579 (шт.)
Промежуточные расчеты:
Таблица № 8.1 - Производственная программа, шт. | |||
Показатель | "Альфа" | "Бета" | "Гамма" |
Изделие к реализации | 8000 | 12000 | 10000 |
планируемый запас на конец периода | 1200 | 1000 | 800 |
ИТОГО на запасы и продажу | 9200 | 13000 | 10800 |
запасы на начало периода | 1000 | 1200 | 1500 |
Количество изделий, которое необходимо произвести | 7872 | 13806 | 9579 |
Таблица 9.1 - Смета использования материалов | |||||||||||||||
Наименование | Материал Х | Материал У | |||||||||||||
Цена, ден.ед. | Кол-во, шт. | Сумма, ден.ед. | Цена, ден.ед. | Кол-во, шт. | Сумма, ден.ед. | ||||||||||
"Альфа" | 3,2 | 15744 | 50380,8 | 1,8 | 23616 | 42508,8 | |||||||||
"Бета" | 3,2 | 41418 | 132538 | 1,8 | 55224 | 99403,2 | |||||||||
"Гамма" | 3,2 | 23947,5 | 76632 | 1,8 | 14368,5 | 25863,3 | |||||||||
ИТОГО | 81109,5 | 259550 | 93208,5 | 167775 | |||||||||||
Таблица 10.1 - Смета затрат на приобретение основных материалов | |||||||||||||||
Показатель | Материал | Всего | |||||||||||||
Х | У | ||||||||||||||
Количество материалов по годовой смете использования, кг | 81109,5 | 93208,5 | |||||||||||||
запас на конец периода, кг | 8000 | 10000 | |||||||||||||
Итого запас сырья на производство, кг | 89109,5 | 103208,5 | |||||||||||||
запас сырья на начало периода, кг | 5000 | 75000 | |||||||||||||
Количество материалов, необходимое приобрести, кг | 84109,5 | 28208,5 | |||||||||||||
Цена материала, ден.ед. | 3,2 | 1,8 | |||||||||||||
Расходы на закупки, ден.ед. | 269150,4 | 50775,3 | 319926 | ||||||||||||
Стоимость материальных запасов, ден.ед. | |||||||||||||||
Стоимость конечного запаса | 25600 | 18000 | |||||||||||||
Стоимость начального запаса | 16000 | 135000 | |||||||||||||
Таблица 11.1 -Смета на заработную плату ОПР 1-го подразделения. | |||||||||||||||
Показатель | "Альфа" | "Бета" | "Гамма" | Всего | |||||||||||
Запланировано произвести, шт | 7872 | 13806 | 9579 | ||||||||||||
Норма времени на одно изделие, ч/шт. | 0,75 | 2,00 | 1,25 | ||||||||||||
Общее количество часов | 5904 | 27612 | 11973,8 | 45489,8 | |||||||||||
Ставка оплаты труда, ден.ед. | 4,2 | 4,2 | 4,2 | ||||||||||||
Расходы на заработную плату, ден.ед. | 24796,8 | 115970 | 50289,8 | 191057 |
Таблица 12.1 -Смета на заработную плату ОПР 2-го подразделения. | ||||
Показатель | "Альфа" | "Бета" | "Гамма" | Всего |
Запланировано произвести, шт | 7872 | 13806 | 9579 | |
Норма времени на одно изделие, ч/шт. | 1,50 | 2,00 | 2,50 | |
Общее количество часов | 11808 | 27612 | 23948 | 63367,5 |
Ставка оплаты труда, ден.ед. | 2,6 | 2,6 | 2,6 | |
Расходы на заработную плату, ден.ед. | 30700,8 | 71791,2 | 62264 | 164756 |
Определение машино-часов во 2-м подразделении | ||||
Запланировано произвести, шт | 7872 | 13806 | 9579 | |
Норма времени на одно изделие, машино-час/шт. | 2,00 | 2,00 | 3,00 | |
Общее количество часов, машино-час | 15744 | 27612 | 28737 | 72093 |
Таблица 13.1 -Смета общепроизводственных накладных расходов | |||||
Показатель | Ставки распределения НР | Накладные расходы | Всего, ден.ед. | ||
1-е подр., ден.ед./ч. | 2-е подр., ден.ед./ч. | 1-е подр., ден.ед./ч. | 2-е подр., ден.ед./ч. | ||
Контролируемые накладные расходы (переменная часть): | |||||
вспомогательные материалы | 2 | 1,5 | 90979,5 | 108139,5 | 199119 |
ЗП вспомогательных рабочих | 1,2 | 1,2 | 54587,7 | 86511,6 | 141099 |
энергия (переменная часть) | 0,8 | 1 | 36391,8 | 72093 | 108485 |
ремонт и техобслуживание (переменная часть) | 0,8 | 1,2 | 36391,8 | 86511,6 | 122903 |
Всего контролируемых накладных расходов | 218350,8 | 353255,7 | 571607 | ||
Неконтролируемые накладные расходы: | |||||
амортизация | 120000 | 150000 | 270000 | ||
контроль | 45000 | 50000 | 95000 | ||
энергия | 30000 | 45000 | 75000 | ||
ремонт и техобслуживание | 30000 | 50000 | 80000 | ||
Всего неконтролируемых расходов | 225000 | 295000 | 520000 | ||
Сумма накладных расходов | 443350,8 | 648255,7 | 1091607 | ||
Сметные ставки распределения НР | 9,75 | 8,99 |
Таблица 14.1 -Расчет производственной себестоимости единицы продукции | ||||||
Показатель | "Альфа" | "Бета" | "Гамма" | |||
Основные материалы | ||||||
Материал Х, ден.ед. | 6,4 | 9,6 | 8 | |||
Материал Y, ден.ед. | 5,4 | 7,2 | 2,7 | |||
Заработная плата ОПР, ден.ед. | 7,05 | 13,6 | 11,75 | |||
Накладные расходы, ден.ед. | 25,29 | 37,48 | 39,16 | |||
Производственная себестоимость | 44,14 | 67,88 | 61,61 | |||
Таблица 15.1 -Прогноз отчета о прибылях и убытках, ден.ед. | ||||||
Статьи расхода | ||||||
Выручка | 2480000 | |||||
Запас сырья и основных материалов на начало периода | 151000 | |||||
Закупки | 319925,7 | |||||
Запас на конец периода | 43600 | |||||
Стоимость потребленного материала | 427325,7 | |||||
Заработная плата ОПР | 355812,45 | |||||
Общепроизводственные накладные расходы | 1091606,5 | |||||
Совокупные накладные расходы | 1874744,65 | |||||
Запасы готовой продукции на начало периода (оценивается по производственной себестоимости) | 218008 | |||||
Запас готовой продукции на конец периода | 170135 | 47873 | ||||
Себестоимость реализованной продукции | 1922617 | |||||
Прибыль от производственной деятельности | 557383 | |||||
Административно-управленческие расходы | 351000 | |||||
Условно чистая прибыль | 306666 |
Таблица 16а -Движение денежной наличности по смете, ден.ед. | |||||
Показатель | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал | Всего |
Начальное сальдо | 48500 | 169076 | 312174 | 490648 | 48500 |
Поступления от потребителей | 527000 | 553350 | 594851 | 684079 | 2359280 |
Всего поступлений | 575500 | 722426 | 907025 | 1174727 | 2407780 |
Платежи: | |||||
материалы | 57422 | 61250 | 67375 | 80850 | 266897 |
зарплата | 124228 | 124228 | 124228 | 124228 | 496912 |
другие расходы | 224774 | 224774 | 224774 | 224774 | 899096 |
Всего выплат | 406424 | 410252 | 416377 | 429852 | 1662905 |
Конечное сальдо | 169076 | 312174 | 490648 | 744875 | 744875 |
Таблица 17а - Прогноз бухгалтерского баланса, ден.ед. | |||
Основной капитал: | |||
земля | 72500 | ||
здания и оборудование | 1500000 | ||
износ | 833750 | 666250 | 738750 |
Оборотный капитал: | |||
запасы | |||
сырье, основные материалы | 43600 | ||
запас готовой продукции на конец периода | 230000 | ||
Дебиторская задолженность | 295970 | ||
Касса | 744875 | 1314445 | |
Кредиторская задолженность | 215529 | 1837666 | |
Акционерный капитал | 1200000 | ||
Резервный фонд | 331000 | ||
Прибыль | 306666 | ||
БАЛАНС | 1837666 |
Составим гибкие сметы 1-го и 2-го подразделений (таблицы 20 и 21).
Таблица 18 - Годовая производственная смета 1-го подразделения, ден.ед. | ||||
Показатель | "Альфа" | "Бета" | "Гамма" | Итого |
Основные материалы | 92889,6 | 231940,8 | 102495,3 | 427325,7 |
Материал Х, ден.ед. | 50380,8 | 132537,6 | 76632 | 259550,4 |
Материал Y, ден.ед. | 42508,8 | 99403,2 | 25863,3 | 167775,3 |
Заработная плата ОПР, ден.ед. | 24796,8 | 115970,4 | 50289,75 | 191056,95 |
Контролируемые накладные расходы, в том числе: | 28339,2 | 132537,6 | 57474 | 218350,8 |
вспомогательные материалы | 11808 | 55224 | 23947,5 | 90979,5 |
заработная плата вспомогательных рабочих | 7084,8 | 33134,4 | 14368,5 | 54587,7 |
энергия | 4723,2 | 22089,6 | 9579 | 36391,8 |
ремонт | 4723,2 | 22089,6 | 9579 | 36391,8 |
Неконтролируемые расходы: | 225000 | |||
амортизация | 120000 | |||
контроль | 45000 | |||
энергия (постоянная часть) | 30000 | |||
ремонт | 30000 | |||
Итого затраты по 1-му подразделению | 1061733,45 |
Таблица 19 - Годовая производственная смета 2-го подразделения, ден.ед. | ||||
Показатель | "Альфа" | "Бета" | "Гамма" | Итого |
Заработная плата ОПР, ден.ед. | 30700,8 | 71791,2 | 62263,5 | 164755,5 |
Контролируемые накладные расходы, в том числе: | 77145,6 | 135298,8 | 140811,3 | 353255,7 |
вспомогательные материалы | 23616 | 41418 | 43105,5 | 108139,5 |
заработная плата вспомогательных рабочих | 18892,8 | 33134,4 | 34484,4 | 86511,6 |
энергия | 15744 | 27612 | 28737 | 72093 |
ремонт | 18892,8 | 33134,4 | 34484,4 | 86511,6 |
Неконтролируемые расходы: | 295000 | |||
амортизация | 150000 | |||
контроль | 50000 | |||
энергия (постоянная часть) | 45000 | |||
ремонт | 50000 | |||
Итого затраты по 1-му подразделению | 813011,2 |
На основании выполненных расчетов составляется отчет об исполнении сметы.
Отчет об исполнении сметы 1-го подразделения | |||||
Показатель | Уровень затрат по жесткой смете | Уровень затрат по гибкой смете | Уровень факти-ческих затрат | Отклонения (благоприятное (+); неблагоприятное (-)) | |
ден.ед. | % | ||||
Основные материалы | 394510 | 427325,7 | 421524 | 5801,7 | 1,36 |
Материал Х, ден.ед. | 240160 | 259550,4 | 288786 | -29235,6 | 11,26 |
Материал Y, ден.ед. | 154350 | 167775,3 | 132738 | 35037,3 | 20,88 |
Заработная плата ОПР, ден.ед. | 173775 | 191057 | 142582 | 48474,95 | 25,37 |
Контролируемые накладные расходы, в том числе: | 198600 | 218350,8 | 160191 | 58159,8 | 26,64 |
вспомогательные материалы | 82750 | 90976,5 | 65340 | 25636,5 | 28,18 |
заработная плата вспомогательных рабочих | 49650 | 54587,7 | 41672 | 12915,7 | 23,66 |
энергия | 33100 | 36391,8 | 27800 | 8591,8 | 23,61 |
ремонт | 33100 | 36391,8 | 25379 | 11012,8 | 30,26 |
Неконтролируемые расходы: | 225000 | 225000 | 226090 | -1090 | 0,48 |
амортизация | 120000 | 120000 | 120000 | 0 | 0,00 |
контроль | 45000 | 45000 | 47653 | -2653 | 5,90 |
энергия (постоянная часть) | 30000 | 30000 | 28437 | 1563 | 5,21 |
ремонт | 30000 | 30000 | 30000 | 0 | 0,00 |
Итого затраты по 1-му подразделению | 991885 | 1061733 | 950387 | 111346,45 | 10,49 |
Результатом выполненных расчетов могут стать следующие выводы: на отклонение от статического бюджета повлияло фактическое увеличение объема производства. Вместе с изменением объема производства уровень затрат по гибкой смете увеличивается по сравнению с затратами по жесткой смете на 69848 ден.ед. (1061733 – 991885). Это происходит за счет увеличения затрат на материалы, соответственно увеличиваются расходы на заработную плату ОПР. Переменные накладные расходы возрастают пропорционально росту объема производства. В данном случае, контролируемые накладные расходы увеличиваются на 19750,8 ден.ед.
На самом деле уровень фактических затрат существенно отличается от затрат по гибкой смете. Сумма разницы составляет 111346,45 ден.ед. или 10,49 %. В связи с недостаточным выпуском необходимых для реализации изделий наблюдается сокращение материальных затрат. Изменяется уровень расходов по заработной плате ОПР и существенное снижение переменных накладных расходов.
Составленный отчет является основой для оценки эффективности деятельности подразделения путем проведения пофакторного анализа отклонений. На основании данного отчета можно судить об отклонениях, которые показывают, имеет ли место перерасход ресурсов, либо можно говорить об экономии затрат.
3. Анализ отклонений производственных затрат.
3.1. Отклонения по цене на материалы и по использованию материалов.
Исходный пункт подсчета этого отклонения – простое сравнение нормативной цены единицы материала с фактической. Отклонение по цене на материалы равно разнице между нормативной (НЦ) и фактической ценами (ФЦ) единицы материалов, умноженной на количество использованного материала (КФ):
(НЦ – ФЦ) * КФ |
Нормативная цена: материала Х - 3,2 ден.ед.
материала Y - 1,8 ден.ед.
Фактическая цена: материала Х - 4 ден.ед.
материала Y - 2 ден.ед.
Количество использованного материала Х = 288786 / 4 = 72196,5 (кг)
У = 132738 / 2 = 66369 (кг)
Отклонения по цене на материалы равны:
Материал Х: (3,2 – 4) * 72196,5 = - 57757,2 (ден.ед.)
Материал Y: (1,8 – 2) * 66369 = - 13273,8 (ден.ед.)
Расчет отклонения по использованию материалов – простое сравнение нормативного количества, которое должно быть использовано с фактическим расходом.
Отклонение по использованию материалов равно разности нормативного количества (НК) материалов, необходимых для фактического выпуска продукции, и фактического количества (ФК), умноженной на нормативную цену материалов (НЦ):
(НК – ФК) * НЦ |
Нормативное количество материала Х: 259550,4 / 3,2 = 81109,5 (кг)
материалаY: 167775,3 / 1,8 = 93208,5 (кг)
Отклонения по использованию материалов:
Материал Х: (81109,5 – 72196,5) * 3,2 = 28521,6 (ден.ед.)
Материал Y: (93208,5 – 66369) * 1,8 = 48311,1 (ден.ед.)
Независимо от дифференциации отклонений по видам продуктов и материалов общее отклонение в потреблении материалов на одном рабочем месте можно ражложить на следующие частные отклонения:
- отклонения, обусловленные заказчиком, в результате внесения внеплановых технологических изменений в конструкцию изделий;
- отклонения из-за смещения материалов (отклонения от нормативных карт, изменение цены на сырье и т.д.);
- отклонения по параметрам материалов, связанные с несоблюдением запланированных параметров материалов;
- отклонения по эффективности использования материалов.
3.2. Отклонения по трудозатратам
Затраты на труд определяются с учетом цены и количества использованного труда. Таким образом, и здесь возникают отклонения по цене и количеству.
Отклонения по ставке заработной платы определяют сравнением нормативной цены 1 часа труда с фактической.
(НС – ФС) * ФЧ |
где НС – нормативная ставка заработной платы,
ФС - фактическая ставка заработной платы,
ФЧ – фактическое число отработанных часов.
Отклонения по ставке заработной платы:
(4,2 – 4,0) * 35645,5 = 7129,1 (ден.ед.)
Отклонение по производительности труда возникает при отклонении в объеме труда основных производственных рабочих. Рассчитывается по формуле:
(НЧ – ФЧ) * НС |
где, НЧ – нормативное время в часах, затраченное на фактический выпуск продукции,
ФЧ – фактическое время в часах, отработанное за рассматриваемый период,
НС – нормативная почасовая ставка заработной платы.
Отклонения по производительности труда:
(45489,76 – 35645,5) * 4,2 = 41345,89 (ден.ед.)
В соответствии с причинами отклонения по заработной плате ОПР могут быть следующих видов:
- отклонения, обусловленные заказами, связанные с изменениями в конструкции изделий;
- отклонения, связанные с простоями оборудования из-за поломки, применения некачественного инструмента, в подаче материалов;
- отклонения, связанные с несоответствием параметров обрабатываемых материалов;
- отклонения в результате неправильного планирования труда;
- отклонения, обусловленные качеством рабочей силы.
3.3. Отклонения переменных накладных расходов по смете.
Отклонение переменных накладных расходов по затратам равно разности между сметными скорректированными переменными накладными расходами (СПНР) для фактического времени труда основных производственных рабочих и фактическими переменными накладными расходами (ФПНР):
(СПНР – ФПНР) |
35645,5 * 4,8 – 218350,8 = - 47 252,4 (ден.ед.)
Чтобы сопоставить фактические накладные расходы со сметными, необходимо скорректировать смету. Так как предполагается, что переменные накладные расходы будут изменяться в зависимости от времени труда основных производственных рабочих (вводимые ресурсы), смету корректируют на такой основе. Фактические переменные накладные расходы составляют 160191 ден.ед. в результате 35645,5 ч. труда. Для этого уровня производства переменные накладные расходы должны быть осуществлены в сумме 35645,5 * 4,8 = 161328 ден.ед.
Расходы были на 47252,4 ден.ед. больше, чем предполагалось, результатом чего явилось неблагоприятное отклонение.
Отклонения переменных накладных расходов по затратам само по себе недостаточно информативно. Любой анализ величины этого отклонения требует сравнения фактических издержек по каждой отдельной статье переменных накладных расходов со сметными.
3.4. Отклонения переменных накладных расходов по эффективности.
Отклонения переменных накладных расходов по эффективности есть разница между выпуском продукции в нормо-часах (НЧ) и фактическим временем труда (ФЧ) за рассматриваемый период, умноженная на нормативную ставку переменных накладных расходов (НС):
(НЧ – ФЧ) * НС |
(45489,76 – 35645,5) *4,8 = 47252,45 (ден.ед.)
Переменные расходы меняются в зависимости от времени труда. Это отклонение идентично отклонению по производительности труда. Следовательно, причины отклонения те же самые, что и описанные ранее.
3.5. Отклонение постоянных накладных расходов по смете.
Отклонение по постоянным накладным расходам представляет собой разницу между сметными (СПР) и фактическими постоянными накладными расходами (ФПР):
СПР - ФПР |
225000 – 226090 = 1090 (ден.ед.)
Анализ этого отклонения требует сравнения фактических затрат по каждой статье постоянных накладных расходов со сметными.
3.6. Отклонение по объему производства.
Отклонение по объему есть разница между фактическим (ФП) и сметным выпусками продукции (СП) в нормо-часах за рассматриваемый период, умноженная на нормативную ставку распределения постоянных накладных расходов (НС):
(СП – ФП) * НС |
(41375 – 45489,76) * 5,4 = 22220 (ден.ед.)
Отклонения по объему свидетельствуют о том, что постоянные накладные расходы не меняются в зависимости от объема производства в течение короткого периода. Всякий раз, когда фактический выпуск продукции больше или меньше сметного, постоянные накладные расходы, распределенные на продукцию, будут отличны от сметных расходов.
3.7. Отклонение объема производства по эффективности
Отклонение объема производства по эффективности есть разность между выходом продукции в нормо-часах (НЧ) и фактическим временем труда в часах (ФЧ) за рассматриваемый период, умноженная на нормативную ставку распределения постоянных накладных расходов (НС):
(НЧ – ФЧ) * НС |
(45489,76 – 35645,5) * 5,4 = 53159 (ден.ед.)
3.8. Отклонение объема производства по мощностям
Отклонения объема по мощностям есть разность между фактическим (ФЧ) и сметным временем труда в часах (СЧ) в рассматриваемый период, умноженная на нормативную ставку распределения постоянных накладныхрасходов (НС):
(СП – ФЧ) * НС |
(41375 – 35645,5) * 5,4 = 30939,3 (ден.ед.)
Это отклонение свидетельствует о второй возможной причине отличий исходя из предположения, что время труда основных производственных рабочих равно 41375 ч, но фактическое время оказалось равным 35645,5 ч.
3.9. Согласование сметных и фактических затрат.
Цеховой отчет об исполнении сметы должен содержать только те статьи, которыми может управлять или на которые может влиять руководитель центра ответственности. Отклонения по ценам на материалы и величина отклонений по объему в стоимостном выражении находятся за рамками контроля руководителя центра ответственности. Отклонение по объему и два его элемента (по мощностям и эффективности должны быть показаны в денежном выражении.
Согласование сметных и фактических затрат представлено в таблице 23.
Таблица 23 – Отчет о согласовании нормативных и фактических затрат в 1-м подразделении, ден.ед.
Нормативные затраты | 1061733 | |||
Отклонения по прямым | ||||
Материалам: цена - | ||||
материал Х | - 57757,2 | |||
материал Y | - 13273,8 | -71031 | ||
Расход - | ||||
материал Х | 28521,6 | |||
материал Y | 48311,1 | 76832,7 | -5819,7 | |
Заработная плата ОПР: | ||||
ставка | 7129,1 | |||
производительность труда | - 41345,89 | 34216,79 | ||
ПЕНР: смета | - 47252,4 | |||
эффективность | 47252,45 | 0,05 | ||
ПОНР: смета | -1090 | |||
эффективность | 53159 | |||
мощность | 30939,3 | 83008,3 | 83008,8 | 111344,7 |
Фактические затраты | 950388,3 |
4. Принятие решений на основе сметной информации.
Подготовка таких решений требует формирования информации о переменных (ПИ) и постоянных (ПОИ) затратах и маржинальном доходе (МД).
В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные издержки. Организация так должна реализовать свою продукцию, чтобы полученным маржинальным доходом покрыть постоянные издержки и получить прибыль:
МД = ПОИ + ПР = ВР - ПИ |
где ПР – прибыль от реализации; ВР – выручка от реализации продукции предприятия.
Представим себестоимость выпускаемых изделий с точки зрения переменных и постоянных затрат:
Таблица 24 – Распределение затрат на переменные и постоянные, ден.ед.
Наименование | «Альфа» | «Бета» | «Гамма» | Пред-приятие |
Переменные издержки: | ||||
материал Х | 6,4 | 9,6 | 8 | |
материал Y | 5,4 | 7,2 | 2,7 | |
Заработная плата ОПР | 7,05 | 13,6 | 11,25 | |
Переменные накладные расходы: | ||||
- вспомогательные материалы | 3,75 | 7 | 6,25 | |
- заработная плата вспомогательных рабочих | 2,7 | 4,8 | 4,5 | |
- энергия | 2,1 | 3,6 | 3,5 | |
- ремонт | 2,4 | 4 | 4 | |
Итого | 29,8 | 49,8 | 40,7 | |
Постоянные производ-ственные расходы: | 15,21 | 19,56 | 22,27 | |
- цена | 50 | 90 | 100 | |
- маржинальный доход | 20,2 | 40,2 | 59,3 | |
Внепроизводственные расходы | 351000 |
Распределение переменных накладных расходов определяется по формуле:
Трудозатраты,ч * Сметная ставка распределения накладных расходов |
Вспомогательные материалы изделия «Альфа»:
0,75 * 2,0 + 1,5 * 1,5 = 3,75
Сформированная подобным образом информация дает возможность составить отчет о прибылях и убытках с выделением маржинального дохода:
Таблица 25 – Маржинальная форма отчета о прибылях и убытках, ден.ед.
Наименование | «Альфа» | «Бета» | «Гамма» | Предприятие |
Выручка от реализации | 400000 | 1080000 | 1000000 | 2480000 |
Переменные издержки | 238400 | 597600 | 407000 | 1243000 |
Маржинальный доход | 161600 | 482400 | 593000 | 1237000 |
Доля в общем результате, % | 13,06 | 39 | 47,94 | 100 |
Постоянные производственные расходы | 520000 | |||
Внепроизводственные расходы | 351000 | |||
Операционная прибыль | 366000 |
4.1. Оптимальное использование ограниченных производственных ресурсов.
В краткосрочной перспективе удовлетворение спроса на продукцию предприятия зависит от производственных мощностей. Производственные мощности, в свою очередь, могут быть ограничены недостатком материалов, рабочей силы, необходимого оборудования или производственных площадей. Ресурс, находящийся в недостатке, называется дефицитным ресурсом. Задача распределения дефицитных ресурсов должна решаться из условия максимизации совокупного маржинального дохода.
Допустим, растущий спрос на изделия «Альфа», «Бета» и «Гамма» позволит предприятию реализовать изделий: «Альфа» - 10000 шт., «Бета» - 15000 шт., «Гамма» - 8000 шт. Однако предприятие имеет дефицит производственного оборудования во 2-м подразделении, которое может обеспечить только 60000 машино-часов.
Производство должно быть сконцентрировано на тех видах продукции, которые обеспечивают наибольший МД на 1 машино-час.
Таблица 26 – Определение приоритетов выпуска
Наименование | «Альфа» | «Бета» | «Гамма» |
Маржинальный доход на ед. | 20,2 | 40,2 | 59,3 |
Норма времени на ед. | 2 | 2 | 3 |
МД / машино-час | 10,1 | 20,1 | 19,8 |
Приоритеты | 3 | 1 | 2 |
Таким образом, производство должно быть сконцентрировано на изделии «Бета», затем «Гамма», и только потом - «Гамма» до момента полного использования производственных мощностей.
Наиболее оптимальная производственная программа будет выглядеть следующим образом:
Таблица 27 – Оптимальная производственная программа
Изделие | Количество машино-часов | Максимальное количество продукции, шт. | Совокупный маржинальный доход, ден.ед. |
«Бета» | 30000 | 15000 | 603000 |
«Гамма» | 24000 | 8000 | 474400 |
«Альфа» | 6000 | 3000 | 60600 |
60000 | 1138000 |
Вывод: Условия максимизации маржинального дохода и полной загрузки оборудования позволяют создать производственный план, полностью удовлетворяющий спрос по изделиям «Бета» и «Гамма», но при этом резко сокращается выпуск изделия «Альфа».
Если на поставку изделий уже заключены контракты в рамках предварительно утвержденной сметы, то возможным будет только уменьшение выпуска изделия «Бета» в пределах имеющихся свободных мощностей:
Таблица 28 – Оптимальная производственная программа
Изделие | Количество машино-часов | Максимальное количество продукции, шт. | Совокупный маржинальный доход, ден.ед. |
«Бета» | 26000 | 13000 | 522600 |
«Гамма» | 24000 | 8000 | 474400 |
«Альфа» | 10000 | 5000 | 101000 |
60000 | 1098000 |
Аналогичным образом формируется производственная программа при дефиците материальных или трудовых ресурсов предприятия.
4.2. Решения о цене реализации.
Предположим, что у предприятия имеется возможность получить дополнительный заказ на производство 3000 шт. изделия «Альфа». Предлагаемая заказчиком цена составляет 40 ден.ед за штуку. Необходимо решение о принятии такого заказа.
Будем исходить из условия предыдущей ситуации, что мощности предприятия ограничены возможностью оборудования в 60000 машино-часов. При запланированном объеме производства изделия «Альфа» в 8000 шт. с учетом объема дополнительной продукции по цене реализации 40 ден.ед.за шт., предприятие получит доход в размере
3000 * (40 – 29,8) = 30600 (ден.ед.)
В этом случае оптимальная производственная программа будет выглядеть следующим образом:
Таблица 29 – Оптимальная производственная программа
Изделие | Количество машино-часов | Максимальное количество продукции, шт. | Совокупный маржинальный доход, ден.ед. |
«Бета» | 20000 | 10000 | 402000 |
«Гамма» | 24000 | 8000 | 474400 |
«Альфа» | 10000 | 5000 | 101000 |
Дополнительный объем изделия «Альфа» | 6000 | 3000 | 30600 |
ИТОГО | 60000 | 1008000 |
Допустим, что затраты по расширению дополнительной производственной мощности составят 10000 ден.ед. Тогда затраты, связанные с производством дополнительной партии составят:
3000 * 29,8 + 10000 = 99400 ден.ед.
При цене изделия в 40 ден.ед. дополнительный заказ объемом в 3000 шт для предприятия неприемлем:
Дополнительный доход 3000 шт.* 40 ден.ед. = 120000 (ден.ед.)
Дополнительные затраты 99400 (ден.ед.)
Прибыль 20600 (ден.ед.)
тогда как, сокращение объема производства изделия «Бета» ведет к уменьшениию прибыли на 61920 ден.ед. ((40,2 – 19,56) * 3000 шт.)
Вывод: При производстве дополнительного объема изделия «Альфа» в пределах имеющейся мощности, предприятие вынуждено будет сократить объемы производства изделия «Бета» до 10000 шт. При этом совокупный маржинальный доход от реализации изделия «Бета» сократится на 120600 ден.ед. (522600 – 402000), а прибыль уменьшится на 61920 ден.ед. При реализации дополнительного объема изделия «Альфа» по цене 40 ден.ед. предприятие получит прибыль 20600 ден.ед. В данном случае снижение прибыли от реализации запланированного объема изделий говорит о том, что вносить изменения в оптимальную производственную программу нежелательно. Но в расчете на будущую перспективу, возможен вариант частичного сокращения производства других изделий на изделие «Альфа».
6. Заключение
За последнее десятилетие производственная деятельность большинства промышленных предприятий претерпела кардинальные изменения.
Становится предпочтительней операционная специализация участков, когда каждый участок выполняет определенный вид работ. Это необходимо для более рационального использования оборудования в условиях, когда производится большая номенклатура деталей, требующая одинаковых технологических процессов. Появились сложности с выполнением плана производства. Невыполнение плана производства, естественно, ведет к невыполнению плана отгрузок, а значит, к невыполнению плана по поступлениям платежных средств.
В течение последних лет в России наблюдается существенный рост промышленного производства. На некоторых предприятиях объем заказов стал ежегодно удваиваться, утраиваться. Для таких предприятий на первом месте стоит проблема производства этих заказов. Однако и этого многие произвести не могут. Во-первых, разучились, растеряли квалифицированных рабочих, морально и физически устарело оборудование. Во-вторых, часто новые образцы продукции разработаны, но производство их еще не освоено, не закончена технологическая подготовка производства.
Однако далеко не все проблемы производственного планирования обусловлены несоответствием возможностей предприятий. Есть и другие вопросы.
Более того, можно столкнуться с ситуацией, когда предприятия производят продукцию, на которую не была закончена технологическая подготовка производства, а значит, отсутствуют или весьма приблизительны нормы расхода материальных и трудовых ресурсов. Отсутствие реальных нормативов ведет к ошибкам при планировании затрат на материально - техническое снабжение.
Наиболее правильным подходом к планированию снабжения является создание нормативных запасов материалов на складе. В этом случае для каждого вида материалов и комплектующих необходимо рассчитать нормативный остаток на складе, который должен постоянно поддерживаться. Начать, конечно, следует с наиболее затратных материалов.
И вот здесь возникает еще одна большая проблема, так как достоверность и оперативность учета часто оставляют желать лучшего. На многих промышленных предприятиях остатки в цехах и на складах снимаются раз в месяц, если не раз в квартал.
Ежемесячный учет остатков возможен только в том случае, если предприятие всегда точно и в срок выполняет план производства и нормативная база корректна на 100%.
На основании вышесказанного можно с уверенностью утверждать, что в конечном итоге эффективность процесса бюджетирования определяет эффективность работы компании в целом. При этом внедрение и использование процедуры планирования помогает выявить и классифицировать многие проблемы компании, которые до этого могли оставаться в тени.
Список использованной литературы
1. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. - М.: Финстатинформ, 2000.
2. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Пер. с англ. / Под ред. С.А. Табалиной. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.
3. Калькуляция себестоимости продукции в промышленности: Учеб. пособие / В.А. Белобородова, А.П. Чечета, В.Т. Слабинский и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1989.
4. Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ – костинг»: Теория и практика. - М.: Финансы и статистика, 1993.
5. Николаева С.А. Управленческий учет (Пособие для подготовки к квалификационному экзамену на аттестат профессионального бухгалтера). – «Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2002.
6. Николаева С.А. Принципы формирования и калькулирования себестоимости. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ-костинг». - М.: Аналитика - Пресс, 1999.
7. Палий В.Ф. Основы калькулирования.-М.:Финансы и статистика, 2001
8. Стуков С.А. Система производственного учета и контроля. - М.: Финансы и статистика, 1988.
9. Управленческий учет: Учеб. пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. - М.: ФБК - ПРЕСС, 1999.
10. Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. - М.: Финансы и статистика, 1995.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |