Содержание:
1. Введение……………………………………………………………………………………….……..3
2. Понятие и классификация доходов организации
Признание доходов ………………..………………………………………………………………4
3. Документальное оформление и учет факта продажи продукции…….6
4. Учет и фактическая себестоимость выпущенной из производства продукции……………………………………………………………………………………………….17
5. Формирование и учет финансового результата от продаж………………20
6. Вывод…………………………………………………………………………………………………..22
7. Список используемой литературы…………………………………….25
Введение.
В России происходят глубокие экономические перемены, обусловленные возвращением страны в русло общих процессов мирового развития. Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Россия, вставшая на путь трудных реформ, сталкивается с множеством проблем. Одна из них – непрофессионализм в сфере управления, преобладание неквалифицированных руководителей на предприятиях всех уровней, стремление управлять методами, свойственными административно-командной системе.
Рыночные отношения, предусматривающие плюрализм форм собственности, право на полную хозяйственную самостоятельность и распоряжение результатами труда, в частности, в формировании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Особую роль в этом процессе играет механизм формирования доходов и расходов предприятий и организаций.
Целью данной работы является исследование проблемы учета доходов и расходов организации.
Предмет исследования. Предметом исследования особенности проблемы организации учета доходов и расходов в организации.
Объект исследования. Объектом исследования являются доходы и расходы организации.
2.Понятие и классификация доходов организации.
Признание доходов.
В соответствии с ПБУ 9/99 доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и погашения обязательств, которые приводят к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:
сумм НДС, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;
по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;
в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг; задатка;
в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;
в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.
Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направления деятельности организации подразделяются на:
а) доходы от обычных видов деятельности (выручка от продажи продукции и товаров; поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг). Доходы от обычных видов деятельности отражают на счете 90 "Продажи";
б) прочие поступления (операционные доходы, внереализационные доходы, чрезвычайные доходы).
Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг.
К доходам по обычным видам деятельности можно отнести доходы, непосредственно связанные с основной уставной деятельностью предприятия могут включать:
выручку от продажи продукции, товаров, выполнения работ и услуг;
выручку от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, если этот вид деятельности считается основным (арендная плата);
поступления от предоставления за плату во временное пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, если этот вид деятельности считается основным (лицензионные платежи (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности);
поступления от участия в уставных капиталах других организаций, если это является уставной деятельностью.
Доходы, получаемые организацией от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к операционным доходам.
Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.
В соответствии с п.12 ПБУ 9/99 выручка признается в бухгалтерском учете при следующих условиях:
1) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
2) сумма выручки может быть определена;
3) имеется уверенность в увеличении экономических выгод в результате конкретной операции;
4) право собственности (владения, пользования, распоряжения) на продукцию (товар) перешло к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
5) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
Если в отношении денежных средств или иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете признается не выручка, а кредиторская задолженность.
Для признания выручки от предоставления за плату во временное пользование своих активов и от участия в уставных капиталах других организаций должны быть одновременно соблюдены условия 1), 2) и 3).
Выручка от включения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления может признаваться по мере готовности работы, услуги, продукции или по завершении выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом.
Если сумма выручки от продажи продукции (работ, услуг) не может быть определена, то она принимается к учету в размере признанных в учете расходов по изготовлению этой продукции, выполнению работ, оказанию услуг, которые будут впоследствии возмещены организации.
3.Документальное оформление и учет факта продажи продукции.
Отгрузка продукции покупателям осуществляется со склада готовой продукции или непосредственно из цеха на основании договора с покупателем (заказчиком) и приказа-накладной, выписываемой отделом сбыта (маркетинга) в двух экземплярах и объединяющего два документа: приказ для склада и накладную на отпуск. В дальнейшем эта информация используется данным отделом как основа для организации оперативного учета отгрузки продукции в целях выполнения договорных обязательств, предусмотренных в договоре купли-продажи его участниками. Согласно ему одна сторона — поставщик имеет право требовать получения денег за поставленную продукцию, а другая — покупатель обязана оплатить эту продукцию.
В процессе отгрузки продукции, выполненных работ или оказанных услуг их стоимость, по которой они учитывались в балансе, увеличивается на сумму издержек, связанных с продажей (сбытом) продукции, работ, услуг, возмещаемых в дальнейшем покупателем по договорной (контрактной) цене.
Информация, содержащаяся в приказе-накладной, должна соответствовать условиям поставки, предусмотренным в соответствующем договоре с конкретным покупателем. Приказ-накладная подписывается начальником отдела маркетинга, материально ответственным лицом и экспедитором. Первый экземпляр вместе с товарной накладной (ф. № ТОРГ-12) передается экспедитору для указания количества отправленных мест, суммы транспортных расходов согласно железнодорожному тарифу до станции назначения, а второй остается у материально ответственного лица как основание для отпуска, о чем делается запись в карточке учета материалов (ф. № М-17). В дальнейшем оба экземпляра сдаются в бухгалтерию; первый — экспедитором вместе с квитанцией о приемке груза транспортной организацией, а второй — при отчете кладовщика или другого материально ответственного лица. В зависимости от способа отгрузки продукции, отраслевых особенностей производства и других условий в качестве первичного документа организации могут применять накладную на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15), товарную накладную и т. п. После этого бухгалтерия выписывает счет и платежное требование на имя покупателя.
Все организации, являющиеся плательщиками НДС, кроме того, обязаны выписывать покупателям счет-фактуру на продажу продукции (работ, услуг). В соответствии со ст. 169 НК РФ счетом-фактурой признается документ, служащий основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или его возмещению. Регистрация их осуществляется в журнале учета выставленных счетов-фактур в хронологическом порядке.
Счет-фактура должен содержать следующую информацию:
- порядковый номер и дату выписки;
-полное или сокращенное наименование и идентификационный
номер продавца товара (работы, услуги) в соответствии с учредительными документами;
-наименование получателя товара (работы, услуги) и его идентификационный номер;
- наименование товара (работы, услуги);
- единицу измерения, цену за единицу;
- страну происхождения товара;
- стоимость (цену) товара (работы, услуги);
- номер грузовой таможенной декларации (ГТД);
- сумму НДС;
- дату представления и пр.
Счет-фактура составляется в двух экземплярах, один из которых должен представляться поставщиком плательщику при отгрузке продукции, выполнении работ или оказании услуг, а второй остается у продавца и хранится в указанном выше журнале.
Счет-фактура составляется для исчисления НДС на суммы поступившей предварительной оплаты в счет предстоящей поставки продукции, средств от взимания штрафов, взыскания пеней, выплаты неустоек за нарушение обязательств по указанной поставке.
В ситуации, когда организация выполняет свои обязательства перед физическим лицом — предпринимателем без образования юридического лица, счет-фактура выписывается в установленном порядке с указанием соответствующей информации по конкретному физическому лицу — покупателю (заказчику). Права на возмещение данного налога из бюджета указанные лица не имеют.
Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации, а также лицом, ответственным за отпуск товаров (работ, услуг). При необходимости счет-фактура может быть подписан и другим ответственным лицом, полномочия которого закреплены распоряжением (приказом) руководителя организации.
Регистрация счетов-фактур ведется в книге продаж в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство. В ней регист
Продавец выписывает счет-фактуру с регистрацией в книге продаж при получении денежных средств в виде авансовых и других платежей. Эти записи в момент отгрузки продукции (выполнении работ, оказании услуг) корректируются в сторону уменьшения на сумму начисленного ранее налога по этим платежам.
Организация вправе не соблюдать пятидневный срок выставления счетов-фактур. Возможно выставлять их по итогам отчетного месяца, но в любом случае не позднее 5-го числа следующего месяца. Однако эти отступления допустимы для предприятий тех видов экономической деятельности (нефтяной и газовой, энергетики и пр. промышленности), которые осуществляют долгосрочные поставки продукции одному и тому же покупателю.
В организациях, имеющих обособленные подразделения и филиалы, оформление счетов-фактур допускается печатью как самой организации, так и указанных подразделений, а также специальной печатью для счетов-фактур. Также подразделения не обязаны направлять в головную организацию журналы выставленных и полученных счетов-фактур. Достаточно передать туда только книги покупок и книги продаж.
Все бланки счетов-фактур должны быть заранее пронумерованы в пределах отчетного года. Если они не использованы в отчетном году, то подлежат использованию в следующем отчетном периоде. Нумерация новых бланков осуществляется в порядке возрастания номеров, начиная с последнего присвоенного номера. В начале отчетного года нумерация начинается вновь с единицы. Можно вести книги продаж (покупок) с помощью ПК, распечатывая их не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем (кварталом), с указанием нумерации страниц. Страницы нумеруются, прошнуровываются и скрепляются печатью.
После выполнения своих обязательств перед покупателем в форме отгрузки продукции, выполнения работ или оказания услуг поставщик выписывает платежное требование. Оно представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить стоимость предъявленных обязательств. Платежное требование выписывается поставщиком в трех или четырех экземплярах в зависимости от того, одним или двумя банками обслуживается данная операция.
Исходя из условий договора участников сделки, покупатель принимает к оплате платежное требование поставщика с акцептом (согласием на оплату) или расчеты осуществляются без его распоряжения (в безакцептном порядке).
Выручкой от реализации продукции (работ, услуг) называются денежные средства, поступившие на расчетный счет предприятия за отгруженную покупателю продукцию. По международным стандартам момент реализации считается “по отгрузке”. Выручка от продаж состоит из доходов от продажи продукции, товаров, работ, услуг без налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж и иных оборотных налогов. Себестоимость продаж включает расходы на проданные товары и продукцию, работы и услуги, кроме коммерческих и управленческих расходов.
В российском бухгалтерском учете одним из условий признания выручки является право на ее получение, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом, а необходимым условием признания момента продажи — выполнение договора, которым была оформлена сделка. ГК РФ определяет, что по норме статьи 420 договор является соглашением двух или нескольких лиц об установленном изменении или прекращении гражданских прав.
Договор является основанием возникновения прав и обязанностей сторон.
Наиболее распространенная форма договора, которую используют организации для оформления продаж продукции, работ, услуг договор купли-продажи и его разновидность — договор поставки.
В силу статьи 454 ГК РФ договор купли-продажи определен как договор, по которому одна сторона — продавец — обязуется передать продукцию, работы, услуги в собственность другой стороне — покупателю, а покупатель обязуется принять эту продукцию, работы, услуги и уплатить за них определенную денежную сумму — цену.
На организацию бухгалтерского учета процесса продаж влияют:
• момент реализации для целей налогообложения;
• схема расчетов за продукцию, работы, услуги;
• момент перехода права собственности в договоре.
Их сочетание определяет порядок документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета процесса продаж.
При формировании бухгалтерской модели по учету процесса продаж особое место занимают формы договорных отношений. Грамотное бухгалтерское оформление договоров, учитывая преимущества и недостатки тех или иных видов договоров, может существенно сказываться на финансовом результате.
Ситуация 1. Продукция, работы, услуги продаются на условиях их предварительной оплаты, но согласно договору право собственности на них переходит к покупателю в момент передачи продукции, работ, услуг.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов дебиторская задолженность сторон договора по перечисленному покупателем авансу должна быть отражена на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Поскольку при отгрузке продукции, работ, услуг организацией-
продавцом покупателю право собственности на них переходит к покупателю, то эти продукция, работы, услуги должны быть списаны с баланса организации-продавца как проданные.
Приведем схему бухгалтерских записей по отражению указами
операций в ситуации 1.
1. Отражается получение аванса от покупателя:
Д-т счета 51 «Расчетные счета»
К-т счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — сумма фактически полученных денежных средств в виде аванса.
2. Начисляется задолженность бюджету по НДС с полученного аванса - Д-т счета
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» К-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» — сумма НДС, начисленная на полученный аванс.
3. Отражается продажа продукции, работ, услуг покупателю:
Д-т счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т счета 90 «Продажи» / субсчет 1 «Выручка» — договорная стоимость продукции, работ, услуг.
4. Списываются проданные, перешедшие в собственность покупателя продукция, работы, услуги:
Д-т счета 90 «Продажи»/субсчет 2 «Себестоимость продаж»
К-т счетов 20 «Основное производство», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» — фактическая себестоимость проданной продукции, работ, услуг, товаров.
5. Корректируется сумма ранее начисленной задолженности перед бюджетом по НДС с полученного аванса:
Д-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
К-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» — сумма НДС с полученного аванса методом «красного сторно».
6. Начисляется НДС с выручки от продаж продукции, работ, услуг:
Д-т счета 90 «Продажи» / субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость»
К-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» — сумма НДС с выручки от продаж продукции, работ, услуг.
Ситуация 2. Продукция, работы, услуги продаются на условиях их предварительной оплаты с переходом права собственности на них к покупателю в момент оплаты продукции, работ, услуг.
Моментом продажи продукции, работ, услуг для целей налогообложения согласно приказу об учетной политике организации-продавца выбрана их оплата. Однако право собственности с получением денег не переходит к покупателю, продукция, работы, услуги не считаются реализованными для целей налогообложения.
Продукция оплачена предварительно, и, следовательно, обязательна перед бюджетом по уплате налогов с продажи возникают сразу после отгрузки продукции, работ, услуг покупателю. Отсюда порядок синтетического учета аналогичен ситуации 1.
Ситуация 3. Продукция, работы, услуги продаются на условиях предварительной оплаты без их фактической передачи, и согласно договору право собственности на них переходит к покупателю в момент их полной оплаты.
В этом случае согласно условиям заключенного договора купли-продажи моментом перехода права собственности на продукцию, работы, услуги к покупателю является их оплата, что полностью изменяет по сравнению с ситуациями 1 и 2 и гражданско-правовое, и налоговое, и бухгалтерское значения.
Сохранение при этом за организацией-продавцом прав владения перешедшими в собственность покупателя материальными ценностями до их фактической отгрузки отразится в бухгалтерском учете записью по дебету забалансового счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Фактическая передача — отгрузка продукции покупателю отразится списанием их со счета 002 записью по кредиту.
Рассмотрим схему бухгалтерских записей операций по договору поставки для этой ситуации.
1. Отражается получение предварительной оплаты от покупателя:
Д-т счета 51 «Расчетные счета»
К-т счета 90 «Продажи» / субсчет 1 «Выручка» — сумма фактически
полученных денежных средств.
2. Списываются проданные продукция, работы, услуги, товары:
Д-т счета 90 «Продажи» / субсчет 2 «Себестоимость продаж»
К-т счетов 20 «Основное производство», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» — фактическая себестоимость проданной продукции, работ, услуг, товаров.
3. Начисляется НДС с выручки от продажи продукции, работ, услуг:
Д-т счета 90 «Продажи»/ субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость»
К-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» — сумма НДС с выручки от продажи продукции, работ, услуг.
4. Отражается возникновение права владения перешедшими в собственность покупателя материальными ценностями на срок до их фактической отгрузки:
Д-т счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» — стоимость материальных ценностей по договору поставки.
5. Отражается фактическая передача — отгрузка материальных ценностей организации-покупателю:
К-т счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» — стоимость материальных ценностей по договору поставки.
Ситуация 4. Продукция, работы, услуги реализуются на условиях их предварительной оплаты, но согласно договору и учетной политике организации-продавца право собственности на них переходит к покупателю в момент их окончательной оплаты.
Отличием данной ситуации от предыдущей является установленный приказом об учетной политике организации-продавца момент реализации — оплата. Материальные ценности продаются поставщиком на условиях предварительной оплаты, момент реализации в данном случае не меняет ни налоговой, ни бухгалтерской трактовки рассматриваемых нами операций. Отсюда порядок бухгалтерского учета в ситуации 4 аналогичен порядку в ситуации 3.
Ситуация 5. Продукция, работы, услуги реализуются на условиях их последующей оплаты, но согласно договору и учетной политике право собственности на них переходит к покупателю в момент их передачи.
По условиям договора право собственности на проданные продукцию, работы, услуги переходит к покупателю после их передачи. В соответствии с приказом об учетной политике организации, обязательства перед бюджетом по уплате налогов с продажи продукции признаются сразу после перехода к покупателю права собственности на них в момент их отгрузки. На основании документов на отгрузку в бухгалтерском учете продукция, работы, услуги, переданные покупателю, должны быть списаны как проданные. В учете организации-продавца возникает дебиторская задолженность покупателей по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и начисляется кредиторская задолженность по НДС.
Приведем схему бухгалтерских записей, отражающих исполнение договора купли-продажи, для пятой ситуации.
1. Отражается продажа продукции, работ, услуге переходом права собственности на них к покупателю:
Д-т счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т счета 90 «Продажи»/ субсчет 1 «Выручка» — договорная стоимость продукции, работ, услуг с НДС.
2. Списываются проданные продукция, работы, услуги:
Д-т счета 90 «Продажи» / субсчет 2 «Себестоимость продаж»
К-т счетов 20 «Основное производство», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» — фактическая себестоимость проданной продукции, работ, услуг.
3. Начисляется задолженность бюджету по НДС с выручки от продажи продукции, работ, услуг:
Д-т счета 90 «Продажи»/ субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость»
К-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» — сумма НДС с выручки
от продажи продукции, работ, услуг.
Ситуация 6. Продукция, работы, услуги реализуются на условиях их последующей оплаты, но согласно договору право собственности на них переходит к покупателю в момент передачи продукции, работ, услуг и для целей налогообложения моментом реализации продукции, работ, услуг согласно учетной политике является момент их оплаты.
Согласно учетной политике организации-продавца моментом фактической реализации продукции для целей налогообложения, т.е. моментом признания обязательств перед бюджетом по уплате налогов с их реализации, является получение денег. В этом случае бухгалтерская трактовка факта перехода права собственности на материальные ценности к покупателю, как и продажи, отличается от его трактовки ряда целей налогообложения. Так как в учете продажа продукции, работ, услуг, а следовательно, и финансовый результат от них должны быть отражены в момент перехода права собственности к покупателю, уже при отражении хозяйственных операций по реализации прибыль от продажи уменьшается на сумму потенциальной задолженности перед бюджетом по НДС с выручки от продажи, которая станет реальной, когда продукция, работы, услуги будут оплачены покупателем. До этого момента потенциальная задолженность бюджету по НДС отражается на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Приведем схему записей бухгалтерского учета операций по продаже материальных ценностей у организации в данной ситуации.
1. Отражается продажа продукции, работ, услуг покупателю:
Д-т счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т счета 90 «Продажи» / субсчет 1 «Выручка» — договорная стоимость продукции, работ, услуг с НДС.
2. Списываются проданные продукция, работы, услуги:
Д-т счета 90 «Продажи» / субсчет 2 «Себестоимость продаж»
К-т счетов 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» — фактическая себестоимость проданной продукции, работ, услуг.
3. Начисляется потенциальная задолженность бюджету по НДС с выручки от продажи продукции, работ, услуг:
Д-т счета 90 «Продажи» / субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость»
К-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» сумма потенциальной задолженности по НДС с выручки от продажи продукции, работ, услуг.
4. Отражается получение от покупателя денег в оплату продукции, работ, услуг:
Д-т счета 51 «Расчетные счета»
К-т счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — сумма
фактически полученных денежных средств.
5. Начисляется реальная задолженность бюджету по НДС с выручки от продажи продукции, работ, услуг:
Д-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
К-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» — сумма задолженности бюджету по НДС в части оплаченных покупателем материальных ценностей.
Ситуация 7. Продукция, работы, услуги реализуются на условиях их последующей оплаты, но по договору право собственности на них переходит к покупателю в момент оплаты продукции, работ, услуг.
При отгрузке продукции, работ, услуг покупателю до их оплаты согласно условиям договора право собственности на них переходит к покупателю только после того, как товары будут им оплачены. Соответственно отгруженные продукция, работы, услуги до момента их оплаты продолжают находиться в собственности организации-продавца. Согласно требованиям Инструкции по применению Плана счетов отгруженные покупателю продукция, работы, услуги остаются в собственности организации и отражаются в учете на счете 45 «Товары отгруженные».
При получении от покупателя денег в оплату этих материальных ценностей факт перехода права собственности на них отражается в учете организации-продавца списанием их со счета 45. При этом независимо от выбранного в учетной политике организации момента продажи продукции, работ, услуг с получением денег совпадает и момент перехода права собственности, и следовательно, при отражении продажи продукции, работ, услуг в бухгалтерском учете продавца они считаются реализованными и для целей налогообложения.
Схема отражения указанных операций в бухгалтерском учете организаций будет выглядеть следующим образом:
1. Отражается отгрузка материальных ценностей покупателю:
Д-т счета 45 «Товары отгруженные»
К-т счетов 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» — фактическая себестоимость проданной продукции.
2. Отражается получение денег от покупателя:
Д-т счета 51 «Расчетные счета»
К-т счета 90 «Продажи» / субсчет 1 «Выручка» — сумма фактически поступивших денежных средств в пределах продажной стоимости продукции с НДС.
3. Списывается фактическая себестоимость реализованной продукции:
Д-т счета 90 «Продажи» / субсчет 2 «Себестоимость продаж»
К-т счета 45 «Товары отгруженные» - стоимость приобретения отгруженной продукции без НДС.
4. Начисляется задолженность бюджету по НДС с выручки от продажи продукции:
Д-т счета 90 «Продажи» / субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость»
К-т счета 68 «Расчеты по налогам и задолженности бюджету по НДС» с выручки от продажи продукции.
Таким образом, организация, выбирая конкретные виды заключаемых договоров, варьируя их условиями с целью достижения желаемых финансовых результатов или структуры активов организации, использует договорную политику в качестве инструмента налогового планирования, обеспечивая такое юридическое оформление хозяйственных операций, которое позволяет избегать возникновения дополнительных налоговых обязательств. Договорная политика предоставляет широкие возможности изменения финансового результата и имущественного положения организации.
4.Учет и фактическая себестоимость выпущенной из производства продукции.
Учет наличия и движения готовой продукции осуществляют на активном счете 43 «Готовая продукция». Этот счет используется организациями отраслей материального производства.
Готовые изделия, приобретенные для комплектации или в качестве товаров для продажи, учитывают на счете 41 «Товары». Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на сторону также не отражают на счете 43 «Готовая продукция». Фактические затраты по ним списывают со счетов учета затрат на производство в дебет счета 90 «Продажи». Продукция, не подлежащая сдаче на месте и не оформленная актом приемки, остается в составе незавершенного производства и на счете 43 «Готовая продукция» не учитывается,
Синтетический учет готовой продукции может осуществляться в двух вариантах: без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и с использованием счета 40.
При первом варианте, являющемся традиционным для нашей учетной практики, готовую продукцию учитывают на синтетическом счете 43 «Готовая продукция» по фактической производственной себестоимости. Однако аналитический учет отдельных видов готовой продукции осуществляют, как правило, по учетным ценам (нормативной себестоимости, договорным ценам и др.) с выделением отклонений фактической себестоимости готовой продукции от стоимости по учетным ценам отдельных изделий и учитываемых на отдельном аналитическом счете.
Оприходование готовой продукции по учетным ценам оформляют бухгалтерской записью по дебету счета 43 «Готовая продукция» и кредиту счета 20 «Основное производство».
По окончании месяца исчисляют фактическую себестоимость оприходованной готовой продукции, определяют отклонение фактической себестоимости продукции от стоимости ее по учетным иенам и списывают это отклонение с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета 43 «Готовая продукция» способом дополнительной бухгалтерской проводки или способом «красное сторно».
Если готовая продукция полностью используется в самой организации, то ее можно приходовать по дебету счета 10 «Материалы» и других аналогичных счетов с кредита счета 20 «Основное производство».
Отгруженную или сданную на месте готовую продукцию в зависимости от условий поставки, оговоренных в договоре на поставку продукции, списывают по учетным ценам с кредита счета 43 «Готовая продукция» в дебет счетов 45 «Товары отгруженные» или 90 «Продажи». По окончании месяца определяют отклонение фактической себестоимости отгруженной (реализованной) продукции от стоимости ее по учетным ценам и списывают с кредита счета 43 дополнительной проводкой или способом «красное сторно» в дебет счетов 45 или 90.
Готовую продукцию, переданную другим организациям для реализации на комиссионных началах, списывают с кредита счета 43 в дебет счета 45 «Товары отгруженные».
При использовании для учета затрат на производство продукции счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» синтетический учет готовой продукции осуществляют на счете 43 по нормативной ил плановой себестоимости.
По дебету счета 40 отражают фактическую себестоимость продукции (работ, услуг), по кредиту — нормативную или плановую себестоимость.
Фактическую производственную себестоимость продукции (работ, услуг) списывают с кредита счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» в дебет счета 40.
Нормативную или плановую себестоимость продукции (работ, услуг) списывают с кредита счета 40 в дебет счетов 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи» и других счетов (10, 11, 21, 28, 41 и др.).
Сопоставлением дебетовых и кредитовых оборотов по счету 40 на 1-е число месяца определяют отклонение фактической себестоимости продукции от нормативной или плановой и списывают с кредита счета 40 в дебет счета 90 «Продажи» и других счетов. При этом превышение фактической себестоимости продукции над нормативной или плановой списывают дополнительной проводкой, а экономию — способом «красное сторно». Счет 40 закрывают ежемесячно, и сальдо на отчетную дату он не имеет.
При использовании счета 40 отпадает необходимость в составлении отдельных расчетов отклонений фактической себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам по готовой, отгруженной и проданной продукции, поскольку выявленное отклонение по готовой продукции сразу списывают на счет 90 «Продажи».
В бухгалтерском балансе готовую продукцию отражают по фактической производственной себестоимости (если не используется счет 40);нормативной или плановой себестоимости (если используется счет 40);неполной (сокращенной) фактической себестоимости (по прямым статьям расходов), когда косвенные расходы списываются со счета 26 «Общехозяйственные расходы» в дебет счета 90 «Продажи»; неполной нормативной или плановой себестоимости (при использовании счета 40 и списании общехозяйственных расходов со счета 26 на счет 90).
К расходам на продажу относят расходы, связанные с продажей продукции (работ, услуг), оплачиваемые поставщиком. Расходы на продажу вместе с производственной себестоимостью образуют полную себестоимость проданной продукции. Расходы, связанные с продажей товаров, работ, услуг, учитываются на счете 44 «Расходы на продажу».
В состав расходов на продажу в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, включают:
- расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции (стоимость услуг своих вспомогательных цехов, занятых изготовлением тары и упаковки, стоимость тары, приобретенной на стороне, оплата затаривания и упаковки изделий сторонними организациями);
- расходы на транспортировку продукции (расходы на доставку
продукции на станцию или пристань отправления, погрузку в
вагоны, суда, автомобили и т.п., оплата услуг специализированных транспортно-экспедиционных контор);
- комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым и посредническим организациям, в соответствии с договорами;
- затраты на рекламу, включающие расходы на объявления в печати и по телевидению, проспекты, каталоги, буклеты, на участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными
документами покупателям или посредническим организациям
бесплатно, и другие аналогичные затраты;
- прочие расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке,
подсортировке и т.п.).
В организациях торговли на счете 44 могут отражаться расходы (издержки обращения) по перевозке товаров, оплате труда, аренде, содержанию зданий, сооружений, помещений и инвентаря, хранению и подработке товаров, рекламе, представительские расходы, другие аналогичные по назначению расходы.
Для учета расходов на продажу используют активный счет 44 «Расходы на продажу». По дебету этого счета учитывают расходы на продажу с кредита соответствующих материальных, расчетных и денежных счетов:
счета 10 «Материалы» — на стоимость израсходованной тары; счета 23 «Вспомогательные производства» — на стоимость услуг по отправке продукции со склада на станцию (пристань, аэропорт) отправления или на склад покупателя автотранспортом предприятия;
счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на стоимость услуг по отправке продукции покупателю, оказанных сторонними организациями;
счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — на оплату
труда работников, сопровождающих продукцию, и других счетов.
Аналитический учет по счету 44 ведут в ведомости учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и расходов на продажу по указанным ранее статьям расходов по видам и статьям расходов.
По истечении каждого месяца расходы на продажу списывают на себестоимость проданной продукции. На отдельные виды продукции они относятся прямым путем, а при невозможности распределяются пропорционально их производственной себестоимости, объему проданной продукции по оптовым ценам организации или другим способом.
Списание расходов на продажу оформляют следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 90 «Продажи»;
Кредит счета 44 «Расходы на продажу».
Если в отчетном месяце продается только часть выпущенной продукции, то сумму расходов по продаже распределяют между проданной и непроданной продукцией.
5. Формирование и учет финансового результата от продаж.
Для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году используют счет 99 "Прибыли и убытки". По кредиту этого счета отражают доходы и прибыли, а по дебету - расходы и убытки.
Хозяйственные операции отражают на счете 99 по так называемому кумулятивному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала года. Сопоставлением кредитового и дебетового оборотов по счету 99 определяют конечный финансовый результат за отчетный период. Превышение кредитового оборота над дебетовым отражается в качестве сальдо по кредиту счета 99 и характеризует размер прибыли организации, а превышение дебетового оборота над кредитовым записывается как сальдо по дебету счета 99 и характеризует размер убытка организации. Счет 99 имеет одностороннее сальдо.
Конечный финансовый результат организации складывается под влиянием:
а) финансового результата от продажи продукции (работ, услуг);
б) финансового результата от продажи основных средств, нематериальных активов, материалов и другого имущества (части операционных доходов и расходов);
в) операционных доходов и расходов (за вычетом результатов от продажи имущества);
г) внереализационных прибылей и убытков;
д) чрезвычайных доходов и расходов.
Различие между этими составными частями прибыли или убытков состоит в том, что финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) первоначально определяют по счету 90 "Продажи". Со счета 90 прибыль или убыток от обычной деятельности списывается на счет 99 "Прибыли и убытки".
Финансовый результат от продажи имущества, операционные и внереализационные доходы и расходы вначале отражают на счете 91 "Прочие доходы и расходы", с которого затем ежемесячно списывают на счет 99.
Чрезвычайные доходы и расходы сразу относят на счет 99 без предварительной записи на промежуточных счетах в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов с персоналом по оплате труда, денежных средств и т.п.
Кроме того, по дебету счета 99 отражают начисленные платежи на прибыль и суммы причитающихся налоговых санкций в корреспонденции со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам". Платежи по перерасчетам по налогу на прибыль также отражаются на счетах 68 и 99.
По окончании отчетного года счет 99 "Прибыли и убытки" закрывается. Заключительной записью декабря сумму чистой прибыли списывают с дебета счета 99 в кредит счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Сумма убытка списывается с кредита счета 99 в дебет счета 84.
Аналитический учет по счету 99 должен обеспечить формирование данных, необходимых для составления отчета о прибылях и убытках.
5.Вывод.
Таким образом, важнейшим экономическим показателем работы, определяющим эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия является объем реализации, в который включается отгруженная и отпущенная продукция.
Процесс продажи продукции, работ, услуг представляет собой завершающую стадию кругооборота средств любого предприятия (организации), обеспечивающий возмещение израсходованных средств производства, получение прибыли и создание фондов накопления. Объем продаж характеризует степень участия организаций в процессе воспроизводства в масштабах народного хозяйства и удовлетворении определенных общественных потребностей. Своевременное отражение операций по продаже на счетах необходимо для правильного выявления финансового результата от продажи продукции. Вот почему учет операций по продаже продукции, работ, услуг – важнейший участок работы бухгалтерии.
В системе организации бухгалтерского учета на предприятиях особое место занимает учет готовой продукции, ее отгрузки и реализации. По результатам реализации продукции предприятие определяет, насколько рентабельно оно работало, определяет прибыль от реализации.
В ходе процесса продаж у предприятия возникают неизбежные дополнительные к издержкам производства расходы, которое предприятие несет за свой счет. Эти расходы связаны с сортировкой продукции, ее упаковкой, транспортировкой до места назначения, обусловленного договором. Такие расходы расходами на продажу. При этом большое значение при реализации продукции (работ, услуг) придается договорам. В настоящих условиях основное значение придается реализации продукции по договорам-поставкам, договорам мены и договорам комиссии — важнейшим экономическим показателям работы, определяющим эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия. Сделки по продаже продукции (работ, услуг) осуществляются организациями в соответствие с договорами, оформленными исходя из положений ГК РФ.
Говоря о совершенствовании учета продажи продукции, материально-производственных запасов (товаров), а также учета в целом необходимо провести ряд мероприятий и создать центры финансовой ответственности, которые бы осуществляли контроль за сохранностью и движением материально-производственных запасов (товаров), пересмотреть документирование учета, а также провести пересмотр некоторых нормативных документов. Для увеличения продаж продукции предприятиям и организациям следует расширить рекламную деятельность, проводить рекламные акции и др. А чтобы повысить доход от реализации продукции (работ, услуг) предприятию необходимо повысить производительность труда, улучшить состояние материально-технической базы, сократить расходы, связанные с реализацией продукции.
Список используемой литературы:
О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21 ноября 1996г., №129 ФЗ // Российская газета. – 1996. – 28 ноября.
Положение по введению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности: Утверждено приказом Минфина РФ от 8 февраля 1996г., №10.
Приказ Минфина от 06.05.99 №32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации»» (ПБУ 9/99).
Приказ Минфина от 06.05.99 №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации»» (ПБУ 10/99).
Гражданский кодекс РФ. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.- 336с.
Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: учебник .- Изд. 8 – е, доп. и перераб. – Ростов н/Д:Феникс, 2007- 891с.
Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. Пособие. – 5 – е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 717С.
Соколов Я.В. Бухгалтерский учет: Учеб. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.:ТК Велби, Изд – во Проспект, 2008. – 776с.
24
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |