Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Аудит текущих обязательств

Вариант №8


Аудит текущих обязательств


Обязательство – это существующая на отчетную дату реальная задолженность организации, погашение которой вызывает уменьшение экономической выгоды в виде оттока ресурсов, чтобы удовлетворить претензии другой стороны. Обязательства являются результатом прошлых сделок или прошлых событий и подразделяются на краткосрочные (текущие) и долгосрочные. Обязательство должно классифицироваться как краткосрочное, если предполагается его оплата в ходе нормального операционного цикла организации или оно должно быть исполнено в течении 12 месяцев после даты баланса. Все остальные обязательства классифицируются как долгосрочные.


К текущим обязательствам относят краткосрочные займы банков и кредиторская задолженность хозяйствующего субъекта. Краткосрочные займы банков выдаются в соответствии с действующими нормативными документами на срок не более одного года, например, под товары отгруженные он равен времени фактического документооборота, но не более 30 дней. Расчетно-кредитные операции связанные с получением и погашением краткосрочных кредитов, учитываются на счетах 3010-3020 «Краткосрочные займы». Аналитический учет краткосрочных займов ведется по видам кредитов банкам, предоставившим их, и отдельным кредиторам. Овердрафт, представляющий собой вид краткосрочного кредита, выдаваемого клиенту сверх остатка денежных средств на его счете, а также кредиты банков, не оплаченные в срок, учитываются отдельно.


Цель аудита текущих обязательств предприятия состоит в выражении мнения аудитора о состоянии бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля за законностью возникновения и своевременностью погашения кредиторской задолженности; правильностью учета расчетов, правильностью произведения расчетов и платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, своевременностью их перечисления по следующим критериям: законности; достоверности; полноты; целесообразности.


В соответствии с указанной целью задачами аудита обязательств являются:


- проверка наличия и правильности оформления первичных документов, которая является основанием для учетных записей по текущим обязательствам предприятия;


- проверка синтетического и аналитического учета, их взаимосвязи и перенесения информации в главную книгу и финансовую отчетность, правильное использование соответствующих счетов нового Плана счетов;


- оценка состояния внутреннего контроля расчетов по обязательствам;


- проверка надлежащей классификации текущих обязательств и наличие соответствующих необходимых разъяснений в примечаниях к финансовой отчетности;


- оценка системы управления эффективностью использования заемных средств на предприятии.


Объекты аудита могут быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства или собственника: бухгалтерский учет, финансовая отчетность, налоговый учет, структура управления предприятием, состояние активов предприятия, финансовая устойчивость и платежеспособность и пр.


Объектами аудита текущих обязательств предприятия являются:


- кредиторская задолженность перед поставщиками, подрядчиками, покупателями и заказчиками;


- задолженность по внебюджетным платежам;


- задолженность по социальному страхованию и обеспечению;


- задолженность по расчетам с бюджетом;


- задолженность по расчетам с персоналом по оплате труда;


- расчеты с учредителями;


- внутрихозяйственные расчеты;


- расчеты с банками по ссудам;


- расчеты с государственными и муниципальными органами.


Источники информации для осуществления аудиторской проверки:


- законодательные, нормативные документы;


- хозяйственные договоры;


- коммерческие акты;


- внутренняя организационно-распорядительная документация;


- материалы предыдущих госконтроля и внутреннего контроля и аудита;


- учетная документация первичная, сводная (счета на оплату, счета-фактуры, доверенности, авансовые отчеты, отчеты кассира, накладные, выписки банка, товарно-транспортные накладные, платежные поручения, платежные ведомости ;


- регистры бухгалтерского учета


- данные инвентаризации;


- квартальная и годовая бухгалтерская отчетность, Главная книга, «Книга продаж», «Книга приобретений»;


- решения народных, хозяйственных судов по спорам между предприятиями по хозяйственным делам;


- статистическая отчетность по движению сумм кредиторской задолженности и проч.


Краткосрочные займы чаще всего носят характер коммерческого кредита под векселя и «партнерского» кредита под долговые обязательства.


В ходе аудита краткосрочных займов необходимо установить:


- на какие цели использованы займы, соответствуют ли эти цели условиям договора на получение кредита;


- что включено в состав обеспечения или гарантий займа;


- полноту и своевременность погашения займов (по выпискам банков);


- правильность уплаты процентов за кредит в соответствии с заключенным договором;


- законность и обоснованность получения от других субъектов ссуд (займов), а также полноту и своевременность их погашения;


- правильность ведения синтетического и аналитического учета, соответствие записей счетам подраздела 3010 «Краткосрочные банковские займы» записям в журнале-ордере №4 и бухгалтерском балансе.


Кроме того, аудитору в ходе проверки краткосрочных займов необходимо проверить:


- правильность уплаты процентов за займы и отнесение их на расходы периода;


- включены ли в раздел «Краткосрочные обязательства» в балансе показателей статьи «Текущая часть»;


- правильно ли определяются показатели по статьям «овердрафт»;


- данные аналитического учета по группе счетов 3020, которые ведутся по заимодавцам и срокам погашения займов;


- состояние расчетов по кредиторским займам от внебанковских учреждений;


- операции по группе счетов 3050 «Прочие краткосрочные финансовые обязательства».


К текущим обязательствам относятся краткосрочные займы банков и кредиторская задолженность хозяйствующего субъекта до одного года. Краткосрочные займы банков выдаются в соответствии с действующими нормативными документами на срок не более одного года.


Проверка краткосрочных обязательств по счетам расчетов должна осуществляться по следующим основным направлениям: наличие и правильность оформления документов, определяющие права и обязанности сторон по поставке материальных ценностей (работ, услуг); правильность оплаты или получения сумм за полученные или отгруженные материальные ценности; полнота оприходования и списания полученных ценностей.


При проверке следует обратить внимание на следующее:


- имеются ли договоры на поставку продукции (выполнение работ, услуг) и правильность их оформления;


- при наличии кредиторской задолженности необходимо установить дату возникновения и причину образования;


- имеется ли задолженность с истекшим сроком исковой давности, принимаются ли меры к ее взысканию.


- при поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы (неотфактурованные поставки), необходимо проверить, не числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков;


- проводилась ли инвентаризация расчетов (в необходимых случаях провести встречную проверку расчетов);


- полнота оприходования материальных ценностей (следует сопоставить данные об их количестве и стоимости по платежным документам с данными документов на их оприходование (счетов, товарно-транспортных накладных) и показателями аналитического учета расчетов с поставщиками, книгами складского учета;


- правильность установления цен на материальные ценности, соответствуют ли они ценам, указанным в договорах поставки;


- правильность списания затрат на себестоимость продукции;


- предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при нарушении договорных доказательств;


- правильность списания задолженности с истекшим сроком исковой давности;


- правильность отражения операций при оплате векселями;


- предъявлялись ли претензии поставщикам и подрядчикам в случае несоответствия цен и тарифов, обусловленных договорами, а также при выявлении арифметических ошибок в счетах; при обнаружении несоответствия качества стандартам или техническим условиям; за брак и простои, возникшие по вине поставщиков и подрядчиков;


- при проверке расчетов с подрядчиками следует установить: обеспечены ли объекты источником финансирования; имеется ли проектно-сметная документация на строящиеся объекты; нет ли приписок объемов выполненных работ;


- правильность ведения аналитического и синтетического учета;


- соответствие данных журнала-ордера № 3 по этим счета данным, указанным в Главной книге и балансе;


- правильность составления бухгалтерских проводок по счетам расчетов.


Кредиторская задолженность – это сумма обязательств (долга) предприятия другим юридическим и физическим лицам.


По характеру образования кредиторская задолженность делиться на нормальную и неоправданную.


Неоправданная кредиторская задолженность – просроченная задолженность финансовым органам – по расчету с бюджетом, персоналу предприятия – по оплате труда, поставщикам – по неоплаченным в срок расчетным документам и т.д.


К задачам аудита краткосрочной кредиторской задолженности относят:


1) проверку соблюдения платежной дисциплины;


2) изучение обоснованности применяемых при расчетах цен, тарифов и других стоимостных показателей;


3) проверку реальности сумм кредиторской задолженности;


4) разработку рекомендаций по упорядочению расчетов и снижению кредиторской задолженности.


К методам контроля, применяемым при аудите краткосрочной кредиторской задолженности относят следующие:


1. Нормативно-правовое регулирование, то есть определение законности задолженности, правомерности хозяйственных операций, в результате которых она возникла;


2. Документальный, то есть проверка документального подтверждения сумм задолженности, проверка регистров синтетического и аналитического учета в сопоставлении с данными первичных документов, контрольные сличения, счетно-вычислительные проверки и др.;


3. Фактический, то есть инвентаризация кредиторской задолженности.


Состояние кредиторской задолженности на начало и конец отчетного периода в балансе характеризуется остатками по следующим статьям:


1) Краткосрочные финансовые обязательства;


2) Обязательства по налогам;


3) Обязательства по другим обязательным и добровольным платежам;


4) Краткосрочная кредиторская задолженность;


5) Краткосрочные оценочные обязательства;


6) Прочие краткосрочные обязательства.


2. Программа проведения аудита в ТОО «Вертикаль»

Проверяемая организация Строительная организация «Вертикаль»


Период аудита 13.10.2008-3.11.2008


Количество человеко- часов 264 человеко - часов


Руководитель аудиторской группы Пернебаева А.


Состав аудиторской группы Пернебаева А., Макатаева


Планируемый аудиторский риск 0,05


Планируемый уровень существенности 130000


Таблица 1


Программа аудита текущих обязательств





















































































№ п/п
Перечень аудиторских процедур по разделам аудита
Период проведения
Исполнитель
Рабочие документы аудитора
Примечание
1 Проверка наличия и правильности оформления документов на приобретение ТМЗ и долгосрочных активов 13-14.10.2010 Пернебаева А. Договоры, счета-фактуры, платежные документы и др. Внимание обратить на приобретение ТМЗ
2 Проверка обоснованности, своевременности и правильности оформления предъявляемых претензий по количеству и качеству ТМЗ и долгосрочных активов 15-16.10.2010 Пернебаева А., Макатаева Претензионное заявление с приложением соответствующих документов, иски, предъявленные поставщику, журнал-ордер №8, Главная книга и др. Юридические основы предъявляемых претензий
3 Проверка полноты и своевременности оприходования полученных ценностей или учета выполненных работ или услуг 17-18.10.2010 Пернебаева А. Акты приемки, накладные, счета-фактуры, платежные поручения, приходные ордера, карточки складского учета, ведомость по учету материалов, журнал-ордер №6, Главная книга, баланс и др. Анализ приемно-расходной документации
4 Проверка достоверности, реальности и законности задолженности 19-20.10.2010 Пернебаева А., Макатаева Договоры, проектно-сметная документация, акты выполнения работ, счета-фактуры, платежные поручения, журнал-ордер №6, Главная книга Рассмотрение кратковременной кредиторской задолженности
5 Проверка правильности осуществления расчетов с использованием векселей и изъятия НДС 21-22.10.2010 Пернебаева А. Вексель, приходные платежные документы, журналы-ордера 5-6, налоговые счета-фактуры, декларация по налогу на НДС, Главная книга Соотнесение данных с Законодательством РК
6 Проверка правильности составленных корреспонденций счетов, соответствие данных аналитического данным синтетического учета 23-24.10.2010 Пернебаева А., Макатаева Счета-фактуры, платежные поручения, журнал-ордер №6, Главная книга, баланс Анализ бухгалтерских записей, документов
7 Проверка целей использования займов 25-26.10.2010 Пернебаева А. Приходные платежные документы, счета-фактуры Соответствует ли целевое назначение кредита расходам периода
8 Анализ своевременности погашения займов, правильности уплаты процентов 27-28.10.2010 Пернебаева А., Макатаева Договора, акты кредитования Рассмотрение сроков кредитования, процентных ставок
9 Законность и обоснованность получения от других субъектов ссуд (займов), полноту и своевременность их погашения 29-30.10.2010 Пернебаева А. Договора Юридические основы кредитования
10 Правильность ведения синтетического и аналитического учета, соответствие записей счетам подраздела 3010 «Краткосрочные банковские займы» записям 31.10.2008-1.11.2010 Пернебаева А., Макатаева журнал-ордер № 4 и бухгалтерский баланс Анализ бухгалтерских записей, документов
11 Составление аудиторского заключения 2-3.11.2010 Пернебаева А. Весь перечень документов

Руководитель аудиторской фирмы


_________________________


Руководитель аудиторской группы


_________________________


Расчет аудиторского риска и существенности


Аудиторский риск - риск, который берет на себя аудитор, давая заключение о полной достоверности данных внешней отчетности, в то время как там возможны ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора.


Существуют два основных метода оценки аудиторского риска:


1) оценочный (интуитивный), наиболее широко применяющийся в настоящее время российскими аудиторскими фирмами, заключается в том, что аудиторы исходя из собственного опыта и знания клиента определяют аудиторский риск на основании отчетности в целом или отдельных групп операций как высокий, вероятный и маловероятный и используют эту оценку в планировании аудита;


2) количественный метод предполагает количественный расчет многочисленных моделей аудиторского риска (будет произведен ниже).


Предпринимательский риск - влияние не зависящих от аудитора обстоятельств деловой активности клиента на ухудшение его финансовых позиций в то время как аудитор подтвердил их устойчивость.


Аудиторский риск является предпринимательским риском аудиторской фирмы, поэтому его величина отражает положение фирмы на рынке аудиторских услуг и степень конкурентности рынка.


Предварительно установленная величина аудиторского риска отражает склонность аудитора к риску, его представление о той экономической среде, в которой он действует.


Факторная модель аудиторского риска:


АР=НР*КР*ДР, где


АР - аудиторский риск.


НР - наследственный (присущий) риск. Это степень восприимчивости отчетности к материальным ошибкам в результате влияния ряда субъективных и объективных факторов.


КР - риск контроля. Это оценка аудитором структуры внутреннего контроля клиента с целью определения ее эффективности при предотвращении или исправлении ошибок в учете и отчетности.


ДР - детекционный риск. Это риск, который аудитор желает определить на случай, если он не сумеет найти материальной ошибки в отчетности.


Будем считать, что:


НР равен 50%;


КР равен 40%;


АР равен 2%.


Риск аудита примем равным 5%.


Риск необнаружения = 5% /(50% + 60%)= 0,05%.


Балансовая прибыль предприятия – 75,6 тыс. тенге;


Объем текущих обязательств – 25,6 тыс. тенге;


Остаток собственных средств – 326,8 тыс. тенге;


Собственный капитал – 159,54 тыс. тенге;


Общие затраты – 632,0 тыс.тенге.


Найдем среднее значение:


(75,6+25,6+326,8+159,54+632)/5 = 243,9


(25,6+326,8+632)/3 = 128,13 тыс. тенге – усреднение показателей


Полученную величину допустимо округлить до 130 тыс. тенге и использовать данный количественный показатель в качестве значения уровня существенности. Различие до и после округления составляет: (130-128,13)*128,15*100% = 2,3%, что находится в переделах 20%.


Расчет человеко-часов:


Расчет производится исходя из продолжительности проверки 22 дня, продолжительности рабочего дня – 6 часов и количества работающих аудиторов – 2 человека. Итого: 22*6*2 = 264 человеко – часов.


Аудиторское заключение


1. Документы на приобретение и выбытие ТМЗ ведутся в соответствии с нормой, имеются небольшие нарушения сумм приобретения;


2. Претензии к количеству и качеству ТМЗ несущественны, ведутся отдельно от остальных документов;


3. Оприходование ценностей отражается в приходных ордерах, сроки и суммы соответствуют счетам-фактурам;


4. Проектно-сметная документация указывает на наличие задолженностей в размере 25,6 тыс. тенге, которые необходимо выплатить к концу отчетного периода;


5. Налог взимается в соответствии с Налоговым Законодательством РК;


6. Корреспондентские счета аналитического и синтетического учета соответствуют друг другу;


7. Целевое назначение займов немного отклонено, использование ведется с небольшим расхождением;


8. Займы погашаются в срок, без просрочек, фиксированная процентная ставка;


9. Юридические основы кредитования соблюдены;


10. Синтетический и аналитический учет ведутся верно, данные соответствуют друг другу.


Рекомендации


1. Внедрение программного обеспечения бухгалтерского учета;


2. Вести контроль за ТМЗ;


3. Соблюдать целевое назначение кредитов;


4. Следить за сроками погашения текущих обязательств;


5. Усовершенствовать юридические основы кредитования.


Список использованной литературы


1. Закон РК «Об аудиторской деятельности в Республике Казахстан» от 20 ноября 1998 года (с дополнениями по состоянию на 5.05.2006 г.);


2. Методологические рекомендации по применению международных стандартов финансовой отчетности – Алматы: БИКО, 2008;


3. Международные стандарты аудита в РК – Алматы: Раритет, 2004;


4. Ержанов М.С. Аудит-1. – Алматы: Бастау, 2005;


5. Аблечов Д.О. Финансовый контроль и углубленный финансовый аудит. – Алматы, 2007.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.