Содержание
Задание №1. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия | 3 | |
1.1. | Анализ состава и динамики балансовой прибыли | 3 |
1.2. | Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ, услуг. | 7 |
1.3. | Ассортиментная политика предприятия и ее влияние на формирование прибыли | 11 |
1.4. | Анализ уровня среднереализационных цен. | 12 |
1.5. | Показатели рентабельности и методы их анализа | 14 |
2. | Задание №2. Оценка финансовой устойчивости | 21 |
2.1. | Оценка финансовой устойчивости предприятия на основе анализа соотношения собственного и заемного капитала. | 21 |
2.2. | Оценка операционного левериджа и запаса финансовой устойчивости предприятия | 26 |
2.3. | Анализ финансового равновесия между активами и пассивами и оценка финансовой устойчивости предприятия по функциональному признаку | 29 |
Список литературы | 36 |
Задание № 1
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
1.1. Анализ состава и динамики балансовой прибыли.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности — одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу.
Основные его задачи:
- систематический контроль за формированием финансовых результатов;
- определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;
- выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины;
- оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:
-маржинальная прибыль (разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции);
- прибыль от реализации продукции, товаров, услуг (разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода);
- общий финансовый результат до выплаты процентов и налогов (брутто - прибыль) (финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы);
- чистая прибыль — это та ее часть, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты процентов, налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;
- капитализированная (нераспределеннная) прибыль — это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов;
- потребляемая прибыль — та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы. Механизм формирования данных показателей представлен на рисунке 1.1
Рис. 1.1 Структурно-логическая модель формирования показателей прибыли
Основные источники информации: данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов; «Отчет о прибылях и убытках» (форма N9 2), «Отчет об изменениях капитала» (форма № 3), соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.
В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы.
Показатель | Базовый период | Отчетный период | Темп роста прибыли, % | ||
Сумма, тыс.руб. | Доля, % | Сумма, тыс.руб. | Доля, % | ||
Прибыль от реализации продукции, услуг до выплаты процентов и налогов | 15477 | 84,8 | 18597 | 83,6 | 120,2 |
Процентные доходы от инвестиционной деятельности | 2850 | 15,6 | 3860 | 17,4 | 118,8 |
Сальдо прочих операционных доходов и расходов | -500 | -2.7 | -1060 | -4,8 | 117,7 |
Сальдо внереализационных операционных доходов и расходов | 433 | 2,3 | 853 | 3,8 | 179,0 |
Чрезвычайные доходы и расходы | - | - | - | - | - |
Общая сумма брутто- прибыли | 18260 | 100 | 22250 | 100 | 121,85 |
Проценты к уплате за использование заемных средств | 2220 | 12,1 | 2585 | 11,6 | 116,4 |
Прибыль отчетного периода после уплаты процентов | 16040 | 87,9 | 19655 | 88,4 | 122,6 |
Налоги на прибыль | 3480 | 19,1 | 4200 | 18,9 | 120,7 |
Экономические санкции по платежам в бюджет | 690 | 3,8 | 780 | 3,5 | 113,0 |
Чистая прибыль | 11870 | 65,0 | 14685 | 66,0 | 123,7 |
В том числе: Потребленная прибыль | 7120 | 60,0 | 8760 | 59,7 | 123,0 |
Нераспределенная (капитализированная) прибыль | 4750 | 40,0 | 5925 | 40,3 | 124,7 |
Табл. 1.1 Анализ динамики и состава прибыли
Как показывают данные табл. 1.1, общая сумма брутто-прибыли за исследуемый период увеличилась на 21,85%. Наибольшую долю в ее составе занимает прибыль от реализации товарной продукций (83,6%). Удельный вес прочих финансовых результатов составляет всего 16,4%, что несколько больше, чем в прошлом периоде.
Следует основательно изучить факторы изменения каждой составляющей общей суммы брутто-прибыли.
1.2. Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ, услуг.
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации :, продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукций и определяются факторы изменения ее суммы (рис. 2.1).
Рис. 2.1 Структурно-логическая модель факторного анализа прибыли от основной
( операционной ) деятельности.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зави
сит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:
объема реализации продукции (VРП); ее структуры (
Объем реализации продукции
может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции
может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции
обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен
прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в табл.2.1.
Показатель | Базовый период | Данные базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода | Отчетный период |
Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В) | |||
Полная себестоимость реализованной продукции (З) | |||
Прибыль (П) | 15477 | 15498 | 18597 |
Таблица 2.1 Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс.руб.
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень.
Индекс объема продаж исчисляют путем сопоставления фактического объема реализации с базовым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу). На данном предприятии его величина составляет:
Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 10% и составить 13 930 тыс. руб. (15477х 0,9).
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен. Для этого из условной выручки нужно вычесть условную сумму затрат:
= 81032-65534 =15498 тыс.руб.
Требуется подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло ы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
= 97120-65534=31586 тыс.руб.
Порядок расчета данных показателей в систематизированном виде представлен в табл. 2.2.
Табл. 2.2 Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию
Показатель прибыли | Факторы | Порядок расчета | Прибыль , тыс.руб. | |||
Объем продаж | Структура продаж | Цены | Себестоимость | |||
15477 | ||||||
13930 | ||||||
15498 | ||||||
31586 | ||||||
18597 |
По данным табл. 2.2 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора. Изменение суммы прибыли за счет объема реализации продукции:
Структуры товарной продукции
Отпускных цен
Себестоимости реализованной продукции
Итого + 3120 тыс.руб.
Результаты расчетов показывают, что рост прибыли обусловлен в основном увеличением среднереализационных цен. Росту суммы прибыли на 1568 тыс. руб. способствовали также изменения в структуре товарной продукции, так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 12 989 тыс. руб. Но поскольку темпы роста цен на продукцию предприятия были выше темпов роста ее себестоимости, то в целом динамика прибыли положительна.
1.3. Ассортиментная политика предприятия и ее влияние на формирование прибыли.
Следует проанализировать также выполнение плана и динамику
прибыли от реализации отдельных видов продукции,
величина которой зависит от трех факторов первого уровня: объема продажи продукции, себестоимости и среднереализационных цен. Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:
П=
Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц ( на основании табл. 3.1)
Изделия | Объем продаж, шт. | Цена изделия, тыс. руб. | Себестоимость изделия, тыс. руб. | Сумма прибыли, Тыс. руб. | Изменение суммы прибыли, тыс. руб. | |||||||
Общее | В том числе за счет | |||||||||||
Объема продаж | Цены | Себестоимости | ||||||||||
А | 10455 | 12546 | 5.0 | 6,0 | 4,0 | 4,8 | 10455 | 15055 | +4600 | +2091 | +12546 | -10037 |
Б | 10045 | 5904 | 3.1 | 3,7 | 2,6 | 3,1 | 5022 | 3542 | -1480 | -2070 | +3542 | -2952 |
И т.д. | ||||||||||||
Итого | 20500 | 18450 | - | - | - | - | 15477 | 18597 | +3120 | +21 | +16088 | -12989 |
Табл. 3.1. Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции
= (12546-10455)*(5,0-4,0)=+2091 тыс.руб.;
Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции. Данные табл. 3.1 показывают, по каким видам продукции прибыль увеличилась, а но каким уменьшилась, и за счет каких факторов.
1.4. Анализ уровня среднереализационных цен
Большое значение при изучении ценовой политики имеет факторный анализ уровня среднереализационных цен. Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается делением выручки от реализации соответствующего изделия на объем его продаж за отчетный период. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки ее сбыта, конъюнктура рынка, сроки реализации, инфляционные процессы.
Качество товарной продукции - один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены, и наоборот.
Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества (
Где
По тем видам продукции, по которым цены устанавливаются в зависимости от сорта или кондиции, категории влияние качества продукции на изменение средней цены можно рассчитать способом абсолютных разниц : изменение удельного веса по каждому сорту умножается на базовую цену единицы продукции соответствующего сорта и результаты суммируются:
Методика расчета влияния сортового состава на уровень средней цены и на сумму прибыли показана в табл. 4.1 ,в результате повышения удельного веса продукции первого сорта и уменьшения второго сорта средняя цена изделия А Повысилась на 70 руб.
Сорт продукции | Цена, Руб. | Структура продукции | Изменение средней цены, Руб. | ||
+;- | |||||
Первый сорт | 5400 | 0,70 | 0,75 | +0,05 | (+0,05)*5400=+270 |
Второй сорт | 4000 | 0,30 | 0,25 | -0,05 | (-0,05)* 4000=-200 |
Итого | - | 1,00 | 1,00 | - | +70 |
Табл. 4.1. Влияние сортового состава на изменение среднего уровня цены изделия А
По такой же методике рассчитывается изменение средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта продукции (табл. 4.2 ) и сроков реализации (табл. 4.3)
Рынок сбыта | Цена изделия, Руб. | Объем продаж, Шт. | Структура рынков сбыта, % | Изменение средней цены, Руб. | |||
+;- | |||||||
Экспорт | 5915 | 5455 | 6900 | 52,2 | 55 | +2,8 | +165,6 |
Внутренний | 4000 | 5000 | 5646 | 47,8 | 45 | -2,8 | -112,0 |
Итого | 9915 | 10455 | 12546 | 100 | 100 | - | +53,6 |
Табл. 4.2. Влияние рынка сбыта продукции на изменение средней цены изделия А
В связи с изменением рынков сбыта продукции средний уровень цены изделия А повысился на 53,6 руб., а сумма прибыли — на 672,5 тыс. руб. (53,6 руб. • 12 546 шт.).
Сроки реализации | Цена изделия, Руб. | Объем продаж, Шт. | Структура рынков сбыта, % | Изменение средней цены, Руб. | |||
+;- | |||||||
В сезон | 5200 | 9410 | 10915 | 90 | 87 | +2,8 | -156 |
Несезонная продажа | 3200 | 1045 | 1631 | 10 | 13 | -2,8 | +96 |
Итого | 5000 | 10455 | 12546 | 100 | 100 | - | -60 |
Табл. 4.3. Влияние сроков реализации продукции на изменение средней цены изделия А
В связи с увеличением доли несезонных продаж в общем его объеме средняя цена реализации по изделию А снизилась на 60 руб.
Если на протяжении отчетного периода произошло изменение цен на продукцию в связи с инфляцией, то изменение цены по каждому виду продукции умножается на объем ее реализации после изменения цены и делится на общее количество реализованной продукции соответствующего вида за отчетный период.
1.5
.Показатели рентабельности и методы их анализа
Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1)показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
2 )показатели , характеризующие рентабельность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп
) до выплаты процентов и налогов к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп
):
Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по предприятию. При определении его уровня в целом по предприятию целесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализационные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности.
Аналогичным образом определяется доходность инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от инвестиционной деятельности (Пид
) относится к сумме инвестиционных затрат(ИЗ):
Рентабельность продаж (оборота)
рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг до выплаты процентов и налогов на сумму полученной выручки (Врп
). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
Рентабельность совокупного капитала исчисляется
отношением брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов (БП) к среднегодовой стоимости всего совокупного капитала (КL).
Рентабельность (доходность) операционного капитала
исчисляется отношением прибыли от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов (Под
) к среднегодовой сумме операционного капитала (ОК). Он характеризует доходность капитала, задействованного в операционном процессе:
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
Уровень рентабельности продукции
(коэффициент окупаемости затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет следующий вид:
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки.
Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому
виду продукции.
Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:
По данным табл.5.1 рассчитаем влияние этих факторов на изменение уровня рентабельности изделия Б способом цепной подстановки:
Вид продукции | Цена изделия, тыс. руб. | Себестоимость изделия, тыс. руб. | Рентабельность, % | Изменение суммы прибыли, тыс. руб. | |||||||
усл. | Общее | В том числе за счет | |||||||||
Цены | Себестоимости | ||||||||||
А | 5.0 | 6,0 | 4,0 | 4,8 | 25 | 44 | 25 | - | +19 | -19 | |
Б | 3.1 | 3,7 | 2,6 | 3,1 | 19,2 | 42,3 | 19,4 | +0,2 | +23,1 | -22,9 | |
И т.д. |
Табл. 5.1. Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции
Общее изменение рентабельности по изделию Б:
В том числе за счет изменения:
а) среднего уровня отпускных цен
б) уровня себестоимости продукции
Аналогичные расчеты делаются по каждому виду товарной продукции (табл. 5.1), из которой видно, какие виды продукции на предприятии более доходные, как изменился уровень рентабельности и какие факторы на это повлияли.
Необходимо также более детально изучить причины изменения среднего уровня цен и способом пропорционального деления рассчитать их влияние на уровень рентабельности. Поданным табл. 5.2 выполним этот расчет по изделию А (табл. 5.3).
Фактор | Изменение средней цены, руб. | Изменение суммы прибыли, тыс. руб | ||
Изделие А | Изделие Б | Изделие А | Изделие Б | |
Качество продукции | +70,0 | +50 | +878,2 | +295,2 |
Рынки и каналы сбыта | +53,6 | - | +672,5 | - |
Сроки реализации | -60,0 | -75 | -752,7 | -442,8 |
Инфляция | +936,4 | +625 | +11748 | +3690 |
Итого | +1000 | +600 | +12546 | +3542,4 |
Табл. 5.2. Факторы изменения среднереализационных цен
Фактор | Изменение цены, руб. | Изменение рентабельности, %. |
Качество продукции | +70,0 | +1,33 |
Рынки и каналы сбыта | +53,6 | +1,01 |
Сроки реализации | -60,0 | -1,14 |
Инфляция | +936,4 | +17,8 |
Итого | +1000 | +19,0 |
Табл. 5.3. Расчет влияния факторов, определяющих уровень средней цены реализации, на изменение уровня рентабельности изделия А
Дальше нужно установить, за счет каких факторов изменилась себестоимость единицы продукции, и аналогичным образом определить их влияние на уровень рентабельности.
Такие расчеты производятся по каждому виду продукции (услуг), что позволяет точнее оценить работу хозяйствующего субъекта и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.
Примерно таким же образом производится факторный анализ рен
табельности оборота.
Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:
Зная, из-за каких факторов изменилась прибыль и выручка от реализации продукции, можно узнать их влияние на изменение уровня рентабельности, последовательно заменяя базовый уровень каждого фактора данной модели на фактический отчетного периода.
Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции
зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:
Расчет их влияния производится также с помощью приема цепной подстановки.
Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности капитала.
Общая сумма брутто-прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (Уд
i
),себестоимости (Сi
), среднего уровня цен (Цi
) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).
Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (КL) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб
), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции.
Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности совокупного капитала можно записать в виде следующей модели:
При углубленном анализе необходимо изучить влияние факторов второго уровня, от которых зависит изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции и внереализационных результатов.
Задание № 2
Оценка финансовой устойчивости
2.1. Оценка финансовой устойчивости предприятия на основе анализа соотношения собственного и заемного капитала.
Финансовое состояние предприятий (ФСП), его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов предприятия, в первую очередь - от соотношения основных и оборотных средств, а также от уравновешенности отдельных видов активов и пассивов предприятия.
Поэтому вначале необходимо проанализировать структуру источников капитала предприятия и оценить степень финансовой устойчивости финансового
риска.
С этой целью рассчитывают следующие показатели:
1- коэффициент финансовой автономии
(или независимости) — удельный вес собственного капитала в общей валюте баланса;
2-коэффициент финансовой зависимости —
доля заемного капитала в общей валюте баланса;
3-коэффициент текущей задолженности —
отношение краткосрочных финансовых обязательств к общей валюте баланса;
4-коэффициент долгосрочной финансовой независимости
(коэффициент финансовой устойчивости) — отношение собственного и долгосрочного заемного капитала к общей валюте баланса;
5-коэффициент покрытия долгов собственным капиталом
(коэффициент платежеспособности) — отношение собственного капитала к заемному;
6-коэффициент финансового левериджа, или коэффициент финансового риска —
отношение заемного капитала к собственному.
Чем выше уровень первого, четвертого и пятого показателей и чем
ниже уровень второго, третьего и шестого показателей, тем устойчивее ФСП. В нашем примере (табл. 2.1.1) доля собственного капитала имеет тенденцию к понижению. За отчетный период она снизилась на 6%, так как темпы прироста собственного капитала ниже темпов прироста заемного капитала. Плечо финансового рычага увеличилось на 13 процентных пунктов. Это свидетельствует о том, что финансовая зависимость предприятия от внешних инвесторов значительно повысилась.
Показатель | Уровень показателя | Изменение | |
На начало периода | На конец периода | ||
Удельный вес собственного капитала в общей валюте баланса (коэффициент финансовой автономии предприятия) | 0,70 | 0,64 | -0,06 |
Удельный вес заемного капитала ( коэффициент финансовой зависимости) | 0,30 | 0,36 | +0,06 |
Коэффициент текущей задолженности | 0,19 | 0,27 | +0,08 |
Коэффициент долгосрочной финансовой независимости | 0,81 | 0,73 | - 0,08 |
Коэффициент покрытия долгов собственным капиталом | 2,33 | 1,78 | -0,55 |
Коэффициент финансового левериджа ( плечо финансового рычага) | 0,43 | 0,56 | +0,13 |
Табл. 2.1.1. Структура пассивов (обязательств) предприятия
Изменения, которые произошли в структуре капитала, с позиций инвесторов и предприятия могут быть оценены по-разному. Для банков и прочих кредиторов предпочтительной является ситуация, когда доля собственного капитала у клиентов более высокая — это исключает финансовый риск. Предприятия же, как правило, заинтересованы в привлечении заемных средств по двум причинам:
- проценты по обслуживанию заемного капитала рассматриваются как расходы и не включаются в налогооблагаемую прибыль;
- расходы на выплату процентов обычно ниже прибыли, полученной от использования заемных средств в обороте предприятия, в результате чего повышается рентабельность собственного капитала.
В рыночной экономике большая и все увеличивающаяся доля собственного капитала вовсе не означает улучшения положения предприятия, возможности быстрого реагирования на изменение делового климата. Напротив, использование заемных средств свидетельствует о гибкости предприятия, его способности находить кредиты и возвращать их, т.е. о доверии к нему в деловом мире.
Наиболее обобщающим из рассмотренных показателей является коэффициент финансового левериджа; все остальные показатели в той или иной мере определяют его величину.
Нормативов соотношения заемных и собственных средств
практически не существует. Они не могут быть одинаковыми для разных отраслей и предприятий. Доля собственного и заемного капитала в формировании активов предприятия и уровень финансового левериджа зависят от отраслевых особенностей предприятия. В тех отраслях, где медленно оборачивается капитал и высока доля долгосрочных активов, коэффициент финансового левериджа не должен быть высоким. В других отраслях, где капитал оборачивается быстро и доля основного капитала мала, он может быть значительно выше.
Для определения нормативного значения коэффициентов финансовой автономии, финансовой зависимости и финансового левериджа необходимо исходить из фактически сложившейся структуры активов и общепринятых подходов к их финансированию (табл. 2.1.2).
Вид актива | Удельный вес на конец года, % | Подходы к их финансированию | ||
агрессивный | умеренный | консервативный | ||
Внеоборотные активы | 58,5 | 40% - ДЗК | 20% - ДЗК | 10% - ДЗК |
60% - СК | 80% - СК | 90% - СК | ||
Постоянная часть оборотных активов | 23,0 | 50% - ДЗК | 25% - ДЗК | 100% СК |
50% - СК | 75% - СК | |||
Переменная часть оборотных активов | 18,5 | 100% КЗК | 100% КЗК | 50% - СК |
50% КЗК |
Табл. 2.1.2 . Подход к финансированию активов предприятия.
Примечание:
ДЗК -долгосрочный заемный капитал; СК - собственный капитал; КЗК - краткосрочный заемный капитал.
Постоянная часть оборотных активов
— это тот минимум, который необходим предприятию для осуществления операционной деятельности и величина которого не зависит от сезонных колебаний объема производства и реализации продукции. Как правило, она полностью финансируется за счет собственного капитала и долгосрочных заемных средств.
Переменная часть оборотных активов
подвержена колебаниям в связи с сезонным изменением объемов деятельности. Финансируется обычно за счет краткосрочного заемного капитала, а при консервативном подходе — частично и за счет собственного капитала.
Определим нормативную величину коэффициентов финансовой независимости, зависимости и финансового рычага:
при агрессивной финансовой политике
при умеренной финансовой политике
при консервативной финансовой политике
Судя по фактическому уровню данных коэффициентов (см. табл. 2.1), можно сделать заключение, что предприятие проводит умеренную финансовую политику и степень финансового риска не превышает нормативный уровень при сложившейся структуре активов предприятия.
Коэффициент финансового левериджа не только является индикатором финансовой устойчивости, но и оказывает большое влияние на увеличение или уменьшение величины прибыли и собственного капитала предприятия. Коэффициент финансового левериджа (ЗК/СК) является именно тем рычагом, с помощью которого увеличивается положительный или отрицательный ЭФР.
Уровень финансового левериджа
(У фл
) измеряется отношением темпов прироста чистой прибыли (∆ЧП%) к темпам прироста общей суммы прибыли до уплаты налогов и процентов по обслуживанию долга (∆БП%):
У фл
=∆ЧП% : ∆БП%
Он показывает, во сколько раз темпы прироста чистой прибыли превышают темпы прироста брутто-прибыли. Это превышение обеспечивается за счет ЭФР, одной из составляющих которого является его плечо (отношение заемного капитала к собственному). Увеличивая или уменьшая плечо рычага в зависимости от сложившихся условий, можно влиять на прибыль и доходность собственного капитала.
Рассчитаем уровень финансового левериджа по данным анализируемого предприятия.
Прошлый период | Отчетный период | Прирост, % | |
Прибыль до уплаты налогов и процентов, тыс. руб. | 14750 | 22250 | +50,8 |
Чистая прибыль после уплаты налогов и процентов, тыс. руб. | 9600 | 14685 | +53,0 |
У фл
=53,0:50,8= 1,043.
На основании этих данных можно сделать вывод, что при сложившейся структуре источников капитала каждый процент прироста брутто-прибыли обеспечивает увеличение чистой прибыли на 1,043%. В такой же пропорции будут изменяться данные показатели и при спаде производства. Используя эти данные, можно оценивать и прогнозировать степень финансового риска инвестирования.
Важными показателями, характеризующими структуру капитала и определяющими устойчивость предприятия, являются сумма чистых активов и их доля в общей валюте баланса. Величина чистых активов (реальная величина собственного капитала) показывает, что останется собственникам предприятия после погашения всех обязательств в случае ликвидации предприятия.
Согласно принятому порядку оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденного приказом МФ и ФКЦБ России, под стоимостью чистых активов понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету.
2.2. Оценка операционного левериджа и запаса финансовой устойчивости предприятия.
Как уже отмечалось, финансовая устойчивость предприятия во многом зависит от того, насколько оптимально сочетаются отдельные виды активов баланса, в частности основной и оборотный капитал, и, соответственно, постоянные и переменные издержки предприятия. Инвестирование капитала в основные производственные фонды обусловливает рост постоянных и относительное сокращение переменных затрат. Взаимосвязь между объемом производства, постоянными и переменными затратами выражается показателем производственного (операционного) левериджа, от уровня которого зависят прибыль предприятия и его финансовая устойчивость.
Уровень производственного левериджа исчисляется отношением темпов прироста прибыли от основной деятельности ∆П% (до выплаты налогов) к темпам прироста объема продаж в натуральном или стоимостном выражении (∆VРП%):
Уровень производственного левериджа показывает степень чувствительности прибыли к изменению объема производства. При его высоком значении даже незначительный спад или увеличение производства продукции приводит к существенному изменению прибыли. Более высокий уровень производственного левериджа обычно имеют предприятия с более высоким уровнем технической оснащенности производства. При повышении уровня технической оснащенности происходит увеличение доли постоянных затрат и уровня производственного левериджа. С ростом последнего увеличивается степень риска недополучения выручки, необходимой для возмещения постоянных расходов. Убедиться в этом можно, используя данные табл. 2.2.1.
Показатель | Предприятие | ||
А | В | С | |
Цена изделия, руб. | 800 | 800 | 800 |
Удельные переменные расходы, руб. | 300 | 250 | 200 |
Сумма постоянных затрат, тыс.руб. | 1000 | 1250 | 1500 |
Безубыточный объем продаж, шт. | 2000 | 2273 | 2500 |
Объем производства, шт. | |||
Вариант 1 | 3000 | 3000 | 3000 |
Вариант 2 | 3600 | 3600 | 3600 |
Прирост производства, % | 20 | 20 | 20 |
Выручка, тыс. руб.: | |||
Вариант 1 | 2400 | 2400 | 2400 |
Вариант 2 | 2880 | 2880 | 2880 |
Сумма затрат, тыс.руб.: | |||
Вариант 1 | 1900 | 2000 | 2100 |
Вариант 2 | 2080 | 2150 | 2220 |
Прибыль, тыс.руб.: | |||
Вариант 1 | 500 | 400 | 300 |
Вариант 2 | 800 | 730 | 660 |
Прирост прибыли, % | 60 | 82,5 | 120 |
Коэффициент производственного левериджа | 3 | 4,125 | 6 |
Табл. 2.2.1. Исходные данные для определения производственного левериджа
Данные табл. 2.2.1 показывают, что наибольшее значение коэффициента производственного левериджа имеет то предприятие, у которого выше отношение постоянных расходов к переменным. Каждый процент прироста выпуска продукции при сложившейся структуре издержек обеспечивает прирост валовой прибыли: на предприятии А — 3%, на предприятии В — 4,125, на предприятии С — 6%. Соответственно, при спаде производства прибыль на предприятии С будет сокращаться вдвое быстрее, чем на предприятии А. Следовательно, на предприятии С более высокая степень производственного риска.
У предприятия, у которого больше доля постоянных затрат, выше безубыточный объем продаж и меньше зона безопасности (запас финансовой устойчивости).
Чтобы определить запас финансовой устойчивости (ЗФУ), необходимо из выручки -вычесть безубыточный объем продаж и полученный результат разделить на выручку:
Безубыточный объем продаж определяется следующим образом :
=
Как показывает расчет (табл. 2.2.2), в прошлом году нужно было реализовать продукций на сумму 51 475 тыс. руб., чтобы покрыть все постоянные затраты. При такой выручке рентабельность равна нулю. Фактически выручка составила 80 400 тыс. руб., что выше критической суммы на 28 925 тыс. руб., или на 36%. Это и есть запас финансовой устойчивости, или зона безубыточности предприятия. В отчетном году запас финансовой устойчивости несколько увеличился. Выручка может уменьшиться еще на 41,2%, и только тогда рентабельность будет равна нулю. Если же выручка станет еще ниже, то предприятие будет убыточным, будет «проедать» собственный и заемный капитал и обанкротится. Поэтому нужно постоянно следить за запасом финансовой устойчивости, выяснять, насколько близок или далек порог рентабельности, ниже которого не должна опускаться выручка предприятия. Это очень важный показатель для оценки финансовой устойчивости предприятия.
Показатель | Прошлый период | Отчетный период |
Выручка от реализации продукции за минусом НДС, акцизов и др., тыс.руб. | 80400 | 97120 |
Прибыль от реализации, тыс. руб. | 12250 | 18597 |
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. | 68150 | 78523 |
Сумма переменных затрат, тыс.руб. | 46350 | 51955 |
Сумма постоянных затрат, тыс.руб. | 21800 | 26568 |
Сумма маржи покрытия, тыс.руб. | 34050 | 45165 |
Доля маржи покрытия в выручке, % | 0,4235 | 0,465 |
Безубыточный объем продаж, тыс.руб. | 51475 | 57135 |
Запас финансовой устойчивости: Тыс.руб. % | 28925 36,0 | 39985 41,2 |
Табл. 2.2.2. Расчет безубыточного объема продаж и запаса финансовой устойчивости предприятия
Операционный (деловой) риск
определяется изменчивостью спроса, цен продаж, цен снабжения и их соотношения: он минимизируется, если в условиях инфляции цены на продукцию предприятия растут пропорционально росту себестоимости продукции, и, напротив, возрастает, если темпы роста себестоимости продукции опережают темпы роста цен на нее.
2.3. Анализ финансового равновесия между активами и пассивами и оценка финансовой устойчивости предприятия по функциональному признаку.
Наиболее полно финансовая устойчивость предприятия может быть раскрыта на основе изучения равновесия между статьями актива и пассива баланса. При уравновешенности активов и пассивов по срокам использования и по циклам обеспечивается сбалансированность притока и оттока денежных средств, а следовательно, платежеспособность предприятия и его финансовая устойчивость. В связи с этим анализ финансового равновесия активов и пассивов баланса является основой оценки финансовой устойчивости предприятия, его ликвидности и платежеспособности.
Одни авторы отождествляют понятия «финансовое равновесие» и «финансовая устойчивость», другие, мнение которых мы разделяем, считают, что второе понятие шире первого, поскольку для финансовой устойчивости и стабильности ФСП важно не только финансовое равновесие баланса на определенную дату, но и гарантии сохранения его в будущем. Таковыми гарантами являются финансово-хозяйственные результаты деятельности предприятия: доходность капитала, рентабельность продаж, скорость оборачиваемости капитала, вложенного в активы, коэффициент устойчивости его роста.
Схематически взаимосвязь активов и пассивов баланса можно представить следующим образом.
1. Внеоборотные активы | Долгосрочныекредиты |
Собственныйкапитал | |
2. Оборотные активы | |
Краткосрочныеобязательства |
Согласно этой схеме основным источником финансирования внеоборотных активов, как правило, является перманентный капитал (собственный капитал и долгосрочные кредиты и займы).
Оборотные активы образуются как за счет собственного капитала, так и за счет краткосрочных заемных средств. Желательно, чтобы они были наполовину сформированы за счет собственного, а наполовину — за счет заемного капитала: в этом случае обеспечиваются гарантия погашения внешнего долга и оптимальное значение коэффициента ликвидности, равное 2.
Собственный капитал в балансе отражается общей суммой в разд. IIIпассива баланса. Чтобы определить, сколько его вложено в долгосрочные
активы,
необходимо из общей суммы внеоборотных активов вычесть долгосрочные кредиты банка для инвестиций в недвижимость.
Доля собственного капитала (Дск
) в формировании внеоборотных активов определяется следующим образом:
На начало периода | На конец периода | |
Внеоборотные активы (разд.1 баланса) | 30000 | 38000 |
Долгосрочные финансовые обязательства | 5000 | 6000 |
Сумма собственного капитала в формировании внеоборотных активов | 25000 | 32000 |
Доля в формировании внеоборотных активов,% долгосрочных кредитов и займов | 16,7 | 15,8 |
собственного капитала | 83,3 | 84,2 |
Чтобы узнать,
какая сумма собственного капитала используется в
обороте
,
необходимо от общей его суммы по разд. III пассива баланса вычесть сумму долгосрочных (внеоборотных) активов (разд. I актива баланса) за минусом той части, которая сформирована за счет долгосрочных кредитов банка.
На начало периода | На конец периода | |
Общая сумма перманентного капитала (сумма разд.3 и 4 пассива) | 36500 | 47600 |
Внеоборотные активы (разд. 1 баланса) | 30000 | 38000 |
Сумма собственного оборотного капитала | 6500 | 9600 |
Сумму собственного оборотного капитала ( чистые оборотные активы) можно рассчитать и таким образом: из общей суммы оборотных активов ( разд.2 баланса) вычесть сумму краткосрочных финансовых обязательств (разд.5 пассива за вычетом доходов будущих периодов и резерва предстоящих расходов и платежей).
Доля собственного (Дск
) и заемного(Дзк
) капитала в формировании оборотных активов определяется следующим образом:
На начало периода | На конец периода | |
Общая сумма оборотных активов | 15000 | 27000 |
Общая сумма краткосрочных обязательств предприятия (разд. 5) | 8500 | 17400 |
Сумма собственного оборотного капитала | 6500 | 9600 |
Доля в сумме оборотных активов,% собственного капитала | 43,3 | 35,5 |
Заемного капитала | 56,7 | 64,5 |
Приведенные данные свидетельствуют о снижении финансовой устойчивости предприятия и повышении зависимости от внешних кредиторов.
Рассчитывается также структура распределения собственного капитала, т.е. доля собственного оборотного капитала и доля собственного основного капитала в общей его сумме.
Отношение собственного оборотного капитала к общей его сумме получило Название «коэффициент маневренности капитала»,
который показывает, какая часть собственного капитала находится в обороте, т.е. в той форме, которая позволяет свободно маневрировать этими средствами. Коэффициент должен быть достаточно высоким, чтобы обеспечить гибкость в использовании собственных средств предприятия.
На начало периода | На конец периода | |
Сумма собственного оборотного капитала | 6500 | 9600 |
Общая сумма собственного капитала (разд.3) | 31500 | 41600 |
Коэффициент маневренности собственного капитала | 0,206 | 0,231 |
На анализируемом предприятии по состоянию на конец года доля собственного капитала, находящаяся в обороте, возросла на 2,5 процентного пункта, что следует оценить положительно.
Причины изменения величины собственного оборотного капитала (чистых оборотных активов) устанавливаются сравнением суммы на начало и конец периода по каждому источнику формирования постоянного капитала (разд. III и IV баланса) и по каждой статье внеоборотных активов (разд. I баланса).
Из табл. 2.3.1.видно, что за отчетный период сумма собственного оборотного капитала увеличилась на 3100 тыс. руб. — главным образом за счет прироста суммы добавочного капитала и нераспределенной прибыли. Дополнительное вложение капитала в основные фонды и долгосрочные финансовые инструменты вызвало уменьшение его величины.
Показатель | Расчет влияния | Уровень влияния, Тыс.руб. |
1. Перманентный капитал | ||
1.1 Уставный капитал | 10000-10000 | - |
1.2 Добавочный капитал | 16575-12725 | +3850 |
1.3 Резервный капитал | 1825-1500 | +325 |
1.4 Резерв предстоящих расходов и платежей | - | - |
1.5 Доходы будущих периодов | - | - |
1.6 Нераспределенная прибыль | 13200-7225 | +5925 |
1.7 Долгосрочные обязательства | 6000-5000 | +1000 |
2. Внеоборотные активы | ||
2.1 Нематериальные активы | -(3000-2500) | -500 |
2.2 Основные средства | -(25000-17500) | -7500 |
2.3 Незавершенное строительство | -(2500-4000) | +1500 |
2.4 Долгосрочные финансовые вложения | -(7500-6000) | -1500 |
Итого | +3100 |
Табл.2.3.1. Анализ влияния факторов на изменение наличия собственного оборотного капитала
Важным показателем, который характеризует финансовое состояние предприятия и его устойчивость, является обеспеченность запа
сов (материальных оборотных активов) устойчивыми источниками фи
нансирования,
к которым относится не только собственный оборотный капитал, но и краткосрочные кредиты банка под товарно-материальные ценности.
Обеспеченность запасов устойчивыми источниками финансирования устанавливается сравнением их сумм на соответствующую дату.
Излишек или недостаток плановых источников средств для форми
рования запасов (постоянной части оборотных активов) является од
ним из критериев оценки финансовой устойчивости предприятия,
в соответствии с которым выделяют четыре ее типа:
1. Абсолютная краткосрочная финансовая устойчивость,
если запасы (3) меньше суммы собственного оборонного капитала (СОК):
3<СОК;
2. Нормальная краткосрочная финансовая устойчивость,
при которой запасы больше собственного оборотного капитала, но меньше плановых источников их покрытия:
СОК < 3 <Ипл;
3. Неустойчивое (предкризисное) финансовое состояние,
при котором
нарушается платежный баланс, но сохраняется возможность восстановления равновесия платежных средств и платежных обязательств за счет привлечения временно свободных источников средств (Ивр
) в оборот предприятия: непросроченной задолженности персоналу по оплате труда, бюджету по налоговым платежам, органам социального страхования и т.д. Но поскольку капитал в запасах находится довольно продолжительное время, а сроки погашения данных обязательств наступят очень скоро, то вложение коротких денег в длинные активы может вызвать значительные финансовые трудности для предприятия.
3= Ипл
+ Ивр;
4. Кризисное финансовое состояние
(предприятие находится на грани банкротства), при котором
3>Ипл
+ Ивр;
Равновесие платежного баланса в данной ситуации обеспечивается за счет просроченных платежей по оплате труда, ссудам банка, поставщикам, бюджету и т.д. А это означает, что предприятие находится в кризисной ситуации.
Устойчивость финансового состояния может быть повышена пу
тем:
- ускорения оборачиваемости капитала в текущих активах, в результате чего произойдет относительное его сокращение на рубль оборота;
- обоснованного уменьшения запасов и затрат (до норматива);
- пополнения собственного оборотного капитала за счет внутренних и внешних источников.
Поэтому при внутреннем анализе осуществляется углубленное изучение причин изменения запасов и затрат, оборачиваемости оборотных активов, наличия собственного оборотного капитала.
Список литературы.
1. Владимирова Т.А., Соколов В.Г. Как оценить финансовое состояние фирмы. Элементы методики - Н.: ЭКОР, 1999.
2. Любушин М.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
3. Литвинов Д.В., Анализ финансового состояния предприятия: Справочное пособие. М.: Эскорт. 2005.
4. Русак Н.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования: Справочное пособие. – М.: Высшая школа, 2002.
5. Савицкая Г.В.Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2006.
6. Трохина С.Д., Ильина В.А. Управление финансовым состоянием предприятия. //Финансовый менеджмент. 2004.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |