Реферат по предмету "Финансовые науки"


Анализ финансово-хозяйственного состояния предприятия

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3

1. Анализ финансово-хозяйственного состоянияпредприятия………………..5
1.1.Предварительный обзор экономического и финансового положенияпредприятия………………………………………………………………...7
1.2.Оценка и анализ экономического потенциала организации………..8
1.3. Оценка и анализ результативностифинансово-хозяйственной деятельности………………………………………………………………17
1.4. Определение неудовлетворительной структурыбаланса предприятия……………………………………………………………….23
 
2.   Определение налоговой нагрузкипредприятия…………………………...27
 
3.  Методы оптимизации налоговых платежей и уменьшенияналоговых отчислений……………………………………………………………………….36
 
4. Разработка и обоснование предложений и рекомендаций поналоговому планированию на предприятии………………………………………………....45

Заключение……………………………………………………………………….50
Список использованной литературы…………………………………………...52
Введение
Современный период функционированияпромышленных предприятий в Российской Федерации — период изменения внешнейсреды хозяйствования, заключающийся в ужесточении конкурентной борьбы в сектореобрабатывающей промышленности (прежде всего со стороны иностранных и созданныхс привлечением иностранных инвестиций компаний) и увеличении давления состороны естественных монополистов, социальной сферы (как находящейся на балансепромышленных предприятий, так и в муниципальной собственности), государственныхорганов,— характеризуется наличием высоких транзакционных издержек ведениябизнеса, основная доля которых приходится на налоговое администрирование,имеющее сложную структуру и методологию взимания налоговых и иных приравненныхк налогам платежей, что, в свою очередь, требует формирования адекватнойналоговой политики со стороны предпринимательских кругов, направленной нанивелирование рестрикционной составляющей налоговой системы. Действительно,если проанализировать величину налоговой нагрузки, приходящуюся на промышленныйсектор экономики, которая по некоторым оценкам достигает 60% добавленной впродукт предприятием стоимости, и, учитывая, что добавочная стоимость,произведенная предприятием, складывается в основном из прожиточного минимумаперсонала предприятия, необходимого для восстановления его трудоспособности, иприбавочного продукта, распределяемого на иные цели (прибыль предпринимателя,налоги, инвестиции, содержание социальной сферы и другие), то становитсяочевидной необходимость рациональной и эффективной организации учета ипланирования налоговых издержек предприятия. Речь в данном случае должнавестись о научно обоснованной и практически целесообразной системе организацииналогового менеджмента, и, в частности, основной его составляющей — налоговомпланировании, способной в той или иной мере сгладить, а по возможности и вовсеэлиминировать институциональные риски, возникающие в связи с налогообложениемхозяйственной деятельности промышленных предприятий.
Организация эффективной системыналогового планирования на российских промышленных предприятиях помимо всегопрочего способна выступить связующим звеном между различными стадиями икомплексами общеэкономического планирования предприятия, как тактического, таки стратегического, ибо экономической конструкции под названием “налоговоепланирование” как никакому другому виду экономического планирования имманентноприсущ комплексный характер, выражающийся прежде всего в многообразиивзаимосвязей с различными проявлениями управленческого воздействия вовнутренней структуре организации. Иными словами, можно утверждать, чтоналоговое планирование, вплотную взаимодействуя с такими управленческимифункциями, как маркетинг, финансы, учет, кадровая политика, снабжение, в то жевремя является одним из базовых инструментов генерирования показателейэффективности функционирования предприятия, так как расчет последних без учетаналоговых последствий представляется весьма неразумным и иррациональным.Следовательно, налоговое планирование должно стать обязательным инструментариемв комплекте менеджмента российского предприятия при принятии того или иногоуправленческого решения.

1. Анализ финансово-хозяйственного состояния предприятия
Под финансовым состоянием понимается способность предприятияфинансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностьюфинансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционированияпредприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования,финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностьюи финансовой устойчивостью.
Финансовое состояние может бытьустойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия своевременнопроизводить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основесвидетельствует о его хорошем финансовом состоянии.
Финансовое состояние предприятия (ФСП)зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовойдеятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, тоэто  положительно влияет на финансовое положение предприятия. И наоборот,в результате недовыполнения плана по производству и реализации продукциипроисходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и какследствие — ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности
Устойчивое финансовое положение всвою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственныхпланов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтомуфинансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельностинаправлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежныхресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорцийсобственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования.
Главная цель анализа — своевременновыявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервыулучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
Анализ финансового состоянияорганизации предполагает следующие этапы:
1. Предварительный обзор экономического и финансового положения субъектахозяйствования.
1.1. Характеристика общей направленности финансово-хозяйственной деятельности.
1.2. Оценка надежности информации статей отчетности.
2. Оценка и анализ экономического потенциала организации.
2.1. Оценка имущественного положения.
2.1.1. Построение аналитического баланса-нетто.
2.1.2. Вертикальный анализ баланса.
2.1.3. Горизонтальный анализ баланса.
2.1.4. Анализ качественных изменений в имущественном положении.
2.2. Оценка финансового положения.
2.2.1. Оценка ликвидности.
2.2.2. Оценка финансовой устойчивости.
3. Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельностипредприятия.
3.1. Оценка производственной (основной) деятельности.
3.2. Анализ рентабельности.
3.3. Оценка положения на рынке ценных бумаг.

1.1. Предварительный обзор экономического и финансовогоположения предприятия
Анализ начинается с обзора основныхпоказателей деятельности предприятия. В ходе этого обзора необходиморассмотреть следующие вопросы:
· имущественное положение предприятия на начало и конец отчетного периода;
· условия работы предприятия в отчетном периоде;
· результаты, достигнутые предприятием в отчетном периоде;
· перспективы финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Имущественное положение предприятияна начало и конец отчетного периода характеризуются данными баланса. Сравниваядинамику итогов разделов актива баланса, можно выяснить тенденции измененияимущественного положения. Информация об изменении в организационной структуреуправления, открытии новых видов деятельности предприятия, особенностях работыс контрагентами и др. обычно содержится в пояснительной записке к годовойбухгалтерской отчетности. Результативность и перспективность деятельностипредприятия могут быть обобщенно оценены по данным анализа динамики прибыли, атакже сравнительного анализа элементов роста средств предприятия, объемов егопроизводственной деятельности и прибыли. Информация о недостатках в работепредприятия может непосредственно присутствовать в балансе в явном илизавуалированном виде. Данный случай может иметь место, когда в отчетности естьстатьи, свидетельствующие о крайне неудовлетворительной работе предприятия вотчетном периоде и о сложившемся в результате этого плохом финансовом положении(например, статья «Убытки»). В балансах вполне рентабельных предприятий могутприсутствовать также в скрытом, завуалированном виде статьи, свидетельствующиеоб определенных недостатках в работе.
Это может быть вызвано не только сфальсификациями со стороны предприятия, но и принятой методикой составленияотчетности, согласно которой многие балансовые статьи комплексные (например,статьи «Прочие дебиторы», «Прочие кредиторы»).
1.2. Оценка и анализ экономическогопотенциала организации
Оценка имущественного положения
Экономический потенциал организацииможет быть охарактеризован двояко: с позиции имущественного положенияпредприятия и с позиции его финансового положения. Обе эти стороныфинансово-хозяйственной деятельности взаимосвязаны — нерациональная структураимущества, его некачественный состав могут привести к ухудшению финансовогоположения и наоборот.
Согласно действующим нормативам,баланс в настоящее время составляется в оценке нетто. Однако ряд статейпо-прежнему носит характер регулирующих. Для удобства анализа целесообразноиспользовать так называемый уплотненный аналитический баланс-нетто,который формируется путем устранения влияния на итог баланса (валюту) и егоструктуру регулирующих статей. Для этого:
· суммы по статье «Задолженность участников (учредителей) по взносам в уставныйкапитал» уменьшают величину собственного капитала и величину оборотных активов;
·  на величину статьи «Оценочные резервы («Резерв по сомнительнымдолгам»)» корректируется значение дебиторской задолженности и собственного капиталапредприятия;
·  однородные по составу элементы балансовых статей объединяются внеобходимых аналитических разделах (долгосрочные текущие активы, собственный изаемный капитал).
Устойчивость финансового положенияпредприятия в значительной степени зависит от целесообразности и правильностивложения финансовых ресурсов в активы.
 В процессе функционированияпредприятия величина активов, их структура претерпевают постоянныеизменения. Наиболее общее представление об имевших место качественныхизменениях в структуре средств и их источников, а также динамике этих измененийможно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа отчетности.
Вертикальный анализ показывает структуру средствпредприятия и их источников. Вертикальный анализ позволяет перейти котносительным оценкам и проводить  хозяйственные сравнения экономическихпоказателей деятельности предприятий, различающихся по величине использованныхресурсов, сглаживать влияние инфляционных процессов, искажающих абсолютныепоказатели финансовой отчетности.
Горизонтальный анализ отчетности заключается в построенииодной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показателидополняются относительными темпами роста (снижения).Степень агрегированностипоказателей определяется аналитиком. Как правило, берутся базисные темпы ростаза ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать не только изменениеотдельных показателей, но и прогнозировать их значения.
Горизонтальный и вертикальный анализывзаимодополняют друг друга. Поэтому на практике не редко строят аналитическиетаблицы, характеризующие как структуру бухгалтерской отчетности, так и динамикуотдельных ее показателей. Оба этих вида анализа особенно ценны примежхозяйственных сопоставлениях, так как позволяют сравнивать отчетностьразличных по виду деятельности и объемам производства предприятий.
Критериями качественных изменений вимущественном положении предприятия и степени их прогрессивности выступаюттакие показатели, как:
· сумма хозяйственных средств предприятия;
· доля активной части основных средств;
· коэффициент износа;
· удельный вес быстореализуемых активов;
· доля арендованных основных средств;
· удельный вес дебиторской задолженности и др.
Формулы для расчета данныхпоказателей приведены в прил.2.
Рассмотрим их экономическуюинтерпретацию.
Сумма хозяйственных средств,находящихся в распоряжении предприятия. Этот показатель дает обобщеннуюстоимостную оценку активов, числящихся на балансе предприятия. Это учетнаяоценка, не совпадающая с суммарной рыночной оценкой его активов. Рост этогопоказателя свидетельствует о наращивании имущественного потенциала предприятия.
Доля активной части основных средств.Под активной частью основных средств понимают машины, оборудование итранспортные средства. Рост этого показателя в динамике обычно расцениваетсякак благоприятная тенденция.
Коэффициент износа. Показательхарактеризует долю стоимости основных средств, оставшуюся к списанию на затратыв последующих периодах. Коэффициент обычно используется в анализе какхарактеристика состояния основных средств. Дополнением этого показателя до 100% (или единицы) является коэффициент годности. Коэффициент износа зависит отпринятой методики начисления амортизационных отчислений и не отражает в полноймере фактического износа основных средств. Аналогично, коэффициент годности недает точной оценки их текущей стоимости. Это происходит из-за ряда причин:темпа инфляции, состояния конъюктуры и спроса, правильности определенияполезного срока эксплуатации основных средств и т.д. Однако не смотря нанедостатки, условность показателей изношенности и годности, они имеютопределенное аналитическое значение. По некоторым оценкам, значениекоэффициента износа более, чем на 50% считаетсянежелательным.  
Коэффициент обновления. Показывает,какую часть от имеющихся на конец отчетного периода основных средств составляютновые основные средства.
Коэффициент выбытия. Показывает,какая часть основных средств, с которыми предприятие начало деятельность вотчетном периоде, выбыла из-за ветхости и по другим причинам.
Оценка финансового положения
Финансовое положение предприятияможно оценивать с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспектив. Впервом случае критерии оценки финансового положения — ликвидность иплатежеспособность предприятия, т.е. способность своевременно и в полном объемепроизвести расчеты по краткосрочным обязательствам.
Под ликвидностью какого-либо активапонимают способность его трансформироваться в денежные средства, а степеньликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течениекоторого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем вышеликвидность данного вида активов.
Говоря оликвидности предприятия,имеют в виду наличие у него оборотных средств в размере, теоретическидостаточном для погашения краткосрочных обязательств хотя бы и с нарушениемсроков погашения, предусмотренных контрактами.
Платежеспособность означает наличие упредприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов покредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Таким образом,основными признаками платежеспособности являются: а) наличие в достаточномобъеме средств на расчетном счете; б) отсутствие просроченной кредиторскойзадолженности.
Очевидно, что ликвидность иплатежеспособность не тождественны друг другу. Так, коэффициенты ликвидностимогут характеризовать финансовое положение как удовлетворительное, однако посуществу эта оценка может быть ошибочной, если в текущих активах значительныйудельный вес приходится на неликвиды и просроченную дебиторскую задолженность.Приведем основные показатели, позволяющие оценить ликвидность иплатежеспособность предприятия.
Величина собственных оборотныхсредств. Характеризует ту часть собственного капитала предприятия, котораяявляется источником покрытия его текущих активов (т.е. активов, имеющихоборачиваемость менее одного года). Это расчетный показатель, зависящий как отструктуры активов, так и от структуры источников средств. Показатель имеетособо важное значение для предприятий, занимающихся коммерческой деятельностьюи другими посредническими операциями. При прочих равных условиях рост этогопоказателя в динамике рассматривается как положительная тенденция. Основным ипостоянным источником увеличения собственных средств является прибыль. Следуетразличать «оборотные средства» и «собственные оборотные средства». Первыйпоказатель характеризует активы предприятия (II раздел актива баланса), второй— источники средств, а именно часть собственного капитала предприятия,рассматриваемую как источник покрытия текущих активов. Величина собственныхоборотных средств численно равна превышению текущих активов над текущимиобязательствами. Возможна ситуация, когда величина текущих обязательствпревышает величину текущих активов. Финансовое положение предприятия в этомслучае рассматривается как неустойчивое; требуются немедленные меры по егоисправлению.
Маневренность функционирующегокапитала. Характеризует ту часть собственных оборотных средств, котораянаходится в форме денежных средств, т.е. средств, имеющих абсолютнуюликвидность. Для нормально функционирующего предприятия этот показатель обычноменяется в пределах от нуля до единицы. При прочих равных условиях ростпоказателя в динамике рассматривается как положительная тенденция. Приемлемоеориентировочное значение показателя устанавливается предприятием самостоятельнои зависит, например, от того, насколько высока его ежедневная потребность всвободных денежных ресурсах.
Коэффициент текущей ликвидности. Даетобщую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активовприходится на один рубль текущих обязательств. Логика исчисления данногопоказателя заключается в том, что предприятие погашает краткосрочныеобязательства в основном за счет текущих активов; следовательно, если текущие активыпревышают по величине текущие обязательства, предприятие может рассматриватьсякак успешно функционирующее (по крайней мере теоретически). Значение показателяможно варьировать по отраслям и видам деятельности, а его разумный рост вдинамике обычно рассматривается как благоприятная тенденция. В западнойучетно-аналитической практике приводится нижнее критическое значение показателя- 2; однако это лишь ориентировочное значение, указывающее на порядокпоказателя, но не на его точное нормативное значение.
Коэффициент быстрой ликвидности.Показатель аналогичен коэффициенту текущей ликвидности; однако исчисляется поболее узкому кругу текущих активов. Из расчета исключается наименее ликвиднаяих часть — производственные запасы. Логика такого исключения состоит не тольков значительно меньшей ликвидности запасов, но, что гораздо более важно, и втом, что денежные средства, которые можно выручить в случае вынужденнойреализации производственных запасов, могут быть существенно ниже затрат по ихприобретению.
Ориентировочное нижнее значениепоказателя — 1; однако эта  оценка также носит условный характер.Анализируя динамику этого коэффициента, необходимо обращать внимание нафакторы, обусловившие его изменение. Так, если рост коэффициента быстрой ликвидностибыл связан в основном с ростом. неоправданной дебиторской задолженности,то  это не может характеризовать деятельность предприятия с положительнойстороны.
Коэффициент абсолютной ликвидности(платежеспособности) является наиболее жестким критерием ликвидностипредприятия и показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств можетбыть при необходимости погашена немедленно. Рекомендуемая нижняя границапоказателя, приводимая в западной литературе, — 0,2. Поскольку разработкаотраслевых нормативов этих коэффициентов — дело будущего, на практикежелательно проводить анализ динамики данных показателей, дополняя егосравнительным анализом доступных данных по предприятиям, имеющим аналогичнуюориентацию своей хозяйственной деятельности.
Доля собственных оборотных средств впокрытии запасов. Характеризует ту часть стоимости запасов, которая покрываетсясобственными оборотными средствами. Традиционно имеет большое значение ванализе финансового состояния предприятий торговли; рекомендуемая нижняяграница показателя в этом случае — 50%.
Коэффициент покрытия запасов.Рассчитывается соотнесением величины «нормальных» источников покрытия запасов исуммы запасов. Если значение этого показателя меньше единицы, то текущеефинансовое состояние предприятия рассматривается как неустойчивое.
Одна из важнейших характеристикфинансового состояния предприятия — стабильность его деятельности в светедолгосрочной перспективы. Она связана с общей финансовой структуройпредприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов.
Финансовая устойчивость в долгосрочном планехарактеризуется, следовательно, соотношением собственных и заемных средств.Однако этот показатель дает лишь общую оценку финансовой устойчивости. Поэтомув мировой и отечественной учетно-аналитической практике разработана системапоказателей.
Коэффициент концентрации собственногокапитала. Характеризует долю владельцев предприятия в общей сумме средств,авансированных в его деятельность. Чем выше значение этого коэффициента, темболее финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредитовпредприятие. Дополнением к этому показателю является коэффициент концентрациипривлеченного (заемного) капитала — их сумма равна 1 (или 100%).
Коэффициент финансовой зависимости.Является обратным к коэффициенту концентрации собственного капитала. Рост этогопоказателя в динамике означает увеличение доли заемных средств в финансированиипредприятия. Если его значение снижается до единицы (или 100%), это означает,что владельцы полностью финансируют свое предприятие. 
Коэффициент маневренностисобственного капитала. Показывает, какая часть собственного капиталаиспользуется для финансирования текущей деятельности, т. е. вложена в оборотныесредства, а какая часть капитализирована. Значение этого показателя можно ощутимоварьировать в зависимости от структуры капитала и отраслевой принадлежностипредприятия.
Коэффициент структуры долгосрочныхвложений. Логика расчета этого показателя основана на предположении, чтодолгосрочные ссуды и займы используются для финансирования основных средств идругих капитальных вложений. Коэффициент показывает, какая часть основныхсредств и прочих внеоборотных активов профинансирована внешними инвесторами.
Коэффициент долгосрочного привлечениязаемных средств. Характеризует структуру капитала. Рост этого показателя вдинамике — негативная тенденция, означающая, что предприятие все сильнее исильнее зависит от внешних инвесторов.
Коэффициент соотношения собственных ипривлеченных средств. Как и некоторые из вышеприведенных показателей, этоткоэффициент дает наиболее общую оценку финансовой устойчивости предприятия. Онимеет довольно простую интерпретацию: его значение, например, равное 0,178,означает, что на каждый рубль собственных средств, вложенных в активыпредприятия, приходится 17,8 коп. заемных средств. Рост показателя в динамикесвидетельствует об усилении зависимости предприятия от внешних инвесторов икредиторов, т.е. о некотором снижении финансовой устойчивости, инаоборот.  
Не существует каких-то единыхнормативных критериев для рассмотренных показателей. Они зависят от многихфакторов: отраслевой принадлежности предприятия, принципов кредитования,сложившейся структуры источников средств, оборачиваемости оборотных средств,репутации предприятия и др. Поэтому приемлемость значений этих коэффициентов,оценкаих динамики и направлений изменения могут быть установлены тольков результате сопоставления по группам.
1.3. Оценка и анализ результативностифинансово-хозяйственной деятельности
Оценка деловой активности
Оценка деловой активности направленана анализ результатов и эффективность текущей основной производственнойдеятельности
Оценка деловой активности накачественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельностиданного предприятия и родственных по сфере приложения капитала предприятий.Такими качественными' (т.е. неформализуемыми) критериями являются: широтарынков сбыта продукции; наличие продукции, поставляемой на экспорт; репутацияпредприятия, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихсяуслугами предприятия, и др. Количественная оценка делается по двумнаправлениям:
· степень выполнения плана(установленного вышестоящей организацией или самостоятельно) по основнымпоказателям, обеспечение заданных темпов их роста;
· уровень эффективности использования ресурсов предприятия.
Для реализации первого направленияанализа целесообразно также учитывать сравнительную динамику основныхпоказателей. В частности, оптимально следующее их соотношение:
Тпб > Тр>Так >100%,
где Тпб> Тр-,Так — соответственно темп изменения прибыли, реализации,авансированного капитала (Бд).
Эта зависимость означает что: а)экономический потенциал предприятия возрастает; б) по сравнению с увеличениемэкономического потенциала объем реализации возрастает более высокими темпами,т.е. ресурсы предприятия используются более эффективно; в) прибыль возрастаетопережающими темпами, что свидетельствует, как правило, об относительномснижении издержек производства и обращения.
Однако возможны и отклонения от этойидеальной зависимости, причем не всегда их следует рассматривать какнегативные, такими причинами являются: освоение новых перспектив направленияприложения капитала, реконструкция и модернизация действующих производств ит.п. Эта деятельность всегда сопряжена со значительными вложениями финансовыхресурсов, которые по большей части не дают быстрой выгоды, но в перспективемогут полностью окупиться.
Для реализации второго направлениямогут быть рассчитаны различные показатели, характеризующие эффективностьиспользования, материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Основные из них — выработка, фондоотдача, оборачиваемость производственных запасов,продолжительность операционного цикла, оборачиваемость авансированногокапитала.
При анализе оборачиваемостиоборотных средств особое внимание должно уделяться производственным запасами дебиторской задолженности. Чем меньше омертвляются финансовые ресурсы в этихактивах, тем более эффективно они используются, быстрее оборачиваются, приносятпредприятию все новые и новые прибыли.
Оборачиваемость оценивают,сопоставляя показатели средних остатков оборотных активов и их оборотов заанализируемый период. Оборотами при оценке и анализе оборачиваемости являются:
· для производственных запасов – затраты на производство реализованной продукции;
· для дебиторской задолженности – реализация продукции по безналичному расчету(поскольку этот показатель не отражается в отчетности и может быть выявлен поданным бухгалтерского учета, на практике его нередко заменяют показателемвыручки от реализации).
Дадим экономическую интерпретациюпоказателей оборачиваемости:
·оборачиваемость в оборотах указывает среднее число оборотов средств,вложенных в активы данного вида, в анализируемый период;
·оборачиваемость в днях указывает продолжительность (в днях) одногооборота средств, вложенных в активы данного вида.
Обобщенной характеристикойпродолжительности омертвления финансовых ресурсов в текущих активах является показательпродолжительности операционного цикла, т.е. того, сколько дней в среднемпроходит с момента вложения денежных средств в текущую производственнуюдеятельность до момента возврата их в виде выручки на расчетный счет. Этотпоказатель в значительной степени зависит от характера производственнойдеятельности; его снижение — одна из основных внутрихозяйственных задачпредприятия.      
Показатели эффективностииспользования отдельных видов ресурсов обобщаются в показателях оборотасобственного капитала и оборачиваемости основного капитала, характеризующихсоответственно отдачу вложенных в предприятие: а) средств собственника; б) всехсредств, включая привлеченные. Различие между этими коэффициентамиобусловлено степенью привлечения заемных средств для финансированияпроизводственной деятельности.
К обобщающим показателям оценкиэффективности использования ресурсов предприятия и динамичности его развитияотносятся показатель ресурсоотдачи и коэффициент устойчивости экономическогороста.
Ресурсоотдача (коэффициентоборачиваемости авансированного капитала). Характеризует объем реализованной продукции,приходящейся на рубль средств, вложенных в деятельность предприятия. Ростпоказателя в динамике рассматривается как благоприятная тенденция.
Коэффициент устойчивостиэкономического роста.Показывает, какими в среднем темпами может развиваться предприятие вдальнейшем, не меняя уже сложившееся соотношение между различными источникамифинансирования, фондоотдачей, рентабельностью производства, дивиденднойполитикой и т.п.
Оценка рентабельности
К основным показателям этого блока,используемым в странах с рыночной экономикой для характеристики рентабельностивложений в деятельность того или иного вида, относятся рентабельностьавансированного капитала и рентабельность собственного капитала.Экономическая интерпретация этих показателей очевидна — сколько рублей прибылиприходится на один рубль авансированного (собственного) капитала. Расчету этихпоказателей уделено достаточно внимания в теме № 7.
Оценка положения на рынке ценныхбумаг
Данный вид анализа выполняется вкомпаниях, зарегистрированных на фондовых биржах и котирующих там свои ценныебумаги. Анализ не может быть выполнен непосредственно поданнымфинансовой отчетности — нужна дополнительная информация. Поскольку терминологияпо ценным бумагам в нашей стране еще окончательно не сложилась, приводимыеназвания показателей являются условными.
Доход на акцию.  Представляет собой отношениечистой прибыли, уменьшенной на величину дивидендов по привилегированным акциям,к общему числу обыкновенных акций. Именно этот показатель в значительнойстепени влияет на рыночную цену акций. Основной его недостаток в аналитическомплане — пространственная несопоставимость ввиду неодинаковой рыночной стоимостиакций различных компаний.
Ценность акции.  Рассчитывается как частное отделения рыночной цены акции на доход на акцию. Этот показатель служитиндикатором спроса на акции данной компании, поскольку показывает, как многосогласны платить инвесторы в данный момент на один рубль прибыли на акцию.Относительно высокий рост этого показателя в динамике указывает на то, чтоинвесторы ожидают более быстрого роста прибыли данной фирмы по сравнению сдругими. Этот показатель уже можно использовать в пространственных(межхозяйственных) сопоставлениях. Компаниям, имеющим относительно высокоезначение коэффициента устойчивости экономического роста, характерно, какправило, и высокое значение показателя «ценность акции».
Дивидендная доходность акции. Выражается отношением дивиденда,выплачиваемого на акции, к ее рыночной цене. В компаниях, расширяющих своюдеятельность путем капитализирования большей части прибыли, значение этогопоказателя относительно невелико. Дивидендная доходность акции характеризуетпроцент возврата на капитал, вложенный в акции фирмы. Это прямой эффект. Естьеще и косвенный (доход или убыток), выражающийся в изменении рыночной ценыакций данной фирмы.
Дивидендный выход. Рассчитывается путем делениядивиденда, выплачиваемого по акции, на доход на акцию. Наиболее наглядноетолкование этого показателя — доля чистой прибыли, выплаченная акционерам ввиде дивидендов. Значение коэффициента зависит от инвестиционной политикифирмы. С этим показателем тесно связан коэффициент реинвестирования прибыли,характеризующий ее долю, направленную на развитие производственнойдеятельности. Сумма значений показателя дивидендного выхода и коэффициентареинвестирования прибыли равна единице.
Коэффициент котировки акции. Рассчитывается отношением рыночнойцены акции к ее учетной (книжной) цене. Книжная цена характеризует долюсобственного капитала, приходящегося на одну акцию. Она складывается изноминальной стоимости (т.е. стоимости, проставленной на бланке акции, покоторой она учтена в акционерном капитале), доли эмиссионной прибыли(накопленной разницы между рыночной ценой акций в моментих продажи и ихноминальной стоимостью) и доли накопленной и вложенной в развитие фирмыприбыли. Значение коэффициента котировки больше единицы означает, чтопотенциальные акционеры, приобретая акцию, готовы дать за нее цену, превышающуюбухгалтерскую оценку реального капитала, приходящегося на акцию на данныймомент.
В процессе анализа могутиспользоваться жестко детерминированные факторные модели, позволяющиеидентифицировать и дать сравнительную характеристику основных факторов,повлиявших на изменение того или иного показателя.
Из представленной модели видно, чторентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельностихозяйственной деятельности, ресурсоотдачи и структуры авансированного капитала.Значимость выделенных факторов объясняется тем, что они в определенном смыслеобобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, вчастности бухгалтерскую отчетность: первый фактор обобщает форму №2 «Отчет оприбылях и убытках», второй — актив баланса, третий — пассив баланса.
1.4. Определение неудовлетворительнойструктуры баланса предприятия
В настоящее время большинствопредприятий России находится в затруднительном финансовом состоянии. Взаимныенеплатежи между хозяйствующими субъектами, высокие налоговые и банковскиепроцентные ставки приводят к тому, что предприятия оказываютсянеплатежеспособными. Внешним признаком несостоятельности (банкротства)предприятия является приостановление его текущих платежей и неспособностьудовлетворить требования кредиторов в течение трех месяцев со дня наступлениясроков их исполнения.
В связи с этим особую актуальностьприобретает вопрос оценки структуры баланса, так как решения онесостоятельности предприятия принимаются по признании неудовлетворительностиструктуры баланса.
Основная цель проведенияпредварительного анализа финансового состояния предприятия — обоснованиерешения о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия — платежеспособным в соответствии с системой критериев, утвержденнойПостановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. № 498 «Онекоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности(банкротстве) предприятий». Основными источниками анализа являются ф. №1«Баланс предприятия», ф. №2 «Отчет о прибылях и убытках».
Анализ и оценка структуры балансапредприятия проводятся на основе показателей: коэффициента текущей ликвидности;коэффициента обеспеченности собственными средствами.
Основанием для признания структурыбаланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия — неплатежеспособнымявляется одно из следующих условий:
• коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значениеменее 2; (Ктл);
• коэффициент обеспеченностисобственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1. (Косс).
Основным показателем, характеризующимналичие реальной возможности у предприятия восстановить (либо утратить) своюплатежеспособность в течение определенного периода, является коэффициентвосстановления (утраты) платежеспособности. Если хотя бы один из коэффициентовменьше норматива (КтлКосс
Если коэффициент текущей ликвидностибольше или равен 2, а коэффициент обеспеченности собственными средствами большеили равен 0,1, рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности за период,установленный равным трем месяцам.
Коэффициент восстановленияплатежеспособности Квос определяется как отношение расчетногокоэффициента текущей ликвидности к его нормативу. Расчетный коэффициент текущейликвидности определяется как сумма фактического значения коэффициента текущейликвидности на конец отчетного периода и изменения значения этого коэффициентамежду окончанием и началом отчетного периода в пересчете на период восстановленияплатежеспособности, установленный равным шести месяцам.
Коэффициент восстановленияплатежеспособности, принимающий значение больше 1, свидетельствует о наличииреальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность.Коэффициент восстановления платежеспособности, принимающий значение меньше 1,свидетельствует о том, что у предприятия в ближайшие шесть месяцев нет реальнойвозможности восстановить платежеспособность.
Коэффициент утраты платежеспособностиКу определяется как отношение расчетного коэффициента текущейликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущейликвидности определяется как сумма фактического значения коэффициента текущейликвидности на конец отчетного периода и изменения значения этого коэффициента междуокончанием и началом отчетного периода в пересчете на период утратыплатежеспособности, установленный равным трем месяцам.
Рассчитанные коэффициенты заносятся втаблицу (табл.), которая имеется в приложениях к «Методическим положениям пооценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительнойструктуры баланса».
Таблица
Оценка структуры баланса предприятия

п/п Наименование показателя На начало периода На момент установления платежеспособности
Норма
коэффициента 1 2 3 4 5 1 Коэффициент текущей ликвидности     Не менее 2 2 Коэффициент обеспеченности собственными средствами     Не менее 0,1 3
Коэффициент восстановления платежеспособности предприятия. По данной таблице расчет по формуле:
стр. lrp.4+6: Т(стр. 1гр.4-стр. 1гр.З)     Не менее 1,0 4 Коэффициент утраты платежеспособности предприятия. По данной таблице расчет по формуле: стр.1гр.4+3: Т(стр.1гр.4-тр.1гр.З), где Т принимает значения 3, 6, 9 или 12 месяцев      
2.   Определение налоговой нагрузкипредприятия
Определение налоговой нагрузки на предприятие невозможнобез учета разграничения элементов учетной политики в целях налоговогопланирования
Элементы учетной политики
Допустимые законодательством варианты
Комментарии 1. Учет выручки для целей учета
1. По отгрузке
2. По оплате Наиболее предпочтительным является вариант 2. В исключительных случаях, когда предприятие рассчитывается за отгруженную продукцию авансовыми платежами, в учетной политике принимается метод по отгрузке. 2. Учет расходов по заготовке и доставке товаров со складов (для предприятий торговли)
1. В составе издержек обращения (сч. 44)
2. Включение в покупную стоимость товаров (сч. 41) Вариант 2 является более выгодным с точки зрения налогообложения, т. к. при увеличении входной цены товара снижается торговая наценка, соответственно уменьшается налогооблагаемая база. 3. Вариант оценки запасов и расчета фактической себестоимости отпущенных в производство материальных ресурсов
1. Метод средней себестоимости
2. Метод себестоимости первых по времени закупок (ФИФО)
3. Метод себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО)
4. Метод себестоимости каждой единицы.
Метод ФИФО занижает себестоимость продукции отчетного периода и завышает прибыль. Метод может применяться предприятиями, цены на услуги которых ниже, чем у конкурентов, и уровень прибыли невысок. Метод ФИФО позволяет избежать санкций со стороны налоговых органов за продажу продукции (предоставление услуг) ниже себестоимости и увеличить величину прибыли при необходимости финансирования развития предприятия.
Метод ЛИФО завышает себестоимость и занижает остаток материальных ресурсов по балансу, что ведет к снижению величины налога на имущество предприятия. 4. Установление границы между основными средствами и средствами труда в обороте
1. Предел, равный 100-кратному МРОТ
2. Предел меньше 100-кратного МРОТ. Выбор варианта зависит от принятого руководством решения. 5. Вариант учета погашения стоимости МБП
Начисление износа в размере:
1. 50% первоначальной стоимости при передаче в эксплуатацию.
2. 100% первоначальной стоимости передаваемых МБП. Выбор второго варианта ведет к уменьшению налога на имущество и налога на прибыль за счет завышения себестоимости продукции (работ, услуг). 6. Порядок начисления износа по основным средствам
1. Линейный способ начисления амортизации.
2. Ускоренная амортизация.
Применение понижающих коэффициентов. Выбор метода ускоренной амортизации ведет к снижению налогооблагаемой базы, так как начисленная амортизация уменьшает остаточную стоимость основных средств, участвующих в расчете налога на имущество. 7. Перечень резервов предстоящих расходов и платежей
1. Создавать резервы:
на оплату отпусков работникам;
на оплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
расходов на ремонт ОС;
и другие цели.
2. Не создавать резервы. Выбор варианта не влияет на величину налогооблагаемой прибыли. 8. Порядок создания резервов по сомнительным долгам
1. Предприятие не создает резервы по сомнительным долгам.
2. Предприятие создает резервы по сомнительным долгам. Выбор варианта не влияет на величину налогооблагаемой базы. 9. Порядок учета и финансирования ремонта производственных основных средств
1. Затраты на ремонт включаются в себестоимость текущего отчетного периода.
2. Затраты на ремонт резервируются Выбор п. 1 ведет к снижению налогооблагаемой базы за счет увеличения себестоимости. 10. Порядок отражения в учете погашения стоимости нематериальных активов
1. С использованием сч. 05 “Амортизация НМА”
2. Без использования сч. 05, с применением сч. 04 “НМА” Второй способ применяется в случаях, когда организация имеет неамортизируемые нематериальные активы. К ним относятся: товарные знаки, знаки обслуживания и т. д. 11. Оценка незавершенного производства
1. Оценка по нормативной (плановой) себестоимости.
2. Оценка по прямым статьям расходов.
3. Оценка по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. Выбор метода не влияет на размер налогооблагаемой базы. 12. Оценка готовой продукции
1. По фактической производственной себестоимости.
2. По нормативной (плановой) производственной себестоимости. Выбор метода оценки готовой продукции не влияет на размер налогооблагаемой базы. 14. Порядок создания резервов под обесценение вложений в ценные бумаги
1. Предприятие не создает резервы…
2. Предприятие создает резервы… Выбор варианта не влияет на налогооблагаемую базу. 15. Оценка кредиторской задолженности по заемным средствам
1. Оценка без учета причитающихся к выплате %.
2. Оценка с учетом причитающихся к выплате %. Наиболее предпочтительным является вариант 1. 16. Структура и способ списания расходов будущих периодов
1. Равномерно.
2. Пропорционально объему продукции. Более предпочтительным является вариант 2. 18. Вариант распределения и использования чистой прибыли
1. Чистая прибыль предварительно распределяется по фондам.
2. Прибыль по фондам по окончании года не распределяется, организация работает с нераспределенной прибылью. Выбор варианта не влияет на величину налогооблагаемой прибыли.
Необходимость, целесообразностьпроведения тактических налоговых мероприятий возникает в основном упредприятий, налоговая нагрузка на которые превышает 30% в добавленнойстоимости выпущенной продукции. Такая фискальная нагрузка на промышленныепредприятия не позволяет осуществлять цикл воспроизводства продукции в полномобъеме, т.к. отчисления в государственный бюджет начинают производиться нетолько за счет прибыли, но и за счет ресурсов на замещение физически и моральноустаревших технологий, а также значительными изъятиями из бюджетов домашниххозяйств. Достижение поступательного развития экономики, НТП в связи с этимстановится возможно лишь при условии привлечения дополнительных денежныхресурсов со стороны. А учитывая неразвитость рыночной инфраструктуры,инвестиционного климата, привлечение инвестиций хозяйственными субъектами и домашнимихозяйствами происходит, за редким исключением, за счет государства (например,посредством завышения отпускных цен предприятий ВПК, образования кредиторскойзадолженности, многочисленности льгот и т.п.). Следствием этого являетсяасимметричная структура российской экономики с гипертрофированной рольюгосударства во всех сферах экономики. Для достижения большей степени свободы,независимости от воли отдельных государственных чиновников руководству исобственникам промышленных предприятий необходимо задуматься о построенииадекватной сегодняшним реалиям системы налогового учета и контроля, способныхуменьшить негативные последствия высокой налоговой нагрузки. Отсюда учетналоговых изъятий при составлении тактических планов — насущная необходимость.
Метод определения финансовых потоковпредприятия в двухкоординатной системе налогообложения строится на основепрезумпции, что действуют всего два налога, а именно: косвенный налог (НДС,налог с продаж, акцизы, отчисления в дорожный фонд) (ставка налога t o)и налог на прибыль (ставка налога t p). Ряд налоговигнорируется в силу своей незначительности (налог на содержание милиции, водныйналог, налог на рекламу и т.п.) либо выводятся с помощью определенных итерацийк одному из этих двух видов налогов (налог на пользование недрами, налог навоспроизводство минерально-сырьевой базы и др.).
Пусть валовая прибыльпредприятия — R, а все затраты предприятия, относимые на реализациюнекоторого проекта, т.е. собственные инвестиции, составляют I. Для расчетаналоговых поступлений от одного предприятия (элементарного звена хозяйственногомеханизма) необходимо учитывать только доходы предприятия, а также доходы ирасходы его персонала. Эти расходы можно считать связанными в данной модели срассматриваемым элементарным звеном. Таким образом, соотношение для налоговыхпоступлений имеет вид:
T= to*R + tp *(R-1)+E, (2)
где
Е — полные налоговые поступления отперсонала предприятия. Для определения величины Е рассмотримструктуру инвестиций предприятия. Очевидно, что все расходы предприятияскладываются из следующих величин: налог на недвижимость (F); амортизация оборудования (A); возврат заемных средств с процентами (L); расходы, совершенные за счет собственных оборотных средств (Io); расходы на оплату труда персонала (S); единый социальный налог (s).
Такимобразом, имеем:
I= F+ A+ L+ Io+ S+ s. (3)
Из выражения(3) определим долю заемных средств в полных инвестициях предприятия,расходуемых на оплату труда:
as = S/I. (4)
Пустьпредельная склонность населения к сбережениям составляет р%,а средняя ставка подоходного налога для физических лиц равна t r.
Средства,получаемые на руки персоналом предприятия, расходуются на уплату подоходногоналога, сбережения и текущие затраты е, поэтому имеем:
a sI= a sI*t r+e+(a sI-a sI*t r)*p.(5)
Из (5)получаем выражение для е:
e = asI*(1-tr)*(1-p).(6)
Следовательно,если принять во внимание, что косвенный налог, уплачиваемый персоналомпредприятия, составляет e*t o, а подоходный налогсоответственно a sI*t r, выражение (2)окончательно приобретает вид:
T = to*R+tp*(R-I)+asI*[(1-p)* to+tr]. (7)
Определимдолю налоговых поступлений от валовой выручки предприятия как отношение:
d = T/R. (8)
Учитывая, чтоваловая прибыль D R=R-I, получаем соотношение для рентабельностипроекта до уплаты налогов:
DR/R= 1-I/R. (9)
С учетом (8)и (9) выражение (7) принимает вид:
d = to+tp*DR/R+
+(1-DR/R)*as*[(1-tr)*(1-p)*to+tr]. (10)
Полученноесоотношение имеет следующий экономический смысл: оно показывает долю налоговыхотчислений от валовой выручки предприятия в рассматриваемой двухкоординатнойналоговой системе. Кроме того, оно позволят получить, в случае, если не будетзависеть от отношения D R/R, прямую связь между ставками косвенногоналога и налога на прибыль с юридических и физических лиц с другимимакроэкономическими показателями, а именно, величиной налога на недвижимость,величиной амортизационных отчислений, величиной социального налога, объемомиспользуемых предприятием собственных и заемных средств и величины процентов,выплачиваемых за их использование, действующим порядком отнесения расходов насебестоимость. Изменяя данные показатели с помощью процедур налоговойоптимизации, налоговые специалисты могут оценить их влияние на величину двухосновных (базовых) налогов, взимаемых с промышленного предприятия.
3.  Методы оптимизации налоговых платежей и уменьшенияналоговых отчислений
Таким образом, можно резюмировать,что, исходя из понимания того факта, что налоговое планирование есть экономическаяконструкция, абстрактный процесс прогнозирования определенных действий,планирование налогов подразделяется на оперативное, тактическое истратегическое. Иная классификация возможна лишь с позиций его практическогопредназначения, когда в качестве основания классификации используютсяатрибутивные качества мероприятий, содержащихся в налоговом плане, субъекты,планирующие мероприятия по оптимизации налоговых отчислений,территориально-юрисдикционный признак действия указанных мероприятий, объекты,испытывающие влияние планируемых мероприятий.
В зависимости от соответствияюридическим формулам, предусмотренным законодательными и иными нормативнымиактами, действия, направленные на оптимизацию налоговой политики,подразделяются на противоправные, не соответствующие правовымположениям, и проводимые в установленном законом порядке (законные).
Противоправные мероприятия,содержащиеся в налоговом плане, в свою очередь, подразделяются на следующиегруппы правонарушений [42]:
а) виды уклонения от уплатыналогов, связанные с сокрытием выручки или дохода: сокрытие выручки от реализации продукции (например, отражение ее как аванса от заказчика), работ и услуг, хотя в наличии имеются акты выполненных работ; сокрытие выручки от розничной торговли путем подмены или уничтожения накладных и других документов после продажи товара; сокрытие дохода от налогообложения путем заключения договора о предоставления займа (заемные средства не облагаются налогом); безфактурный отпуск товарно-материальных ценностей для сокрытия фактического объема выручки, полученной от реализации; неоприходование наличной выручки за продукцию, реализованную через доверенных лиц; неотражение в бухгалтерских учетах прибыли, полученной за предоставленные предприятиям и организациям займы; занижение объема реализации продукции; занижение количества и завышение цены товара при составлении акта их закупки у частных лиц;
б) виды уклонения от уплатыналогов, связанные с использованием фондов предприятий: перечисление средств в виде финансовой помощи в специальные фонды предприятия (за оказанные услуги, выполненные работы, отпущенную продукцию); зачисление различных поступающих средств в “фонды экономического стимулирования”; преднамеренное занижение стоимости продукции, товаров и услуг на условиях перечисления заказчиком средств напрямую в фонды предприятия; излишнее начисление ремонтного фонда; неправомерность применения нормативов ускоренной амортизации основных фондов; пополнение фонда материального поощрения без фактов реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг путем получения временной финансовой помощи;
в) виды уклонения от уплатыналогов, связанные с использованием расчетных счетов: нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии счета в банке; осуществление финансовых операций с использованием счетов других предприятий по взаимной договоренности; проведение финансовых операций (минуя расчетный счет) с использованием счетов в коммерческих банках; помещение полученной валютной выручки на счета иностранного партнера или доверенного лица с целью последующего использования всей суммы и полученного банковского процента на собственные нужды без налогообложения; уход от уплаты налогов путем закрытия расчетных счетов и распределения имущества предприятия среди его членов; перечисление средств за выполненные работы (услуги) на личные счета руководителей предприятий вместо расчетного счета самого предприятия; зачисление части выручки от реализованной за границей продукции на открытые там личные счета и счета предприятий на основании подложных, специально разработанных для этих целей договоров, которые, в отличие от официальных, по завершении сделки и поступлении средств на открытый за рубежом счет уничтожаются;
г) виды уклонения от уплатыналогов, совершаемого путем манипуляций с издержками: завышение затрат на производство на сумму прибыли, заложенную в цену изделий, путем учета брака не по фактической себестоимости, а по оптовым ценам; отнесение к себестоимости производства расходов по содержанию аппарата управления вышестоящей организации; включение в издержки производства расходов по содержанию аппарата управления вышестоящей организации; включение в издержки производства списания запасных частей для ремонта автотранспорта и другой техники при отсутствии дефектных ведомостей и пообъектных актов на списание; включение в затраты предварительной оплаты за неполученную продукцию; завышение себестоимости продукции путем необоснованного отнесения к ней расходов, подлежащих финансированию за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий; фиктивное завышение стоимости ввозимого из-за рубежа оборудования, материалов и т.д. с целью последующего завышения фактических затрат;
д) виды уклонений от уплатыналогов, совершаемого посредством злоупотреблений в личных интересах: использование в личных интересах материальных денежных средств государственных или муниципальных предприятий их сотрудниками, которые одновременно являются владельцами частных предприятий; передача в личное пользование товарно-материальных ценностей с отражением их стоимости на забалансовом счете “товары на ответственном хранении”; аренда жилых помещений для проживания сотрудников предприятия под видом аренды этих помещений для производственных нужд; неполная регистрация в учетных журналах взятых на складирование (хранение) товарно-материальных ценностей;
е) виды уклонения от уплатыналогов, совершаемого путем формального увеличения числа сотрудников: формальное зачисление на работу инвалидов с целью получения льгот по налогообложению; формальное придание статуса ученика основным работникам предприятия с целью снижения коэффициента расчета налога на вмененный доход;
ж) виды уклонения от уплатыналогов, совершаемого посредством подделки документов: использование фиктивных закупочных документов; подделка финансово-расчетных документов (например, выписка фиктивных нарядов на работу); использование при проведении коммерческих операций подложных документов (утерянных паспортов, накладных, иных документов, оформленных на других лиц);
з) виды уклонений от уплатыналогов, совершаемого посредством неправомерного учреждения новых структур: создание коммерческих структур на базе предприятия без разделения финансово-хозяйственной деятельности; создание не предусмотренных законом благотворительных организаций и фондов; ликвидация действующих предприятий и создание теми же учредителями новых структур, не являющихся их правопреемниками, в целях неуплаты сумм задолженности бюджету;
и) виды уклонения от уплатыналогов, совершаемые путем неправомерного ведения деятельности: ведение посреднической деятельности под видом торговой с целью применения пониженной ставки налога на прибыль; ведение основного вида деятельности под видом строительства, производства сельскохозяйственной продукции и т.п. для получения льгот по налогу на прибыль; ведение коммерческой деятельности без регистрации в налоговом органе либо нарушение срока постановки на налоговый учет; осуществление лицензируемой коммерческой деятельности без лицензии; реализация товаров, изготовленных предприятиями одного региона в другом регионе через частных лиц за денежное вознаграждение; заключение госпредприятиями договоров с предприятиями других форм собственности с заранее обусловленными большими штрафными санкциями;
к) виды уклонения от уплатыналогов, совершаемого посредством несоблюдения порядка регистрации и храненияденежных средств: совершение финансово-хозяйственных операций с оплатой наличными без оприходования этих сумм в кассах предприятия; несоблюдение порядка хранения в кассе предприятия наличных денежных средств.
Представленные выше правонарушения посвоей сути не являются ни элементами налогового планирования, ни элементаминалогового менеджмента в целом, ибо являются деятельностью, противной основамдействующего правопорядка, а значит не составляющей предмет изученияэкономической науки. Поэтому в дальнейшем под налоговым планированием будетподразумеваться деятельность, соответствующая принципам правовой системы РФ.Изучать налоговые правонарушения призваны иные науки, в частности юридические.
Исходя из критерия воздействия наналоговую нагрузку планируемые действия могут быть оптимизационными,направленными на минимизацию налоговых отчислений предприятия, и тривиальными,или, как их называют в литературе, мероприятиями по классическому налоговомупланированию.
Таким образом, основными элементамифинансового и налогового планирования при создании дочерних фирм за рубежомявляются: анализ и сопоставление налоговых условий стран, где планируется создание зарубежных фирм. Выявление государств и административных территорий с наиболее благоприятным режимом налогообложения прибыли. Прогнозирование налога на прибыль находящихся здесь дочерних фирм; оценка условий ввоза-вывоза капитала и репатриирования доходов дочерних фирм, определение связанных с этим налогов; анализ возможностей перевода капиталов в форме прямых и портфельных инвестиций, внутрифирменного кредитования; дивидендов и платежей роялти; решение вопросов финансово-бухгалтерской совместимости “задействованных” компаний и их представительств; разработка схем международных деловых операций, обеспечивающих снижение налогов и других затрат; создание инвестиционных схем, вспомогательных компаний и организация управления международными операциями; анализ “финансового окружения” дочерних фирм, особенностей региональных финансовых рынков, выбор наиболее доходных финансовых инструментов и способов вложения свободных и резервных капиталов материнской фирмы.
Несмотря на то, что мероприятия помеждународному налоговому планированию в последнее время стали оченьперспективной сферой финансовых услуг, ими пользуются практически все участникиВЭД, минимизируя таким образом свои налоговые издержки, в современный периодразвития мировой экономики использование указанных выше офшорных схемсталкивается с некоторыми трудностями, вызванными желанием ряда высокоразвитыхстран, прежде всего членов ОЭСР, ликвидировать существующие офшорные зоны. В РФтакже существуют определенные предпосылки к ограничению использованиямероприятий по налоговому планированию. Так, ЦБ 12 февраля 1999 г. выпустилУказание № 500-У, где установил особый режим работы российских банков с рядомофшоров (всего список включает 47 наиболее популярных офшорных зон). Теперьбанки должны резервировать 100 процентов от суммы платежа в ЦБ до тех пор, покасделка не будет проведена и как следует проверена. Решение ЦБ и введениеэмбарго на офшорные сделки со стороны развитых западных стран привели к тому,что интерес к офшорным зонам в России c начала 2000 г. начал падать.
Итак, приведенное выше разграничениеналогового планирования и мероприятий процесса налогового планирования на видыпризвано не только понять сущность данной экономической конструкции, но испособствовать организации налогового планирования на промышленном предприятиис научно-обоснованных, методологически корректных позиций. Представленнаяклассификация не является неким законченным и всеобъемлющим образованием, этолишь одна из попыток упорядочить столь трудное для анализа, в какой-то мереэзотерическое, реализуемое келейно знание. В процессе практической апробацииинститута налогового планирования, трансформации налоговой системы могутвозникнуть новые группы мероприятий по налоговому планированию, которые изменятсуществующую систему, ибо налоговое планирование — сравнительно новая,динамично развивающаяся отрасль знания, а значит, пока еще не имеетустоявшегося научного аппарата.
4. Разработка и обоснование предложенийи рекомендаций по налоговому планированию на предприятии
Главной целью такой деятельностиявляется повышение уровня благосостояния собственников предприятия имаксимизация рентабельности производства за счет снижения налоговых расходов.Вместе с тем, эта главная цель требует определенной конкретизации с учетомзадач и особенностей предстоящего развития предприятия.
Система налоговых стратегическихцелей должна обеспечивать формирование достаточного объема собственныхфинансовых ресурсов и высокорентабельное использование собственного капитала;оптимизацию налогового портфеля; приемлемость уровня налоговых рисков впроцессе осуществления предстоящей хозяйственной деятельности и т.п.
Систему стратегических целей вобласти налогового планирования следует формулировать четко и кратко, отражаякаждую из целей в конкретных показателях — целевых стратегических нормативов. Вкачестве таких целевых стратегических нормативов по отдельным аспектамналогового планирования предприятия могут быть установлены: минимальная доля налоговых отчислений в добавленной стоимости, производимой предприятием; среднегодовой темп снижения доли налоговых отчислений; процентное распределение переменных и постоянных налоговых издержек предприятия при применении маржинального подхода определения прибыли; к переменным налоговым издержкам относятся все косвенные налоги и часть прямых налогов (в частности, налог на прибыль), к постоянным издержкам относятся все рентные налоги (земельный налог, налог на имущество и т.п.), единый налог на вмененный доход, социальный налог, взимаемые с работников, имеющих повременную оплату труда, и ряд других налогов; минимальный уровень денежных активов, обеспечивающий текущую налоговую платежеспособность предприятия; предельный уровень налоговых рисков в разрезе основных направлений хозяйственной деятельности предприятия.
1.1. Разработка налоговой политики поотдельным аспектам деятельности по планированию налоговых отчислений
Этот этап формирования финансовойстратегии является наиболее ответственным.
Налоговая политика представляет собойформу реализации налоговой идеологии и налоговой стратегии предприятия вразрезе наиболее важных аспектов деятельности в области налогового планированияи на отдельных этапах ее осуществления. В отличие от налоговой стратегии вцелом, налоговая политика формируется лишь по конкретным направлениямналогового планирования на предприятии, требующим обеспечения наиболееэффективного управления для достижения главной стратегической цели этогопроцесса.
Формирование налоговой политики поотдельным аспектам налогового планирования может носить многоуровневыйхарактер. Так, в рамках политики управления налоговыми отчислениями предприятиямогут быть разработаны политика управления косвенными и прямыми налогами. Всвою очередь, политика управления косвенными налогами может включать в качествесамостоятельных блоков политику управления отдельными их видами (НДС, акцизы,налог с продаж и др.) и т.п.
В системеорганизационно-экономических мероприятий предусматривается формирование напредприятии “центров налоговой ответственности” разных типов; определение прав,обязанностей и меры ответственности их руководителей за результаты налоговогопланирования; разработка системы стимулирования работников за их вклад в повышениеэффективности налогового планирования и т.п.
Среди экономико-правовых мероприятийв области налогового планирования, способных облегчить достижениестратегических целей предприятия, можно выделить обзор и прогноз обычаевделового оборота и судебной практики, нормативно-правовой базы и ее изменения вдолгосрочном периоде; составление прогнозов налоговых обязательств организации,в том числе при наступлении форс-мажорных обстоятельств; варианты (не менеедвух) схем финансовых, документарных и товарно-материальных потоков;составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых, финансовых икоммерческих обязательств организации; письменное обоснование применяемых схеми, в особенности, “узких мест”, с точки зрения налоговых последствий; варианты возможныхпричин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации,прогноз эффективности применяемых мер, оценка риска различных программдействий.
В процессе этой конкретизацииобеспечивается динамичность представления системы целевых стратегическихнормативов налогового планирования, а также их внешняя и внутренняясинхронизация во времени.
Внешняя синхронизация предусматриваетсогласование во времени реализации разработанных показателей налоговойстратегии с показателями общей и финансовой стратегии предприятия, а также спрогнозируемыми изменениями налоговой политики государства.
Внутренняя синхронизацияпредусматривает согласование во времени всех целевых стратегических нормативовналогового планирования между собой.
 
1.2. Оценка эффективностиразработанной налоговой стратегии
Она является заключительным этапомстратегического налогового планирования на предприятии и проводится последующим основным параметрам: согласованность налоговой стратегии предприятия с общей стратегией его развития. В процессе такой оценки выявляется степень согласованности целей, направлений и этапов в реализации этих стратегий; согласованность налоговой стратегии предприятия с предполагаемыми изменениями внешней среды. В процессе этой оценки определяется, насколько разработанная налоговая стратегия соответствует прогнозируемому развитию экономики страны, изменениям налоговой политики государства и конъюнктуры финансового рынка в разрезе отдельных ее сегментов; внутренняя сбалансированность налоговой стратегии. При проведении такой оценки определяется, насколько согласуются между собой отдельные цели и целевые стратегические нормативы предстоящей деятельности по налоговому планированию; насколько эти цели и нормативы корреспондируют с содержанием налоговой политики по отдельным аспектам налогового планирования; насколько согласованы между собой по направлениям и во времени мероприятия по обеспечению их реализации; реализуемость налоговой стратегии. В процессе такой оценки, в первую очередь, рассматриваются потенциальные возможности предприятия в формировании финансовых, интеллектуальных и технико-организационных ресурсов для решения поставленных задач налогового планирования; приемлемость уровня рисков, связанных с реализацией налоговой стратегии. В процессе такой оценки необходимо определить, насколько уровень прогнозируемых налоговых рисков, связанных с деятельностью предприятия, обеспечивает достаточное равновесие в процессе его развития и соответствует налоговому менталитету его собственников и ответственных за налогообложение менеджеров. Кроме того, необходимо оценить, насколько уровень этих рисков допустим для финансовой деятельности данного предприятия с позиций возможного размера финансовых потерь (налоговых санкций, пеней за несвоевременную уплату налогов); результативность разработанной налоговой стратегии. Оценка результативности налоговой стратегии может быть проведена прежде всего на основе прогнозных расчетов финансовых коэффициентов, а также исходя из динамики показателя доли налоговых отчислений в добавленной стоимости. Наряду с этим могут быть оценены и нематериальные результаты реализации разработанной стратегии — рост деловой репутации (гудвилл) предприятия; повышение управляемости денежных потоков; повышение уровня социальной удовлетворенности прилегающей внешней среды и др.
Перечень налогов, сроки выплат,методы исчисления и применения льгот, мероприятия по налоговой минимизации,основные участники, их роли и положение, аппарат и инструментарий, необходимыедля осуществления процедур оптимизации налогового портфеля, финансовые,материальные, технические и человеческие ресурсы закрепляются в сводномдокументе — налоговом плане, составление которого является третьим этапомналогового планирования.
Налоговый план — это заранее разработаннаясистема мероприятий оперативного, тактического и стратегического уровней,предусматривающая цели, содержание, сбалансированное взаимодействие ресурсов,объем, методы, последовательность и сроки выполнения намеченных налоговыхнововведений.
Налоговый план, с одной стороны,является неотъемлемой частью финансового плана (бюджета) предприятия, он долженсодержать, в конечном итоге, график оптимизированных налоговых платежей,которые в финансовом плане признаются расходами организации. Кроме того,налоговый план в определенной мере взаимодействует с планом маркетинга(например, в части предпочтительности маркетинговой экспансии в регионы снаиболее благоприятным режимом налогообложения), капиталовложений и НИОКР. Сдругой стороны, налоговый план — это самостоятельный документ, регулирующийуправленческую деятельность по оптимизации налоговых изъятий в государственныйбюджет с предприятия.
Реализация мероприятий, закрепленныхв налоговом плане — четвертый этап процедуры налогового планирования, —должна контролироваться по мере выполнения предусмотренных шагов и действий,расхождения между планируемыми и достигнутыми фактическими результатамиподлежат обязательному анализу, на основании которого выявляются причинывозникших несоответствий, после чего в налоговом плане производятся необходимыекорректировки, призванные учесть негативные моменты в будущем.
Заключение
Методологически построение системыналогового планирования начинается с определения стратегических целейпредприятия в области налогообложения. Далее в соответствии с поставленнымистратегическими установками генерируются показатели, позволяющие судить одостижимости и успешности выбранных в качестве стратегических ориентировнормативов. Исходя из целевых параметров, строится организационная структурапроцесса налогового планирования. Наиболее подходящей для реализациистратегических целей налогового планирования, как было выявлено в результатеисследования, является проектная структура управления налоговыми потоками, ибоона позволяет соединить элементы линейно-функциональной организационнойструктуры, в рамках которой происходит на практике процесс бюджетирования, ииндивидуальный подход при оптимизации налогового портфеля, требующий применениязнаний и навыков специалистов различного профиля, начиная с работниковфинансовой, бухгалтерской, экономической, юридической служб и заканчиваямаркетологами и аудиторами.
Успешность построения организационнойструктуры не в последнюю очередь зависит от наличия отлаженного, рациональноорганизованного документооборота, а также четкого определения должностныхобязанностей специалистов, занятых в процессе налогового планирования.Последнему отводится значительное место, ибо конкретизация трудового статусаработников — непременное условие успеха организации любой сферыпроизводственной деятельности.
Распределение должностныхобязанностей налоговых специалистов, равно как и корреспонденция связей междуподразделениями предприятия по поводу налогового планирования, осуществляетсяна основе матрицы принятия управленческих решений, пример которой приведен втретьей главе настоящей работе.
Организация налогового планированиятребует, помимо всего прочего, наличия определенных ресурсов, финансовых,материально-технических, интеллектуальных, объем и перечень которыхприменительно к отдельным мероприятиям налогового планирования закрепляются вналоговом плане предприятия.
Реализация и контроль закрепленных вналоговом плане мероприятий и показателей производится, в том числе, и сиспользованием электронно-вычислительной техники и автоматизированныхкомплексов.
Таким образом, налоговое планированиена промышленном предприятии представляет собой комплексный, интеграционныйпроцесс, организация которого должна базироваться на системном подходе, сиспользованием достижений различных экономических, финансовых и юридическихдисциплин.
Список использованной литературы
1.        “Налоговый КодексРоссийской Федерации (часть первая)” (ред. от 02.01.2000). — Электронная версия“Консультант+”.
2.        “Налоговый КодексРоссийской Федерации (часть вторая)”. — Электронная версия “Консультант+”.
3.        Абдулгалимов А.М.Организационно-экономический механизм налогового регулирования доходовпредприятия// Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономическийнаук. Специальности: 08.00.05, 08.00.10. — Махачкала, 1997.
4.        Агеева О.А.Учетная политика предприятия как элемент налогового планирования// Налоговоепланирование, № 3 1997, с. 5.
5.        Бирюков Д.В.Планирование и регулирование деятельности интегрированных финансово-социальныхсистем/ Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономический наук.Специальность: 08.00.05. — СПб, 1995.
6.        Брейли Ричард,Майерс Стюарт. Принципы корпоративных финансов: Пер. с англ. — М.: ЗАО“Олимп-Бизнес”, 1997. — 1120 с.
7.        Вавилов А.П.Эффективность производства. Современные проблемы. — М.: Экономика, 1970.
8.        Валиулин В.Г.Организация планирования на акционерных обществах/ Автореферат на соисканиеученой степени кандидата экономический наук. Специальность: 08.00.05. — Челябинск,1992.
9.        Вареха Ю.М.Совершенствование системы налогообложения// Аудит и финансовый анализ, № 31998, с. 98-101.
10.     Васильев А.Налоговое планирование: быть или не быть?// Налоговый инспектор, № 9, 2000,Internet-версия.
11.     Виссарионов А.,Федорова И. Налоговое регулирование экономической активности// Экономист, № 4,1998, с. 69.
12.     Водянов А.,Гаврилова О. Налоговые инструменты восстановления инвестиций в реальном секторероссийской экономики// “Проблемы Теории и Практики Управления”, № 6 1999.
13.     Волошина Н. Н.Воздействие налогов на инвестиционную деятельность в промышленном сектореэкономики РФ/ Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономическийнаук. Специальность: 08.00.10. — М., 2000.
14.     Гайдар Е. Тактикареформ и уровень государственной нагрузки на экономику// Вопросы экономики, №4, 1998, с. 4.
15.     Галимзянов Р.Ф.Приказ об учетной политике предприятия как элемент минимизации налогов. —www.cfin.ru. 1999.
16.     Галимзянов Р.Ф.Общие принципы минимизации налогов. — www.cfin.ru. 1999.
17.     Галимзянов Р.Ф.Управление налогами на предприятии, в 2-х тт./ Том первый — Уфа: “Эксперт”,1998.
18.     Гаретовский Н.В.Финансовые методы стимулирования интенсификации производства. — М.: Финансы,1972.
19.     Горбунов А.Hалоговое планирование и снижение финансовых потерь. — М.: Анкил, 1999.
20.     Григорьев С. Г.,Гриншкун В.В., Скворцов О.В. Налоги России: Электронный учебник. Необходимостьналогового планирования/ Финансовая академия при Правительстве РоссийскойФедерации, Международный научно-консультационный центр по проблемамналогообложения. — www.fa.ru
21.     Гуськов С. Налогив экономике предприятий — М.: Дашков и Ко, 1999.
22.     Даниэль М. Марти.Российское налоговое законодательство: препятствия на пути инвестиций//“Проблемы Теории и Практики Управления”, № 2 1997.
23.     Денисенко В.Предпосылки налогового планирования// Закон. Финансы. Налоги. № 29, 18 июля2000, с. 6.
24.     Жестков С.В.Проблемы налогового планирования в Российской Федерации// Налоговый вестник, №6 1997, с. 74.
25.     Залесский А.Б.Принципы налогообложения предприятий и экономические последствия их применения// Экономические и математические методы. — 1993. Т .29, № 1. C. 39-55.
26.     Исаев Х.К.Сокращение налоговых неплатежей предприятий в региональной экономике (напримере Ростовской области)/ Автореферат на соискание ученой степени кандидатаэкономический наук. Специальность: 08.00.10. — Ростов-на-Дону, 2000.
27.     Искусствоналогового планирования// Экономика и жизнь. СПб региональный выпуск. 1994, №18.
28.     Кадушин А.,Михайлова Н. Насколько посильно налоговое бремя (попытка количественногоанализа). —www.cfin.ru. 1999.
29.     Калинина Е.М.Договорная работа в организации как элемент налогового планирования. //Бухгалтерский учет.-1999.-N 6.-С.21- 28. //Бухгалтерский учет и налоговоепланирование.-1999.-N 9.- С.158-168.
30.     Караваева И.Налоговые методы стимулирования производственных инвестиций (зарубежный опыт)//Вопросы экономики, № 8 1994, с.95-101.
31.     Карбушев Г.И.,Зимин В.М. Совершенствование налоговой системы России// ЭКО № 2, 1997, с. 58.
32.     Кац И. Системавнутрифирменного планирования// “Проблемы Теории и Практики Управления”, № 41999.
33.     Кожинов В.Я.Налоговое планирование: Рекомендации бухгалтеру: Учебно-методическое пособие. —М.: 1 Федеральная Книготорговая Компания, 1998.
34.     Козенкова Т.А.Налоговое планирование на предприятии. — М.: АиН, 1999.
35.     Комарова И.Ю.Совершенствование налогообложения прибыли предприятий в Российской Федерации)/Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономический наук.Специальность: 08.00.10. — Москва, 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.