Содержание
Введение. 2
1. Значение и целевая направленность отчета о прибылях и убытках. 3
1.1. Нормативное регулирование финансовой отчетности. 3
1.2. Структура отчета о прибылях и убытках. 10
1.3. Краткая экономическая характеристика объекта исследования. 13
2. Отчет о прибылях и убытках в отечественном учете. 16
2.1. Значение отчета о прибылях и убытках. 16
2.2. Порядок составления отчета о прибылях и убытках. 19
2.3. Учетная политика и ее влияние на отчетность. 26
Заключение. 32
Список использованных источников. 34
Введение
Бухучет является системой, которая измеряет, параметры деловой активности и представляет их в виде отчета и конечных выводов для принятия решений руководством компаний. Финансовые отчеты это документы, которые предоставляют информацию в денежной форме на индивидуальном уровне или на уровне предприятия.
В настоящее время с переходом к рыночной экономике, а также с привлечением зарубежного капитала большое значение приобрел вопрос о составе и формах бухгалтерской отчетности. На современном этапе отчетность должна быть достоверной, т.е. обоснованной сверенными данными синтетического и аналитического учета, и понятной всем пользователям.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение одной из форм годовой бухгалтерской отчетности: Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Для выполнения поставленной задачи необходимо рассмотрение следующих вопросов: системы построения отчетности в отечественной и международной практике; нормативное регулирование составления и предоставления отчетности; взаимосвязь с налоговыми расчетами; общую структуру отчета о прибылях и убытках; осветить вопрос значения отчета о прибылях и убытках для современного предприятия и для экономики вцелом; рассмотреть влияние на отчетность принятой предприятием учетной политики; рассмотреть общий порядок составления отчета.
Для наглядности данной работы предполагается рассмотреть «Отчет о прибылях и убытках» реального предприятия на примере ООО «Фаркос». Предполагается рассмотреть принципы организации и составления отчета на данном предприятии и состав показателей входящих в отчет.
1. Значение и целевая направленность отчета о прибылях и убытках
1.1. Нормативное регулирование финансовой отчетности
Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.
Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлый период.[8, c.543-545]
Организации составляют отчеты по формам и инструкциям (указаниям), утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам по всему народному хозяйству в целом.
Отчетность организации классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.
По видам отчетность подразделяется на: бухгалтерскую, статистическую и оперативную.
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении предприятия и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.
Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени- сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.
По периодичности составления различают внутригодовую и годовую отчетность. Внутригодовая отчетность включает отчеты за день, пятидневку декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую - промежуточной бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность- это отчетность за год.
По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие или материнские организации на основе первичных отчетов.[8, c.523]
В настоящее время организации предоставляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.
Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:
Форму №1 «Бухгалтерский баланс»
Форму №2 «Отчет о прибылях и убытках»
Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (от 21.11.96г. №129-ФЗ)и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) годовая бухгалтерская отчетность организаций, за исключение отчетности бюджетных организаций, состоит из:
А) Бухгалтерского баланса
Б) Отчета о прибылях и убытках
В) Приложений к ним, предусмотренных нормативными актами
Г) Аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организаций, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту
Д) Пояснительной записки
Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также указания о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкций о порядке их заполнения не противоречащие нормативным правовым актам Министерства финансов Российской Федерации.
В пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются, широта рынка сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выполнения плана, обеспечение заданных темпов роста; уровень эффективности использования ресурсов организации и др. Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятиях и другой информации, интересующей возможных пользователей годовой бухгалтерской отчетности.
Все большая часть отечественной бухгалтерской отчетности на внешних пользователей, а также на предоставление достаточно детальной информации акционерам существенно приблизила ее к отчетности западных стран.
С 2000г. годовая бухгалтерская отчетность в соответствии с приказом Минфина РФ от 13.01.200г. №4н включает:
· Бухгалтерский баланс- форма №1
· Отчет о прибылях и убытках- форма №2
· Отчет об изменениях капитала- форма №3
· Отчет о движении денежных средств- форма №4
· Приложение к бухгалтерскому балансу- форма №5
· Отчет о целевом использовании полученных средств предприятия- форма №6
· Пояснительную записку
· Специализированные формы разрабатываемые министерствами и ведомствами Российской Федерации, для организаций системы по согласованию соответственно с министерствами финансов Российской Федерации и республик
· Итоговую часть аудиторского заключения.
Субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему налогообложения учета и отчетности и необязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности. Могут не предоставлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчеты об изменениях капитала и движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (формы 3,4 и 5) и пояснительную записку.[11, c.112]
Если указанные субъекты малого предпринимательства обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности то они также могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности формы № 3,4 и 5, если отсутствуют соответствующие данные.
Некоммерческие организации имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств (форма №4), а также при отсутствии следующих данных – Отчет об изменениях капитала (форма №3) и приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5).
Общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), промежуточную бухгалтерскую отчетность не составляют. Указанные организации в составе годовой бухгалтерской отчетности не представляют отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств (формы №3и 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) и пояснительную записку.
Правила составления, сроки предоставления, порядок рассмотрения и утверждения бухгалтерских отчетов регламентирована Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и указаниями Министерства финансов РФ.
В соответствии с этими документами при составлении бухгалтерских отчетов и балансов должно быть обеспечено соблюдение следующих условий:
· Полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всего имущества, ресурсов, готовой продукции и расчетов;
· Полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов;
· Запись хозяйственных операций в бухгалтерском учете должна осуществляться только на основании надлежащего оформления документов или приравненных к ним технических носителей информации;
· Правильная оценка статей баланса.
Основные средства и нематериальные активы отражаются в балансе по остаточной стоимости; сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, тару, запасные части и другие материальные ценности: готовую продукцию, товары отгруженные, сданные работы и оказанные услуги – по фактической стоимости; незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства – по фактической себестоимости (при единичном производстве), по нормативной (плановой) производственной себестоимости или по прямым статьям расходов, либо только по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.
Материальные ценности, на которые цена в течении года снизилась, отражают в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации.
Остатки средств предприятия по валютным счетам. Другие денежные средства, (включая денежные документы), ценные бумаги, дебиторскую и кредиторскую задолженность в иностранной валюте отражают в отчетности в валюте, действующей на территории Российской Федерации, в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка России, действующему на последнее число отчетного периода.
Сальдо по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами каждая сторона отражает в своей отчетности в суммах, вытекающих из их бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. При разногласиях заинтересованная сторона обязана в установленные сроки передать необходимые документы на рассмотрение органам, уполномоченным разрешить соответствующие споры.
Суммы по расчетам с финансовыми, налоговыми органами, учреждениями банков должны быть согласованны с ними и тождественны. Неотрегулированные суммы на балансе по этим расчетам не допускаются.[7, c.273]
Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному плану. Важным этапом подготовительной работы является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.
Обобщение накопленного опыта в этом деле позволило выработать следующие рекомендации.
В начале исчисляют себестоимость вспомогательных производств и закрывают счет 23 «Вспомогательные производства». Во вторую очередь распределяют расходы будущих периодов, общехозяйственные и общепроизводственные расходы и кредитуют счета 97 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». Затем калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают затраты со счета 20 «Основное производство». После этого списывают затраты со счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». В порядке последующей очередности производятся записи на счетах по учету капитальных вложений, определяется финансовый результат деятельности предприятия и закрывается счет 90 «Продажи», распределяется прибыль и закрывается счет 99 «Прибыли и убытки».[7, c.280]
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 21 ноября 1996г. «129-ФЗ «О бухгалтерском учете» акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать бухгалтерскую отчетность.
Порядок публикации (кроме отчетности банков) определен Приказом Минфина РФ от 28 ноября 1996 № 101.
1.2. Структура отчета о прибылях и убытках
4) кроме того, отдельно показываются справочно постоянные налоговые обязательства (активы),базовая прибыль (убыток) на акцию, разводненная прибыль (убыток) на акцию. Минфин РФ значительно изменил раздел «справочной» формы № 2. Вместо дивидендов по обычным и привилегированным акциям теперь указываются базовая и разводненная прибыли на акцию. Чтобы рассчитать эти показатели, нужно воспользоваться Методическими рекомендациями по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, которые утверждены приказом Минфина РФ от 21 марта 2000 г. № 29н.[8, c.538]
ОТЧЕТ о прибылях и убытках | |||||||||||||
за | 20 | г. | |||||||||||
КОДЫ | |||||||||||||
Форма N 2 по ОКУД | 0710002 | ||||||||||||
Дата (год, месяц, число) | |||||||||||||
Организация | по ОКПО | ||||||||||||
Идентификационный номер налогоплательщика | ИНН | ||||||||||||
Вид деятельности | по ОКВЭД | ||||||||||||
Организационно-правовая форма / форма собственности | |||||||||||||
по ОКОПФ/ОКФС | |||||||||||||
Единица измерения: тыс.руб./млн.руб. (ненужное зачеркнуть) | по ОКЕИ | 384/385 |
Показатель | За отчетный период | За аналогичный | ||||||
наименование | код | период предыдущего года | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
Доходы и расходы по обычным видам деятельности | ||||||||
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) | ||||||||
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | ( | ) | ( | ) | ||||
Валовая прибыль | ||||||||
Коммерческие расходы | ( | ) | ( | ) | ||||
Управленческие расходы | ( | ) | ( | ) | ||||
Прибыль (убыток) от продаж | ||||||||
Прочие доходы и расходы | ||||||||
Проценты к получению | ||||||||
Проценты к уплате | ( | ) | ( | ) | ||||
Доходы от участия в других организациях | ||||||||
Прочие операционные доходы | ||||||||
Прочие операционные расходы | ( | ) | ( | ) | ||||
Внереализационные доходы | ||||||||
Внереализационные расходы | ( | ) | ( | ) | ||||
Прибыль (убыток) до налогообложения | ||||||||
Отложенные налоговые активы | ||||||||
Отложенные налоговые обязательства | ||||||||
Текущий налог на прибыль | ( | ) | ( | ) | ||||
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода | ||||||||
СПРАВОЧНО. Постоянные налоговые обязательства (активы) | ||||||||
Базовая прибыль (убыток) на акцию | ||||||||
Разводненная прибыль (убыток) на акцию |
РАСШИФРОВКА ОТДЕЛЬНЫХ ПРИБЫЛЕЙ И УБЫТКОВ | |||||
Показатель | За отчетный период | За аналогичный период предыдущего года | |||
наименование | код | прибыль | убыток | прибыль | убыток |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Штрафы, пени и неустойки, признанные или по которым получены решения суда (арбитражного суда) об их взыскании | |||||
Прибыль (убыток) прошлых лет | |||||
Возмещение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств | |||||
Курсовые разницы по операциям в иностранной валюте | |||||
Отчисления в оценочные резервы | Х | Х | |||
Списание дебиторских и кредиторских задолженностей, по которым истек срок исковой давности |
Руководитель | Главный бухгалтер | |||||
(подпись) | (расшифровка подписи) | (подпись) | (расшифровка подписи) | |||
" | " | 20 | г. |
1.3. Краткая экономическая характеристика объекта исследования
Общество с ограниченной ответственностью «Фаркос» (ООО «Фаркос») занимается торговлей строительным оборудованием организация основана 28 апреля 2003г. За столь непродолжительный период времени предприятие приобрело постоянных поставщиков и собственную клиентурную базу. Пре6дприятие имеет выгодное месторасположение (рядом идет строительство дачного поселка). Своевременная обеспеченность предприятия продукцией пользующейся высоким спросом позволяет максимизировать прибыль
ООО «Фаркос» применяет общий режим налогообложения, предоставленная в составе промежуточной отчетности форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» содержит следующие данные:
Выручка за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей составила (нарастающим итогом с начала года) – 1 871 078 рублей.
Себестоимость проданной продукции составила – 1 212 952 руб.
Коммерческие расходы, связанные с реализацией продукции составили – 623 109 руб.
Прибыль от продаж составила 35 017 рублей. Данная прибыль была уменьшена на величину произведенных операционных расходов (13 538руб.)
После вычета налога на прибыль (5156 руб.) чистая прибыль предприятия составила 16 323 руб.
Приведем краткую характеристику основных статей данной отчетной формы.
По статье "Выручка от реализации товаров, продукции (работ, услуг) " показывается выручка от реализации за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей, формируемая на счете 90.9 на конец отчетного периода.
По статье "Себестоимость реализации товаров, продукции (работ, услуг)" отражают покупную стоимость товаров, выручка от реализации которых приведена в форме № 2;
Статья "Коммерческие расходы " характеризует затраты, связанные со сбытом продукции (работ, услуг) торговых организаций. Необходимость обособления коммерческих и управленческих расходов определена Положением "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99). Под управленческими понимаются расходы, не связанные непосредственно с производственным процессом. К ним относятся: административно-управленческие расходы, содержание общехозяйственного персонала, расходы по амортизации и ремонту основных средств общехозяйственного назначения, расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг и т.п. В текущем учете эти расходы аккумулируются на счете 26 "Общехозяйственные расходы", дебетовое сальдо которого и отражается по статье "Управленческие расходы". Отметим, что в отчетности данной организации данная статья не заполняется, поскольку расходы по управлению являются составной частью издержек обращения, отражаемых общей суммой по статье "Коммерческие расходы".
Отдельными статьями показывают прочие операционные доходы и расходы, связанные с реализацией основных средств и прочего имущества, прекращением производства, не давшего продукции, аннулированием производственных заказов и др., и прочие внереализационные доходы и расходы, такие, как суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности, ранее списанной на убытки как безнадежная, штрафы полученные и уплаченные, суммы страхового возмещения, излишки выявленных в ходе инвентаризации ценностей, судебные издержки и др.
В результате алгебраического суммирования рассмотренных показателей рассчитывается чистая прибыль (убыток) отчетного периода, приводимая в форме № 2 отдельной строкой.
В настоящее время на предприятии используется программа 1С «Предприятие» версия 7.7 редакция 4.5., что существенно уменьшает объем учетной работы и сокращает время подготовки отчетности. При заполнении всех необходимых справочников и ввода необходимых первичных документов отражающих результаты хозяйственных операций программный продукт самостоятельно производит все необходимые расчеты. В вышеуказанной программе также имеется возможность вывода отчетности на печать с использованием стандартного принтера работающего в среде Windows, при этом вывод информации осуществляется на стандартном бланке отчетности, утвержденном приказом Минфина РФ № 67н от 22.07.03.г.
2. Отчет о прибылях и убытках в отечественном учете
2.1. Значение отчета о прибылях и убытках
Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлый период.[8, c.543]
Организации составляют отчеты по формам и инструкциям (указаниям), утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам по всему народному хозяйству в целом.
На ООО «Фаркос» форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» входит в состав промежуточной и годовой отчетности. Форма №2 на предприятии служит также для анализа финансового положения предприятия.
2.2. Порядок составления отчета о прибылях и убытках
Отчет о прибылях и убытках должен характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. Данные о доходах, расходах и финансовых результатах представляются в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.
Отчет о прибылях и убытках должен содержать следующие числовые показатели:[11, c.137]
• выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг -
- за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и т.п. налогов и обязательных платежей (нетто-выручка);
• себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг) -
- кроме коммерческих и управленческих расходов;
• валовая прибыль
- коммерческие расходы,
- управленческие расходы;
• прибыль/убыток от продаж -
- проценты к получению,
- проценты к уплате,
- доходы от участия в других организациях,
- прочие операционные доходы,
- прочие операционные расходы,
- внереализационные доходы,
- внереализационные расходы;
• прибыль/убыток до налогообложения -
- налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи;
• прибыль/убыток от обычной деятельности -
- чрезвычайные доходы,
- чрезвычайные расходы;
• чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).
Статьи отчета формируются исходя из доходов и расходов организации, исчисляемых в соответствии с требованиями ПБУ 9/99 (в части доходов) и ПБУ 10/99 (в части расходов организации).
Доходы организации за отчетный период отражаются с подразделением на обитую сумму выручки, операционные доходы и внереализационные доходы, а в случае возникновения - и чрезвычайные доходы.
Выручка, операционные и внереализационные доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), составляющие пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду доходов в отдельности. При этом каждому из таких видов доходов должна соответствовать приходящаяся на их долю часть расходов:[6, c.543]
Расходы отражаются в отчете с подразделением на себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг), коммерческие расходы, управленческие расходы, операционные расходы и внереализационные расходы, а в случае возникновения, также и чрезвычайные расходы.
По статье «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)», показывается выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг, осуществлением хозяйственных операций (поступления, связанные с отдельными фактами хозяйственной деятельности), являющиеся доходами от обычных видов деятельности, признанные организацией в бухгалтерском учете в соответствии с условиями, определенными для ее признания в ПБУ 9/99 «Доходы организации», и в сумме, исчисленной в денежном выражении в соответствии с правилами указанного ПБУ, включая условия договоров по продаже товаров, продукции, выполнению работ и оказанию услуг (с учетом скидок (накидок), суммовых разниц, изменений условий договора, расчетов неденежными средствами и т.п.).
К обязательным платежам, которые в соответствии с установленным порядком не признаются организацией доходами, в частности, относятся суммы налога на реализацию горюче-смазочных материалов, экспортные пошлины.
Доходы, признанные в бухгалтерском учете как доходы от обычных видов деятельности в случае их существенности или без знания о которых заинтересованными пользователями невозможна оценка финансовых результатов деятельности организации, подлежат отражению обособленно в виде расшифровки к статье «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)» или в приложении к отчету о прибылях и убытках (в случае его разработки и принятия организацией самостоятельно).
По статье «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» отражаются учтенные затраты на производство продукции, работ, услуг в доле, относящейся к проданным в отчетном периоде продукции, работам, услугам.
Организации, осуществляющие торговую деятельность, отражают по данной статье покупную стоимость товаров, выручка от продажи которых отражена в данном отчетном периоде.
Затраты, связанные со сбытом продукции, а также издержки обращения в данные статьи «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» не включаются, а отражаются по статье «Коммерческие расходы» отчета о прибылях и убытках.
В случае признания организацией в соответствии с установленным порядком коммерческих расходов полностью в себестоимости, проданных в отчетном периоде товаров, продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности расходы организации по сбыту продукции, издержки обращения (у организаций, осуществляющих торговую деятельность, оказывающих услуги общественного питания) отражаются по статье «Коммерческие расходы».
Данные статьи «Валовая прибыль» раздела «Доходы и расходы по обычным видам деятельности» отчета о прибылях и убытках определяются как разница между данными статьи «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)» и данными статьи «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг».
В разделах «Операционные доходы и расходы» и «Внереализационные доходы и расходы» отражаются доходы и расходы, признанные организацией в бухгалтерском учете как прочие в соответствии с условиями, определенными для их признания в Положении по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, и в сумме в соответствии с требованиями указанных положений.[7, c.497 – 498]
По статье «Проценты к получению» раздела «Операционные доходы и расходы» отражаются операционные доходы в сумме причитающихся в соответствии с договорами процентов по облигациям, депозитам, по государственным ценным бумагам и т.п., за предоставление в пользование денежных средств организации, за использование кредитной организацией денежных средств, находящихся на счете организации в этой кредитной организации.
По статье «Проценты к уплате» раздела «Операционные доходы и расходы» отражаются операционные расходы в сумме причитающихся в соответствии с договорами к уплате процентов по облигациям, акциям, за предоставление организации в пользование денежных средств (кредитов, займов).
Остальные доходы и расходы, относящиеся в соответствии с установленным порядком к операционным доходам и расходам, отражаются по статьям «Прочие операционные доходы» или «Прочие операционные расходы» раздела.
В частности, по статье «Прочие операционные доходы» отражается прибыль, полученная (подлежащая получению) организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества). При этом результат (прибыль или убыток) от передачи имущества в счет вкладов по договору простого товарищества, выявленный на счетах бухгалтерского учета операций по передаче этого имущества (с учетом расходов по передаче имущества, остаточной стоимости передаваемого объекта в случае его амортизации), отражается в составе прочих операционных доходов или расходов. По статье «Прочие операционные доходы» отражается также сумма вознаграждения за переданное в общее владение и (или) пользование имущество или возврат имущества при его разделе сверх величины вклада (в части денежных средств).
При выбытии основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров, в результате их продажи расходы, связанные с продажей основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров, отражаются по статье «Прочие операционные расходы». По этой же статье отражается остаточная стоимость проданных объектов основных средств и иных амортизируемых активов.
При этом по статье «Прочие операционные доходы» подлежит отражению сумма дохода, определенная к получению в соответствии с условиями договора продажи основных средств и иных активов (с учетом суммовых разниц и пр.).
По статье «Прочие операционные расходы» отражаются расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, расходы организации по содержанию законсервированных производственных мощностей и объектов, мобилизационных мощностей, расходы, связанные с аннулированием производственных заказов (договоров), прекращением производства, не давшего продукции, расходы, связанные с обслуживанием ценных бумаг (оплата консультационных и посреднических услуг, депозитарных услуг и т.п.), если они не отражены, развернуто к доходам по этим ценным бумагам. Кроме того, в составе прочих операционных расходов отражаются суммы причитающихся к уплате отдельных видов налогов и сборов за счет финансовых результатов в соответствии с установленным законодательством РФ порядком.
По статье «Внереализационные доходы» отражаются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, по которым получены решения суда об их взыскании; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы, возникающие при переоценке в установленном порядке имущества и обязательств, выраженных в иностранной валюте; сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных) в разрешенных случаях; принятие к учету имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации, и т.п.
По статье «Внереализационные расходы)) в отчете о прибылях и убытках отражаются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, которые признаны организацией-должником; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые разницы, возникающие при переоценке в установленном порядке имущества и обязательств, выраженных в иностранной валюте; сумма уценки активов (за исключением внеоборотных) в разрешенных случаях (производственных запасов, готовой продукции и товаров в конце отчетного года), убытки от списания ранее присужденных долгов по хищениям, по которым исполнительные документы возвращены судом в связи с несостоятельностью ответчика; убытки от хищений материальных и иных ценностей, виновники которых по решениям суда не установлены; судебные расходы и т.п.
Чистая прибыль организации за отчетный период или убыток формируется исходя из прибыли или убытка от обычной деятельности с учетом влияния на результат последствий чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.), в случае их возникновения.[7, c.539]
По статье «Чрезвычайные доходы», в частности, могут быть отражены суммы страхового возмещения и покрытия из других источников убытков от стихийных бедствий, пожаров, аварий, других чрезвычайных событий, подлежащие получению (полученные) организацией; стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов.
По статье «Чрезвычайные расходы» отражаются, например, стоимость утраченных материально-производственных ценностей, убытки от списания пришедших в негодность в результате пожаров, аварий, стихийных бедствий, других чрезвычайных событий и не подлежащих восстановлению и дальнейшему использованию объектов основных средств и пр.
2.3. Учетная политика и ее влияние на отчетность
С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.
Следует отметить, что значение учетной политики недооценивается многими организациями, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов.
Между тем выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.
Учетная политика организации — это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.
Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.
К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие существенные способы.
Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету или законодательными актами и постановлениями Правительства Российской Федерации.[6, c.116]
В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию как минимум в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.
Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных ПБУ № 1/98, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.
При формировании учетной политики организации исходят из допущений, отличных от предусмотренных ПБУ № 1/98. Такие допущения вместе с причинами их применения должны быть подробно раскрыты в бухгалтерской отчетности.
Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.
Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.[7, c.331]
Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошло изменений со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.
Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна включать: причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествующие отчетному, скорректированы.
Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, отражаются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организации.
Если баланс дает наиболее общее представление об имущественном и финансовом положении предприятия, то отчет о прибылях и убытках (форма № 2) характеризует достигнутые за отчетный период финансовые результаты. При этом квартальная форма содержит данные нарастающим итогом, т.е., например, форма, составляемая по итогам II квартала, включает данные о выручке, доходах и расходах за первые два квартала.
Как и в случае с балансом, ключевое значение для отчетных данных в форме № 2 имеет принятая Минфином установка о допущении "временной определенности фактов хозяйственной деятельности", согласно которой данные факты относятся к тому периоду времени, в котором они имели место, независимо от момента фактического поступления или выбытия связанных с ними денежных средств (ПБУ 1/98). Для понимания заложенной в основу данного подхода логики воспользуемся простейшим примером.
Предположим, что предприятие отгрузило продукцию покупателю на сумму 100 тыс. руб. Спрашивается, когда данную сумму следует учесть в составе выручки и рассчитать соответствующую прибыль: в момент отгрузки продукции и предъявления покупателям (заказчикам) расчетных документов или в момент поступления денежных средств на счета или в кассу предприятия за отгруженную продукцию? Принятие первого варианта известно в теории учета как использование метода начисления, принятие второго варианта соответствует так называемому кассовому методу. Метод начисления является доминирующим в экономически развитых странах.
В нашей стране в период централизованно планируемой экономики использовались оба метода. В частности, в отношении расчетов по оплате труда применялся метод начисления, вместе с тем определение дохода от реализации продукции осуществлялось на основе кассового метода. С началом перестройки советской экономики и развитием деятельности совместных предприятий именно применение кассового метода подвергалось наиболее суровой критике со стороны западных специалистов и партнеров по бизнесу. В конце 1980-х гг. применение метода начисления при определении выручки от реализации было разрешено для совместных предприятий, а с 1992 г. в соответствии с новым Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и Планом счетов метод стал доступен для всех предприятий.
Согласно ПБУ 1/98 метод начисления является доминирующим по определению, иными словами, его применение стало обязательным по умолчанию. Тем не менее, кассовый метод не исключен полностью - его можно применять, но только в том случае, если договором обусловлен момент перехода права владения, пользования и распоряжения отгруженной продукцией (товарами) и риска ее случайной гибели от предприятия к покупателю (заказчику) после поступления денежных средств в оплату этой продукции. Иными словами, выручка от реализации продукции в этом случае включается в отчет о прибылях и убытках на дату поступления денежных средств.[4, c.109]
Рассмотренными двумя ситуациями не исчерпывается все их многообразие в реальной жизни. Согласно ст. 223 и 224 Гражданского кодекса право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом передачей признается вручение вещи потребителю, а равно сдача перевозчику для отправки потребителю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки. Таким образом, договорами поставки могут предусматриваться различные ситуации в отношении момента перехода права собственности в зависимости от условий франкировки: франко-склад отправителя, франкостанция отправления, франко-станция назначения, франко-склад получателя и др. Этими условиями определяется, во-первых, кто - поставщик или покупатель - несет расходы по погрузке, транспортировке и разгрузке товара, и, во-вторых, когда поставщик может учесть результаты данной операции для расчета своего дохода, а именно в момент перехода права собственности. Таким образом, можно сделать следующий вывод: для определения дохода от операции важны не собственно отгрузка продукции или поступление денежных средств на счет, а момент перехода права собственности на поставленную продукцию. Условия франкировки особенно детализированы в договорах поставки по экспортно-импортным операциям. В частности, если согласно договору моментом перехода права собственности определено пересечение границы, то только в этот день и должен быть учтен результат от реализации продукции.
Легко заметить, что предприятие, в принципе, может одновременно применять различные методы признания прибыли от реализации; лишь одно условие является обязательным - эти методы должны быть раскрыты в учетной политике предприятия.
Что касается экономической целесообразности применения того или иного метода, то, например, кассовый метод, рекомендуется использовать в том случае, если предприятие-поставщик по какой-либо причине (например, нет полной уверенности в отношении платежеспособности покупателя) не хочет до момента оплаты терять права собственности на отгруженную продукцию.
Несмотря на то что метод начисления является в настоящее время основным для расчета выручки от реализации, п. 13 Положения о составе затрат разрешено определять финансовые результаты в целях налогообложения по мере оплаты продукции, работ, услуг. С одной стороны, это позволяет избежать ситуации, когда предприятие платит налоги, не получив денег за поставленную продукцию; с другой стороны, требуемые пересчеты существенно усложняют работу бухгалтеров.
Заключение
В данной курсовой работе мы рассмотрели системы построения отчета о прибылях и убытках в отечественной и международной практике, а также его взаимосвязь с налоговыми расчетами.
Список использованных источников
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №123-ФЗ от 23.07.98г.
2. Приказ Минфина России от 22.07.03 г. № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций",
3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций №94н от 31.10.2000г.
4. Бакаев А.С., Макальская А.А., и др. Бухгалтерская отчетность организации.- М: ИПБ-БИНФА,2002-250 с.
5. Делопроизводство в бухгалтерии-4-е изд., испр. И доп.- М.: ИНФРА-М,2001-172с. (Библиотека журнала «Досье бухгалтера» ).
6. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский учет: учеб для вузов. – М.: ЭкономистЪ, 2003г.-618с.
7. Камышанов П.И., Камышанов А.П., Камышанова Л.И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету.- М., Элиста.: АПП «Джангар», 2000г. – 600с.
8. Кондраков Н.П.Бухгалтерский учет. - М: ИНФРА-М,2003.-639 с.
9. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Инфра-М, 2000.-635с.
10. Реформа бухгалтерского учета: Все 18 положений по бухгалтерскому учету: РИПЭЛ плюс,2003г.
11. Самойлов И.В.Бухгалтерская отчетность организации в 2003 году. - М: ИНФРА-М,2004.-250 с
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |