ВВЕДЕНИЕ
Более 70% доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь формируется за счет поступлений, контролируемых налоговыми службами. Возникнув на заре человеческой цивилизации, фискальные сборы и в современном обществе являются основной формой доходов государства. Необходимость налогов обусловлена функциями и задачами государства (политическими, экономическими, внешнеэкономическими, оборонными, социальными и др.), выполнение которых требует средств.
Налоги связаны непосредственно с объективной деятельностью и функционированием государства и отображают реально существующие финансовые отношения. Подобно государственному кредиту, расходам государства и т.п., они являются одним из элементов системы финансовых отношений и находятся во взаимосвязи и взаимозависимости с другими финансовыми категориями, обладают свойствами, присущими другим финансовым категориям, и дают ключ к пониманию финансовой системы в целом. В то же время налоги имеют признаки, которые выделяют их.
Особенностью налогов является то, что они, участвуя в перераспределительном процессе, обеспечивают государство финансовыми ресурсами. Источником налогов хозяйствующих субъектов выступает прибавочный продукт, созданный в производстве трудом, капиталом и природными ресурсами, часть которого поступает хозяйствующему субъекту для расширенного воспроизводства. Эта часть прибавочного продукта в процессе первичного распределения находится вне налоговых отношений. Вторую часть получает государство посредством принудительного перераспределения прибавочного продукта в свою пользу. Налоги в этих условиях являются для государства главным методом мобилизации части прибавочного продукта.
Участвуя в формировании централизованного фонда денежных ресурсов государства, налоги должны воздействовать на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов, стимулировать экономический рост, улучшение качества продукции. Исторический опыт показывает, что налоги, при обоснованном применении, способствуют эффективности производства, при ошибочном – наносят непоправимый вред.
В связи с такой значимостью налогов, большое значение для предприятия имеет бухгалтерский учет расчетов плательщика по налогам и сборам в бюджет, а также контроль за их начислением и перечислением. Предприятия, как и государство в целом, заинтересованы в правильности и законности осуществления своей налоговой политики. В этом большую роль играет контроль за своевременностью и правильностью исчисления и перечисления налогов и сборов в бюджет, который осуществляют ревизионные органы. Большую роль играют аудиторские проверки, которые помогают руководству предприятия проверить ведение налогового учета, предупредить и своевременно устранить ошибки, а также избежать штрафов и экономических санкций, что может оказать существенное влияние на доходность предприятия.
В настоящее время налоговая составляющая финансовых потоков организации играет существенную, а в ряде случаев и определяющую роль в формировании ее финансового состояния. Это объясняется тем, что, являясь неотъемлемой частью финансов организации, налоговые потоки оказывают значительное воздействие на такие ключевые показатели его финансового состояния, как рентабельность и ликвидность. Вместе с тем зачастую налоговое влияние на указанные показатели настолько велико, что может играть определяющую роль в формировании стратегии и тактики принятия обоснованных управленческих решений субъектами хозяйствования.
Анализ налогообложения - это процесс комплексного изучения и оценки системы налогообложения организаций с целью выявления возможностей оптимизации налогового бремени.
Исходя из этого объектом анализа налогообложения организации является система налогов, сборов и других обязательных платежей, уплачиваемых ею. Анализ налогообложения позволяет, с одной стороны, изучить систему налогообложения в организации, с другой стороны - измерить влияние налогообложения на результаты ее хозяйственной деятельности.
Главной целью анализа налогообложения является разработка рекомендаций по оптимизации налогообложения в текущем и долгосрочном периоде.
Основными задачами анализа работы являются:
- исследование динамики налогов, сборов и других обязательных платежей в общей сумме и по установленным отчетным периодам;
- изучение и оценка состава и структуры налогов, сборов и других обязательных платежей как в целом по организации, так и отдельно в зависимости от источников начисления и уплаты;
- выявление влияния факторов на изменение суммы налоговых платежей;
- экономическое обоснование оптимизации уровня налогов, сборов и других обязательных платежей в целях повышения эффективности хозяйствования;
- обобщение неиспользуемых возможностей и экономическое обоснование прогнозных резервов снижения уровня налогов, сборов и других обязательных платежей.
Цель написания работы – изучение методики проведения анализа уплачиваемых налогов на предприятии, определение пути оптимизации налоговых платежей.
Для достижения выбранной цели были поставлены и решались следующие задачи:
- рассмотреть налоги и сборы, их сущность и состав, виды налогов и сборов, уплачиваемых субъектами хозяйствования;
- оценка налоговых и неналоговых платежей на основе анализа отчетных данных исследуемого предприятия;
Источниками информации для анализа налогов, сборов и других обязательных платежей являются данные бухгалтерской и статистической отчетности, информация регистров текущего синтетического и аналитического учета, налоговых деклараций и других источников.
В качестве субъекта исследования выбрано частное торговое унитарное предприятие "ВОЯЖ-ЭФФЕКТ". Предприятие является коммерческой организацией – юридическим лицом, имеет закреплено за ним на праве хозяйственного ведения обособленное имущество, самостоятельный баланс. Целью деятельности ЧТУП «ВОЯЖ_ЭФФЕКТ» является осуществление продажа товаров в розничной торговле.
1.
НАЛОГИ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ КАК ОБЪЕКТ АНАЛИЗА
1.1. Сущность налогов, их виды и функции, налоговая система Республики Беларусь
Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства (политических, экономических, оборонных, социальных и др.), выполнение которых требует определенных финансовых ресурсов. Налог оправдан тем, что функционирование любого общества предполагает затраты, которые должны покрываться соответствующими ресурсами. Если собственных ресурсов государства, например, в форме доходов от государственной собственности, недостаточно (а это является общим случаем), то оно осуществляет процесс взимания налогов. Налоговый метод стал основным в формировании доходов государственной казны.
В Республике Беларусь в течение долгого времени не предпринимались попытки формулирования эффективного, с точки зрения ограничения государственных притязаний, определения налога. Все, что имелось в налоговом законодательстве, сводилось к определению, содержащемуся в преамбуле Закона от 20 декабря 1991 года «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь»: «под налогами и сборами понимаются обязательные отчисления денежных средств от плательщиков в определенных законами размерах». В настоящее время понимание налога получило свое закрепление в п. 1 ст. 6 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее в тексте НК). Налогом
признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или ограниченного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.
Признаки налога
вытекают из его определения:
- обязательность;
- индивидуальная безвозмездность;
- денежная форма уплаты налога;
- внесение за счет средств, принадлежащих плательщику на правах собственности, правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Окладные налоги
– налоги, сумма которых устанавливается для каждого отдельного налогоплательщика.
Неокладные налоги
– исчисляются и уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно.
Деление налогов на прямые
и косвенные
впервые было определено Д. Локком в конце XIX в. В основу деления был положен критерий перелагаемости налогов. Прямой налог – это налог, взимаемый непосредственно с лиц, в отношении которых изъятие средств является обязательным или желательным. Прямые налоги выплачиваются непосредственно с дохода. Источником являются: прибыль, дивиденды, проценты, наследства и др. Преимущество прямых налогов заключается в том, что они являются более прогрессивной формой обложения, поскольку, во-первых, учитывают доход и общее финансовое положение плательщика. К. Маркс отмечал, что «прямые налоги – это наименьшее зло, ибо каждый знает, какую долю государственных расходов он несет». Однако существуют определенные трудности при переложении прямых налогов на других лиц или при уклонении от их уплаты. Косвенные налоги взимаются с налогоплательщиков, которые возмещают уплаченные суммы за счет других лиц. Косвенные налоги выплачиваются опосредованно через цены товаров. Преимущество косвенных налогов состоит в том, что суммы налога берутся в удобное для налогоплательщика время и удобным способом. Данный вид налогов рассматривается фирмами как издержки, а следовательно, увеличивает цену выпускаемой продукции. В зависимости от эластичности спроса и предложения косвенные налоги могут быть переложены на конечного потребителя. Общей тенденцией в развитых государствах является увеличение доли налогов на потребление в результате повышения ставок и расширения базы обложения за счет необлагаемых ранее услуг. Среди недостатков данного вида обложения – их регрессивный и инфляционный характер.
В зависимости от соотношения между ставкой налога и доходами определяются прогрессивные, пропорциональные и регрессивные
налоги. Прогрессивная система обложения предполагает увеличение ставки налога при повышении суммы дохода. Регрессивная, наоборот, предполагает, что при увеличении суммы дохода ставка налога уменьшается. Пропорциональная система налогообложения определяет равномерное соотношение между ставкой налога и суммой дохода, т. е. с любой суммы дохода взимается одинаковый процент налоговых изъятий.
В соответствии с различными уровнями бюджетной системы определяются республиканские
(федеральные), местные
(территориальные), региональные
налоги, налоги местных административных групп
. В зависимости от субъекта налогообложения (плательщиков налога) налоги подразделяются на налоги, взимаемые с физических или юридических лиц
. В связи с решением текущих и чрезвычайных задач теорией налогообложения определяются налоги обыкновенные, нацеленные на решение постоянных задач, и чрезвычайные
. В соответствии с теорией трех факторов производства выделяются налоги с дохода с земли, налоги с капитала (с доходов от капитала), налоги с заработной платы
. В исторической ретроспективе можно определить налоги двух видов: натуральные
и денежные
. В зависимости от роли в производственном процессе рассматриваются три основные группы налогов: налоги, включаемые в отпускную цену продукции
, в себестоимость продукции
(относимые на затраты) и налоги, уплачиваемые из прибыли
[14, с.24].
Функции налогов:
1) фискальная
– распространяются на всех физических и юридических лиц;
2) распределительная
– сущность налога, как централизованного инструмента распределительных отношений;
3) регулирующая
– осуществляется через систему налоговых инструментов (налоговые льготы, вычеты, налоговые кредиты и т.д.);
4) дестимулирующая
– повышение налоговых ставок и создание жесткого налогового режима, ограничивающего отдельные виды деятельности, которые не поощряются государством;
5) контрольная
– контроль за полной и своевременной уплатой налогов;
6) интегрирующая
– требует учитывать при разработке национальной налоговой политики опыт зарубежных стран.
Пункт 5 ст. 6 Налогового Кодекса предусматривает, что налог считается установленным в том случае, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения
:
- объект налогообложения;
- налоговый период;
- налоговая ставка (ставки);
- порядок исчисления;
- порядок и сроки уплаты;
- налоговые льготы (в необходимых случаях).
Налогоплательщик (субъект) налога
– это физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложено обязательство заплатить налог. Плательщик налога – основополагающий элемент, по отношению к которому строится вся налоговая система в комплексе. Все последующие функциональные элементы налога (объекты налогообложения, ставки, льготы и др.) используются уже в отношении конкретного плательщика. В налоговых законодательствах различных стран в качестве налогоплательщиков признаны юридические и физические лица. Юридическое лицо
– это предприятия, организации, учреждения, имеющие обособленный баланс и отдельный расчетный счет в банке. Физическое лицо
– это граждане данного государства, иностранного государства и лица без гражданства. По белорусскому законодательству плательщиками налогов и сборов названы объединения, организации, их филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, осуществляющие хозяйственную и коммерческую деятельность на территории Республики Беларусь, независимо от подчиненности и форм собственности, также физические лица, извлекающие доходы от предпринимательской деятельности, работы по найму и других источников.
Существует несколько классификаций налогоплательщиков
:
1. в зависимости от статуса лица:
- юридические лица;
- физические лица;
2. в зависимости от резиденства:
- резиденты;
- нерезиденты.
Основанием для возникновения у юридических и физических лиц обязанностей по уплате налогов является получение определенного дохода, прибыли, владение землей, строениями и др., т. е. наличие объекта налогообложения. Объект налогообложения
– юридические факты (действия, события, состояния), обуславливающие в соответствии с нормами налогового законодательства наступление определенных правовых последствий – обязанности субъекта уплатить налог.
Развитие налоговых систем определило следующие группы объектов налогообложения:
• доход;
• имущество (земля, капитал, прочая недвижимость, предметы роскоши);
• передача имущества (наследство и дарение, сделки купли-продажи, займа и др.);
• потребление (акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость);
• ввоз и вывоз товаров (пошлины на экспортные и импортные товары).
Обоснованное сочетание различных объектов налогообложения позволяет максимально соблюсти принципы равенства и справедливости налогов по отношению ко всем налогоплательщикам.
Налоговая база
– стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
Налоговый период
– календарный год или иной период времени, по окончании которого исчисляется сумма налога.
Налоговая ставка
– величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от особенностей налоговой базы ставки налогов могут устанавливаться в твердых суммах
платежа или в относительных величинах (процентах)
. В абсолютных суммах устанавливаются, например, ставки земельного налога (с 1 га земли), экологического (с 1 куб. м добытых природных ресурсов) и др. Твердые ставки применяются при равномерном методе налогообложения, когда не учитывается платежеспособность налогоплательщика, а принимается во внимание только потребление им каких-либо услуг. Данный вид налоговых ставок является наиболее обременительным для налогоплательщиков с низким уровнем доходов. Процентные ставки ассоциируются с пропорциональным методом налогообложения.
Налоговым агентом
признается лицо, на которое налоговым законодательством возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов, пошлин. Налоговыми агентами, в частности, могут быть белорусские предприятия, организации и предприниматели, имеющие договорные отношения с иностранными физическими или юридическими лицами, осуществляющими экономическую деятельность в Республике Беларусь, помимо своего постоянного представительства в Республике Беларусь, если в результате таких отношений это иностранное физическое или юридическое лицо имеет доходы или иной объект налогообложения.
В налогообложении действуют 3 способа взимания налогов:
1. Использование кадастра
(реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения, которые используются при исчислении соответствующего налога.
2. Подача налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления – декларации
о величине объекта обложения.
3. Исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения
, обычно осуществляющееся бухгалтерией предприятия или другим органом, который выплачивает налог.
Применяются следующие методы взимания налога
:
- наличный платеж;
- безналичный платеж.
Общее управление налогами в РБ возложено на высшие органы государственной власти – Парламент, аппарат Президента, Правительство. Они определяют основные принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику. Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат. В его состав входят: Министерство финансов и его органы на местах, Министерство по налогам и сборам и его территориальные инспекции, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет.
Налоговая политика
– это система финансовых отношений, предназначенных для прямого изъятия части доходов у субъектов хозяйствования и населения в бюджет и обеспечения экономической заинтересованности плательщиков в результатах своего хозяйствования.
Предметом налогообложения
признается экономическая и неэкономическая деятельность. Под экономической деятельностью
понимается всякая деятельность по производству и реализации продукции (работ, услуг), а также любая иная деятельность, которая влечет или может повлечь получение доходов (прибыли).
Сроки уплаты налогов
могут быть едиными и дифференцированными в зависимости от размеров платежей. По белорусскому законодательству для большинства видов налогов установлены единые сроки перечислений платежей в бюджет не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.
Налоговой льготой
называется предоставление отдельным категориям налогоплательщиков при наличии оснований, установленных законодательством, возможности не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем по сравнению с другими налогоплательщиками размере. Белорусское законодательство предусматривает предоставление налоговых льгот по различным видам налогов.
Налогам отводится роль фактора, влияющего на темпы развития экономики. Применение налогов как важного инструмента фискальной политики может стимулировать деловую и инвестиционную активность, так как снижение налогов оставляет в распоряжении предпринимателей значительно большую часть денежных средств, чем величина снижения уровня налога.
Понятие «налоговая система»
- одно из важнейших при определении практически всех аспектов налогообложения суверенного государства. Новая, ориентированная на рынок система налогообложения была введена в Республике Беларусь с начала 1992г. Строилась она с учетом наиболее приемлемых для изменившейся в стране политической и экономической обстановки зарубежных моделей налогообложения, а также российских нововведений в этой сфере. В узком смысле под налоговой системой понимается совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном законодательством порядке на территории государства. В РБ налоговая система первоначально была закреплена в ст. 3 Закона РБ от 19.12.1991 «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет РБ» .
Налоговая система Республики Беларусь формировалась на классических принципах налогообложения, с учетом разработанных налоговой практикой других стран принципов налогообложения. В основу налоговой системы РБ положены следующие принципы:
1) однократность обложения, т.е. один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;
2) оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
3) одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;
4) установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;
5) четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;
6) обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами различных уровней;
7) стабильность ставок налога в течение довольного длительного периода и простота исчисления платежа.
Однако эти принципы не всегда соблюдаются.
1.2
Методика и задачи анализа налогообложения.
Актуальным вопросом анализа хозяйственной деятельности является анализ налогообложения предприятия. Предпосылкой выделения анализа налогообложения в отдельный блок финансового анализа явилось выделение в системе бухгалтерского учёта учета налогообложения, называемого налоговым учётом.
Налоговая составляющая финансовых потоков играет существенную роль в формировании финансовой устойчивости субъекта предпринимательства. Это объясняется тем, что, являясь, неотъемлемой частью финансов предприятия, налоговые потоки оказывают значительное воздействие на финансовое состояние, рентабельность, ликвидность. Налоговое влияние настолько велико, что может играть определяющую роль в формировании стратегии и тактики развитии экономики.
Существует ряд проблем значительно усложняющих проведение налогового анализа.
1.
2. Детализация методики анализа налогов и других обязательных платежей в бюджет обусловила разработку, расчет и поверхностное использование избыточного количества коэффициентов. При этом на практике анализ налогообложения довольно часто сводится к упрощенной методике - расчетам структурных соотношений, темпов изменения показателей, значений рассчитываемых коэффициентов. В этом случае глубина исследования ограничивается констатацией тенденции "улучшения" или "ухудшения". Поэтому сделать выводы и обосновать конкретные рекомендации на основании такого анализа крайне затруднительно.
3. Сравнительный анализ налогообложения смежных отраслей национальной экономики практически не возможен из-за отсутствия взаимоувязки показателей, содержащихся в бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, и сопоставимых среднеотраслевых показателей.
Переход к рыночной экономике требует от руководителей и менеджеров предприятий повышения эффективности использования экономического потенциала, оптимальных форм хозяйствования, достижения наилучших результатов при минимальных затратах труда и средств.
Значительный вклад в развитие методологии и методик учёта и анализа налогообложения внесли такие учёные как Ермолович Л.Л., Кравченко Л.И., Михалкевич А.П., Панков Д.А., Папковская П.Я., Савицкая Г.В. и др.
Анализ налогообложения
- это процесс комплексного изучения и оценки налогообложения субъектов предпринимательства с целью выявления возможных и прогнозных резервов оптимизации налоговой нагрузки.
|
Главной целью анализа налогообложения
является разработка рекомендаций по оптимизации в краткосрочном и долгосрочном периоде.
Методика анализа налогообложения.
1. Анализ абсолютной налоговой нагрузки:
1) факторный анализ обязательных платежей в бюджет;
2) анализ и оценка на его основе динамики налогов и других обязательных платежей в бюджет;
3) анализ информационно-пространственного налогового поля.
2. Анализ относительной налоговой нагрузки:
1) оценка величины средней интегральной налоговой нагрузки;
2) анализ и оценка соотношений абсолютной налоговой нагрузки и добавленной стоимости;
3) анализ и оценка частных аналитических коэффициентов, специфичных для конкретных отраслей национальной экономики;
4) анализ и оценка общих аналитических коэффициентов относительной налоговой нагрузки.
3. Анализ и оценка налоговых стимулов:
1) анализ и оценка отдельных видов налогового стимулирования;
2) анализ и оценка общей величины налоговых стимулов.
4. Анализ задолженности по налогам и другим обязательным платежам:
1) анализ и оценка соотношения задолженности и суммы обязательных платежей в бюджет;
2) анализ и оценка соотношения задолженности по налогам и сборам и добавленной стоимости;
3) факторный анализ задолженности по налогам и сборам;
4)
|
5) анализ и оценка структуры задолженности по видам обязательных платежей в бюджет;
6) анализ и оценка динамики задолженности по обязательным платежам в бюджет.
5. Комплексная оценка налогообложения:
1) анализ оптимальности налогообложения.
6. Обобщение резервов оптимизации налогообложения:
1) выявление и подсчёт внешних резервов;
2) выявление и подсчёт внутренних резервов.
2.
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ, СОСТАВА И СТРУКТУРЫ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛТЕЖЕЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ .
2.1 Анализ налогов, сборов и других обязательных платежей, включаемых в издержки обращения.
Анализ налогообложения обычно начинают с анализа динамики налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды. При этом используются как абсолютные, так и относительные показатели. Относительными показателями, в частности, являются удельный вес (доля) отдельных видов налогов, сборов и других обязательных платежей в общей их сумме, темпы роста или снижения по сравнению с прошлыми годами. Результаты анализа оформляются путем составления специальных таблиц. В них налоги, сборы и другие обязательные платежи группируются по источникам начисления и уплаты:
- относимые на издержки обращения;
- уплачиваемые из выручки от реализации товаров;
- уплачиваемые за счет валового дохода;
- взимаемые из прибыли;
- начисляемые за счет других источников.
Расходы, производимые торговой организацией в процессе осуществления своей деятельности, называются издержками обращения. В 2010 г. торговой организацией на издержки обращения относились:
- отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - ФСЗН);
- взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (далее - взносы по обязательному страхованию);
- земельный налог;
- экологический налог;
- платежи за размещение отходов;
- отчисления в инновационный фонд Министерства торговли РБ (далее - Минторг РБ).
Проанализируем динамику и структуру налогов, сборов и других обязательных платежей, включаемых торговой организацией в издержки обращения в 2008-2010 гг., составив таблицу 1.(см. таб.1)
Данные таблицы 1 показывают, что наибольший удельный вес в налогах, сборах и других обязательных платежах, включаемых торговой организацией в издержки обращения в 2010 г., занимают отчисления в ФСЗН, которые составили 224,0 млн.руб., или 94,3 %. По сравнению с 2009 г. удельный вес отчислений возрос на 0,2 %, а по сравнению с 2008 г. снизился на 1,6 %.
Взносы по обязательному страхованию в 2010 г. составили 2,6 млн.руб., а их удельный вес - 1,1 %. Удельный вес взносов по обязательному страхованию в общей сумме налогов, сборов и других обязательных платежей, относимых на издержки обращения, возрос по сравнению с 209 г. на 0,03 %, а по сравнению с 2008 г. - на 0,04 %.
Сумма земельного налога в 2010 г. составила 7,0 млн.руб., что на 0,8 млн.руб. больше, чем в 2009 г., и на 4,2 млн.руб. больше, чем в 2008 г. Удельный вес земельного налога составил в 2010г. 2,9 % и по сравнению с 2009 г. снизился на 1,2 %, а по сравнению с 2008 г. возрос на 0,4 %.
Сумма экологического налога в 2010 г. составила 1,4 млн.руб., что на 1,1 млн.руб. больше, чем в 2009 г., и на 1,3 млн.руб. больше, чем в 2008 г. Удельный вес экологического налога составил в 2010 г. 0,6 % и по сравнению с 2009 г. возрос на 0,4 %, а по сравнению с 2008 г. - на 0,5 %.
Сумма платежей за размещение отходов в 2010 г. составила 1,0 млн.руб., что на 0,6 млн.руб. больше, чем в 2009 г., и на 0,8 млн.руб. больше, чем в 2008 г. Удельный вес платы за размещение отходов на протяжении 2008-2010 гг. оставался на уровне 0,2 %.
Отчисления в инновационный фонд Минторга РБ в 2010 г. составили 1,6 млн.руб., что на 1,3 млн.руб. больше, чем в 2009 и 2008 гг. Удельный вес отчислений в инновационный фонд в 2010 г. составил 0,7 % и по сравнению с 2009 г. возрос на 0,5 %, а по сравнению с 2008 г. - на 0,4 %.
Далее следует произвести расчет влияния факторов на каждый из видов платежей, включаемых в издержки обращения.
Отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
На изменение любого налога либо платежа, включаемого в издержки обращения, оказывают влияние изменение налогооблагаемой базы и ставки налога или платежа.
Особую группу платежей, включаемых в издержки обращения, составляют отчисления от фонда заработной платы: отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - ФСЗН) и взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (далее - взносы по обязательному страхованию).
Отчисления в ФСЗН коммерческие организаций производили по ставке 35,0 % от фонда заработной платы, но с учетом перечня видов выплат, на которые в соответствии с законодательством взносы не начисляются. На изменение суммы взносов в ФСЗН оказывают влияние следующие факторы:
- фонд заработной платы;
- ставка отчислений в ФСЗН.
Исходные данные для факторного анализа отчислений в ФСЗН представлены в таблице 2.
Таблица -2 Исходные данные для факторного анализа отчислений в ФСЗН, уплачиваемых торговой организацией в 2009-2010 гг. | |||
Наименование показателей | Год | Отклонение (гр.3-гр.2) | |
2009 | 2010 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Фонд заработной платы, млн. руб. | 403,4 | 640,0 | 236,6 |
2. Ставка отчислений, % | 35,0 | 35,0 | 0,0 |
Сумма отчислений в ФСЗН, млн.руб. | 141,2 | 224,0 | 82,8 |
Результаты расчета изменения отчислений в ФСЗН и влияния факторов на их изменение представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Расчет влияния факторов изменения отчислений в ФСЗН, уплачиваемого торговой организацией | |||
Факторы | Расчет | Влияние на сумму отчислений | |
Изменение суммы фонда заработной платы | (640,0 – 403,4) х 35,0 / 100 | 82,8 | |
Изменение ставки отчислений | - | - | |
Итого | 224,0 – 141,2 | 82,8 | |
0,00 |
Из таблицы 3 следует, что в 2010 г. про сравнению с 2009 г. сумма отчислений в ФСЗН увеличилась на 82,81 млн.руб. Это произошло вследствие роста фонда заработной платы (его увеличение составило 236,6 млн.руб.).
Взносы по обязательному страхованию
Взносы по обязательному страхованию исчисляют по тарифу от фонда заработной платы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Для торговой организации в 2009 г. применялась ставка в размере 0,40 %, в 2010 г. ставка была установлена в размере 0,41 % (страховые тарифы по обязательному страхованию).
На изменение суммы взносов по обязательному страхованию оказывают влияние следующие факторы:
- фонд заработной платы;
- ставка страховых взносов.
Исходные данные для факторного анализа представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Исходные данные для факторного анализа изменения взносов по обязательному страхованию, уплачиваемых торговой организацией в 2009-2010 | |||
Наименование показателей | Год | Отклонение (гр.3-гр.2) | |
2009 | 2010 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Фонд заработной платы, млн. руб. | 403,4 | 640,0 | 236,6 |
2. Ставка страховых взносов, % | 0,40 | 0,41 | 0,01 |
Сумма взносов по обязательному страхованию, млн.руб. | 1,61 | 2,62 | 1,01 |
Результаты расчета изменения суммы взносов по обязательному страхованию и влияния факторов на их изменение представлены в таблице 5.
Таблица 5 -расчет влияния факторов изменения взносов по обязательному страхованию, уплачиваемых торговой организацией | |||
Факторы | Расчет | Влияние на сумму отчислений | |
Изменение суммы фонда заработной платы | 236,6 х 0,40 / 100 | 0,95 | |
Изменение ставки взносов по обязательному страхованию | 0,01 х 640,0 / 100 | 0,06 | |
Итого | 2,62 – 1,61 | 1,01 | |
0,00 |
По результатам анализа можно сделать вывод, что сумма взносов по обязательному страхованию за 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась на 1,01 млн.руб. Это обусловлено ростом фонда заработной платы, на который начисляются взносы по обязательному страхованию. Таким образом, рост фонда заработной платы на 236,6 млн.руб. привел к увеличению суммы взносов по обязательному страхованию на 0,95 млн.руб., а ставка взносов по обязательному страхованию - на 0,06 млн.руб.
Экологический налог
Экологический налог (налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников) исчисляется исходя из фактического количества (объема) загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферный воздух за каждый истекший отчетный период, и установленной ставки налога. На изменение суммы экологического налога оказывают влияние следующие факторы:
- количество сожженного топлива;
- ставка налога.
Исходные данные для факторного анализа представлены в таблице 6
Таблица 6- Исходные данные для факторного анализа экологического налога, уплачиваемого торговой организацией в 2009-2010 гг. | |||
Наименование показателей | Год | ||
2009 | 2010 | ||
1. Количество фактически сожженного топлива, т | 4,365 | 22,761 | |
2. Ставка налога за 1 т, млн.руб. | 0,072194 | 0,072194 | |
3. Понижающий коэффициент к ставке налога | 0,8 | 0,8 | |
4. Коэффициент индексации | 1,190 | 1,065 | |
Сумма экологического налога, млн.руб. | 0,3 | 1,4 |
Из таблицы 6 следует, что в 2009 г. торговой организацией экологический налог был уплачен в сумме 0,3 млн.руб., в 2010г. - 1,4 млн.руб. Сумма налога увеличилась на 1,1 млн.руб. (1,4 - 0,3).
В таблице 7 приведен расчет влияния факторов на изменение экологического налога, уплачиваемого торговой организацией.
Таблица 7- Расчет влияния факторов на изменения экологического налога, уплачиваемого торговой организацией | ||||
Факторы | Год | Отклоне ние (гр.3-гр.2) | Размер влияния, млн.руб. | |
2009 | 2010 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.Количество фактически сожженного топлива, т | 4,365 | 22,761 | 18,396 | 1,3 |
2. Ставка налога за 1 т, млн.руб. | 0,072 | 0,072 | 0,000 | 0,0 |
3. Понижающий коэффициент к ставке налога | 0,8 | 0,8 | 0,000 | 0,0 |
4. Коэффициент индексации | 1,190 | 1,065 | -0,125 | -0,2 |
Итого | 0,3 | 1,4 | 1,100 | 1,1 |
По результатам анализа можно сделать вывод, что сумма экологического налога в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась в основном за счет роста количества сожженного топлива (на 18,396 т). Влияние фактора составило 1,3 млн.руб. Ставка налога и понижающий коэффициент к ней в анализируемых периодах оставались неизменными. Однако снижение коэффициента индексации на 0,125 единиц привело к тому, что сумма налога снизилась на 0,2 млн.руб., а общее влияние факторов привело к увеличению суммы налога лишь на 1,1 млн.руб.
Земельный налог
Земельный налог устанавливается в виде ежегодных фиксированных платежей за гектар земельной площади. Ставки земельного налога индексируются с использованием коэффициента, устанавливаемого законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.
На изменение суммы земельного налога, как и любого налога, включаемого в расходы на реализацию, оказывают влияние следующие факторы:
- налогооблагаемая база;
- ставка налога.
Исходные данные для факторного анализа представлены в таблице 8.
Таблица -8 Исходные данные для факторного анализа земельного налога, уплачиваемого торговой организацией в 2008-2009 гг. | |||
Наименование показателей | Год | Отклонение (гр.3-гр.2) | |
2008 | 2009 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Площадь земельного участка, га | 1,7187 | 1,7187 | 0,0000 |
2. Ставка земельного налога, млн.руб. | 7,5155 | 7,5155 | 0,0000 |
3. Понижающий коэффициент, установленный решением Правительства РБ | 0,5 | 0,5 | 0,0 |
4. Понижающий коэффициент, установленный решением Местных Советов депутатов | 0,6 | 0,6 | 0,0 |
5. Коэффициент индексации | 1,6 | 1,8 | 0,2 |
Сумма земельного налога, млн.руб. | 6,2 | 7,0 | 0,8 |
Как следует из таблицы 8, в анализируемых периодах налогооблагаемая база и ставка налога не изменялись. Изменился лишь коэффициент индексации, что увеличило сумму земельного налога на 0,8 млн.руб.
Отчисления в инновационный фонд Министерства торговли Республики Беларусь
Отчисления в инновационный фонд Министерства торговли РБ напрямую зависят от себестоимости продукции, товаров (работ, услуг). На сумму отчислений в инновационный фонд оказывают влияние следующие факторы:
- себестоимость продукции, товаров (работ, услуг);
- ставка отчислений.
Ставка отчислений в инновационный фонд Министерства торговли РБ в анализируемом периоде не изменялась (0,25 %), следовательно, изменение суммы отчислений произошло лишь из-за изменения налогооблагаемой базы - себестоимости продукции, товаров (работ, услуг).
2.2 Анализ налогов, сборов и других обязательных платежей, уплачиваемых из выручки от реализации товаров (работ, услуг) и валового дохода.
Из выручки от реализации товаров торговая организация уплачивает в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды следующие налоги:
- налог на добавленную стоимость (далее - НДС);
- налог с продаж;
- налог на услуги.
Из валового дохода торговой организацией производятся отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки.
Информация о величине налогов, сборов и других обязательных платежей, уплачиваемых торговой организацией из выручки от реализации товаров (работ, услуг) и валового дохода за 2008-2010 гг., представлена в таблице 9.(см. таб. 9)
Данные таблицы 9 показывают, что удельный вес налога с продаж в общей сумме налогов, уплачиваемых из выручки от реализации товаров, в 2010 г. составил 79,5 млн.руб., или 21,19 %. По сравнению с 2009 г. удельный вес налога с продаж снизился на 4,58 %, а по сравнению с 2008 г. - на 27,71 %.
Сумма НДС в 2010 г. составила 250,3 млн.руб., что на 67,1 млн.руб. больше, чем в 2009 г., и на 177,0 млн.руб. больше, чем в 2008 г. Удельный вес НДС в 2010г. составил 66,70 % и возрос по сравнению с 2009 г. на 2,08 %, а по сравнению с 2008 г. - на 16,28 %.
В 2010 г. торговой организацией уплачен налог на услуги в сумме 45,5 млн.руб., что на 18,2 млн.руб. больше, чем в 2009 г., и на 44,5 млн.руб. больше, чем в 2008г. Удельный вес налога на услуги составил в 2010 г. 12,11 % и по сравнению с 2009 г. возрос на 2,49 %, а по сравнению с 2008 г. - на 11,42 %.
Сумма сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки (далее - сбор в с/х), уплачиваемого торговой организацией из валового дохода в 2010 г., составила 12,0 млн.руб., т.е. осталась на уровне 2009 г., и на 19,4 млн.руб. меньше, чем в 2008 г.
Далее следует произвести расчет влияния факторов на каждый вид налогов, уплачиваемых торговой организацией из выручки от реализации товаров (работ, услуг) и валового дохода.
Влияние факторов на налог продаж
Плательщиками налога с продаж товаров в розничной торговле являются организации, осуществляющие розничную торговлю товарами через торговые и иные объекты в соответствии с законодательством Республики Беларусь на территории соответствующих административно-территориальных единиц.
По налогу с продаж товаров в розничной торговле объектом налогообложения являются операции по реализации в розничной торговой сети товаров (за исключением социально значимых товаров по перечню, утверждаемому Советом Министров РБ, а также бензина и дизельного топлива).
Налоговая база для исчисления налога с продаж определяется как выручка от реализации плательщиками товаров исходя из розничных цен без включения в них налога с продаж товаров в розничной торговле.
По товарам, ввезенным на таможенную территорию Республики Беларусь и выпущенным в свободное обращение в республике, налоговые ставки устанавливаются в размере, не превышающем 15 % налоговой базы, по другим товарам - 5 % налоговой базы. Обращаем внимание, что товары, ввезенные из Российской Федерации, облагаются налогом с продаж по ставке не более 5 %, поскольку отсутствует таможенное оформление.
Сумма налога с продаж товаров в розничной торговле устанавливается как надбавка к цене реализуемых товаров с учетом НДС и исключается из выручки при исчислении налогов, сборов и иных платежей, уплачиваемых в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды.
На изменение суммы налога с продаж оказывают влияние следующие факторы:
- налоговая база;
- ставка налога.
Исходные данные для факторного анализа представлены в таблице 13. Торговой организацией в 2009-2010 гг. начисление налога с продаж производилось по ставкам 5 % и 15 %.
Таблица 10- Исходные данные для факторного анализа налога с продаж, уплачиваемого торговой организацией в 2007-2008 годах |
Исходные данные для факторного анализа налога с продаж, уплачиваемого торговой организацией в 2009-2010 гг. | ||||
Наименование показателей | Год | Отклонение | ||
2009 | 2010 | |||
1. Налоговая база, всего, млн.руб. | 1 274,4 | 1 388,8 | 114,4 | |
в том числе: | ||||
1.1. По операциям, облагаемым по ставке 5 % | 1 124,6 | 1 226,8 | 102,2 | |
1.2. По операциям, облагаемым по ставке 15 % | 149,8 | 162,0 | 12,2 | |
Сумма налога с продаж, млн.руб. | 73,1 | 79,5 | 6,5 |
Результаты расчета изменения налога с продаж и влияния факторов на его изменение представлены в виде таблицы 11.
Таблица 11 - Расчет влияния факторов изменения налога с продаж, уплачиваемого торговой организацией | |||
Факторы | Расчет | Влияние на сумму отчислений | |
Изменение суммы налоговой базы: | |||
1.1. По операциям, облагаемым по ставке 5 % | 102,2 х 5 / 105 | 4,9 | |
1.2. По операциям, облагаемым по ставке 15 % | 12,2 х 15 / 115 | 1,6 | |
Изменение ставки налога | - | - | |
Итого | 79,5 – 73,1 | 6,5 |
По результатам анализа можно сделать вывод, что увеличение суммы налога с продаж в 2010 г. по сравнению с 2009 г. произошло в основном за счет роста суммы налоговой базы по операциям, облагаемым как по ставке 5 %, так и по ставке 15 %. Влияние этих факторов привело к изменению суммы налога на 6,5 млн.руб.
Влияние факторов на налог на услуги
Плательщики налога на услуги - это организации, осуществляющие на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь операции по оказанию услуг.
Объектом обложения налогом на услуги являются, в частности, операции по оказанию организациями услуг гостиниц (кемпингов, мотелей); ресторанов (баров, кафе); дискотек, бильярдных, боулинг-клубов; парикмахерских (салонов красоты), соляриев; туристических и косметических услуг.
Налоговая база определяется как выручка от реализации плательщиками услуг без включения в них налога на услуги.
Налоговые ставки устанавливаются в размере, не превышающем 10 % налоговой базы.
Сумма налога на услуги устанавливается как надбавка к цене реализуемых услуг с учетом налога на добавленную стоимость и исключается из выручки при исчислении налогов, сборов и иных платежей, уплачиваемых в бюджет, в т.ч. государственные целевые бюджетные фонды.
На изменение суммы налога на услуги оказывают влияние следующие факторы:
- налоговая база;
- ставка налога.
Исходные данные для факторного анализа налога на услуги представлены в таблице 12.
Таблица 12 -Исходные данные для факторного анализа налога на услуги, уплачиваемого торговой организацией в 2009-2010 гг. | |||
Наименование показателей | Год | Отклонение | |
2009 | 2010 | ||
1. Налоговая база, млн. руб. | 300,0 | 500,0 | 200,0 |
2. Ставка налога, % | 10,0 | 10,0 | 0,0 |
Сумма налога на услуги, млн.руб. | 27,3 | 45,5 | 18,2 |
Результаты расчета изменения налога на услуги и влияния факторов на их изменение представлены в таблице 13
Таблица 13 - Расчет влияния факторов изменения налога на услуги, уплачиваемого торговой организацией | |||
Факторы | Расчет | Влияние на сумму отчислений | |
Изменение суммы налоговой базы | 200,0 х 10 / 110 | 18,2 | |
Изменение ставки налога | 0,0 | 0,0 | |
Итого | 5,0 – 3,0 | 18,2 |
Итак, в 2010 г. про сравнению с 2009 г. увеличилась сумма налога на услуги на 18,2 млн.руб., что произошло вследствие роста выручки от реализации услуг на 200,0 млн.руб.
Влияние факторов на сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки
Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки (далее - сбор в с/х) взимается с организаций независимо от организационно-правовой формы, осуществляющих торговую, заготовительную деятельность и деятельность по предоставлению услуг общественного питания по ставке, установленной законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, от валового дохода.
Факторами, оказывающими влияние на изменение сумм сбора в с/х, являются:
- налоговая база;
- изменение ставки платежа.
Исходными данными для анализа является информация, приведенная в таблице 14.
Таблица 14 - Исходные данные для факторного анализа Сбора с/х, уплачиваемого торговой организацией в 2009-2010 гг. | |||
Наименование показателей | Год | Отклонение | |
2009 | 2010 | ||
1. Налоговая база, млн.руб. | 400,0 | 600,0 | 200,0 |
2. Ставка платежа, % | 3,0 | 2,0 | -1,0 |
Сумма Сбора с/х, млн.руб. | 12,0 | 12,0 | 0,0 |
Влияние факторов на изменение суммы сбора в с/х рассчитано в таблице 15.
Таблица 15 - Расчет влияния факторов изменения суммы сбора с/х, уплачиваемого торговой организацией | |||
Факторы | Расчет | Влияние на сумму отчислений | |
Изменение суммы налоговой базы | 200,0 х 3 / 100 | 6,0 | |
Изменение ставки платежа | -1 х 600,0 | -6,0 | |
Итого | 12,0 – 12,0 | 0,0 |
Положительное влияние на сумму сбора в с/х оказало увеличение налоговой базы на 200,0 млн.руб., что привело к увеличению суммы сбора в с/х на 6,0 млн.руб. Отрицательное влияние на формирование суммы платежа оказало снижение ставки с 3,0 % до 2,0 %. За счет этого фактора сумма сбора в с/х уменьшилась на 6,0 млн.руб. Общее влияние факторов оказалось равным нулю.
2.3 Анализ налогов и сборов, взимаемых из прибыли.
Из прибыли торговой организации уплачиваются в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды следующие налоги и сборы:
- налог на недвижимость;
- налог на прибыль;
- целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, и сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района)) (далее - целевые сборы).
Информация о величине налогов, сборов и других обязательных платежей, уплачиваемых торговой организацией из прибыли за 2008-2010 гг., представлена в таблице 16. (см.таб.16)
Таблица 19 |
Сумма налога на прибыль в 2010 г. составила 73,6 млн.руб., что на 33,1 млн.руб. больше, чем в 2009 г., и на 72,5 млн.руб. больше, чем в 2008г. Налог на прибыль занимает наибольший удельный вес в общей сумме налогов и сборов, уплачиваемых торговой организацией из прибыли, который в 2010 г. составил 76,57 % и по сравнению с 2009 г. возрос на 4,85 %, а по сравнению с 2008 г. - на 68,24 %.
Сумма налога на недвижимость в 20010 г. составила 16,0 млн.руб., что на 3,5 млн.руб. больше, чем в 2009 г., и на 4 млн.руб. больше, чем в 2008 г. Удельный вес налога на недвижимость составил в общей сумме налогов и сборов из прибыли за 2010 г. 16,65 % и снизился по сравнению с 2009 г. на 5,48 %, а по сравнению с 2008 г. - на 74,26 %.
Сумма целевых сборов в 2010 г. составила 6,5 млн.руб., что на 3,0 млн.руб. больше, чем в 2009 г., и на 6,4 млн.руб. больше, чем в 2008 г. Удельный вес целевых сборов в общей сумме налогов и сборов из прибыли в 2010 г. составил 6,77 % и возрос по сравнению с 2008 г. на 0,63 %, а по сравнению с 2008 г. - на 6,4 %.
Далее следует произвести расчет влияния факторов на каждый вид налогов, уплачиваемых торговой организацией из прибыли.
Особую группу налогов, уплачиваемых организаций торговли из прибыли составляют:
- налог на недвижимость;
- налог на прибыль.
Влияние факторов на налог на недвижимость
Налог на недвижимость определяется исходя из наличия основных средств по остаточной стоимости и утвержденной годовой ставки в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Факторы, влияющие на изменение налога на недвижимость, показаны на схеме2
Схема 2.
Структурно-логическая модель налога на недвижимость | |||||||||
Налог на недвижимость | |||||||||
1. Остаточная стоимость основных средств, подлежащих налогообложению | 2. Ставка налога | ||||||||
1.1. первоначальная стоимость основных средств, подлежащих налогообложению | 1.2. сумма амортизации основных средств, подлежащих налогообложению | ||||||||
1.1.1. первоначальная стоимость основных средств | 1.2.1. сумма амортизации основных средств | ||||||||
1.1.2. первоначальная стоимость льготируемых основных средств | 1.2.2. сумма амортизации льготируемых основных средств |
Для анализа налога на недвижимость составим таблицу 17
Таблица 17 - Исходные данные для факторного анализа налога на недвижимость, уплачиваемого торговой организацией в 2009-2010 гг. | |||
Наименование показателей | Год | Отклонение | |
2009 | 2010 | ||
1. Первоначальная стоимость основных средств | 1 650,0 | 2 112,0 | 462,0 |
2. Первоначальная стоимость льготируемых основных средств | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
3. Первоначальная стоимость основных средств, подлежащих налогообложению (стр. 1 – стр. 2) | 1 650,0 | 2 112,0 | 462,0 |
4. Амортизация основных средств | 400,0 | 512,0 | 112,0 |
5. Амортизация льготируемых основных средств | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
6. Остаточная стоимость основных средств, подлежащих налогообложению (стр. 3 – стр. 4 + стр. 5) | 1 250,0 | 1 600,0 | 350,0 |
7. Ставка налога, % | 1,0 | 1,0 | 0,0 |
8. Сумма налога на недвижимость, млн.руб. | 12,5 | 16,0 | 3,5 |
Данные таблицы 17 показывают, что в 2010 г. по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. сумма налога на недвижимость увеличилась на 3,5 млн.руб., а налогооблагаемая база - на 350,0 млн.руб. Ставка налога на недвижимость в анализируемых периодах была неизменна.
Далее произведем расчет влияния факторов на изменение налога на недвижимость (см. таблицу18).
Таблица 18 -Расчет влияния факторов изменения налога на недвижимость, уплачиваемого торговой организацией | ||
Факторы | Расчет | Влияние факторов |
Изменение остаточной стоимости основных средств, подлежащих налогообложению | 350 х 1 / 100 | 3,5 |
Изменение первоначальной стоимости основных средств, подлежащих налогообложению | 462,0 х 1 / 100 | 4,6 |
Изменение первоначальной стоимости основных средств | 462,0 х 1 / 100 | 4,6 |
Изменение первоначальной стоимости льготируемых основных средств | - | 0,0 |
Изменение суммы амортизации основных средств, подлежащих налогообложению | 112 х 1 / 100 | 1,1 |
Изменение суммы амортизации основных средств | 112 х 1 / 100 | 1,1 |
Изменение суммы амортизации льготируемых основных средств | - | 0,0 |
Изменение ставки налога | - | 0,0 |
Итого | 16,0 – 12,5 | 3,5 |
Увеличение налога на недвижимость при постоянной в течение 2 лет ставке обусловлено изменением остаточной стоимости основных средств, подлежащих налогообложению.
Таким образом, изменение остаточной стоимости основных средств, подлежащих налогообложению, оказало положительное влияние на изменение суммы налога на недвижимость, т.е. увеличило ее на 3,5 млн.руб. Кроме того, за счет увеличения первоначальной стоимости основных средств, подлежащих налогообложению, сумма налога увеличилась на 4,62 млн.руб., а за счет увеличения суммы амортизации - на 1,12 млн.руб. Общее влияние факторов привело к увеличению суммы налога на 3,50 млн.руб.
Влияние факторов на налог на прибыль
Плательщиками налога на прибыль являются организации, осуществляющие коммерческую деятельность на территории Республики Беларусь.
Объектом обложения налогом на прибыль признается валовая прибыль. Валовой прибылью для белорусских организаций признается сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства), ценных бумаг, имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Налоговой базой налога на прибыль признается денежное выражение валовой прибыли, определяемой в соответствии с законодательством.
Прибыль организации облагается налогом по ставке 24 %.
Налог на прибыль, уплаченный торговой организацией в 2009 г. составил 40,5 млн.руб., а в 2010 г. - 73,6 млн.руб. Следовательно, сумма налога на прибыль возросла на 33,1 млн.руб.
Исходные данные для факторного анализа налога на прибыль приведены в таблице 19.
Таблица 19- Исходные данные для факторного анализа налога на прибыль, уплачиваемого торговой организацией в 2009-2010 гг. | ||
Наименование показателей | Год | |
2009 | 2010 | |
1. Выручка (доходы) от реализации товаров (работ, услуг) | 1 574,4 | 1 888,8 |
2. Затраты по производству и реализации | 1 124,5 | 1 214,9 |
3. Налоги и сборы, уплачиваемые из выручки | 295,6 | 387,3 |
4. Налог на недвижимость | 12,5 | 16,0 |
5. Сальдо внереализационных доходов и расходов | 27,0 | 36,0 |
7. Прибыль к налогообложению | 168,8 | 306,6 |
8. Льготируемая прибыль | 0,0 | 0,0 |
9. Ставка налога на прибыль, % | 24,0 | 24,0 |
Сумма налога на прибыль, млн.руб. | 40,5 | 73,6 |
Расчет влияния факторов на изменение суммы налога на прибыль произведем в таблице 19 с использованием приема абсолютных разниц. При этом следует принять во внимание, что расчет влияния налогов и затрат берется с противоположным знаком, так как при их увеличении сумма налога на прибыль снижается.
Таблица 20- расчет влияния факторов изменения налога на прибыль, уплачиваемого торговой организацией | ||
Факторы | Расчет | Влияние факторов |
1. Изменение суммы налогооблагаемой прибыли | (306,6 – 168,8) х 24 / 100 | 33,1 |
1.1. Изменение выручки (дохода) от реализации товаров (работ, услуг) | (1888,8 – 1574,4) х 24 / 100 | 75,5 |
1.2. Изменение затрат по производству и реализации | – (1214,9 – 1124,5) х 24 / 100 | -21,7 |
1.3. Изменение налогов и сборов, уплачиваемых из выручки | – (387,3 – 295,6) х 24 / 100 | -22,0 |
1.4. Изменение налога на недвижимость | – (16,0 – 12,5) х 24 / 100 | -0,8 |
1.5. Изменение сальдо внереализационных доходов и расходов | (36,0 – 27,0) х 24 / 100 | 2,2 |
1.6. Изменение льготируемой прибыли | – | 0,0 |
2. Изменение ставки налога | – | 0,0 |
Итого | 73,6 – 40,5 | 33,1 |
Расчет изменения налога на прибыль показал, что сумма налога на прибыль в 2009 г. по сравнению с 2010 г. возросла на 33,1 млн.руб. Так как ставка налога в течение анализируемого периода не изменялась, следовательно, сумма налога увеличилась только за счет налогооблагаемой базы.
При формировании налогооблагаемой базы наибольшее влияние на изменение налога на прибыль оказало увеличение выручки (дохода) от реализации товаров (работ, услуг) на 314,4 (1 888,8 - 1 574,4) млн.руб., что привело к увеличению налога на 75,5 млн.руб. В то же время увеличение затрат повлекло за собой снижение налога на прибыль на 21,7 млн.руб., налогов и сборов из выручки - на 22,0 млн.руб., увеличение налога на недвижимость привело к снижению на 0,8 млн.руб., сальдо внереализационных доходов и расходов обусловило ее увеличение на 2,2 млн.руб.
Влияние факторов на целевые сборы
Плательщиками целевых сборов являются организации и индивидуальные предприниматели.
Объект налогообложения - осуществление предпринимательской деятельности на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь.
Налоговая база определяется:
для плательщиков-организаций - как сумма прибыли, остающаяся в распоряжении организации после налогообложения;
для плательщиков - индивидуальных предпринимателей - как сумма дохода, остающаяся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей.
Транспортный сбор исчисляется в размере 2 % налоговой базы, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района) - в размере 1 % налоговой базы. Уплата целевых сборов производится единым платежом в размере 3 % налоговой базы.
Уплата целевых сборов плательщиками производится за счет прибыли (дохода), остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей.
Определим влияние факторов на увеличение суммы целевых сборов. Для этого составим факторную модель (см. формулу (1)):
ЦС = (П - Пльгот - Нн - Нп ) х Сцс , | (1) |
где П - прибыль к налогообложению, млн.руб.;
Пльгот
- прибыль льготируемая, млн.руб.;
Нн
- налог на недвижимость, млн.руб.;
Нп
- налог на прибыль, млн.руб.;
Сцс
- налоговая ставка целевых сборов, млн.руб.
Исходные данные для факторного анализа целевых сборов приведены в таблице 24.
Исходные данные для факторного анализа целевых сборов приведены в таблице 21.
Таблица 21- Исходные данные для факторного анализа целевых сборов, уплачиваемых торговой организацией в 2009-2010 гг. | ||
Наименование показателей | Год | |
2009 | 2010 | |
1. Прибыль к налогообложению | 168,8 | 306,6 |
2. Льготируемая прибыль | 0,0 | 0,0 |
3. Налог на недвижимость | 12,5 | 16,0 |
4. Налог на прибыль | 40,5 | 73,6 |
5. Налогооблагаемая база | 115,8 | 217,0 |
6. Ставка целевых сборов, % | 3,0 | 3,0 |
Сумма целевых сборов, млн.руб. | 3,5 | 6,5 |
Следует отметить, что сумма целевых сборов в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась на 2,6 млн.руб. (2,8 - 0,2).
Для факторного анализа изменения суммы целевых сборов составим таблицу 22. Так как ставка сбора в анализируемых периодах была неизменна, размер влияния факторов рассчитывается как отклонение составляющих налогооблагаемой базы, умноженных на ставку. Расчет влияния налогов берется с противоположным знаком, поскольку при их увеличении сумма целевых сборов снижается.
Таблица 22 -Расчет влияния факторов изменения целевых сборов, уплачиваемых торговой организацией | ||
Факторы | Расчет | Влияние факторов |
1. Изменение налогооблагаемой базы | (217,0 – 115,8) х 3 / 100 | 3,0 |
1.1. Изменение суммы налогооблагаемой прибыли | (306,6 – 168,8) х 3 / 100 | 4,1 |
1.2. Изменение суммы льготируемой прибыли | 0,0 | 0,0 |
1.3. Изменение налога на недвижимость | – (16,0 – 12,5) 3 / 100 | -0,1 |
1.4. Изменение налога на прибыль | – (73,6 – 40,5) х 3 / 100 | -1,0 |
2. Изменение ставки целевых сборов | 0,0 | 0,0 |
Итого | 6,5 – 3,5 | 3,0 |
Расчет изменения целевых сборов показал, что сумма целевых сборов в 2010 г. по сравнению с 2009 г. возросла на 3,0 млн.руб. Так как налоговая ставка в течение анализируемого периода не изменялась, можно сделать вывод, что сумма целевых сборов увеличилась только за счет налогооблагаемой базы. При формировании налогооблагаемой базы наибольшее влияние на изменение суммы целевых сборов оказало увеличение налогооблагаемой прибыли на 33,1 (306,6 - 168,8) млн.руб., что привело к увеличению сборов на 4,1 млн.руб. Одновременно увеличение налога на недвижимость повлекло за собой снижение целевых сборов на 0,1 млн.руб., налога на прибыль - на -1,0 млн.руб.
Таким образом, анализ налогов и сборов, уплачиваемых из прибыли показал, что увеличение налогов данной группы в 2010 г. по сравнению с 2009 г. в основном связан с улучшением результатов деятельности организации торговли, т.е. увеличением прибыли.
Информация о величине налогов, сборов и других обязательных платежей, уплачиваемых в бюджет торговой организацией за 2008-2010 гг. представлена в таблице 23.(см. таб.23)
Данные таблицы 23 показывают, что в 2010 г. по сравнению с 2009 г. общая сумма налогов и сборов торговой организации возросла на 237,5 млн.руб., или на 44,4 %, а по сравнению с 2008 г. - на 443,6 млн.руб., или на 135,1 %.
За 2010 г. анализируемая торговая организация за счет прибыли начислила налогов и сборов на сумму 96,1 млн.руб., что на 39,6 млн.руб., или на 70,1 %, больше прошлого 2009 г. и на 83,0 млн.руб., или на 633,5 %, больше предыдущего 2008 г.
За 2010 г. торговая организация 48,6 % налогов и сборов уплатила из выручки от реализации товаров, что по сумме составило 375,3 млн.руб. и превысило величину налогов и сборов, начисленных из выручки от реализации товаров за 2009 г. на 91,7 млн.руб., или на 32,3 %, а в 2008 г. - на 229,9 млн.руб., или на 158,1 %.
За 2010 г. торговая организация 30,8 % налогов, сборов и других обязательных платежей отнесла на издержки обращения; их сумма составила 237,6 млн.руб., что на 87,6 млн.руб., или на 58,4 %, выше, чем в 2009 г. и на 125,1 млн.руб., или на 111,2 %, выше уровня 2008 г.
Структура налогов и сборов за 2010г. следующая:
- 28,1 % - налоги и другие обязательные платежи, относимые на издержки обращения;
- 48,6 % - налоги и сборы, уплачиваемые из выручки от реализации товаров;
- 1,6 % - налоги и другие обязательные платежи, уплачиваемые за счет валового дохода;
- 12,4 % - налоги и другие обязательные платежи из прибыли;
- 6,6 % - прочие налоги и сборы.
За 2010г. снизился удельный вес налогов и сборов, относимых на издержки обращения по сравнению с 2008 г. на 3,5 %, что является положительным моментом, а по сравнению с 2009 г. возрос на 2,7 %.
Удельный вес налогов и сборов, уплачиваемых из выручки от реализации товаров, снизился по сравнению с 209 г. на 4,4 %, а по сравнению с 2008 г. возрос на 4,3 %.
Удельный вес отчислений из валового дохода за 2010 г. по сравнению с 2009 г. снизился на 0,7 %, а по сравнению с 2008 г. - на 8,0 %.
Удельный вес налогов и сборов из прибыли за 2010 г. по сравнению с 2009 г. возрос на 1,9 %, а по сравнению с 2008 г. - на 8,5 %.
Удельный вес прочих налогов и сборов за 2008 г. по сравнению с 2009 г. возрос на 0,5 %, а по сравнению с 2008 г. снизился на 1,3 %.
Снижение в динамике удельного веса налогов и сборов, относимых на издержки обращения и рост удельного веса налогов и сборов, уплачиваемых из выручки от реализации товаров и прибыли за 2010 г., по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. свидетельствует об эффективной работе торговой организации. Однако по сравнению с 2009 г. происходит обратная тенденция, т.е. растет удельный вес налогов и отчислений, относимых на издержки обращения, и снижается удельный вес налогов и сборов, уплачиваемых из выручки от реализации товаров.
Таким образом, общий анализ налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды состоит из анализа их динамики, состава и структуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономической базой и инструментом финансовой политики государства являются налоги. Главной отличительной особенностью систем налогообложения всех развитых стран является их теснейшая связь и взаимозависимость со структурой и результатами работы экономики. При всем многообразии применяемых налогов этот принцип высокой экономической обоснованности и целесообразности всегда остается неизменным. Причем проявляется он не в учете интересов отдельных групп налогоплательщиков или отраслевых условий и трудностей, что характерно для переходных к рынку построений, а в ориентации на реально складывающиеся общеэкономические пропорции и зависимости.
При определении основных направлений налоговой политики следует исходить из особой важности стимулирования роста производства и его качественного параметра. В основу приоритетов также должно быть заложено решение проблем экологии и социальной сферы, развитие производства товаров народного потребления, торговли и бытового обслуживания населения. В стратегическом плане в основу налоговой политики должна быть заложена концепция приоритетных направлений развития тех отраслей и производств, которые обеспечат эффективный экономический рост.
В настоящее время налоговая составляющая финансовых потоков организации играет существенную, а в ряде случаев и определяющую роль в формировании ее финансового состояния. Это объясняется тем, что, являясь неотъемлемой частью финансов организации, налоговые потоки оказывают значительное воздействие на такие ключевые показатели его финансового состояния, как рентабельность и ликвидность. Вместе с тем зачастую налоговое влияние на указанные показатели настолько велико, что может играть определяющую роль в формировании стратегии и тактики принятия обоснованных управленческих решений субъектами хозяйствования.
Анализ налогов и платежей является методом поиска неиспользованных возможностей в области управления налогами организации, а такая многокритериальная и достаточно сложная задача, как поиск оптимальных путей воздействия на параметры налогообложения не может быть решена без использования приемов и методов экономического анализа. В этом смысле анализ позволяет всесторонне оценивать осуществленные, текущие и предполагаемые воздействия на параметры налогообложения и учитывать их влияние на финансовые результаты и финансовое состояние организации.
Предлагаемые показатели организации позволяют дать всестороннюю оценку налогообложения организации, комплексно и глубоко изучить её налоговую нагрузку, полноту расчётов с бюджетом, степень воздействия системы налогообложения на конечные результаты деятельности организации, изучить наиболее значимые факторы вызвавшие изменения в общей сумме налогов и неналоговых обязательных платежей, и выявить резервы оптимизации налогообложения.
Анализ налогов и платежей проводится с целью выявления резервов их снижения и улучшение финансового состояния организации. Для этого мы провели анализ по следующим направлениям:
- анализ налогов и сборов относимые на издержки обращения;
- анализ налогов и сборов уплачиваемых из выручки;
- анализ налогов и сборов уплачиваемых из валового дохода;
- анализ налогов и сборов уплачиваемых из прибыли;
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики Н.Б. Антонова. – Минск. Академия при Президенте.
2 Библиотека главного бухгалтера. Налоги -2010 Республиканский бухгалтерский журнал. Минск: ОДО «Полипарк», 2010. № 1.
3 Внутренний контроль качества аудита, Правила аудиторской деятельности, Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, 23.01.2002/ № 8 Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
4 Волчек, А.В. Формирование учетной политики организации А.В. Волчек. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Регистр, 2009.
5 Ермолович, Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие Л.Л. Ермолович [и др.]; под общ. ред. Л.Л. Ермолович. – Минск: Соврем. шк.
6 Заяц, Н.Е. Налоги и налогообложение: учебник Н.Е. Заяц [и др.]; под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь. – 4-е изд., испр. и доп. – Минск: Выш. шк.,
7 Заяц Н.Е. Теория налогов: учеб. пособие Н.Е. Заяц. – Минск: БГЭУ,
8 Коршекевич, М.Г. В помощь налогоплательщику М.Г. Коршекевич [и др.]; под общ. ред. М.Г. Коршекевич. – Минск: Бухгалтерская газета, 2007
9 Лешко, В.Н. Оптимизация налогов как средства увеличения доходов предприятия В.Н. Лешко Планово-экономический отдел. – 2007. №1
10 Налоги в Республике Беларусь В.А. Гюрджан [и др.]; под общ. ред. В.А. Гюрджан. – Минск.: Светоч, 2008.
11 Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть): принят Палатой представителей 11 дек. 2009 г.: одобр. Советом Респ. 18 дек. 2009 г. Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
12Ф. Киреева. Налоговая реформа: необходимость, основные направления и меры по их реализации Белорусский экономический журнал. - 2008 г. - №2.
13 Полуян В.Н. Налогообложение в РБ и пути его совершенствования/В.Н. Полуян, Э.А. Селицкая // Веснiк БДЭУ: навук. - практ. часоп. - 2008. - №2.
14 Т.Осипова. Основные изменения в налоговом законодательстве на 2008 г. Главный бухгалтер. - 2008. - № 1 (49).
15 Пищик Т.В. Методики и организация учёта и анализа налогов и других обязательных платежей на торговых предприятиях: проблемы и перспективы развития. – Мн.: БГЭУ, 2005.
16 Савицкая Г.В. Анализ эффективности деятельности предприятия. – М.: Новое знание, 2004.
17 Сушкевич А.Н. Учётная политика организации. Налоговый и бухгалтерский учёт. – Мн.: Промышленно-торговое право, 2006. – 246 с.
18 Теория анализа хозяйственной деятельности под общей редакцией Кравченко Л.И. – Мн.: Новое знание, 2004.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |