Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Бухгалтерский учет доходных вложений в материальные ценности 2

Бухгалтерский учет доходных вложений в материальные ценности


Содержание


Введение…………………………………………………………………………3


1. Теоретические основы учёта доходных вложений в


материальные ценности


1.1.Характеристика доходных вложений в материальные ценности как объекта


учёта……………………………….…………………………………………………5


1.2. Синтетический и аналитический учёт доходных вложений в материальные ценности по договору проката……………………………………………………...7


1.3. Учёт лизинговых операций…………………………………………………...10


2. организация учета доходных вложений в лизинговой компании ЗАО «ЕВРОПЛАН»


2.1. Характеристика компании и её учётная политика…………………………..13


2.2. Учёт доходных вложений в материальные ценности в ЗАО «ЕВРОПЛАН»………………………………………………………………………16


2.3. Проблемы при отражении в учете лизинговых операций у лизингодателя.……………………………………………………………………...21


Заключение……………………………………………………….……………24


Список использованной литературы…………………………….....26


ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….28


Введение


Переход к рыночной экономике в России поставил перед промы­шленными предприятиями ряд проблем, главными из которых явля­ются: адаптация в необычных для них условиях возрастающей кон­куренции, сокращение рынка сбыта из-за высоких цен на выпускае­мую продукцию и проблема неплатежей, сложности поиска постав­щиков сырья, материалов и ограниченности финансовых ресурсов. При этом современные производства для обеспечения выживаемости предприятия должны обладать рядом особых качеств: большой гиб­костью, способностью быстро менять ассортимент.


Производство, не способное переналаживаться, приспосабливаться к запросам реальных условий, часто небольших групп потребителей, обречено на банкротство; технология усложняется настолько, что требуется ввод новых форм контроля, организации и разделения труда. Сложившееся планирование по принципу «от достигнутого» непри­емлемо, поскольку необходимо резкое повышение конкурентоспособ­ности продукции; изменяется структура себестоимости продукции, при этом из-за сложностей с поставщиками сырья, материалов воз­растает удельный вес материальных затрат, связанных с реализаци­ей; большой проблемой является повышение эффективности деятель­ности предприятия по сбыту продукции. Как никогда прежде, следу­ет уделять особое внимание ускорению оборачиваемости оборотных средств, сокращению излишних запасов, максимально быстрой реа­лизации продукции.


Для такой перестройки промышленности России необходимы ин­вестиции, которых в настоящее время остро не хватает. Поэтому на­ряду с традиционными формами инвестирования представляет интерес и ее особая форма - лизинг, который в силу присущих ему воз­можностей может стать импульсом технического перевооружения, создания необходимых мощностей промышленных предприятий и структурной перестройки экономики в целом.


Исходя из важности этого механизма как особой формы инвести­рования предпринимательской деятельности. Правительство России приняло ряд постановлений, способствующих лизинговой деятель­ности (11, С.44).


В настоящее время лизинг является, пожалуй, единственной пер­спективной формой привлечения инвестиций в промышленные пред­приятия (3, С.12).


Цель данной работы: рассмотреть учет доходных вложений в материальные ценности.


Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:


1. Описать теоретические основы учёта доходных вложений в материальные ценности.


2. Рассмотреть учёт организации доходных вложений в ЗАО «ЕВРОПЛАН».


В работе использованы литературные источники зарубежных и отечественных авторов, методические и нормативные документы предприятия, а также источники периодической печати.


Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.


1. Теоретические основы учёта доходных вложений в


материальные ценности


1.1.Характеристика доходных вложений в материальные ценности как объекта учёта


Довольно часто организации принимают к бухгалтерскому учету основные средства, предназначенные не для их использования непосредственно в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, а для предоставления организацией за плату во временное пользование с целью получения дохода. Такие объекты рассматриваются в качестве доходных вложений в материальные ценности.


Доходными вложениями в материальные ценности называются вложения организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное владение и пользование с целью получения дохода, в том числе:


- по договору финансовой аренды (лизинга);


- по договору проката.


В этом случае для учета таких объектов используется счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности».


В отношении доходных вложений в материальные ценности применяется ПБУ 6/01.


Приказом Минфина России от 12.12. 2005 г. № 147н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» (зарегистрирован в Минюсте России 16.01.2006 г. № 7361) внесены изменения в Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (далее - Изменения в ПБУ 6/01), вступающие в силу начиная с бухгалтерской отчетности 2006 года.


Согласно пункту 2 Изменений в ПБУ 6/01 активы, предназначенные для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, при единовременном выполнении условий, установленных подпунктами «б», «в» и «г» пункта 4 ПБУ 6/01, принимаются организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.


Одновременно пунктом 3 Изменений в ПБУ 6/01 установлено, что в составе доходных вложений в материальные ценности отражаются основные средства, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода.


Таким образом, начиная с 2006 года (т. е. с расчетов за первый квартал 2006 года) основные средства, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаемые в бухгалтерском учете на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», подлежат налогообложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке вне зависимости от даты принятия к учету имущества (до или после 1 января 2006 года).


Счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности» предназначен для обобщения информации о наличии и движении вложений организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму (далее - материальные ценности), предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода.


Материальные ценности, приобретенные (поступившие) организацией для предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование), принимаются к бухгалтерскому учету на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» по первоначальной стоимости исходя из фактически произведенных затрат на приобретение их, включая расходы по доставке, монтажу и установке.


Материальные ценности, приобретенные (поступившие) организацией для предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода, принимаются к бухгалтерскому учету по дебету счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности» в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы».


Амортизация материальных ценностей, предоставляемых во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода, учитывается на счете 02 «Амортизация основных средств» обособленно.


Для учета выбытия (продажи, списания, частичной ликвидации, передачи безвозмездно и др.) материальных ценностей, учитываемых на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», к нему может открываться субсчет «Выбытие материальных ценностей». В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».


Дополнительно к счету 03 "Доходные вложения в материальные ценности" могут быть открыты следующие субсчета:


1. 03-1 "Имущество для сдачи в аренду (лизинг, прокат)" - для учета имущества, приобретенного и поставленного на учет;


2. 03-2 "Имущество, переданное в аренду (лизинг, прокат)" - для учета имущества, переданного во временное владение или пользование организации по договору.


Аналитический учет по счету 03 «Доходные вложения в материальные ценности» ведется по видам материальных ценностей, арендаторам и отдельным объектам материальных ценностей.


1.2. Синтетический и аналитический учёт доходных вложений в материальные ценности по договору проката.


Прокат – краткосрочный наем имущества, при котором предмет проката (найма) многократно используется различными нанимателями, традиционно рассматривается и в научной литературе и в нормативных актах в рамках обязательств по бытовому обслуживанию населения.


Договор проката один из видов договора аренды, который регулируется п. 2 гл. 34 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ).


Договор проката, являясь разновидностью договора аренды движимого имущества, предполагает сдачу арендодателем имущества за плату во временное владение и пользование на срок не более года.


Согласно п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина от 30.03.2001 № 26н (ПБУ 6/01), основные средства, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности. Таким образом, имущество, предназначенное для передачи в пользование по договору проката, является доходным вложениям в материальные ценности.


Материальные ценности, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (в том числе по договору проката) с целью получения дохода, отражаются по дебету счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности» в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы».


Зачисление в состав основных средств отдельных объектов оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств по форме N ОС-1а (утв. Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.03 N 7).


Амортизация материальных ценностей, предоставляемых во временное пользование, учитывается на счете 02 «Амортизация основных средств» обособленно. Объекты проката могут являться как амортизируемым, так и неамортизируемым имуществом. Амортизация осуществляется с использованием линейного способа.


Годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной или восстановительной стоимости объекта и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта, который определяется организацией самостоятельно при принятии объекта к бухгалтерскому учету.


В бухгалтерском учете приобретение имущества для последующего предоставления в прокат отражается следующими проводками:


Таблица 1.1.




























Наименование хозяйственных операций Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
отражены затраты по приобретению имущества для последующей сдачи в прокат на основании товарной накладной 08 60
отражен НДС по приобретенному имуществу на основании счета-фактуры 19 60
приобретенное имущество принято к учету в качестве предметов проката на основании акта приемки-передачи основных средств (ОС-1а) 03 08
оплачены приобретенные предметы проката на основании выписки банка 60 51
предъявлен к вычету НДС на основании счета фактуры, выписки банка по расчетному счету и акта приемки-передачи основных средств 68 19

Передача в прокат имущества отражается в бухгалтерском учете по Дебету счета 03 субсчет «Имущество, переданное в прокат» и Кредиту счета 03 субсчет «Имущество, предназначенное для сдачи в прокат».


В случае выбытия материальных ценностей, предназначенных для сдачи в прокат, на счете 03 открывается субсчет «Выбытие материальных ценностей, предназначенных для сдачи в прокат». В дебет субсчета переносится стоимость выбывшего объекта, а в кредит – сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры остаточная стоимость объекта списывается со счета 03 на финансовый результат – счет 91 «Прочие доходы и расходы».


В соответствии с п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ10/99 (утверждено Приказом Минфина от 6.05.1999 №33н) организации, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды (в том числе по договору проката), учитывают расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью, в составе расходов по обычным видам деятельности.


Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.


Аналитический учет по счету 03 "Доходные вложения в материальные ценности" ведется по каждому предмету проката и по арендаторам.


1.3. Учёт лизинговых операций.


Под лизингом понимается одна из разновидностей договора аренды.


Объектом лизинга могут быть здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество.


Лизингодатель и лизингополучатель заключают между собой договор лизинга, в соответствии с которым лизингодатель приобретает в собственность имущество за счет привлеченных и (или) собственных средств и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю во временное владение или в пользование. По окончании договора лизинговое имущество либо возвращается лизингодателю, либо переходит в собственность лизингополучателя на основании договора купли-продажи. Условие о том, кто производит выбор поставщика и приобретаемого имущества (лизингодатель или лизингополучатель), должно быть предусмотрено договором лизинга.


Договор лизинга определяет размер и способ осуществления лизинговых платежей, а также их периодичность.


Предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению. Стороны договора лизинга имеют право по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга.


Законом № 164-ФЗ (п.5ст.15) предусмотрена обязанность лизингополучателя по окончании срока действия договора лизинга возвратить предмет лизинга, если ионе не предусмотрено указанным договором, или приобрести предмет лизинга в собственность на основании договора купли-продаж.


Договором лизинга может быть предусмотрен переход предмета лизинга в собственность лизингополучателя не только по истечении срока договора, но и до его истечения на условиях, предусмотренных соглашением сторон (п.1 ст.19 Закона № 164-ФЗ).


Порядок отражения в бухгалтерском учете лизинговых операций регламентируется Указаниями, утвержденный Приказом Минфина РФ от 17.02.1997 № 15.


В письме от 02.11.2005 №07-05-10/49 Минфин РФ указал, что в соответствии со ст. 31 Закона «О финансовой аренде (лизинге)» предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению. При этом, если по условиям договора лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя, то в соответствии с Указаниями об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, такое имущество отражается на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».


В соответствии с п.1 ст.31 Закона № 164-ФЗ предмет лизинга учитывается на одной из сторон сделки (лизингодателя либо лизингополучателя) согласно договору. Амортизационные отчисления производит и отражает в бухгалтерском учете та сторона договора лизинга, на балансе которой числится имущество, являющееся предметом лизинга (ст.31 Закона № 164-ФЗ).


Затраты лизингодателя по приобретению предмета лизинга имеют капитальный характер и учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Приобретение предмета лизинга отражается в учете лизингодателя записями:


Таблица 1.2.




























Наименование хозяйственных операций Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Отражена сумма задолженности перед поставщиком за приобретенный у него предмет лизинга 08 60
Отражена сумма НДС 19 60
Приобретенное имущество принято в состав доходных вложений в материальные ценности 03 08
Перечислена задолженность поставщику за приобретенный у него предмет лизинга 60 51
Предъявлен к возмещению входной НДС после постановки на учет приобретенного для сдачи в лизинг имущества и его оплаты поставщику 68 19

Если по условиям договора лизинга лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то передача лизингового имущества лизингополучателю отражается на счете 91.


Отражение операций по учету предмета лизинга у лизингодателя (Приложение 2, табл.1.3), у лизингополучателя (Приложение 2, табл.1.4).


2. организация учета доходных вложений в


ЗАО «ЕВРОПЛАН»


2.1. Характеристика компании и её учётная политика


Закрытое Акционерное Общество «Европлан» (именуемое в дальнейшем «Общество») до 18.05.2004 именовалось Закрытое Акционерное Общество «ДельтаЛизинг» (Свидетельство о государственной регистрации акционерного общества №104.912 выдано Московской регистрационной палатой 3 апреля 2001 г., основной государственный регистрационный номер №1027700085380, выдан 05.12.2006).


Юридический адрес предприятия – РФ, РТ, г. Набережные Челны, 7/20, кор. Е, этаж 3, каб.4.


Общество создано и функционирует в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом РФ «Об акционерных обществах», Законом РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» и другим действующим законодательством РФ.


Деятельность Общества основана на приобретении в собственность имущества за счет привлеченных или собственных денежных средств и предоставлении его в качестве предмета лизинга лизингополучателю.


Предметом деятельности Общества является передача имущества в аренду и в финансовую аренду (лизинг) индивидуальным предпринимателям, юридическим и физическим лицам, а также иная деятельность, связанная с передачей имущества в аренду или финансовую аренду (лизинг).


Численность персонала Общества по состоянию на 31 декабря 2009 года составила 754 человека.


Активы и обязательства оценены в отчетности по фактическим затратам. Основные средства и доходные вложения в материальные ценности показаны за минусом накопленной амортизации.


Денежные средства на валютных счетах в банках и в кассе, средства в расчетах, включая кредиты и займы полученные, за исключением авансов и предоплат, в иностранной валюте отражены в бухгалтерской отчетности в суммах, исчисленных на основе официальных курсов валют, действовавших 31 декабря 2009 года.


В бухгалтерском балансе дебиторская и кредиторская задолженность, включая задолженность по кредитам и займам, отнесены к краткосрочным, если срок обращения (погашения) их не превышает 12 месяцев после отчетной даты. Остальные указанные активы и обязательства представлены как долгосрочные.


В составе основных средств отражены здание, машины, оборудование, транспортные средства и другие соответствующие объекты со сроком полезного использования более 12 месяцев.


Амортизация по всем видам основных средств начисляется линейным способом.


При принятии предмета лизинга к бухгалтерскому учету устанавливается срок полезного использования, равный сроку действия договора лизинга, согласованному с лизингополучателем.


В отчетности основные средства и доходные вложения в материальные ценности показаны по первоначальной стоимости за минусом сумм амортизации, накопленной за все время эксплуатации.


Расходы, произведенные Обществом в отчетном году, но относящиеся к следующим отчетным периодам (такие как уплаченные вперед страховые платежи, комиссионные расходы за организацию кредитной линии, арендная плата за объекты основных средств), отражены как расходы будущих периодов. Эти расходы списываются по назначению равномерно в течение периодов, к которым они относятся в качестве расходов по обычным видам деятельности и прочих расходов в зависимости от характера данных расходов.


Финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету по фактическим затратам на приобретение. Единица учета финансовых вложений – одна акция. Доходы и расходы по финансовым вложениям отражаются в составе прочих доходов и расходов. В случае наличия признаков обесценения финансовых вложений Обществом создается резерв под их обесценение.


Задолженность покупателей и заказчиков определена исходя из цен, установленных договорами между Обществом и покупателями (заказчиками) с учетом всех предоставленных Обществом скидок (надбавок) и НДС. Задолженность, не погашенная в сроки, установленные договорами, и не обеспеченная соответствующими гарантиями или иными способами, отражается в бухгалтерском балансе за минусом резервов сомнительных долгов. Эти резервы представляют собой консервативную оценку руководством Общества той части задолженности, которая, возможно, не будет погашена. Резервы сомнительных долгов относятся на увеличение прочих расходов. После 2 месяцев неоплаты очередных платежей по лизинговым контрактам Обществом рассматривался вопрос о возможности взыскания данной задолженности. В случае признания задолженности нереальной к взысканию задолженность списывалась с баланса по мере признания ее таковой.


Уставный капитал отражен в сумме номинальной стоимости обыкновенных акций, приобретенных акционером. Величина уставного капитала соответствует установленной в уставе Общества. В соответствии с законодательством в Обществе создан резервный фонд в размере 15% от уставного капитала. Поскольку накопленная величина резервного фонда достигла установленного размера, в отчетном году отчисления в резервный фонд не производились.


Дополнительные затраты, произведенные в связи с получением займов и кредитов, относятся на расходы будущих периодов с последующим равномерным включением в прочие расходы в течение периода погашения заемных обязательств.


Выручка Общества состоит из поступлений от:


1.оказания услуг по предоставлению имущества лизингополучателям во временное


владение и пользование по договорам финансовой аренды (лизинга) и аренды;


2. оказания прочих услуг (консультационные услуги для аффилированных организаций группы компаний «Европлан»)


признается по мере оказания услуг и предъявлении им расчетных документов.


Выручкаотражается в отчетности за минусом налога на добавленную стоимость, и скидок, предоставленных покупателям.


В соответствии с пунктом 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.


К расходам по обычным видам деятельности относятся:


1. расходы по амортизации основных средств, переданным в финансовую аренду (лизинг),


2. комиссии по привлечению клиентов,


3. расходы по транспортному налогу,


4. расходы по страхованию лизингового имущества,


а также управленческие и коммерческие расходы.


К управленческим расходам относятся расходы по оплате труда, арендная плата, расходы по амортизации собственных основных средств и некоторые виды прочих управленческих расходов. К коммерческим расходам относятся расходы на рекламу. Общество признает коммерческие и управленческие расходы в качестве расходов по обычным видам деятельности полностью в отчетном периоде.


Организация в январе приобрела для передачи в аренду торговое оборудование за 106 200 руб., в том числе НДС - 16 200 руб. За его доставку было уплачено транспортной организации 2360 руб., в том числе НДС - 360 руб. В этом же месяце оборудование введено в эксплуатацию (для демонстрации потенциальным арендаторам).


В феврале оборудование сдано в аренду. Сумма арендной платы за месяц - 3540 руб., в том числе НДС - 540 руб.


Отразим эти операции на счетах.


Январь. Приобретенное имущество ставится на учет по первоначальной стоимости. Все затраты, связанные непосредственно с приобретением имущества, собираются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». В бухгалтерском учете сделаны проводки:


Таблица 2.1.






















































Наименование хозяйственных операций Корреспонденция счетов Сумма
Д К
Приобретено торговое оборудование для сдачи в аренду 08 60 90 000
Учтен НДС 19 60 16 200
Оплачена стоимость имущества 60 51 106 200
Отражены расходы по доставке оборудования 08 60 2000
Отражена сумма НДС 19 60 360
Оплачены расходы 60 51 2630
Зачтен НДС 68 19 360
Введено в эксплуатацию торговое оборудование 03 08 92 000 (90 000+2000)
Зачтен НДС 68 19 16 200

Февраль. Амортизацию по имуществу, учтенному на счете 03, бухгалтер начисляет на счете 02 «Амортизация основных средств» обособленно (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета). Срок полезного использования объекта в бухгалтерском учете организация устанавливает самостоятельно. В налоговом учете срок полезного использования торгового оборудования по Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, - свыше 5 до 7 лет. Организация установила одинаковый срок полезного использования в обоих видах учета - 6 лет. Ежемесячно в течение срока полезного использования делается проводка:


Д 26 К 02 субсчет «Амортизация доходных вложений в материальные ценности» - 1278 руб. (92 000 руб. : 6 лет/ 12 мес.) - начислена амортизация за февраль.


В той же сумме амортизация отражается и в налоговом учете.


Для наглядности переданное во временное пользование имущество некоторые бухгалтеры учитывают на отдельном субсчете к счету 03. В таком случае при передаче имущества в аренду, прокат основное средство переводится с одного субсчета на другой внутри счета 03. Если же отдельные субсчета не предусмотрены, никаких записей делать не нужно.


Доходы от сдачи оборудования в аренду отражаются в обычном порядке:


Таблица 2.2



















Наименование хозяйственных операций Корреспонденция счетов Сумма
Д К
отражены доходы от сдачи в аренду торгового оборудования за февраль 62 90-1 3540
начислен НДС 90-3 68 540

В налоговом учете в доходы включено 3000 рублей.


Выбытие объекта доходных вложений в материальные ценности отражается в том же порядке, что и выбытие основных средств.


ЗАО «ЕВРОПЛАН» взяло в лизинг торговое оборудование стоимостью 300 000 руб. (без учета НДС). По условиям договора она будет вносить в течение двух лет ежемесячные лизинговые платежи в размере 12 500 руб. (без учета НДС).


При получении в лизинг имущества бухгалтер отразит его на забалансовом счете:


Таблица 2.3



































Наименование хозяйственных операций Корреспонденция счетов Сумма
Д К
получено в лизинг и учтено на забалансовом счете торговое оборудование 001 300 000
Ежемесячно (в течение двух лет) бухгалтер будет отражать операции по оплате лизинговых платежей
начислен лизинговый платеж 44 76 12 500
принят к учету НДС 19 76 2250 (12 500*18%)
предъявлен к вычету НДС из бюджета по лизинговому платежу 68 19 2250
оплачен лизинговый платеж 76 51 14 750 (12 500+2250)

По истечении двух лет торговое оборудование переходит в собственность ЗАО «ЕВРОПЛАН».


Бухгалтер зафиксирует данный момент так:


Таблица 2.4


















Наименование хозяйственных операций Корреспонденция счетов Сумма
Д К
списано с забалансового счета торговое оборудование, полученное по договору лизинга 001 300 000
получено в собственность торговое оборудование по завершении договора лизинга 01 02 300 000

ПБУ 18/07 (утверждено приказом Минфина России от 19 ноября 2007 г. № 114н) в данной ситуации не применяется. Ведь сумма налогового расхода по договору лизинга совпадает с бухгалтерским расходом по счету 44 «Расходы на продажу» и составляет 12 500 руб.


Если предмет лизинга учитывается на балансе ЗАО «ЕВРОПЛАН».


Стоимость учитывается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (субсчет «Арендные обязательства») в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (п. 8 Указаний). Впоследствии предмет лизинга переводится в состав основных средств. По нему начисляется амортизация установленным ЗАО «ЕВРОПЛАН» способом с применением (по соглашению сторон договора лизинга) повышающего коэффициента не выше 3 (п. 9 Указаний). Начисление причитающихся лизингодателю платежей отражается по дебету счета 76 субсчет «Арендные обязательства» в корреспонденции с субсчетом «Задолженность по лизинговым платежам» счета 76. Данный момент указан в пункте 9 Указаний. При выкупе лизингового имущества на счетах 01 «Основные средства» и 02 «Амортизация основных средств» делают запись, связанную с переносом данных с субсчета по имуществу, полученному в лизинг, на субсчет собственных основных средств (п. 11 Указаний).


Также отметим, что срок полезного использования полученного в лизинг имущества в целях бухгалтерского учета определяют в соответствии с нормами учетной политики. Там же должны быть оговорены метод амортизации и размер повышающего коэффициента.


Срок полезного использования торгового оборудования в ЗАО «ЕВРОПЛАН» в целях бухгалтерского и налогового учета, согласно учетной политике ЗАО «ЕВРОПЛАН», совпадает и составляет 61 месяц.


Метод начисления амортизации – линейный, размер повышающего коэффициента – 3.


При получении в лизинг имущества бухгалтер ЗАО «ЕВРОПЛАН» сделает такие записи:


Таблица 2.5














































Наименование хозяйственных операций Корреспонденция счетов Сумма
Д К
получено в лизинг торговое оборудование 08 76 субсчет «Арендные обязательства» 300 000
принят к учету налог на добавленную стоимость со всей суммы лизинговых платежей 19 76 субсчет «Арендные обязательства» 54 000
отражен предмет лизинга в составе основных средств 01 субсчет «Полученное в лизинг имущество» 08 300 000
В течение двух лет ежемесячно бухгалтер в связи с уплатой лизинговых платежей будет отражать:
начислен лизинговый платеж 76 субсчет «Арендные обязательства» 76 субсчет «Задолженность по лизинговым платежам» 14 750
предъявлен к вычету НДС из бюджета по лизинговому платежу 68 субсчет «Расчеты по НДС» 19 2250
оплачен лизинговый платеж 76 субсчет «Задолженность по лизинговым платежам» 51 14 750
начислена амортизация предмета лизинга (начинает начисляться с месяца, следующего за месяцем получения имущества в лизинг) 44 02 субсчет «Амортизация полученного в лизинг имущества» 14 754,1 (300 000: 61 мес.*3)

Амортизация будет начисляться ежемесячно до полного погашения стоимости торгового оборудования (п. 21 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2008 г. № 26н).


По истечении двух лет торговое оборудование переходит в собственность ЗАО «ЕВРОПЛАН», и бухгалтер зафиксирует данный момент, сделав одновременно две внутренние записи на счетах 01 и 02:


Таблица 2.6.



















Наименование хозяйственных операций Корреспонденция счетов Сумма
Д К
переходит по завершении договора лизинга в собственность ЗАО «ЕВРОПЛАН» торговое оборудование 01 субсчет «Собственное имущество» 01 субсчет «Полученное в лизинг имущество» 300 000
отражена амортизация по переведенному торговому оборудованию 02 субсчет «Амортизация полученного в лизинг имущества» 02 субсчет «Амортизация собственного имущества» 300 000

2.3. Проблемы при отражении в учете лизинговых операций у лизингодателя.


В настоящие время практика показывает привлекательность лизинговой деятельности. Лизинговая деятельность признается инвестиционной и предполагает не только полную компенсацию расходов собственника имущества, но и получение им определенной прибыли. Однако, как и для любого бизнеса этому виду деятельности присущи свои трудности и сложности. Рассмотрим основные проблемы, стоящие перед бухгалтером при отражении в учете лизинговых операций у лизингодателя.


Во-первых, в зависимости от конкретных условий приобретения и эксплуатации предметов лизинга их первоначальная стоимость и суммы ежемесячной амортизации в бухгалтерском и налоговом учете могут различаться. Например, если для покупки оборудования лизингодатель привлекал заемные средства. Проценты по кредитам, уплаченные до ввода объекта в эксплуатацию, в бухгалтерском учете включаются в его первоначальную стоимость. В налоговом учете все проценты по заемным средствам списываются как внереализационных расходы. В этом и других аналогичных случаях бухгалтеру придется фиксировать возникающие постоянные и временные разницы и учитывать отложенные налоговые активы или обязательства.


Во-вторых, при поступлении объекта к лизингополучателю у него возникает задолженность перед лизингодателем. Ее размер определяется общей суммой лизинговых платежей. В бухгалтерском учете лизингодателя эта задолженность отражается двумя частями:


по кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы" - в части стоимости переданного оборудования;


по кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов" - в части лизинговых платежей, превышающих стоимость оборудования.


В налоговом учете поступающие лизинговые платежи отражаются в составе доходов от реализации. Таким образом, налогооблагаемую прибыль ежемесячно будет увеличивать вся сумма поступившего лизингового платежа (за вычетом НДС), а балансовую прибыль - только доля доходов будущих периодов (за вычетом НДС), которая в соответствии с условиями лизингового договора признается в текущем месяце. В учете появятся вычитаемые временные разницы, которые будут погашены в момент перехода прав собственности на оборудование от лизингодателя к лизингополучателю. До момента выкупа в налоговом учете лизингодатель не сможет списать в расходы и стоимость лизингового имущества. При налогообложении прибыли его стоимость может быть учтена только в момент реализации. Поскольку реализацией признается переход права собственности на имущество, то в данном случае первоначальную стоимость предмета лизинга можно будет списать на затраты в последнем месяце действия договора.


В третьих, если объект лизинга находится на балансе лизингополучателя, то в этом случае лизингодатель вправе уменьшить доход от реализации предмета лизинга на цену его приобретения, а также на расходы, связанные с такой реализацией. Таким образом, на дату перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга в налоговом учете лизингодателя отражается доход от реализации в виде выкупной стоимости предмета лизинга, а в расходах - первоначальная стоимость предмета лизинга. При этом если по данной операции у лизингодателя возникает убыток, то, поскольку производится реализация имущества, не являющегося для лизингодателя амортизируемым, сумма полученного убытка учитывается в составе расходов организации единовременно.


Таким образом, несмотря на то, что лизинговая деятельность является актуальной в настоящее время, ей присуще свои проблемы и трудности, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.


Заключение


Довольно часто организации принимают к бухгалтерскому учету основные средства, предназначенные не для их использования непосредственно в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, а для предоставления организацией за плату во временное пользование с целью получения дохода. Такие объекты рассматриваются в качестве доходных вложений в материальные ценности.


Доходные вложения в материальные ценности (инвестиции в аренду имущества) как объект бухгалтерского учета, представляют собой инвестиции в приобретение активов (включая имущественные комплексы), предназначенные для сдачи в аренду с переходом права собственности на арендуемое имущество (с правом выкупа после окончания срока аренды и завершения арендных платежей) или без изменения статуса собственника (без права выкупа).


Материальные ценности, приобретенные (поступившие) организацией для предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование), принимаются к бухгалтерскому учету на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» по первоначальной стоимости исходя из фактически произведенных затрат на приобретение их, включая расходы по доставке, монтажу и установке.


Прокат – краткосрочный наем имущества, при котором предмет проката (найма) многократно используется различными нанимателями, традиционно рассматривается и в научной литературе и в нормативных актах в рамках обязательств по бытовому обслуживанию населения.


Договор проката один из видов договора аренды, который регулируется п. 2 гл. 34 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ).


Более выгодным является лизинг оборудования, так как он позволяет снизить его стоимость. При оценке эффективности лизинга учитывается не только экономия средств, но и другие перечисленные выше преимущества. Для этого используется система ча­стных и обобщающих показателей, как при оценке эф­фективности капитальных вложений, а именно прирост объема продукции, повышение ее качества и конкурен­тоспособности, рост производительности труда, прибыли, рентабельности, сокращение срока окупаемости и т.д. Как видим, затраты ЗАО «ЕВРОПЛАН» на приобретение оборудования за счет лизинговых платежей компенсируется не полностью, а сумма компенсации предопределена договором, т. е. соотношением срока договора и срока амортизации оборудования. При этом, если срок амортизации превышает срок договора, то иму­щество по истечении его срока остается в собственности лизин­годателя, но уже по остаточной стоимости. Комиссионное вознаграждение является источником покры­тия затрат лизингодателя, не связанных с данной конкретной сдел­кой и - что очень важно - с источником образования прибыли. Итак, для лизингодателя коммерческий интерес представляет собственно лизинговая сделка, которая и обеспечивает экономи­ческую выгоду. ЗАО «ЕВРОПЛАН» прибегая к лизин­гу, должен соразмерить свои затраты по сделке с той прибылью, которую он может получить при использовании лизингового имущества. В данном случае, приобретение лизин­гового оборудования для ЗАО «ЕВРОПЛАН» представляется вполне выгодным.


При оценке эффективности лизинга учитывается не только экономия средств, но и другие перечисленные выше преимущества. Для этого используется система ча­стных и обобщающих показателей, как при оценке эф­фективности капитальных вложений, а именно прирост объема продукции, повышение ее качества и конкурен­тоспособности, рост производительности труда, прибыли, рентабельности, сокращение срока окупаемости и т.д.


Список использованной литературы


1. Гражданский Кодекс РФ// Российская газета- официальное издание для документов Правительства. 27.10.2008.


2. Приказ Минфина РФ «План счетов» от 31 октября 2007г. В редакции Приказов от 07.05.2008. №38н.


3. Положение по Бухгалтерскому Учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 от 30.03.2001 № 26н. // Российская газета. – 16.05.2001. – №91. – С.14 – 16.


4. Приказ Минфина РФ об утверждении «Положение по Бухгалтерскому Учету «Расходы организации» ПБУ10/99 6.05.1999 №33н.


5. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: учебное пособие / Н.П. Кондраков. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 180 с.


6. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет / Н.П. Кондраков. - М.: ИНФРА-М, 2008.-717с.


7. Макальская, М.Л. Бухгалтерский учет: учебник для вузов / М.Л. Макальская, И.А. Фельдман. - М.: Высшее образование, 2005. - 443 с.


8. Чечета, А.И. Информация о финансовых результатах и ее анализ / А.И. Чечета // Финансы. - 2008. - №5. - С. 32-34.


9. Ширяева, Р. Финансовое состояние предприятия / Р.Ширяева // Экономист. - 2009. - №31. - С. 49


10. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2007. – с. 360.


11. Пучкова С.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007. – с. 235


12. Шишкин А. К. Бухгалтерский учет и финансовый анализ на коммерческих предприятиях. – М.: ИНФРА- М, 2006. – с. 290.


13. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник/ Ю.А.Бабаев [и др.]; под общ. ред. Ю.А.Бабаева.- М.: Вузовский учебник,2009. - 570с.


14. Пошерстник Н.В. Бухгалтерский учет: Учебно-практическое пособие; Питер, 2007 – 416с.


15. Лизинг. Философова Т.Г.:3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2008. — 191 с.


16. Лабынцев, Н.Т. Бухгалтерский учет: финансовый и управленческий: учебник / Н.Т. Лабынцев. – 2-е изд., испр. – М: Финансы и статистика, 2009. – 487с.


17. Шеленков В. М. Учет лизинговых операций и анализ их эффективности: Учебник. – М.: 2005, 280 с.;


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС











































































































































































































































































































































АКТИВ Код На начало отчетного года На конец отчетного периода
1 2 3 4

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ:


Нематериальные активы


110 - -
Основные средства 120
Незавершенное строительство 130 3530 4097
Доходные вложения в материальные ценности 135 887489 3992513
Долгосрочные финансовые вложения 140 - 19417
Отложенные налоговые активы 145 246 12061
Прочие внеоборотные активы 150 - 0
ИТОГО по разделу I. 190 891503 4028326

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ:


Запасы


в том числе:


210


50385


248025


сырье, материалы и другие аналогичные ценности 211 - 142
малоценные и быстроизнашивающиеся предметы 212 - -
затраты в незавершенном производстве 213 - -
готовая продукция и товары для перепродажи 214 - -
товары отгруженные 215 - -
расходы будущих периодов 216 50385 247883
прочие запасы и затраты 217 - -
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценно­стям 220 638 179
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) 230 - -
в том числе покупатели и заказчики 231 - -
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 240 255916 782153
в том числе покупатели и заказчики 241 99772 196034
Краткосрочные финансовые вложения 250 2160 1918
Денежные средства 260 174583 201923
прочие оборотные активы 270 - -
ИТОГО по разделу II 290 483682 1234198
БАЛАНС
399 1375185 5262524
ПАССИВ Код На начало отчетного года На конец отчетного периода

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ


Уставный капитал


410 10000 20000
Собственные акции, выкупленные у акционеров - -
Добавочный капитал 420 - -

Резервный капитал


в том числе


430 500 500
Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ 1
АКТИВ Код На начало отчетного года На конец отчетного периода
1 2 3 4
резервные фонды, образованные в соответствии с законодательством

431


-


-


резервы, образованные в соответствии с учредительными документами 432 500 500
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 470 45612 214320
ИТОГО по разделу III 490 56112 234820

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА


Займы и кредиты


510


94728


830884
Отложенные налоговые обязательства 515 3980 142586
Прочие долгосрочные обязательства 520 215687 292979
ИТОГО по разделу IV 590 314395 1266449

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА


Займы и кредиты


610


139678 1816055

Кредиторская задолженность


в том числе:


620 865000 1630256
поставщики и подрядчики 621 582502 646993
задолженность перед персоналом организации 622 960 953
задолженность перед государственными внебюджетными фондами 623 116 282
задолженность по налогам и сборам 624 5868 12093
прочие кредиторы 625 275554 969935
Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов 630 - 247140
Доходы будущих периодов 640 - 67804
Резервы предстоящих расходов 650 - -
Прочие краткосрочные обязательства 660 - -
ИТОГО по разделу V 690 1004678 3761255
БАЛАНС
699 1375185 5262524

Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах


Арендованные основные средства


910 5308 9044
в том числе по лизингу 911 1831 1442
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение 920 - -
Товары, принятые на комиссию 930 - -
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов 940 - -
Обеспечения обязательств и платежей полученные 950 3599 267239
Обеспечения обязательств и платежей выданные 960 139182 4326183
Износ жилищного фонда 970 - -
Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов 980 - -
Нематериальные активы, полученные в пользование 990 - -

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Таблица 1.3.


Отражение операций по учету предмета лизинга у лизингодателя




















































































Содержание операций Дебет Кредит
Когда предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя
Отражена стоимость переданного в лизинг имущества 03 субсчет «Имущество, переданное в лизинг» 03 субсчет «Имущество для сдачи в лизинг»
Начислена амортизация на переданное в лизинг имущество 20 02
Начислены лизинговые платежи 76 субсчет «Задолженность по лизинговым платежам» 90-1
Списаны затраты по договору лизинга 90-2 20
90-3 68
Поступили лизинговые платежи по договору 51 76 субсчет «Задолженность по лизинговым платежам»
Списана сумма начисленной амортизации по лизинговому имуществу 02 03 субсчет «Имущество переданное в лизинг»
Когда предмет лизинга учитывается на балансе у лизингополучателя
Отражена задолженность лизингополучателя по лизинговым платежам (на дату передачи имущества лизингополучателю) 76 субсчет «Задолженность по лизинговым платежам» (62) 91-1
Списана стоимость предмета лизинга 91-2 03 субсчет «Имущество для сдачи в лизинг»
Отражена сумма НДС, исчисленная со стоимости предмета лизинга 91-3 76 субсчет «НДС отложенный»
Отражена разница между общей суммой платежей по договору лизинга и стоимостью предмета лизинга 91-9 98 субсчет «Лизинговые платежи»
Отражено переданное в лизинг имущество на забалансовом счете 011
Ежемесячно в течение срока договора лизинга
Отражено поступление лизинговых платежей 51 76 субсчет «Задолженность по лизинговым платежам» (62)
Отражена выручка от сдачи в аренду предмета лизинга 98 субсчет «Лизинговые платежи» 90-1
Продолжение таблицы 1.3.
Содержание операций Дебет Кредит
Начислен НДС к уплате в бюджет с дохода от лизинговой деятельности (по арендному платежу) 90-3 68
Начислен НДС к уплате в бюджет с суммы выкупного предмета лизинга 76 субсчет «НДС отложенный» 68 субсчет «НДС»
Выявлен финансовый результат от лизинговой деятельности (от обычных видов деятельности) за отчетный месяц – на последнее число месяца 99 90-9

Таблица 1.4


Отражение операций по учету предмета лизинга у лизингополучателя



















































































Содержание операций Дебет Кредит
Когда предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя
Получено оборудование в лизинг 001
Начислены лизинговые платежи 20, 25 и т.д. 60
Отражен НДС 19 60
Когда предмет лизинга учитывается на балансе у лизингополучателя
Получено оборудование в лизинг 08 76, субсчет «Арендные обязательства»
Отражена сумма НДС 19 76, субсчет «Арендные обязательства»
Объект лизинга введен в эксплуатацию 01, субсчет «Арендованное имущество» 08
Начислена амортизация по лизинговому имуществу 20, 25 и т.д. 02, субсчет «Амортизация по арендованному имуществу»
Начислены лизинговые платежи 76, субсчет «Арендные обязательства» 76, субсчет «Задолженность по лизинговым платежам»
Перечислен лизинговый платеж 76, субсчет «Задолженность по лизинговым платежам» 51
Принят к вычету НДС 68 19
При выкупе лизингового имущества
Лизинговое имущество переведено в состав собственных основных средств 01 01, субсчет «Арендованное имущество»
Продолжение таблицы 1.4
Содержание операций Дебет Кредит
Отражена амортизация по переведенному имуществу 02, субсчет «Амортизация по арендованному имуществу» 02
При возврате лизингового имущества
Списана первоначальная стоимость лизингового имущества 01, субсчет «Выбытие основных средств» 01, субсчет «Арендованное имущество»
Списана амортизация 02, субсчет «Амортизация по арендованному имуществу» 01, субсчет «Выбытие основных средств»
Списана остаточная стоимость имущества 91-2 01, субсчет «Выбытие основных средств»
Начислен постоянный налоговый актив со стоимости выбывшего имущества 68 99


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Королёв Сергей Павлович
Реферат Дерево непосредственных составляющих
Реферат Производство по делам об административных и правовых нарушениях
Реферат 1 Підвищення кваліфікації педагогічних працівників (стажування, курси підвищення кваліфікації, перепідготовка тощо)
Реферат Россия и ВТО: проблемы вступления и перспективы участия
Реферат Федеральный Закон о бухгалтерском учете
Реферат «Детали, узлы и механизмы систем управления»
Реферат Особенности развития познавательных интересов учащихся к изучению географии в малочисленной сельской школе
Реферат Интеркультурные взаимоотношения в туризме 2
Реферат Name of the institution you’ve graduated from
Реферат Домохозяйства как субъекты рыночных отношений Рациональное поведение потребителя в рыночной экономике
Реферат Основы валеологии
Реферат О цинкодефицитах и не только
Реферат Пути совершенствования юридической практики в современной России
Реферат Использование процессов, присущих объемному взрыву в различных областях народного хозяйства