Реферат по предмету "Налоги"


Принципы и функции налогообложения и их реализация в

Содержание I. Принципы и функции налогообложения и их реализация в современных условиях РФ. II. Налог на прибыль организаций. III. Задача 17 Список используемой литературы I. Принципы и функции налогообложения и их реализация в современных условиях РФ. Налоги возникли ещё на заре человечества и первой формой налогообложения принято считать жертвоприношение. С появлением первых государств начала формироваться первая примитивная система налогообложения,

которая с течением времени совершенствовалась, постепенно становясь основным источником доходов государства.1 В современном НК РФ (ст. 8) под налогами понимается «обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований».

Но, как правило, платежи эти не только обязательны, но и имеют принудительный характер, что обусловлено необходимостью налоговых сборов для нормального функционирования любого цивилизованного государства, в том числе и для России. С помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе, и экономические процессы. Налоги помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности в нужное русло, воздействовать на экономическую активность предпринимателей,

балансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Ещё в 1776 г. знаменитый исследователь экономики и экономического права А. Смит сформулировал основные принципы налогообложения, ставшие в наше время классическими постулатами. 1. Обществознание [текст]: для поступающих в ВУЗы / под ред. Ю.Ю. Петрунина. – М.: Университет, 2008. – С. 284.

А вот важнейшие из них: • принцип справедливости; • принцип определенности; • принцип удобности; • принцип экономичности Принципы Адама Смита, благодаря своей ясности и простоте, не требуют особых разъяснений, кроме тех, которые даны самим автором 2 . Сегодня эти принципы расширены и дополнены в российском законодательстве в соответствие с духом времени: - принцип законности налогообложения; - принцип всеобщности и равенства; - принцип справедливости; - принцип публичности; - принцип установления налогов и сборов в должной

правой процедуре; - принцип экономической обоснованности; - принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах; - принцип единства экономического пространства РФ и единства налоговой политики; - принцип единства системы налогов и сборов; - налогообложение доходов должно носить однократный характер. Рассмотрим реализацию некоторых принципов в современных условиях

Российской Федерации. 2 А. Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. [текст] Т. 2. – М.: 1935г стр. 341. Принцип равномерности, или справедливости заключается в обязанности всех граждан платить налоги и тем самым формировать денежные ресурсы государства, которое в свою очередь по своему усмотрению и возложенными на него функциями распределяет эти ресурсы. Но к сожалению, в современных условиях РФ, вышеизложенный принцип не всегда соблюдается.

Примером этого может служить исчисление отдельных видов налогов (НДФЛ, налог на прибыль организаций) производится нарастающим итогом с начла года. С одной стороны, в том есть определенный обоснованный смысл, но с другой, учитывая, что налоги взимаются ежемесячно, то это приводит к тому, что не соблюдается единство момента и взимания налога и как результат, возможна ситуация, когда при наличии за конкретный период и соответствующем его налогообложении, убыток за последующий период приводит к возврату уже уплаченного

налога. Подобная система неблаготворно влияет на предпринимательскую деятельность. В силу Российской действительности и плохо продуманных законов, в стране большое число предпринимателей разного уровня, которые так или иначе стараются уклонится от уплаты налогов, поэтому о полной реализации принципа справедливости налогообложения, говорить не приходится. Исходя из принципа определенности, налог не может быть неопределенным, но, к сожалению,

Российская действительность такова, что помимо основных законов по налогам (НК РФ), существует масса подзаконных актов, методических рекомендаций, разъяснений, которые зачастую противоречат друг другу, а это- то и вносит ту неясность в наше налогообложение, что заставляет российских налогоплательщиков действовать в состоянии неопределенности. Главное правило «удобности» гласит: «каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего оплатить его»3. 3

А. Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. [текст] Т. 2. – М.: 1935г стр. 342 Другими словами, государство должно учитывать интересы тех (а именно: своих граждан) за счет которых оно содержится. Однако Российским законодательством по налогу на прибыль предусмотрено внесение авансовых платежей, что разнится с данным принципом. Принцип экономичности налогообложения базируется на рационализации системы и сокращении издержек по

взиманию налогов, потому как эти издержки должны быть меньше, чем сами налоговые выплаты. Учитывая вышесказанное, налоговое бремя не должно быть чрезмерным и не должно быть не подъемным для российских граждан, но на практике разорение предприятий различных форм собственности и размеров происходит не редко после уплаты всех налогов. Поэтому и этот принцип в нашей стране осуществляется не в полной мере. Нарушение вышерассмотренных принципов ведет к обременительности налогов, тормозит инвестиционные

процессы в нашей стране, и как следствие всего этого, Россия имеет серьезное расслоение в своем обществе. Однако следует отметить, что становление новой налоговой системы, которая бы адекватно отвечало условиям рыночной экономики, происходит не последовательно и медленно, и Россия в этом случае не исключение. Налоги в этом смысле имеют огромное общественное значение и выполняют

две главные функции: «фискальную» и «экономическую». Фискальная функция состоит в формировании денежных ресурсов государства, которые обеспечивают содержание государственного аппарата (что в России является главной статьёй затрат государственного бюджета4. 4. Обществознание [текст]: для поступающих в ВУЗы / под ред. Ю.Ю. Петрунина. – М.: Университет, 2008. – С. 406.

Также деньги нужны на содержание армии, развитие фундаментальной науки и техники, поддержку детей, больных и пожилых людей. Из собранных в виде налогов средств государство покрывает расходы на образование, детские дома, платит зарплату преподавателям (в России каждый год повышают базовую часть з/п бюджетников, в том числе и преподавателей) и стипендии студентам. Часть средств идет на здравоохранение, на строительство государственных предприятий, дорог, защиту окружающей

среды и осуществление международной политики. Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги. Налоги в этой функции могут играть распределительную (государство перераспределяет доходы между разными социальными слоями и субъектами Федерации с целью сглаживания неравенства в обществе и стране в целом), стимулирующую или антиинфляционную (государство способствует развитию НТП, увеличению рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства путем применения льготного

налогообложения), социально-воспитательную (сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов, устанавливая на них повышенные налоги, хотя, это относится к явно вредным продуктам, таких как табак, а вот в отношении к Коле и другим подобным газированным водам в России более, чем лояльное отношение, и находится весь этот вред в свободном доступе, хотя и доказано пагубное воздействие фолиевых кислот, содержащихся в данных напитках, на половую систему детей в возрасте

до 12 лет), контрольно-учетную (по средствам налогообложения ведется учет доходов граждан, предпринимателей и организаций) роль. В следующей главе данной работы рассмотрим конкретный налог: налог на прибыль организаций. Налог на прибыль организаций. II. Рис. 1 По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-феврале 2010г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей,

администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога) на сумму 953,5 млрд. рублей, что на 20,0% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В феврале 2010г. поступления в консолидированный бюджет составили 450,5 млрд. рублей и сократились по сравнению с предыдущим месяцем на 10,4%. Сумма уплаченного налога на прибыль составила 73,6 млрд.рублей или 7,7%6, что отражено на рис. 2 Рис. 2 2-3.

Плательщики налога на прибыль (ст. 246 НК РФ) и объекты налогообложения согласно ст. 247 НК РФ являются: Налогоплательщики Объект налогообложения Российские организации Доходы, уменьшенные на величину расходов Иностранные организации, получающие доход через постоянные представительства в РФ Доходы полученные через эти постоянные представительства, уменьшенные на величину произведенных этими

постоянными представительствами расходов Иные иностранные организации Доходы, полученные от источников в РФ Табл. 1 6 Официальный сайт Госкомстата. – http://www.gks.ru 4. Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению, а прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала года. Если в отчетном (налоговом) периоде получен убыток в данном периоде налоговая база признается равной

нулю. Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30 % налоговой базы. (пп. 1,7,8 ст. 274 НК РФ). Если же налогоплательщик получил убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущее производится в той очередности, в которой они получены

(ст. 283 НК РФ). Налоговую базу по налогу на прибыль налогоплательщики определяют исходя из данных налогового учета (ст. 313 НК РФ) Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль установлен статьей 315 НК РФ. Согласно ст. 315 НК РФ расчет налоговой базы должен содержать следующие данные, характеризующие реализацию товаров и услуг; реализацию ценных бумаг, обращающихся не обращающихся на организованном рынке; реализацию покупных товаров; реализацию основных средств; реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих

производств и хозяйств:  выручка;  расходы;  прибыль (убыток). Далее, для определения налоговой базы следует указать информацию о внереализационных операциях, в том числе: доходы/расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающихся и не обращающихся на организационном рынке; прибыль (убыток) от внереализационных операций. Окончательная схема определения налоговой базы по налогу на прибыль выглядит так:

Рис. 3 Согласно ст. 283 НК РФ исключается сумма убытка, подлежащего переносу. 4 Налоговым периодом по налогу на прибыль организаций является календарный год (ст. 285 НК РФ), который состоит из отчетных периодов:  первый квартал  полугодие  девять месяцев календарного года для ежемесячных авансовых платежей отчетными периодами признаются:  месяц  два месяца  три и т.д. до окончания календарного

года 6. С 1 января 2009 года вступили в действия изменения в налоге на прибыль, внесенные в главу 25 НК РФ Федеральными законами от 26.11.2008 № 224-ФЗ и от 30.12.2008 № 305-ФЗ. В частности законодатели осуществили снижение налога на прибыль. Снижение налога на прибыль произошло из-за уменьшения размера налоговой ставки. Согласно пункту 1 статьи 284 НК РФ теперь налоговая ставка установлена в размере 20%, за исключением

случаев предусмотренных пунктами 2 – 5 статьи 284 НК РФ. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере: 2% зачисляется в федеральный бюджет; 18% зачисляется в бюджеты субъектов РФ. Для отдельных видов доходов законодательством (ст. 284 НК РФ) предусмотрена пониженная ставка по налогу на прибыль:  0% по доходам полученные

российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов, и при условии,

что стоимость приобретения и (или) получения в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов, превышает 500 миллионов рублей (п.3 ст. 284 НК РФ) в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям

государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации (п. 4 пп 3 ст. 284 НК РФ) прибыль, полученная

Центральным банком Российской Федерации от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (п. 5 ст. 284 НК РФ)  9% по доходам полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями, не указанными в подпункте 1 настоящего пункта (пп.3 ст.

284 НК РФ) в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года (п. 4 пп 2 ст. 284 НК РФ)  10 % по доходам иностранных организаций, указанных

в п. 1, от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок (пп2. П2 ст.284 НК РФ)  15% по доходам в виде дивидендов, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями (пп.3 ст. 284 НК РФ) в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (за исключением ценных бумаг,

указанных в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта, и процентного дохода, полученного российскими организациями по государственным и муниципальным ценным бумагам, размещаемым за пределами Российской Федерации, за исключением процентного дохода, полученного первичными владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, которые были получены ими в обмен на государственные краткосрочные бескупонные облигации в порядке, установленном Правительством

Российской Федерации (п. 4 пп 1 ст. 284 НК РФ) 7. Согласно п. 1 ст. 286 НК РФ по итогам отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа самостоятельно, исходя из ставки налога и прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала до окончания отчетного периода. На основании п.2 ст. 286 НК РФ были составлены нижеприведенные формулы для расчета авансовых платежей по налогу на прибыль

организаций. Порядок исчисления налога: 1 квартал отчетного периода авансовый платеж равен авансовому платежу, подлежащий уплате в последнем квартале предыдущего года. 2 квартал отчетного периода авансовый платеж равен 1/3 * авансовый платеж за первый квартал 3 квартал отчетного периода авансовый платеж равен 1/3 * (авансовый платеж, рассчитанный по итогам первого полугодия - авансовый платеж, рассчитанный по итогам первого квартала).

4 квартал отчетного периода авансовый платеж равен 1/3 * (авансовый платеж, рассчитанный по итогам девяти месяцев - авансовый платеж, рассчитанный по итогам первого полугодия) Табл. 2 Если применение данных формул дали отрицательный результат, то налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца, и уведомив об этом

налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего году перехода. (п.2 ст. 286 НК РФ). Но существует ряд организаций, которые уплачивают только квартальные авансовые платежи (п.3 ст. 286 НК РФ):  организации, у которых доходы от реализации за предыдущие 4 квартала не превышали в среднем трех миллионов рублей за каждый квартал;  иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство;  бюджетные учреждения;

 некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг);  инвесторы соглашений о разделе продукции;  участники простых товариществ;  выгодоприобретатели по договорам доверительного управления. Согласно п. 5 ст. 286 НК РФ, если российская организация выплачивает дивиденды, то сумму налога она определяет отдельно по каждому налогоплательщику в зависимости от источника доходов этого налогоплательщика:

Источник дохода Российская организация Реализация государственных и ценных бумаг Реализация (выбытие) ценных бумаг, при обращении которых не предусмотрено признание доходами, полученные продавцом в виде процентов Налог в виде авансовых платежей с доходов налогоплательщика при каждом получении таких доходов Исчисляется самостоятельно с дохода (процентов, полученных с обращения ценных бумаг) Начисляется самостоятельно в соответствии с п.1 ст.

284 НК РФ Табл. 3 8. На основании ст. 287 НК РФ ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль уплачиваются не позднее 28 числа каждого месяца отчетного периода, а если налогоплательщик исчисляет авансовые платежи по фактически полученной прибыли, то платежи следуют не позднее 28 числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога. Согласно ст. 289 НК РФ плата по налогу на прибыль по итогам отчетного года производится не позднее 28

марта следующего года. 9. В связи с введением 25 главы НК РФ все ранее предоставляемые льготы по налогу на прибыль были отменены, а пониженные ставки (перечисленные в п. 6 настоящего раздела контрольной работы) для отдельных видов налогоплательщиков не могут считаться льготами. Ставка налога на прибыль организаций в отдельных случаях может быть понижена до 13,5%. III. Задача. ООО «Надежда» получило от реализации:

1) детских кожаных кроссовок – 1 700 000 руб.; 2) детских сандалий – 1 200 000 руб.; 3) женских туфель – 2 400 000 руб. Затраты на приобретение сырья для изготовления этой обуви составили 1 350 000 руб. (с учетом НДС). Рассчитать сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет. При расчете применить ставки, установленные НК РФ. Решение: На основании ст. 164 НК РФ НДС по детским сандалиям будем рассчитывать по ставке в 10%, а

кроссовки по ставке 18%. 1. Определим базу по НДС а) по ставке 10% 1.200.000 руб. НДС – 120.000 руб. б) по ставке 18% 1.700.000+2.400.000=4.100.000 руб. НДС 18% - 625.424 руб. 2. Вычет по НДС предполагаем, что ставка 18% 1.350.000*18/118=205.932 руб. 3. Итого к уплате: 120.000+625.424-205.932=539.492 руб. Ответ: НДС к уплате равен 539.492 руб. Список используемой литературы:

1. А. Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т. 2. – М.: 1935г стр. 342 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации (по сост. на 1 февраля 2010 г.). М.: КНОРУС, 2010. 254 с. 3. Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая (по сост. на 15 февраля 2010 г.). М.: Эксмо-Пресс, 2010. 800 с. 4. Артемов, Н.М.

Правовые основы налогообложения в Российской Федерации: учеб. пособие / Н.М. Артемов, Е.М. Ашмарина. М.: Профобразование, 2008. 184 с. 5. Владыка, М.В. Сборник задач по налогам и налогообложению: учеб. пособие / М.В. Владыка, В.Ф. Тарасова, Т.В. Сапрыкина. М.: КНОРУС, 2010. 382 с. 6. Евстигнеев, Е.Н. Налоги и налогообложение: учеб. пособие /

Е.Н. Евстигнеев. СПб.: Питер, 2009. 320 с. 7. Обществознание: для поступающих в ВУЗы / под ред. Ю.Ю. Петрунина. – М.: Университет, 2008. – С. 686. 8. http://www.gks.ru/ – Федеральная служба государственной статистики,



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.