Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Бухгалтерский учет товаров и тары в оптовой торговле

Содержание


1 Оценка товаров


2 Синтетический учет поступления и продажи товаров и тары


3 Аналитический учет товаров и тары в бухгалтерии и в местах хранения


4 Налоговый учет НДС


Библиографический список


1 Оценка товаров


Под оценкой товаров понимается выбор учетной цены, по которой товар приходуется и списывается.


В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» товары в оптовой торговле оцениваются по стоимости их приобретения (покупная цена). Покупная цена товара определяется в соответствии с условиями договора между организацией-изготовителем и торговой организацией. При этом, НДС, указанный в счете поставщика, в покупную стоимость товара не включается.


Таким образом, организации оптовой торговли могут приходовать товары только по покупной стоимости (то есть, по фактической себестоимости). К фактическим затратам на приобретение товаров могут относиться следующие расходы:


- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);


- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением товаров;


- таможенные пошлины;


- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением товаров;


- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены товары;


- затраты по заготовке и доставке товаров до места их использования, включая расходы по страхованию;


- затраты по доведению товаров до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных товаров;


В бухгалтерском учете торговой организации предусмотрены два способа формирования в учете покупной стоимости товаров:


1. Все затраты, связанные с приобретением товаров, включаются непосредственно в покупную стоимость товаров, то есть относятся сразу на счет 41 «Товары». При этом все подобные расходы должны распределяться строго по партиям товаров, с приобретением которых они связаны.


2. Распределение произведенных расходов на приобретение по партиям товаров довольно затруднительно и трудоемко вследствие таких факторов как значительный ассортимент товаров, постоянные изменения цен товаров, различия в условиях их доставки от поставщиков. В данном случае такие затраты формируют фактическую себестоимость товаров, и их учет производится с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».


Оценка товаров при их реализации осуществляется организацией одним из следующих методов:


- по себестоимости каждой единицы;


- по средней себестоимости;


- по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО);


- по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ЛИФО).


Если торговая организация реализует однородные товары в небольшом ассортименте и при этом стоимость товаров с течением времени не меняется (или меняется незначительно), то списывать проданные товары целесообразно по себестоимости каждой единицы.


Если же торговая организация имеет значительный ассортимент продаваемых товаров или не применяет планово-учетные цены, то, как правило, используется метод оценки по средней себестоимости, которая определяется по каждому виду (группе) товаров, как частное от деления общей себестоимости вида (группы) товаров на их количество.


Метод ФИФО основан на допущении, что товары реализуются в течение определенного периода в последовательности их приобретения (поступления), то есть товары, проданные первыми, должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретения партий с учетом себестоимости остатков товаров, числящихся на начало этого периода.


В условиях инфляции наиболее целесообразно применение метода ЛИФО, основанного на оценке стоимости последних по времени приобретения товаров.При применении метода ЛИФО оценка товаров, находящихся на складе на конец периода производится по себестоимости более ранних партий по времени приобретения, а реализация учитывается по себестоимости более поздних партий по времени приобретения.


Пример 1


У торгового предприятия на начало месяца был остаток товаров 20 шт. по цене 9-97 руб.


В течение месяца были проведены следующие операции:


1. поступили товары : 100 шт. х 10 руб. = 1000 руб.;


2. Отгружена 1-я партия товаров – 80 шт.;


3. поступили товары 120 шт. х 11 руб. = 1320 руб.;


4. отгружена 2-я партия товаров – 140 шт.;


5. поступили товары: 150 шт. х 13 руб. = 1950 руб.;


6. отгружена 3-я партия товаров – 90 шт.


1 Оценка товаров по средней себестоимости


Общая стоимость поступивших товаров и товаров на складе = 20 х 9-97 + 100 х 10 + 120 х 11 + 150 х 13 = 4469-40 руб.


Средняя себестоимость товаров в отчетном месяце = 4469-40 / (20 + 100 + 120 + 150) = 11-46 руб.

































Показатель Количество, шт. Цена, руб. Сумма, руб.
Отгружена 1-я партия 80 11-46 916-80
Отгружена 2-я партия 140 11-46 1604-40
Отгружена 3-я партия 90 11-46 1031-40
Всего отгружено 310 11-46 3552-60
Остаток товаров на конец месяца 80 11-46 916-80

2 Оценка товаров методом ФИФО















































Показатель Количество, шт. Цена, руб. Сумма, руб.
Отгружена 1-я партия 80 20 9-97 199-40
60 10 600
Отгружена 2-я партия 140 40 10 400
100 11 1100
Отгружена 3-я партия 90 20 11 220
70 13 910
Всего отгружено 310 - 3429-40
Остаток товаров на конец месяца 80 13 1040

3 Оценка товаров методом ЛИФО













































Показатель Количество, шт. Цена, руб. Сумма, руб.
Отгружена 1-я партия 80 13 1040
Отгружена 2-я партия 140 70 13 910
70 11 770
Отгружена 3-я партия 90 50 11 550
40 10 400
Всего отгружено 310 - 3670
Остаток товаров на конец месяца 60 10 799-40
20 9-97

2 Синтетический учет поступления и продажи товаров и тары


Учет товаров и тары в оптовых организация ведется на активном счете 41 "Товары".К счету 41 могут открываться следующие субсчета:


41/1 - "Товары на складах";


41/2 - "Товары в розничной торговле";


41/3 - "Тара под товаром и порожняя";


41/4 - "Покупные изделия".


Не подлежат учету на счете 41 "Товары":


- товары, принятые на ответственное хранение, учитываемые на забалансовом счете № 002 — "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение";


- товары, принятые для реализации по договору комиссии. Они учитываются на забалансовом счете 004 — "Товары, принятые на комиссию".


Учет товаров ведется по покупным ценам без налога на добавленную стоимость.


Налог на добавленную стоимость по моменту поступления товаров учитывают по дебету счета № 19/3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам".


По кредиту этого счета налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям списывается в корреспонденции со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам" в уменьшение задолженности в бюджет.


Тара учитывается по покупным ценам, а налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям по ней не установлен.


Тара, поступающая от поставщиков без оплаты (например, картонные коробки, бумажные мешки, упаковочная тара) может оцениваться покупателем, при этом составляется акт на оприходование тары, не указанной в счете поставщика, как правило, в одном экземпляре. На основании этого акта заведующий складом приходует тару.


Если при приемке товаров на оптовых складах выявлены расхождения по количеству или качеству товаров, то недостача товаров в пределах норм естественной убыли списывается за счет оптовой организации. При этом делается следующая проводка:


Дебет счета 94 "Недостатки и потери от порчи ценностей"


Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".


Синтетический учет продажи товаров в организациях оптовой торговли ведется в зависимости от следующих условий:


- формы товародвижения (складская, транзитная);


- формы расчетов за товары (денежными средствами,
бартерная сделка, в порядке обмена и др.);


- от категории покупателей, т. е. сторонние организации или свои подразделения.


Реализация товаров с оптовых складов ведется по рыночным (продажным) ценам. Тара реализуется по учетным или другим ценам.


Для учета продажи товаров используется счет 90 "Продажи".


Учет складской реализации товаров по моменту отгрузки и предъявления расчетных документов к оплате осуществляется следующим образом:


Дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"


Кредит счета 90/1 "Выручка" — на сумму реализованных товаров по продажным ценам.


Дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"


Кредит счета 41/3 "Тара под товаром и порожняя".


И одновременно производится списание с заведующего складом стоимости товаров по учетным ценам:


Дебет счета 90/2 "Себестоимость продаж"


Кредит счета 41/1 "Товары на складах" - на стоимость товаров по учетным ценам.


Начисление НДС за реализованные товары отражается записью:


Дебет счета 90/3 "Налог на добавленную стоимость"


Кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".


Поступление денег от покупателя отражается записью:


Дебет счета 51 "Расчетный счет"


Кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".


В соответствии с заключенными договорами организация оптовой торговли может получать от покупателей авансы или предварительную оплату за товары. Учет поступивших платежей, авансов и предварительной оплаты ведется на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".


Поступление суммы аванса или предоплаты на расчетный счет отражается проводкой:


Дебет счета 51 "Расчетные счета"


Кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".


С суммы полученных авансов начисляется налог на добавленную стоимость, подлежащий взносу в бюджет:


Дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"


Кредит счета 68"Расчеты по налогам и сборам".


После отгрузки товаров покупателям в счет полученной предварительной оплаты и отражения их продажи и НДС на счете 90 "Продажи" производят запись, уменьшающую задолженность перед бюджетом на сумму НДС, относящуюся к полученному авансу:


Дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам"


Кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками.


Пример 2


Организация оптовой торговли отражает в учете следующие операции:


1. Куплено 260 ед. товара на сумму 15340 руб. (включая НДС);


2. Заключен договор на поставку 100 ед. товара. Сумма договора составила 11800 руб. (включая НДС). Отгружены товары покупателю. По договору право собственности на товары переходит к покупателю в момент отгрузки;


3. Получена оплата от покупателя.


Учетная политика предполагает, что моментом определения налоговой базы для целей начисления НДС является момент отгрузки.























































№ п/п Операция Сумма, руб. Дебет Кредит
1 Оплачены товары 15340 60 51
2 Оприходованы товары 13000 41 60
3 Отражен НДС по полученным товарам 2340 19/360
4 Отнесен НДС на расчеты с бюджетом 2340 68 19/3
5 Отгружены товары покупателю, отражается выручка включая НДС 11800 62 90/1
6 Начислен НДС по отгруженным товарам 1800 90-3 68
7 Списывается стоимость отгруженных товаров 5000 90/2 41
8 Получена оплата 11800 51 62

Пример 3


По условию примера 2 моментом определения налоговой базы для целей налогообложения для исчисления НДС является момент оплаты.






























































№ п/п Операция Сумма, руб. Дебет Кредит
1 Оплачены товары 15340 60 51
2 Оприходованы товары 13000 41 60
3 Отражен НДС по полученным товарам 2340 19/3 60
4 Отнесен НДС на расчеты с бюджетом 2340 68 19/3
5 Отгружены товары покупателю, отражается выручка включая НДС 11800 62 90/1
6 Начислен НДС по отгруженным товарам 1800 90-3 76
7 Списывается стоимость отгруженных товаров 5000 90/2 41
8 Получена оплата 11800 51 62
9 Начисленный ранее НДС подлежит к уплате в бюджет 1800 76 68

3 Аналитический учет товаров и тары в бухгалтерии и в местах хранения


Одним из наиболее значимых элементов контроля за товарно-материальными ценностями в торговых предприятиях является ведение складского учета и инвентаризации.


Для обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей большое значение имеет правильно организованный складской учет.


При складском учете возможны партионный и сортовой способы хранения товаров.


При партионном способе хранения каждая вновь поступившая партия товаров по одному транспортному документу хранится отдельно от ранее поступивших товаров. На каждую партию выписывается партионная карта (товарный ярлык) в двух экземплярах. Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй — остается на складе и служит регистром складского учета. Партионная карта регистрируется в специальной книге.


При партийном учете можно определить недостачи или излишки сразу после реализации всей партии, не дожидаясь общей инвентаризации, что упрощает оперативное наблюдение за остатками.


При сортовом способе хранения товары хранятся по сортам. Каждый вновь поступивший товар присоединяется к имеющимся товарам того же наименования и сорта.


Складской учет ведется материально-ответственными лицами в товарной книге кладовщика или на карточках в натуральном выражении по наименованиям, сортам, количеству и ценам. На каждое наименование и сорт в зависимости от объема операций открывается одна или несколько страниц в товарной книге или отдельная карточка.


Записи в регистры складского учета производятся на основании первичных документов только по количеству товаров без указания их стоимости.


В бухгалтерии аналитический учет товарных запасов можно вести двумя методами: количественно-суммовым и оперативно-бухгалтерским (сальдовым).


Аналитический учет товаров организуют по материально-ответственным лицам и местам хранения.


Количественно-суммовой метод применяется, как правило, на крупных складах. При этом можно использовать сортовой и партионный метод учета.


При сортовом методе в бухгалтерии на каждое наименование товаров и сорт открывают карточки количественно-суммового учета. Запись в них производится по приходным и расходным документам. По окончании месяца в карточках подсчитывают итоги прихода, расхода товаров, выводят остатки и по всей номенклатуре товара составляют оборотную ведомость в количественном и суммовом выражении: остаток на начало, приход, расход, остаток на конец месяца. Оборотная ведомость составляется и на дату инвентаризации.Натуральные показатели оборотной ведомости сверяют с данными складского учета. Суммовые итоги сверяют с оборотами и сальдо по субсчету 41/1 "Товары на складах".


При партионном способе аналитический учет в бухгалтерии ведут на партионных картах. По окончании месяца и на дату инвентаризации составляются оборотные ведомости по каждой партии в целом. Данные оборотной ведомости сверяются с данными складского учета и с оборотами и сальдо по субсчету 41/1 "Товары на складах".


Отличительной особенностью оперативно-бухгалтерского метода учета является то, что бухгалтерией не ведется громоздкий и трудоемкий учет товаров по наименованиям, сортам, количеству и ценам, в записях бухгалтерского учета не дублируется складской учет. Бухгалтер периодически проверяет правильность записей в складском учете, выведенных количественных остатков и подтверждает это своей подписью. Регистры складского учета (товарные книги, карточки) одновременно являются и регистрами бухгалтерского учета. Использованные товарные книги и карточки хранятся в бухгалтерии, как и бухгалтерские документы.


По окончании месяца остатки товаров в натуральном выражении из товарных книг и карточек заносятся в специальные сальдовые книги (ведомости) по наименованиям, артикулам, сортам, количеству и цене. Сальдовые ведомости заводят на год по каждому материально-ответственному лицу. Путем таксировки и подсчетов исчисляется общая стоимость товаров по сальдовой ведомости, которая сверяется с данными синтетического учета по субсчету 41/1 "Товары на складах". Ведомость подписывает работник бухгалтерии и материально-ответственное лицо.



4 Налоговый учет НДС


Объектом обложения налогом на добавленную стоимость в торговле признается реализация товаров на территории РФ. Облагаемый оборот определяется на основе стоимости продаваемых товаров и ставок НДС. Организации торговли к возмещению предъявляют также суммы НДС по товарам, приобретенным для продаж или принятия к учету при наличии счетов-фактур. Сумма НДС, полученная путем умножения налоговой базы на ставку налога, подлежит перечислению в бюджет.


Обязательным документом для всех плательщиков налога на добавленную стоимость являются счета-фактуры, на основании которых производятся расчеты налога на добавленную стоимость и осуществляется контроль налоговых органов за правильностью и полнотой уплаты налога в бюджет.


Выставленные счета-фактуры относятся к первичным бухгалтерским и налоговым документам. Эти документы составляются в двух экземплярах, при этом оригиналы счетов-фактур передаются покупателям. Вторые экземпляры этих документов должны храниться в журнале учета выставленных счетов-фактур. Журнал представляет собой папку, в которую подшиваются выписанные счета-фактуры.


Счета-фактуры, принятые к исполнению, должны быть пронумерованы и подшиты в журналы учета счетов-фактур, причем хранение получаемых и выдаваемых счетов-фактур осуществляется раздельно. Торговые предприятия регистрируют эти счета в журнале в хронологическом порядке по мере их поступления от поставщиков.


Книга покупок предназначена для регистрации счетов-фактур, выставленных поставщиками, а также для определения суммы НДС, подлежащей возмещению из бюджета. Торговое предприятие регистрирует счет-фактуру в книге покупок после оприходования и оплаты приобретенного товара.


Дата регистрации счетов-фактур в книге продаж — это день, когда у торговой организации возникает обязательство перед бюджетом по уплате НДС. Эта дата зависит от того, как организация определяет выручку для целей налогообложения — по моменту отгрузки товара или по моменту его оплаты.


Так, если фирма работает "по отгрузке", то начислять НДС к уплате в бюджет нужно в момент продажи товаров, то есть в день перехода права собственности на эти товары к покупателю. Выписанный при этом счет-фактура регистрируется в книге продаж в тот же день.


Если же оптовая организация выбрала метод определения выручки для целей налогообложения "по оплате", то счет-фактура, выставленный покупателю в момент отгрузки товаров, регистрируется в книге продаж в день их оплаты.


Итоговые данные книги покупок используются при составлении Декларации по налогу на добавленную стоимость.


Пример 4


Организация отражает в учете следующие операции:


1. Заключен договор на поставку 100 ед. товара на сумму 11800 руб. (включая НДС). В соответствии с договором от покупателя получена предоплата 11800 руб.;


2. Отгружено покупателю 80 ед. товара, себестоимость 1 ед. товара – 50 руб. По договору поставки право собственности на товар переходит к покупателю в момент отгрузки;


3. В конце месяца списываются расходы на продажу 2000 руб., подводятся итоги, начисляется и уплачивается НДС;


4. В следующем месяце покупателю отгружается оставшаяся часть товара.


Учетная политика предполагает, что моментом определения налоговой базы для целей начисления НДС является момент отгрузки.

















































































№ п/п Операция Сумма, руб. Дебет Кредит
1 Получена предоплата 11800 51 62
2 Отгружено 80 ед. товара покупателю, отражается выручка, включая НДС 9440 62 90/1
3 Начислен НДС по отгруженным товарам 1440 90/3 68
4 Списывается стоимость отгруженных товаров (80 ед. х 50 руб.) 4000 90/2 41
5 Списаны расходы на продажу 2000 90/2 44
6 Отражается финансовый результат по продажам 2000 90/9 99
7 Начислен НДС по оставшейся части аванса ((11800-9440) х 18 / 118 360 76 68
8 Уплачен начисленный НДС (1440 + 360) 1800 68 51
9 Отгружено 20 ед. товаров покупателю, отражается выручка, включая НДС 2360 62 90/1
10 Отнесен уплаченный НДС по авансу к вычету 360 68 76
11 Начислен НДС по отгруженной продукции 360 90/3 68
12 Списывается стоимость отгруженных товаров (20 ед. х 50 руб.) 1000 90/2 41

Определяется финансовый результат по продажам:


Оборот по кредиту счета 90 (доходы) – 9440 руб.;


Оборот по дебету счета 90 (расходы) – 7440 руб.;


Прибыль – кредитовое сальдо счета 90 – 2000 руб.



Библиографический список


1. Ковалев В.В.Методы оценки инвестиционных проектов.-М: Финансы и статистика, 2009.


2. Ковалев В.В., Уланова В.А. Курс финансовых вычислений.-М: Финансы и статистика, 2007.


3. Ильенкова С.Д. и др. Инновационный менеджмент.-М: Банки и биржи, 2007 (библиотека).


4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.-Минск: Новое знание, 2008 и другие переиздания.


5. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ.-М: ЮНИТИ, 2007


20. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса, 2009.


6. Ермолович Л.Л., Сивчик АХД предприятия, 2007.


7. Макальская, А.К. Бухгалтерский учет и налогообложение на малых предприятиях [Текст] / А. К. Макальская // Бухгалтерский учет и налоги. – 2008.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :