Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Международные стандарты в бухгалтерском учете

В данной работе приведен основной перечень
международных стандартов по учету и ведению бухгалтерской деятельности,
рассмотрена программа реформирования бухгалтерского учета в Российской
Федерации в соответствии с международными стандартами и сделан анализ соответствия
отечественного бухгалтерского учета международными стандартам. Работа написана
на основе анализа 9 литературных источников, содержит 3 раздела, 30 страниц, 3
таблицы.







С О Д Е Р Ж А
Н И Е :


Стр.



ВВЕДЕНИЕ                                     
                                                             5



 



1.  МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ
УЧЕТА                                 6



 



2.  ПРОГРАММА РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО
УЧЕТА В РФ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ
СТАНДАРТАМИ                                                    
                                                   9



 



3.  АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ОТЕЧЕСТ
ВЕННОГО БУХУЧЕТА И ЕГО СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНЫМ
СТАНДАРТАМ                                           17



 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                          29



 



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ:                                  30   







ВВЕДЕНИЕ


Переход
на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности - одно
из условий поддержки пред­приятий и организаций со стороны государственных
структур, в том числе налоговых. Реформирование системы бухучета в Рос­сии
началось в 1992 году и, скорее всего, продлится до первых лет нового
тысячелетия. Но несколько решительных шагов на пути реформы уже сделаны.



Сегодня многие наши
предприятия (крупные и средние) все чаще выходят на международный рынок,
главным образом на рынок внешних заимствований. А у него свои требования к
потенциальным получателям кредитов, да и вообще к партнерам. Дело здесь хотят
иметь с рентабельными, платежеспособными предприятиями. Убедиться же в том, что
они таковыми являют­ся, инвестор или кредитор может, лишь прочитав основные бух­галтерские
документы, которые до последних лет в России были весьма специфическими и
непонятными для иностранцев. У нас, например, отсутствовали такие сугубо
рыночные экономи­ческие категории, как нематериальные активы, уставный и до­бавочный
капитал, резервы, распределение дебитно-кредитной задолженности на
краткосрочную и долгосрочную и т.д.



Сегодня Минфином регламентирована
масса вопросов, ко­торые формируют позиции по обслуживанию рыночных форм
хозяйственной деятельности предприятий, связанных с расчета­ми с участниками и
учредителями, с возмещением ущерба, с фи­нансовыми вложениями, коммерческими
банковскими креди­тами. В настоящее время в России действуют шесть учетных
стандартов или Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), ут­вержденных приказами
Минфина в 1994-1997 годах. Во всех документах закреплены принципы, отраженные в
преамбуле к международным стандартам финансовой отчетности, которые
разрабатывает лондонский Комитет по международным стан­дартам бухучета. На
сегодня этим комитетом выпущено более 30 учетных стандартов.







1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ УЧЕТА


Основные
принципы, предъявляемые к бухучету, - это его существенность (по-другому
прозрачность), непротиворечи­вость, непрерывность, приоритет содержания над
формой и принцип начисления. Последний - новый и довольно непри­вычный для
российских бухгалтеров, но обязательный для фор­мирования данных финансовой
отчетности предприятия. Реак­ция на введение принципа начисления неоднозначна.
Однако говорить о преждевременности или неудобстве этого нововведе­ния
некорректно. Почему в бухучете необходимо относить
рас­чет доходов и расходов, а также затрат к тому периоду,
когда они формируются, когда на них возникает право или обязательство вне
зависимости от фактического перечисления денежных средств? Потому что, не
зафиксировав такие данные, невозмож­но рассчитать, к примеру, ту массу прибыли,
которая к дальней­шем пойдет на выплату дивидендов. Эти данные бухучета ис­пользуются
для определения рентабельности и ликвидности, при необходимости сделать
заключение о платежеспособности предприятия. Если же говорить о сугубо
фискальной стороне его деятельности, то есть о его обязан нести но уплате
налогов в государственный и местные бюджеты, то тут, помимо требова­ний
бухучета, вступают в силу правила налогообложения. А они предполагают, в
частности, что формирование налогооблагаемой базы по прибыли, для исчисления
НДС и т. д. может уста­навливаться для предприятия и по кассовому методу, то
есть по мере поступления денег на расчетный счет в банке. Веч принци­па
начисления в бухучете невозможно определить истинную картину состояния дел на
предприятии, в организации, что очень важно прежде всего для их потенциальных
партнеров.



В
настоящее время действует 31 Международный стандарт по учету и аудиту, основная
информация по которым и перечень приведены ниже.



1. Комитет
международных стандартов учета (КМСУ) создан 29 июня 1973 г. в соответствии с
соглашением бухгалтерских ор­ганов Австралии, Канады, Франции, Германии,
Японии, Мексики, Нидерландов, Объединенного королевства и Ирландии, а также
США.



Деятельность
КМСУ направляется Советом из представителей 13 стран и 4 организаций.



2.
Задачи КМСУ определены в его Уставе следующим образом:



а)
формулировать и издавать в государственных интересах стандарты учета,
подлежащие применению при составлении и представлении финансовой отчетности,
стимулировать их принятие во всем мире и наблюдать за их внедрением;



б)
работать для совершенствования и гармонизации бухгал­терских инструкций,
стандартов и процедур, относящихся к пред­ставлению финансовой отчетности».



3.
КМСУ имеет полную автономию по отношению к Между­народной федерации бухгалтеров
в части разработки и издания Международных стандартов учета.



4.
Члены КМСУ согласны решать его задачи, выполняя следу­ющие обязательства:



 



«поддерживать
работу КМСУ, публикуя в своих странах каж­дый Международный стандарт учета, одобренный
к изданию Со­ветом КМСУ;



способствовать
тому, чтобы публикуемая финансовая отчет­ность соответствовала Международным
стандартам учета по всем материальным аспектам и раскрывала факт такого
соответствия;



убеждать
правительства и органы по разработке националь­ных стандартов в том, что
публикуемая финансовая отчетность должна соответствовать Международным
стандартам учета во всех материальных аспектах;



убеждать
контролирующие органы рынков ценных бумаг и де­ловое сообщество в том, что
публикуемая финансовая отчетность должна соответствовать Международным
стандартам учета и от­ражать различные стороны экономической деятельности;



гарантировать
аудиторам возможность убедиться в том, что публикуемая финансовая отчетность
соответствует Международ­ным стандартам учета по всем материальным аспектам;



способствовать
принятию в отдельных странах Международ­ных стандартов учета, их изучению и
внедрению».



Таблица 1.1. Перечень международных
стандартов учета










































































































































































Номер п/п



Наименование



Дата вступления в силу



1



2



3


1 Описание методов учета 01 января 1975 г.
2 Оценка и отражение в учете материально-производственных
запасов по фактической себе­стоимости
01 марта 1976 г,
3 Консолидированная  финансовая  отчетность (заменена
международным стандартом учета 27)
июнь 1970 г.
4 Учет амортизационных отчислений 01 января 1977 г.
5 Информация, подлежащая отражению в финансовой отчетности 01 января 1977 г.
6 Учет воздействия изменяющихся цен (заменен международным
стандартом учета 15 «Инфор­мация, отражающая влияние цен»)
июнь 1977 г.
7 Отчет об изменениях в финансовом положении 01 января 1979г.
8 Необычные статьи, статьи предшествующих лет и изменения в
методах учета
01 января 1979 г.
9 Учет научно-исследовательских и опытно -
конструкторcких
работ
01 января 1980 г.
10 Непредвиденные статьи и статьи, возникающие после даты составления
баланса
01 января 1980 г.
11 Учет контрактов на строительные работы 01 января 1980 г.
12 Учет налогов по доходам 01 января 1981 г.
13 Отражение оборотных активов и краткосроч­ных обязательств

14 Финансовая отчетность сегментов 01 января 1983 г.
15 Информация, отражающая влияние изменения цен 01 января 1983 г.
16 Учет реальных внеоборотных активов 01 января 1989 г.
17 Учет в условиях аренды 01 января 1984 г.
18 Регистрация доходов 01 января 1987 г.
19 Учет пенсионных выплат в финансовой отчетности
работодателей
01 января 1985 г.
20 Учет правительственных субсидий и отражение информации о
правительственной помощи
01 января 1984 г.
21 Учет влияния изменений валютных курсов 01 января 1985 г.
22 Учет слияния компаний 01 января 1985 г.
23 Капитализация затрат по использованию заемных средств 01 января 1986 г.
24 Отражение информации об участниках, с которыми имеются
деловые отношения
01 января 1986 г.
25 Учет инвестиций 01 января 1987 г.
26 Учет и отчетность по пенсионным фондам 01 января 1988 г.
27 Консолидированная финансовая отчетность и учет инвестиций в
дочерние компании
01 января 1998 г.
28 Учет инвестиций в компанию партнера 01 января 1980 г.
29 Финансовая отчетность в условиях гиперинфляционной
экономики
01 января 1990 г.
30 Отражение информации в финансовой отчетности банков и
аналогичных организаций
01 января 1991 г.
31 Финансовая отчетность о доходах в совместных предприятиях 01 января 1992 г.








2. ПРОГРАММА РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РФ
В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ


Для ускорения реформы бухучета разра­ботана
и утверждена правительством «Программа реформирования бухгалтерского учета в
соответствии с международными стандартами». Состоит она из трех больших блоков.
Первый должен обеспечить реформу методологически, прежде всего бу­дет
пересмотрен План счетов по всем организациям: коммерче­ским, бюджетным,
банковской сферы, по организациям - про­фессиональным участникам финансового
рынка (инвестицион­ным, брокерским и дилерским фирмам, биржам и т.д.). Методо­логическое
направление реформы, конечно, затронет законода­тельную базу: наверняка будут
внесены изменения и дополне­ния в Закон "О бухгалтерском учете",
уточнятся какие-то статьи Гражданского кодекса и налогового законодательства.
Обяза­тельно будут разработаны ПБУ, связанные с движением имуще­ства,
обязательств и капитала, найдут свое отражение в правилах бухучета вопросы,
которых раньше у нас просто не возникало, к примеру, связанные с доверительной
собственностью, трасто­выми операциями, лизинговой собственностью.



Второе направление, или составная
часть реформы, заклю­чается в изменении самого института бухучета. Прежняя
форма исключительно государственного регулирования этой сферы се­годня невозможна,
так как множество предприятий и организа­ций у нас вышли из подчинения или
никогда не
были в
подчи­нении министерств и ведомств. Поэтому действовавшие на про­тяжении
последних 50-60 лет требования единого собственни­ка - государства в области
бухучета на них не распространяют­ся. Однако вполне естественно, что какие-то
общие правила, рекомендации, основы должны существовать, это характерно
абсолютно для всех стран. А вот более конкретные, узкие, спе­цифические нормы
должны формироваться самими бухгалтера­ми, практически везде в мире это
осуществляется через объеди­нения профессионалов. Создание российского
института про­фессиональных бухгалтеров, введение порядка саморегулирования
профессии - это второе направление реформы. Неразрыв­но с ним связано и третье
- подготовка, переподготовка и аттестация профессионалов. Реформа заработает
только в том слу­чае, если все ее детали будут доведены до специалистов всех
уровней. По новым программам и учебным пособиям предстоит подготовить около
трех миллионов российских бухгалтеров, в том числе от 100 до 400 тысяч главных
и старших на правах глав­ных. А это работа на три-пять лет.



Система бухгалтерского учета, существовавшая в
условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным ха­рактером
собственности и потребностями государственного уп­равления экономикой. Главным
потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета,
выступало го­сударство в лице отраслевых министерств и ведомств и планиру­ющих,
статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного
финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей
хозяйствен­ного поведения организаций.



Изменение системы общественных
отношений, а также гражданско-правовой среды предопределяет необходимость
адекватной трансформации бухгалтерского учета. Однако про­цесс реформирования
отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса
экономических реформ в Рос­сии. В целях изменения такого положения дел разрабо­тана
Программа реформирования бухгалтерского учета в соот­ветствии с международными
стандартами финансовой отчетно­сти (далее именуется - Программа).



1. Цель и задачи перехода на международные стандарты
финансовой отчетности



Цель реформирования системы
бухгалтерского учета - при­ведение национальной системы бухгалтерского учета в
соответ­ствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами
финансовой отчетности.



Задачи реформы заключаются в
следующем:



сформировать систему стандартов
учета и отчетности, обес­печивающих полезной информацией пользователей, в
первую очередь инвесторов;



обеспечить увязку реформы
бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов
на между­народном уровне;



оказать  методическую помощь
организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерскою
учета.



2. Основные направления реформы



В целях приведения национальной
системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и
международными стандартами финансовой отчетности ре­форма будет проводиться по
следующим основным направле­ниям:



совершенствование нормативного
правового регулирования;



формирование нормативной базы
(стандарты);



методическое обеспечение
(инструкции, методические ука­зания, комментарии);



кадровое обеспечение (формирование
бухгалтерской про­фессии, подготовка и повышение квалификации специалистов
бухгалтерского учета);



международное сотрудничество
(вступление и активная ра­бота в международных организациях; взаимодействие с
нацио­нальными организациями, ответственными за разработку стан­дартов
бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).



План конкретных мероприятий по
указанным выше основ­ным направлениям реформы бухгалтерского учета приведен в
приложении.



Цель нормативного регулирования
бухгалтерского учета бу­дет состоять в обеспечении доступа всем
заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину
финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов. В
этой связи будут решены вопросы:



переориентации нормативного
регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность;



регулирования финансового учета;



органичного сочетания нормативных
предписаний феде­ральных органов исполнительной власти с профессиональными
рекомендациями;



взвешенного использования
международных стандартов в национальном регулировании.



По мере становления бухгалтерской
профессии, адекватной требованиям рыночной экономики, степень участия професси­ональных
организаций в регулировании вопросов бухгалтерско­го учета возрастет.



При этом будут приняты во внимание
исторические и куль­турные традиции регулирования общественной жизни в России.



Важной составляющей нормативного
обеспечения является сохранение стабильности развития системы бухгалтерского
уче­та.



Главная задача состоит в создании
приемлемых условий по­следовательного, полезного, рационального и успешного вы­полнения
системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической
среде.



Будет обеспечена непротиворечивость
российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к веде­нию
бухгалтерского учета, сформирована модель сосуществова­ния и взаимодействия
системы налогообложения и системы бухгалтерского учета, введены процедуры
корректировки бух­галтерской отчетности в связи с инфляцией, пересмотрены до­пустимые
способы оценки имущества и обязательств, созданы механизмы обеспечения
открытости (публичности) бухгалтер­ской отчетности.



В целях обеспечения поставленных
задач предлагается:



подготовить необходимые изменения и
дополнения в Феде­ральный закон "О бухгалтерском учете", в том числе
по вопросу проведения аттестации бухгалтеров, и иные нормативные пра­вовые
акты;



в течение двух лет разработать и
утвердить положения (стан­дарты) по бухгалтерскому учету, включающие в себя
основную массу требований международных стандартов;



пересмотреть первичные учетные
документы, регистры бух­галтерского учета и иные документы, относящиеся к
унифици­рованным системам бухгалтерской учетной и отчетной доку­ментации;



пересмотреть планы счетов
бухгалтерского учета и инструк­ции по их применению, учитывая появление и
особенности де­ятельности финансовых институтов, особенности обращения ценных
бумаг и иные новые явления;



ввести упрощенную систему
бухгалтерского учета для субъ­ектов малого предпринимательства.



Ключевым элементом реформирования
бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными
стандартами является разработка новых и уточнение ранее ут­вержденных положений
(стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.



Предполагаются создание ряда
авторитетных и представи­тельных профессиональных (саморегулирующихся) объедине­ний,
формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов,
присоединение к деятельности соответствующих международных профессиональных
организаций (Международной федерации бухгалтеров и др.), разработка и широкое
общественное признание норм профессиональной этики, организация общественного
контроля за профессио­нальной деятельностью и др.



В ходе реализации Программы будет
предусмотрено широ­кое участие в реформировании бухгалтерского учета Института
профессиональных бухгалтеров и иных профессиональных ор­ганизаций.



При этом ставится задача возрастания
роли профессиональ­ных организаций в развитии методического обеспечения органи­зации
бухгалтерского учета и становления бухгалтерской профес­сии (бухгалтеров,
консультантов, финансовых менеджеров и др.).



Перевод национальной системы
бухгалтерского учета на международные стандарты включает в себя соответствующие
изменения в работе по подготовке и повышению квалификации специалистов
бухгалтерского учета. Будет обеспечено расшире­ние и улучшение качества
подготовки кадров в учреждениях на­чального профессионального образования,
среднего специаль­ного и высшего образования, где реализуются долгосрочные
программы, а также создание системы профессионального ус­коренного образования,
обеспечивающего краткосрочные про­граммы подготовки и переподготовки.



Система профессиональной подготовки
бухгалтерских кадров будет соответствовать государственным образовательным стан­дартам
и должна содержать необходимые квалификационные ха­рактеристики по уровням
профессионального образования.



Переход к международным стандартам
бухгалтерского учета невозможен без активного сотрудничества как с соответствую­щими
специализированными международными организация­ми, так и с национальными. Будет
осуществлен переход от эпи­зодических контактов к систематической
целенаправленной ра­боте со следующими организациями: Комитетом по междуна­родным
стандартам финансовой отчетности, Международной федерацией бухгалтеров, секцией
по бухгалтерскому учету Ко­митета по торговле и развитию ООН, Организацией
экономиче­ского сотрудничества и развития и др.



Международное сотрудничество с целью
реформирования национальной системы бухгалтерского учета будет осуществ­ляться
по отдельному плану. Ключевую роль в повышении эф­фективности данной работы
призван сыграть международный центр по реформе бухгалтерского учета, который
должен начать свою деятельность в 1998 году.



В данной программе есть также
приложение в котором раскрыты положения по бухучету.



1. Общие положения



1.1. Настоящее Положение
устанавливает основы формиро­вания (выбора и обоснования) и раскрытия (придания
гласнос­ти) учетной политики предприятия. Под предприятием в дальнейшем понимаются
предприятия и организации, являющиеся юридическим лицом по законодательству
Российской Федера­ции, включая учреждения и организации, основная деятель­ность
которых финансируется за счет средств бюджета.



Настоящее Положение является
элементом системы норма­тивного регулирования бухгалтерского учета и Российской
Фе­дерации и должно применяться с учетом других Положений по бухгалтерскому
учету,



1.2. Для целей настоящего Положения
под учетной политикой предприятия понимается выбранная им совокупность способов
ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стои­мостного измерения,
текущей группировки и итогового обобще­ния фактов хозяйственной (уставной и
иной) деятельности.



К способам ведения бухгалтерского
учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности,
по­гашения стоимости активов, приемы организации документо­оборота,
инвентаризации, способы применения счетов бухгал­терского учета, системы
учетных регистров, обработки инфор­мации и иные соответствующие способы, методы
и приемы.



1.3. Настоящее Положение
распространяется:



в части формирования учетной
политики   на предприятия независимо от форм собственности;



в части раскрытия учетной политики -
на предприятия, пуб­ликующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или час­тично
согласно законодательству Российской Федерации, учре­дительным документам либо
по собственной инициативе,



2. Формирование учетной политики



2.1. Учетная политика предприятия
формируется руководите­лем предприятия на основе настоящего Положения, если
иное не установлено законодательством Российской Федерации.



2.2. При формировании учетной политики предполагается,
что:



имущество и обязательства
предприятия существуют обособ­ленно от имущества и обязательств собственников
этого пред­приятия и других предприятий (допущение имущественной обособленности
предприятия);



предприятие будет продолжать свою
деятельность в обозри­мом будущем и у него отсутствуют намерения и
необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и,
следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке
(допущение непрерывности деятельности предприя­тия);



выбранная предприятием учетная
политика применяется по­следовательно от одного отчетного года к другому
(допущение последовательности применения учетной политики);



факты хозяйственной деятельности
предприятия относятся к тому отчетному периоду (и, следовательно, отражаются в
бух­галтерском учете), в котором они имели место, независимо от фактического
времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами
(допущение временной оп­ределенности фактов хозяйственной деятельности).



2.3. Учетная политика предприятия
должна обеспечивать:



полноту отражения в бухгалтерском
учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);



большую готовность к бухгалтерскому
учету потерь (расхо­дов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не
допуская создания скрытых резервов) (требование осмотрительности);



отражение в бухгалтерском учете
фактов хозяйственной дея­тельности исходя не только из их правовой формы, но и
из эко­номического содержания фактов и условий хозяйствования (требование
приоритета содержания перед формой);



тождество данных аналитического
учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число
каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетичес­кого
и аналитического учета (требование непротиворечивости);



рациональное и экономное ведение
бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины
Предприятия (требование рациональности).



2.4. При формировании учетной
политики предприятия по конкретному направлению (вопросу) ведения и организации
бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких,
допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему
нормативного регулирования бух­галтерского учета в Российской Федерации. Если
указанная си­стема не устанавливает способа ведения бухгалтерского учета по
конкретному вопросу, то при формировании учетной политики осуществляется
разработка предприятием соответствующего способа, исходя из настоящего и иных
Положений по бухгал­терскому учету.



2.5. Учетная политика предприятия
подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной докумен­тацией
(приказом, распоряжением и т.п.) предприятия.



Способы ведения бухгалтерского
учета, отобранные пред­приятием при формировании учетной политики, применяются
с первого января года, следующего за годом издания соответствующего
организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми
структурными подразделениями предприятия (включая выделенные на отдельный
баланс), неза­висимо от их места расположения.



Вновь созданное предприятие
оформляет избранную им учетную политику в соответствии с настоящим пунктом до
пер­вой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня
приобретения прав юридического лица (государст­венной регистрации). Избранная
предприятием учетная поли­тика считается применяемой со дня приобретения прав
юриди­ческого лица (государственной регистрации).



2.6. Изменения в учетной политике
предприятия могут иметь место в случае: реорганизации предприятия (слияния,
разделе­ния, присоединения); смены собственников; изменений зако­нодательства
Российской Федерации или в системе норматив­ного регулирования бухгалтерского
учета в Российской Федера­ции; разработки новых способов бухгалтерского учета.



Изменение в учетной политике должно
быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном пунктом 2.5 насто­ящего
Положения.



Последствия изменений в учетной политике,
не связанные с изменением законодательства Российской Федерации, должны быть
оценены в стоимостном выражении. Оценка в стоимост­ном выражении последствий
изменений в учетной политике производится на основании выверенных предприятием
данных на дату (первое число месяца), с которой применяются изме­ненные способы
ведения бухгалтерского учета.



3. Раскрытие учетной политики



3.1. Предприятие должно раскрывать
избранные при форми­ровании учетной политики способы ведения бухгалтерского
учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей
бухгалтерской отчетности.



Существенными признаются способы
ведения бухгалтерско­го учета, без знания о применении которых пользователями
бух­галтерской отчетности невозможна достоверная оценка имуще­ственного и
финансового состояния, денежного оборота или ре­зультатов деятельности
предприятия.



3.2. К способам ведения
бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики предприятия и
подлежащим раскрытию в составе бухгалтерской отчетности, относятся спо­собы
погашения стоимости основных средств, нематериальных и иных активов, оценки
производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой
продукции, признания прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и
дру­гие способы, отвечающие требованиям, приведенным в пункте 3.1 настоящего
Положения.



Состав и содержание подлежащей
раскрытию в составе бухгал­терской отчетности информации об учетной политике
предприя­тия по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавлива­ются соответствующими
Положениями по бухгалтерскому учету.



В случае публикации неполной
бухгалтерской отчетности информация об учетной политике подлежит раскрытию, как
минимум, в части, непосредственно относящейся к опублико­ванным материалам.



3.3. Если учетная политика
предприятия сформирована ис­ходя из допущений, предусмотренных пунктом 2.2
настоящего Положения, то эти допущения могут не раскрываться в бухгал­терской
отчетности.



При формировании учетной политики
предприятия, исходя из допущений, отличных от предусмотренных пунктом 2.2
настоя­щего Положения, такие допущения вместе с причинами их при­менения и
оценкой их последствий в стоимостном выражении должны быть подробно раскрыты в
бухгалтерской отчетности.



3.4. Существенные способы ведения
бухгалтерского учета Подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в со­став
бухгалтерской отчетности предприятия за отчетный год.



Представляемая в течение отчетного
года бухгалтерская от­четность может не содержать информацию об учетной
политике Предприятия, если в последней не произошли изменения со времени
составления предыдущей годовой бухгалтерской отчет­ности, раскрывшей учетную
политику.



3.5. Изменения в учетной политике,
существенно влияющие На оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской
от­четности в отчетном году или в периодах, следующих за отчет­ным, а также
причины этих изменений и оценка последствий их I стоимостном выражении подлежат
обособленному раскрытию и бухгалтерской отчетности.



4. Заключительные положения



Настоящее Положение применяется
начиная с 1 января 1995 года.



Учетная политика подлежит раскрытию
в составе публикуе­мой бухгалтерской отчетности предприятий за первый после 1
января 1995 года отчетный год.









3. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ОТЕЧЕСТ ВЕННОГО БУХУЧЕТА
И ЕГО СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ


26 декабря 1997 года Методоло­гическим
советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и Президентским
советом Института профессиональных бухгалтеров была одобрена Концепция
бухгалтерского учета в рыночной экономике России (далее - Концепция).



По-видимому, именно эту дату и
следует считать официальной датой начала перехода на международные стандарты
бухгалтерского учета и от­четности. Эту мысль подтверждает и то, что наибольшая
активность Мин­фином РФ в разработке и утвержде­нии новых Положений по
бухгалтерс­кому учету была проявлена именно в течение 1998-1999 гг. За этот
пери­од были вновь разработаны пять но­вых Положений - ПБУ 5/98, ПБУ 7/98, ПБУ
8/98, ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99. фак­тически в этот же срок попадает и ПБУ
6/97,разработанное в 1997 году, но, в связи с длительностью процесса
регистрации в Минюсте РФ, увидев­шее свет только в начале 1998 года. Кроме
того, с разной степенью существенности были переработаны (с це­лью приближения
к международным стандартам) еще Два Положения - ПБУ 1/98, и ПБУ 4/98. Таким
образом, из общего числа действующих в настоя­щее время Положений по бухгалтерс­кому
учету не перерабатывались с момента утверждения только два -ПБУ 2/94, ПБУ 3/95.
По нашим сведе­ниям деятельность по их переработке в настоящее время
осуществляется достаточно активно и, уже в течение первого полугодия 2000 года
можно ожидать появления переработанных текстов указанных ПБУ.



Прежде чем переходить к характе­ристике
современного состояния оте­чественного бухгалтерского учета и его соответствия
международным стандартам, необходимо несколько слов сказать о самой Концепции в
свете действующих законодательных и нормативных актов.



Во вводной части Концепции ска­зано,
что концепция бухгалтерского учета, существовавшая в условиях цен­трализованно
планируемой экономи­ки, была обусловлена общественным характером собственности
и потреб­ностями государственного управления экономикой. Главным потребителем
информации, формирующейся в бух­галтерском учете, выступало государ­ство в лице
отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статисти­ческих и финансовых
органов. Дей­ствовавшая система государственно­го финансового контроля решала
за­дачи выявления отклонений от пред­писанных моделей хозяйственного поведения
хозяйствующих субъектов.



Изменение системы общественных
отношений, а также гражданско-пра­вовой среды предопределяет необхо­димость
адекватной трансформации концепции бухгалтерского учета. Но­вая концепция
бухгалтерского учета и разрабатываемые на ее основе прави­ла и нормы постановки
и ведения бух­галтерского учета хозяйствующими субъектами, равно как контроля
за достоверностью и надежностью фи­нансовой информации, должны со­здать
элементы рыночной инфраструк­туры, обеспечивающей благоприят­ный климат для
частного инвестиро­вания, в том числе иностранных инве­стиций.



То есть уже во втором абзаце Кон­цепции
делается акцент на необходи­мость ориентирования бухгалтерско­го учета на нужду
инвесторов.



Далее в Концепции формулируют­ся цели
бухгалтерского учета, причем отдельно определяется цель учета для внешних и для
внутренних пользова­телей. Цель бухгалтерского учета, которая считалась
основной-форми­рование достоверной информации для принятия управленческих
решений - определена, как цель для внутрен­них пользователей, а по расположе­нию
в тексте можно сделать вывод, что она является второстепенной.



В пункте 3.3. Концепции приведен
перечень заинтересованных пользова­телей бухгалтерской отчетности:



«Заинтересованными пользовате­лями
могут быть реальные и потенци­альные инвесторы, работники, заимо­давцы,
поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы влас­ти и
общественность в целом».



Для сравнения, в соответствии с
пунктом 3 статьи 1 Закона о бухгал­терском учете формирование полной и
достоверной информации о дея­тельности организации и ее имуще­ственном
положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтер­ской отчетности -
руководителям, уч­редителям, участникам и собственни­кам имущества организации,
а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской
отчетности.



То есть, положения Концепции в этой
части противоречат Закону о бух­галтерском учете - Концепция на пер­вый план
выводит необходимость организации бухгалтерского учета в преимущественно в
интересах вне­шних пользователей, а конкретно -потенциальных инвесторов, а
Закон о бухгалтерском учете - в интересах внутренних пользователей - руководите­лей,
учредителей и собственников имущества. Заметим, что формули­ровка Закона о
бухгалтерском учете в Большей степени соответствует поло­жениям статьи 2 ГК РФ,
в которой сформулировано понятие предприни­мательской деятельности -деятель­ность,
направленная на систематичес­кое получение прибыли от пользова­ния имуществом,
продажи .товаров, выполнения работ или оказания услуг. То есть основным
участником пред­принимательской деятельности явля­ются юридические и физические
лица, сформировавшие уставный капитал организации и имеющие исключитель­ные
права на распределение получен­ной прибыли. Инвесторы к таким ли­цам не
относятся - в деятельности коммерческой организации они уча­ствуют только
заемным капиталом (не­зависимо от того, предоставляется он в виде займов или в
виде целевого финансирования), а прибыль получа­ют от использования
авансированно­го капитала в части, оговоренной со­глашением с собственниками
органи­зации. В принятии управленческих решений инвесторы могут принимать
участие, но их влияние редко может быть решающим (в том случае, если такие
решения принимаются в соот­ветствии с действующим законода­тельством, а не
исходя из краткосроч­ных интересов части собственников)



Первые серьезные проблемы в при­менении
разработанных Положений по бухгалтерскому учету могут возник­нуть уже в связи с
составлением и представлением отчетности за 1999 год. Так, ПБУ 7/98 и ПБУ 8/98
обязы­вают организации отражать в отчет­ности оценку условных фактов хозяй­ственной
деятельности и событий, происшедших после отчетной даты. Однако, в нормативных
документах МНС РФ отсутствуют указания о кор­ректировке данных отчетности, пред­ставляемой
в налоговые органы в виде налоговых деклараций с учетом указанных фактов.



Справедливости ради, следует за­метить,
что пункт 2.4. Концепции де­лает некоторые исключения для субъектов малого
предприниматель­ства:



«Граждане, осуществляющие пред­принимательскую
деятельность без образования юридического лица, фи­лиалы и представительства
иностран­ных организаций, осуществляющие деятельность на территории Россий­ской
федерации, могут вести учет лишь в целях налогообложения.



Для субъектов малого предприни­мательства
могут устанавливаться упрощенные формы реализации отдель­ных положений
Концепции...».



Для прочих же адресантов бухгал­терской
отчетности, потребуются до­полнительные разъяснения.



Министр по налогам и сборам А. П.
Починок в интервью журналу «
Accounting Report» Выпуск 2.5 (ноябрь/ декабрь 1999 года) подчеркнул
необ­ходимость перехода на МСФО, но при этом заметил, что нужно окончатель­но
развести бухгалтерский учет и на­логовую отчетность. «Пусть предпри­ятия делают
налоговую отчетность исходя из действующих налоговых законов, и исключительно
для целей налогообложёния, а бухгалтерский учет ведут исключительно в своих
интере­сах. Тогда не возникнет дуализма уче­та и появится возможность глубокого
всестороннего анализа деятельности собственно предприятия».



Практически это может означать, что
термин «налоговый учет» в неда­леком будущем будет узаконен и, весь­ма
вероятно, в организациях появит­ся должность «бухгалтер по налогам».



В развитие Концепции Правитель­ством
РФ от 06.03.98 № 283 утверж­дена Программа реформирования бухгалтерского учета
в соответствии с международными стандартами фи­нансовой отчетности (далее - Про­грамма).



В программе:



·   сформулирована цель реформи­рования системы
бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в
соот­ветствие с требованиями рыночной экономики и международными стан­дартами
финансовой отчетности.



·   определены задачи реформы:



·   сформировать систему стандартов учета и отчетности,
обеспечивающих полезной информацией пользовате­лей, в первую очередь
инвесторов;



·   обеспечить увязку реформы бух­галтерского учета в
России с основ­ными тенденциями гармонизации стандартов на международном уров­не;



·   оказать методическую помощь организациям в понимании и
внедре­нии реформированной модели бухгал­терского учета;



·   определены основные направления реформы:



·   совершенствование нормативного правового
регулирования;



·   формирование нормативной базы (стандарты);



·   методическое обеспечение (инст­рукции, методические
указания, ком­ментарии);



·   кадровое обеспечение (формиро­вание бухгалтерской
профессии, под­готовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского
учета);



·   международное сотрудничество (вступление и активная
работа в меж­дународных организациях; взаимо­действие с национальными организа­циями,
ответственными за разработ­ку стандартов бухгалтерского учета и
регулирование соответствующей дея­тельности).



В целях обеспечения поставленных
задач предлагалось:



·   подготовить необходимые измене­ния и дополнения в
Федеральный за­кон «О бухгалтерском учете", в том числе по вопросу
проведения аттес­таций бухгалтеров, и иные норматив­ные правовые акты;



·   в течение двух лет разработать и утвердить положения
(стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие в себя основную массу
требований меж­дународных стандартов;



·   пересмотреть первичные учетные документы, регистры
бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к унифицированным системам
бухгалтер­ской учетной и отчетной документации;



·   пересмотреть планы счетов бухгал­терского учета и
инструкции



·   по их применению, учитывая появ­ление и особенности
деятельности финансовых институтов, особенности обращения ценных бумаг и иные
но­вые явления;



·   ввести упрощенную систему бух­галтерского учета для
субъектов ма­лого предпринимательства.



Нетрудно убедиться, что практичес­ки
все перечисленные мероприятия по состоянию на 1 января 2000 года (то есть, по
истечению отведенных сроков) остались либо полностью не исполненными (пересмотр
планов сче­тов и инструкций по их применению), либо выполненными частично
(разра­ботка положений стандартов по бух­галтерскому учету).



Ключевым элементом реформиро­вания
бухгалтерского учета и финан­совой отчетности в соответствии с международными
стандартами долж­на стать разработка новых и уточне­ние ранее утвержденных
положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.



Во исполнение постановления Пра­вительства
РФ от 06.03.98 № 283 «Об утверждении Программы реформиро­вания бухгалтерского
учета в соответ­ствии с международными стандарта­ми финансовой отчетности»
распоря­жением Правительства РФ от 22.05.98 № 587- Р утвержден План внедрения
положений (стандартов) бухгалтерско­го учета в практику.


В таблице приводятся результаты
выполнения этого Плана:



 
































































































































Наименование положений (стандартов) Срок выполнения Фактически выполнено

Общие вопросы раскрытия
информации


Бухгалтерская отчетность III квартал 1998 г. ПБУ 4/98; 06.07.99
Сводная бухгалтерская
отчетность
I квартал 1999г.

Прибыль на акцию I квартал 1999 г.

Информация по сегментам IV квартал 1998 г.

Информация о связанных
сторонах
IV квартал 1998 г.

Прекращенные операции IV квартал 1999 г.

Учетная политика
организации
IV квартал 1998 г. ПБУ 1/98; 09.12.98
Условные факты
хозяйственной
деятельности
III квартал 1998 г. ПБУ 8/98; 25.11.98
События после отчетной даты III квартал 1998 г. ПБУ 7/98; 25.11.98

Активы и обязательства
организации


Основные средства IV квартал 1999 г. ПБУ 6/97; 03.09.97
Материально-производственные
запасы
II квартал 1998 г. ПБУ 5/98; 15.06.98
Нематериальные активы IV квартал 1999г.

Финансовые вложения IV квартал 1998 г.

Активы и обязательства,
стоимость
которых выражена в иностранной валюте
II квартал 1999 г. ПБУ 3/95; 13.06.95
Реорганизация организаций III квартал 1999г.

Аренда основных средств III квартал 1999 г.

Доверительное управление
имуществом
IV квартал 1999 г. приказ Минфина РФ от
25.12.98
№68н

Финансовые результаты
деятельности организации


Доходы организации III квартал 1998 г. ПБУ 9/99; 06.05.99
Затраты организации III квартал 1998 г. ПБУ 10/99; 06.05.99
Договоры на капитальное
строительство
I квартал 1999 г. ПБУ2/94; 20.12.94
Расчеты по налогам I
квартал 1999 г.


Государственная помощь II квартал 1999 г.



 



Даже беглого взгляда на таблицу
достаточно, чтобы сделать вывод о том, что разработка положений по
бухгалтерскому учету существенно пробуксовывает. Из общего количе­ства
положений (22), которые долж­ны быть разработаны в течение срока менее, чем за
два года (семь кварта­лов - со второго квартала 1998 по чет­вертый квартал 1999
года) реально раз­работано только 6 ПБУ 6/97, ПБУ 5/ 98, ПБУ 7/98, ПБУ 8/98,
ПБУ 9/99 и Г1БУ 10/99. Еще два положения (ПБУ
1/98 и ПБУ 4/99) переработаны. Та­ким образом, с небольшой
натяжкой можно сказать, что программа рефор­мирования выполнена только на 36
процентов. Экстраполируя показате­ли работы Минфина РФ в будущее, можно
заключить, что вся программа разработки будет выполнена не ранее 2004 года. За
это время сами МСФО (разрабатываемые на Западе) претер­пят существенные
изменения или се­рьезно изменятся.



Вывод неутешителен - работа по
переходу на международные стандар­ты бухгалтерской отчетности ведется
неудовлетворительными темпами.



Нарушение сроков разработки поло­жений
по бухгалтерскому учету - не единственный недостаток процедуры перехода на
МСФО.



В настоящее время в мире суще­ствует
две наиболее распространен­ных системы международных стандар­тов -
IAS (на основе которых и произ­водится реформирование
бухгалтер­ского учета) и
GAAP - используемая в основном государствами Северной
Америки (в первую очередь, разумеется, США).



IAS и GAAP являются совместимы­ми стандартами, то есть основывают­ся
на единых требованиях и подходах к организации бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности. Различие же состоит в том, что стандарты
GAAP являются более детализированными и фактически могут
применяться всеми участниками предпринимательской деятельности без
дополнительных ука­заний и разъяснений, а стандарты
IAS определяют только общие принципы к формированию
бухгалтерской ин­формации и, поэтому нуждаются в разработке нормативных актов
более низкого уровня, которые бы регулиро­вали организацию бухгалтерского уче­та
на конкретных участках (основные средства, материально-производ­ственные
запасы, расчеты и т.п.). Пос­леднее обусловлено тем, что систему
IAS в мире использует значительно большее количество
государств и кор­пораций, нежели систему
GAAP. Осо­бенности национальных экономик и традиционных
походов к организации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в разных
странах обуслав­ливают наличие различий в конкретных приемах и методах учетной
работы.



Следовательно, разработка положений
по бухгалтерскому учету должна сопровождаться разработкой соответствующих
методических рекомендаций или указаний, основной целью которых является
унификация учетных процессов в масштабах государства. В настоящее время
существует только один такой документ - Методические указания по бухгалтерскому
учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 20.07.98 № ЗЗн.



Еще одним обстоятельством,
сдерживающим процесс перехода отече­ственного бухгалтерского учета и бух­галтерской
отчетности на международные стандарты, является неопределенная позиция Минфина
РФ в от­ношении пропаганды МСФО и разработки методических рекомендаций по их
применению.



Официальный перевод Международных
стандартов финансовой отчет­ности, широко рекламируемый представителями Минфина
РФ в публика­циях и в выступлениях на местах вы­пущен коммерческой организацией
«Аскери» тиражом всего 1000 экзем­пляров (при том, что количество бухгалтерских
работников в стране по различным оценкам составляет от 2 до 3 миллионов).
Стоимость издания почему-то исчислена в долларах США - $47. По состоянию на
конец января стоимость книги (в комплекте с по­ставляемыми практически «в
нагруз­ку» «Комментариями») составляет 1 600 рублей - то есть более, чем 1,5
официально утвержденных прожиточ­ных минимума. Разумеется, при таких ценах
сколько-нибудь широкое рас­пространение стандартов весьма со­мнительно.



Кроме того, текст МСФО предва­ряется,
в общем-то обычной в таких случаях записью об охране авторско­го права и
запрете использовать ка­кую-либо часть издания в какой-либо форме. Все так, но
есть одна неувязочка - в соответствии со статьей 8 Федерального закона от «Об
авторс­ком праве и смежных правах» не мо­гут являться объектами авторского
права официальные документы (зако­ны, судебные решения, иные тексты
законодательного, административно­го и судебного характера), а также их
официальные переводы.



Таким образом, либо МСФО не являются
официальным документом, либо издатели (и их идейные вдохновители) в вопросах
авторского права вообще не разбираются. В то же время Минфин РФ в некоторых
своих нормативных до­кументах обязывает организации (в оп­ределенных ситуациях)
руководство­ваться МСФО при составлении бухгал­терской отчетности. То есть, тем
самым Минфин РФ приравнивает МСФО к официальным документам.



О деятельности (точнее бездея­тельности
Минфина РФ и Института профессиональных бухгалтеров) в ча­сти разработки
методических рекомендаций по обеспечению перехода на МСФО, говорилось выше.



 


































































































































































































































№№ МСФО Наименование МСФО Дата введения Соответствующий нормативный
документ бухгалтерского учета РФ

1



2



3



4


1 Представление финансовой
отчетности
01.07.98 ПБУ 4/99
2 Запасы 01.01.95 ПБУ 5/98
4 Учет амортизации 01.01.97 ПБУ 6/97 (раздел 4)
7 Отчет о движении денежных
средств
01.01.94 ПБУ 4/99, Инструк­ция о годовой
отчетности
8 Чистая прибыль или убыток
за период, фундаментальные ошибки в учетной политике
01.01.95 ПБУ9/99, ПБУ 1/98,
9 Затраты на исследования и
разработки
01.01.95 Типовые методические рекомен­дации по плани­рованию, учету
и калькулированию себестоимости научно-техничес­кой продукции, утвержденные
Миннауки РФ, Ми­нэкономики РФ и Минфином РФ 15.06.94 № ОР-22-2-46
10 Условные события и события,
происшедшие после отчетной даты
01.01.80 ПБУ7/98, ПБУ8/98
11 Договоры подряда 01.01.95 ПБУ 2/94 (в части договора
строи тельного подряда)**
12 Налоги на прибыль 01.01.98 Инструкция Госналогслужбы
РФ о порядке исчисле­ния налога на при­быль*
14 Сегментная отчетность 01.07.98 Информация, отражающая
влияние цен
15 Информация, отражающая
влияние цен
01.01.83

16 Основные средства 01.07.99 ПБУ6/97
17 Аренда 01.01.99 ПБУ6/97 (раздел 6)
18 Выручка 01.01.95 ПБУ9/99
19 Вознаграждение работникам 01.01.99

20 Учет правительственных
субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи
01.01.84

21 Влияние изменения валютных
курсов
01.01.95 ПБУЗ/95**
22 Объединение компаний 01.07.99

23 Затраты по займам 01.01.95 Положение по ве­дению
бухгалтерс­кого учета и бух­галтерской отчет­ности, п.73
24 Раскрытие информации о
связанных сторонах
01.01.86

25 Учет инвестиций 01.01.87 Положение по уче­ту
долгосрочных инвестиций (при­каз Минфина РФ от 30.12.93 № 160)
26 Учет и отчетность по
программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам)
01.01.88

27 Сводная финансовая
отчетность и учет инвестиций в дочерние компании
01.01.99 приказ Минфина РФ от
30.12.96 №112
28 Учет инвестиций в
ассоциированные компании
01.01.90 (кроме параграфов
23 и 24)


29 Финансовая отчетность в
условиях гиперинфляции
01.01.90

30 Раскрытие информации в
финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов
01.01.91

31 Финансовая отчетность об
участии в совместной деятельности
01.01.92 приказ Минфина РФ от 25
декабря 1998 г. № 68н
32 Финансовые инструменты:
раскрытие и представление информации ***
01.01.96

33 Прибыль на акцию 01.01.98

34 Промежуточная финансовая
отчетность
01.01.99 ПБУ4/99
35 Прекращаемая деятельность 01.01.99

36 Обесценение активов 01.07.99

37 Резервы, условные
обязательства и условные активы
01.07.99 Инструкция о бухгалтерской
отчетности, ПБУ8/98.
38 Нематериальные активы 01.01.99 Положение по ведению бухгал­терского
учета и бухгалтерской отчетности, пп. 55-57
39 Финансовые инструменты: признание и оценка ***





*  По заявлению руководителя
Департамента налоговых реформ Минфина РФ, сделанного на 2 съезде
профессиональных бухгалтеров и аудиторов, работа над соответствующим ПБУ
начнется не ранее утверждения части 2 НК РФ



**   По нашим данным в Минфине РФ
заканчивается работа над новой редакцией ПБУ



*** МСФО 32 и 39 применяются совместно,
однако МСФО 39 применяется с 1 января 2001 г.



 



При анализе приведенных данных
обращают внимание два обстоятель­ства.



Во-первых, ряд стандартов, имею­щих
меньшее числовое значение име­ют дату ввода в действие более по­зднюю, чем
стандарты с последующи­ми порядковыми номерами. Это объясняется тем, что МСФО
находят­ся в состоянии постоянного совер­шенствования и переработки, а это, в
свою очередь, обуславливает разра­ботку и внедрение новых редакций ранее
действовавших стандартов.



Во-вторых, значительная часть (до
половины) вопросов, регулируемых МСФО в той или иной степени раскры­та в
нормативных документах Минфи­на РФ и МНС РФ, Кроме того, в табли­цу нет ссылок
на законодательные акты (например, ГК РФ, Закон об акционер­ных обществах и
т.п.), которые в той или иной степени регулируют процесс бухгалтерского учета и
отчетности. Однако, методологические принципы, заложенные в эти документы
отличают­ся от методологии МСФО. На вопро­сах различий между МСФО и докумен­тами
системы законодательного и нор­мативного регулирования бухгалтерс­кого учета и
отчетности в РФ более подробно мы остановимся в следую­щих (нечетных) номерах
журнала «Бух­галтерский учет и налоги».



При этом, наряду с характеристи­кой
состояния нормативной базы и со­ответствия ее международным стан­дартам, в публикациях
будут даваться конкретные рекомендации по органи­зации бухгалтерского учета и
устране­нию противоречий между финансовым и налоговым учетом.



 













ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Система
бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была
обусловлена общественным ха­рактером собственности и потребностями
государственного уп­равления экономикой. Главным потребителем информации,
формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало го­сударство в лице
отраслевых министерств и ведомств и планиру­ющих, статистических и финансовых
органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала
задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйствен­ного поведения
организаций.



Изменение системы
общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределяет
необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Однако про­цесс
реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего
процесса экономических реформ в Рос­сии.



Одним
из направлений совершенствования организации бухгалтерского учета на
предприятиях в условиях становления ры­ночной экономики является ориентация его
на Международные стандарты учета и отчетности.



Внедрение
Международных стандартов учета позволит значи­тельно повысить качество и
эффективность учета и контроля, даст предприятиям определенную
самостоятельность в использовании более обоснованной системы учета с отражением
его особенностей, специфики техники и технологии в организации производства,
тру­да и управления.







СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


1.       Бухгалтерский учет / Кондраков Н.П.: учебник.
-М.: ИНФРА-М, 1996. -555 с.



2.       Бухгалтерский учет / Тишков И.Е. Пришепы
А.И.: учебник. -2-е изд., пер. и доп. -Минск.: Высшая школа, 1996. -687 с.



3.       Бухгалтерский учет / Безруких П.С.: учебник.
-М.: Ред. журн. Бух. Учет, 1994. -527 с.



4.       Теория бухгалтерского учета / Астахов В.П.:
учеб.пос. -2-е изд., пер. и доп. -Ростов-н/Дон: МарТ, 1999. -416 с.



5.       Теория бухгалтерского учета / Кириянова З.В.:
учебник. -М.: Финансы и статистика, 1994. -192 с.



6.       Теория бухгалтерского учета / Бабаева Ю.А.:
учебник. -М.: ЮНИТИ, Аудит, 1999.- 391 с.



7.       Библиотечка журналов // Бухучет по
международным стандартам, часть 1, Социальная защита, 1998, № 9.



8.       Библиотечка журналов // Бухучет по
международным стандартам, часть 2, Социальная защита, 1998, № 10.



9.       Международные стандарты бухотчетности «общая
характеристика нормативной базы», Захарин В.Р. //  Бухучет и налоги, 2000, №3.



 



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.