Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Бухгалтерский учет и его роль в управлении предприятии

Содержание


Введение


1 Роль и значение бухгалтерского учета в управлении предприятием в современных условиях


1.1 Бухгалтерский баланс – основная форма в системе отчетности


1.2 Бухгалтерский учет и его роль в управлении предприятия


1.3 Строение бухгалтерского баланса и техника его составления Взаимосвязь его разделов и статей


2 Анализ бухгалтерского учета ОАО «Мордовспирт»


2.1 История ОАО «Мордовспирт»


2.2 Оценка и анализ состава структуры имущества организации


2.3 Анализ оборачиваемости оборотных активов ОАО «Мордовспирт»


3 Мероприятия улучшения ведения бухгалтерского учета на ОАО «Мордовспирт»


3.1 Бухгалтерский учет в «1С Бухгалтерии 8.0»


3.2 Автоматизация бухгалтерского учета - основа эффективного управления


Заключение


Список использованных источников


Приложение А



Введение


Роль бухгалтерского учета, существовавшего в условиях плановой экономики, обуславливалась общественным характером собственности, потребностями централизованного управления экономикой и сводилась, главным образом, к выявлению отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения предприятий. Главными пользователями бухгалтерской информации выступали отраслевые министерства и ведомства, а также другие государственные органы (статистические, планирующие и т.д.).


В условиях рыночной экономики и перехода к ней предприятие – самостоятельный элемент экономической системы – взаимодействует с партерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами, в процессе чего с ними возникают финансовые отношения. В связи с этим появляется необходимость финансового управления фирмы, т.е. разработки определенной системы принципов, методов и приемов регулирования финансовых ресурсов, обеспечивающих достижение тактических и стратегических целей организации. Объектом управления являются финансовые ресурсы предприятия, в частности их размеры, источники их формирования, и отношения, складывающиеся в процессе формирования и использования финансовых ресурсов фирмы. Результаты управления проявляются в денежных потоках (величине и сроках), протекающих между предприятием и бюджетами, собственниками капитала, партнерами по бизнесу и другими агентами рынка.


Базой для принятия управленческих решений на предприятии является информация экономического характера. Сам процесс принятия решений можно разделить на три этапа: планирование и прогнозирование, оперативное управление, контроль (финансовый анализ) деятельности предприятия. Решения принимает не только администрация организации, но и другие – внешние – пользователи экономической информации (заинтересованные стороны, находящиеся за пределами фирмы и нуждающиеся в информации для принятия решений в отношении данного предприятия). Внутренние пользователи оперируют учетной информацией, внешние – данными финансовой отчетности организации. И те, и другие данные формируются в процессе бухгалтерского учета предприятия.


В данной работе рассмотрены некоторые возможности использования именно бухгалтерской информации для принятия управленческих решений, т.к. в настоящее время управленческий учет в России еще недостаточно развит. Так, по оценкам западных бухгалтерских и аудиторских фирм, их западные клиенты 90% времени и ресурсов тратят на постановку и ведение управленческого учета. По оценкам российских консультантов, в отечественных компаниях это соотношение выглядит с точностью до наоборот.


Я рассмотрю ОАО «Мордовспирт», дам характеристику его бухгалтерского учета и предложу мероприятия улучшения ведения учета.



1 Роль и значение бухгалтерского учета в управлении предприятием в современных условиях


1.1 Бухгалтерский баланс – основная форма в системе отчетности


Развитие рыночных отношений, международные, хозяйственные и финансовые связи выдвинули в число актуальных вопрос о совершенствовании бухгалтерского учета и отчетности, приближении их содержания и методов к международно-принятым нормам. Переход на применение международных норм бухгалтерского учета и отчетности начался с 1992 года.


Центральной формой бухгалтерского учета - является баланс. Баланс характеризуется тем, что в нем объекты учета показываются дважды и рассматриваются с двух точек зрения. Состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации [1].


Бухгалтерский учет и отчетность, действующие в РФ строятся на тех же принципах, которые положены в основу международных стандартов финансовой отчетности. Если бухгалтерский учет сейчас называют «международным языком бизнеса», то и принципы, правила составления форм отчетности должны отвечать требованиям времени. Надо признать, что методология бухгалтерского учета и отчетности, директивно предписываемая организациям сегодня, только частично отвечает требованиям мировой практики [7].


При составлении форм отчетности нужно исходить из учетных принципов, обычно зависящих от того, насколько точно они отвечают трем критериям: уместности, объективности и осуществимости.


Отчетность предприятия является логическим продолжением процедур финансового учета и представляет собой систему показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату.


Система показателей отчетности - это особый вид записей, являющихся кратким извлечением из текущего учета, отражающих сводные данные о состоянии и результатах деятельности предприятия, его подразделений, за отчетный период. Отчетность содержит количественные и качественные характеристики, стоимостные и натуральные показатели. Сводные данные о состоянии и результатах деятельности предприятия, его подразделений за определенный период формируются на основании бухгалтерского, статистического и оперативно-технического учета [4].


Как известно, формирование отчетности на предприятии необходимо и для внутреннего управления, и для предприятия внешним пользователям с целью принятия обоснованных выводов и решений.


В современной жизни важнейшей категорией становится прибыль и поэтому в центре внимания специалистов находится выбор (обсуждение) процедуры ее исчисления. В зависимости от выбранных методов ее формирования меняется и величина налогов, и суммы дивидендов, и заработная плата. С изменением условий хозяйствования происходят, и изменения в составе и содержания форм отчетности, которые в большой степени стали соответствовать требованиям Международных стандартов бухгалтерского учета.


В системе экономической информации бухгалтерская отчетность является одним из важнейших инструментов управления содержащих наиболее синтезированную и обобщенную информацию.


Данные бухгалтерской отчетности используются для различных целей на разных уровнях управления. Систематическое изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе предприятия, помогает наметить пути повышения эффективности его деятельности.


Бухгалтерская отчетность является основой объективной оценки хозяйственной деятельности предприятия, базой текущего и перспективного планирования, действенным инструментом для принятия управленческих решений [12].


1.2 Бухгалтерский учет и его роль в управлении предприятия


Данные отчетности используется внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.


Организации составляют отчеты по форме и инструкциям, утвержденным Минфином и Госкомстат РФ. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом.


Переход к рыночным отношениям вызвал появление различных форм собственности и видов предпринимательской деятельности. Воссоздается вексельное обращение, появились акции и другие ценные бумаги, изменены принципы финансирования и кредитования, расширен круг операций с иностранной валютой. В связи с этим возникла острая необходимость в изменении сложившейся за многие годы системы бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране с опытом ведущих стран Запада и международными стандартами [16].


Если в условиях централизованно-плановой экономики, бухгалтерская информация собирается, обобщается и раньше использовалась в основном по визиткам, т.е. ее пользователями были вышестоящие организации (главки и министерства), то новая финансовая отчетность уже нацелена на горизонтальное использование для привлечения инвесторов и партнеров, для информирования учредителей и акционеров об устойчивости финансового положения и о ближайших перспективах предприятия [15].


Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект отведения учета. Под эффектом в данном случае понимается своевременное формирования финансовой и управленческой информации, ее достоверность, доступность и полезность для широкого круга пользователей [9].


Общие положения учетной политике предприятия устанавливают основы формирования (выборы и обоснования) и раскрытия (предания гласности) учетной политике организации [2].


Под учетной политикой организации понимается принятые её совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.


Учётная политика организации должна обеспечивать полноту отражения в бухгалтерском учёте всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты), своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учёте и отчётности (требование своевременности).


Информация финансовой отчётности не пользуется внешними пользователями, заинтересованными юридическими и физическими лицами: поставщиками, покупателями, настоящими и потенциальными кредиторами, кредитными учреждениями, налоговыми и статистическими органами, а так же для экономического анализа в самой организации. В результате бухгалтерские отчёты способствуют информированности служащих об управленческих планах и политике, побуждают работающих в организации действовать в соответствии с общими целями и задачами [11].


Исходя из бухгалтерской (финансовой) отчётности изменяющееся решения о распределении инвестиционных ресурсов, определяется экономическая политика в регионах, выявляется влияние хозяйственных процессов на социальное положение отдельных членов общества и др.


В последние годы в связи с осуществлением рыночных реформ был выполнен ряд методологических и организационных работ, необходимых для внедрения системы национальных счетов (СНС) в российскую учётную практику. Бухгалтерская же отчётность формируется в рамках конкретного предприятия на микроуровне [14].


Освоение государственной программы перехода на международные стандарты в области бухгалтерского учёта и статистики должно обеспечить постепенную разработку наиболее значимых показателей СНС. Хотя СНС возникла намного позднее бухгалтерского учёта, она восприняла его многие общие принципы, например: принцип двойной записи каждой операции, разграничение между активами и пассивами, оценки отдельных статей доходов и расходов и т.д. Эта общность состоит в том, что в конечном итоге целью обеих систем учёта и отчётности является обеспечение информации для принятия решений, связанных с управлением экономикой и повышением её эффективности, хотя и на разных уровнях.


В настоящее время развиваются рекомендации по уточнению бухгалтерской отчётности предприятий с целью интеграции финансовых показателей в систему счетов по секторам экономики. Ближайшей задачей, стоящей перед экономической наукой, является обеспечение через бухгалтерский баланс и др. формы отчётности информационной базы системы национального счетоводства [17].



1.3 Строение бухгалтерского баланса и техника его составления. Взаимосвязь его разделов и статей


Бухгалтерский баланс в общепринятом его виде имеет форму двусторонней таблицы, левая сторона – актив баланса, правая – пассив баланса.


Актив баланса отражает состав и размещение хозяйственных средств, пассив баланса отражает источники образования хозяйственных средств и их целевое назначение.


Под статьёй баланса понимается отдельный вид средств (имущества) или источника (обязательств), показанный в балансе по отдельной позиции и выраженный отдельной суммой. Итоговая сумма остатков средств предприятия, отраженное в активе и пассиве баланса по строке «баланс» называется валютой баланса [6].


1. Активы могут обладать покупательной способностью. Примером может служить наличные денежные средства, поскольку с их помощью можно приобретать другие предметы.


2. Активом может быть денежное обязательство. Примером могут служить счета дебиторов, векселя к получению и сберегательные облигации, поскольку владелец или держатель имеет право получения по ним денежных средств в указанный день.


3. Активы могут быть проданы, и соответственно обращены в денежные средства или денежное требование.


4. Примером могут служить товары, предназначенные торговлей к реализации.


5. Пассивы, участвующие в расчёте - это обязательства акционерного общества, в состав которых включаются следующие статьи:


6. статья четвертого раздела бухгалтерского баланса – целевые финансирования и поступления;


7. статьи пятого раздела баланса – долгосрочные обязательства банкам и иным, юридическим и физическим лицам;


8. статьи шестого раздела баланса – краткосрочные обязательства банкам и иным, юридическим и физическим лицам; расчёты и прочие пассивы, кроме сумм отраженных по статьям «Доходы будущих периодов» и «Фонды потребления».


Для обобщения всех бухгалтерских записей на синтетических и аналитических счетах и проведения взаимосверки применяют оборотные ведомости, которые представляют собой свод оборотов и остатков по счетам носит название оборотно-сальдового баланса. Его характеризует наличие трёх пар равных итогов [18].


Оборотная ведомость по синтетическим счетам может иметь шахматную форму Главной книги или книги «Журнал – главная» в зависимости от принятой формы бухгалтерского учета.


Итоговые данные по аналитическим счетам, обобщенные в аналитических оборотных ведомостях (сальдо на начало месяца, обороты за месяц, сальдо на конец месяца), сверяют с аналогичными показателями соответствующего синтетического счета (они должны быть равны).


Бухгалтерский учет на предприятии может быть организован по одной из двух форм – мемориально-ордерной или журнально-ордерной. Основой мемориально-ордерной формы являются мемориальные ордера, назначения которых – оформить бухгалтерские записи по корреспондирующим счетам (составить проводки) [5].


Проводки ежемесячно регистрируют в регистре синтетического учета – «журнал-главная книга», которая представляет собой оборотно-сальдовый баланс. На ОАО «Мордовспирт» бухгалтерский учет организован по журнально-ордерной форме.


Порядок и организация учета по журнально-ордерной форме включает журнал-ордер вспомогательные ведомости и Главную книгу. Для того чтобы решать задачи требующие построения бухгалтерского баланса, необходимо понять его сущность и назначение, принципы группировки статей по активу и пассиву, их взаимосвязь. Требуется усвоить, что под влиянием отдельных хозяйственных операций в балансе возникают различные изменения, связанные с изменениями, таких как — изменениями средств и их источников [8].


В основе построения бухгалтерского баланса лежит экономическая классификация хозяйственных средств. Бухгалтерский баланс имеет большое значение на практике: его данные используют для анализа финансового положения предприятия и контроля правильности отражения в учете хозяйственных операций.



2 Анализ финансового состояния ОАО «Мордовспирт»


2.1 История ОАО «Мордовспирт»


Компания «Мордовспирт» ведет свою историю с 1900 года. Первоначально предприятие имело статус казенного Винного склада, а уже в 1903 году в отчетных ведомостях по Пензенской губернии появилось первое упоминание о производстве водки в г. Саранске. Таким образом, в 2003 году ОАО «Мордовспирт» отметило свой 100-летний юбилей с момента начала промышленного производства алкогольных напитков.


Сегодня ОАО «Мордовспирт» - это стабильное, динамично развивающееся предприятие, оснащенное самым современным технологическим оборудованием. В состав Объединения входят шесть спиртовых заводов: «Ковылкинский», «Ромодановский», «Кемлянский», «Теньгушевский», «Вл. Марьяновский», «Мельцанский», а также дочернее предприятие – ООО Ликероводочный завод «Саранский».


ОАО «Мордовспирт» специализируется на производстве высококачественных пищевых спиртов всех категорий исключительно из зернового сырья: спирт-сырец, «спирт высшей очистки», «Экстра», «Люкс», а также лучший на сегодняшний день спирт «Альфа». По объему производства и реализации спирта в настоящее время ОАО «Мордовспирт» устойчиво входит в пятерку ведущих производителей России. На основе спирта, производимого компанией, работают известнейшие предприятия алкогольной отрасли, такие как ОАО «Московский завод «Кристалл», «Алкогольные заводы «ГРОСС», компания «Союз-Виктан», Алкогольные заводы ОАО «Синергия», ООО "Шушенская марка" и др. Поставка ликероводочной продукции осуществляется во многие регионы России, а также за ее пределы.


Серьезная реконструкция производственной базы предприятия, проведенная в последние годы, а также применение самых современных технологий позволили Объединению первым в отрасли начать серийное промышленное производство спирта «Альфа» - спирта нового поколения, на основе которого произведена водка пятого поколения «Млечный путь».


В год своего 100-летия ОАО «Мордовспирт» стало Лауреатом Главной Всероссийской Премии «Российский Национальный Олимп» в номинации «Промышленность. Производство».


Непрерывная работа по улучшению контроля качества производимой продукции позволила ОАО «Мордовспирт» стать первым предприятием перерабатывающей промышленности Республики Мордовия, сертифицированным по международным стандартам. Внедрение сертифицированной системы управления качеством позволило ОАО «Мордовспирт» существенно улучшить качество выпускаемой продукции, обеспечить максимальное удовлетворение потребностей и ожиданий потребителей, а также расширить рынки ее сбыта, в том числе на международном уровне.


В 2006 году на основе независимого аудита, проведенного специалистами Европейской Общественной комиссии и Института Европейской Интеграции (IEI), предприятие было удостоено международной премии «Европейский стандарт» в номинации «За эффективную корпоративную политику в области качества и вклад в сохранение и развитие национальных традиций производства алкогольных напитков».


ОАО «Мордовспирт» - единственная компания из числа производителей алкогольной продукции РФ, которая в 2008 году стала Лауреатом премии спецпроекта «Опора Честного бизнеса». Премия учреждена Фондом «Кремль» при участии Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ при поддержке Администрации Президента России.


За более чем столетнюю историю своего существования предприятие обеспечило себя главным капиталом – добрым именем, которое всегда связывалось с высоким качеством продукции, выпускаемой на ОАО «Мордовспирт».



2.2 Оценка и анализ состава структуры имущества организации


По мере внедрения элементов рыночного регулирования все более настоятельным становятся требование провести принципы бухгалтерского учета в Российской Федерации в соответствии с международной практикой. Поэтому организационные структурные изменения, в экономики данные сопровождаться крупными формирование преобразованиями в методологии и организации бухгалтерского учета.


Финансовое состояния фирмы - это комплексная оценка его здоровья и жизнеспособности, характеризующая рядом показателей. В отличие от некоторых однозначно, хотя и разными способами исчисляемых показателей (например, таких, как прибыль, рентабельность, себестоимость), финансовое состояние выявляться в результате исчисления различных показателей, отражающих лишь отдельные его стороны, на основе их изучения, оценки влияния каждого из них на общую оценку и ранжирования показателей по степени их значимости. В конечном счете, финансовое состояние фирмы должно свидетельствовать о надежности, устойчивости и перспективности в условиях конкурентной рыночной не щадящей слабых и неплатежеспособных.


Естественно, поставщики покупатели охотно вступают в договорные отношения с платежеспособными предприятиями, обладающими многолетней высокой репутацией надежных партнеров.


Анализ финансового состояния необходим каждому хозяйствующему субъекту, поскольку его дальнейшее выживание напрямую связано с его доходностью, с его способностью поддерживать свою платежеспособность.


Задачи анализа финансового состояния предприятия (организации) является.


1) оценка и анализ состава и структуры имущества предприятия;


2) изучение состава и движения производственных запасов;


3) анализ показателей оборачиваемости различных видов оборотных активов;


4) анализ состава и структуры финансовых ресурсов;


5) оценка состояния кредиторской и дебиторской задолженности;


6) анализ показателей характеризующих финансовую устойчивость предприятия;


7) оценка платежеспособности и степени риска банкротства предприятия.


При глубоком анализе состава и структуры имущества предприятия проводится анализ движения и эффективности использования основных средств и их активной части, степени их годности.


Рассмотрим данные для анализа состояния и движения имущества предприятия в ОАО «Мордовспирт» за 2007-2008 г.г.


Таблица – 2.1


Состав и структура имущества ОАО «Мордовспирт» за 2007 - 2008 г.г.
































Виды имущества предприятия

2007 г.


сумма уд.


р. вес


2008 г.


сумма уд.


р. вес


Отношение


(+,-) сумма


сумма уд. вес


Темп роста


%


1 2 3 4 5

1.внеоборотные активы, всего:


в том числе:


а) основные средства и нематериальные активы


б)долгосрочные финансовые вложения внеоборотные активы


36393226 36


32387836


32


40054244


51163829 38


48231643


36


29321862


+14770569


+2


+1584380


4


-1073382


141


149


27


2.Оборотные активы, всего:


в том числе:


а) материальные оборотные средства


б) денежные средства


и краткосрочные финансовые вложения


в) средства в расчетах и прочие оборотные активы


63332289


64


37580104


38


1576399


2


2415785


24


8293264


62


2791458


21


1272901


1


5374475


40


+19599975


-2


-9665446


17


-303498


-1


+29658920


16


131


26


19


222


Общая стоимость имущества предприятия

9925549


100


44296093


100


+34370544- 1.34

Как показывают данные в 2008 г. общая стоимость имущества ОАО составила 134096093 р. За отчетный период она возросла на 34370544 рубля или на 34,5% (34370544:99725549*100%). Сравнительный анализ и конец 2008 г., показала, что имущество ОАО «Мордовспирт», за отчетный год, увеличилось за счет таких статей, как: основные средства (с 32086743 р. до 43192042 р. или на 50%), и дебиторская задолженность (с 24175785 р. до 53744705 р. или на 122 %).


Прирост основных средств за отчетный период на ОАО «Мордовспирт» произошел за счет завершения капитального строительства, что подтверждается уменьшением в 2008 г. таких балансовых статей как “Незавершенное строительство” и “Долгосрочные финансовые вложения”.


За отчетный период произошел незначительный прирост необоротных активов за счет снижения прироста оборотных активов (соответственно 141% и 131%). На практике это основе может привести к замедлению оборачиваемости всех средств фирмы. Соотношение оборотных и необоротных активов в структуре имущества, за отчетный год, почти не изменилось (на начало года удельный вес необоротных активов составил 36%, а оборотных активов 64%, а концу года соответственно 38% и 62%). В 2008 г. дебиторская задолженность за отпущенный товар возросла на 296589 р.(86%), что явилось отрицательным фактором деятельности ОАО «Мордовспирт».


Дебиторская задолженность означает, что часть товаров отпущена покупателям без предварительного расчета, т.е. по существу предприятие предоставило покупателям бесплатный кредит.


Задержка в поступлении средств от нескольких крупных покупателей может создать серьезные финансовые трудности, так как его платежеспособность оказывается в полной зависимости от добросовестности покупателя.


Для снижения дебиторской задолженности фирме целесообразно совершенствовать систему расчетов с покупателями, включая обязательный контроль за сроком образования дебиторской задолженности, оперативную работу с задерживающему оплату (телефонограммы, официальные письма и т.д.), использование системы скидок и др.


За отчетный период наметилась положительная тенденция: существенно снизился запас товара на конец 2008 года (с 37580140 р. до 27914658 р. или на 26 %). Улучшенный анализ товарных запасов ОАО «Мордовспирт» за 2007 г. и 2008 г. показал, что на складах предприятия скопились большие запасы неликвидных материалов на сумму 6340 р.


В 2008 г. предприятие началом постепенно избавляться от неликвидных товаров, что положительно сказалось на оборачиваемости оборотных средств.


2.3 Анализ оборачиваемости оборотных активов ОАО «Мордовспирт»


Финансовое приложение предприятия находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги.


Однако отдельные виды активов предприятия имеют различную скорость оборота. Так, наибольший период оборота имеет недвижимое имущество и прочие внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы и другие), представляющие собой средства, предназначенные для долгосрочного использования предприятием.


Все остальные активы, называемые оборотными, будучи предназначенными для реализации или потребления, могут неоднократно менять свою форму (материально - вещественную на денежную и наоборот) в течение одного операционного цикла.


Не меньшее воздействие на оборачиваемости предприятия оказывает экономическая ситуация в стране и связанные с ней условия хозяйственных предприятий. Протекающие в стране инфляционные процессы отсутствия у большинства предприятий налаженных хозяйственных связей с поставщиками и покупателями приводят к вынужденному накапливанию запасов, значительно замедляющему процесс оборота средств. Рассмотрим причины изменения оборотных активов ОАО «Мордовспирт».


Таблица 2.2


Причины изменения оборотных активов ОАО «Мордовспирт» в 2008г.






































Причины увеличения оборотных средств

сумма


р.


причины уменьшения оборотных средств

сумма


р.


1 2 3 4

1. Чистая прибыль


(после уплаты налогов)


9262899 1. Расходы за счет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия 17662970
761546 2. Капитальные вложения 1854054
3. Прирост собственных средств 390071 3. Долгосрочные финансовые вложения 1078132
4. Увеличение задолженности по кредитам и займам 4. Уменьшение задолженности по кредитам и займам
5. Увеличение кредиторской задолженности 26270615 5. Уменьшение кредиторской задолженности
ВСЕГО 40195131 ВСЕГО 20595156

Увеличение оборотных активов произошло за счет прироста собственных средств на 3900071 р. и за счет увеличения кредиторской задолженности на 26270615 р. Капитальные вложения за отчетный период составили 1854054 р.


Штрафы, пени, уплаченные за счет чистой прибыли в 2007 г. составили штрафы, пени, уплаченные за счет чистой прибыль составили 1317468 р. Материальная благотворительная помощь и др. расходы составили 16305502 р.


Рассмотрим состав и движение производственных запасов в за ОАО «Мордовспирт» 2007 - 2008 г.г.


Таблица 2.3


Состав и движение производственных запасов в ОАО «Мордовспирт» в 2008 г.










































Показатели Остаток на начало года

Поступило


р.


Израсходовано


р.


Остаток на конец года

Остаток на конец года


Суммар. Уд.вес% Суммар. Уд.вес% В днях расх.
1 2 3 4 5 6 7 8

1.Закупаемый товар


2.Топливо


3.Тара


4.Запасные части для ремонта.


5.Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.


6. Прочие материалы


11240067


3200790


450627


25800


448263


2077180


64


18


3


0,1


3


11,9


8344573


5438712


300210


293500


520747


72608957


12075960


4959202


730437


193570


95880


74103622


7508680


3680300


20400


125730


873130


582515


59


28


0,1


1


7


4,9


223


267


10


233


777


3


Всего 17442727 100 87506699 92158671 12790755 100 50

Больших товара замедляют процесс оборота против 30 дней по нормативу сказывается на финансовом положение предприятия. Большая доля в запасах товара составляет неликвидный товар.


Анализ малоценных быстроизнашивающихся предметов на складах предприятия также свидетельствуют о большом объеме неликвида.


Важнейшим этапом анализа финансового состояния предприятия является изучения показателей оборачиваемости оборотных активов фирмы, позволяющих охарактеризовать эффективность их использования.


Изучение и анализ оборачиваемости оборотных активов имеет важное значение, так как от скорости их оборота в прямой зависимости находятся такие важные показатели, как объем реализации продукции, работ, услуг.


Проанализируем данные оборачиваемости оборотных активов в ОАО «Мордовспирт» за 2007 - 2008 г.г.


Таблица 2.4


Анализ оборачиваемости оборотных активов в ОАО «Мордовспирт» за 2007 – 2008 г.г.








































Показатели фактически Отклонения
2007 г. 2008 г. (+,-)
1. Выручка от реализации (работ, услуг), без НДС и акцизов, р. 52391498 72608957 + 20217459
2. Однодневная реализация, р. 145531,9 201691,5 +56159,6
3. Средняя стоимость оборотных средств, р. 31592291 3247381,5 +1155090,5
4. Средняя стоимость оборотных активов, р. 48535429 73132276 +24596847
5. Продолжительность одного оборота оборотных активов, дни 336

364


+28
6. Продолжительность одного оборота материальных оборотных средств, дни 225

164


-61

По сравнению с прошлым годом продолжительность оборота оборотных активов замедлилась на 28 дней, что может провести к ухудшению финансового положения предприятия. Следствием этого явилась необходимость привлечения дополнительных средств в хозяйственных оборотах в размере 5590888 р. (201691,5*2,2). Ускорение оборачиваемости материальных оборотных средств на 61 день позволяет предприятию свободно использовать в обороте 27066999 р. (расчет 201691,5*(-61)*2,2). Для расчета этих показателей нам понадобились следующие коэффициенты:


2007 г.


1) коэффициент оборачиваемости 52391498 = 1,6


материальных оборотных средств 31592291


2) коэффициент оборачиваемости 52391498 = 0,07


оборотных активов 48535429


2008 г.


1) коэффициент оборачиваемости 72608957 = 2,2


материальных оборотных средств 32747381,5


2) коэффициент оборачиваемости 72608957 = 0,99


оборотных активов 7312276



3 Мероприятия улучшения введения бухгалтерского учета на ОАО «Мордовспирт»


3.1 Бухгалтерский учет в «1С Бухгалтерии 8.0»


"1с бухгалтерия 8.0" — программа универсально-массового назначения для автоматизации бухгалтерского и налогового учета, позволяет производить подготовку обязательной (регламентированной) отчетности. Это решение для ведения учета в организациях, осуществляющих все виды коммерческой деятельности: розничную, оптовую и комиссионную торговлю (в том числе субкомиссию), производство продукции, оказание услуг, и т.д. и т.п.


Бухгалтерский и налоговый учет в 1с бухгалтерия 8.0 реализованы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В состав 1с бухгалтерия 8.0 включен план счетов бухгалтерского учета, настроенный в соответствии с приказом Минфина России [3].


Методика бухгалтерского учета в 1с бухгалтерия 8.0 обеспечивает одновременную регистрацию каждой записи хозяйственной операции как по счетам бухгалтерского учета, так и по необходимым разрезам аналитического учета (субконто счетов), валютного и количественного учетов. Пользователи могут самостоятельно управлять методикой учета в 1с бухгалтерия 8.0 в рамках настройки учетной политики, создавать новые субсчета и разрезы аналитического учета.


"1с бухгалтерия 8.0" обеспечивает решение всех задач, стоящих перед бухгалтерской службой предприятия в том случае, если бухгалтерская служба полностью отвечает за учет на предприятии, включая, например, выписку первичных документов, учет продаж и т.д. Кроме того, информацию об отдельных видах деятельности, производственных или торговых операциях, могут вводить сотрудники прочих отделов и служб предприятия, не являющиеся бухгалтерами. В последнем случае бухгалтерская служба осуществляет методическое руководство и контроль за настройками 1с бухгалтерия 8.0, обеспечивающими автоматическое отражение первичных документов в бухгалтерском и налоговом учете.


Данное прикладное решение "1с бухгалтерия 8.0" также можно использовать только для ведения бухгалтерского и налогового учета, а задачи автоматизации других служб, например, отдела продаж, решать специализированными конфигурациями или другими системами.


"1с бухгалтерия 8.0" представляет собой совокупность платформы "1С:Предприятие 8.0" и конфигурации "Бухгалтерия предприятия". В "1с бухгалтерия 8.0" заложена возможность совместного использования с прикладными решениями "Управление торговлей" и "Зарплата и Управление Персоналом", также созданными на платформе "1С:Предприятие 8.0".


Основным способом отражения хозяйственных операций в учете является ввод документов конфигурации 1с бухгалтерия 8.0, соответствующих первичным документам бухгалтерского учета. Кроме того, допускается непосредственный ввод отдельных проводок. Для группового ввода проводок можно использовать типовые операции — простой инструмент автоматизации, легко и быстро настраиваемый пользователем.


В 1с бухгалтерия 8.0 учет товаров, материалов и готовой продукции реализован согласно ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" и методическим указаниям по его применению. Поддерживаются следующие способы оценки материально-производственных запасов при их выбытии:


1) по средней себестоимости;


2) по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО);


3) по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО).


В 1с бухгалтерия 8.0 по складам может вестись количественно-суммовой учет и учет по партиям. Складской учет может быть отключен, если в нем нет необходимости.


В 1с бухгалтерия 8.0 автоматизирован учет операций поступления и реализации товаров и услуг. Для розничной торговли поддерживаются технологии работы как с автоматизированными, так и неавтоматизированными торговыми точками. Автоматизирован учет комиссионной торговли как в отношении товаров, взятых на комиссию, так и переданных для дальнейшей реализации.


В 1с бухгалтерия 8.0 автоматизирован учет движения наличных и безналичных денежных средств, в том числе операций обмена валюты. Автоматизированы расчеты с контрагентами и подотчетными лицами. Учет расчетов с контрагентами может вестись в рублях, условных единицах и иностранной валюте.


Автоматизированы все основные операции по учету: поступление, принятие к учету, начисление амортизации, модернизация, передача, списание, инвентаризация.


В 1с бухгалтерия 8.0 автоматизирован расчет себестоимости продукции и услуг, выпускаемых основным и вспомогательным производством.


Автоматизированы начисление заработной платы работникам предприятия, взаиморасчеты с работниками вплоть до выплаты заработной платы через кассу, перечисление зарплаты на лицевые счета работников в банке и депонирование.


"1с бухгалтерия 8.0" предоставляет возможность ведения бухгалтерского и налогового учета нескольких организаций в общей базе данных, причем в роли отдельных организаций могут выступать индивидуальные предприниматели. Это будет удобно в ситуации, когда хозяйственная деятельность этих организаций тесно связана между собой: в текущей работе можно использовать общие списки товаров, контрагентов (деловых партнеров), работников, собственных складов и т.д., а обязательную отчетность формировать раздельно.


Благодаря возможности учета деятельности нескольких организаций в единой информационной базе, "1с бухгалтерия 8.0" может использоваться как в небольших организациях, так и в холдингах со сложной организационной структурой.


3.2 Автоматизация бухгалтерского учета - основа эффективного управления


Руководителю российского предприятия сегодня приходится принимать решения в условиях неопределенности и риска, что вынуждает его постоянно держать под контролем различные аспекты финансово - хозяйственной деятельности. Эта деятельность отражена в большом количестве документов, содержащих разнородную информацию. Грамотно обработанная и систематизированная она является в определенной степени гарантией эффективного управления производством. Напротив, отсутствие достоверных данных может привести к неверному управленческому решению и, как следствие, к серьезным убыткам [13].


Если не брать во внимание умышленные противоправные действия, то все ошибки бухгалтерского учета совершаются либо по небрежности (например, арифметические ошибки), либо из - за незнания особенностей ведения бухгалтерского учета в России. Такие ошибки часто возникают при ручном учете или при использовании устаревших или нелегальных версий программных комплексов.


Хорошие бухгалтерские системы вне зависимости от их масштаба, программно - аппаратной платформы и стоимости должны обеспечивать качественное ведение учета, быть надежными и удобными в эксплуатации.


В функциональном аспекте бухгалтерские системы должны, по крайней мере, безошибочно производить арифметические расчеты; обеспечивать подготовку, заполнение, проверку и распечатку первичных и отчетных документов произвольной формы; осуществлять безошибочный перенос данных из одной печатной формы в другую; производить накопление итогов и исчисление процентов произвольной степени сложности; обеспечивать обращение к данным и отчетам за прошлые периоды (вести архив) [10].


Для того чтобы обеспечить указанные возможности, система должна иметь единую базу данных по текущему состоянию бухгалтерского учета на предприятии и архивным материалам, любые сведения из которой могут быть легко получены по запросу пользователя.


В зависимости от особенностей учета на предприятии базы данных могут иметь различную структуру, но в обязательном порядке должны соответствовать структуре принятого плана счетов, задающего основные параметры настройки системы на конкретную учетную деятельность. Модули системы, обеспечивающие проведение расчетов, суммирование итогов и начисление процентов, должны использовать расчетные нормативы, которые приняты в текущее время.


Надежность системы в компьютерном плане означает защищенность ее от случайных сбоев и в некоторых случаях от умышленной порчи данных. Как известно, современные персональные компьютеры являются достаточно открытыми, поэтому нельзя достоверно гарантировать защиту чисто на физическом уровне. Важно, чтобы после сбоя разрушенную базу данных можно было легко восстановить, а работу системы возобновить в кратчайшие сроки. Хорошие бухгалтерские системы отвечают этим требованиям.


Не менее важно, чтобы фирма - разработчик бухгалтерской программы имела значительный опыт работы и солидную репутацию. Это подразумевает также удобную организацию технической поддержки программных продуктов. При выборе системы следует иметь в виду, что в дальнейшем к продавцу придется неоднократно обращаться и за советом или консультацией, а также за заменой устаревшей версии на более свежую.


Несмотря на то что в мире существует более тысячи тиражируемых бухгалтерских пакетов различной мощности и стоимости, российские бухгалтеры и предприниматели предпочитают отечественные пакеты как более подходящие для условий переходной экономики и быстрой смены законодательных актов, регулирующих порядок бухгалтерского учета. Сегодня мы анализируем уже третье поколение российских автоматизированных бухгалтерских систем.


Первый этап разработки программ автоматизации бухгалтерского учета характеризовался массовым ввозом в нашу страну персональных компьютеров, что в значительной степени обусловило выбор последних в качестве основной аппаратной платформы для бухгалтерских разработок. Большинство программ создавалось в виде АРМ (автоматизированных рабочих мест) и предназначалось для эксплуатации на автономных компьютерах.


Второй этап был связан с развитием коммерческих структур и началом приватизации. Десятки тысяч создаваемых ТОО, АОЗТ и кооперативов нуждались в бухгалтерском учете. Энтузиастов-одиночек и временные трудовые коллективы сменили профессиональные группы специалистов, объединившихся в собственные компании, которые хотели получать прибыль с продаваемого тиража бухгалтерских программ. Именно тогда были образованы сегодняшние фирмы-лидеры: "1С", "Диасофт", "Омега", R-Style Software Lab.


Современный (третий) этап развития бухгалтерских систем характеризуется созданием интегрированных программных средств, объединяющих несколько предметных областей автоматизации.


В неавтоматизированной системе ведения бухгалтерского учета обработка данных о хозяйственных операциях легко прослеживается и обычно сопровождается документами на бумажном носителе информации - распоряжениями, поручениями, счетами и учетными регистрами, например бесконечными журналами учета МПЗ [19].


Аналогичные документы часто используются и в компьютерной системе, но во многих случаях они существуют только в электронной форме. Более того, основные учетные документы (бухгалтерские книги и журналы) в компьютерной системе бухгалтерского учета представляют собой файлы данных, прочитать или изменить которые без компьютера не возможно.



Заключение


По сложившейся традиции в большинстве стран с рыночной экономикой все предметы имущества (кроме денежных средств) не должны включать в себя прибыль, поскольку она должна быть показана лишь тогда, когда предмет реализован. Отсюда правило, что предметы имущества до момента их вывода из баланса никогда и ни в коем случае не могут оцениваться по цене отчуждения, продажи, реализации, ликвидации. Значит, каждая часть имущества, каждая статья актива в момент инвентаризации, в момент составления баланса еще не является «вышедшей из него», но находится в имуществе данного предприятия. Отсюда правило бухгалтерского учета: каждая статья актива должна отражаться в балансе по стоимости приобретения как высшей расценке на основе бухгалтерской калькуляции.


С выходом нового Гражданского кодекса России нужно уточнить, подход к оценке имущественных статей баланса, которые касаются как прав вещных, так и прав обязательственных, имея в виду глубокое различие в их юридической природе, что оказывает существенное влияние на способы оценки этих групп прав. В этой связи подход к оценке имущественных статей баланса целесообразно расчленить на два вопроса:


­ оценка вещей (реального имущества);


­ оценка долгов и требований.


Исторически и логически базовым принципом оценивания имущества, обязательств, доходов и расходов выступает принцип фактической себестоимости.


ОАО «Мордовспирт» является юридическим лицом, имеет печать, расчетные и валютные счета в учреждениях банка. Основным видом деятельности является производство ликероводочных изделий.


Проверенный на предприятии анализ финансового состояния за 2007 - 2008 г. позволяет сделать выводы о том, что предприятие находится не в лучшем положении. Однако при принятии соответствующих мер у ОАО «Мордовспирт» имеется реальная возможность восстановить свою платежеспособность.


Так, ОАО «Мордовспирт» недостаточно привлекает для финансирования долгосрочные займы: в 2007 – 2008 г.г. заемные средства в виде кредитов банка не использовались.


Если фирма не пользуются банковскими кредитами, а стремится обойтись собственными средствами, то его платежеспособность оказывается в полной зависимости от объема и сроков предоставления кредита покупателям и их добросовестности, то есть дебиторской задолженности. Задержка в поступление средств от одного или нескольких крупных покупателей может создать серьезные финансовые трудности у предприятия. В 2008 г. общая стоимость имущества предприятия по сравнению 2007 г. возросла на 34 %. Значительный удельный вес в общей стоимости имущества составила оборотные активы. За отчетный год они увеличились на 31 %.


Увеличение оборотных активов произошло за счет роста дебиторской задолженности на 22 %. Для снижения дебиторской задолженности предприятию следует совершенствовать систему расчетам с покупателями, включая обязательный контроль за сроками образования дебиторской задолженности, оперативную работу с дебиторами, задерживающими оплату (телефонограммы, официальные письма и т.д.), использования системы скидок по предоплате и др.


Большой запас товара, а также малоценных и быстроизнашивающихся предметов отрицательно сказывается на финансовом положении предприятия, так как это замедляют оборачиваемость оборотных активов. Анализ аналитического учета производственных запасов за 2007 – 2008 г.г. показал, что на складах предприятия скопились большие запасы неликвидных материалов. Однако снижение на 26 % запасов сырья и материалов к концу 2008 г. показало, что предприятие постепенно начало избавляться от неликвидных материалов.


Единственный операционного выход из этого положения - реализовать эти изделия по сниженным ценам.


В отчетном году кредиторская задолженность предприятия возросла на 56 %. Значительный удельный вес в общей кредиторской задолженности составляет задолженность перед бюджетом по налогам, за отчетный год она возросла на 32 %. Большая задолженность по налогам показывает, что предприятии является недоимщиком.


Для полноты характеристики финансового приложения предприятия необходимо оценить его платежеспособность. Оценка платежеспособности предприятия производится по данным баланса на основных характеристики ликвидности оборотных активов, то есть времени, которое необходимо для их превращения в денежную наличность.


Коэффициент абсолютной ликвидности представляет собой отношение суммы денежных средств в краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным операционного обязательствам предприятия. За 2007 г. коэффициент абсолютной ликвидности составил 0,02, в 2008 г. он снизился до 0,01, что показывает низкую платежеспособность предприятия. Это означает, что сможет погасить немедленно только 10 % своих текущих обязательств. Коэффициенты кредиторской и текущей ликвидности также не удовлетворяет предъявляемым к ним требованием.


Коэффициент восстановления платежеспособности в 2007 г. составил 0,43, к концу 2008 г. он снизился до 0,32. На основании расчетов мы можем сказать, что структура баланса предприятия позволяет сделать вывод о том, что предприятие находится в тяжелейшим финансовом положение.


Главными причинами платежеспособности предприятия является:


1) использование в хозяйственном обороте заемных средств (при дефиците собственных, денежных средств);


2) большая дебиторская задолженность покупателям, которая создает серьезные финансовые проблемы предприятию;


3) большой запас товара на реализацию, что замедляет оборачиваемость оборотных средств;


4) увеличение кредиторской задолженности, особенно задолженности по налогам: предприятие не успевает оплачивать очередные налоги, так как не хватает собственных денежных средств, накапливаются долги перед бюджетом, растут пени и штрафы.


Для финансового оздоровления предприятия руководство ОАО «Мордовспирт» целесообразно составить бизнес - план мероприятий по восстановлению платежеспособности и провести грамотную автоматизацию бухгалтерского учета. Кроме выше приведенных мер по оздоровлению финансового положения предприятию крайне необходимо государственная финансовая поддержка из бюджетов различных уровней.


В этом случае у предприятия имеется реальная возможность восстановить свою платежеспособность.



Список использованных источников


1. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организация» (ПБУ 4/98). Утверждено приказом Минфина России от 8 февраля 1996 г. №10.


2. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/98). Утверждено приказом Минфина России от 9 октября 1998 г. №60.


3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению. Утверждены Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94н.


4. Анализ финансовой отчетности / Под ред. М.А. Вахрушиной, Н.С. Пласковой. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 367 с.


5. Аснин, Л.М. Бухгалтерский учет и аудит / Л.М. Аснин. – Ростов н/ Д.: Феникс, 2007. – 555 с.


6. Бочаров, В.В. Финансовый анализ / В.В. Бочаров. – СПб.: Питер, 2005. – 240 с.


7. Бухгалтерский учет / Под ред. проф. Ю.А. Бабаева. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. – 395 с.


8. Васильева, Л.С. Финансовый анализ / Л.С. Васильева. – М.: КНОРУС, 2007. – 816 с.


9. Гаврилова, А.Н. Финансовый менеджмент / А.Н. Гаврилова. – М.: КНОРУС, 2007. – 432 с.


10. Дыбаль, С.В. Финансовый анализ: теория и практика / С.В. Дыбаль. – СПб.: Издательский дом Бизнес – пресса, 2006. – 420 с.


11. Ефимова, О.Е., Мельникова, М.В. Анализ финансовой отчетности / О.Е. Ефимова, М.В. Мельникова. – М.: Омега – Л, 2004. –


430 с.


12. Илышева, Н.Н. Анализ финансовой отчетности / Н.Н. Илышева. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 431 с.


13. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет / Н.П. Кондраков. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 717 с.


14. Кондраков, Н.П., Кондраков, И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. – М.: Проспект, 2008. – 384 с.


15. Краснова, Л.П. Шалашова, Н.Т., Ярцева Н.М. Бухгалтерский учет /Л.П. Краснова, Н.Т. Шалашова, Н.М. Ярцева. – М.: Юрист, 2002. – 542 с.


16. Палий, В.Ф. Современный бухгалтерский учет / В.Ф. Палий. – М.: Бухгалтерский учет, 2003. – 395 с.


17. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая. – М.: ИНФРА - М, 2008. – 512 с.


18. Хохонова, Н.Н. Бухгалтерский учет для студентов вузов / Н.Н. Хохонова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 415 с.


19. Шеремет, А.Д., Ионова, А.Ф. Финансовый менеджмент / А.Д. Шеремет, А.Ф. Ионова. – М.: ИПБР – БИНФА, 2006. – 192 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.