Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Основы организации и деятельности государственной власти в Российс

--PAGE_BREAK--
§ 2.1. Законодательная власть и ее органы.
В соответствии с концепцией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной. Исполнительна и судебная ветви власти хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона. Законодательная власть осуществляется прежде всего общегосударственным представительным органом, а в субъектах федерации, в автономиях политического характера – также местными законодательными органами. Общегосударственный представительный орган может иметь различные названия (национальное или народное собрание, конгресс, меджлис и т.д.), но за ним утвердилось обобщенное название “пар­ламент”.
Термин “парламент” происходит от французского “парле” – говорить (французский язык широко использовался аристократией в средневековой Англии, считающейся родиной парламента).
Парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Наряду с этим, парламент обладает и многими другими функциями. Он формирует другие высшие органы государства, например, в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет амнистию и др.
В Российской Федерации законодательная власть распределяется следующим образом:
Федеральное Собрание
Согласно Конституции РФ, Федеральное собрание является парламентом Российской Федерации. Отметим  основные моменты статуса этого органа.
 Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган Российской Федерации[5]. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия. Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.
Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает  полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.
Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.[6] Двухпалатная структура парламента получила  значительное распространение в мире благодаря по крайней мере двум своим преимуществам:
 а)  возможности обеспечить наряду с общим  представительством интересов всей  совокупности граждан (всей нации) также особое представительство коллективных интересов населения крупных регионов (в федеративном государстве — субъектов  федерации) либо интересов иных групп общества, играющих в нем важную роль
б)  возможности оптимизировать законодательный процесс, установив тормоз и  противовес вероятным поспешным и недостаточно продуманным законодательным  решениям одной палаты.
За эти преимущества приходится платить большей численностью членов парламента и  сотрудников его аппарата, а следовательно, большей дороговизной его работы и  замедлением процесса принятия решений. Конституция не называет палаты Федерального Собрания верхней и нижней, однако  сложившееся в мировой практике различие между верхними и нижними палатами  парламентов наблюдается и в Федеральном Собрании. Это дает основание  характеризовать Совет Федерации как верхнюю, а Государственную Думу — как нижнюю палату Федерального Собрания.
 Государственная Дума представляет собой все население РФ, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет  Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем это – государственный орган всей федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам РФ, а государству в целом.
         Совет Федерации В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти[7]. Порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.[8]
А именно,5 августа 2000г. был принят федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Федеральным законом введен в действие новый порядок формирования Совета Федерации. В соответствии с Законом Совет Федераций формируется не из руководителей субъектов федерации, а из числа их представителей.
Представители субъектов федерации, соответственно, избираются от законодательных органов государственной власти субъектов РФ (представитель от законодательного органа) и назначаются высшим должностным лицом субъекта РФ (представитель от исполнительной власти).
К ведению верхней палаты относится утверждение изменения границ между субъектами Федерации, утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения, решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил за пределами страны, назначение выборов Президента РФ, отрешение его от должности, назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного Суда, назначение на должность и освобождение от нее Генерального Прокурора РФ.[9]
Порядок деятельности верхней палаты, ее органов и должностных лиц определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Регламентом Совета Федерации, принятым им 6 февраля 19996г, и решениями Совета Федерации.
Совет Федерации избирает из своего состава тайным голосованием Председателя Совета Федерации и его заместителей. Отметим, что они не могут быть представителями одного субъекта Российской Федерации.
Государственная Дума
Согласно Конституции Российской Федерации, государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. Депутатом  ГД может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Госдумы устанавливается федеральным законом[10].
Государственная Дума состоит из 450 депута­тов. Половина из них избирается по одномандатным избирательным округам, половина — по спискам партий. В Думе имеются представители различных слоев населения, но жен­щин только 7,6%.
Руководит деятельностью Государственной Думы ее Председатель. Кандидатов на должность Председателя Думы могут выдвигать депу­татские объединения (партийные фракции, депутатские группы), а также сами депутаты. Кандидатуры обсуждаются, но все, кроме взяв­ших самоотвод, включаются в список для голосования. Для избрания необходимо получить более половины голосов от общего числа депу­татов (т.е. по крайней мере 225 + 1). В противном случае проводитсявторой тур, на котором достаточно набрать относительное (простое) большинство голосов.
К ведению нижней палаты парламента относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, решение вопроса о доверии Правительству, назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка России, Назначение на должность и освобождение от нее Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом, объявление амнистии, выдвижение объявления против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.[11]
В соответствии со ст.105 Конституции Государственной Думой принимаются федеральные законы.
Как уже отмечалось ранее, нижняя палата может быть распущена Президентом. При роспуске Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Госдума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.[12]
Порядок действия Госдумы определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Госдумы.
Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым нижней палатой парламента, депутаты образуют депутатские объединения – фракции и депутатские группы.
Госдума избирает из своего состава Председателя и его заместителей. Они избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней, но может быть принят вопрос и об открытом голосовании. В соответствии со ст.101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, являющимися постоянно действующими органами соответствующих палат.
Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют проводимые палатами парламентские слушания, решают иные вопросы, относящиеся к ведению палат.
§ 2.2.  Исполнительная власть и ее органы. В современных условиях по конституциям различных стран исполнительная власть принадлежит либо главе государства и правительству, либо только главе государства, либо только правительству.
Органы исполнительной власти не ограничиваются только исполнением законов. Они занимаются также распорядительной деятельностью, что необходимо для осуществления исполнительских задач, издают нормативные акты во исполнение законов. Наконец, органы исполнительной власти обладают самостоятельными нормотворческими полномочиями, выходят за границы исполнительно-распорядительной деятельности по применению законов.
Президент Российской Федерации.
Президент РФ является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент, согласно ч.2 ст.80 Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно.
Президент занимает в системе федеральных органов государственной власти особое место. Он не включен напрямую ни в одну из ветвей власти – законодательную, исполнительную, судебную.
Порядок выборов Президента определяется Конституцией РФ (ст.81) и на ее основе Федеральным законом от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации».
В соответствии с Конституцией Президент избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Это установление имеет целью воспрепятствовать формированию несменяемых управляющих лиц. Конституция предоставляет способному политику, оправдавшему себя на должности Президента, право выдвижения на другой срок, кроме очередного.
Назначение выборов Президента относится к ведению Совета Федерации (п. «д» ч.1 ст.102 Конституции). Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ и в котором четыре года назад был избран Президент РФ.
Если Совет Федерации не назначит выборы в установленный срок, то они назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией в третье или четвертое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах.
Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России.
Выдвигать кандидата на должность Президента вправе политические партии, имеющие право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, избирательными блоками, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин России может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей.
Выборы проводятся только в том случае, если зарегистрировано не менее двух кандидатов. Если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух кандидатов, выборы Президента по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации откладываются на срок до 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов.
Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. В таком случае избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата, при условии, что это число больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.
Исполнительная власть представляет собой подсистему, ветвь государственной власти, которая осуществляет исполнительно-распорядительную  деятельность в целях управления в определенных сферах (предметах) ведения путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного и преимущественно административного права [13]
Важные изменения во взглядах на эту ветвь власти произошли после принятия Конституции РФ 1993 года. Новый Основной закон государства внес существенные изменения в легитимную основу исполнительной власти России по сравнению с Конституцией РСФСР 1978 г. Конституция РФ определила исполнительную власть как самостоятельную ветвь государственной власти, ввела понятие единой системы исполнительной власти, существенно изменила порядок формирования Правительства, изменила подход к определению полномочий Правительства и предусмотрела порядок формирования системы федеральных органов исполнительной власти.  Органы исполнительной власти являются частью государственного аппарата и выполняют значительный объем функций государства. Их главное отличие от законодательных и судебных органов заключается в назначении, содержании деятельности и методах работы. Органы исполнительной власти призваны осуществлять подзаконную организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность. Объектом их управления являются такие сферы жизни общества как хозяйственная, социально-культурная и административно-политическая. В процессе выполнение своих задач и осуществления функций органы исполнительной власти выступают от имени государства, для чего наделены государственно-властными полномочиями. Они не только проводят в жизнь требования законов, актов Президента и других нормативных актов, но и вправе сами издавать в пределах своей компетенции  акты управления, обязательные для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию требований актов.[14]
Правительство является высшим органом исполнительной власти, возглавляющим единую систему исполнительной власти страны. Положение Правительства обеспечивается его полномочиями, закрепленными в Конституции Российской Федерации и в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997г. «О Правительстве Российской Федерации».
Как высший исполнительный орган Российской Федерации, Правительство в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции, федеральных законов, указов Президента, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль над их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ.
 В состав Правительства  входят Председатель, заместители Председателя Правительства и федеральные министры. В период с января 1994г. по 1997г. была проведена реорганизация федеральных органов исполнительной власти, в частности сокращено количество министерств и ведомств с тем, чтобы они не дублировали друг друга и не вмешивались в управление сферами, не отнесенными Конституцией РФ к ведению Федерации. Была также проведена реорганизация структуры аппарата Правительства, направленная на сокращение действия отраслевого принципа и усиление  функциональной направленности работы аппарата.
В результате преобразований федеральная исполнительная власть была разделена на две ступени: Правительство России и федеральные органы – министерства и иные органы.
Конституция РФ закрепляет определенный порядок формирования Правительства.
Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.[15]
    продолжение
--PAGE_BREAK--Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства, либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Государственной Думой.[16]
Заместители Председателя Правительства и федеральные министрыназначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства.
Правительство Российской Федерации действует в пределах срока полномочий Президента Российской Федерации и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.
Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом, Президент может сам принять решение об отставке Правительства.
Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. После этого Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Госдумы. Если же нижняя палата парламента в течение трех месяцев повторно выразит свое недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.
    Полномочия Правительства Российской Федерации Как высший орган федеральной исполнительной власти, Правительство Российской Федерации обладает очень широким кругом полномочий. Оно в пределах своей компетенции организует реализацию внутренней и внешней политики государства, осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, обеспечивает единство системы исполнительной власти в стране, направляет и контролирует деятельность ее органов, реализует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию, реализует предоставленное право законодательной инициативы.
В сфере экономики Правительство осуществляет регулирование экономических процессов, обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, прогнозирует социально-экономическое развитие страны, осуществляет управление федеральной собственностью, разрабатывает и осуществляет государственную политику в сфере международного экономического, финансового и  инвестиционного сотрудничества и т.д.
В сфере бюджета и финансов оно обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики, разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета, разрабатывает и осуществляет налоговую политику, управляет государственным внутренним и внешним долгом страны, осуществляет валютное регулирование и валютный контроль, руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях с иностранными государствами и т.д.
В социальной сфере Правительство обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, трудовых прав, прав на охрану здоровья и т.д.
В сфере науки, культуры, образования разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки науки, единой государственной политики в области образования и т.п.
В сфере природопользования и охраны окружающей среды обеспечивает проведение единой государственной политики в этих областях, координирует деятельность по предотвращению, уменьшению опасности и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.
В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью Правительство участвует в разработке и реализации государственной политики, направленной на обеспечение безопасности прав личности, общества и государства, осуществляет меры по обеспечению законности, по борьбе с преступностью, по обеспечению деятельности органов судебной власти.
В сфере обороны и государственной безопасности осуществляет меры по обеспечению Вооруженных Сил, обеспечивает развитие государственных целевых программ в области развития вооружения, принимает меры по охране государственной границы и т.п.
В сфере внешней политики и международных отношений осуществляет меры по реализации внешней политики государства, обеспечивает представительство России в иностранных государствах и международных организациях,  обеспечивает выполнение обязательств государства по международным договорам, осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности и т.п.
Правительству Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы, которая осуществляется путем внесения в Государственную Думу законопроектов. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.[17]
 В систему государственных органов исполнительной власти РФ входят федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты Российской Федерации, федеральные комиссии, федеральные службы, федеральные агентства и надзоры.
Министерство Российской Федерации – как и другие федеральные органы исполнительной власти – это самостоятельный орган системы. Он имеет центральный аппарат, реализующий функции данного органа в пределах определенной компетенции по предметной области государственного управления, которая входит в его ведение.[18] Возглавляется входящим в состав Правительства федеральным министром.
Министерство Российской Федерации, по определению Указа от 6 сентября 1996 г., — это «федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.[19]
 Хотя традиционно министерство является органом отраслевого управления, по сути многие министерства являются межотраслевыми и распространяют свои полномочия на все другие орган, объекты управления по определенной сфере функционального характера. В период с 1994 по 1997 год система министерств претерпела ряд структурных преобразований. В настоящее время она насчитывает 22 министерства.
Государственный комитет, федеральная комиссия России – федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их компетенции, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Возглавляются соответственно председателем государственного комитета, федеральной комиссии. Особенностью функциональной направленности этих органов является то, что не существует определенного критерия для их образования. Предусмотрены три комиссии: Федеральная энергетическая комиссия РФ; по рынку ценных бумаг; по недвижимому имуществу и оценке недвижимости.
Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России – федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу возглавляет руководитель, российское агентство – генеральный директор российского агентства, федеральный надзор – начальник федерального надзора России. В настоящее время действуют 21 федеральная служба, 2 российских агентства, 2 федеральных надзора России.
К федеральным органам исполнительной власти относятся также межведомственные, правительственные комиссии и советы. Это наиболее подвижная и изменяемая часть структуры исполнительной власти. Комиссии создаются и ликвидируются, их статус часто меняется или обновляется. Тем не менее, в настоящее время число действующих комиссий достаточно велико. Эти органы призваны восполнять недостаток координационных функций  основных структур исполнительной власти. В основном они имеют координационное назначение, некоторые выполняют аналитические и консультативные функции. Существуют и комиссии Правительства РФ, наделенные полномочиями госоргана и принимающие обязательные для других органов решения. Примером таких комиссий являются Комиссия Правительства РФ по оперативным вопросам и Межведомственная комиссия по переподготовке и повышению квалификации госслужащих федеральных органов исполнительной власти (решения обязательны только для органов, представленных в составе данной комиссии).
Действуют также межведомственные комиссии, решения которых обязательны для органов, делегирующих в ее состав своих представителей. Такова, например, комиссия по предотвращению поступлений на внутренний рынок недоброкачественных, опасных для здоровья населения потребительских товаров.
Правительство Российской Федерации – орган коллегиальный. Его заседания проводятся систематически, каждую неделю, и исключительно на них принимаются решения по важнейшим вопросам экономического развития страны.
§2. 3. Судебная власть и ее органы. В любой стране существуют различные юридические учреждения: органы дознания и расследования, прокуратура, нотариат, адвокатура и т.п. Особое место среди них занимает суд, являющийся носителем особой ветви государственной власти – судебной. Другие юридические органы такой властью не обладают.
Одной из разновидностей государственной власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов. Оно имеет ряд специфических признаков: осуществляется от имени государства, специальными государственными органами – судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.
Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в конституции Российской Федерации (гл.7)  и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996г. «О судебной системе Российской Федерации».
Основные конституционные принципы правосудия
Важнейший из них – осуществление правосудия только судом[20]. Это – гарантия законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Он находит свое отражение в установлении Конституцией рамок судебной власти и судебной системы Российской Федерации.
Носителями судебной власти в Российской Федерации являются прежде всего судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом в порядке, установленном федеральным законом.[21]
В Конституции Российской Федерации закреплено, что судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону[22]. Независимость судей – важнейшее условие самостоятельности и авторитетности   судебной власти, позволяет объективно и беспристрастно осуществлять правосудие.
Принцип подчинения судей только Конституции и федеральному закону неразрывно связан с предусмотренным в ст.120 Конституции положением, согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
В соответствии с Конституцией  судьи несменяемы. Их полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, предусмотренным в федеральном законе[23].
Судьи неприкосновенны. Это – одна из наиболее существенных гарантий их независимости.[24]
Разбирательство дел во всех судах является открытым, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
Конституция устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренным федеральным законом. В случаях, предусмотренным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
В соответствии с Конституцией (ст.124) финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудияв соответствии с федеральным законом.
Правосудие – главная, но не единственная функция судебной власти. Наряду с правосудием судебная власть осуществляет судебный надзор за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения, толкования правовых норм (Конституционным Судом – норм Конституции, руководящие разъяснения Верховного Суда).
Конституционный Суд Российской Федерации
Это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия его определены Конституцией  и федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. «О Конституционном суде Российской Федерации».[25]
Конституционный Суд имеет широкие полномочия. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории страны он разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральным законам, нормативным актам субъектов федерации; разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и ее субъектов;  проверяет конституционность примененного закона по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; дает толкование Конституции Российской Федерации, осуществляет другие полномочия, предоставленными ему Конституцией.
 Вместе с тем судебную власть как одну из ветвей государственной власти нельзя сводить только к рассмотрению конкретных судебных дел. Судебная власть — неотъемлемый элемент правового государства. Будучи сильной и независимой, она является гарантом прав каждого и должна быть в состоянии защитить эти права, кто бы на них ни покушался. Но что не менее значимо, судебная власть — это еще и гарантия нормальной деятельности исполнительной власти. Судебную власть характеризует не только правосудие, но и возможность оказать активное влияние на решения и действия исполнительной власти. Наличие властных полномочий судебной власти дает возможность говорить о судебном контроле за исполнительной властью.
Закон от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г.) предоставляет гражданам возможность беспрепятственно обращаться в суд за защитой своих прав. Суду подконтрольны любые действия (решения) любых структур и должностных лиц, если возникает опасность ущемления ими законных интересов личности.
Деятельность Конституционного Суда призвана служить укреплению основ конституционного строя Российской Федерации, защите основных прав и свобод человека и гражданина, утверждению начал законности в правотворчестве и правоприменении, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории страны.
Основными принципами деятельности Конституционного Суда провозглашены независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Независимость Конституционного Суда обеспечивается тем, что судьи несменяемы, неприкосновенны подчиняются только Конституции и федеральному закону, лишь в соответствии с которым могут быть прекращены их полномочия. Судьи не являются представителями каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий, движений и органи заций, должностных лиц, государственных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп. Важно, что судьи разрешают дела и дают заключения в условиях, исключающих постороннее воз действие на свободу их волеизъявления. Контрольные полномочия Конституционного Суда РФ в сфере исполнительной власти предусмотрены ст. 125 Конституции. Реализуя эти полномочия, суд разрешает дела о соответствии Конституции нормативных актов Президента, Правительства и органов исполнительной власти субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, разрешает споры о компетенции, включая споры между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектами. Воз можно разрешение и других дел, связанных с конституционным судебным контролем за актами органов исполнительной власти и ее должностных лиц. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Конституционный Суд, выявив конкретные нарушения Конституции или/и законодательства, действующего на территории России, своим представлением может обратить на это внимание органа исполнительной власти и должностных лиц. Представление должно быть рассмотрено субъектом, которому оно адресовано, не позднее чем в месячный срок со дня его получения; Конституционный Суд незамедлительно уведомляется о результате рассмотрения представления и мерах по его реализации.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих 8230 Достоевский
Реферат Гражданско-правовой договор 5
Реферат Гражданское общество теория и мировой опыт
Реферат Гражданское правоотношение 6
Реферат Гражданско-правовая ответственность и её виды
Реферат Гражданско-правовое регулирование наследования по завещанию
Реферат Гражданское право по Соборному уложению
Реферат Распространение ислама в России: исторический аспект вопроса
Реферат Гражданские права и свободы их содержание и гарантии
Реферат Гражданско-правовые сроки понятие, виды, значение, условия применения
Реферат Гражданство как институт России
Реферат Граждане физические лица как субъекты гражданских правоотношений 2
Реферат Гражданское общество понятие структура основные признаки
Реферат Гражданство как институт государственного права РФ
Реферат Роль музыки в жизни человека различных эпох