Предмет, метод и задачи бухгалтерского учета
Предметом бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная
деятельность предприятия или организации.
Финансово-хозяйственная
деятельность складывается из:
-
формирования источников, необходимых для деятельности. Источники могут быть
финансовыми и материальными;
-размещения
привлеченных и сформированных средств: создание производственных запасов,
затрат на производство продукции, реализации продукции, взаимоотношений с
бюджетом в части налогообложения и иные хозяйственные операции.
Метод бухгалтерского учета - ведение учета
финансово-хозяйственных операций на основе натуральных измерителей в денежном
выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их
выражения.
Задачами бухгалтерского учета являются:
-
формирование достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах
деятельности предприятий необходимой для оперативного руководства и управления,
а также ее использования инвесторами, покупателями, налоговыми, финансовыми, банковскими
органами и иными заинтересованными лицами;
-обеспечение
контроля за наличием движения имущества и использования материальных, трудовых
и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и
сметами;
-предупреждение
негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности, выявление и
мобилизация внутрихозяйственных ресурсов.
Основные правила ведения бухгалтерского
учета.
Основными
правилами ведения бухгалтерского учета в РФ (изложены в "Положении о
бухгалтерском учете в РФ") являются:
1.
Применение системы двойной записи. Это означает, что у каждого счета существует
два раздела - дебет и кредит. Каждая финансово-хозяйственная операция
отражается в учете по дебету одного счета и кредиту другого.
2.
В бухгалтерском учете принят единый план счетов. Последний введен в действие с
1.01.95 г.
3.
В учете существуют и применяются активные и пассивные счета. Сущность
разделения счетов на активные и пассивные заключается в объективном отражении
специфики тех или иных финансово-хозяйственных операций.
Активными
называются счета, которые имеют либо
нулевое, либо дебетовое сальдо (например, 01, 51, 50 счета). Счета с дебетовым
сальдо находятся в активе баланса. Нарастание по этим счетам идет по дебету,
расходование по кредиту счета.
Пассивными
называются счета, которые имеют либо
нулевое, либо кредитовое сальдо (например, 85, 80 счета). Они являются
зеркальным отражением активных счетов. Сальдо (остаток) по пассивным счетам
находится в пассиве баланса.
Кроме
активных и пассивных счетов существуют и применяются активно-пассивные счета.
Эти счета могут иметь дебетовое, кредитовое, нулевое или оба сальдо
одновременно. Примером такого счета может служить 71 счет (расчеты с
подотчетными лицами).
4.
Ведение аналитического и синтетического учета.
Синтетический
учет - это учет в разрезе укрупненных
групп однородных операций. Примером регистра синтетического учета является
Главная книга.
Аналитический
учет - это учет по каждой конкретной
операции. Регистрами аналитического учета являются оборотные и разработочные
ведомости и таблицы.
5.
Документирование хозяйственных операций. Документирование хозяйственных
операций производится на основе первичных бухгалтерских документов, фиксирующих
факт совершения сделки.
6.
Исправление ошибок в бухгалтерском учете допускается одним из трех способов:
-
метод зачеркивания - зачеркивается неправильная надпись, рядом пишется
правильная и ставится подпись ответственного лица;
-
метод красного сторно- рядом с неправильной дописывается правильная надпись
красным цветом
-
справка и исправительная проводка.
Иные
исправления не допускаются.
7.
Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется в
денежном выражении путем суммирования проведенных расходов. Баланс составляется
в валюте РФ.
8.
Бухгалтерские документы хранятся в установленном законодательством порядке и
сроках. Расчеты по заработной плате хранятся 75 лет.
9.
Инвентаризация. Существует обязательная инвентаризация и инвентаризация по
распоряжению руководства. Обязательная инвентаризация проводится при смене
материально ответственных лиц и при проверке кассового остатка. Регулирование
расхождения между фактическим наличием и учетными данными производится двумя
способами:
-
излишки приходуются;
недостача
сверх норм относится на виновных лиц.
К
бухгалтерскому учёту предъявляются следующие основные требования:
-сопоставимость
планируемых (прогнозных) и учётных показателей;
-достоверность
учётных данных;
-оперативность
учёта;
-полнота
и простота учёта;
-экономичность
учёта.
Сопоставимость
планируемых (прогнозных) и учётных показателей необходима, прежде всего, для контроля за выполнением
планов, прогнозов и заказов, например, по показателям производительности труда,
материалоёмкости, себестоимости продукции. Следует, однако, иметь в виду, что
по ряду показателей полной сопоставимости может и не быть, так как в состав
фактических затрат на производство продукции могут входить не планируемые,
непроизводительные расходы и потери от брака.
Достоверность
учётных данных обеспечивается
документированием всех хозяйственных операций, правильным осуществлением
инвентаризации, денежной оценки, учёта текущих затрат, калькулирования.
Оперативность
учета состоит в своевременном
представлении учётных данных для управления производством и составления
отчётности.
Полнота
и простота учета состоит в
предоставлении всей учётной информации, необходимой для управления
производством и бизнесом, а также для внешних пользователей, при недопущении
излишней информации, исключении дублирования и ненужных показателей. Учётная информация
должна быть максимально доступной для руководителей и специалистов организации
и её подразделений, учредителей, участников и собственников имущества
организации.
Экономичность
учёта характеризуется показателями:
количества работников предприятия (организации) на одного счётного работника,
уровня технической вооруженности работников учёта, определяемого отношением
стоимости технических средств по учёту к числу работников, и другими
показателями.
Учет выпуска готовой продукции
Изделия, которые прошли все стадии технической обработки
и соответствуют установленным стандартам или техническим условиям и сданы на
склад, называются готовой продукцией.
Сдачу
продукции из производства на склад оформляют накладными, которые выписывают в
цехах в двух экземплярах. Один экземпляр передается кладовщику, а другой с
распиской в приемке продукции остается в цехе.
В
бухгалтерии на основании сдаточных накладных ведут накопительные ведомости
выпуска готовой продукции за месяц.
В конце месяца в
ведомости подсчитывают количество выпущенной готовой продукции по видам изделий
и оценивают ее по плановой себестоимости. В этой оценке ведется аналитический
учет готовой продукции.
Производственную
себестоимость готовой продукции по видам изделий или заказам определяют по данным
аналитического учета основного производства. Выявленные суммы себестоимости
каждого вида изделий (заказ) проставляют в ведомости выпуска готовой продукции,
а потом складывают все эти суммы и получают фактическую себестоимость всего
выпуска. После этого устанавливают суммы отклонений фактической себестоимости
от плановой (экономию или перерасход) как по видам продукции, так и по всему
выпуску в целом.
Для
сверки данных аналитического учета по счету 20 «Основное производство» с
синтетическими счетами рассчитывают себестоимость товарной продукции в таблице
№ 3 журнала-ордера № 10.
Основой
расчета себестоимости товарной продукции являются итоговые данные по дебету
счетов 20 «Основное производство» и «Транспортно-заготовительные расходы». Их
переносят на первую строку расчета. Затем записывают суммы коррективов по
статье «Издержки производства, связанные с неисправимым браком продукции и
стоимостью ценных отходов».
После записи сумм
коррективов записывают стоимость незавершенного производства на начало и конец
месяца и подсчитывают фактическую себестоимость товарного выпуска продукции
основного производства.
По данным ведомости выпуска, сверенной с расчетом себестоимости
товарной продукции, производят записи в журнале-ордере № 10/1 по кредиту счета
20 «Основное производство» в корреспонденции с дебетом счета 40 «Готовая
продукция».
При необходимости, для
обобщения информации о выпущенной продукции, сданных заказчикам работах и
оказанных услугах за отчетный период, а также выявления отклонении фактической
производственной себестоимости этой продукции, работ, услуг от нормативной
(плановой) себестоимости используется счет 37 «Выпуск продукции (работ,
услуг)».
Счет 37 «Выпуск продукции (работ,
услуг)» — активно-пассивный, сальдо не имеет, так как ежемесячно закрывается,
используется для выявления отклонений фактических затрат от нормативной
(плановой) себестоимости выпущенной продукции, оказанных услуг, выполненных
работ. По дебету счета отражается фактическая производственная себестоимость
при корреспонденции со счетами: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные
производства» и др.; по кредиту — нормативная (плановая) себестоимость. Если
фактическая себестоимость определяется по окончании месяца, то по
нормативной—в течение месяца, но мере выпуска продукции, оказания услуг,
выполнения работ, их объем списывается в корреспонденции со счетами 40
«Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные», 46 «Реализация». Отклонения как
разница между оборотами:
а) сторнируются, если нормативные
затраты выше фактических (Д-т сч. 40, 45, 46, К-т сч. 37);
6) дополняются записью (Д-т сч. 40,
45, 46, К-т сч. 37).
Предприятие самостоятельно
принимает решение об использовании счета 37, так как фактически эту же роль
выполняет счет 40 «Готовая продукция».
Итак, независимо от видов собственности
(государственная, частная, смешанная), организационно-правовых форм
(акционерное, арендное, общество с ограниченной ответственностью и др.) или
рода деятельности (производство товаров народного потребления, машиностроение,
металлургия и пр.) каждое предприятие ориентируется, прежде всего на выбор
процесса производства. В процессе производства создаются условия для
дальнейшего роста рентабельности или через него предприятие приходит к
банкротству (несостоятельности). Поэтому тщательный учет затрат, контроль за
соблюдением норм расхода, своевременно произведенные ремонтные работы,
маркетинговые услуги, грамотное техническое и экономическое управление
предприятием — пути достижения необходимых результатов деятельности, чему и
способствует бухгалтерская (учетная) информация.
Готовая
продукция—конечный продукт производственного процесса предприятия. Это изделия
и продукты, полностью законченные обработкой на данном предприятии, отвечающие
требованиям стандартов и техническим условиям, принятые отделом технического
контроля и сданные на склад готовой продукции. Предприятия изготовляют
продукцию в строгом соответствии с разработанными плановыми заданиями по
ассортименту, количеству и качеству, постоянно уделяя большое внимание
вопросам увеличения объема выпускаемой продукции, расширения ее ассортимента и
улучшения качества.
В настоящих условиях основное значение
придается реализации по договорам-поставкам — важнейшему экономическому
показателю работы, определяющим эффективность, целесообразность хозяйственной
деятельности предприятия. В объем реализации включается отгруженная и
отпущенная продукция независимо от того, зачислен или нет платеж на расчетный
счет предприятия или получены векселя.
Таким образом, процесс реализации
завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему
выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам,
рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты.
Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости оборотных
средств, штрафы за невыполнение договорных обязательств перед покупателями,
задерживает платежи, ухудшает финансовое положение предприятия.
Наряду с объемом реализации
предприятие планирует сумму (объем) прибыли. Это возможно потому, что при
установлении продажных (договорных) цен на продукцию в состав ее включается
определенная сумма или процент прибыли (дохода). Если количество продукции,
подлежащей к реализации по плану, умножить на договорную цену, то получим ее
продажную стоимость по плану, а исходя из процента прибыли, рассчитывают
плановую сумму прибыли.
Фактическая сумма прибыли определяется
в бухгалтерии ежемесячно как разница между продажной стоимостью реализованной
продукции и ее полной фактической себестоимостью (производственная
себестоимость и расходы на сбыт продукции) за минусом суммы НДС.
Поэтому в системе организации
бухгалтерского учета на предприятиях особое место занимает учет готовой
продукции, ее отгрузки и реализации, в задачи которого входят:
систематический контроль за выпуском
готовой продукции, состоянием ее запасов и сохранностью на складах, объемом выполненных
работ и услуг;
своевременное и правильное
документальное оформление отгруженной и отпущенной продукции (работ, услуг),
четкая организация расчетов с покупателями;
контроль за выполнением плана
договоров-поставок по объёму и ассортименту реализованной продукции;
своевременный
и точный расчет сумм, полученных за реализованную продукцию, фактических затрат
на ее производство и сбыт, расчет сумм прибыли.
Успешное выполнение этих задач зависит
от ритмичности работы предприятия, правильной организации сбыта и складского
хозяйства, своевременности документального оформления хозяйственных операций.
Готовая продукция входит в
состав оборотных средств предприятия и поэтому, согласно Положению о
бухгалтерском учете и отчетности, должна отражаться в балансе по фактической
производственной себестоимости.
Фактическую себестоимость готовой
продукции можно рассчитать только по окончании отчетного периода (месяца). Движение
же продукции происходит ежедневно (выпуск, отпуск, отгрузка, реализация),
поэтому для текущего учета необходима условная оценка продукции. Текущий,
ежедневный учет движения готовой продукции ведется или по плановой
производственной себестоимости, или по договорным ценам предприятия, или в
розничных ценах.
Плановая цена единицы продукции
разрабатывается предприятием и обязательно показывается в плане, составляемом
на год с разбивкой по кварталам. В конце месяца плановая себестоимость должна
быть доведена до фактической путем расчета сумм и процентов отклонений по
группам готовой продукции. Суммы и проценты отклонений рассчитываются исходя
из остатка продукции на начало месяца и ее поступления за месяц. Отклонения
показывают экономию или перерасход, допущенные предприятием, и поэтому
характеризуют результаты его работы в процессе производства. Отклонения
учитываются на тех же счетах, что и готовая продукция, и записываются
сторно—экономия или обычной записью—перерасход. Процент отклонений и плановая
себестоимость отгруженной продукции позволяют рассчитать ее фактическую
себестоимость и остаток на складах на конец месяца.
При использовании в
учете других оценок готовой продукции (договорной, оптовой или розничной цен)
суммы и проценты отклонений рассчитываются в таком же порядке.
Большое
значение для правильной организации учета движения готовой продукции имеет
разработка ее номенклатуры — перечня наименований видов изделий, вырабатываемых
данным предприятием. За основу его составления берется классификация готовых
изделий по определенным признакам, позволяющим отличать одно изделие от
другого (модель, класс точности, фасон, артикул, марка, сорт). Номенклатурный
номер может иметь разное количество цифр.
Номенклатурой
пользуются следующие службы предприятия:
диспетчерская
— для контроля за выполнением графика выпуска изделий;
цехи
— для контроля за ассортиментом выпуска и для выписки накладных при сдаче
готовых изделий на склад;
отдел
сбыта — для контроля за возможностью выполнения договорных поставок;
бухгалтерия
— для аналитического учета и составления сводок и отчетов.
Документация по движению готовой продукции, ее отгрузке и
реализации
Предприятие разрабатывает годовой план выпуска
готовой продукции и календарные квартальные, месячные, дневные и почасовые
графики выпуска готовых изделий. Диспетчерские службы цехов ведут оперативный
учет выполнения графиков, что необходимо для определения ритмичности работы
цехов, срывов в работе и их причин. Графики взаимосвязаны со сроками отгрузки
готовой продукции и позволяют контролировать выполнение договорных обязательств
перед покупателями. Выпущенная готовая продукция переходит из сферы
производства в сферу обращения. Этот процесс фиксируется в первичных документах
— приемо-сдаточных накладных, актах, ведомостях, планах-картах и др.
Отпуск готовой продукции и ее отгрузка
оформляются приказом-накладной, в который включены два документа: приказ
складу и накладная на отпуск Приказ складу выписывает соответствующая служба
на основании условий договора с покупателями с указанием наименования
покупателя, его кода, количества и ассортимента продукции (графа/занаряжено),
срока отгрузки.
Материально ответственное лицо
(кладовщик) комплектует продукцию по каждому приказу и передает экспедитору для
отправки, записывая количество в графе «отпущено».
Документ подписывается начальником службы, кладовщиком
и экспедитором. Приказ-накладная оформляется в двух экземплярах: первый
передается экспедитору для указания количества отправленных мест, массы груза
согласно товарно-транспортной накладной и суммы оплаченного железнодорожного
тарифа за перевозку продукции до станции покупателя; второй экземпляр остается
у кладовщика как основание для отпуска. По нему в карточках складского учета в
графе «расход» проставляется количество отпущенной продукции, и документ
передается бухгалтеру. Экспедитор сдает продукцию транспортной организации,
получает квитанцию о приеме груза. На следующий день после отгрузки продукции
экспедитор обязан приказ-накладную и квитанцию транспортной организации
передать в бухгалтерию предприятия для выписки платежного требования на имя
покупателя.
Платежное требование—приказ банку поставщика
списать с расчетного счета плательщика стоимость отгруженной продукции
согласно счету-фактуре. Поэтому платежное требование содержит справочные данные
о местах нахождения поставщика и покупателя, их расчетных счетах, отделениях
банков, их обслуживающих, номерах договора, квитанции (накладной), виде
отправки, сумме платежа. Возможны два варианта платежного требования:
ассортимент, количество, продажную цену и стоимость отгруженной продукции
разрешается записывать непосредственно в платежном требовании или в платежном
требовании отражается только общая сумма к оплате, а в счете-фактуре —
ассортимент, количество, продажная цена и стоимость отгруженной продукции (в
этом случае счет-фактура должен быть обязательным приложением к платежному
требованию). В отдельной строке счета-фактуры или платежного требования
указываются стоимость тары и упаковки и железнодорожный тариф, оплачиваемые
покупателем. Иногда сумма оплачиваемого поставщиком железнодорожного тарифа
может включаться в сумму платежа. Отдельной строкой записывается сумма НДС от
суммы платежа. При заключении договора между поставщиком и покупателем дается
оговорка о франко-месте, до которого все расходы по отгрузке продукции несет
поставщик. Различают следующие их виды:
франко-склад поставщика, когда все расходы,
связанные с отгрузкой, предприятие-поставщик включает в платежное требование
(стоимость погрузочно-разгрузочных работ на складе, на станции железной дороги,
стоимость перевозки и железнодорожный тариф);
франко-станция отправления —
поставщик включает в платежное требование железнодорожный тариф и
стоимость погрузки продукции в вагоны;
франко-вагон станция назначения —
поставщик включает в платежное требование только сумму железнодорожного тарифа;
франко-станция назначения — все
расходы по отгрузке, включая железнодорожный тариф, оплачивает поставщик;
франко склад покупателя — кроме указанных расходов
поставщик оплачивает разгрузочно-погрузочные работы на станции покупателя, на
его складе и стоимость перевозки до его склада и др.
Самым распространенным видом оплаты в
нашей стране является франко-вагон станция отправления. Платежные документы
на отгруженную продукцию должны быть сданы в банк, на востребование платежа от
покупателя, в течение трех дней с момента отгрузки. В этом случае они будут
приняты в обеспечение ссуд под расчетные документы в пути, т.е. поставщик, не
дожидаясь платежа от покупателя, может начать новый цикл хозяйственной
деятельности (приобретать материальные ценности, рассчитываться с рабочими и
служащими, заниматься ремонтом оборудования, создавать продукцию и т. д.) за
счет ссуд банка (ссуды под расчетные документы в пути). Срок ссуды равен
двойному времени документооборота от банка поставщика до банка покупателя плюс
время на обработку документов и акцепт. Сумма ссуды равна сумме предъявленных
к оплате платежных документов минус не кредитуемые элементы (НДС и прибыль),
которые перечисляются в бюджет и расходуются (прибыль) по мере поступления
платежа за продук- цию на расчетный счет предприятия. По мере наступления срока
погашения ссуд под расчетные документы в пути банк списывает их суммы с
расчетного счета предприятия Платежные требования представляются в банк при
реестре.
Учет выпуска готовой
продукции находится под постоянным контролем бухгалтерии предприятия, так как
его ритмичность обеспечивает выполнение договорных обязательств по отгрузке
продукции покупателям, своевременность реализации и всех расчетов и выплат.
Ежедневно документы на выпуск готовой продукции поступают в бухгалтерию,
которая ведет количественный, натуральный учет выпуска по видам изделий. По
окончании месяца общее количество выпущенной продукции оценивается по
плановым, продажным ценам и по фактической себестоимости (по данным
аналитического учета производства). По показателям выпуска готовой продукции
определяется результат работы предприятия в процессе производства — экономия
или перерасход как разница между фактической и плановой себестоимостью
выпущенной продукции. Здесь же выпуск расценивается и по отпускным (продажным,
договорным) ценам, что дает возможность определить предполагаемую выручку и
прибыль после реализации выпущенной продукции.
Сумма фактической себестоимости выпущенной
продукции указывается в журнале-ордере № 10/1, в дебете счета 40 «Готовая
продукция» и кредите счета 20 «Основное производство». Счет 40 «Готовая
продукция» — активный, инвентарный. Сальдо счета показывает фактическую
себестоимость остатка готовой продукции на складах предприятия; оборот по
дебету — фактическую себестоимость выпущенной продукции основного производства
и прочих изделий, возвращенной покупателями продукции и полуфабрикатов
собственного производства, отгруженных на сторону; оборот по кредиту —
фактическую себестоимость отгруженной в отчетном месяце продукции.
В I разделе ведомости №
16 «Движение готовых изделий в ценностном выражении» получаем данные полной
характеристики счета 40 «Готовая продукция» в двух оценках — фактической и
учетной. Это необходимо для определения удельного веса фактических затрат в
общем объеме готовой продукции, которой располагало предприятие в отчетном
месяце (остаток на начало месяца плюс поступило из производства) к учетной
(плановой) их стоимости. Если этот процент равен 100, значит, фактические
затраты соответствовали плановым, если процент ниже 100, предприятие достигло
снижения себестоимости продукции, и в результате реализации данной продукции
оно получит сверхплановую прибыль; если процент выше 100, предприятие
допустило перерасход по статьям калькуляции и превысило плановую норму затрат.
Это же процентное отношение фактической
себестоимости всей продукции к ее учетной (плановой) себестоимости используется
бухгалтерией и для расчета фактической себестоимости продукции, отгруженной в
отчетном месяце, возвращенной покупателями, и остатка ее на конец месяца.
Остаток на конец месяца по фактической себестоимости необходим для последующей
сверки с Главной книгой, а с книгами учета остатков складов сверяется остаток
по учетным ценам.
Учет готовых изделий на складе организуется по
оперативно-бухгалтерскому методу, т. е. на каждый номенклатурный номер изделий
открывается карточка складского учета материалов (ф. № М-17). По мере
поступления и отпуска готовых изделий кладовщик на основе документов записывает
в карточках количество ценностей (приход, расход) и рассчитывает остаток после
каждой записи.
Бухгалтер обязан ежедневно принимать на складе
документы за истекшие сутки (приемо-сдаточные накладные, приказы-накладные,
товарно-транспортные накладные).
Правильность ведения
складского учета подтверждается подписью бухгалтера в карточке складского
учета.
На основании карточек
складского учета материально ответственное лицо ежемесячно заполняет ведомость
учета остатков готовых изделий в разрезе номенклатуры готовых изделий, единиц
измерения, количества и передаст ее в бухгалтерию. Здесь производятся
таксировка остатков по учетным ценам и сверка с данными бухгалтерского учета
(раздел I ведомости № 16).
Под отгруженной или
отпущенной продукцией, выполненными работами и оказанными услугами понимают
продукцию и услуги, платежные требования на которые сданы поставщиком в банк,
но не оплачены покупателями. Продукция, отгруженная в конце месяца, на которую
не сданы в банк платежные требования, отражается в балансе вместе с готовой
продукцией на складе в составе оборотных средств предприятия.
Учет отгруженной, отпущенной, но
неоплаченной продукции ведется на счете 45 «Товары отгруженные».
Это активный счет, его сальдо
показывает фактическую себестоимость продукции, материалов и тары отгруженных,
но не оплаченных на начало месяца покупателями, а также транспортные расходы,
включенные в платежные документы, для оплаты покупателями. Оборот по дебету
включает два понятия — фактическую себестоимость отгруженных в отчетном месяце
ценностей и транспортные расходы, подлежащие к оплате покупателями; оборот по
кредиту — фактическую себестоимость реализованной продукции, ценностей и сумму
транспортных расходов, оплаченных покупателями.
Учет движения отгруженной продукции
ведется в ведомости отгрузки, отпуска и реализации продукции и материальных
ценностей (II раздел), в которой совмещается аналитический и синтетический учет
отгрузки (отпуска), реализации продукции, материальных ценностей и услуг и
расчетов с покупателями. Аналитический учет отгрузки и реализации организуется
как по отдельным видам продукции в натуральном выражении, так и в разрезе
платежных документов в двух оценках—по фактической себестоимости и продажной
цене. Причем учитывается и общее количество продукции, оставшейся на начало и
конец месяца неоплаченной, отгруженной в отчетном месяце, возвра- щенной
покупателями и реализованной. Основанием для заполнения II раздела ведомости
являются ведомость за прошлый месяц (остаток неоплаченной продукции на начало
месяца), платежные требования и приказы накладные на отгруженную продукцию
отчетного месяца, а также выписки банка из расчетного счета предприятия. Сумма
оплаченного чеками железнодорожного тарифа за счет покупателя указывается в
ведомости отдельно, так как она в объем реализации не включается. Таким
образом, из II раздела возможно получить следующие данные: количество изделий,
отпущенных со склада и отгруженных за месяц как по ассортименту, так и в
стоимостном выражении; сумму транспортных расходов, суммы, причитающиеся по
счетам, платежным требованиям; состояние расчетов с покупателями, сведения о
поступивших в отчетном месяце суммах за продукцию и в возмещение транспортных
расходов и т. д. Показатели ведомости имеют большое оперативное значение, так
как на каждый день необходимо иметь сведение об объеме отгруженной и
реализованной продукции и в целях контроля за выполнением плана и договорных
обязательств.
Раздел III ведомости заполняется по
окончании месяца общими суммами по предъявленным счетам и состоит из трех
частей:. А—оплата и списания; Б—списано в связи с возвратом продукции, В—не
оплачено, не списано. Этот раздел служит для
контроля полноты отражения в журнале-ордере № 11 оборотов по кредиту
счетов 45 и 46 и правильности расчета остатков по счету 45 на следующий месяц.
Учет и распределение
внепроизводственных (коммерческих)
расходов
Расходы, связанные со
сбытом продукции, называются коммерческими (внепроизводственными). В их состав
входят: расходы на тару и упаковку, производимые согласно прейскурантам или
условиям договора за счет предприятия поставщика (упаковочная бумага,
древесина, шпагат), транспортные расходы по сбыту продукции, производимые за
счет поставщика, когда оптовые цены установлены франко-станция отправления
(погрузка, доставка, разгрузка), прочие расходы по сбыту (комиссионные сборы,
расходы по анализу продукции), предусмотренные финансовым планом предприятия.
Затраты на тару включаются во
внепроизводственные расходы в тех случаях, когда затаривание и упаковка
готовой продукции производятся после ее сдачи на склад. Если затаривание
производится в цехах до сдачи готовой продукции на склад, стоимость тары включается
в производственную себестоимость продукции.
Эти расходы учитываются на счете 43
«Коммерческие расходы». Этот счет активный; сальдо равно сумме произведенных
расходов, приходящихся на отгруженную, но не оплаченную на начало месяца
продукцию, оборот по дебету—затраты отчетного месяца, связанные с отгрузкой
продукции; оборот по кредиту—суммы, списанные в отчетном месяце на
реализованную продукцию. Внепроизводственные расходы не имеют в балансе
отдельной статьи, и поэтому при его заполнении остаток по счету 43 на конец
месяца присоединяется к остатку по счету 45. Аналитический учет по счету 43
организуется в ведомости № 15 по статьям расходов оборотами по дебету и кредиту
как за отчетный месяц, так и с начала года, что и обеспечивает условия для анализа
внепроизводственных расходов и составления отчетности Суммы оборота по дебету
счета 43 отражаются в журналах-ордерах № 1, 2, 7, 10/1, а оборота по кредиту—в
журнале-ордере № 11.
Внепроизводственные расходы
ежемесячно в доле, относящейся к реализованной продукции, списываются на счет
46 «Реализация». С этой целью Внепроизводственные расходы предварительно
распределяются пропорционально плановой и себестоимости отгруженной продукции.
При составлении отчетных калькуляций
определяется полная себестоимость выпущенной продукции, поэтому
внепроизводственные расходы распределяются непосредственно по отдельным видам
продукции путем прямого учета. Если указанные расходы на единицу продукции
нельзя определить прямым путем, их распределяют пропорционально весу, объему
или плановой производственной себестоимости.
Если не вся выпущенная продукция
отгружается в отчетном месяце, для определения полной себестоимости выпуска
продукции составляют расчет сумм внепроизводственных расходов, относимых на
себестоимость выпущенной продукции. Этот расчет выполняется на основе объема
товарного выпуска продукции и фактического уровня указанных расходов за
отчетный месяц.
Совокупность хозяйственных
операций, связанных со сбытом и продажей продукции, называется процессом
реализации. Его планирование начинается с обеспечения предприятия заказами, на
их основе составляется план по номенклатуре, положенный в основу организации
производственного процесса. Заказы согласовываются как с заказчиками
продукции, так и с поставщиками материалов. Заключаются договоры с покупателями,
в которых указаны ассортимент, срок отгрузки, количество и качество продукции,
цена, форма расчетов.
Моментом реализации считается или дата
зачисления на расчетный счет платежа от покупателя, или дата отгрузки, сдачи
продукции, работ, услуг и предъявления в банк платежных документов.
В обоих случаях реализованная продукция, работы,
услуги учитываются на счете 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».
Особенностью его является отражение по дебету и кредиту счета одинакового
количества (объема) реализованной продукции в разных оценках: по дебету—в сумме
фактических затрат и налога на добавленную стоимость, а по кредиту—в сумме
выручки зачисленного платежа или суммы, предъявленной к оплате, вместе с
налогом на добавленную стоимость. Эта особенность и позволяет использовать счет
46 для расчета финансового результата хозяйственной деятельности предприятия,
как разницу между оборотами. Превышение оборота по дебету означает убыток как
результат работы, а превышение оборота по кредиту—прибыль. Счет 46 сальдо не
имеет, так как ежемесячно закрывается в корреспонденции со счетом 80 «Прибыли
и убытки».
Если моментом реализации считается
факт сдачи (отгрузки) продукции, работ, услуг, первым вступает в работу счет 62
«Расчеты с покупателями и заказчиками». Это активный счет, сальдо которого
определяет отпускную стоимость сданных заказчику работ, услуг, продукции
неоплаченных; оборот по дебету - отпускная стоимость сданных работ, услуг,
продукции в отчетном месяце; оборот по кредиту - суммы, оплаченные покупателями
в отчетном месяце.
На
отдельных счетах определяются и учитываются результаты от реализации основных
средств (счет 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств») и прочих
активов (счет 48 «Реализация прочих активов»).
Учет
отгрузки и реализации организуется в разрезе субсчетов и синтетических
показателей в журнале-ордере № 11, предназначенном для отражения оборотов по
кредиту счетов 40, 43, 45, 46, 47, 48, 62 и аналитических данных к счетам 45 и
46. Журнал-ордер № 11 заполняется на основании аналитических данных ведомостей
№ 15 и 16. Важно знать, что аналитические данные к счетам 45 и 46 приводятся в
журнале-ордере № 11 по фактической себестоимости, по учетным ценам, в суммах по
предъявленным счетам или заменяющим их документам и в оборотах не только за
отчетный месяц, но и с начала года, с отражением сумм налога.
Обороты
с начала года в объеме отгруженной продукции используются для расчета
процентного отношения фактической себестоимости к сумме по предъявленным
счетам. Оно всегда меньше 100%, так как показывает долю фактических затрат
предприятия в суммах выручки, т. е. продажной стоимости готовой продукции.
Оставшаяся часть отражает долю прибыли.
Указанный
процент имеет большое значение не только для анализа выполнения плана прибыли,
но и для расчета фактической себестоимости остатка не оплаченной на конец
месяца отгруженной и отпущенной продукции, выполненных работ и услуг. Для этого
суммы продажной стоимости по всем не оплаченным на конец месяца счетам
умножаются на процентное отношение.
Аналитические
показатели к счету 45 журнала-ордера № 11 используются для расчета реализации,
т. е. аналитических показателей к счету 46 в части фактической себестоимости и
вырученных сумм (поступившего платежа).
Сумма прибыли определяется исходя из
реализованной продукции по продажным ценам (суммы вырученные) минус фактическая
себестоимость реализованной продукции минус сумма НДС минус сумма
внепроизводственных расходов. По аналитическим данным журнала-ордера №11 на сумму прибыли бухгалтерия
составляет справку к журналу-ордеру № 15 с корреспонденцией счетов:
Д-т
сч 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»
К-т
сч 80 «Прибыли и убытки».
Несколько слов о необходимости создания резерва по
сомнительным долгам (фонде риска). С изменением момента реализации предприятие
вынуждено прибегать к самофинансированию объема реализации, не оплаченного покупателями
и заказчиками, тля выполнения обязательств и платежей, связанных с реализацией
(налоги в бюджет и др.). В международной практике в этих случаях принят
порядок создания резерва, как источника для пополнения оборотных средств за
счет балансовой прибыли. Его размер определяется ежегодно или в процентном
отношении к сумме дебиторской задолженности (при более стабильных ее суммах)
или в сумме фактически сложившейся дебиторской задолженности по каждому
сомнительному долгу Такая возможность обеспечивается проведением инвентаризации
расчетов, перед составлением годового отчета. Списание средств осуществляется
по мере истечения срока исковой давности или решений арбитража и судебных органов
о признании покупателя неплатежеспособным (или в иске отказано). Для учета
указанных операций, используется счет 82 «Резерв по сомнительным долгам» — пассивный,
сальдо — кредитовое означает сумму неиспользованного резерва, а обороты
1.
При образовании резерва—
Д-т сч 80 «Прибыли и убытки»
К-т
сч 82 «Резерв по сомнительным долгам»;
2.
При использовании резерва—
Д-т
сч. 82 «Резерв по сомнительным долгам»
К-т
сч 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
3.
Неиспользованная сумма резерва на конец года (превышение резерва
над фактической суммой сомнительной задолженности) —
Д
т сч. 82 «Резерв по исполнительным долгам»
К-т
сч 80 «Прибыли и убытки»
Учет операций ведется в
журналах-ордерах № 11, 15 и в ведомости № 16.
Налоговые платежи при реализации готовой продукции.
В соответствии с действующим законодательством предприятия при реализации
продукции потребителям являются плательщиками в бюджет налога на добавленную
стоимость и специального налога. Эти налоги устанавливают в процентах к объему
реализации:
НДС - 20 или 10 % (по отдельным видам товаров работ услуг);
СН - 3% к объему реализации.
Согласно действующему законодательству по некоторым видам товаров, работ услуг
НДС и СН не уплачиваются.
Сумма налогов НДС и СН начисляется в бюджет Дт46 Кт68, в установленный срок
должны быть перечислены Дт68 Кт51.
Если предприятие реализует готовую продукцию в валюте, то и налоговые платежи
в бюджет они вносят в валюте.
НДС и СН уплачивают:
- предприятия со среднемесячными платежами более 3 млн. рублей - ежедекадно
15-го, 25-го и 5 числа следующего месяца, исходя из фактических оборотов
реализации товаров по последнему месячному счету;
- предприятия со среднемесячными платежами от 1 млн. рублей до 3 млн. рублей
ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца от фактических оборотов реализации
товаров за истекший месяц;
- предприятия со среднемесячным платежом до 1 млн. рублей - ежеквартально,
не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по
фактическим оборотам реализации товаров за истекший квартал;
- малые предприятия независимо от реализации продукции уплачивают эти налоги
от фактического объема реализации ежеквартально, не позднее 20-го числа
месяца, следующего за отчетным кварталом.
Для контроля за выполнением обязательств перед бюджетом по указанным налогам,
предприятия всех организационно-правовых форм представляют сведения в свою
налоговую инспекцию. Если предприятия задержали уплату налогов, то с них
взимается пеня в размере 0,7% за каждый день просрочки к неуплаченной сумме
налога.
Предприятия, реализующие товары, как освобожденные от НДС, так и облагаемые
налогом, имеют право на получение льготы в том случае, когда учет затрат на
производство и реализацию таких товаров ведется раздельно, т.е. в развитие
счета 46 следует открыть субсчета:
1. "Реализованные товары с НДС по ставке 20%";
2. "Реализованные товары с НДС по ставке 10%";
3. "Реализованные товары, освобожденные от НДС и СН".
Предприятия, реализующие подакцизные товары, кроме того, являются
плательщиками в бюджет акциза Дт46 Кт68; Дт68 Кт51. Порядок и сроки уплаты
в бюджет акцизного налога установлены Инструкцией № 2 ГНС.
Вариант
№3.
Задание:
Составить
начальный баланс на 1 октября отчетного года, открыть счета, внести в них
изменения и подсчитать конечное сальдо. Заполнить журнал регистрации
хозяйственных операций за октябрь месяц. Составить оборотную ведомость за
октябрь и баланс на 1 ноября отчетного года.
На
1ое октября баланс пр-я содержал следующие остатки (руб.):
Хозяйственные
операции за октябрь (руб.):
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |