Реферат по предмету "Экономика"


Анализ себестоимости продукции и затрат на рубль товарооборота частного унитарного предприятия "Соломон"

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ ИРАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра экономики
РЕФЕРАТ
на тему:
 
«Анализ себестоимости продукции и затрат на рубль товарооборота частногоунитарного предприятия «Соломон»»
МИНСК, 2008

Объектами анализарасходов на реализацию являются следующие показатели:
— расходы на реализацию вцелом и по элементам затрат;
— затраты на рубльтоварооборота;
— отдельные статьизатрат.

1. Расходы на реализацию в целом и по элементам затрат
На первом этапе анализана основании данных отчетности ЧУП «Соломон» составим таблицу 1,характеризующую объем товарооборота, сумму расходов на реализацию и уровеньрасходов на реализацию по отношению к товарообороту.
Таблица 1 Анализ расходовна реализацию ЧУП «Соломон», млн.руб.Показатели 2006 г. 2007 г. Отклоне-ние (+/-) Темп роста, % 1. Товарооборот без налогов 680,8 981,1 +300,3 144,11 2. Расходы на реализацию 55,8 15,3 -40,5 27,42 3. Уровень расходов на реализацию, % 8,20 1,56 -6,64 -
Увеличение товарооборота произошло в 2007 году за счетрасширения ассортимента импортируемой продукции, которая не имеет конкурентнойпродукции на рынке Беларуси. Мониторинг рыночной структуры, проведенный в 2006 г., показал, что спрос на дорогие сорта кофе не удовлетворен. Поэтому было принято решение, опробной поставке зернового кофе. Основными покупателями стала сеть кафейн, гдеготовят настоящий вкусный кофе.
Расходы на реализацию уменьшились в 2007 году за счетсокращения расходов на рекламу (СМИ, сайт, розыгрыши призов): в 2006 г. отделом маркетинга была проведена большая работа по созданию имиджа и стиля компании, что,безусловно, дало свои результаты, но на 2007 г. на отчетном собрании запланировали идти другим путем. Теперь реклама работает на нас, т.е. население уже знает,что кофе «Amato», хоть и дорогой, но, кто хочет пить насыщенный, крепкиймолотый, выберет именно его. Также нашел своих покупателей чай «Плейти». Всередине 2006 г. был создан личный сайт предприятия, на котором можно найтиинтересующую информацию: о компании, о продукции, о сети магазинов и рынков,где можно купить нашу продукцию, а также от отделе сбыта. Расширениеассортимента происходит через ознакомление покупателей с нашей продукцией.Еженедельно в сети гипермаркетов проходят акции, в которых людям рассказывают оновых или видоизменившихся товарах.
Для того чтобы уменьшить транспортные расходы, приперезаключение договоров с оптовыми покупателями о том, что в текущем годудоставки товара не будет, т.е. предложен был самовывоз. Также отдел маркетингапредложил поставщикам на выгодных условиях увеличить сроки оплаты отгруженнойпродукции (от 30 до 90 дней).            Таким образом, на основании данныхтаблицы 1 можно сделать следующие выводы. Товарооборот в динамике увеличился на300,3 млн. руб. или на 44,11%.
Расходы на реализацию по сумме в динамике снизились на40,5 млн. руб. или на 72,58%. А уровень расходов на реализацию снизился на6,64%. Темп снижения уровня расходов на реализацию составил 80,98 % (-6,64 /8,2 х 100).
На практике по размеру снижения (повышения) уровнярасходов на реализацию определяют сумму их относительной экономии или перерасходаи дают оценку соблюдения сметы торговых расходов. По ЧУП «Соломон» суммаотносительной экономии расходов на реализацию за год составила 65,14 млн. руб.[981,1 х (-6,64): 100].
Вышеперечисленные факты свидетельствуют о достаточностабильной работе относительной экономии и улучшении основных показателей в динамике,поскольку товарооборот растет более медленными темпами, чем расходы нареализацию.
Анализ выполнения плана расходов на реализацию ЧУП «Соломон»за 2006-2007 гг. в таблице 2.

Таблица 2. Анализ выполнения плана расходов на реализацию ЧУП «Соломон» за2006-2007 гг.Показатели Факти-чески за 2006г. Отчетный 2007 г. Процент выполнения плана Отклонение Темп роста к 2006 г., % план факт от плана от 2006 г. Общий объем товарооборота, млн. руб. 680,8 970,0 981,1 101,14 +11,1 +300,3 144,11 Общая сумма расходов на реализацию, млн. руб. 55,8 14,5 15,3 105,52 +0,8 -40,5 27,42 Средний уровень расходов на реализацию к товарообороту, % 8,2 1,49 1,56 104,36 +0,07 -6,64 19,02
Процент выполнения плана по товарообороту в 2007 г. составил 101,14%, или 981,1 млн. руб., общая сумма расходов на реализацию в 2007 г. по сравнению с планом увеличилась на 0,8 млн. руб., уровень расходов на реализацию ктоварообороту в 2006 г. по сравнению с планом увеличился на 0,07%. По сравнениюс 2006 годом общая сумма товарооборота увеличилась на 300,3 млн. руб. или на44,11%, расходов на реализацию – уменьшилась на 40,5 млн. руб. или на 72,58%.Уровень расходов на реализацию к товарообороту снизился за исследуемый периодна 6,64%.
Таким образом, за период 2006-2007 гг. наблюдаетсятенденция роста товарооборота и снижение общей суммы расходов на реализацию иуровня расходов на реализацию к товарообороту.
На втором этапе анализа расходов на реализацию ЧУП«Соломон» следует изучить состав и структуру расходов по основным элементамзатрат (таблица 3).

Таблица 3. Анализ динамики расходов нареализацию товаров ЧУП «Соломон» за 2006-2007 гг., млн. руб.Экономический элемент затрат 2006 г. 2007 г. Отклонение, +/-2007 от 2006 Полная сумма расходов 55,8 15,3 -40,5 Материальные затраты 6,9 0,6 -6,3 Расходы на оплату труда 14,9 5,3 -9,6 Отчисления на социальные нужды 5,2 1,9 -3,3 Амортизация 1,3 0,5 -0,8 Прочие затраты 27,6 6,9 -20,7
Как показывают данные таблицы 3 и рисунка 1, сумма расходовна реализацию товаров ЧУП «Соломон» уменьшается в динамике. В 2007 году посравнению с 2006 годом они снизились на 40,5 млн. руб. Снижение в 2007 годупроизошло по таким видам расходов на реализацию, как материальные затраты (на6,3 млн. руб.) произошло за счет сокращения потребления канцтоваров, снижениестоимости приобретаемой рабочей одежды для сотрудников склада; также у насуменьшились расходы на оплату труда (на 9,6 млн. руб.) за счет разработки новоймотивации сотрудникам компании, которая заключается в том, что премииначисляются исходя из размера прибыли компании в целом за отчетный период, отчисленияна социальные нужды (на 3,3 млн. руб.), амортизация уменьшилась (на 0,8 млн. руб.)за счет уменьшения стоимости основных средств – в виде амортизационныхотчислений и прочие затраты (реклама, транспортные расходы, проценты покредитам) (на 20,7 млн. руб.).

/>

Рисунок 1. Динамика расходов нареализацию товаров ЧУП «Соломон» за 2006-2007 гг.
Далее проведем анализ структуры расходов на реализациютоваров ЧУП «Соломон» за 2006-2007 гг. (таблица 4 и рисунки 2-3).Таблица 4. Анализ структуры расходов на реализацию товаров ЧУП«Соломон» за 2006-2007 гг.Экономический элемент затрат 2006 г. 2007 г. Отклонение, +/-2006 к 2007 Полная сумма расходов 100 100 - Материальные затраты 12,31 3,94 -8,37 Расходы на оплату труда 14,9 5,3 -9,6 Отчисления на социальные нужды 9,30 12,34 +3,04 Амортизация 2,26 3,41 +1,15 Прочие затраты 49,50 45,41 -4,09

/>

Рисунок 2. Структуры расходов нареализацию товаров ЧУП «Соломон» за 2006 г.
/>

Рисунок 3 Структуры расходов нареализацию товаров ЧУП «Соломон» за 2007 г.
Таким образом, меняется структура расходов на реализацию,значительную долю в расходах на реализацию на протяжении двух лет составляютрасходы на оплату труда и прочие затраты.
Расходы на оплату трудазанимают 34,91% от общей суммы в 2007 году, и их доля увеличивается в 2007 годупо сравнению с 2006 годом на 8,27 процентных пункта, а прочие затраты занимают45,41% от общей суммы, но их доля уменьшается в 2007 году по сравнению с 2006годом на 4,09 процентных пункта.
 Доля отчислений насоциальные нужды увеличилась в 2007 году по сравнению с прошлым годом на 3,04%,доля амортизации основных фондов – уменьшились на 1,15 процентных пункта и доляматериальных затрат — снизилась на 8,37%.
Анализ выполнения плана расходов на реализацию по составу иструктуре ЧУП «Соломон» за 2006-2007 гг. в таблице 5.
Таблица 5. Анализ выполнения плана расходов на реализацию по составу и структуре ЧУП«Соломон» за 2006-2007 гг. Показатели Факт 2006 г. 2007 г. Отклонение в 2007 г. план факт от плана от 2006 г. Материальные затраты 6,9 0,5 0,6 +0,1 -6,3 Расходы на оплату труда 14,9 5,1 5,3 +0,2 -9,6 Отчисления на социальные нужды 5,2 1,6 1,9 +0,3 -3,3 Амортизация 1,3 0,5 0,5 - -0,8 Прочие затраты 27,6 6,7 6,9 +0,2 -20,7 Всего расходов на реализацию 55,8 14,5 15,3 +0,8 -40,5
Анализ таблицы 5 показывает, что рост общей суммы расходов нареализацию в 2007 г. по сравнению с планом на 0,8 млн. руб. был вызван в основномростом отчислений на социальные нужды (0,3 млн. руб.), оплаты труда (0,2 млн.руб.) – т.к. количество людей на предприятии увеличилось прочих расходов (0,2млн. руб.).
В течение периода 2006-2007 гг. наблюдаетсятенденция роста расходов на реализацию по всем статьям, кроме статьиамортизация. Особенно значительно увеличились расходы на реализацию по статьерасходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды и прочие расходы.
Таблица 6. Анализ уровня расходов на реализациюпо ЧУП «Соломон» за 2006-2007 гг., млн. руб.Показатели 2006 г. 2007 г.
Отклонение
(+/-) Сумма В % к обороту Сумма В % к обороту Сумма % Материальные затраты 6,9 1,01 0,6 0,06 -6,3 -0,95 Расходы на оплату труда 14,9 2,19 5,3 0,54 -9,6 -1,65 Отчисления на социальные нужды 5,2 0,76 1,9 0,19 -3,3 -0,57 Амортизация основных средств и нематериальных активов 1,3 0,19 0,5 0,05 -0,8 -0,14 Прочие расходы 27,6 4,05 6,9 0,70 -20,7 -3,35 Всего расходы на реализацию 55,8 8,20 15,3 1,56 -40,5 -6,64 Товарооборот 680,8 100 981,1 100 +300,3 - Расходы на 1 млн. руб. 0,08 - 0,02 - -0,06 -
Наосновании данных таблицы 6 можно сделать следующие выводы.
Объем расходов на реализацию по ЧУП «Соломон» за 2007 г. составил 15,3 млн. руб. по сравнению с 55,8 млн. руб. за 2006 год. То есть сумма расходов нареализацию снизилась на 40,5 млн. руб.
Затратына 1 млн. рублей на реализацию за 2007 г. составили 0,02 млн. руб. по сравнению с 0,08 млн. руб. за 2006 г., т.е. произошло уменьшение на 0,06 млн. руб.
Произошлиизменения в соотношении с объемом товарооборота по следующим статьям:
— материальные затраты (0,06-1,01= -0,95%)
— расходы на оплату труда (0,54-2,19= -1,65%)
— отчисления на социальные нужды (0,19-0,76= -0,57%)
— амортизация основных фондов (0,05-0,19= -0,14%)
— прочиерасходы (0,7-4,05= -3,35%)
Посравнению с прошлым периодом произошло относительное снижение:
— материальных затрат на 9,32 млн. руб. [981,1х(-0,95):100];
— расходовна оплату труда на 16,19 млн. руб. [981,1х(-1,65):100];
— отчислений на соц. нужды на 5,59 млн. руб. [981,1х(-0,57):100];
— амортизации основных средств на 1,37 млн. руб. [981,1х(-0,14):100];
— прочихрасходов на 32,87 млн. руб. [981,1х(-3,35):100].
Всегоотносительная экономия по отдельным статьям расходов на реализацию составила186,04 млн. руб. (-9,32-16,19-5,59-1,37-32,87), или 6,66% к обороту(-65,34/981,1 х 100).
Такимобразом, по большинству статей размер расходов на реализацию уменьшился, ауровень расходов на реализацию в % к товарообороту снизился по большинствустатей за счет увеличения товарооборота, что является положительной тенденциейв работе предприятия.

2. Затраты на рубль товарооборота
В качестве важногообобщающего показателя расходов на реализацию – анализируются затраты на рубльтоварооборота. Этот показатель характеризует уровень затрат одного рубляобезличенных товаров и определяется отношением общей суммы затрат на закупку иреализацию товаров к товарообороту.
Достоинство названногопоказателя в том, что, во-первых, очень универсальный: может рассчитываться влюбой отрасли и охватывать как отдельные виды товаров, так и все товары,реализуемые торговым предприятием, т. е. посредством этого показателя сдопустимой мерой условности можно сравнить уровень затрат на различныхпредприятиях, и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между затратами иприбылью: повышение затрат ведет к снижению прибыли с каждого рубля товаров и наоборот.
К числу его недостатков следует отнести то, что наэтот показатель может оказывать влияние множество факторов как субъективного,так и объективного характера, т.е. не зависящих от качества работы коллективапредприятия.
Расчет уровня затрат на рубль товарооборота ЧУП «Соломон»представлен в таблице 7.
Таблица 7. Расчет уровня затрат на рубль товарооборота ЧУП«Соломон»Показатели 2006 г. 2007 г. Отклонение, +/- 1. Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг, млн. руб. 493,5 800,1 +306,6 2. Расходы на реализацию, млн. руб. 55,8 15,3 -40,5 2. Товарооборот, млн. руб. 680,8 981,1 +300,3 3. Затраты на рубль товарооборота, коп. ((стр.1+стр.2)/стр.3*100) 80,68 83,11 +2,43
В 2007 году фактическиезатраты на рубль товарооборота увеличились на 2,43 коп. по сравнению с 2006годом, это произошло за счет уменьшения расходов на реализацию.
Таким образом, былпроведен анализ отклонения от плана, динамики, состава и структуры расходов нареализацию ЧУП «Соломон» в целом по организации, а также по элементам затрат.

ЛИТЕРАТУРА
1.        Акулич В.В.Анализ эффективности использования трудовых ресурсов и средств на оплату труда// Планово-экономический отдел – 2004, №6 – с. 48-51.
2.        Ермолович Л.Л.Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: Экоперспектива,2001 – 576 с.
3.        Ковалёв В.В.,Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности. М.: Проспект, 2004 – 424 с.
4.        Кравченко Л.И.Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Мн.: Новое знание, 2004 – 569 с.
5.        Макарьева В.И.,Андреева Л.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. М.:Финансы и статистика, 2004 – 264 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :