Теория регулярных соответствий
Е.В. Бреус
Одна
из первых попыток создания полноценной теории перевода была предпринята в
трудах русских ученых А.В. Федорова и Я.И. Рецкера. Они разработали
лингвистическую теорию перевода, получившую название теории регулярных
соответствий. Полного осознания перевода как междисциплинарного явления еще не
было, и внимание исследователей вполне обоснованно было сосредоточено на его
языковом аспекте. Значение этой теории трудно переоценить. Ее авторы были
пионерами, одними из первых среди тех, кто дал четкое определение переводческих
процессов. Они нащупали два узловых понятия в переводе - переводческие
соответствия и переводческие преобразования.
Важнейшим
достижением созданной ими теории является определение механизмов перевода,
основанных на взаимоотношениях между логическими понятиями. Это трансформации
генерализации и конкретизации наряду с метонимическим и антонимическим видами
перевода.
Положения
теории регулярных соответствий легли в основу большого количества учебников и
учебных пособий, на которых воспитывалось не одно поколение переводчиков.
Теория
регулярных соответствий была началом огромной работы, и в ней, естественно,
были свои недочеты. Основным среди них было отсутствие четкой грани между
языком как набором формальных средств и речью, понимаемой как использование
формальных языковых средств для целей общения. В качестве соответствия - основы
для сопоставления двух языков - использовались языковые единицы, слова и
грамматические конструкции. Об этом свидетельствуют названия разделов в учебных
пособиях, озаглавленные "Перевод прилагательных", "Перевод
артикля" и т.п.
В
каждом языке существует своя, присущая только ему система формальных отношений,
поэтому выбор формальных единиц в качестве переводческого соответствия является
в принципе неверным.
Вместе
с тем нужно подчеркнуть, что в своем последующем развитии теоретическая мысль
не отвергла теорию регулярных соответствий. Впитав ее достижения, она пошла по
пути преодоления присущих ей недостатков.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru http://linguistic.ru