Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Определение, классификации и функции эмоций

Определение, классификации и функции эмоций.

Рубинштейн.
Эмоции - это переживания, в которых выражается отношение субъекта к миру. Мир:
1) объекты, отношения, ситуации (восприятие связано с эмоциями) 2) внутренний
мир, состояние тела человека, физиологические нужды, воображение. 3) это наши
действия и поведение - человек эмоционально к ним относится. Т.о. эмоции
сопровождают все, что человек совершает и испытывает.
Потребность – Эмоции –Деятельность.

Двойственное
отношение эмоции потребности: эмоция – конкретная психическая форма
существования потребности, в результате появляется стремление к тому, что
приведет к удовлетворению потребности (предмету), но потом предмет доставляет
нам удовлетворение или нет, и у нас рождается чувство по отношению к нему
(активно-пассивное взаимоотношения потребности и предмета:
потребность-эмоция-предмет или предмет-эмоция-потребность).

Но
человек существо полимотивированное и один и тот же предмет (ситуация) может
быть снабжен разным эмоциональным отношением (амбивалентность). Отсюда чувства
человека определяются не изолированной потребностью, а всей структурой
личности.

Эмоции
и деятельность. С одной стороны, ход и исход человеческой деятельности вызывают
обычно у человека те или иные чувства, с другой – чувства человека, его
эмоциональные состояния влияют на его деятельность. Эмоции не только
обуславливают деятельность, но и сами обуславливаются ею.

Деятельность
на удовлетворение потребности – эмоция (отношение цели и результата).

Ход
деятельности: предвидение критических точек – нарастание напряжения – минуя
точку – разрядка.

Внутренняя
противоречивость деятельности – возбуждение. Гармоничный характер деятельности
– успокоение.

Рубинштейн.
Эмоции – психическое отражение актуального состояния потребности. Эмоции легче
выявить тогда, когда потребности не удовлетворены.

Леонтьев:
Эмоции – психическое отражение смыслов выполняемых действий и условий их
выполнения. Эмоции есть ключ к осознанию мотива, его поверхностное проявление.
Эмоция – субъективный эквивалент потребности. Леонтьев: мотив – предмет
потребности и предмет деятельности. Функции мотива: побуждение и образование
смысла. Смысл – представленность в сознании отношения мотива к цели. Эмоция –
психическая представленность смысла.

Эмоции
- психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания
смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных
свойств к потребностям субъекта.

Эмоции
- особый класс психических процессов и состояний, связанными с инстинктами,
потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания
(удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимых, действующих на индивида
явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Характеристики эмоций (Рубинштейн):
Феноменальные характеристики

Эмоция
– это переживание, характеризующее состояние субъекта и его отношение к
объекту, а не содержание события, в отношении которого она возникает.

Эмоциональные
переживания полярны (всякое переживание имеет свою противоположность).
Сущностные характеристики

Объективная
роль в жизни человека и основная функция: эмоции объективно связывают между
собой события в жизни человека с его потребностно-мотивационной сферой. Эмоции
всегда возникают в связи с определенными потребностями или мотивами и по
отношению к каким-либо событиям. В теории деятельности определяются как
отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения
мотива деятельность успешна - положительные эмоции, если нет - отрицательные

Группы
функций эмоций:

Оценочная.
Оценка, образование аффективных следов эмоциональной памяти (аффективная
память), предвосхищение. Эмоциональное подкрепление: собственная оценка текущих
событий. Следообразование: собственная оценка прошлых событий.
Структурирование: предвосхищение будущих событий.

Побуждение
и организации. Активация и мобилизация организма; смыслообразование, организует
ситуацию и действие в ней; синтез ситуации, обобщение; задание структуры
решения задачи; дезорганизация поведения.

Экспрессивная.
Выражение эмоциональных состояний; невербальная коммуникация.

Функции
эмоций.

Оценочная
функция. (Симонов) Эмоции сигнализируют о некоторых значимых для человека
событиях, которые происходят в окружающем мире. Появляется мотивационная
значимость событий. Информационная теория эмоций: эмоция оценивает вероятность
ожидаемого события, вероятность удовлетворения потребности. Э = f [П,В], где П
– потребность, В – вероятность ее удовлетворения. В = Ин - Ис (Ин – необходимая
информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребностей, Ис -
существующая информация о средствах, которыми реально располагает субъект в
данный момент). Если Ин > Ис, то эмоция отрицательная, если нет –
положительная.

Побудительная
функция. (Рубинштейн) В эмоциях субъективно отражаются потребности и мотивы,
они могут являться побудителями действий.

Аварийное
разрешение ситуации. Эмоции могут навязывать человеку стереотипные способы
поведения в определенных условиях, например, бегство при сильном страхе.

Дезорганизующая
функция. В ряде случаев эмоции могут разрушать или дезорганизовывать поведение.
Волнение, аффект.

Регулирующая
функция (Леонтьев).

Функция
подкрепления. Эмоции могут подкреплять те формы поведения, которые ведут к
удовлетворению имеющихся потребностей.

Функция
предвосхищения. Эмоции могут предвосхищать результаты действия до его
выполнения.

Эвристическая
функция. В творческом мышлении – эмоциональное предвосхищение решения задачи,
указание пути к решению (уменьшение времени решения за счет уменьшения
возможных путей решения), но оно не всегда верное, после него сужается зона
поиска.

Синтезирующая
функция (Вундт). Чувственный тон ощущения, законы соединения простых чувств в
частичные и цельные тенденция чувств к интеграции, объединению.

Функция
активации ЦНС. Изучается нейрофизиологией в связи с уровнем общей активациии
НС.

Экспрессивная
функция. Эмоциональные переживания сопровождаются «выразительными движениями»,
которые могут использоваться в общении – мимика. По разному выражается на 3
уровнях: природный уровень – сигнал, за которым стоит природный аффект (аналог сигнальная
речь животных); социальный уровень – знак, «язык эмоций». Круг Шлосберга –
шкала мимического выражения эмоций:
Любовь-удивление-испуг-страх-гнев-ярость-отвращение-презрение…- опознание
эмоций по их выражению; личностный уровень – символ, символ наличия личностной
проблемы, непосредственное понимание субъектом собственной проблемы, Юнг – чем
сильнее эмоция, тем ближе она к архетипу, фундаментальной проблеме личности.
Классификации эмоций

Рубинштейн.
Основание: по отражаемому предмету, по функции, по степени осознания, по уровню
развития, по степени обощенности. Выделяет 4 вида эмоциональных переживаний:

Чувства
(эмоции)

Аффекты

Страсти

Настроения

Чувства
(эмоции) – переживания, передающие отношение человека к внешнему миру. В
развитии эмоций выделяют 3 уровня чувств в связи с развитием
мотивационно-потребностной сферы личности и по возможности осознания:

Уровень
органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Чувства возникают в
связи с органическими потребностями человека. К нему относятся элементарные,
т.н. физические чувствования – удовольствия, неудовольствия. Каждое чувство
отражает объективное состояние организма индивида, находящегося в определенных
отношениях с окружающим миром. Это могут быть местные, локальные чувства, или
же общее органическое самочувствие индивида – в этом случае эмоциональное
состояние носит неопределенный характер. Не осознаются, беспредметные.

Предметные
чувства. Устойчивые эмоциональные переживания по отношению к определенным
предметам, имеющим устойчивый интерес человека. Опредмеченность чувства
означает более высокий уровень его осознания. Здесь чувство – отношение к миру,
выраженное в осознанном переживании. Чувства дифференцируются в зависимости от
предметной сферы, интересов, к которой они относятся: интеллектуальные
(познавательные интересы), эстетические и моральные (моральные ценности). Это
любовь или ненависть к кому-то, возмущение к.-л. поступком.

Уровень
обобщенных чувств. Выражают общие более или менее устойчивые мировоззренческие
установки личности. Связаны с мышлением. Эти чувства соотносятся с обобщенными
жизненными ситуациями. Чувства юмора, иронии, возвышенного, трагического.
Смешным кажется то, что сперва выступает с видимостью превосходства и затем
обнаруживает свою несостоятельность (чувство комического). В юморе смех над
недостатками человека должен сочетаться с симпатией, которая должна даже
доминировать над высмеиванием, иначе возникает «трагический юмор». Ирония разит
несовершенство мира с позиции возвышающегося над ним идеала.

Выделение
эмоций, которые выполняют функцию приспособления в ситуации. Эмоции
модифицируют ситуацию в соответствии с базовой потребностью, чтобы в ней можно
было действовать.




Эмоции.





Чувства.







Базовые потребности.





Конкретные условия их
удовлетворения.






Аффект
– стремительный, бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера,
защитная реакция организма в ситуации жизненной опасности, который может дать
неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Аффект
переживается в ситуации. Еще более ярко выраженный – патологический аффект,
после которого человек не помнит, что он делал.

Страсти
– сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет
им. Человек теряет контроль над своим поведением, страсть навязывает его.
Страсть выражается в соответствующей направленности всех помыслов личности на
единую цель. Единство эмоциональных и волевых мотивов. С другой стороны, это
своеобразное сочетание активности с пассивностью. Страсть захватывает человека,
он является страдающим, пассивным существом, находящимся во власти какой-то
силы, но эта сила от него же и исходит.

Настроение
– общее диффузное беспредметное эмоциональное состояние. Настроение не предметно,
а личностно; оно не приурочено к какому-то событию, а разлитое общее состояние.
Это бессознательная эмоциональная «оценка» личностью того, как на данный момент
складываются для нее обстоятельства (не знает причины).

Леонтьев.
Основание: средства управления эмоциями, наличие/отсутствие таких средств,
уровни развития эмоциональной жизни. Выделяет 3 класса эмоциональных процессов:


Аффекты.


Собственно
эмоции.

Чувства.

Эти
классы различаются как по качественным характеристикам, так и по доле участия в
регуляции деятельности (основная функция эмоций – регулирующая)

Аффект
– сильное и относительно кратковременные эмоциональные переживания,
сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями.
Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию (сдвинуты к концу
события), имеют способность к аккумуляции, накапливанию. Не являются
управляемыми. Регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта –
аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по
отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект. Тенденция
к навязчивости или к торможению (ассоциативные эксперименты Юнга, Лурии
(торможение: нарушение сопряженных двигательных реакций)).

Собственно
эмоции – более длительные состояния, иногда слабо выраженные во внешнем
поведении. Имеют ситуационный характер, выражают оценочное личностное отношение
к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим
проявлениям в них. Они носят идеаторный характер - способны предвосхищать
ситуации и события которые реально еще не наступили, и возникают в связи с
представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Они способны к
обобщению и коммуникации - эмоциональный опыт шире, чем опыт индивидуальных
переживаний (источник: сопереживание). Выражение эмоций происходит с помощью
«эмоционального языка».

Чувства
– предметные эмоциональные состояния, возникающие в результате специфического
обобщения эмоций, которые связываются с представлением или идеей о некотором
объекте, конкретном или обобщенном. Они относительно постоянны, не зависят от
конкретной ситуации. Устойчивые, т.е. внеситуативные социально- и личностно
значимые эмоциональные состояния управляемые с помощью культурных (предметных,
символических - герб) средств. Выготский – чувства – как ВПФ (возможность
управлять собственной природой). Несовпадение чувств и эмоций - амбивалентность:
несовпадение устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной
реакции на сложившуюся преходящую ситуацию.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://psy.piter.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Грошово-кредитна система
Реферат Функции фараона в Древнем Египте
Реферат "Будущее человечество" так называет детей один из героев Ф. М. Достоевского
Реферат Повышение эффективности формирования химических знаний школьников при использовании информационной технологии обучения
Реферат Образование, наука и культура второй половины XIX в
Реферат Звукопоглащающие плиты и материалы
Реферат Характеристики и свойства истинных растворов
Реферат Роль та значення окремих країн і регіонів у міжнародній економіці
Реферат История становления и развития ОАО "Полиэф"
Реферат "Прикладная" экология
Реферат Выездной туризм в России
Реферат Разбойный приказ
Реферат Александр Осипов
Реферат Адаптивная физическая культура для детей с детским церебральным параличем
Реферат Исследование возможности реализации обучающей развивающей и воспитывающей функциий естественнонаучного