Философия текста
Вадим Руднев
Философия
текста - разрабатываемая автором словаря концепция текста, синтезирующая ряд
подходов научной и философской методологии ХХ в. (семиотики, лингвистической и
философской прагматики, логической семантики, теоретической поэтики,
аналитической филологии, различных направлений психоанализа, исследований по
мифологии и характерологии).
Сущность
философии текста можно изложить в семи
главных пунктах:
1.
Все элементы текста взаимосвязаны. Это тезис классической структурной поэтики.
2.
Связь между элементами текста носит трансуровневый характер и проявляется в
виде повторяющихся и варьирующихся единиц - мотивов. Это тезис мотивного
анализа. Если мы изучаем культуру как текст (в духе идей Ю. М. Лотмана), то на
разных ее уровнях могут проявляться одинаковые мотивы (см. верлибризация,
логаэдизация, ритм).
3.
В тексте нет ничего случайного. Самые свободные ассоциации являются самыми
надежными. Это тезис классического психоанализа. См. также статью
парасемантика, в которой показано, что связь между словами может иметь место по
совершенно случайным ассоциациям, между тем именно на этих ассоциациях строится
семантический образ слова.
4.
За каждым поверхностным и единичным проявлением текста лежат глубинные и
универсальные закономерности, носящие мифологический характер. Это тезис
аналитической психологии К. Г. Юнга. В ХХ в. эта особенность наиболее очевидным
образом проявляется в таком феномене, как неомифологизм. Так, в стихотворении
Пастернака "Гул затих. Я вышел на подмостки" под Я подразумевается и
автор стихотворения, и Иисус Христос, и Гамлет, и всякий, кто читает это
стихотворение (пример С. Т. Золяна). Глубинный мифологизм проявляется также в
обыденной жизни, если понимать ее как текст. Так, например, Юнг показал, что
выбор сексуального партнера зависит от генетически заложенного в индивидуальном
человеческом сознании коллективного архетипа.
5.
Текст не описывает реальность, а вступает с ней в сложные взаимоотношения. Это
тезис аналитической философии и теории речевых актов.
6.
То, что истинно в одном тексте (возможном мире), может быть ложным в другом
(это тезис семантики возможных миров).
7.
Текст - не застывшая сущность, а диалог между автором, читателем и культурным
контекстом. Это тезис поэтики Бахтина (см. карнавализация, полифоничесжий
роман, диалогическое слово).
Применение
этих семи принципов, традиционных самих по себе, к конкретному художественному
тексту или любому другому объекту, рассматриваемому как текст, составляет
сущность философии текста.
Список литературы
Руднев
В. Введение в прагмасемантику "Винни Пуха" // Винни Пух и философия
обыденного языка. - М., 1996.
Руднев
В. Морфология реальности: Исследования по философии текста. - М., 1996.
Руднев
В. Поэтика "Грозы" А. Н. Островского // Семиотика и информатика. -
М., 1995. - Вып. 38.
Руднев
В. Несколько уроков в "Школе для дураков" // Руднев В. Прочь от
реальности: Новые исследования по философии текста. - М., 1998 (в печати).
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/