Реферат по предмету "Языкознание, филология"


Концепт «огонь» в картине мира русского народа

Концепт «огонь» в картине мира русского народа

Г. В. Приходько

Одним
из концептов, наиболее значимых в картине мира русских, имеющих длительную
историю и вбирающих в себя большой объем знаний носителей русского языка,
является концепт 'Огонь'. Доказательствами этого являются, во-первых,
широкозначность лексемы огонь: на основании данных разных толковых словарей
выделено 10 ЛСВ, находящихся между собой в отношениях метафорического и метонимического
переноса и образующих четырехуровневую модель семантической структуры лексемы;
во-вторых, наличие многочисленных словообразовательных дериватов (особенно в
русских говорах), активно употребляющихся как самостоятельно, так и в составе
фразеологизмов и пословиц в разных сферах общения: художественной,
разговорно-литературной, диалектной речи; в-третьих, наличие у лексемы огонь
синонимов пожар, костер, пламя, также репрезентирующих данный концепт и широко
употребляющихся в разных сферах общения наряду со словообразовательными
дериватами этой лексемы. Образ 'огонь' входит в различные концептосферы,
связанные с природой, философией, религией, бытом русского человека.

Лексема
огонь репрезентирует данный концепт как мыслительную структуру, которая концентрирует
знания о соответствующем денотате, но сущность этой структуры не сводится
только к значению слова огонь. Этот концепт имеет многочисленные добавочные
смыслы, связанные с различными знаниями и ассоциациями человека. Цель нашего
исследования - выявление всех добавочных смыслов, их классификация и
определение места каждого смысла в системе концепта 'Огонь'. Эти смыслы
раскрываются через семы, выделяемые с помощью компонентного анализа в составе
всех лексических значений лексемы огонь.

На
основе анализа дефиниций лексических значений лексемы огонь толковых словарей,
а также анализа словообразовательных дериватов, фразеологизмов, употребления
ЛСВ лексемы огонь в художественных текстах, выделено поле сем лексемы. Оно
включает 57 сем, 34 из которых выделены в составе основного ЛСВ, 7 - в составе
переносных значений, 11 - в составе словообразовательных дериватов лексемы
огонь и 5 эксплицируются в различных употреблениях лексемы огонь в
художественных текстах.

Все
эти семы описывают образ огня в ментальном пространстве русских с разных точек
зрения, на основании чего мы выделили 11 групп сем, вписывающих концепт 'Огонь'
в разные концептосферы: это концептосферы "Мир природы", "Быт
человека", "Социальный мир человека" и "Эмоциональное
состояние человека".

I.
С концептосферой "Мир природы" концепт 'Огонь' соотносят следующие
семы:

1.
Вписывающие огонь в тот или иной класс: 'стихия' (4 стихии: огонь, вода, земля,
воздух), 'природное явление' (стихия - явления природы, обладающие часто
разрушительной силой - БАС), 'вещество' (огонь - раскаленные светящиеся газы,
где газы - общее название горючих газообразных или парообразных веществ - БАС).


2.
Характеризующие внешний облик огня, отражающие зрительное, чувственное его
восприятие: 'свет' (раскаленные светящиеся газы вокруг горящего предмета -
РТС), 'блеск' (блестеть огнем БАС), 'яркость' (полыхать огнем - гореть ярким
неровным пламенем - БАС), 'локализованность, наличие очага' (см. толкование
РТС), 'движение вверх' (пламя - огонь, подымающийся над горящим предметом -
БАС), 'красный цвет' (что-л. красного огня - что-л. красного цвета - СРНГ),
'шум' (Повсюду трещал огонь… П. Коэльо).

3.
Отражающие физические свойства огня: 'высокая температура' (высшая степень жара
- ТСД), 'тепло как энергия, выделяемая при горении' (соединенье тепла и света,
- ТСД), 'несовместимость с водой (гасится водой)' (править огонь - гасить
огонь, заливая его водой - СРНГ).

II.
В концептосферу "Быт человека" концепт 'Огонь' входит посредством
следующих сем:

4.
Отражающих нефизические свойства огня: 'сила' (раскаленный (см. РТС) - сильно
нагретый - БАС), 'разрушительность' (предать огню - уничтожить полностью, до
основания - БАС), 'жестокость' (сжигать - истреблять огнем - БАС), 'быстрота'
(вспыхнуть огнем - внезапно и быстро воспламениться - БАС), 'всеохватность'
(огонь охватил, где охватить - окружать, обступать, располагаться вокруг -
БАС), 'привлекательность' (ребенок, обжегшись, вновь тянется к огню - О.
Уайльд), 'хрупкость, непрочность' (трепещущий слабый огонек горевшей спички
освещал ее тельце - Э. Золя).

5.
Отражающих бытовые знания человека об огне: 'противопоставленность темноте'
(мышиный огонь - гнилушка, которая светится в темноте - СРНГ), 'опасность'
(бежать, как от огня), 'смерть' (сгореть заживо), 'подчиненность человеку' (зажечь,
развести, потушить огонь), 'боль, ожог' (обжигать - причинять ожоги и боль
огнем - БАС), 'стихийное бедствие' (эта катастрофа была не землетрясение, не
лесной пожар… - П. Зюскинд).

6.
Передающих роль огня в жизни человека: 'неподвластность человеку' (играть с
огнем - огонь может выйти из-под контроля), 'враждебность человеку'
(огнеопасный - опасный в пожарном отношении - БАС), 'страх' (бояться как огня),
'утилитарность' (разогреть что-л. на огне), 'добыча огня (трением)' (трудовой
огонь - добытый трением СРНГ), 'электричество', 'искусственность' (огонь - свет
осветительных приборов ТСУ, которые созданы руками человека).

III.
В концептосферу "Социальный мир человека" концепт 'Огонь' включается
через семы:

7.
Отражающие фоновые знания человека об огне: 'сигнальность' (сигнальные, маячные
огни - ТСД), 'дом, уют, домашний очаг' (огонь - о разожженном костре, очаге,
где очаг - символ родного дома, семьи - БАС), 'обожествление' (культ огня),
'важность' (огонь идет по лесу), 'уважение' (вечный огонь, олимпийский огонь),
'поклонение' и 'древность' (огнепоклонничество - религиозное почитание огня как
одна из форм первобытного обожествления природы - БАС).

8.
"Военные": 'война', 'стрельба', 'смерть' (огонь - стрельба (ружейная
или артиллерийская) - БАС), 'атака' и 'отступление' (в наступлении мощный огонь
всех средств наносит потери противнику - ТСВТ), 'взрыв' (огнивце - нечто
взрывчатое - СРНГ), 'борьба' (огненный - исполненный напряженной борьбы (о
времени) - БАС).

9.
"Религиозные", характеризующие "мистические" свойства огня,
которые описывают три "ипостаси" огня: 'адскость' - огонь подземный
(адское пламя, пекло, огонь ада), 'колдовство, магия' - огонь земной
(философский камень, который алхимики пытались добыть из огня: золото - огонь в
твердом состоянии; в огне - золото) и 'божественность' - огонь небесный
(огненнокрылые ангелы, небесный = карающий огонь), 'очистительность' (вслед за
этой предварительной стадией придет очистительный огонь, который уничтожит
дурных людей… - М. Элиаде), 'пытка' (он закричал так страшно, словно его
сжигали живьем - П. Зюскинд), а также семы обожествления, важности и уважения.

IV.
В концептосферу "Эмоциональное состояние человека" концепт 'Огонь'
вписывают:

10.
Семы радости: 'веселье', 'праздник' (бенгальские огни, потешные огни), 'жизнь'
(он, по-видимому, не удивился, что попал в мертвый дом, дом без света, без
огня, без света - Э. Золя), 'живость' (огненница - о бойкой, шустрой, проворной
женщине, девушке - СРНГ).

11.
Семы горя, несчастья, выделяемые в противоположность семам радости (Пламя
быстро поглощало дом, озаряя все вокруг. Со всех сторон слышались крики: плакал
ребенок, молили о прощении старики, женщины в отчаянии звали своих детей - П.
Коэльо), а также сема нездоровья (ребенок был весь в огне), не вписывающаяся ни
в одну из вышеперечисленных групп.

Некоторые
семы могут быть отнесены к нескольким группам; например, сема смерти - в группу
сем, отражающих бытовые знания человека об огне, и в группу сем войны; семы
обожествления, важности огня в жизни людей и почитания огня - в группу сем,
отражающих фоновые знания человека, и в группу "мистических" сем;
сема 'утилитарность' - к группе сем, отражающих бытовые знания человека об
огне, и к группе сем, характеризующих роль огня в жизни людей.

В
семантической структуре одной и той же лексемы представлены противоположные
семы: отражающие враждебность и неподвластность огня человеку, с одной стороны,
и семы служения, полезности, даже необходимости огня с другой; сема
божественного и сема адского огня, объединенные в группе "мистических"
сем; а также сема локализованности и сема всеохватности. Это частично можно
объяснить тем, что огонь издавна имел очень важное значение для жизни
первобытного человека: он давал пищу, тепло, свет, огонь разводили для защиты
ночью от зверей; огонь кормил, защищал, а значит, давал жизнь, - и одновременно
мог отнять жизнь, разрушить и испепелить все вокруг.

Наиболее
значимыми в системе концепта Огонь являются семы 'сила', 'яркость', 'свет',
'высокая температура', 'разрушительность', 'утилитарность', 'война',
'нездоровье', наименее значимыми - семы 'место', 'устремленность вверх',
'жизнь', 'электричество', 'древность', 'всеохватность'. Одна и та же сема может
быть значима в одной концептосфере и малозначима в другой; так, сема 'сила'
играет очень важную роль в концептосфере "Эмоциональное состояние
человека" и является малозначимой для концептосферы "Быт
человека". Для словообразовательных дериватов лексемы огонь наиболее
важными являются семы 'цвет', 'нездоровье', 'высокая температура', 'война'; для
фразеологизмов, пословиц, поговорок и устойчивых выражений - семы 'война',
'опасность', 'свет', 'утилитарность'; в контекстных употреблениях чаще всего
реализуются семы 'сила', 'блеск', 'свет', 'яркость', 'уничтожительность'.

Образ
огня является наиболее ярким и многообразным в диалектной картине мира: только
в диалектных словарях зафиксированы заговоры, фольклорные эпитеты,
многочисленные уменьшительно-ласкательные наименования огня.

В
дальнейшем представляет интерес сравнить концепт 'Огонь' в картине мира русских
с тем же концептом в картине мира другого народа, что позволило бы, с одной
стороны, выявить общие, глубинные смыслы, лежащие в основе концепта и
являющиеся наиболее древними, а с другой - оттенить своеобразие представления
русских об огне, выявить признаки огня, значимые только для русского народа.
Примечания

БАС
- Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. М.; Л.: Изд-во АН
СССР, 1948-1965.

МАС
- Словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Рус. яз., 1981
- 1984. Т. 2. 1983.

ТСД
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Рус. яз.,
1998. Т. 2.

РТС
- Русский семантический словарь: Толковый словарь, систематизированный по
классам слов и значений: В 6 т. / Под. ред. Н.Ю. Шведовой. М., Азбуковник,
1998-2000. Т. 1. 1998.

СРНГ
- Словарь русских народных говоров. Вып. 22. Л.: Наука, 1987.

ТСУ
- Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Астрель,
АСТ, 2000. Т.2.

ТСВТ
- Скуйбеда П. И. Толковый словарь военных терминов. М.: Воениздат, 1966.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.philology.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.