Реферат по предмету "География"


Экскурсия по Останкино \Троицкая церковь\

-1- Троицкая церковь.Строителем Останкинской церкви былкрепостной князя М. Я. Черкасского каменных дел мастер Павел Сидорович Потехин,происходящий из села Кадницы Нижнегородского уезда, автор ряда таких интересныхпамятников, как церкви в подмосковных усадьбах в Маркове и Урюпине, а такжеОстровоезерский монастырь в Вормсе.Строительство храма с двумя егоприделами продолжалось около 14 лет, начиная с 1678 года.

В основном зданиебыло закончено в 1863 году, и тогда же был освящен северный Тихвинский придел,служивший домовой церковью южный придел Александра Свир ского освятили лишь в1691 году, а центральную часть храма - в 1692 году.Обычно внутренняя отделка церкви ирезьба иконостаса отдавались в подряд другим мастерам уже после окончанияпостройки храма. Этим и объясняются большие интер валы между концомстроительства и освящением церкви.

Наибольшего труда потребовал пышный резнойиконостас главного храма, поэтому центральная часть церкви была за конченапозднее приделов.Церковь в Останкине представляетхарактерный для московского зодчества того времени тип бесстолпного храма,перекрытого сомкнутым сводом и состоящго из трех частей центральной и двухнебольших приделов по сторонам. Это, в сущности три церкви большая и двемалые. По основной форме объемов все три храма одинаковы.

Это квад ратныепризмы, перекрытые ступенями пышных кокошников , подводящих к пятиглавию надбольшим храмом и одноглавию над меньшими.Здание поставлено на высокийцокольный этаж - подклет, который придает ему при его изысканых пропорциях ещебольшую стройность и изящество. Так же как и наружные крытые лестницы сползучими арками всходов, подклет воспроизводит основные зле менты хором XVIIвека. Первоначально подклет служил складским помещением, а в

XX веке в среднейего части была устроена зимняя церковь.Обширная галерея-паперть с западнойстороны служит объединяющим элементом ком позиции. Каждая из трех частей имеетсвой вход скромные порталы ведут в боковые приделы а более пышные вцентральную часть храма.Северное крыльцо сообщавшееся ранеес боярскими хоромами предназначалось для хозяев усадьбы. Оно перекрыто обычнойдля московского зодчества кровлей на прямой скат.

Южное крыльцо имеющеехарактерную для хором и деревянных храмов форму в виде двух всходов -2-с площадкой - рундуком - в 1878 годубыло перкрыто вместо прежней двухскатной кровли шатром, завершаемым флюгером.Западное крыло предназна чавшееся для духовенства было при реставрации 1833 и1878 годов перестроено над ним возвышается теперь шатровая колокольня.Первоначально у церкви колокольни небыло. На ее месте находилась небольшая звонница, аналогичная звоннице церкви вселе

Тайнинском. Об этом свидетельствует со хранившийся внутри здания старыйкаменный резной декор, некогда украшавший всю часть западного фасада.Колокольня была построена лишь в 1832 году по проекту крепостного архитектораПрахаева. В то время она завершалась шпилем, характерным для построек,выполненных в стиле ампир . Однако до нас она дошла уже в том виде, какойпридал ей архитектор Султанов, перестроивший колокольню в 1878 году . Переделки, осуществлявшиеся в 30-х годах

ХIХвекакрепостным архитектором Прахаевым и в 1877 - 1878 гг. архитекторомСултановым, в целом не изменили первоначального вида Останкинской цкркви, и онапо праву считается одним из лучших и типичных памятников московского зодчестваXVII века. Останкинская церковь отличается необычайнымразнообразием своего художественного убранства. Русские мастера во главе скрепостным зодчим Потехиным создали изумительную декорировку здания.

Поливныеизразцы и вытесанные из белого камня различные украшения покрывают ее стены,чередуясь с украшениями из фигурного кирпича. Здесь применены все ставшие ужетрадиционными формы церковного русского зодчества в самом изощренном виде.Местами узоры производят впечатление каменного кружева . Декоративная обработка фасадов нарастает отподклета к верхнему этажу и куполам. Большая роль в убранстве фасадов отводитсяналичникам, перенесенным в каменное зодчество из деревянной

древнерусскойархитектуры. Форма окон различна в зависимости от того места, которое онизанимают в здании самые скромные из них - с фронтонами - размещаются вцокольном этаже. Окна с лучеобразными завершениями занимают центральные места вапсидах. По сторонам от них - окна с сандриком в виде короны. На больших окнахверхнего пояса центрального куба - двухарочные наличники с замком или гирькой.

Наконец, узкие, аркатурные наличники обрамляют щелевидные окна барабановкуполов. Еще более богато на фасадах оформлены киотыдля помещения икон . Обрамление их состоит из внешнего и внутреннегоналичников, разных по своей форме и элементам декора. -3- Главыцеркви завершаются крестами хорошей кованой работы, из которых особенновыделяется большой золоченый крест центральной главы.Перспективные порталы с их пышнымдекором, зрительно превращающим узкие

двери в величественные входы, служат какбы переходом от внешнего убранства здания к внутреннему. Самым параднымявляется средний портал, состоящий из семи архивольтов, насыщенныхдекоративными элементами. Архивольты поддерживаются небольшими парнымивосьмигранными колоннами, а поле стены за ними покрыто ковровой белокаменнойрезьбой с мотивами фряжских трав . Несмотря на свои небольшие размеры и полноеотсутствие какого-либо декора, внутреннее помещение собственно

храма создаетвпечатление величия и торжественности. Это впечатление достигается большимрезным барочным иконостасом высотой 13, 5 метра, который выгодно контрастировалс гладкими белыми стенами. В XIX столетии стены Троицкой церкви расписали.Тогда же был перекрыт алюминием первоначальный типичный для барокко синий фониконостаса. Среди икон иконостаса наиболее интереснымиявляются иконы

XVII века. Одна из них имеет подпись писал сей образ иконописецИван Максимов 1675 года . Большое количество местных иконников, имевшихся укнязей Черкасских, когда выполнялся иконостас, позволяет утверждать, что иконыОстанкинской церкви писались своими же крепостными живописцами, которые жили вОстанкине и соседней слободе Марьиной. В отличие от главного иконостасы приделовбыстро обветшали, иконы в них потемнели.

Первым был перестроен иконостасТихвинского придела по проекту крепостного архитектора Прахаева в стилерусского классицизма начала XIX века, а иконы написаны крепостным живописцем И.С. Калининым сыном театрального декоратора . Резьба этого иконостаса былавыпонена в 1836 году резчиком И. Прокофьевым, а позолото - местным позолотчикомИ. Мандрыгиным. В 1842 году резчиком И. Прокофьевым и позолотчикомВ.

Жарковым был переделан и старый иконостас в приделе Александра Свирского.Крепостной живописец И. Широков брат отца художника Н. Подключникова написал для этого иконостаса иконы, а в 1840 году расписал стены церкви . Таким образом, все художественные работы вОстанкинской церкви исполнялись исключительно исключительно крепостнымимастерами XVII, XVIII и XIX веков. Церковные песнопения и духовные концертытакже сочинялисьместными

композитолрами С. Дегтяревым, Ф. Божко, Г. Ломакиным,Алабушевым и другими. -4- О прежнем богатстве церковного имуществасвидетельствует уцелевшая опись церкви 1754 года. Из наиболее ценных художественных произведенийэтой церкви следует отметить икону деисуса работы Симона Ушакова, складеньстрогановского письма середины 17 века, принадлежавшийфельдмаршалу Петра I графу Б. П.Шереметеву, иконы работы царских изографов и особенно прекрасную деревяннуюскульптуру

в Останкино с соседнего погоста Ерденева. Останкинская церковь с ее богатством орнаментики, узорчатостью,нарядностью оказала огромное влияние на развитие русской национальнойархитектуры. Во второй половине XIX века сторонниками возрождения узорочногостиля были взяты за основу ее декоративные формы для строительства многихзданий в Москве. Начали появляться эклектические постройки, архитектура которыхбыла навеяна, по словам их современников, русской останковщиной .

Однако то,что так естественно и высокохудожественно было воплощено в XIX веке, где яркая,нарядная глубоко национальная архитектура сливалась воедино со всем русскимискусством, не могло быть повторено в иных культурных и политических условияхи, как всякая эклектика, было неизбежно обречено на неудачу.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.