Реферат по предмету "Культура и искусство"


Документальная драматургия и публицистика Кинодраматургия

КЕМЕРОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТКУЛЬТУРЫ ИИСКУССТВА

Контрольная
Сценарноемастерство

Кемерово-2008
Содержание

Факт, документ. Виды документов
Документальная драматургия
Документальная литература
Понятие жанра. Документальные жанры
Список литературы

1. Факт, документ.Виды документов

Факт (от лат.factum) – сделанное, свершившееся:
1.) в обычномсловоупотреблениисиноним понятийистина, события, результат;
2.) знание, достоверностькоторого доказана;
3.) в логике иметодологиинауки формаособого родапредложения, фиксирующегоэмпирическоезнание.
В узком смыследокумент — деловаябумага, подтверждающаякакой — либофакт или правона что-то.
«Документ…– материальныйноситель записи(бумага, кино- и фотопленка, магнитнаялента, перфокартаи т.п.) с зафиксированнойна нем информацией, предназначеннойдля ее передачиво времени ипространстве.Документы могутсодержатьтексты, изображения, звуки и т.д. Вузком смыследокумент –деловая бумага, юридическиподтверждающаякакой-либо фактили право начто-то».
Документымогут бытьпервичнымии вторичными(реферат, аннотация, обзор и т. д.). Видыобработкидокументовделятся насемантические(перевод, реферирование, аннотирование)и несемантические(копирование, размножение, микрофильмирование).В информатикеразрабатываютсяспособы автоматизацииобработкидокументов, использующиехранение документовв памяти ЭВМ.
Совокупностьдокументов., посвящённыхк.-л. вопросу, явлению, процессу, лицу, учреждениюи т. п., называетсядокументацией.

2. Документальнаядраматургия

Драматургия(греч. Dramaturgia).
1.) Совокупностьдраматическихпроизведенийкакого-либописателя, народа, эпохи.
2.) Сюжетно-образнаяоснова спектакля.
3.) Для киноискусствахарактернадраматургияв форме сценария.
Раскрытиеспецификиценностныхвзаимоотношенийоткрываетширокие возможностидля типологическойхарактеристикитворческойдеятельности.Эта идея позволяетрассматриватьценностныемиры различныхкультур нетолько с точкизрения ихособенности, специфичности, но и с точкизрения их вкладав общеисторическоеразвитие человека.Поэтому приосмыслениихарактерасоциально-историческойобоснованностиидеалов и образцов, на которыеориентированотворчество, следует выделитьстепень соответствияих конкретнойжизненнойситуации, нои характер, инаправленностьих влияния наразвитие человека(общества).
Исходя изэтого, мы приходимк пониманиютворчества, как динамичнойнормы реализациичеловеческойсущности, находящейсяв противоречивыхотношенияхс имманентнымобщественнымразвитием, оказывающихдруг на другакак адекватноетак и не адекватноевлияние.
Творчествов этой связивыступает какформа жизнедеятельности, в которой субъектдействий, предопределяетразвитие истановлениесоциокультурныхценностейконкретногообщества иконкретногочеловека. Поэтому, если чистодеятельныйподход к оценкетворчества, выделяя егопринципиальныеформы, выпускаютиз вида соответствующееим ценностно-смыловоесодержаниеили, иначе говоря, упрощает сущностьконкретныхформ творчества, то социокультурныйподход позволяеткомплекснопроанализироватьне толькоценностно-смысловыепредпосылкитворчества, но и рассмотретьего содержательныеистоки, егосущностнуюоснову.
В условияхопределенногосоциокультурногопространстваи времени(социально-историческойэпохи) содержательнаяориентациятворческойдеятельностинеизбежноприобретаетили несет всебе, с необходимостью, в «снятом» илиоткрытом видезначимыесоциокультурныеценности своеговремени, отражающихв определенныеидеи, интересы, идеалы черезопределеннуюобразную картинумира. Отсюдахудожественноетворчествоиндивида выступаетсвязывающимзвеном междупознанием иотражениемсуществующегоили существовавшегобытия, аккумулируяв себе тривзаимосвязанныесущностныетворческиезадачи: познаниесебя и мира, отражение себяи мира, развитие(обогащение, раскрытие) себяи мира. Этасущностнаяоснова художественноготворчествабазируется, как показываетистория человеческихцивилизацийво все времена, на общечеловеческихценностях Веры, Надежды, Любви.Естественно, что истолкованиехудожественноготворчествакак формы реализацииобщечеловеческихценностей, даетлишь самыйобщий смысловойконтур, обогащениюкоторого должныспособствоватьи отчетливоепонимание, иразделениемногообразныхпредпосылокэтого творчества: биопсихологических, национально-этнических, культурно-антропологических, социально-политическихи др.
Что касаетсясоциокультурногостатуса художественноготворчества, то он позволяетрассматриватьэто творчествокак высшуюформу проявлениякультуры, выступаяведущим и наиболеезначимым ееэлементом.Исходя из этого, следует выделитьдва аспектарассмотренияхудожественноготворчества.Во-первых, посколькутворчествонаходится вопределенныхрамках социокультурныхформ и отношений, то типологическиемодификациитворческогопроцесса могутбыть рассмотреныисходя изособенностейего культурногоконтекста.Во-вторых, ононе однозначнопредопределеносистемой наличныхфункций культуры, так как художественноетворчествовыражает изменившуюсясоциокультурнуюреальностьи более чуткореагирует напроблемные, противоречивыемоменты в ееразвитии.
«Документальнаядраматургия»есть своегорода литературноепроизведениесамых разныхжанров (в томчисле и короткоеинформационноесообщение –произведениедокументальнойлитературыдля телевидения), содержаниемкоторых «являютсяреальные ихарактерныеявления, события, лица». Подобногорода литературныепроизведения«как правило, включают в себяпублицистическуюоценку автора».

3. Документальнаялитература

Документальнаяпубликацияотражает ификсируетобщественныеи научные движенияконкретногомгновенияистории, типичныедля конкретноговремени. В конечномсчете, любаядокументальнаяпубликациястановитсяисторическимисточникомне только дляпериода, которомупосвящены еедокументы, нои того времени, когда она быласоздана.
Свойстводокументальнойпубликациисостоит в том, что она являетсяобъектом конкретногоисследовательскогопроекта, реализациякоторого предполагаетвыработкунаиболее оправданнойи обоснованнойее модели. Вэтом случаедокументальнаяпубликациявыступает вкачестве цели.
Документальнаяпубликациявыступает вкачестве системывзаимосвязанныхи взаимодополняемыхинформационныхэлементов — собственновоспроизводимогодокумента(документов), его конвоя исигнальнойсистемы — поисковыхсредств (оглавления, различногорода указателей).
Важнейшимсвойствомдокументальнойпубликацииявляетсядвуполярность: она призванаобеспечитьнаилучшееприближениек самому документу, с одной стороны, и документак пользователю- с другой.
Документальнаяпубликация- это системас ограниченнымсоставом документов.Участвуя втрансформациидокумента висторическийисточник, онаприобретаетвид упорядоченногомассива информациио факте, событии, явлении, процессепрошлого. Впубликациидокументырасполагаютсяв определеннойпоследовательности(хронологической, географической, тематической, видовой, предметно-хронологическойи др.).
Характервзаимосвязейдокументальнойсреды с документальнойпубликациейи принципывыявлениядокументовдля издания.
Документальнаясреда можетвключать одинили несколькодокументов, имеющих отношениек изучаемойпроблеме.
Новое и новейшеевремя, современностьпримечательнымассовым созданиеми тщательнымсохранениемразнообразныхвидов документов(от печатныхдо аудиовизуальныхи электронных), в которых прямоили косвенноотразилисьсобытия, явления, факты, процессыпрошлого инастоящего.
Эти массивыдокументов, взаимосвязанныхи не взаимосвязанных, разобщенныхи не разобщенныхразломами, отразившихи не отразившихконкретныйфакт, событие, явление, процесспрошлого)представляютсобой видимоеи ненаблюдаемоемножество.
Видимоемножестводокументальныхотложений — этоорганизованнаяпубличнаясовокупностьдокументов, ненаблюдаемоемножество — неорганизованнаялибо по разнымпричинам недоступнаясовокупностьдокументов, имеющих отношениек теме документальнойпубликации.

4. Понятиежанра. Видыдокументальныхжанров

Понятие жанра, аналогичнопонятию видадля биологиикак классификационнойединицы с наибольшимсодержательнымсмыслом, но нестоль четкоприменяемого.
Так, широкоиспользуемоеназвание конкретногожанра с рекреативнойфункцией бездраматургическойкомпозиции«зарисовка»на телеэкранеобозначаетгенетическисборную группу, происхождениемкак от фотографии, так и от древнеговосточноголитературногонаправлениятак называемой«пейзажнойлирики».
Термин «жанр»используетсядостаточносвободно. Формальнаяпроцедураидентификациижанров (кластеризация, типологическоеописание) в еенаучном пониманиипроизводитсяредко, обычнона нее толькоссылаются.
Документальнаяинформация, содержаниедокумента; информация, закреплённаяпосредствомкакой-либознаковой системына материальномносителе (бумагеи др.). Процессы, связанные спреобразованиемдокументальнойинформацииявляются важныминаправленияминаучно-информационнойдеятельности.
Документальноекино — вид киноискусства, материаломдля которогоявляются съёмкиподлинныхсобытий, в отличиеот игрового(художественного)кино. Возникновениедокументальногокино непосредственносвязано с зарождениемкинематографа.Первые фильмыбратьев Люмьер(«Прибытиепоезда на вокзалЛа Сиота», «Выходрабочих с заводаЛюмьер», 1895, Франция)воспроизводилисцены, снятыес натуры. В фильмахиспользовалсяэффект зрительнойфиксациидействительностив её временноми пространственномдвижении. Кадрыиз жизни разныхстран, снятыев 1896 помощникамибратьев Люмьер, положили началопревращениюхроники в средствомассовой информации.
Кинодраматургия, литературно-кинематографическийвид творчества.
Двойственностьприроды кинодраматургии- литературной, с одной стороны, и кинематография-сдругой, вызываетпоявление 2типов сценария: литературногопроизведения, представляющегособой основуфильма и в тоже время имеющегосамостоятельнуюхудожественнуюценность, илитературногоматериала, вкотором даноизложениезамысла, передающеесодержаниеи конструкциюбудущего фильма.
Кинодраматургиобращаютсянепосредственнок изображениюсобытий действительности, используявыразительныесредства кино, а также разныхвидов литературы, привлекаютв качествеосновы литературногопроизведения, адаптируя ихдля экрана.
Характери способы, степеньполноты изложенияматериала всценарии неодинаковына разных этапахистории кинои отражаютиндивидуальныеособенноститворчестваразличныхкинодраматургов.
Жанры кинодраматургии, относительночётко разграничивавшиесяна ранних стадияхразвития кино(приключенческий, комедия, мелодрамаи др.), становятсяменее определёнными, нередко взаимопроникаютв произведенияхсовременнойкинодраматургии.
В некоторыхучебниках иучебных пособиях, особенно в тех, которые посвященыпериодическойпечати, зарисовка, очерк, радиорассказ, композицияобъединеныв группу какхудожественно-публицистическиежанры. Однаков последнеевремя все большеераспространениеполучает термин«документально-художественные».Это можно объяснитьдвумя причинами.Во-первых, всежанры журналистикипринадлежатк одному типутворчества– публицистическому, поэтому повторятьслово «публицистические»в названиигруппы жанров– излишне. Во-вторых, термин«документально-художественные»подчеркиваетприоритетдокументальностив составе этихжанровых единиц, что отвечаетих функционально-предметнойоснове.
В произведенияхэтой группыжанров радиопублицистики«соединеныинформационноеначало, авторскаялично-чувственнаяоценка и образноепредставлениео человеке ио событии».
Добавим –и художественноепроявление, раскрытие ивоплощениевсех этих важнейшихкомпонентов, составляющихединое целоедокументально-художественногопроизведения.
Радиоочерк, радиофельетон, радиокомпозициямогут включатьв себя непосредственноэлементыхудожественныхжанров: документальнойдрамы, сценки, разыграннойактерами, емкихпостановочныхсюжетов, написанныхна конкретномдокументальномматериале. Ониобъемнее, ярче, эмоциональнеемогут показатьнаиболее характерныеэпизоды изжизни героя, полнее раскрытьтему.
Поэтомудокументально-художественныежанры не толькограничат сжанрамилитературно-художественного, театральноготворчества, но и на этом«пограничье»представляютнекую «полосувзаимодействия».А так как рольдокумента всовременномискусствепостоянновозрастает, такой синтезважен и длярадиоискусства.
Документобогащает ихудожественнуюдраму, завоевываясебе авторитетноеместо.

Список литературы

1. БольшаяСоветскаяэнциклопедия.
2. ВакуроваН. В., МосковкинЛ.И. Типологияжанров современнойэкранной продукции.Учебное пособие.Москва, 1997.
3. Документально-художественныежанры радиожурналистики.Москва, 2005.
4. СарухановВ.А. Азбукателевидения.Учебное пособиедля вузов. М.: Аспект Пресс,2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.