Любовь в грохоте войны .«Пастух и пастушка»
Я
поля влюбленным постелю,
Пусть
поют во сне и наяву!
Я
дышу — и, значит, я люблю!
Я
люблю — и, значит, я живу! Владимир Высоцкий
Виктор
Петрович Астафьев родом из Красноярского края. Будущий писатель прошел всю
войну, получил ранения и контузии. Все тяготы войны Астафьев знает не
понаслышке.
“Пастух
и пастушка” — маленькая повесть, рассказывающая о Великой Отечественной войне.
Виктор Петрович Астафьев работал над ней с 1967 по 1974 год. Повесть писалась в
то время, когда литература стремилась сосредоточить внимание читателей на
конкретном человеке. Задачей писателя стало изображение чувств человека и его
жизни до мельчайших подробностей.
В
отличие от классиков критического реализма, таких как Лев Толстой и
Достоевский, которые помимо повествования о жизни героев часто говорили о своем
отношении к происходящим событиям, проза послевоенных лет отличается
лаконичностью изложения и стремлением предоставить читателю возможность самому
домыслить исход жизни героев.
"Пастух
и пастушка" — лишь одно из произведений, освещающих тему Великой
Отечественной войны. Я люблю эту повесть за то, что она вселяет в читателя
надежду, веру и любовь. Только любовь помогает людям пережить тяжелые душевные
травмы, страх и боль.
Повесть
состоит из четырех частей: "Бой", "Свидание",
"Прощание", "Успение". Каждая часть имеет свой эпиграф. К
первой части "Бой" эпиграфом взяты слова, услышанные автором в
санитарном поезде. Речь здесь идет о бое, об отрешенности солдат, о
самоотверженности и смелости. Слова Ярослава Смелякова "И ты пришла,
заслышав ожиданье..." послужили эпиграфом ко второй части
"Свидание". В этой части повести главный героя Борис Костяев
знакомится с девушкой Люсей. Они влюбляются друг в друга. Во этом сюжетном ходе
— завязка произведения. Именно с момента знакомства молодых людей чувства
нарастают, пока уже в третьей главе не наступает кульминация — сцена прощания.
Лирикой
вагантов начинается третья часть. Для влюбленных наступает утро, — сказочная,
неповторимая ночь уходит в небытие. Их ожидает горестный момент прощания и
длительная разлука. "И жизни нет конца и мукам — краю" — таков
эпиграф к четвертой части повести "Успение". Читатель станет свидетелем
смерти главного героя, его товарищей, увидит переполненные санитарные поезда,
услышит крики, мольбы о помощи — страшные последствия войны.
Речь
автора спокойна, хотя достаточно эмоциональна. Виктор Астафьев старается
приблизить языковую манеру к просторечной, но из этических соображений упускает
нецензурные слова, брань.
Зовут
главного героя Борис Костяев. Он командир взвода. Борис — молодой человек
девятнадцати лет, родившийся в семье сельского учителя. Внешность у него
привлекательная: высокий худощавый блондин. С товарищами строг, в бою решителен
и порой безрассуден. Зачастую он без надобности вылезал из окопа, кричал
"Ура", рвался в бой, под пули, рискуя жизнью, в то время как бывалые
солдаты выжидали.
Описанию
внешности и краткому рассказу о жизни героев Астафьев уделяет немало внимания.
Так, рассказывая о Хведоре Хвомиче, сельском трактористе, Астафьев подробно
описал его телогрейку, надетую прямо на нижнюю рубаху, прикрученные онучами к
ногам опорки. Всю семью его истребили немцы. Солдат Ланцет в детстве на клиросе
пел, в крупном издательстве работал, а во время войны пить много стал, а ведь
он мог бы сделать неплохую карьеру.
Любовь
двоих становится лейтмотивом повести. Солдату необходимо высокое чувство, вера
в то, что его ждут. Не хватало этого чувства и Борису. Да, он защищал Родину,
боролся за ее освобождение, за спокойную и счастливую жизнь русского народа. Но
подсознательно он чувствовал необходимость сильной, бескорыстной женской любви.
Не каждому человеку выпадает в жизни такое чувство. Но Борис заслужил его своей
отвагой, верностью родной земле и силой воли, ведь нет ничего страшней, чем
привыкнуть к смерти.
Они
познакомились в избушке, где ночевала часть взвода. Люсе шел 21 -й год, волею
судьбы она оказалась в деревушке, занятой полком. Тяжелая судьба солдата
развела Бориса с Люсей, но в памяти его потом всплывали моменты счастья рядом с
ней, ее длинная русая коса, коротенькое желтое платьице. Будучи смертельно
раненным, Борис боялся умереть, но доброта, милосердие медсестры санпоезда
Арины и лицо женщины, смотревшее на израненного Костяева через оконное стекло,
такое близкое и сочувствующее, позволили ему умереть спокойно, "с потайной
улыбкой на губах", тихо, но с достоинством, как умеет умирать только
русский солдат.
Бои
и долгие переходы часто ожесточали людей, доводили их до потери человеческого
облика. Это выразилось в месяцами нестиранной одежде, немытых неделями телах,
жутком запахе просоленной кожи, пота, смешанном с запахом папирос и самогона.
Для всех повестей Астафьева свойственна реалистичность и автобиографичность.
Но
повесть "Пастух и пастушка" отличается от других произведений
писателя. Он и сам отличает эту обособленность, вынося в подзаголовок название
"Современный пастораль". Несмотря на суровость и даже жестокость
событий той жизни, которую ведут герои Астафьева, ему совсем не чужды
сентиментальность. Подзаголовок позволил взять повествование в некое
обрамление, начав и закончив его сценами, оторванными от основного сюжета. Они
усугубляют общее настроение произведения.
Пастораль
на фоне войны — это, по существу, открытие Астафьева. Он сумел увидеть и
передать нам нечто, на первый взгляд, невероятное: тонкость, боязливость и
детскость чувств воюющего человека. Лейтенант Борис Костяев не только солдат с
ног до головы, но и солдат в душе, до конца был уверен в победе и своей
готовности погибнуть ради нее. И в то же время он подвержен глубокому чувству
любви, робкому и лирическому.
Любовь
освещает собой многие сцены повести. Вот взвод Костяева занял небольшую
деревню. Солдаты находит там старика и старушку, "преданно обнявшихся в
смертный час". От других жителей они узнали, что эти старики пасли
колхозных коров — пастух и пастушка. Их наскоро похо решили, и Астафьев не
скажет о них больше ни слова. Но эти двое задают тон всему произведению.
Активно
выступает в повести прием контраста: идиллическая картина из античных времен —
стадо овец на зеленой лужайке, прекрасная пастушка и пастух и — убитые старик и
старуха с изможденными лицами, вместе прожившие суровую жизнь и вместе
погибшие.
Любовь
в грохоте войны будет сопровождать героев до конца жизни. Ему жить недолго, он
умрет от раны, но ее мы еще увидим много лет спустя рядом с его могилой.
Конечно, война ожесточает людей, лишает их семейного крова, обычных
человеческих отношений и чувств. И все-таки война властна не над всем и не над
всеми. Не властна она, например, над Люсей и Борисом, не властна над их
любовью.
Писатель
часто обращается к изображению природы. Пейзажи разрушают тягостное впечатление
от повести, побуждают не только героев, но и читателя поверить в доброе мирное
будущее. Красота природы, слияние с ней дают силы для существования. Природа —
источник энергии и успокоения.
Письмо
матери Борису имеет важное значение в повести. Горе матери-солдатки, отдавшей
войне единственного сына, вызывает не только сочувствие, но и преклонение перед
самоотверженностью и силой воли русских женщин.
Произведения
Астафьева всегда находят живой отклик в душах русских читателей, жаждущих
видеть свою Родину процветающей, а людей счастливыми.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/